Научная статья на тему 'Стратегические ориентиры современной налоговой политики России'

Стратегические ориентиры современной налоговой политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ / НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР / НАЛОГОВАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ / TAX POLICY / TAXATION TOOLS AND METHODS / TAX MANOEUVRE / TAX DECENTRALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Елена Николаевна, Лапицкая Наталья Владимировна

Современная налоговая политика требует дальнейшего развития. Актуальными вопросами остаются снижение налоговой нагрузки на труд и капитал, стимулирование и поддержка инновационной деятельности и инвестиций. В данной работе рассматриваютсятеоретические основы налоговой политики, взгляды ученых на понятие «налоговая политика», представлены методы и инструменты налоговой политики, а также основные направления её развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC CUES FOR RUSSIA’S CURRENT TAX POLICY

With such issues as alleviating the tax burden on labour and capital, innovation and investment incentives and support still open to debate, modern tax policy lends itself to further development. The article deals with the theory of tax policy, scholarly approaches to the concept of “tax policy” as well as taxation tools, methods and principal trends.

Текст научной работы на тему «Стратегические ориентиры современной налоговой политики России»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ

УДК 336.02 DOI 10.12737/1843

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Егорова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика», [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

Лапицкая Наталья Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры аналитической экономики и эконометрики,

Белорусский государственный университет, г. Минск, Белоруссия

Современная налоговая политика требует дальнейшего развития. Актуальными вопросами остаются снижение налоговой нагрузки на труд и капитал, стимулирование и поддержка инновационной деятельности и инвестиций. В данной работе рассматриваются теоретические основы налоговой политики, взгляды ученых на понятие «налоговая политика», представлены методы и инструменты налоговой политики, а также основные направления её развития.

Ключевые слова: налоговая политика, методы и инструменты налоговой политики, налоговый маневр, налоговая децентрализация.

Современная налоговая политика должна обеспечивать минимальное переложение налогов на население. В этом кроется компромисс сочетания эффективной и справедливой налоговой политики государства. Между тем большинство исследователей отдают приоритет либо признаку эффективности налоговой политики, либо признаку справедливости. Кроме того, реализация налоговой политики не может осуществляться исключительно через регулирование, т.к. налоговая политика должна обеспечивать реализацию всех функций налогов, в том числе и фискальную. Фискальная же функция обеспечивается налоговым администрированием и методами налогового контроля.

Совершенно справедливым представляется высказывание о том, что налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке.

Как отмечалось еще профессором А.А. Соколовым, налоги оказывают влияние на хозяйственную жизнь двумя основными способами: либо через механизм цен (так действуют перелагаемые налоги), либо через изъятие известной части дохода или прибыли (так действуют неперелагаемые налоги). Значение дифференциации обложения как средства для достижения тех или иных целей экономической политики особенно наглядно проявляется в тех случаях, когда эта дифференциация проводится в пределах одной и той же отрасли производства или торговли, или в отношении лиц более или менее равной налогоспособности, или в отношении одних и тех же или сходных по своему назначению товаров.

Ф.Ф. Ханафеев и О.А. Миронова в качестве форм налогового регулирования называют систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия. Организация налогового регулирования в их интерпретации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организация налогового регулирования по теории О.А. Мироновой, Ф. Ф. Ханафеева

Анализ действующего законодательства о налогах и сборах позволяет нам говорить о наличии следующих инструментов, оказывающих регулирующее воздействие: - изменение налоговых ставок в сторону их понижения или повышения;

- дифференциация налоговых ставок по категориям плательщиков и различным объектам налогообложения;

- определение минимальных денежных сумм или объектов, не подлежащих налогообложению;

- освобождение от налога отдельных категорий плательщиков;

- изменение сроков уплаты налогов.

В связи с изложенным, уместен вывод о том, что в настоящее время российское законодательство не содержит упорядоченной системы методов государственного регулирования налоговой политики. Посредством методов налогового регулирования реализуется регулирующая функция налогов. Система методов налогового регулирования представлена на рисунке 2.

Особое место среди методов налогового регулирования занимают льготы по налогам и сборам (от англ. privileges of taxation). Налоговые льготы не могут носить индивидуальный характера. В отличие от них, преференции предоставляются адресно.

В энциклопедии российского и международного налогообложения преференция обозначается как термин международного права, означающий особые налоговые льготы, таможенные льготы и иные льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.

Сходное определение можно встретить в Большом юридическом словаре под редакцией А.Я. Сухарева: «Преференции - льготы, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран (минимальные ставки либо освобождение от уплаты пошлин)».

Современный экономический словарь распространяет действие преференций не только на государства, но и на отдельно взятые предприятия. Так, его авторы под преференцией (от лат. praeferentis - предпочтение) понимают преимущества, льготы, предоставляемые отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности; осуществляются в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов.

Наиболее перспективные - это инвестиционные преференции. В первоначально принятой редакции Налогового кодекса среди способов изменения сроков уплаты налогов и сборов были выделены такие, как налоговый кредит и инвестиционный кредит. Нормы о

налоговом кредите в настоящее время утратили свою силу. В то же время инвестиционный налоговый кредит как способ изменения сроков уплаты налогов, с одной стороны, и метод налогового регулирования, с другой стороны, продолжает действовать. Данная преференция напрямую связана с наращиванием налогоплательщиком своих активов и осуществлением инновационной деятельности [5].

Рисунок 2 - Система методов налогового регулирования

Помимо предоставления инвестиционного налогового кредита налогоплательщик может воспользоваться отсрочкой, рассрочкой. Согласно ст. 64 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты на срок, не

превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Рисунок 3 - Направления дифференциации налоговых ставок (авторская классификация)

Одним из наиболее действенных методов налогового регулирования можно назвать метод дифференциации налоговых ставок (рис. 3). Выделяем его в отдельный метод, т.к. он заключается не просто в снижении налоговых ставок, а в их ранжировании по определенным в законе параметрам. Изменение в сторону снижения или увеличения налоговых ставок является одним из ранее появившихся методов налогового регулирования. Используя дифференцированные налоговые ставки в отношении товаров, работ и услуг, государство может таким образом стимулировать или сдерживать развитие тех или иных отраслей.

Современная налоговая политика требует дальнейшего развития. В «Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» для реформирования налоговой политики Президент России предложил совершить «налоговый маневр», под которым понимают перераспределение фискальной нагрузки, которое должно простимулировать рост обрабатывающих производств.

Налоговая политика, как и прежде, будет ориентирована на стимулирование и поддержку инновационной деятельности и инвестиций. В целом налоговая нагрузка на экономику не повысится, но распределится между отдельными секторами.

Кроме того, актуальным вопросом остаётся развитие налоговой политики в субъектах Российской Федерации. Налоговая политика в регионах будет направлена на обеспечение условий инновационного развития экономики, создание производства новых товаров, работ, услуг, а также на стимулирование структурных изменений в экономике

региона на основе совершенствования регионального налогового законодательства, обеспечения эффективного налогового администрирования [4].

Среди задач, которые стоят перед региональными и местными органами власти на ближайшие три года, указываются: систематизация действующих налоговых льгот; усиление работы по улучшению налогового администрирования, актуализации баз данных, сокращению недоимки по региональным и местным налогам; повышение эффективности мероприятий по легализации заработной платы, создание условий для роста объема фонда оплаты труда в регионе с целью увеличения поступлений в региональные и местные бюджеты налога на доходы физических лиц; создание благоприятных налоговых условий для развития малого и среднего бизнеса, в том числе путем применения пониженной ставки по налогу, взимаемому по упрощенной системе налогообложения, а также применения патентной системы налогообложения для определенных видов деятельности.

Также предлагается добавить льгот по НДФЛ, исключить из объекта обложения налогом на имущество организаций движимое имущество (машины, оборудование), отменить с 2018 года ЕНВД, расширив применение патентной системы, повысить ставки НДПИ на газ. Ставки по страховым взносам повышать не предполагается.

Вместе с тем одной из основных задач налоговой политики является необходимость децентрализации полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Планируется передать муниципалитетам сборы от продажи патентов малым предпринимателям, ЕСХН и часть штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Кроме того, регионам РФ обещалась постепенная отмена федеральных льгот по местным и региональным налогам, а также установление коридора налоговых ставок, которые самостоятельно смогут определять региональные власти. Этот вопрос должен стать основным при совершении «налоговых маневров».

При этом, заявляя о налоговой децентрализации как одном из способов «налогового маневра», жизненно необходимо выяснить мнение региональных властей и представителей бизнеса конкретного региона по данному вопросу. Невозможно изменить экономическую ситуацию субъекта федерации, не зная потребностей его предпринимателей, особенностей экономических отношений, специфики региональных проблем.

В связи с чем, термин «налоговый маневр», предложенный Владимиром Путиным, следует рассматривать с двух сторон. С одной стороны, это увеличение налогового

бремени по акцизам на предприятия алкогольной и табачной промышленности, повышение ставки НДС от 20% до 22%, введение налога на недвижимость от рыночной стоимости имущества, сведение к минимуму налоговых льгот. Не исключены также варианты введения прогрессивной шкалы подоходного налога и возврат ставки страховых взносов в 34% с перераспределением части нагрузки на самих работников. С другой стороны, это улучшение качества налогового администрирования, новая пенсионная реформа, пересмотр порядка распределения налоговых поступлений между бюджетами всех уровней. В частности, предлагается налоговые доходы «спецрежимников» полностью оставлять в региональных бюджетах. Однако во всех случаях «маневрирование» следует осуществлять взвешенно и в комплексе с другими мерами финансовой стабилизации, например, сокращение расходов на содержание государственного аппарата, проведение помпезных спортивных мероприятий и т.п. Только повышение налогов может привести к потере инвестиционной привлекательности России и социальной напряженности в обществе.

По мнению автора, анализируя различные позиции по научному обоснованию дефиниции «налоговая политика», следует отметить, что налоговая политика, безусловно, зависит от уровня социально-экономического развития государства, от стратегии его развития и одновременно активно влияет на экономические процессы. Основой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Вследствие чего следует сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень, с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Проводимая работа по систематизации действующих налоговых льгот и их оценке, а также проблем администрирования не влечет за собой прямого использования бюджетных средств, однако необходимо рассматривать их в качестве «налоговых расходов» бюджетной системы РФ. Среди основных налоговых расходов бюджетов, направленных на стимулирование экономического развития, выделяются льготы по ряду направлений. Общая стоимость федеральных льгот за 2011 год составила порядка 700 млрд. рублей: среди них инвестиционная деятельность (354 млрд. р.), инновационная деятельность (12,2 млрд. р.), отраслевое развитие (252 млрд. р.). Помимо этого, более 100 млрд. рублей бюджет теряет от преференций по налогу на имущество для естественных монополий, еще около 100 млрд. рублей стоят казне амортизационные премии, около 170 млрд. рублей - каникулы по НДПИ, 50 млрд. рублей - пониженная ставка налога на прибыль организации. Исходя из изложенного, определяется

необходимость более детального рассмотрения экономической целесообразности ряда льгот и преференций, а также отмены ряда послаблений. Это позволит высвободить часть денежных ресурсов и использовать их для введения новых преференций, либо усиления действующих для приоритетных отраслей народного хозяйства, а также использовать их в качестве резерва на случай неблагоприятного развития макроэкономической ситуации.

Кроме того, действующая система льгот по региональным и местным налогам приводит к значительным потерям территориальных бюджетов. Так, в 2011 году по данным 64 субъектов Российской Федерации, объем выпадающих доходов бюджетов муниципальных образований только по земельному налогу составил 34 729, 7 млн. рублей, по налогу на имущество физических лиц - 8 119, 8 млн. рублей. В связи с этим, необходимо территориям завершить оценку объектов недвижимости, сократить количество налоговых льгот по данным объектам и ввести налог на недвижимость, что позволит субъектам РФ и местным органам власти увеличить собственные доходы бюджетов.

В качестве повышения эффективности налогового администрирования необходимо не только увеличить количество налоговых проверок, но и их результативность. Предлагается пересмотреть действующие методики и механизмы налогового контроля, разработать критерии к наиболее рациональному отбору налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий, а также разработать механизмы предпроверочного анализа, что не только повысит эффективность работы налоговых органов и обеспечит фискальные поступления в бюджет, но и создаст резервы для снижения существующей налоговой нагрузки для бизнеса.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

2. Федеральный закон РФ от 06.08.2012 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (действующая редакция) [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 03.04.2013)

3. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

4. Егорова Е.Н. Налоговое стимулирование инновационной деятельности в России // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 7-34. - С. 112-123.

5. Егорова Е.Н. Налоговые преференции и их использование резидентами особых экономических зон Российской Федерации // Сервис Plus. - 2013. - № 1.

6. Митюрникова Л.А. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики и малого предпринимательства в сфере сервиса // Сервис в России и за рубежом. - 2009. - №_1. - С. 160-164.

7. Назаров В. Перспективы реформирования налогового законодательства // Обзор экономико-политической ситуации в России (апрель 2008 года). - М.: ИЭПП, 2008. - 56 с.

8. Налоги и налогообложение: учебник [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И. А. Майбурова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 511 с.

9. Соколов А. А. Теория налогов. - М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. - 506 с.

10. http://www.ng.ru/economics/2012-04-10/1 minfin.html. (Дата обращения: 25.04.2012).

STRATEGIC CUES FOR RUSSIA'S CURRENT TAX POLICY

Egorova Elena Nikolaevna, candidate of Economic Sciences, assistant professor at the Department of Economics, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russia,

[email protected],

Lapitskaia Natal'ia Vladimirovna, candidate of Engineering, assistant professor at the Department of Analytical Economics and Econometrics, Belarusian State University, Minsk,

Belarus

With such issues as alleviating the tax burden on labour and capital, innovation and investment incentives and support still open to debate, modern tax policy lends itself to further development. The article deals with the theory of tax policy, scholarly approaches to the concept of "tax policy" as well as taxation tools, methods and principal trends.

Key words: tax policy, taxation tools and methods, tax manoeuvre, tax decentralization.

REFERENCES:

1. Nalogovyi kodeks Rossiaskoi federatsii (deistvuiushchaia reduaktsiia) [The Russian Tax Code (as amended).

2. Federal'nyi zakon RF ot 06.08.2001 №110-FZ "O vnesenii izmenenii i dopolnenii v chast' vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii i nekotorye drugie akty zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o nalogakh i sborakh, a takzhe o priznanii utrativshimi silu otdel'nykh aktov (polozhenii aktov) zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii o nalogakh i sborakh" (deistvuiushchaia redaktsiia) [Federal Law No. 110-FZ of August 6, 2001. On the introduction of amendments and addenda to part two of the Tax Code of the Russian Federation and to certain other acts of the legislation of the Russian Federation on taxes and fees, as well as on recognition as invalidated the individual acts (individual provisions of the acts) of the

CTp. 14 H3 211

legislation of the Russian Federation on taxes and fees.] URL: http://www.consultant.ru. (Accessed April, 3, 2013).

3. Osnovnye napravleniia nalogovoi politiki RF na 2013 god i na planovyi period 2014 i 2015 godov [The main directions of tax policy of the Russian Federation in 2013 and the planning period 2014 and 2015] URL: http://www.consultant.ru. (Accessed April, 3, 2013).

4. Egorova, E.N., Nalogovoe stimulirovanie innovatsionnoi deiatel'nosti v Rossii [Tax Incentives of Innovative Activities in Russia], Service v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2012. - № 7-34. - pp. 112-123.

5. Egorova, E.N., Nalogovye preferentsii i ikh ispol'zovanie rezidentami osobykh ekonomicheskikh zon Rossiakoi Federatsii [Tax Preference and Its Use by Residents of RF Special Economic Zones], Service v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. -2013. - №1.

6. Mitiurnikova L.A., Nalogooblozhenie - odin iz vazhneishikh faktorov razvitiia rynochnoi ekonomiki i malogo predprinimatel'stva v sfere servisa [Taxation as a major Contributor to the Development of Market Economy and Small Business in the Service Industry], Service v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad]. - 2009. - №1. - pp. 160-164.

7. Nazarov, V., Perspektivy reformirovaniia nalogovogo zakonodatel'stva [Reform Prospects for Tax Legislation], Obzor ekonomiko-politicheskoi situatsii v Rossii (aprel' 2008 goda) [Russia's Economic and Political Situation: Review (April, 2008)]. Moscow, IEPP Pub;., 2008. - p.56.

8. Maiburov, I.A., and others, Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik [Tax and Taxation: a textbook], 2-e izd., pererab. i dop. [2nd edition, revised and enlarged]. Moscow, UNITI-DANA Publ., 2008. - p.511.

9. Sokolov, A.A., Teoriia nalogov [Tax Theory]. Moscow, OOO "IurInfoR-Press", 2003. - p.506.

10. http://www.ng.ru/economics/2012-04-10/1 minfin.html. (Accessed April 25, 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.