Научная статья на тему 'Методы определения зависимости налогового потенциала от налоговой нагрузки в сфере туризма'

Методы определения зависимости налогового потенциала от налоговой нагрузки в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / TAX CAPACITY / TAX BURDEN / TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митюрникова Людмила Антоновна, Ревякина Татьяна Юрьевна

В статье рассмотрены возможности предприятий индустрии туризма исполнить в полном объёме налоговые обязательства перед государственным бюджетом, выраженные долей экономической выгоды за определённый период времени, направленной на погашение налоговых платежей, а также предложена методика и алгоритм определения налогоспособности предприятий сферы сервиса и туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the abilities of enterprises in tourism to execute tax duties in full before the state budget. The abilities are determined by economic benefits for a certain period of time and aimed at fiscal charges repayment. The article offers methodology and algorithm to determine taxability of tourism and service enterprises

Текст научной работы на тему «Методы определения зависимости налогового потенциала от налоговой нагрузки в сфере туризма»

Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно в том случае, если законодательные и исполнительные органы государственной власти, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туристической индустрии.

Литература

1. «Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (утв. Минфином РФ).

2. Каурова О.В., Малолетко А.Н. Бухгалтерский учет предприятия туристской индустрии: учебник. М.: КНОРУС, 2009.

3. Митюрникова Л.А. Некоторые аспекты реформирования налогообложения туристской индустрии России (на примере НДС) // Сервис в России и за рубежом. 2011. №

3. С. 131-141.

4. www.nalog.ru . (Дата обращения: 15.03.2012).

5. www.minfin.ru. (Дата обращения: 03.03.2012).

6. www.rassiatourism.ru (Дата обращения: 03.03.2012).

7. www.gks.ru (Дата обращения: 03.03.2012).

8. www.rbcdaily.ru (Дата обращения: 18.03.2012).

9. www.tourinfo.ru (Дата обращения: 18.03.2012).

УДК - 336.226 (075.8)

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАВИСИМОСТИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ОТ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

METHODS TO DETERMINE TAXABLE CAPACITY DEPENDENCE ON TAX BURDEN IN TOURISM

Митюрникова Людмила Антоновна, кандидат социологических наук, доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения, miturnikova@mail.ru, Ревякина Татьяна Юрьевна, аспирант, treviakina@mai.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

г. Москва

В статье рассмотрены возможности предприятий индустрии туризма исполнить в полном объёме налоговые обязательства перед государственным бюджетом, выраженные долей экономической выгоды за определённый период времени, направленной на погашение налоговых платежей, а также предложена методика и алгоритм определения налогоспособности предприятий сферы сервиса и туризма.

Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговая нагрузка, индустрия туризма.

The article considers the abilities of enterprises in tourism to execute tax duties in full before the state budget. The abilities are determined by economic benefits for a certain period of time and aimed at fiscal charges repayment. The article offers methodology and algorithm to determine taxability of tourism and service enterprises.

Key words: tax capacity, tax burden, tourism industry.

Современная индустрия туризма становится не только глубоким социальным явлением, но и основным механизмом, влияющим на мировую экономику и мировое устройство. Туристическая индустрия является своеобразным катализатором всей экономики, позволяющим задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия. Туристическая индустрия представляет собой высокодоходный, межотраслевой комплекс, один из основных секторов мировой экономики, способствующий обеспечению высокого уровня занятости, социального благосостояния и качества жизни людей, а также развитию, экономическому единству и культурному разнообразию государств и регионов мира.

Территория государства обладает огромным комплексом туристических ресурсов и даёт простор для организации туризма и отдыха. Однако налоговая нагрузка, которая ложится на предприятия туризма, значительно сдерживает развитие отрасли.

Для наглядности сравним доли налоговых поступлений от основных видов экономической деятельности в общем объёме налоговых доходов Тверского региона (таблица 1).

Таблица 1 - Доли налоговых поступлений от основных видов экономической деятельности в общем объёме налоговых доходов Тверской области

Основные виды деятельности 2007 [2] 2008 [3] 2009 [4]

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,14 1,58 1,59

Рыболовство, рыбоводство 0,03 0,04 0,04

Добыча полезных ископаемых 0,50 00,47 0,37

Обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, табачных изделий, текстиля, изделий из древесины, нефтепродуктов, электрооборудования, химическое, металлургическое и прочее производство) 30,40 30,40 27,03

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 15,12 12,23 11,05

Строительство 5,07 6,17 6,20

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 10,47 8,95 11,55

Гостиницы и рестораны 1,09 1,34 1,51

Транспорт и связь 8,24 8,75 10,16

Финансовое посредничество и страхование 2,64 3,18 2,16

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 8,28 9,35 10,06

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 4,14 5,07 5,56

Образование 2,97 3,29 4,27

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 2,85 3,05 3,49

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 2,07 2,18 1,97

из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 1,33 1,47 1,29

Остальные виды экономической деятельности 3,99 3,94 3,00

Всего 100 100 100

Снижение в деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта составило 12,24%. Одной из причин снижения поступлений является низкая платёжеспособность массового отдыхающего. Желая сэкономить, население всё больше стало отдыхать на дачах или организовывать отдых самостоятельно, не прибегая к помощи турагентств.

Сравнительный анализ налоговой нагрузки по Тверской области выявил неравномерность её распределения по отраслям (таблица 2). Особенно высока налоговая нагрузка на организации, предоставляющие услуги. Самый высокий процент нагрузки несёт туриндустрия - 57,7%. Именно поэтому доля налоговых поступлений от туриндустрии одна из самых низких - 1,29. Чрезмерные налоги сдерживают развитие сферы туризма, обладающей высоким мультипликативным эффектом, что приводит к крайне низкому экономическому росту [4].

Таблица 2 - Налоговая нагрузка в Тверской области по основным видам экономической деятельности

Основные виды деятельности 2009

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8,1

Добыча полезных ископаемых 28,5

Обрабатывающие производства (производство пищевых продуктов, табачных изделий, текстиля, изделий из древесины, нефтепродуктов, электрооборудования, химическое, металлургическое и прочее производство) 9,3

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 13

Строительство 15,4

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 5,3

Гостиницы и рестораны 30,7

Транспорт и связь 54,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 36,3

Предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг 56,7

из них деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 57,7

Отмеченные проблемы заслуживают особого внимания, поскольку туриндустрия при государственной поддержке развития способна принести значительные налоговые доходы, поднять экономику регионов и страны в целом, а также повысить социальнокультурный уровень населения и обеспечить рабочими местами. Для примера можно привести данные международной статистики: на сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, каждое 16-е рабочее место [6].

Для решения обозначенных проблем необходимо найти баланс между имеющимся в распоряжении предприятий индустрии туризма налоговым потенциалом или налогооблагаемой базой и налоговой нагрузкой.

Расчет налоговой нагрузки имеет важное значение для организации в прогнозировании налогового бремени на будущий период. Оптимизация налоговой нагрузки в настоящее время используется не только как способ увеличения

рентабельности, но и как инструмент конкурентной борьбы, так как организация, снижающая свои налоговые обязательства, изначально находится в более выгодном положении по сравнению с конкурентами, чья налоговая нагрузка оказывается выше. Именно поэтому многие организации видят основной целью налоговой оптимизации максимальное снижение налоговой нагрузки любыми, подчас откровенно незаконными способами. Стоит отметить, что минимизировать налоговую нагрузку не сложно, сложно сохранить тонкую грань между правомерной практикой налоговой оптимизации и противозаконным уклонением от уплаты налогов. Неумелые эксперименты, направленные на минимизацию налогообложения, могут в результате дать обратный эффект и привести к серьезным правовым и финансовым последствиям.

Максимальное снижение налоговой нагрузки не должно является самоцелью для предприятий, его основная задача - обеспечить экономическую безопасность предприятия и не перейти грань, после которой дальнейшее снижение налоговой нагрузки приведет к серьезному снижению уровня экономической безопасности. Как показывает практика, большинство организаций, ставивших целью налоговой оптимизации исключительно снижение налоговой нагрузки, рано или поздно подвергается проверкам со стороны налоговых или правоохранительных органов.

Особое место в развитии туриндустрии имеет налоговой потенциал предприятий, с помощью которого можно определить дальнейшие возможности и развитие предприятий сферы туризма и сервиса.

Согласно Большой советской энциклопедии термин «потенциал» (от лат. р^епйа -сила) - это ресурсы, запасы, средства, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения поставленной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи [2]. Исходя из данного определения, о налоговом потенциале можно говорить как о некоторой условной налоговой возможности, т. е. о максимально достижимом использовании базы налогообложения.

На микроуровне налоговым потенциалом можно считать возможность хозяйствующего субъекта исполнить в полном объёме налоговые обязательства перед бюджетом без ущерба для своей деятельности, выраженную долей экономической выгоды за определённый период, направленной на погашение налоговых платежей:

НПпт = Н / П, (1)

где НПпт - налоговый потенциал предприятий туризма и сервиса; Н - налоги, начисленные к уплате; П - прибыль до налогообложения.

Необходимо отметить, что используемый в формуле показатель налогов, начисленных к уплате, наиболее точно и полно отразит налоговые обязательства предприятий туризма и сервиса по сравнению с показателем уплаченных налогов, поскольку, несмотря на то, что сумма внесённых в бюджет платежей в некоторой степени и отражает налогоспособность предприятия, следует учитывать и фактор недобросовестности налогоплательщиков: часть начисленных к уплате налогов может не погашаться, а средства, назначенные для этих целей, направляться в другие сферы.

Выбор, используемого в формуле показателя прибыли до налогообложения, основан на том, что он выражает доход, полученный налогоплательщиком, за вычетом всех расходов, связанных с осуществлением административно-хозяйственной деятельности и по экономическому содержанию представляет собой источник уплаты налоговых обязательств.

Показатель налогового потенциала, рассчитанный по предлагаемой формуле, выражает возможность предприятия покрыть налоговые обязательства прибылью за определённый период. Во избежание банкротства значение этого показателя не должно превышать единицы. А поскольку прибыль хозяйствующего субъекта должна не только покрывать налоговые обязательства, но и использоваться в качестве дохода от предпринимательской деятельности, а также инвестироваться для расширения хозяйственной деятельности и улучшения рабочего процесса, то значение показателя должно варьироваться в пределах 0,25-0,35 [5].

Следует отметить, что оптимальная доля налоговых платежей предприятий туризма в созданной добавленной стоимости, благоприятная для экономики и безопасная для доходов бюджета, составляет 26-27% [1]. Возьмем в качестве рекомендуемой величины налогового бремени хозяйствующего субъекта усреднённое значение данного показателя и отождествим её с удельным значением его налогового потенциала:

0,265 = Н / П. (2)

Отсюда, сумма налогов, начисленных к уплате в бюджет, составит:

Н = 0,265 • П. (3)

Данная формула даёт возможность рассчитать объём налогового потенциала предприятий туризма и сервиса в абсолютном выражении.

Налоговая нагрузка предприятий туризма определяется как отношение всех уплачиваемых предприятием налогов к выручке от реализации товаров (работ, услуг):

НН = Н / В, (4)

где ННпт - налоговая нагрузка предприятий туризма и сервиса; В - выручка от реализации товаров (работ, услуг).

Если соотнести вышеприведённую формулу (3) с выручкой от реализации, то получим формулу расчёта налогового потенциала, сопоставимого с налоговой нагрузкой хозяйствующего субъекта:

НПпт = 0,265 • П / В. (5)

Принимая во внимание вышеизложенное, представим алгоритм определения налогоспособности предприятий сферы сервиса и туризма (рисунок 1).

Определение периода исследования налоговой нагрузки и налогового потенциала

Расчет налоговой нагрузки ННпт = Н/В

Расчет налогового потенциала НПпт = 0,265 • П/В

Анализ выполнения неравенства НПпт

Рисунок 1 - Алгоритм определения налогоспособности предприятий сферы сервиса и туризма

Таким образом, если величина налогового потенциала больше или равна величине налоговой нагрузки, будет наблюдаться прирост экономического потенциала и, следовательно, рост доходов бюджета.

Если же величина налоговой нагрузки будет превышать величину налогового потенциала, то предприятие будет с трудом выполнять налоговые обязательства или не в полном объёме, ограничится его платёжеспособность, а также будет отсутствовать инвестиционная деятельность.

В том случае, когда соотношение величины налоговой нагрузки и налогового потенциала превышает единицу, неиспользованная для погашения налоговых обязательств доля налогового потенциала может быть направлена на расширение

деятельности предприятия. Увеличение доходов в данном случае повлечет расширение налоговых баз, а следовательно, и налоговых обязательств, перечисляемых в бюджет.

Индустрия туризма в России должна стать могучим сектором национальной экономики. Как показывает зарубежная практика, развитие отрасли будет возможно только тогда, когда государственные структуры, наделенные властью, осознают всю важность роли туризма в деле социального и экономического развития Российской Федерации и начнут проводить протекционистскую политику в отношении туриндустрии.

Литература

1. Балацкий Е.В. Лафферовы эффекты и финансовые критерии экономической деятельности // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 11.

2. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. Т. 1-30. М.: Сов. энциклопедия, 1969-78. Т. 20.

3. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Митюрникова Л.А. Налоги и налогообложение: система налогообложения в туристской индустрии: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2011.

4. Ревякина Т.Ю. Достаточность и эффективность налогообложения как критерии стабильности развития налогового потенциала региона: материалы VI Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2012.

5. Финансы предприятий: учебник / под науч. ред. проф. А.М. Поддерьогина. 3-е изд., перераб. и доп. Киев.: КНЕУ, 2000.

6. Страны и регионы мира: экономико-политический справочник / под ред. А. С. Булатова. М, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.