Проблемы экономики и менеджмента
косрочной перспективе, а стабильное получение дохода с учетом платы за риск.
Список литературы:
1. Опрос центра исследования финансовых инноваций в 2012 г. -
URL:http://www.pwc.ru/en_RU/ru/banking/assets/CSFI_PwC_Banana_Skins_01-12.pdf (дата обращения: 25.05.2012).
2. Фрумкин К., Зарщиков А. Кредитные предохранители // Финанс. №13 (344), 12.04.-18.04.2010. - URL: http://www.finansmag.ru (дата обращения: 10.05.2012).
List of references:
1. The Survey of The Centre for the Study of Financial Innovation in 2012. -URL:http://www.pwc.ru/en_RU/ru/banking/assets/CSFI_PwC_Banana_Skins_01-12.pdf (date of browse: 25.05.2012).
2. Frumkin K., Zarschikov A. Credit protectors // Finance magazine. №13 (344), 12.04.-18.04.2010. -URL: http://www.finansmag.ru (date of browse: 10.05.2012).
УДК 336.22
Т.Ю. Ревякина
аспирант, кафедра «Бухгалтерский учет и налогообложение», ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Аннотация. В настоящее время наблюдается снижение эффективности бюджетно-налогового процесса в результате неопределенных экономико-статистических характеристик показателей налогового потенциала, являющихся основой для определения задания по поступлению доходов в бюджетную систему. По произведенному анализу динамики налогового потенциала региона можно отследить потери в налоговых доходах, большую часть которых занимают льготы, что позволяет сделать вывод о необходимости организации работы по выявлению реальной потребности предприятий в налоговых льготах.
Ключевые слова: налоговый потенциал, методы оценки налогового потенциала.
T.Y. Revyakina, a graduate student, Economics Department: ’Accounting and taxation’, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Russian State University of Tourism and Service»
THE ANALYSIS OF TAXABLE CAPACITYBUILDING OF THE REGION
Abstract. At present we can observe a decline in the fiscal process’ efficiency as a result of uncertain economic and statistical characteristics of taxable capacity index-numbers, which are the basis to formulate a task related to taxes which are supposed to be collected to fiscal federal system. The analysis allows to reveal the losses in therevenues derived from taxes, which are mainly due to tax deductions, and to make a conclusion that a number of measures must be taken in order to identify whether corporates and companies arein actual need of tax deductions.
Keywords: tax capacity, assessment methods of tax capacity.
Современный этап государственного развития требует перестройки бюджетно-
106
№ 9 (13) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
экономической системы, проведения реформ, направленных на достижение социальноэкономических задач, а также на создание эффективно действующей налоговой системы. Данные мероприятия требуют значительных финансовых вложений со стороны государства. Имеющаяся налоговая база не способна покрыть расходы по организации мероприятий государственного развития. В этих условиях особо актуальное значение приобретает поиск новых налоговых баз, способных наполнить доходную часть бюджета.
Способность налогооблагаемой базы в пределах определенной территории приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма налоговых сборов как таковых) является налоговой базой [1, с. 22].
Практический интерес к анализу динамики формирования налогового потенциала региона обусловлен тем, что при составлении прогноза на очередной финансовый год важно знать какими доходными возможностями обладает регион и какие следует создать рычаги и стимулы к максимальному вовлечению налогового потенциала в наполняемость бюджетов всех уровней при одновременном снижении налоговой нагрузки на институциональный сектор. Важно отметить, что на основе анализа фактического использования налогового потенциала и выявления его важнейших составляющих, вырабатываются решения по управлению регионом и формированию налоговой политики. При этом оценку налогового потенциала каждый регион проводит самостоятельно, используя методы, представленные на рис. 1.
Рисунок 1 - Методы оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации
Стоит отметить, что ни один из методов, представленных на рис. 1, не закреплен официально для определения налогового потенциала региона. На федеральном уровне с 2005 года субъектами Российской Федерации оценка налогового потенциала использу-
№ 9 (13) - 2012
107
Проблемы экономики и менеджмента
ется для расчета индекса налогового потенциала на очередной финансовый год в методике распределения дотаций, образующих Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на выравнивание их бюджетной обеспеченности.
В рамках данной статьи, автор находит интересным на примере Тверского региона произвести оценку собираемости налогов методом, основанным на фактических показателях:
НП = Ф + З + Л + Д,
где Ф - фактические поступления налогов;
З - задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям;
Л - сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот;
Д - доначисления по результатам проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах.
Представляется возможным свести данные статистической налоговой отчетности, представленные Управлением Федеральной налоговой службы по Тверской области [2] в табл. 1.
Таблица 1 - Динамика изменения налогового потенциала Тверской области 2007-2009 гг.
Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, в % 2009 г. к 2007 г.
млн руб. [3] Темп роста, в % к 2006 г. млн руб. [4] Темп роста, в % к 2007 г. млн руб. [5] Темп роста, в % к 2008 г.
Фактические поступления налогов 39500,4 117 46056,4 117 48002,5 104 122
Задолженность по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям 8578,2 79 7908,3 92 7386,5 93 97
Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот 18536,9 103 20166,0 109 22494,8 112 121
Доначислено по результатам проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах 1818,1 59 1769,9 97 1922,6 109 106
Итого: 71863,9 110 81771,6 114 84063,8 103 117
Приведенная статистика собираемости налогов Тверской области за три года показала увеличение налогового потенциала примерно на 17%. Этому способствовало:
• увеличение суммы фактических поступлений налогов с 39500,4 млн руб. до 48002,5 млн руб. или на 22%;
• повышение суммы доначислений по результатам проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах с 1818,1 млн руб. до 1922,6 млн руб. или на 6%;
• снижение задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям с
108
№ 9 (13) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
12008,5 млн руб. до 11643,9 млн руб. или на 3%;
• увеличение суммы разумно примененных налоговых льгот с 18536,9 млн руб. до 22494,8 млн руб. или на 21% повысили поступления в бюджет за счет привлечения большего числа налогоплательщиков.
Имея данные собираемости налогов Тверской области, выделим доли показателей налогового потенциала в общем объеме (рис. 2).
Рисунок 2 - Динамика изменения показателей налогового потенциала Тверской области в общем объеме в 2007-2009 гг.
Из рисунка 2 видно, что доли показателей налогового потенциала за три анализируемых года практически не менялись. Тем не менее, фактические поступления налогов в сумме с доначислениями по результатам проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах колеблются от 61% до 63%, а сумма задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям и сумма, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот составляет от 37% до 39%. То есть регион недополучает в бюджет почти 40% от общего объема налогового потенциала.
Вместе с тем, как видно из представленной на рисунке 2 диаграммы сумма задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям практически не изменяется. Это свидетельствует о том, что за предыдущие годы она фактически погашается, но в текущем году образуется новая. Следовательно, несмотря на то, что в настоящее время активно разрабатываются программы по повышению эффективности принудительного взыскания налоговой задолженности, актуально разработать меры по не образованию этой задолженности.
Сумма налога не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот занимает большую часть в не поступивших потенциальных налоговых доходах, а именно от 27% до 28%. Льготы являются важным элементом налога в качестве их использования как инструмента налоговой политики. Разумно при-
№ 9 (13) - 2012
109
Проблемы экономики и менеджмента
мененные налоговые льготы способны стимулировать инициативу налогоплательщика. Однако, поскольку получение налоговых льгот сулит дополнительную прибыль, их предоставление иногда фальсифицируется и используется в корыстных целях. Следовательно, важно организовать работы по выявлению реальной необходимости установления и применения налоговых льгот на каждом предприятии.
Одним из вариантов наполнения налогового потенциала и стимулирования институционального преобразования экономики может послужить отмена льгот и направление полученных сумм на развитие предприятий, представляющих наибольший интерес для социально-экономического роста региона.
Необходимо отметить, что, несмотря на практическое использование налоговых льгот как инструмента проведения экономической политики, отношение к ним в финансовой науке является скорее негативным, чем позитивным. При этом ученые подчеркивают, что если, несмотря на предостережения с осторожностью относиться к использованию данного инструмента, налоговые льготы все же применяются в подобном качестве, то применяя их, важно учитывать факторы, которые влияют на результативность их предоставления.
При введении и использовании налоговых льгот необходимо обязательно учитывать следующие факторы:
- государственные (политическая стабильность, политика органов государственной власти в области развития отраслей экономики и др.);
- макроэкономические (уровень доходов, темпы инфляции и др.);
- региональные экономические (степень монополизации рынка, эффективность воспроизводственного процесса и др.);
- уровень развития рыночных институтов (конкуренции банковского сектора);
- организации налоговых институтов (эффективность функционирования налоговых органов, профессионализм налоговых инспекторов и др.).
В частности, применение налоговых льгот на региональном уровне к отраслям, не поддерживаемых специальной политикой органов государственной власти, сведет на нет все усилия региональных властей по стимулированию отрасли. Поскольку эти усилия будут незначительны без протекционной политики государства.
Высокий уровень инфляции не даст эффекта при стимулировании налоговыми методами сбережений и инвестиций. Налоговый льготы для сбережений не срабатывают и при низком уровне доходов населения, прирост которых, достигнутый в результате снижения ставок налога на доходы, используется в первую очередь на увеличение текущего потребления, а не на сбережение.
Применение налоговых льгот при отсутствии эффективности воспроизводственного процесса также не даст необходимого результата.
Ограничение свободы перелива капитала в результате недостаточного объема кредитных ресурсов влияет на эффективность применения налоговых льгот, направленных на структурную перестройку экономики.
110
№ 9 (13) - 2012
Проблемы экономики и менеджмента
Отсутствие эффективности функционирования налоговых органов и профессионализма налоговых инспекторов приводит к тому, что льготы используются для избежания налогов.
На основании вышеизложенного можно заключить, что налоговые льготы не являются идеальным инструментом государственного регулирования, важно, чтобы их введение и использование сопровождалось анализом альтернативных путей решения проблем, ради которого они вводятся и применяются, выбором тех инструментов, которые будут иметь наименьшие потери эффективности и отрицательные побочные эффекты.
Таким образом, при перестройке социально-экономической системы должна быть создана целостная и активно действующая система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методов и средств хозяйственной деятельности каждым производителем, при одновременном учете приоритета общегосударственных интересов. Это и есть основной фактор, который позволит полноценно и всесторонне использовать налоговую базу и повысить бюджетно-налоговый процесс.
Список литературы:
1. Архипцева Л.М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений / Л.М. Архипцева // Налоги и налогообложение. - 2008. - № 7.
2. Отчет о поступлении доходов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, администрируемых УФНС России по Тверской области в 2007-2009 гг.
3. Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по Тверской области в 2007 г.
4. Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по Тверской области в 2008 г.
5. Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по Тверской области в 2009 г.
List of references:
1. Arkhiptzeva L.M. Taxable capacity: theoretical and practical aspects in tax planning / L.M. Arkhip-tzeva // Taxes and Taxation. - 2008. - № 7.
2. Report: Tax return to the Russian fiscal federal system and state non-budget funds of Tverskoy region 2007-2009.
3. Report: Tax return to the Russian fiscal federal system of Tverskoy region in 2007.
4. Report: Tax return to the Russian fiscal federal system of Tverskoy region in 2008.
5. Report: Tax return to the Russian fiscal federal system of Tverskoy region in 2009.
№ 9 (13) - 2012
111