Научная статья на тему 'Перспективы модернизации налогообложения малых предприятий сферы туризма'

Перспективы модернизации налогообложения малых предприятий сферы туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СФЕРА ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Е.Н.

В статье рассмотрены современные тенденции развития сферы туризма в России, выявлены особенности ее налогообложения, предложены рекомендации по модернизации системы налогообложения малых российских предприятий в сфере туризма с учетом мирового опыта. Проанализированы перспективы модернизации системы налогообложения малых предприятий и произведена оценка их эффективности с учетом отечественного опыта и рыночной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы модернизации налогообложения малых предприятий сферы туризма»

6(192) - 2014

Налоги и налогообложение

УДК. 336.22

перспективы модернизации налогообложения малых предприятий сферы туризма

е. н. егорова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: egelni@yandex.ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье рассмотрены современные тенденции развития сферы туризма в России, выявлены особенности ее налогообложения, предложены рекомендации по модернизации системы налогообложения малых российских предприятий в сфере туризма с учетом мирового опыта. Проанализированы перспективы модернизации системы налогообложения малых предприятий и произведена оценка их эффективности с учетом отечественного опыта и рыночной ситуации.

Ключевые слова: налогообложение, конкурентоспособность, предприятие, сфера туризма.

Несмотря на модернизацию российской экономики с учетом глобализационных процессов, туризм продолжает оставаться важным сектором национальной экономики, а развитие въездного (международного) и внутреннего туризма - приоритетами, роль которых определяется необходимостью перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Отечественные и зарубежные исследователи отмечают экономическую и социальную значимость туризма, которая отражается в формировании валового внутреннего продукта, создании новых рабочих мест, обеспечении продуктивной занятости населения, повышении доходов бюджетов всех уровней и др.

В условиях формирования в России открытой экономики актуальным является исследование состояния предприятий туристской отрасли с учетом современных тенденций и перспектив развития мирового и национального рынков туристских услуг. Туристская сфера представляет страну на международной арене, являясь отражением ее социально-экономического, политического и культурного развития. Поэтому развитие туризма относится к числу приоритетных задач современной России и должно решаться на государственном уровне.

Необходимо определить направления развития туристской отрасли России, и в частности роль налогообложения в повышении конкурентоспособности малых предприятий в сфере туризма с учетом национальных особенностей и современных тенденций в туристской сфере России.

Международный туризм выступает не только как источник поступления доходов для продавцов и удовлетворения духовных и физических потребностей покупателей, но и как связующее звено между странами, регионами, деловыми кругами различных государств, как источник распространения информации о них на внешних рынках. Туристские хозяйства практически всех стран так или иначе вовлекаются в процесс глобализации. Что касается уровня интегрированности российской

туристской отрасли в мировую экономику, то доля международного туризма в структуре туристских услуг в течение последних пяти лет в России не превышала 35 %.

Туристская отрасль выполняет важную роль в экономике любой страны, в том числе в России, являясь:

- способом увеличения занятости населения;

- средством содействия структурным сдвигам в национальном производстве;

- фактором активизации привлечения инвестиций и интенсификации развития других отраслей национальной экономики (строительства, производства товаров широкого потребления, пищевой промышленности, сельского хозяйства);

- сферой привлечения к эффективному использованию так называемых экономически индифферентных ресурсов (солнечная радиация, морские пляжи, памятники архитектуры и т. д.);

- инструментом влияния на общественное мнение о стране, формирования ее имиджа. Глобализация обостряет конкурентную борьбу

в туристской отрасли России, причем не только за туристов, но и за инвестиции. Инвестиционная привлекательность российской туристской отрасли является низкой по причине нестабильности экономической ситуации, бюрократии, коррупции, неразвитой инфраструктуры, а также высокого уровня налогов. Конкурентоспособность российских туристских организаций, основную массу которых составляют малые предприятия, также является низкой из-за высоких цен, обусловленных высокими налогами. Поэтому необходима государственная защита отечественных туристских предприятий в условиях обострения конкурентной борьбы.

Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. обнажил проблемы туристской отрасли, являющиеся прямым следствием того, что, несмотря на богатый потенциал, развитие туризма в России так и не стало реальным приоритетом структурной перестройки экономики.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Важным направлением эффективного использования налогов является повышение их роли в стимулировании малого предпринимательства в сфере туризма. Малый бизнес имеет ряд преимуществ, а именно:

- формирует конкурентную среду;

- создает дополнительные рабочие места;

- оперативно внедряет передовые достижения;

- перестраивает производство в зависимости от

соотношения спроса и предложения;

- не требует повышенных первоначальных затрат.

Увеличение количества малых предприятий в сфере туризма, повышение их эффективности -это шаг на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и на этой основе - повышения благосостояния россиян. Малое предпринимательство как наиболее гибкая и легко адаптируемая к конъюнктурным колебаниям рынка форма бизнеса нуждается в активной государственной поддержке. В данном направлении достаточно эффективным инструментом являются налоговые механизмы, позволяющие увеличить объемы получаемой прибыли за счет снижения налоговых ставок, предоставления различного рода льгот и преференций малым предприятиям.

Во многих зарубежных странах установлен льготный режим налогообложения малого бизнеса в сфере туризма. Например, в США налог на прибыль корпораций устанавливается по схеме «слоеного пирога». При максимальной ставке федерального налога 34 % корпорации при доходе 50 тыс. долл. уплачивает всего лишь 15 %, за последующие 25 тыс. долл. - 25 %. В Великобритании при ставке налога 33 % малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере 25 %.

Во Франции малые предприятия освобождаются от налога на добавленную стоимость. В Германии малый бизнес освобожден от промыслового налога. В Бразилии малые предприятия освобождены от налога на добавленную стоимость (НДС), налога на услуги, налога на финансовые операции. В Чили установлен специальный налоговый режим для малых предприятий (налог на прибыль корпораций -15 %, подоходный налог с физических лиц - от 5 до 45 %).

Во многих развитых странах ставка по налогу на прибыль носит дифференцированный характер в зависимости от вида деятельности и размеров предприятия. Так, в США на федеральном уровне,

6(192) - 2014

Налоги и налогообложение

наряду с высшей ставкой корпорационного налога в 34 %, для более мелких корпораций используются две более низкие ставки - 15 и 25 % (до начала реформы 1986 г. таких ставок было четыре). Корпорации облагаются налогом по сниженным ставкам, если их налогооблагаемый доход не превышает 75 тыс. долл.

Еще один аспект, связанный со стимулированием туриндустрии, - введение системы возврата НДС на товары и услуги туристам. Налог на добавленную стоимость возвращается на покупки, сделанные иностранными гражданами при обратном пересечении границы той страны, в которой они были приобретены. Суммы возврата составляют от 7 до 25 % от суммы покупки в зависимости от величины НДС в данной стране.

В Израиле туристы, сделавшие покупки на сумму свыше 100 долл. США в магазинах, участвующих в программе возврата налогов, имеют право на возврат НДС (НДС в Израиле на январь 2012 г. составляет 16 %). Налог на добавленную стоимость выплачивается по требованию: наличными, чеком, кредитной карточкой или банковским переводом.

В Хайнане (КНР) с 1 января 2011 г. введена система возврата НДС, принцип действия которой аналогичен Tax Free в Европе, GST Refund в Сингапуре, Tourist Refund Scheme (TRS) в Австралии и другим системам возврата НДС при вывозе за рубеж товаров, купленных иностранцами во время пребывания в стране. Ставка возврата НДС составляет 11 % от суммы покупки, указанной в специальном счете.

В Германии для налогообложения НДС (Umsatzsteuer) для предприятий, работающих в сфере туризма, существует специальное законодательство, кардинально отличающееся от законов, регулирующих прочие сферы бизнеса. Так, например, оборот от продажи поездок в третьи страны при определенных условиях целиком освобожден от налогообложения НДС, а оборот от продажи поездок по странам ЕС при определенных условиях подлежит только частичному налогообложению НДС, что ведет к значительному уменьшению налогооблагаемой прибыли и соответственно увеличению прибыльности бизнеса. Специальное законодательство действует для всех предприятий, предлагающих услуги в сфере туризма. Суть специального законодательства заключается в том, что все услуги туроператора, оказанные туристам, рассматриваются совместно, как единое целое. Из суммы,

полученной от продажи тура и всех сопутствующих услуг, вычитается сумма всех затрат на составление данного тура. Так рассчитывается брутто-прибыль (Differenz / Marge), исходя из которой определяется сумма налога НДС. Особо надо отметить, что НДС, указанный в счетах затрат на составление тура, к вычету не подлежит (например, НДС из счетов за перевозку путешественников по Германии). Если цель поездки находится вне Евросоюза (в законе о НДС эти страны паушально названы «третьи страны») и все задействованные субподрядчики также находятся в третьих странах, то при соблюдении указанных требований оборот от продажи поездки целиком освобожден от налогообложения НДС, т. е. туроператор не платит с этих доходов никакого НДС. Если задействованные субподрядчики и оказанные ими услуги только частично относятся к третьим странам и частично к Евросоюзу, то только та часть оборота, которая относится к третьим странам, освобождена от налогообложения НДС. Для остальных услуг, оказанных в ЕС, действует специальное налогообложение НДС (налогообложение брутто-прибыли). Таким образом, специальное законодательство о налогообложении НДС для предприятий, работающих в сфере туризма, предоставляет множество альтернатив, используя которые можно добиться оптимального решения для каждого отдельного случая.

По мнению В. С. Сенина, в вопросе о перспективах развития туристской отрасли в стране основным направлением национального протекционизма должен стать льготный налог на добавленную стоимость в туризме. Как утверждает В. А. Кашин, оптимальная доля налоговых платежей предприятий туризма, благоприятная для экономики и безопасная для доходов бюджета, составляет 26-27 %. В настоящее время налогообложение туристских организаций в Российской Федерации предусматривает уплату налогов по общей системе налогообложения и при применении специальных налоговых режимов. В сфере туризма применяются следующие виды налогов:

- налог на прибыль организаций (20 %);

- налог на имущество предприятия (< 2,2 %);

- налог на добавленную стоимость (18 или 10 %);

- налог на доходы физических лиц (13 %);

- страховые взносы (30 %);

- упрощенная система налогообложения 6 % доходов или 15 % прибыли.

Туристские организации уплачивают определенные виды налогов в зависимости от применяемой системы налогообложения (см. таблицу).

Анализ (см. табл.) показывает, что налоговое бремя туристских организаций превышает оптимальное значение 27 % [4]. Даже если исходить из того, что плательщиками налога на доходы физических лиц являются не сами организации, а их работники, малые туристские предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны уплачивать страховые взносы в размере 30 % от фонда заработной платы, что составляет основу их налогового бремени. Очевидно, что для достижения оптимальной доли налоговых платежей предприятий туризма необходимо сокращение страховых взносов как минимум до 20-21 % (в настоящее время размер взносов во внебюджетные фонды составляет 30 %, а для отдельных компаний существует льготная ставка 14 %).

Глобализация сталкивает национальные правительства в области построения все более конкурентоспособной налоговой среды. Благодаря этому инвесторы в настоящее время реально располагают широким выбором между конкурирующим в различных странах налоговым климатом. Тенденции динамики глобального налогообложения показывают, что страны, игнорирующие изменения в данной сфере, подвергают свою национальную экономику повышенной опасности, избежать которой можно за счет проведения налоговой реформы по ослаблению фискального бремени.

Один из самых динамичных и захватывающих аспектов глобализации международной налоговой конкуренции - по мере повышения межстрановой мобильности и роста капитала крупные корпорации и финансовые институты получают возможность работать и инвестировать в страны с более низкими (следовательно, более эффективными для капитала) налоговыми ставками. Эти налоговые послабления

оказывают обратное давление на правительства тех стран, в которых налоги на доходы, инвестиции и богатства являются неоправданно завышенными, что характерно для России. В мире происходит захватывающее все более широкий круг стран движение по сокращению индивидуальных и предпринимательских налогов (особенно интенсивно это осуществляется в Центральной и Восточной Европе). Россия в этом отношении отстает и ее экономике грозит стратегическое отставание [2].

Демонополизация налоговых условий, в которых работает отечественный предприниматель, становится залогом экономического роста, ин-новационности и национальной экономической безопасности. Кроме того, поскольку Россия - это огромное территориально-экономическое образование, следует учитывать, что ближайшие годы станут временем возникновения ожесточенной конкурентной борьбы между российскими регионами по либеральному налогообложению. И эта борьба будет обостряться по мере реальной регионализации российской экономики [2].

Российская экономика может быть активизирована путем всеохватывающей конкуренции и капитального обновления Налогового кодекса Российской Федерации. Действующая система налогообложения в России подавляет возможный рост заработной платы работников и предпринимательские инвестиции. Поэтому Правительству Российской Федерации необходимо провести крупные налоговые реформы в целях обеспечения роста уровня жизни.

Важным аспектом модернизации налоговой системы Российской Федерации является ее эффективность с учетом национальных особенностей страны. В России в соответствии со ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации 10 % НДС облагаются отдельные продукты питания, товары для детей, периодические печатные издания и книж-

налоговое бремя туристских организаций, %

Система налогообложения Вид налога Налоговая ставка Налоговое бремя

Общая Налог на прибыль организаций 20 74,5-83,2

Налог на имущество предприятия < 2,2

Налог на добавленную стоимость 18 или 10

Налог на доходы физических лиц 13

Страховые взносы 30

Упрощенная Единый налог 6 или 15 49-58

Налог на доходы физических лиц 13

Страховые взносы 30

Источник: составлено автором.

6(192) - 2014

Налоги и налогообложение

Источник: разработано автором.

связь налогообложения и повышения конкурентоспособности малых предприятий в сфере туризма [4]

Причинно-следственная связь снижения налогового бремени малых туристских предприятий и предприятий, обслуживающих туристскую отрасль, и повышения конкурентоспособности малых предприятий в сфере туризма отражена на рисунке.

Налогообложение не только самих малых

ная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, медицинские товары отечественного и зарубежного производства.

На первый взгляд, налоговые льготы способны придать дополнительный импульс туриндустрии. Но есть опасения, что сэкономленные деньги пойдут не на инвестиции, а на потребление, причем не отечественных товаров, а импортных. В итоге это увеличит инфляцию, а уровень туриндустрии останется на прежнем уровне.

В условиях конкуренции при совершенно эластичном предложении и неэластичном спросе речь могла бы идти о снижении рыночных цен на величину налоговых ставок, но в реальных условиях, возможно, что цены останутся неизменными, и вся выгода от снижения налоговых ставок достанется предпринимателям.

Безусловно, опыт прошлых лет следует принимать во внимание, однако стоит также учитывать современные тенденции в сфере туризма. Сегодня на туристском рынке России действует большое количество организаций, за счет чего уровень конкуренции на рынке гораздо выше, чем несколько лет назад. В условиях присоединения Российской Федерации к ВТО ожидается усиление влияния процесса глобализации на туристский рынок России, следствием чего является еще большее усиление конкуренции. Поэтому в результате снижения налоговых ставок и предоставления налоговых льгот организациям туристской отрасли России следует ожидать снижения цен на туристский услуги. Учитывая, что цена является важнейшим фактором конкурентоспособности туристских организаций, в результате модернизации системы налогообложения прогнозируется повышение их конкурентоспособности и, как следствие, развитие туристского рынка России.

предприятий в сфере туризма, но и предприятий, обслуживающих туристскую отрасль, оказывает влияние на конкурентоспособность малых предприятий в сфере туризма (см. рисунок). Это объясняется комплиментарными связями дополняющих друг друга товаров и услуг в рамках туристской отрасли. Таким образом, налогообложение является инструментом повышения конкурентоспособности малых предприятий в сфере туризма.

Следует отметить, что туристская отрасль не ограничивается организациями туризма - она включает в себя целый комплекс обслуживающих предприятий. Поэтому предоставление им налоговых льгот окажет влияние и на туристские организации. В частности, автор рекомендует применение следующих мер в рамках модернизации системы налогообложения малых предприятий в сфере туризма:

- введение льготного налога на добавленную стоимость в туризме в размере 10 %, а также возврат или возмещение налога, как это практикуется во всем мире. В России в 2012 г. была принята мера по привлечению иностранных туристов. Теперь иностранные граждане, совершая покупки в российских магазинах, смогут вернуть себе налог на добавленную стоимость после пересечения российской границы. Однако ставка налога на добавленную стоимость для музеев и гостиниц по-прежнему составляет 18 %. Туризм относится к числу приоритетных отраслей российской экономики, так как является составляющей имиджа страны на международной арене, поэтому целесообразно пересмотреть ставку по налогу на добавленную стоимость в сторону понижения;

- отмену налога на прибыль организаций для музеев и снижение для гостиниц и отелей до 18 %.

Данная мера призвана поддержать объекты туристской инфраструктуры в России и должна привести к снижению стоимости туристских услуг и расходованию сэкономленных средств на развитие и рекламу; - снижение для малых предприятий, обслуживающих туристскую отрасль (питание, уборка, сувениры), ставки по налогу на прибыль до уровня 15 %. Учитывая незначительную долю поступлений по налогу на прибыль организаций, полученных от малых предприятий в общем объеме налоговых поступлений, которая в 2012 г. не превышала 2,3 % [2], это снижение не нанесет значительного ущерба государственному бюджету.

Исторический опыт России и зарубежных стран показывает, что малому бизнесу, его развитию и укреплению государство должно уделять особое внимание. В этом залог успешного перехода к рыночным отношениям, создания фундамента экономического роста и повышения уровня жизни населения.

Создание оптимальной системы налогообложения - главная задача государства. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если законодательные и исполнительные органы государственной власти осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в

отношении туристской индустрии. Налогообложение является одним из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности малых предприятий в сфере туризма, и предоставление налоговых льгот организациям, работающим в сфере туризма, приведет к повышению их конкурентоспособности и развитию туристского рынка России.

Список литературы

1. Бокарева Е. В. Проблемы страхования граждан, выезжающих за рубеж: сбор. матер. VI Всероссийской науч.-практ. конф. «Развитие инновационного потенциала отечественных предприятий и формирование направлений его стратегического развития», 2008. С. 60-63.

2. Егорова Е. Н. Фискальный мониторинг как информационная база налогового регулирования // Сервис plus . 2011. № 1. С. 87-93.

3. Туманян Ю. Р. Развитие сферы туризма в эпоху глобализации // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 2-3.- С. 42-44.

4. Egorova E. N. Taxation as a tool of improvement of competitiveness of small enterprises in the sphere of tourism // World Applied Sciences Journal . 2013. Т. 24. № 11. С. 1455-1459.

5. Zaitseva N. A., Chernikova L.I. Features and prospects in the development of the services provided in the field of treval insurance // Middle East Journal of Scientific Research. 2013. Т. 16. № 7. С. 996-1002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.