Научная статья на тему 'Роль налоговой политики в формировании налогового потенциала региона'

Роль налоговой политики в формировании налогового потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX CAPACITY / FISCAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревякина Т. Ю.

Выбранная налоговая политика влияет на использование налогового потенциала субъектов РФ и, следовательно, на реализацию возложенных на них социально-экономических задач. В статье рассмотрена возможность ориентации налоговой политики на развитие сферы туризма, обладающей высоким ресурсным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FISCAL POLICY IN TAX CAPACITY BUILDING OF THE REGION

The chosen fiscal policy influences the use of tax capacity of the federal subjects and, therefore, the implementation of socio-economic problems. The article considers a possibility to direct the tax policy at the development of the tourism industry, which has high resource potential.

Текст научной работы на тему «Роль налоговой политики в формировании налогового потенциала региона»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 336.22

Т.Ю. Ревякина

аспирант, кафедра «Бухгалтерский учет и налогообложение», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

РОЛЬ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Аннотация. Выбранная налоговая политика влияет на использование налогового потенциала субъектов РФ и, следовательно, на реализацию возложенных на них социально-экономических задач. В статье рассмотрена возможность ориентации налоговой политики на развитие сферы туризма, обладающей высоким ресурсным потенциалом.

Ключевые слова: налоговый потенциал, налоговая политика.

T.Y. Revyakina, Russian State University of Tourism and Service

THE ROLE OF FISCAL POLICY IN TAX CAPACITY BUILDING OF THE REGION

Abstract. The chosen fiscal policy influences the use of tax capacity of the federal subjects and, therefore, the implementation of socio-economic problems. The article considers a possibility to direct the tax policy at the development of the tourism industry, which has high resource potential.

Keywords: tax capacity, fiscal policy.

Налоговая система в условиях рыночных отношениях выступает одним из важнейших экономических регуляторов, базой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Состояние налоговой системы, элементы которой пронизывают все звенья государственной системы, во многом зависит от проводимой налоговой политики, служащей регулятором негативных явлений рынка. От того насколько правильно построена налоговая система и выбрана налоговая политика зависит эффективное функционирование народного хозяйства.

Налоговый потенциал - это совокупность ресурсов территории, которые в соответствии с действующим налоговым законодательством представляют потенциально возможную сумму налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов на территории данного субъекта.

Объём налогового потенциала зависит от факторов, влияющих на его динамику. Одним из факторов, формирующих налоговую базу, является фактор налоговой политики, как неотъемлемый элемент структуры налоговых отношений. В условиях, когда субъекты РФ стремятся к финансовой самостоятельности и социально-экономическому подъёму, актуальной задачей органов власти становится проведение научно обоснованной и экономически целесообразной налоговой политики, способной обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства.

Налоговая политика - курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, выражающаяся в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении налоговых льгот [1, с. 89].

78

№ 7 (11) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

Базовой установкой при выработке и проведении налоговой политики должно стать не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и всесторонняя оценка хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под воздействием налогообложения. Следовательно, налоговая политика предназначена не для автоматического выполнения предписанных законов, а прежде всего для их совершенствования.

Налоговая политика вырабатывается с расчётом на перспективу (налоговая стратегия) и на текущий момент (налоговая тактика). Тактика и стратегия должны соответствовать единому курсу, направленному на согласование экономических, корпоративных и общественных интересов. Однако на практике, тактика по координации налогообложения не всегда экономически обоснована, что препятствует реализации налоговой стратегии. Следует отметить, что налоговая стратегия, разработанная государством, нацелена на решение следующих задач:

• экономические - обеспечение стабильного экономического роста, преодоление инфляционных процессов, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорции в развитии регионов;

• фискальные - повышение доходов государства;

• социальные - изменение соотношения между доходами отдельных социальных групп путём стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

• международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платёжного баланса.

Стратегическая налоговая политика по выполнению фискальной задачи должна основываться, по мнению автора, на поиск и использование совокупного потенциала каждого региона. Работа по выявлению, всесторонней оценке и использованию экономически перспективных ресурсов регионов должна стать тактической целью налоговой политики, способствующей развитию и стимулированию предпринимателей к созданию новых налоговых баз.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что повышение доходов государства достигается посредством не усиления налогового бремени, лежащего на производителях и физических лицах, а расширению налоговых баз.

Субъекты РФ различаются по природно-климатическим условиям, экономическим показателям, социально-демографическому уровню, инфраструктурным и другим параметрам, и, по мнению автора, на территории каждого региона следует развивать те отрасли, которые способны использовать его индивидуальный потенциал.

Необходимо отметить, что сферой, обладающей высоким ресурсным потенциалом в каждом регионе является туристская индустрия. Сфера туризма, на взгляд автора, является катализатором региональной экономики, позволяющей задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного образования.

№ 7 (11) - 2012

79

Проблемы экономики и менеджмента

Таблица 1 - Доли налоговых поступлений от основных видов экономической деятельности в общем объёме налоговых доходов Тверской области

Основные виды экономической деятельности 2007 2008 2009

Сельское и лесное хозяйство, охота 2,14 1,58 1,59

Рыбоводство, рыболовство 0,03 0,04 0,04

Строительство 5,07 6,17 6,20

Добыча полезных ископаемых 0,50 0,47 0,37

Обрабатывающие производства (производство текстиля, электрооборудования, пищевых продуктов, изделий из древесины, табачных изделий, нефтепродуктов, металлургическое, химическое прочее производство) 30,40 30,40 27,03

Производство и распределение газа, воды, электроэнергии 15,12 12,23 11,05

Оптовая и розничная торговля, ремонт мотоциклов, автотранспорта, бытовых изделий 10,47 8,95 11,55

Операции с недвижимым имуществом 8,28 9,35 10,06

Страхование и финансовое посредничество 2,64 3,18 2,16

Транспорт и связь 8,24 8,75 10,16

Обязательное социальное обеспечение, государственное управление и 4,14 5,07 5,56

Здравоохранение 2,85 3,05 3,49

Образование 2,97 3,29 4,27

Предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг 2,07 2,18 1,97

из них деятельность по организации развлечений, отдыха, спорта и культуры 1,33 1,47 1,29

Рестораны и гостиницы 1,09 1,34 1,51

Остальные виды деятельности 3,99 3,94 3,00

Всего 100 100 100

В туризме и сопутствующих отраслях основную часть составляет малый и средний бизнес, причём в регионах и малых туристских городах он имеет ключевое значение, одновременно стимулируя развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д. Однако развитие этого бизнес-сегмента в Российской Федерации настоятельно тре-

80

№ 7 (11) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

бует мер поддержки со стороны государства. Для сравнения: в развитых странах малый и средний бизнес занимает до 80% всего рынка и даёт до 50-60% ВВП, в Российской Федерации по разным оценкам - лишь 10-11% ВВП.

В Российской Федерации в настоящее время предприятия туристской индустрии находятся на стадии развития. В то же время территория государства обладает огромным комплексом туристских ресурсов и даёт простор для организации туризма и отдыха. Однако, налоговая нагрузка, которая ложится на предприятия туризма значительно сдерживает развитие отрасли.

Для наглядности сравним доли налоговых поступлений от основных видов экономической деятельности в общем объёме налоговых доходов Тверского региона (табл. 1).

Снижение в деятельности по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта составило за три анализируемых года 12,24%.

Таблица 2 - Налоговая нагрузка в Тверской области по основным видам экономической деятельности

Основные виды экономической деятельности 2009

Сельское и лесное хозяйство, охота 8,1

Добыча полезных ископаемых 28,5

Обрабатывающие производства (производство текстиля, электрооборудования, пищевых продуктов, изделий из древесины, табачных изделий, нефтепродуктов, металлургическое, химическое прочее производство) 9,3

Производство и распределение газа, воды и электроэнергии 13

Строительство 15,4

Оптовая и розничная торговля, ремонт мотоциклов, автомобилей, бытовых изделий 5,3

Рестораны и гостиницы 30,7

Транспорт и связь 54,4

Операции с недвижимым имуществом 36,3

Предоставление социальных, коммунальных и персональных услуг 56,7

из них деятельность по организации развлечений, отдыха, спорта и культуры 57,7

Сравнительный анализ налоговой нагрузки по Тверской области выявил неравномерность её распределения по отраслям (табл. 2). Особенно высокая налоговая нагрузка на организации, предоставляющие услуги. Самый высокий процент нагрузки

№ 7 (11) - 2012

81

Проблемы экономики и менеджмента

несёт туриндустрия - 57,7%. Именно поэтому доля налоговых поступлений от туриндустрии одна из самых низких - 1,29. Чрезмерные налоги сдерживают развитие сферы туризма, обладающей высоким мультипликативным эффектом, что приводит к крайне низкому экономическому росту [2].

Отмеченные проблемы заслуживают особого внимания, поскольку туристская индустрия при государственной поддержке развития, способна принести значительные налоговые доходы, поднять экономику регионов и страны в целом, а также повысить социально-культурный уровень населения и обеспечить рабочими местами. Для примера можно привести данные международной статистики: на сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, каждое 16-е рабочее место [4].

Налоговая политика играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Выбранный курс способствует росту одних отраслей по сравнению с другими. Учитывая, что туристская индустрия в России обладает высоким налоговым потенциалом, она должна стать могучим сектором национальной экономики. Однако развитие отрасли будет возможно в том случае, если государственные структуры осознают всю важность роли туризма в социальном и экономическом развитии страны и начнут проводить протекционистскую налоговую политику в отношении туристской индустрии.

Список литературы:

1. Каурова О.В. Налоги и налогообложение: система налогообложения в туристской индустрии: учебное пособие / О.В. Каурова, А.Н. Малолетко, Л.А. Митюрникова. - М.: КНОРУС, 2011.

2. Ревякина Т.Ю. Достаточность и эффективность налогообложения как критерии стабильности развития налогового потенциала региона // Проблемы современной экономики: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. Ж. А. Мингалёвой, С. С. Чернова. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012.

3. Страны и регионы мира. Экономико-политический справочник / Под ред. А.С. Булатова. М. 2010.

List of references:

1. Kaurova O.V. Taxes and taxation: the tax system in the tourist industry: a tutorial / Kaurova O.V., Maloletko A.N., Mityurnikova L.A. - M.: KnoRus, 2011.

2. Revyakina T. Adequacy and effectiveness of taxation as the criteria for stability of the tax capacity of the region // Problems of the modern economy: compendium of the VI International Scientific and Practical Conference/ edited by Mingaleva Zh.A., Chernoff S.S. -Novosibirsk: Publishing House of Novosibirsk State Technical University, 2012.

3. Countries and regions around the world. Economic and political guide / edited by Bulatov A.S.

M.2010.

82

№ 7 (11) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.