30
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2014. №3(17)
сматривать как форму кредитования будущего, поскольку многие российские предприятия нуждаются в модернизации и обновлении активов. Соответственно, это требует больших финансовых и человеческих ресурсов, к тому же окупаемость таких проектов занимает довольно длительный срок, многие предприятия не способны сформировать достаточный объем денежных средств, поэтому все больше предприятий ощущают острую потребность именно в долгосрочном кредитовании.
Считаем, что совместными усилиями государства, кредиторов и самих спонсоров возможно организовать четкую и налаженную систему проектного финансирования.
Список литературы
1. Йескомб Э.Р. Принципы проектного финансирования. М.: Вершина, 2008. 448 с.
2. Никонова И.А. Проектный анализ и проектное финансирование. М.: Альпина Паблишер, 2012. 154 с.
3. Официальный сайт ОАО «Банк ВТБ». URL: http://www.vtb.ru/ir/statements.
4. Официальный сайт ОАО «Сбербанк России». URL: http://www.sberbank.ru/moscow/ru/in-vestor_relations/disclosure/quarterly_reports.
5. Темникова К.Н. Проектное финансирование и применение международных стандартов финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 10. С. 43-48.
АФАНАСЬЕВА Елена Валериановна - магистрант. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: lena_050591@mail.ru
AFANASYEVA, Elena Valerianovna - Undergraduate. Financial University under the Government of the Russian Federation. Russia. Moscow. E-mail: lena_050591@mail.ru
УДК 336.2
НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА И МЕТОДЫ ЕГО ОЦЕНКИ
А.Н. Белогорская
Посвящено исследованию теоретических и практических аспектов налогового потенциала, подходов к его оценке, а также факторов, оказывающих влияние на реализацию налогового потенциала в доходах бюджета Чувашской Республики.
Ключевые слова: налоговый потенциал региона; налоговые платежи; налоговые доходы; налоговая база; налоговое планирование и прогнозирование.
A.N. Belogorskaya. THE TAX POTENTIAL OF A REGION AND ITS ASSESSMENT METHODS
The article is devoted to the study of theoretical and practical aspects of tax potential, approaches to its assessment, as well as factors influencing the implementation of tax capacity in the budget revenue of the Chuvash Republic.
Keywords: tax potential of a region; tax payments; tax revenues; tax base; tax planning and forecasting.
Для устойчивого развития страны необходима стабильность государственных и муниципальных финансов, которая предполагает сбалансированность и рост доходов бюджетов на текущий момент и в долгосрочной перспективе. При решении задач пополнения бюджетов и резервов повышения экономического роста федеральные и региональные финансовые службы должны располагать объективной информацией, основанной на адекватной оценке налогового потенциала.
Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, которая определяется налоговыми базами. В формировании налоговой базы большое значение имеет региональный аспект, который в практических расчетах отражается через оценку налогового потенциала региона. Налоговые поступления при этом рассматриваются как реализованная часть налогового потенциала.
Налоговый потенциал относится к числу
макроэкономических категорий. От объема налогового потенциала и его реализации зависит предоставление общественных благ, их качество и количество. Поэтому изучение сущности налогового потенциала, подходов к его оценке, а также факторов, оказывающих влияние на реализацию налогового потенциала в доходах бюджета, приобретает особую актуальность и значимость.
Налоговый потенциал региона - один из ключевых звеньев в межбюджетных отношениях, так как определяет уровень финансовой поддержки из центра. Также он играет стимулирующую роль в налоговой базе субъекта РФ и муниципального образования. Кроме того, налоговый потенциал региона является неотъемлемой частью налогового потенциала страны и включает в себя налоговые потенциалы муниципальных образований, находящихся на территории данного региона (рис. 1).
На формирование налогового потенциала и его объем оказывают влияние множество факторов. Так, по мнению Е.В. Власовой, на объем и структуру налогового потенциала влияет, прежде всего, структура экономики, изменения которой показывают степень прогрессивности и существенное преобладание отраслей и сфер с низким налоговым потенциалом [1].
Величина налогового потенциала региона формируется под воздействием большого числа факторов, среди которых выделяют внутренние и внешние. А.А. Миронов определяет внутренние факторы как эндогенные, внешние как экзогенные факторы, подразделяя последние на субъективные и объективные, исторические и приобретенные, первичные, вторичные, третичные и т.д. [7].
В.В. Рощупкина выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на налоговый потенциал региона: нормативно-законо-
Скрытый налоговый потенциал
Рис. 1. Виды налогового потенциала региона
дательные, ресурсно-сырьевые, производственные, организационные, инфраструктурные [11].
Л.Л. Игонина и Д.Э. Кусраева факторы, формирующие налоговый потенциал, подразделяют на экономические и институциональные, которые могут быть как внешними, так и внутренними (табл. 1) [4].
В процессе характеристики налогового потенциала региона важно определить его структуру и выделить его системные элементы: налоговые ресурсы, налоговую базу, налоговые обязательства, налоговую нагрузку.
Оценка налогового потенциала региона имеет существенное значение для выработки обоснованных подходов к решению научно-практических проблем по следующим основным направлениям:
1. Управление воспроизводством хозяйственного комплекса субъекта РФ. Данный показатель может использоваться при анализе тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных хозяйственных комплексов.
2. Совершенствование финансово-бюджетной системы субъекта РФ. Показатель налогового потенциала может служить основой для анализа возможной величины доходов регионального бюджета.
3. Регулирование межбюджетных отношений, где показатель налогового потенциала является базовым индикатором для определения реальной потребности субъектов РФ в финансовой поддержке за счет средств федерального бюджета.
В экономической литературе имеются раз-
личные классификации существующих методов оценки налогового потенциала региона.
Одна из наиболее распространенных классификаций предполагает выделение прямых и косвенных методов оценки. Прямые методы связывают с использованием показателей формирования налоговых доходов региона, а косвенные - с включением в расчет показателей экономической активности региона (рис. 2) [5]. Показатели, которые закладываются в основу оценки, могут быть как фактическими, так и прогнозными.
Методы, основанные на показателях экономической активности региона, являются косвенными, так как они предполагают определение величины налогового потенциала как производной от какого-либо показателя. Например, метод оценки налогового потенциала, основанный на оценке валового регионального продукта (ВРП), с развитием информационной обеспеченности может быть использован при оценке степени влияния налоговой составляющей на экономические параметры территории [8].
Методы оценки налогового потенциала региона, основанные на показателях формирования налоговых доходов, являются прямыми, так как предполагают включение в расчет налогового потенциала показателей, характеризующих его реализацию. Данные методы могут широко использоваться при оперативной работе налоговых органов. Кроме того, необходимо отметить, что методы оценки налогового потенциала, основанные на фактических показателях налоговых поступлений, могут быть применены при оценке налогового потенциала региона с той периодичностью, с
Таблица 1
Факторы, определяющие налоговый потенциал региона
Факторы
Экономические Институциональные
- а о н В Внешние макроэкономические параметры развития национального хозяйства; - объем и структура централизованных инвестиций в развитие хозяйственного комплекса региона; - внешнеэкономическая деятельность региона; - объем и структура регионального экспорта и импорта; - межрегиональная экономическая интеграция устройство налоговой и бюджетной систем; - полномочия налоговых органов; - нормы и правила федерального налогового законодательства; - нормативы зачисления налогов по уровням бюджетной системы; - федеральные нормы и правила информационно-методического характера; - федеральный порядок налогового контроля; - налоговые преференции федерального уровня
© Внутренние динамика и структура совокупного экономического потенциала: природных ресурсов, технико-технологических ресурсов, трудовых ресурсов, финансовых ресурсов, имущества и пр.; - динамика и структура вовлеченного экономического потенциала; - уровень теневой экономики устройство налоговой системы региона; - полномочия региональных налоговых органов; - нормы и правила регионального законодательства; - региональные информационно-методические правила; - налоговое администрирование; - налоговые преференции регионального уровня
На основе показателей формирования налоговых доходов
Аддитивный метод
Построение репрезентативной налоговой системы
Валовой региональный продукт (ВРП)
Методы оценки налогового потенциала региона
На основе показателей экономической активности региона
Рис. 2. Классификация методов оценки налогового потенциала региона
которой формируется отчетность налоговых органов.
Поскольку для оценки налогового потенциала региона крайне важна его часть, реализованная в налоговых доходах бюджета, необходимо рассмотреть динамику налоговых поступлений, мобилизуемых на территории Чувашской Республики. Анализ динамики налоговых поступлений в регионе показал, что на протяжении исследуемого периода наблюдается стабильный рост налоговых поступлений и иных обязательных платежей. В 2013 г увеличилось количество собранных налогов и сборов на 2009,1 млн руб., или на 6,2%, по сравнению с 2012 г. В большей степени это связано с увеличением поступлений налога на доходы физических лиц - на 898,0 млн руб., налога на имущество организаций - на 798,3 млн руб.
Поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней за 2013 г обеспечены налогом на прибыль организаций - на 16,3%, налогом на доходы физических лиц - на 29,3%, налогом на добавленную стоимость - на 28,7%, налогами на имущество - на 12,4%, акцизами - на 7,1%, налогом, взимаемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 3,5%, единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности - на 2,0% и остальными налогами и сборами - на 0,7%.
Налоговый потенциал региона - эта максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов в регионе, исчисленных в условиях действующего законодательства. Рассмотрение практических аспектов оценки налогового
потенциала региона имеет большое значение, поскольку это непосредственно связано с вопросами повышения качества планирования налоговых доходов в бюджетную систему. В настоящее время единой методики расчета налогового потенциала региона не выработано. Нами был произведен расчет налогового потенциала Чувашской Республики различными методами с целью определения наиболее оптимального.
1. Расчет налогового потенциала упрощенным методом.
Упрощенный метод оценки налогового потенциала региона представлен в двух вариантах. Методика, предложенная И.В. Горским, определяет налоговый потенциал как сумму фактических поступлений налогов, прироста задолженности за отчетный период и сумм налогов, приходящихся на льготы [3]. Методика расчета налогового потенциала региона Л.В. Улыбиной предполагает включение в расчет также сумм налогов, дополнительно начисленных по результатам контрольной работы налоговых органов, так как этот показатель учитывает суммы платежей, которые не были начислены самими налогоплательщиками и могли не поступить в бюджет [13]. Расчет налогового потенциала Чувашской Республики по упрощенной методике представлен в табл. 3.
Анализ произведенных расчетов с использованием упрощенного метода показал, что в течение рассматриваемого периода наблюдается рост налогового потенциала региона. Это связано с ростом фактических налоговых поступлений на 14,7% в 2011 г и на 17,7% в 2012 г.
Таблица 2
Динамика налоговых платежей, администрируемых налоговыми органами Чувашской Республики за 2011-2013 гг.
(млн руб.)
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Абс. изм. (+/-) Темп изм., %
2012 г. 2013 г. 2012 г. к 2011 г. 2013 г. к 2012 г.
Всего в том числе: 2//13,4 32626,1 34635,2 4912,7 2009,1 117,7 106,2
Налог на прибыль организаций 5442,7 5622,8 5659,4 180,1 36,6 103,3 100,7
Налог на доходы физических лиц 7755,6 9236,8 10134,8 1481,2 898,0 119,1 109,7
Налог на добавленную стоимость 8469,7 9982,2 9950,5 1512,5 -31,7 117,9 99,7
Акцизы 13 70,4 2406,1 2468,7 1035,7 62,6 175,6 102,6
Налог на имущество организаций 2058,1 2105,6 2903,9 47,5 798,3 102,3 137,9
Налог на имущество физических лиц 21,5 93,7 106,1 72,2 12,4 435,8 113,2
Транспортный налог Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 402.1 767.2 460,0 1084,6 540,9 1209,1 5 7,9 317,4 80,9 124,5 114,4 141,4 117,6 111,5
Единый налог на вмененный доход 654,9 743,9 681,5 89,0 -62,4 113,6 91,6
Единый сельскохозяйственный налог 20,1 17,9 21,3 -2,2 3,4 89,1 119,0
Водный налог 5,4 3,5 3,3 -1,9 -0,2 64,8 94,3
Земельный налог Налоги, сборы за пользование природными ресурсами Прочие налоги и сборы 16,2 163,1 28,8 158,9 29,1 194,7 12,6 -4,2 0,3 35,8 177,8 97,4 101,0 122,5
Снижение суммы предоставляемых в регионе налоговых льгот и прироста задолженности полностью перекрываются ростом налоговых поступлений.
Как следует из табл. 3, при расчете налогового потенциала по методике, предложенной Л.В. Улыбиной, полученная сумма оказывается несколько завышенной, поскольку объем налогов определяется по фактическому поступлению, который увеличивается на дополнительно начисленные платежи в ходе контрольной работы налоговых органов. Следовательно, поступившая сумма дополнительно начисленных платежей дважды участвует в расчете, вследствие чего значение налогового потенциала завышается.
2. Расчет налогового потенциала на основе макроэкономических показателей.
Данный метод базируется на макроэконо-
мических показателях, основным из которых является ВРП, и заключается в том, что все налоговые платежи, несмотря на используемую базу налогообложения, в конечном итоге выплачиваются из доходов налогоплательщиков, и налоговой базой в регионе в широком понимании этого термина является совокупный региональный доход. Возможны несколько вариантов оценки налогового потенциала на основе этого показателя, однако наиболее простейшей из них является средняя налоговая нагрузка на продукт. Произведение средней ставки налоговой нагрузки, определяемой как отношение суммарных налоговых обязательств всех регионов к их совокупному продукту на фактический валовой продукт региона, даст оценку налогового потенциала этого региона. Налоговый потенциал Чувашской Республики по
Таблица 3
Расчет налогового потенциала Чувашской Республики за 2010-2012 гг. упрощенным методом
(млн руб.)
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп изм., %
2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.
Фактические налоговые поступления 24156,4 27713,4 32626,1 114,7 117,7
Прирост задолженности по налогам 466,6 109,4 246,3 - -
Налоговые льготы 9278,6 8564,0 7179,2 92,3 83,8
Дополнительно начисленные платежи по результатам налоговых проверок 1925,3 1790,5 1853,1 93,0 103,5
Налоговый потенциал по методике, предложенной И.В. Горским 33901,6 36386,8 40051,6 107,3 110,1
Налоговый потенциал по методике, предложенной Л.В. Улыбиной 35826,9 38177,3 41904,7 106,6 109,8
предложенной методике представлен в табл. 4.
Расчеты показывают, что налоговый потенциал региона в 2010 г составил 26103,7 млн руб., в 2011 г. - 32597,6 млн руб., в 2012 г. - 38394,8 млн руб., т.е. наблюдается его увеличение. Рост налогового потенциала связан с ростом показателей, положенных в основу его расчета, в частности, средней ставки налоговой нагрузки на продукт. Наибольший рост налогового потенциала наблюдается в 2011 г. -124,9% к уровню 2010 г.
Однако следует отметить, что использование такой оценки базируется на ряде допущений. Во-первых, предполагается постоянство
налогового бремени на единицу добавленной стоимости для всех отраслей. Во-вторых, такая оценка ставит регионы в неравные условия, так как является чувствительной к масштабу, т.е. больший (в экономическом смысле) регион входит в эту оценку с большим весом. Качество оценки налогового потенциала также будет неодинаковым по регионам: для крупных в экономическом смысле регионов оценка будет более точной, чем для меньших регионов.
3. Расчет налогового потенциала по методике, предложенной И.А. Коростелкиной [6].
Достоинством данной методики является простота расчета и использование данных на-
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп изм., %
2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.
ВРП Чувашской Республики, млн руб. 157704,6 188354,1 217034,1 119,4 115,2
Фактические налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ, млн руб. 7659534,7 9715209,6 10954010,0 126,8 112,8
Задолженность по РФ, млн руб. 704529,6 675308,3 728164,9 95,9 107,8
Прирост задолженности, млн руб. 5574,5 -29221,3 52856,6 - -
ВВП, млн руб. 46308500,0 55967200,0 62218400,0 120,9 111,2
Налоговые платежи, в % к ВВП 16,54 17,36 17,61 - -
Прирост задолженности, в % к ВВП 0,01 -0,05 0,08 - -
Средняя ставка налоговой нагрузки, % 16,55 17,31 17,69 - -
Налоговый потенциал, млн руб. 26103,7 32597,6 38394,8 124,9 117,8
Таблица 4
Расчет налогового потенциала Чувашской Республики за 2010-2012 гг. на основе ВРП
и средней налоговой нагрузки
логовой отчетности, что позволяет оценить не только эффективность расчета показателя, но и результативность контрольной работы налоговых органов.
Исходя из расчета налогового потенциала региона по методике, предложенной И.А. Ко-ростелкиной, следует отметить, что данные оценочные показатели максимально приближены к фактически собираемым налогам. Расчет налогового потенциала Чувашской Республики, представленный в табл. 5, показал, что ежегодно его значение увеличивается на 15%.
Таким образом, значения налогового потенциала Чувашской Республики, рассчитанные различными методами, различаются, поскольку каждый метод включает разные составляющие. Значение налогового потенциала региона
в 2012 г., рассчитанного разными методами, колеблется в пределах от 33237,1 млн руб. (по методике И.А. Коростелкиной) до 41904,7 млн руб. (по упрощенному методу). В табл. 6 показано сравнение реальных поступлений в бюджет с величиной рассчитанного налогового потенциала.
В связи с наличием как положительных, так и отрицательных нюансов при использовании каждого из методов, необходимо использовать индивидуальный подход при применении того или иного метода. В данном случае наиболее точным оказался метод, предложенный И.А. Ко-ростелкиной. Процент отклонения величины налогового потенциала республики, рассчитанной по данному методу, от величины фактических налоговых поступлений в течение
Таблица 5
Расчет налогового потенциала Чувашской Республики за 2010-2012 гг. по методике,
предложенной И.А. Коростелкиной
(млн руб.)
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. Темп изм., %
2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.
Общая сумма начисленных налоговых поступлений, включая доначисленные в результате контрольной работы суммы налогов и сборов 18123,8 19996,3 24030,7 110,3 120,2
Сумма налога на доходы физических лиц 7755,6 9236,8 10134,8 119,1 109,7
Сумма начисленных налогов, не привлеченная в бюджет 929,4 484,0 928,4 52,1 191,8
Налоговый потенциал 24950,0 28749,1 33237,1 115,2 115,6
Таблица 6
Сравнительный анализ фактических налоговых поступлений и расчетной величины налогового потенциала Чувашской Республики в 2010-2012 гг.
Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Фактически поступило налогов в бюджетную систему на территории Чувашской Республики, млн руб. 24156,4 27713,4 32626,1
Налоговый потенциал, млн руб. по методике, предложенной И.В. Горским 33901,6 36386,8 40051,6
по методике, предложенной Л.В. Улыбиной 35826,9 38177,3 41904,7
по методике, основанной на объеме ВРП и средней налоговой нагрузки 26103,7 32597,6 38394,8
по методике, предложенной И.А. Коростелкиной 24950,0 28749,1 33237,1
Процент отклонения налогового потенциала от фактических налоговых поступлений, % по методике, предложенной И.В. Горским 40,3 31,3 22,8
по методике, предложенной Л.В. Улыбиной 48,3 37,8 28,4
по методике, основанной на объеме ВРП и средней налоговой нагрузки 8,1 17,6 17,7
по методике, предложенной И.А. Коростелкиной 3,3 3,7 1,9
2010-2012 гг. оказался наименьшим (в среднем около 3%). При использовании упрощенной методики расчета налогового потенциала, предложенной Л.В. Улыбиной, отклонение от фактических налоговых поступлений в среднем составляет 33-38%.
Результаты оценки налогового потенциала на основе использованных методов демонстрируют тенденции устойчивого его роста, что обусловлено как увеличением налоговых поступлений, так и увеличением совокупной задолженности по налогам. Также одной из причин сокращения налогового потенциала и недопоступления налогов в бюджетную систему является довольно существенная доля теневой экономики в регионах, вследствие чего происходит сокращение налоговой базы по основным налоговым доходам консолидированного бюджета страны, региона (в основном по налогу на прибыль организаций и налогу на добавленную стоимость). Объём теневого оборота оказывает серьёзное влияние на достоверность оценки налогового потенциала региона и полноту его реализации в доходах бюджета. По оценке министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова, теневой сектор российской экономики составляет примерно 15-20%. Аналитики американского исследовательского института Global Financial Integrity (GFI) считают, что теневая экономика РФ оценивается в 46% ВВП ежегодно.
Проблема легализации теневых средств на сегодняшний день является особо актуальной. В настоящее время она может рассматриваться как перспективный источник поступления налогов по мере совершенствования налогового законодательства и усиления контроля за его соблюдением. При этом наиболее значительную часть теневой экономики занимают фирмы-однодневки, целью создания которых зачастую является уход от налогообложения.
Таким образом, развитие налогового потенциала региона подразумевает максимальное использование собственных ресурсов и возможностей региона, т.е. таких объектов управления налоговым потенциалом, от которых формируются налоговые доходы. Налоговый
Доверительный интервал прогнозных значений
на 2013
потенциал показывает возможное воздействие налоговой системы на развитие экономики. Он призван обеспечивать прогнозирование основных тенденций развития экономики региона, проведение комплекса мероприятий по улучшению социально-экономического положения региона, а также эффективное решение экономических проблем.
Особую значимость в налоговом процессе на региональном уровне приобретают современные подходы к организации налогового планирования, основными требованиями к которому выступают: модернизация аналитического механизма, рост его результативности, инновационности, влекущие снижение затрат. На практике применяются различные методы прогнозирования поступления доходов в бюджет. Используя трендовый анализ, мы спрогнозировали объем налоговых платежей, который может быть привлечен в бюджеты всех уровней в 2013-2014 гг. (рис. 3).
Исходя из рис. 3 и проведенных расчетов нами были получены прогнозные значения налоговых платежей, которые могут быть в 2013-2014 гг. Так, в 2013 г. сумма налоговых платежей, возможных к поступлению в бюджеты всех уровней, составляет 34848,5 млн руб., а в 2014 г - 39311,2 млн руб. При этом ясно, что фактические значения 2013-2014 гг. вряд ли на 100% будут соответствовать полученному нами прогнозу. Поэтому возникает необходимость определения доверительного интервала, т.е. верхней и нижней границы прогноза (табл. 7).
Итак, определив доверительный интервал, можно сказать, что в 2014 г. прогнозируется поступление налоговых платежей в интервале от 38275,3 млн руб. до 40347,1 млн руб. В 2013 г доверительный интервал прогноза составил от 34035,0 млн руб. до 35662,0 млн руб., а сумма фактических налоговых платежей, мобилизованных в бюджеты всех уровней, оказалась равной 34635,2 млн руб., и находится в пределах определенного нами интервала. Следовательно, построенная регрессионная модель позволяет максимально точно определить прогнозные значения налоговых платежей, воз-
Таблица 7
налоговых поступлений в бюджеты всех уровней
-2014 гг.
(млн руб.)
Показатели 2013 г. 2014 г.
Прогнозное значение налоговых поступлений 34848,5 39311,2
Доверительный интервал 813,5 1035,9
Нижнее значение прогноза 34035,0 38275,3
Верхнее значение прогноза 35662,0 40347,1
Рис. 3. Фактические и расчетные налоговые платежи, администрируемые налоговыми органами
на территории Чувашской Республики
можных к привлечению в бюджеты всех уровней на территории Чувашской Республики.
Значительная роль в процессе налогового планирования отводится оценке налогового потенциала. Посредством оценки и прогнозирования налогового потенциала возможно более полное представление общего развития региона. Оценку и прогнозирование налогового потенциала региона необходимо осуществлять в рамках общего бюджетно-налогового планирования. Именно сочетание оценки налогового потенциала и прогнозирования объемов налоговых поступлений в консолидированный бюджет позволяет разработать контрольные задания по налогам и сборам.
Для решения важнейшей государственной задачи по увеличению доходной части бюджетов всех уровней необходимо выявить резервы роста налоговых поступлений, повышения уровня их собираемости, что требует разработки нового научно-методического подхода к количественной оценке налогового потенциала. Увеличение налогового потенциала региона имеет следствием увеличение темпов социально-экономического развития региона, что в конечном счете приведет к росту налоговых доходов.
Можно выделить несколько направлений роста налогового потенциала региона:
1) совершенствование действующего налогового законодательства, оптимизация предоставления налоговых льгот, законодательное утверждение единой методики оценки налогового потенциала, усиление налогового контроля за легализацией «теневых» баз и ужесточение ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
2) улучшение собираемости налогов в бюджет и разработка мер по сокращению налогоплательщиками недоимки по платежам в бюджет;
3) повышение уровня деловой активности населения путем создания благоприятных условий для развития малого бизнеса;
4) обеспечение легализации «теневой» деятельности экономики путем применения мер, позволяющих приостановить уход хозяйствующих субъектов в «теневой» сектор экономики, и проведения государственными органами правопорядка борьбы с «теневой» экономикой;
5) формирование и развитие налоговой культуры у населения;
6) совершенствование системы налогового администрирования.
Список литературы
1. Власова Е.В. Налоговый потенциал как объективная экономическая категория // Век-
тор науки ТГУ. Сер. «Экономика и управление».
2012. № 1(8). С. 12-16.
2. Волков А.А. Эволюция научных подходов к содержанию и сущности налогового потенциала региона // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 41. С. 45.
3. Горский И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений // Финансы. 1999. № 6. С. 27-30.
4. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. Налоговый потенциал региона: эффективность реализации и факторы роста: монография. Краснодар: «Атри», 2010. 164 с.
5. Игонина Л.Л., Кусраева Д.Э. О методиках оценки налогового потенциала региона - субъекта РФ // TERRA ECONOMICUS. 2009. Т. 7. № 4 (ч. 2). С. 197-201.
6. Коростелкина И.А. Комплексная оценка налогового потенциала // Управленческий учет.
2013. № 3. С. 47-56.
7. Миронов А.А. Налоговый потенциал, его роль и место в системе налоговых отношений // Экономические науки. 2011. № 1(74). С. 316-320.
8. Мошков С.С. Эффективность развития налогового потенциала региона // Инновационное развитие экономики. 2012. № 6(12). С. 55-58.
9. Осипов С.Л., Осипова Е.С. Вариативные модели измерения налогового потенциала // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2010. №1У-2 (4). С. 135-143.
10. Осипова Е.С. Формирование и оценка налогового потенциала субъекта Российской Федерации // Налоги. 2012. № 2. С. 26-29.
11. Рощупкина В.В. Логическая структура налогового потенциала региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. №2 (137). С. 43-48.
12. Рощупкина В.В. Оптимизация механизма оценки налогового потенциала: монография // Изд-во Северо-Кавказского государственного технического университета. Ставрополь, 2008. 184 с.
13. Улыбина Л.В. Налоговый потенциал региона: проблемы формирования и перспективы развития. Чебоксары: Новое время, 2008. 132 с.
БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail.ru
BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ANchief@mail.ru
УДК 336.2
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
А.Н. Белогорская, И.В. Димитриева
Посвящено научному исследованию экономического содержания, исторических и теоретических основ формирования, а также реализации налоговых отношений, специфики управления системой налоговых отношений, которые сопровождаются изменением механизма регулирования и направлены на совершенствование научных подходов по созданию эффективной системы налоговых отношений в современных условиях.
Ключевые слова: экономика; налог; управление; налогообложение; налоговая система; налоговые отношения; эффективность системы управления.
A.N. Belogorskaya, I.V. Dimitrieva. THE ECONOMIC CONTENT AND HISTORICAL AND THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF THE TAX RELATIONS
The article is devoted to the scientific study of economic content, historical and theoretical bases of formation and implementation of tax relations, the specific nature of the management system of tax relations, which are accompanied by changes in the regulatory mechanism and are aimed at improving scientific approaches to create an effective system of fiscal relations in modern conditions.
Keywords: economy; tax; management; taxation; tax system; tax relations; effective management.