Научная статья на тему 'Проблемы налогообложения в сфере туризма (на примере налога на добавленную стоимость)'

Проблемы налогообложения в сфере туризма (на примере налога на добавленную стоимость) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1366
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / СТРУКТУРА И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / TAXATION SYSTEM / TOURISM / TOURISM STRUCTURE AND DEVELOPMENT / VALUE ADDED TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малолетко Дмитрий Николаевич

В статье рассмотрена система особых мероприятий в области налогообложения туристической индустрии, направленных на снижение налоговой нагрузки и стимулирование экономического роста, а также проанализированы основные направления решений проблем развития туристической индустрии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the system of special methods in tourism taxation aimed at the reduction of tax burden and stimulation of the economic growth and analyzes basic solutions for tourism development problems.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогообложения в сфере туризма (на примере налога на добавленную стоимость)»

36. Арбитражный суд г. Москвы в решении от 02.03.06 по делу № А40-138/06-14-1; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2007 №09АП-15342/07-АК.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК - 336.226 (075.8)

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА (на примере налога на добавленную стоимость)

TAXATION PROBLEMS IN TOURISM (the case of value added tax)

Малолетко Дмитрий Николаевич, преподаватель кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, [email protected].

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассмотрена система особых мероприятий в области налогообложения туристической индустрии, направленных на снижение налоговой нагрузки и стимулирование экономического роста, а также проанализированы основные направления решений проблем развития туристической индустрии.

Ключевые слова: система налогообложения, туристическая индустрия, структура и развитие туризма, налог на добавленную стоимость.

The article considers the system of special methods in tourism taxation aimed at the reduction of tax burden and stimulation of the economic growth and analyzes basic solutions for tourism development problems.

Key words: taxation system, tourism, tourism structure and development, value added

tax.

В последние годы представителями российского научного, политического и экспертного сообществ ведутся дискуссии о введении льготного налога на добавленную стоимость в туризме, как это практикуется во всем мире.

Причем эти обсуждения активизировались на фоне кризиса, который обнажил проблемы туристической индустрии, являющиеся прямым следствием того, что, несмотря на богатый потенциал, развитие туризма в России так и не стало реальным приоритетом структурной перестройки экономики. В результате не находят своего применения или применяются в недостаточной степени меры государственной поддержки развития отрасли, рекомендуемые UNWTO и применяемые в большинстве стран - лидеров мирового туристического рынка.

Необходимо отметить, что используемый в формуле показатель налогов, начисленных к уплате, наиболее точно и полно отразит налоговые обязательства предприятий туризма и сервиса по сравнению с показателем уплаченных налогов, поскольку, несмотря на то, что сумма внесённых в бюджет платежей в некоторой степени и отражает налогоспособность предприятия, следует учитывать и фактор недобросовестности налогоплательщиков: часть начисленных к уплате налогов может не погашаться, а средства, назначенные для этих целей, направляться в другие сферы.

Выбор, используемого в формуле показателя прибыли до налогообложения, основан на том, что он выражает доход, полученный налогоплательщиком, за вычетом всех расходов, связанных с осуществлением административно-хозяйственной деятельности и по экономическому содержанию представляет собой источник уплаты налоговых обязательств.

Показатель налогового потенциала, рассчитанный по предлагаемой формуле, выражает возможность предприятия покрыть налоговые обязательства прибылью за определённый период. Во избежание банкротства значение этого показателя не должно превышать единицы. А поскольку прибыль хозяйствующего субъекта должна не только покрывать налоговые обязательства, но и использоваться в качестве дохода от предпринимательской деятельности, а также инвестироваться для расширения хозяйственной деятельности и улучшения рабочего процесса, то значение показателя должно варьироваться в пределах 0,25-0,35 [5].

Следует отметить, что оптимальная доля налоговых платежей предприятий туризма в созданной добавленной стоимости, благоприятная для экономики и безопасная для доходов бюджета, составляет 26-27% [1]. Возьмем в качестве рекомендуемой величины налогового бремени хозяйствующего субъекта усреднённое значение данного показателя и отождествим её с удельным значением его налогового потенциала:

0,265 = Н / П. (2)

Отсюда, сумма налогов, начисленных к уплате в бюджет, составит:

Н = 0,265 • П. (3)

Данная формула даёт возможность рассчитать объём налогового потенциала предприятий туризма и сервиса в абсолютном выражении.

Налоговая нагрузка предприятий туризма определяется как отношение всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации товаров (работ, услуг):

совокупных доходах федерального бюджета она составила более 39%. В «Основных направлениях бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» планируется, что основная часть прогнозируемых доходов (около 90%) будет обеспечена поступлениями по таможенным пошлинам (34-37%), налогу на добавленную стоимость (32-35%), налогу на добычу полезных ископаемых (17%) и налогу на прибыль организаций (3%) [1].

По мнению директора Центра развития НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, доходы от сбора НДС «более стабильны и меньше зависят от конъюнктуры, чем, например, налоги от нефтегазового сектора» [8]. Поэтому любые шаги по реформированию налога на добавленную стоимость должны быть тщательно просчитаны с точки зрения потенциальных выгод и издержек.

По мнению кандидата социологических наук Митюрниковой Людмилы Антоновны, «в вопросе о перспективах развития туристской отрасли в стране основным направлением национального протекционизма должен стать льготный налог на добавленную стоимость в туризме» [3].

В качестве примера применения льготного налога на добавленную стоимость в туриндустрии можно привести снижение ставки НДС в странах Евросоюза. Ставки НДС, применяемые в государствах - членах Европейского Союза и Российской Федерации, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Ставки НДС, применяемые в государствах - членах Европейского Союза и Российской Федерации (на 1 января 2012 года)

Страна Ставка НДС, %

стандартная продукты питания ресторан услуги гостиниц

Российская Федерация 18 10/18 18 18

Бельгия 21 6/12/21 12 6

Болгария 20 20 20 9

Чешская Республика 20 14 20 14

Дания 25 25 25 25

Германия 19 7/19 19 7

Эстония 20 20 20 9

Греция 23 13 13 6,5

Испания 18 4/8 8 8

Франция 19,6 5,5/7/19,6 7 7

Ирландия 23 0/(4,8;13,5)/23 9 9

Италия 21 4/10 10 10

Кипр 15 5/15 8 8

Латвия 22 22/12 22 12

Литва 21 21 21 21

Люксембург 15 3 3 3

Венгрия 27 18;27 27 18

Мальта 18 0 18 7

Нидерланды 19 6 6 6

Австрия 20 10 10 10

Польша 23 5/8/23 8 8

Португалия 23 6/13/23 23 6

Румыния 24 24 24 9

Словения 20 8,5 20/8,5 8,5

Словакия 20 20/10 20 20

Финляндия 23 13 13 9

Швеция 25 12/25 12 12

Великобритания 20 0/20 20 20

Источник: Данные Европейской комиссии по налогообложению и таможенному союзу

В Швеции с 1 января 2012 году уменьшился НДС, взимаемый в отрасли общественного питания (с 25% до 12%). Компания «Макдональдс» первой объявила, что снижение цен позволит увеличить инвестиции в новые рестораны и рабочие места. Ожидается, что в 2012 году в связи со снижением цен на наиболее популярные продукты питания произойдет увеличение спроса и принятие на работу 600 новых сотрудников.

По оценкам Шведской ассоциации отельеров и рестораторов, снижение НДС будет способствовать созданию на всей территории Швеции 15 тысяч рабочих мест в секторе общественного питания. Организация утверждает, что снижение налогов позволит сократить теневую экономику и снизить уровень безработицы среди молодежи и иммигрантов. Правительство Швеции предполагает, что это также будет косвенно способствовать развитию туристического сектора. Кроме этого, снижение налогов является ответом на признаки воздействия экономического спада еврозоны на экономику Швеции.

Снижение налогов будет стоить государственному бюджету Швеции в 2012 году 5,4 млрд. крон (814 миллионов долларов США), а в последующие годы - 3,6 млрд. крон (543 млн. долларов США).

В Ирландии снижение ставки НДС в размере 9% введены в отношении некоторых товаров и услуг (в основном связанных с туризмом) за период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2013 года. 9% ставка применяется на услуги общественного питания; проживание в гостиницах, использование спортивных сооружений, парикмахерские услуги, печатную продукцию, такие как брошюры, карты, программы, буклеты, каталоги и газеты.

Парламент Литвы с 1 января 2012 года повысил ставку НДС на гостиничные услуги с 9 до 21%. Льготная ставка НДС действовала в течение 2011 года и была введена по требованию литовских отельеров и рестораторов, терпевших серьезные убытки. По мнению руководителя литовской Ассоциации отельеров и рестораторов Эвалды

Шишкаускене, отмена льготного налогообложения поставит крест на гостиничной отрасли. «Планируемые доходы госбюджета Литвы НДС не будут получены из-за падающей конкурентоспособности турбизнеса страны», - подчеркнул эксперт. В свое время льготный тариф НДС позволил создать в отрасли 1600 новых рабочих мест, а за первое полугодие 2011 года в бюджет поступило на 20,8% больше отчислений, чем годом ранее.

Согласно законодательству Франции, с 1 января 2012 официально увеличен размер НДС с 5,5% до 7% на услуги, предоставляемые туристам (проживание в гостинице, питание, транспортные услуги).

С 1 марта 2012 г. правительство Хорватии планировало увеличить ставку НДС с 23% до 25%, что должно принести в бюджет государства дополнительные 435 млн. долларов США ежегодно. Но при этом в туристической сфере власти Хорватии намерены применять снижение ставок НДС на некоторые услуги в области гастрономии, начиная со следующего года.

В России в соответствии со ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации 10% НДС облагаются отдельные продукты питания, товары для детей, периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, медицинские товары отечественного и зарубежного производства.

На первый взгляд налоговые льготы способны придать дополнительный импульс туриндустрии. Но как будут развиваться события на самом деле? Есть опасения, что сэкономленные деньги пойдут не на инвестиции, а на потребление, причем не отечественных товаров, а импортных. В итоге это увеличит инфляцию, а уровень туриндустрии останется на прежнем уровне.

Кроме того, в случае введения в Российской Федерации льготной ставки НДС в сфере туризма следует ли ожидать снижение цен и создание новых рабочих мест?

Являясь косвенным налогом, НДС в конечном счете уплачивается либо непосредственно потребителем товаров (услуг), либо лицами, приобретающими для них эти блага. При этом в РФ доля расходов домохозяйств в среднем в 2008-2010 годах составила порядка 72% общей суммы на конечное потребление.

Таким образом, основными плательщиками НДС выступают домохозяйства, а, следовательно, прямая выгода от уменьшения НДС будет разделена между домохозяйствами и производителями товаров (услуг). В идеальных условиях, а именно в условиях совершенной конкуренции при совершенно эластичном предложении и неэластичном спросе, речь могла бы идти о снижении рыночных цен на величину ставки

НДС, но в реальных условиях, возможно, что цены останутся неизменными, и вся выгода от отмены НДС достанется производителю.

Еще один аспект, связанный со стимулированием туриндустрии, - введение системы возврата НДС на товары и услуги туристам.

НДС возвращается на покупки, сделанные иностранными гражданами при обратном пересечении границы той страны, в которой они были приобретены. Суммы возврата составляют от 7 до 25% от суммы покупки, в зависимости от величины НДС в данной стране.

Так, в Израиле туристы, сделавшие покупки на сумму свыше 100 долларов США в магазинах, участвующих в программе возврата налогов, имеют право на возврат налога на добавленную стоимость (НДС в Израиле на январь 2012 года - 16%). НДС выплачивается по требованию: наличными, чеком, кредитной карточкой или банковским переводом.

В Хайнане (КНР) с 1 января 2011 г. введена система возврата НДС, принцип действия которой аналогичен Tax Free в Европе, GST Refund в Сингапуре, Tourist Refund Scheme (TRS) в Австралии и другим системам возврата НДС при вывозе за рубеж товаров, купленных иностранцами во время пребывания в стране. Ставка возврата НДС составляет 11% от суммы покупки, указанной в специальном счете.

В России также принята очередная мера по привлечению иностранных туристов. Теперь иностранцы, совершая покупки в российских магазинах, смогут вернуть себе налог на добавленную стоимость. По информации РИА «Новости» с 2012 года иностранные туристы, совершая покупки в российских магазинах, смогут вернуть налог на добавленную стоимость после пересечения российской границы.

Продавцы российских магазинов по желанию туристов будут оформлять пассажирскую таможенную декларацию - документ, необходимый для получения налога. Для возврата НДС туристы должны заверить документы печатью на стойке «Марк приор такс-фри». В течение 3 месяцев с момента покупки деньги придут покупателю по почте или на банковскую карту. В первую очередь возвращать налог на добавленную стоимость будут в аэропортах городов Москва, Санкт-Петербург и Сочи.

Принимаемые меры должны создать условия для стимулирования туристической индустрии.

Таким образом, НДС в России несовершенен не более и не менее других налогов, что само по себе должно приводить к выводу не об уменьшении ставки НДС, а о продолжении совершенствования налоговой системы в целом.

Создание оптимальной системы налогообложения - главная задача государства.

Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если законодательные и исполнительные органы государственной власти, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристической индустрии.

Литература

1. «Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (утв. Минфином РФ).

2. Каурова О.В., Малолетко А.Н. Бухгалтерский учет предприятия туристской индустрии: учебник. М.: КНОРУС, 2009.

3. Митюрникова Л.А. Некоторые аспекты реформирования налогообложения туристской индустрии России (на примере НДС) // Сервис в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 131-141.

4. www.nalog.ru . (Дата обращения: 15.03.2012).

5. www.minfin.ru. (Дата обращения: 03.03.2012).

6. www.rassiatourism.ru (Дата обращения: 03.03.2012).

7. www.gks.ru (Дата обращения: 03.03.2012).

8. www.rbcdaily.ru (Дата обращения: 18.03.2012).

9. www.tourinfo.ru (Дата обращения: 18.03.2012).

УДК - 336.226 (075.8)

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

METHODS TO DETERMINE TAXABLE CAPACITY DEPENDENCE ON TAX BURDEN IN TOURISM

Митюрникова Людмила Антоновна, кандидат социологических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения, [email protected], Ревякина Татьяна Юрьевна, аспирант, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассмотрены возможности предприятий индустрии туризма исполнить в полном объёме налоговые обязательства перед государственным бюджетом, выраженные долей экономической выгоды за определённый период времени, направленной на погашение налоговых платежей, а также предложена методика и алгоритм определения налогоспособности предприятий сферы сервиса и туризма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.