Научная статья на тему 'Некоторые аспекты реформирования налогообложения туристской индустрии России (на примере НДС)'

Некоторые аспекты реформирования налогообложения туристской индустрии России (на примере НДС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
486
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / TAXATION / TOURISM INDUSTRY / STRUCTURE AND DEVELOPMENT OF TOURISM / VALUE-ADDED TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митюрникова Людмила Антоновна

В статье рассмотрена система особых мероприятий в области налогообложения туристской индустрии России, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста, а также проанализированы основные направления решений проблем развития туристической индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes a system of special measures in taxation of tourism industry in Russia, aimed to government intervention into the market economy in accordance with the Government's vision for economic growth. The author considered directions of solutions to the problems and development of the tourism industry

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты реформирования налогообложения туристской индустрии России (на примере НДС)»

стр. 129 из 249

9. Информация Минфина РФ от 9 июня 1997 года № 29-93 «О переводных векселях финансового энергетического союза (ФЭС) и поддельных письмах»), Банка РФ (письмо ЦБ РФ от 26 февраля 1996 года № 28-1-15/236 «Об обращении векселей с поддельным авалем».

10. Федеральный закон от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».

11. Женевская конвенция от 7 июня 1930 года № 359 «О единообразном законе о переводном и простом векселе».

12. Совместное постановление Пленума Верховного суда № 33 и Пленума ВАС РФ от 4 декабря 2000 года № 14, п. 19.

13. ГК РФ ст.153-181 и 307-419 (в части, не противоречащей вексельному законодательству).

14. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 июля 1997 года № 18 «Обзор практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте», п. 6.

15. ГК РФ, ст. 128.

16. ГК РФ, ст. 395 «Ответственность за неисполнение денежного обязательства»

17. НК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 149.

УДК - 336.226 (075.8 )

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ НДС)

Митюрникова Людмила Антоновна, кандидат социологических наук, доцент, miturnikova@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article describes a system of special measures in taxation of tourism industry in Russia, aimed to government intervention into the market economy in accordance with the Government's vision for economic growth. The author considered directions of solutions to the problems and development of the tourism industry.

В статье рассмотрена система особых мероприятий в области налогообложения туристской индустрии России, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста, а также проанализированы основные направления решений проблем развития туристической индустрии.

Keywords: taxation, tourism industry, structure and development of tourism, value-added tax Ключевые слова: система налогообложения, туристская индустрия, структура и развитие туризма, налог на добавленную стоимость.

«Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе».

(Оливер У. Холмс)

Туристская индустрия сегодняшнего дня становится не только глубоким социальным явлением, но и основным механизмом, влияющим на мировую экономику и мировое устройство. Согласно статистическим данным число международных туристов возросло в 3,8 раза, а валютные доходы увеличились в 25 раз. Опираясь на данные Глобального этического Кодекса туризма, который был принят на Генеральной Ассамблее Всемирной туристической организации, необходимо отметить, что туристская политика должна способствовать повышению не только уровню жизни населения, но и быть ярким показателем качества жизни населения и отвечать их потребностям.

На создание тысячи организаций туристской индустрии, которые в свою очередь предоставили тысячи рабочих мест, значительную роль сыграло введение института предпринимательства, введение политики валютного регулирования, упрощение туристских формальностей.

Туристская активность российских граждан, по сравнению с другими странами находится на низком уровне, это объясняется низкой платежеспособностью. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Туризм может быть одним из основных механизмов сохранения и развития культурного потенциала, который приведет к гармонизации общества внутри страны и на международном уровне.

Туристская индустрия Российской Федерации сегодня активно развивается, формируется национальный туристический рынок, плавно вливаясь в международный рынок туристических услуг. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. С начала 90-х годов XX века Российская Федерация приступила к формированию национального туристского рынка, который в настоящий момент активно развивается, становясь частью международного рынка туристических услуг. С каждым годом увеличивается число граждан России, выезжающих за пределы страны. Так, согласно статистическим данным Ростуризма, число граждан, выехавших за рубеж с целью туризма, выросло на 34% в 2010 году по сравнению с 2009 и составило 9 785 811 человек. Растет число иностранцев, прибывающих в Россию. Количество иностранных туристов,

посетивших Россию, за 9 месяцев 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилось на 2% и составило 1 807 086 человек [12].

Такие факторы, как экономическая нестабильность в стране; непроработанность нормативно-правовой базы; бедность ассортимента предлагаемых услуг; недостаточное развитие туристской инфраструктуры; неудовлетворительная работы транспортных предприятий; ограниченность рекламы российских туристских направлений за рубежом и другие сдерживают развитие внутреннего и въездного туризма, именно эти проблемы невозможно решить без поддержки государства.

Система особых мероприятий в области налогообложения, налоговое регулирование, направленное на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста, может быть одним из основных способов решения вышеуказанных проблем.

Туристская индустрия представляет собой высокодоходный, межотраслевой комплекс, один из основных секторов мировой экономики, способствующий обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира. Заметим, что налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.

Налогообложение проходит приблизительно один и тот же путь логического развития независимо от того, где (у какого народа, в каком государстве) раньше, а где позже произошли качественные (существенные) изменения в налоговых отношениях. Налог — это продукт системы налоговых отношений, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Напомним, что сущность налога проявляется в отношениях, возникающих между субъектами этих отношений, характер которых складывается еще на этапе разработки налоговой политики, а конкретные их формы проявляются в процессе исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в государственный бюджет.

Как уже говорилось, налоги являются одним из основных источников пополнения государственного бюджета, в налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Рассмотрим систему налогообложения налогом на добавленную стоимость в туристской индустрии.

Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог. Косвенные налоги не зависят от доходов, они устанавливаются в виде надбавок к ценам или тарифам. Производители и продавцы товаров и услуг реализуют их по ценам с учетом таких надбавок.

Порядок исчисления и уплаты данного налога определен гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость». Организации, осуществляющие туристическую деятельность, являются плательщиками налога на добавленную стоимость на общих основаниях.

Рассмотрим исчисление НДС в туризме, который характеризуется следующими особенностями:

• объект налогообложения. На основании ст. 146 НК РФ «Объект налогообложения» определяются объекты обложения НДС, которые возникают при совершении операций, перечисленных в этой статье, на территории РФ. Поэтому при реализации товаров (работ, услуг) объектом налогообложения является та реализация товаров (работ, услуг), которая совершена на территории России. Вопросам места реализации товаров посвящена ст. 147 «Место реализации товаров», а места реализации работ и услуг - ст. 148 «Место реализации работ (услуг)». На основании ст. 148 НК РФ местом реализации услуг в сфере туризма РФ признается в том случае, если услуги в сфере туризма фактически оказываются на ее территории;

• перечень услуг, включаемых в понятие «услуги в сфере туризма». Ключевым моментом для определения указанного перечня служит понятие «туристский продукт», введенное ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Согласно этой статье туристским продуктом является право туриста на тур (комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие, предоставляемые в зависимости от целей путешествия), предназначенное для реализации туристу;

• применение НДС напрямую зависит от вида туристической деятельности. Так, на основании Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» организации, осуществляющие свою деятельность в сфере туризма, могут предоставлять туристам услуги на территории России, а также за ее пределами. На этом основании признается туризм внутренний (путешествия в пределах РФ лиц, постоянно проживающих на ее территории); туризм выездной (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, в другую страну); туризм въездной (путешествия в пределах РФ лиц, не проживающих постоянно на ее территории).

Если к перечисленным выше видам туризма применять законодательство по НДС, то это означает, что к числу объектов обложения названным налогом на территории РФ относятся только те виды туризма, которые фактически осуществляются на территории России. Однако при осуществлении международного выездного туризма туристические организации для подтверждения фактического места оказания туруслуг, которое состоялось за пределами территории РФ, обязаны иметь документы, приведенные в п. 4 ст. 148 НК РФ:

стр. 133 из 249

контракт, заключенный с иностранным лицом, и документы, подтверждающие факт оказания туруслуг за пределами территории РФ. При наличии указанных документов объект налогообложения организации, осуществляющей деятельность в сфере международного выездного туризма, не возникает в части услуг, оказанных за рубежом. Это касается услуг по проживанию, питанию туристов, экскурсионных, оказанных иностранными лицами за пределами территории России, а также услуг гидов-переводчиков (в том случае, если они оказываются иностранными лицами за пределами территории России) и других, предоставляемых иностранными лицами за пределами территории России в зависимости от целей путешествия.

Вместе с тем, у турфирмы, состоящей на налоговом учете в налоговом органе РФ, объект налогообложения в приведенном выше случае возникнет в части оказания услуг по распространению на территории России туристского продукта. Кроме того, на основании положений ст. 148 НК РФ, услуги, предоставленные в рамках указанного выше турпродукта (в частности, услуги гидов-переводчиков) организациями туризма, состоящими на учете в налоговом органе РФ, или иными лицами, перечисленными в ст. 143 НК РФ, должны признаваться объектом обложения НДС. Таким образом, денежные средства, поступившие в турфирму, состоящую на учете в налоговом органе РФ, за реализацию турпродукта в рамках международного выездного туризма от покупателей и перечисленные на основании вышеуказанных документов иностранному лицу, оказывающему услуги в рамках данного турпродукта за рубежом, не включаются в объект обложения НДС. Поэтому фактически налогообложение такой организации туризма осуществляется с разницы между ценой реализации туристам турпродукта (комплекса услуг по туристическому обслуживанию) и ценой приобретения этих услуг у иностранных лиц. Приведенный выше режим налогообложения, в первую очередь, относится к туроператорам - организациям туризма, осуществляющим формирование, продвижение и реализацию туристского продукта на основании лицензии. Этот порядок распространяется и на туроператоров, являющихся индивидуальными предпринимателями, которые также являются плательщиками НДС. У турагентов, привлекаемых туроператорами по договорам комиссии либо агентским договорам для реализации туристского продукта в сфере международного выездного туризма, на основании ст. 156 НК РФ объектом обложения является сумма комиссионного или агентского вознаграждения (или любого иного дохода). При этом на основании пп. 1 п. 2 ст. 167 НК РФ поступление денежных средств (в том числе в виде авансовых платежей) турагенту влечет возникновение факта оплаты услуг у туроператора.

Стоимость туристских и экскурсионных путевок (ст. 164 гл. 21 НК РФ) облагается НДС по ставке 18%. услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций

стр. 134 из 249

отдыха взрослых, а также отдыха и оздоровления детей (в том числе детских оздоровительных лагерей), расположенных на территории РФ освобождаются от налогообложения. Такое освобождение является одной из налоговых льгот. Необходимо отметить, что предоставление этих услуг должно быть оформлено путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (пп. 18 п. 3 ст. 149 НК). Заметим, что эти льготы применяются в том случае, если заключен договор между туристом и турфирмой, оформленный в виде туристско-экскурсионной путевки. Туристские услуги должны соответствовать ГОСТ Р50890-94 и быть включены в калькуляцию себестоимости путевки. Путевка - документ строгой отчетности, который выражает стоимость услуг, оказываемых санаторно-курортными и оздоровительными учреждениями, учреждениями отдыха, и включает комплекс услуг (проживание, питание, медицинские и оздоровительные услуги). Калькуляция утверждается руководителем туристского предприятия.

Возможность применения налоговой льготы - освобождения от НДС поставлена в зависимость от характера предоставляемых услуг. При заполнении бланков строгой отчетности исправления не допускаются, как и в любых других кассовых документах. При нарушении в оформлении бланков строгой отчетности организация не имеет права на применение льготы по НДС на основании пп. 18 п. 3 ст. 149 НК РФ и на дополнительные (сверх стоимости этих путевок) платные услуги, в частности, связанные с проживанием и питанием в вышеназванных учреждениях (льгота по НДС в этих случаях не распространяется). Такие налогоплательщики, как туристические фирмы, которые являются как бы посредниками и не могут воспользоваться льготой по НДС, поскольку непосредственно не участвуют в предоставлении услуг, а осуществляют предпринимательскую деятельность в интересах другого лица, определяют базу по НДС как сумму дохода, полученного ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

При этом на операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1, пп. 1 и 8 п. 2 и пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ. Деятельность туристических фирм-посредников под это исключение не подпадает. Следовательно, если турагент реализует путевки в санаторно-курортные организации, расположенные на территории России, взимается НДС со стоимости его агентского вознаграждения. Сумма, которую турагент получает от продажи путевки, является выручкой санатория, а выручкой турагента является только комиссионное вознаграждение.

стр. 135 из 249

Рассмотрим некоторые проблемы налогообложения, связанные с НДС, в туристической деятельности. Как уже было отмечено, в России туризм находится на низком уровне развития и влияет на экономику страны пока незначительно. Туризм как одна из социальных сфер, финансирование которой производится по остаточному принципу (в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока), что свидетельствует о значительном отставании туристской индустрии в России от мировых показателей.

К причинам такого отставания туризма в России относятся: недостаточный уровень государственной поддержки и протекционизма в сфере госрегулирования внутреннего (социального) и въездного туризма (отсутствие льгот по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество, отсутствие льгот для инвесторов, вкладывающих средства в строительство гостиниц и иных предприятий туристской индустрии на территории Российской Федерации; отсутствие механизма субсидирования субъектов туристской индустрии, предоставляющих услуги в области социального туризма (для социально незащищенных слоев населения и т.д.).

НДС является чрезвычайно актуальным вопросом и обсуждается сегодня представителями научного, политического и экспертного сообществ. Наибольшие споры вызывает судьба НДС. Есть три точки зрения на судьбы налога. Первую точку зрения отстаивает Министерство финансов России: НДС является системообразующим налогом, позволяющим устойчиво финансировать доходную часть бюджета при любой ценовой ситуации. Если реформировать налоговую систему, следует использовать другие варианты, не затрагивающие НДС. Вторую точку зрения преимущественно отстаивает бизнес: НДС нужно снизить, упростить его взимание, но налог оставить. Но снижение НДС снизит лишь доходы бюджета, а все связанные с ним негативные моменты сохранятся. Третий взгляд на проблему наиболее радикальный: НДС надо отменить, потому что его снижение ничего существенно не изменит. В условиях профицита бюджета, большого количества вычетов из него есть все возможности для компенсации выпадающих налогов за счет расширения налоговой базы. При этом это можно сделать без введения налога с продаж.

Чтобы лучше понять смысл и роль НДС, целесообразно вспомнить историю его появления. Оно было связано с планами перехода к рынку. Тогда экономисты сошлись на том, что нужно ввести этот налог в связи с возможной галопирующей инфляцией в переходный период. Нужен был налог, который не зависел бы от стремительно изменяющихся цен. Многим тогда НДС казался именно таким фискальным инструментом, потому что количество собираемых средств растет параллельно с ростом цен, а прямые налоги, в частности на прибыль, в этих условиях за инфляцией не поспевают.

стр. 136 из 249

Тогда это был едва ли не основной аргумент, который победил все претензии к его недостаткам, включая трудности администрирования, угнетающее воздействие на производство. В итоге страна оказалась в трудном положении: с одной стороны, НДС удобен в условиях инфляции, но с другой — он же ее и генерирует, причем особенно он вреден для несырьевого сектора; чем сложней товар, чем больше у него количество переделов, тем сильней инфляционный эффект. После того как высокая инфляция была сбита, НДС стал одним из препятствий для ее дальнейшего снижения. Но это даже не это самое главное сейчас. Меняются приоритеты экономической политики, ставится вопрос о переходе на инновационный путь развития. НДС фактически штрафует предприятия за желание производить более сложную продукцию. Чем больше технологических переделов, тем больше поставщиков, тем больше и НДС. В итоге максимальное налоговое бремя несет наукоемкий сектор.

Вторая проблема, которая мешает успешно переходить на инновационные рельсы, также косвенно связана с НДС — это коррупция. Сегодня в нашей налоговой системе это самый коррупционный налог. При его взимании больше всего проявляется субъективизма: налоговые службы, вместо того чтобы рассчитывать его на основе объективных критериев, часто «договариваются» с плательщиками об уплачиваемых ими размерах НДС. Большие проблемы возникают с администрированием НДС. Известно, что примерно 60% времени налоговых инспекторов уходит именно на этот сбор. Если сложить количество сотрудников налоговых инспекций и бухгалтерий предприятий, которые рассчитывают НДС, то общее число высвобожденных работников может составить до миллиона человек.

Возникает вопрос: если снижать ставку НДС, то на сколько? Российский союз промышленников и предпринимателей произвел свои подсчеты. По его оценкам, если НДС будет снижен до 13%, то это может достаточно уменьшить налоговую нагрузку и привести к тому, что в экономике останется дополнительно примерно 600 млрд руб.

Существуют реальные возможности для компенсации НДС. Одна из них — повысить налог на добычу полезных ископаемых. Так, налог на добычу газа ниже налога на добычу нефти. Раньше это объяснялось необходимостью поддержания низких цен на газ внутри России, но сейчас идет процесс выведения этих цен на рыночной уровень, а ставка остается прежней. Налоги на добычу нефти и газа необходимо довести до нормальных размеров. Второй вариант — это повышение налога для «богатых», когда ставка подоходного налога для них достигала бы 25%.

Рассмотрим некоторые пути решения проблем, связанных с НДС и развитием туризма в России. В вопросе о перспективах развития туристской отрасли в стране основным направлением национального протекционизма должен стать льготный налог на добавленную

стоимость в туризме, это практикуется во всем мире. Во многих государствах деятельность предпринимателей в сфере внутреннего и въездного туризма обеспечивается льготами, субсидируется и кредитуется государством. Так, НДС на гостиничные услуги в Швейцарии составляет всего 5%, в России - 18%. Во Франции НДС по всем отраслям составляет 22%, а в туризме - не более 13%. С начала 1994 года в странах ЕС снижен размер указанного налога до 10%). Естественно, столь мощный экономический рычаг дает быструю и весьма значительную отдачу[11].

В качестве примера обоснованного применения льготного налога на добавленную стоимость в туристической деятельности можно привести снижение ставки НДС в Латвии, которое планируется осуществить в 2011 году. По мнению министра экономики Артиса Кампарса, это приведет к созданию 2 тыс. новых рабочих мест и снижению цен на 6-8%. Он поддерживает введение ставки НДС в размере 10% на услуги гостиниц, поскольку это будет способствовать конкурентоспособности отрасли, особенно в Балтийском регионе.

Развитие туристической отрасли в Латвии тормозится недостаточным финансированием и применением стандартной ставки НДС в размере 21%. Минэкономики указывает, что туризм вносит существенный вклад в валовой внутренний продукт. В частности, в первом полугодии 2009 года экспорт связанных с туризмом услуг в первом полугодии составил 163,5 млн латов или 17% от общего экспорта услуг, который составил 936,6 млн латов.

По данным Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов, в 2009 году падение цен в гостиницах Риги и Юрмалы составило 30%, в регионах - 50-60%о от уровня 2008 года. По расчетам Минэкономики, благодаря снижению НДС цены понизятся еще на 6-8%. Минэкономики считает, что прогнозы Минфина о 8 млн латов убытков от снижения ставки НДС не обосновано, потому что отрасль медленно приходит в себя.

Необходимо в целях поддержки развития туризма предпринять меры по освобождению туристских предприятий от уплаты городских и районных налогов на добавленную стоимость и других налогов в пределах, не превышающих размер инвестиций. К первоочередным задачам государственных органов по управлению туризмом необходимо отнести создание эффективных условий для работы туристских организаций, что предполагает не только формирование и дальнейшее совершенствование законодательной базы, развитие предпринимательства в сфере туризма, прежде всего малого и среднего, а также осуществление следующих мероприятий:

• укрепление материально-технической базы индустрии туризма путем привлечения

отечественных и иностранных инвестиций;

• развитие инфраструктуры туризма для обеспечения конкурентоспособности страны на

международном рынке;

• разработка и внедрение прогрессивных методов и стандартов туристского обслуживания;

• возрождение социального туризма и на его основе гармонизация социальной и общественной жизни населения, что должно привести к повышению интереса граждан России к родной стране, а также более эффективному решению вопросов сохранения историко-культурного наследия и окружающей среды;

• проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на продвижение и формирование имиджа России как страны благоприятной для туризма [11].

Туристская индустрия в России должна стать могучим сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристской индустрии.

Создание оптимальной системы налогообложения - главная задача государства. Основные средства решения данной задачи: налоговое регулирование и совершенствование налогового администрирования.

Литература

1. Агеева О.А. Бухгалтерский учет, налогообложение и МСФО в туризме. М.: ИндексМедиа, 2009.

2. Булатова М.А., Седова И.В. Туризм: учет и налоги. М.: Налог Инфо, 2008.

3. Каурова О.В., Малолетко А.Н. Бухгалтерский учет предприятия туристской индустрии: учебник. М.: КНОРУС, 2009.

4. Толмачев И.А. Справочник по специальным налоговым режимам. М.: РОСБУХ, 2008.

5. Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. 2009. № 2.

6. Игнатов А.В. Сравнительный анализ систем налогообложения, или победитель конкурса известен // Налоговая политика и практика. 2008. № 8. С. 25-31.

7. Позиция ТПП РФ по совершенствованию налоговой системы и анализ «Основных направлений налоговой политики на 2009 год и на период до 2011 года» // Налоги и налогообложение. 2008. № 11. С. 13-19.

8. www.nalog.ru (Дата обращения: 01.03.2011)

9. www.minfin.ru (Дата обращения: 03.03.2011)

10. www.rassiatourism.ru (Дата обращения: 03.03.2011)

11. www.strategy.ru (Дата обращения: 01.03.2011)

12. ^раны и регионы мира. Экономико-политический справочник. / Под ред. А.С. Булатова. М., 2010.

УДК 311.3.4

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РОСТА ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО

ПРОДУКТА БРЯНСКОЙ ОБАСТИ

Мишина Мария Юрьевна, доцент, mar-mish@yandex.ru,

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Брянск

The article, the statistical analysis of the gross regional product of the Bryansk region and identified the factors influencing its growth.The author strategy socio-economic development of the Bryansk region.

В статье проведен статистический анализ валового регионального продукта Брянской области и выделены факторы, влияющие на его рост, предложена стратегия социальноэкономического развития Брянской области.

Keywords: gross regional product, the resource aspect of regional effectiveness, extensive and intensive factors

Ключевые слова: валовой региональный продукт, ресурсный аспект региональной

эффективности, экстенсивные и интенсивные факторы

Валовой региональный продукт является важнейшим показателем развития экономики на макроэкономическом уровне. Этот показатель характеризует взаимосвязанные аспекты экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг. Объем валового регионального продукта в 2008 году в основных ценах сложился в объеме 137,5 млрд руб. или 129,6% в сопоставимых ценах к уровню 2007 года. В 2009 году объем ВРП в Брянской области снизился на 1,3 млрд руб. по сравнению с предыдущим периодом. Объем валового регионального продукта в 2009 году оценивается в объеме 136,2 млрд руб. или 95% в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (132,4% к уровню 2003 года). Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области, являются: обрабатывающие производства; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; оптовая и розничная торговля, на долю которых приходится около 70% произведенного ВРП. Несмотря на сокращение в конце года объемов производства в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.