УДК 336.2
Абакарова Рабият Шамсудиновна
преподаватель кафедры налогов и налогообложения Дагестанского государственного института народного хозяйства
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ
Abakarova Rabiyat Shamsudinovna
Lecturer, Taxes and Taxation Department, Dagestan State Institute of National Economy
THE VALUE ADDED TAX AND THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN RUSSIA
Аннотация:
В статье оценивается положение туризма в мировой экономике и в экономике России. Проанализированы основные направления решений проблем развития туристической индустрии. Перечислены причины отставания туризма в России (отсутствие льгот по НДС и ряда других налогов, льготы для инвесторов и др.) Предлагается проведение государством протекционистской политики в отношении туристской индустрии, а также совершенствование существующей налоговой системы.
Ключевые слова:
туристская индустрия, льготы, налогообложение, НДС, развитие туризма, налоговое администрирование.
Summary:
The article estimates the position of tourism in the world economy and in the economy of Russia. The author analyzes the main directions for resolution of problems of the tourism industry development. The reasons for the lag of tourism in Russia are listed (the lack of VAT exemptions and other tax benefits for investors, etc.). The author suggests the government to carry out the protectionist policy in the tourism industry, as well as improvement of the existing tax system.
Keywords:
tourism industry, benefits, taxation, VAT, tourism development, tax administration.
Сфера туризма имеет свои отличительные особенности как по характеру оказываемых услуг населению, правовому статусу участвующих в ней субъектов, так и по воздействию на экономику региона и государства в целом. Основной особенностью является так называемый мультипликативный эффект туризма, т. е. способность туризма оказывать косвенное влияние на экономику страны, региона. Развитие туризма, как катализатор, ускоряет развитие взаимодействующих отраслей, таких как транспорт, средства размещения, предприятия общественного питания, музейное дело, индустрия развлечений и т. п. Благодаря этой особенности в настоящее время туризм превратился в одну из самых быстроразвивающихся и прибыльных отраслей экономики во всем мире.
Туризм в России в настоящее время переживает свой подъем. Большинство туристских центров России сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, так как эти города имеют известные достопримечательности и развитую инфраструктуру. Также большой популярностью пользуются небольшие города центральной части России, знаменитые своей архитектурой, историей.
Однако по доле турбизнеса в BBП Россия занимает 138-е место в мире и входит в десятку самых отсталых в этом отношении стран. По мнению экспертов Всемирного совета по туризму и путешествиям, основным фактором, сдерживающим развитие туризма в России, являются высокие цены на поездки по основным туристским направлениям, прежде всего на услуги транспорта, гостиниц и аналогичных средств размещения [1].
Туристская индустрия представляет собой высокодоходный, межотраслевой комплекс, один из основных секторов мировой экономики, способствующий обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира.
Рассмотрим некоторые проблемы налогообложения, связанные с НДС, в туристической деятельности. Как уже было отмечено, в России туризм находится на низком уровне развития и влияет на экономику страны пока незначительно. Туризм как одна из социальных сфер, финансирование которой производится по остаточному принципу (в настоящее время на нашу страну приходится менее 1 % мирового туристского потока), что свидетельствует о значительном отставании туристской индустрии в России от мировых показателей.
К причинам такого отставания туризма в России относятся: недостаточный уровень государственной поддержки и протекционизма в сфере госрегулирования внутреннего (социального) и въездного туризма (отсутствие льгот по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, отсут-
ствие льгот для инвесторов, вкладывающих средства в строительство гостиниц и иных предприятий туристской индустрии на территории Российской Федерации; отсутствие механизма субсидирования субъектов туристской индустрии, предоставляющих услуги в области социального туризма (для социально незащищенных слоев населения и т. д.).
НДС является чрезвычайно актуальным вопросом и обсуждается сегодня представителями научного, политического и экспертного сообществ. Наибольшие споры вызывает судьба НДС. Есть три точки зрения на судьбы налога. Первую точку зрения отстаивает Министерство финансов России: НДС является системообразующим налогом, позволяющим устойчиво финансировать доходную часть бюджета при любой ценовой ситуации. Если реформировать налоговую систему, следует использовать другие варианты, не затрагивающие НДС. Вторую точку зрения преимущественно отстаивает бизнес: НДС нужно снизить, упростить его взимание, но налог оставить. Но снижение НДС снизит лишь доходы бюджета, а все связанные с ним негативные моменты сохранятся. Третий взгляд на проблему наиболее радикальный: НДС надо отменить, потому что его снижение ничего существенно не изменит [2].
В последние годы представителями российского научного, политического и экспертного сообществ ведутся дискуссии о введении льготного налога на добавленную стоимость в туризме, как это практикуется во всем мире.
Причем эти обсуждения активизировались на фоне кризиса, который обнажил проблемы туристической индустрии, являющиеся прямым следствием того, что, несмотря на богатый потенциал, развитие туризма в России так и не стало реальным приоритетом структурной перестройки экономики.
Налоговые льготы являются инструментом, при помощи которого осуществляется привлечение инвестиций в производство и сферу услуг [3].
Во многих государствах деятельность предпринимателей в сфере внутреннего и въездного туризма обеспечивается льготами, субсидируется и кредитуется государством. Так, НДС на гостиничные услуги в Швейцарии составляет всего 5 %, в России - 18 %. Во Франции НДС по всем отраслям составляет 22 %, а в туризме - не более 13 %. С начала 1994 г. в странах ЕС снижен размер указанного налога до 10 %. Естественно, столь мощный экономический рычаг дает быструю и весьма значительную отдачу.
В России в соответствии со ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации 10 % НДС облагаются отдельные продукты питания, товары для детей, периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, медицинские товары отечественного и зарубежного производства.
На первый взгляд, налоговые льготы способны придать дополнительный импульс туринду-стрии. Но как будут развиваться события на самом деле? Есть опасения, что сэкономленные деньги пойдут не на инвестиции, а на потребление, причем не отечественных товаров, а импортных. В итоге это увеличит инфляцию, а уровень туриндустрии останется на прежнем уровне.
Кроме того, в случае введения в Российской Федерации льготной ставки НДС в сфере туризма следует ли ожидать снижения цен и создания новых рабочих мест?
Являясь косвенным налогом, НДС в конечном счете уплачивается либо непосредственно потребителем товаров (услуг), либо лицами, приобретающими для них эти блага. При этом в РФ доля расходов домохозяйств в среднем в 2008-2010 гг. составила порядка 72 % общей суммы на конечное потребление.
Таким образом, основными плательщиками НДС выступают домохозяйства, следовательно, прямая выгода от уменьшения НДС будет разделена между домохозяйствами и производителями товаров (услуг). В идеальных условиях, а именно в условиях совершенной конкуренции при совершенно эластичном предложении и неэластичном спросе, речь могла бы идти о снижении рыночных цен на величину ставки НДС, но в реальных условиях, возможно, что цены останутся неизменными и вся выгода от отмены НДС достанется производителю.
Еще один аспект, связанный со стимулированием туриндустрии, - введение системы возврата НДС на товары и услуги туристам. НДС возвращается на покупки, сделанные иностранными гражданами при обратном пересечении границы той страны, в которой они были приобретены. Суммы возврата составляют от 7 до 25 % от суммы покупки, в зависимости от величины НДС в данной стране.
В России также принята очередная мера по привлечению иностранных туристов. Теперь иностранцы, совершая покупки в российских магазинах, смогут вернуть себе налог на добавленную стоимость.
Принимаемые меры должны создать условия для стимулирования туристической индустрии [4].
К первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом необходимо отнести создание эффективных условий для работы туристских организаций: формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы, развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего, а также укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций; развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на международном рынке и др.
Туристская индустрия в России должна стать могучим сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристской индустрии.
Создание оптимальной системы налогообложения - главная задача государства. Основные средства решения данной задачи: налоговое регулирование и совершенствование налогового администрирования.
Таким образом, НДС в России несовершенен не более и не менее других налогов, что само по себе должно приводить к выводу не об уменьшении ставки НДС, а о продолжении совершенствования налоговой системы в целом.
Ссылки:
1. Кулаков В.В. Налогообложение в туризме: теория и практика // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 6. С. 16-20.
2. Митюрникова Л.А. Некоторые аспекты реформирования налогообложения туристской индустрии России (на примере НДС) // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 131-141.
3. Залибекова Д.З. Правовое регулирование налоговых льгот и вычетов // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 297-299.
4. Малолетко Д.Н. Проблемы налогообложения в сфере туризма (на примере налога на добавленную стоимость) // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 36. С. 45-61.