МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЗНАЧИМОСТИ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
УДК336.1
Валентина Федоровна Тарасова,
к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов, кредита и налогообложения
Белгородский государственный национальный исследовательский университет Эл. почта: [email protected]
Татьяна Валерьевна Сапрыкина,
к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения Белгородский государственный национальный исследовательский университет [email protected]
Марина Леонидовна Шитикова,
старший преподаватель кафедры финансов, кредита и налогообложения
Белгородский государственный национальный исследовательский университет [email protected]
Статья посвящена вопросам формирования налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации. Обоснованы подходы региональной налоговой политики при предоставлении налоговых льгот. Предложена система коэффициентов, позволяющая количественно оценивать значение налоговых платежей в формировании собственных и общих доходах бюджета; проведена апробация на примере бюджета Белгородской области.
Ключевые слова: консолидированный бюджет Российской Федерации, консолидированные бюджеты субъектов России, налоговые и неналоговые доходы, инновационное развитие экономики регионов, налоговые льготы, недоимка, приоритетные направлении развития экономики региона, налоговая политика.
Valentina F. Tarasova,
PhD in Economic Sciences, Associate Professor the Professor of chair of the finance, the credit and the taxation Belgorod National Research University [email protected]
Tatiana V. Saprykina,
PhD in Economic Sciences, Associate Professor the Assistant Professor of chair of taxes of chair of the finance, the credit and the taxation
Belgorod National Research University [email protected]
Marina L. Shitikova,
the senior lecturer of chair of the finance, the credit and the taxation Belgorod National Research University [email protected]
THE METHODICAL APPROACH TO THE ESTIMATION OF THE IMPORTANCE OF TAXES IN FORMING OF INCOMES OF BUDGETARY SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE EXAMPLE OF THE BELGOROD REGION
Article is devoted questions of formation of tax incomes of budgetary system of the Russian Federation. Approaches of a regional tax policy are proved by granting of tax privileges. The system of factors allowing quantitatively to estimate value of tax payments in formation own and aggregate profits of the budget is offered; approbation on an example of the budget of the Belgorod region is spent.
Keywords: The consolidated budget of the Russian Federation, the consolidated budgets of subjects of Russia, tax and non-tax incomes, innovative development of economy of regions, tax privileges, shortage, priority a direction of development of economy of region, a tax policy.
1. Введение
В целях обеспечения финансовыми ресурсами своих потребностей государство строит финансовую систему. Определяющим, ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации является бюджетная система Российской Федерации, или государственный бюджет.
Государственный бюджет выполняет определенные задачи: с помощью бюджета происходит перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение учреждений бюджетной сферы, и реализация социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации, согласно данным о собираемости налогов Федеральной налоговой службы России, в 2013 году составили 11327,2 млрд руб., а в 2014 году - 12670,2 млрд руб. (темп роста 111,9%), в том числе в федеральный бюджет соответственно 5368 млрд руб. и 6214,6 млрд руб. (темп роста 115,8%), в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 5959,2 млрд руб. и 6455,6 млрд руб. (темп роста 108,3%).
В 2015 году темп роста налоговых доходов за январь - август в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации по сравнению с этим же периодом 2014 г. составил 108,6%. Наибольший рост поступлений установлен по налогу на прибыль организаций - 114,1% и имущественным налогам - 111,5%.
Таким образом, можно констатировать гибкость и жизнеспособность налоговой системы. Даже в условиях экономических санкций со стороны зарубежных государств наблюдается увеличение налоговых поступлений в доходную часть бюджетной системы Российской Федерации.
В настоящее время достаточно полно разработаны вопросы определения финансового состояния бюджета. Они отражены в трудах ученых экономистов О.В. Емельяновой, Е.А. Ермаковой, О.В. Болякиной, Г.В. Поляка, Н.И. Яшина и других. Однако оценки значения налоговых доходов в формировании бюджетов уделялось недостаточно внимания. Предлагаемый методический подход позволит более детально проводить анализ налоговых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней, рассчитывать количественные показатели, что позволит более эффективно проводить налоговое планирование, формировать налоговую политику на перспективный период.
2. Основная часть
Разработка бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов основывалась на результатах формирования доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году и вытекает из стратегии и тактики налоговой политики, которые закреплены в документе «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Как отмечено в этом документе основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене [1]. На наш взгляд первоочередной целью является формирование доходов бюджета России. Особенно это стало актуально в связи с возникшими экономическими проблемами, в том числе вводом системы санкций, снижением цен на нефть и повышением курса валют по отношению к рублю, которые широко применяются в международных расчетах.
Как показывает анализ доходов бюджетной системы, в настоящее время налоговые платежи формируют доходы бюджета на 50-60%, они создают возможность государству через расходную часть осуществлять влияние на развитие экономики, например, посредством инвестиций. Значение налоговых платежей в формировании доходов бюджетов субъектов Российской Федерации усиливается тем, что законодательные органы власти имеют право изменять отдельные элементы налогов в рамках установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и тем самым регулировать экономическое и социальное развитие регионов [2].
При планировании доходной части бюджета законодательным органам субъектов Российской Федерации рекомендуется применять стратегию «налогового маневра», то есть перенесение части налоговой
нагрузки с одной категории налогоплательщиков на другую. При этом следует придерживаться гармонизации налоговых отношений между государством и налогоплательщиками, определения целесообразности и эффективности социальных и налоговых последствий [3]. Одним из путей реализации данной стратегии является предоставления льгот по налогам, формирующим доходную часть регионального бюджета.
По мнению авторов, основной задачей является формирование перечня категорий налогоплательщиков, в отношении которых экономически целесообразно установить определенные льготы в области налогообложения региональных налогов, то есть по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Исходя из стратегии инновационного развития экономики России, к ним следует отнести хозяйствующие субъекты, которые осуществляют следующие виды деятельности:
1) производство высокотехнологичной продукции и оборудования;
2) реализующие программы повышения энергоэффективности;
3) в сфере биотехнологии, информатики и нанотехнологии;
4) иные виды деятельности инновационного развития экономики.
Выявление приоритетных направлений позволит повысить эффективность налогового стимулирования развития экономики регионов, формированию научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств, что соответствует инновационному социально ориентированному типу экономического развития [4].
Кроме вышеуказанных направлений, субъекты Российской Федерации должны определить перечень видов деятельности, который отражает особенности их экономического развития и направлены на повышение налогового потенциала территории. Например, в Белгородской области можно выделить такие виды экономической деятельности как производство строительных материалов и строительство, сельскохозяйственная сфера экономики (животноводство, птицеводство, растениеводство),
охрана окружающей среды, добыча полезных ископаемых.
В условиях сложившейся политической и экономической ситуации при планировании развитии экономики регионом и применения налогов как инструмента стимулирования необходимо уделять внимание вопросам импортозамещения ввозимых товаров и продуктов.
В отношении эффективности применения льгот следует учитывать, что применение налоговых льгот по одним видам налогов в отношении хозяйственной деятельности коммерческих структур должно способствовать увеличению налогооблагаемых баз по другим видам налогов в ходе применения налоговых льгот или в целом после окончания их применения. Таким образом, бюджет сможет возместить временные налоговые потери, то есть упущенные доходы [5].
С точки зрения определения значимости налоговых поступлений в доходную часть бюджета следует применять методики экономического анализа. Сравнивая показатели в динамике, можно сделать вывод о целесообразности предоставления льгот. Фактические потери налоговых поступлений (упущенные налоговые доходы) составляют и суммы недоимки, суммы списания безнадежной к взысканию задолженности.
3. Методика
Предлагаемая методика позволит количественно определить значение налоговых платежей в формировании доходов бюджетов всех уровней, а также и платежей по отдельному виду налога. Анализ налоговых поступлений также позволяет определить уровень налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, степень их независимости. По этим показателям возможно ранжирование территорий с целью привлечения денежных средств других источников финансирования.
В данной работе авторы предлагают систему относительных показателей, которые можно отнести к общим и частным показателям. Большое внимание уделялось доступности информации для расчетов показателей. Источниками являются
законы субъектов Российской Федерации и Решения муниципальных образований об исполнении региональных и местных бюджетов, а также официальные сайты исполнительных органов власти и Федеральной налоговой службы России.
Система общих показателей включает:
1) общий коэффициент налоговой независимости доходов бюджета;
2) коэффициент налоговой независимости с учетом упущенных доходов бюджета.
Система частных показателей включает:
1) коэффициент налоговой независимости в собственных доходах бюджета;
2) коэффициент региональной (местной) налоговой независимости;
Общий коэффициент налоговой независимости доходов бюджета определяется как отношение фактически поступивших налоговых платежей к доходам бюджета и рассчитывается по формуле:
К — 1 Д н
I Дб
(1)
Кон - общей коэффициент налоговой независимости доходов бюджета, ХДн - сумма налоговых доходов, поступивших в бюджет, ХДб - сумма всех доходов бюджета.
Чем выше значение коэффициента общей налоговой независимости, тем больше возможностей реализо-вывать программы экономического и социального развития страны, отдельной территории.
Коэффициент налоговой независимости с учетом упущенных доходов бюджета определяется как отношение фактически поступивших налоговых платежей и суммы упущенных доходов (налоговые льготы, недоимка, безнадежная задолженность налогоплательщиков) к доходам бюджета и рассчитывается по формуле:
Кц _1 Дн + 1 Н + 1 Нл I нбз
Ун
I Дб
ХДн - сумма налоговых доходов, поступивших в бюджет, ХНн - сумма недоимки по налоговым платежам в бюджет с учетом недоимки предыдущих периодов, ХН - сумма предоставленных налоговых льгот, ХН, - сумма списанной безнадежной
задолженности, ХДб - сумма всех доходов бюджета.
Чем больше разница между коэффициентом налоговой независимости с учетом упущенных доходов и коэффициентом общей налоговой независимости, тем менее эффективно проводится налоговое администрирование, работа исполнительных органов власти и судебных органов по уменьшению задолженности налогоплательщиков. Минимальное значение коэффициента расчитывается как отношение суммы налоговых платежей и налоговых льгот к сумме всех доходов бюджета.
Коэффициент налоговой независимости в собственных доходах бюджета определяется как отношение фактически поступивших налоговых платежей к сумме собственных доходов бюджета (налоговые и неналоговые доходы) и рассчитывается по формуле:
к = 1 Д н
НС = I Дсб
(3)
вое бремя хозяйствующих субъектов и лучше инвестиционный климат на данной территории.
Коэффициент региональной (местной) налоговой независимости определяется как отношение фактически поступивших платежей по региональным (местным) налогам к сумме общих доходов бюджета и рассчитывается по формуле:
К =ТД
рн ТД
рн
(4)
б
Кун - коэффициент налоговой независимости с учетом упущенных доходов бюджета,
Кнс - коэффициент налоговой независимости в собственных доходах бюджета,
ХДн - сумма налоговых доходов, поступивших в бюджет, ХДсб - сумма собственных доходов бюд-
Величина коэффициента позволяет определить соотношение налоговых доходов и собственных доходов, в том числе поступающих от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов, доходы, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, земли и иных собственных доходов. По мнению авторов, чем ниже значение этого коэффициента, тем меньше налого-
Крн - коэффициент региональной (местной) налоговой независимости, ХДрн - сумма доходов, поступивших в бюджет по региональным налогам,
ХДб - сумма всех доходов бюджета.
Чем выше значение коэффициента региональной (местной) налоговой независимости, тем эффективнее действия региональной налоговой политики и исполнительных органов власти. Территории приобретают большую самостоятельность в решении экономических и социальных вопросах.
Проведем анализ значения налоговых доходов в доходах региональных бюджетов на примере доходов бюджета Белгородской области за 2012-2014 годы. На первом этапе целесообразно провести анализ абсолютных показателей формирования доходов регионального бюджета. На втором этапе проведем анализ относительных показателей, используя вышеизложенную методику.
Первый этап. Анализ абсолютных показателей формирования доходов регионального бюджета проведем на основе данных таблицы 1.
Из анализа данных таблицы 1 следует, что в структуре доходов бюджета Белгородской области наибольший удельный вес составляют налоговые доходы: в 2012 году -63,6%, в 2013 году - 60,3%, а в 2014 году - 61,0%. Рассмотрим поступления по отдельным видам налогов.
Поступления по группе федеральных налогов в структуре бюджета имеют тенденцию снижения, как в абсолютном выражении, так и в относительном: с 50,9% в 2012 году до 46,0% в 2014 году. В целом за рас-
Таблица 1
Анализ динамики и структуры доходов регионального бюджета Белгородской области за 2012-2014 гг.
Наименование показателей 2012 год 2013 год 2014 год
млн руб. % млн руб. % Отклонения 2013/2012 млн руб. % Отклонения 2014/2013
млн руб. % млн руб. %
Всего доходы 63059,2 100,0 61319,1 100,0 -170,1 0 62103,3 100,0 784,2 0
Налоговые и неналоговые доходы 41284,9 65,5 38859,1 63,4 -2425,8 -2,1 39445,6 63,5 586,5 0,1
в том числе налоговые доходы, всего 40137,8 63,6 37548,6 60,3 -2589,2 -3,3 37896,6 61,0 348,0 0,7
Федеральные налоги 32109,9 50,9 28840,5 46,3 -3269,4 -4,6 28532,3 46,0 -308,2 -0,3
Налог на прибыль организаций 19195,2 30,5 13581,2 21,8 -5614,0 -8,7 11216,6 18,1 -2364,6 -3,7
Налог на доходы физических лиц 9083,3 14,4 10595,6 17,0 1512,3 2,6 12971,8 20,9 2376,2 3,9
Акцизы 3220,5 5,1 4026,5 6,5 806,0 1,4 3586,7 5,8 -439,8 -0,7
Налог на добычу полезных ископаемых 553,2 0,8 593,4 0,9 40,2 0,1 711,2 1,1 117,8 0,2
Государственная пошлина 57,7 0,1 43,8 0,1 -13,9 - 46,0 0,1 2,2 -
Региональные налоги 6623,2 10,5 7233,7 11,6 610,5 1,1 7841,6 12,6 607,9 1,0
Налог на имущество организаций 5474,2 8,7 5931,9 9,5 457,7 0,8 6418,7 10,3 486,8 0,8
Транспортный налог 1146,9 1,8 1298,2 2,1 151,3 0,3 1418,7 2,3 120,5 0,2
Налог на игорный бизнес 2,1 - 3,6 - 1,5 - 4,2 - 0,6 -
Специальные налоговые режимы 1403,1 2,2 1472,2 2,4 68,1 0,2 1521,4 2,4 49,2 -
Единый налог при применении УСН 1382,6 2,2 1471,6 2,4 89 0,2 1521,4 2,4 49,8 -
ЕСХН 20,5 - 0,6 - -19,9 - - - - -
Иные налоговые поступления 1,6 - 2,2 - - - 1,3 - -0,9 -
сматриваемы период снижение налоговых поступлений составило 3577, 6 млн руб. Наибольший удельный вес в 2012 и 2013 годах составляют поступления по налогу на прибыль организаций: в 2012 году - 30,5%, в
2013 году - 21,8%.
В 2014 году продолжается тенденция снижения поступлений платежей по налогу на прибыль организаций. В 2014 году по сравнению с 2012 годом платежей поступило меньше на 7978,6 млн руб. или на 41,6%. Это объясняется тем, что ряд добывающих предприятий Белгородской области вошли в консолидированные группы, то есть не являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль организаций. Кроме этого на снижение в 2014 году по налогу на прибыль организаций оказало влияние еще два фактора: сокращение поступлений по организациям горно-металлургического комплекса в основном из-за роста курса иностранной валюты и снижение объемов реализованной продукции в результате спада экономики. Всего от организаций горно-металлургического комплекса в
2014 году сумма платежей по налогу
на прибыль сократилась в 1,83 раза по сравнению с 2013 годом.
Второе место по значимости налоговых поступлений в 2012 и 2013 годах занимал налог на доходы физических лиц: в 2012 году - 14,4%, в 2013 году - 17,0%. В 2014 году в группе федеральных налогов платежи по НДФЛ заняли первое место - 20,9% и составили 45,4% всех доходов по федеральным налогам.
В 2014 году произошло снижение поступлений в областной бюджет по акцизам в размере 439,8 млн руб., что объясняется в основном двумя факторами:
1) ускоренный переход нефтяных компаний на производство товарного топлива высокого класса и соответствующего использования более низких ставок акцизов (ставка акциза на бензин 4 класса равна 9916 рублей за тонну, а 5 класса - 6450 рублей за тонну);
2) ухудшение ситуации на рынке алкогольной продукции, что связано и со снижением ее потребления.
Следует отметить, что снижение платежей по акцизам в результате вышеизложенных факторов, отрицательно повлияли на формирова-
ние доходов областного бюджета, в тоже время рассматриваются как положительные в отношении улучшения экологии окружающей среды и повышения качества жизни населения.
Доля платежей по региональным налогам имеет тенденцию роста: с 10,5% в 2012 году до 12,6% в 2014 году, прирост составил 2,1%. Доля поступлений по налогу на имущество организаций составляет: в 2012 году - 8,7%, а в2014 году - 10,3%, то есть по значимости формирования доходов регионального бюджета Белгородской области он стабильно занимает третье место. Одним из факторов роста поступлений является отмена в 2014 году льгот по налогу на имущество организаций в отношении областных и муниципальных дорог. В абсолютном выражении поступления по налогу на имущество организаций превышают поступления по транспортному налогу примерно в 4,5 раза.
При этом законом Белгородской области по налогу на имущество организаций были предоставлены льготы на сумму 136,0 млн руб., в том числе:
1) организациям, реализующим инвестиционные проекты «Развитие АПК» - 17,5 млн руб.;
2) организациям финансируемых частично или полностью за счет областного бюджета в части объектов жилищно-коммунального хозяйства - 36,0 млн руб.;
3) организациям, включенным в долгосрочную программу по выращиванию овощей в закрытом грунте - 31,2 млн руб.
С учетом предоставленной льготы и погашением недоимки потенциальная сумма налоговых платежей по налогу на имущество организаций составляет 6575,9 млн руб.
В 2014 году в связи с законами, принятыми на территории Белгородской области, ряду организаций были предоставлены льготы по уплате налогов. В результате сумма выпадающих доходов за счет предоставления льгот налогоплательщикам по платежам в областной бюджет составила 220,4 млн руб. В таблице 2 представлен анализ льгот по видам налогов.
Как следует из данных таблицы 2, льготы предоставлены по двум региональным налогам и по налогу на прибыль организаций. В соответствии с положениями Налогового кодекса законами Белгородской области установлены категории налогоплательщиков, в отношении которых они применяются и условия.
В 2014 году списана безнадежная к взысканию задолженность в бюджетную систему Российской
Федерации по федеральным, региональным и местным налогам на общую сумму 1133,4 млн руб., в том числе недоимка 898,9 млн руб. Основная доля в сумме 797,7 млн руб. (70,4%) приходится на организации, находящиеся в стадии ликвидации; задолженность в размере 299,7 млн руб. списана по решениям суда в соответствии с истечением срока исковой давности.
Исходя из вышеизложенного, можно определить сумму упущенных доходов бюджета. В 2014 году она составила 2315,7 млн руб. (961,9 + 220,4 + 1133,4).
Второй этап. Проведем анализ относительных показателей, характеризующих значение налоговых поступлений в соответствии с изложенной методикой и данных представленных в таблице 1.
Рассчитаем за рассматриваемый период общий коэффициент налоговой независимости:
2012 год:
Кон = 40137,8 / 63059 = 0,636;
2013 год:
Кон = 37548,6 / 61319,1 = 0,603;
2014 год:
Кш = 37896,6 / 62103,3 = 0,610.
Исходя из данных расчета, следует сделать вывод, что общий коэффициент налоговой независимости в рассматриваемом периоде не имеет четкой тенденции: в 2014 году он увеличился на 0,007 по сравнению с 2013 годом, но ниже на 0,026 по
сравнению с 2012 годом. Однако увеличение его значения в 2014 году необходимо рассматривать как положительный фактор формирования доходов регионального бюджета.
Рассчитаем за 2014 год коэффициент налоговой независимости с учетом упущенных доходов бюджета:
К, = (37896,6 + 2315,7) / 62103,3 = = 0,647.
Рассчитанный коэффициент больше на 0,037, чем общий коэффициент налоговой независимости в 2014 году. Путем улучшения администрирования и формирования налоговой культуры налогоплательщиков необходимо стремиться к его максимальному снижению. В расматриваемом случае минимальное значение коэффициента составляет 0,614 (37896,6 + 220,4).
Рассчитаем за рассматриваемый период коэффициент налоговой независимости в собственных (налоговых и неналоговых) доходах бюджета Белгородской области:
2012 год:
Кш = 40137,8 / 41284,9 = 0,972;
2013 год:
Кш = 37548,6 / 38859,1 = 0,966;
2014 год:
Кш = 37896,6 / 39445,6 = 0,961.
Снижение значения коэффициента при общем увеличении собственных доходов бюджета следует рассматривать как положительную
Таблица 2
Анализ предоставленных льгот на территории Белгородской области в 2014 году
Вид налога Основание установление льготы Цель предо ставления льгот Вид льготы Размер льготы, млн руб. Уплачено налога в бюджет, млн руб. % льготы столб.5 / столб. 6
Налог на прибыль п.1 ст. 284НК РФ Поддержка Снижение ставки на 4 0,4 11216,6 0,0036
организации организаций пункта в части сумм, зачисляемых в областной бюджет
Налог на имущество п.1 ст. 379 НК РФ Поддержка органи- Снижение ставки или 136,0 6418,7 2,1
организаций заций, стимулирование инвестиционной деятельности нулевая ставка
Транспортный налог п.2 ст. 361НК РФ Поддержка граждан Снижение ставки, освобождение от уплаты налога 84,0 1418,7 5,9
Итого 220,4 19054,0 1,2
тенденцию формирования доходов. При сравнении коэффициентов по годам, можно сделать вывод,что уви-чивается доля неналоговых доходов в результате эффективных действий исполнительных органов власти и иных структур. Например, в 2014 году увеличились практически в 3 раза платежи по штрафным санкциям по сравнению с 2013 годом за нарушение в области дорожного движения.
Рассчитаем за рассматриваемый период коэффициент региональной налоговой независимости:
2012 год:
Крн = 6623,2 / 63059 = 0,105;
2013 год:
Крн = 7233,7 / 61319,1 = 0,118;
2014 год:
Крн = 7841,6 / 62103,3 = 0,126.
Увеличение коэффициента региональной налоговой независимости свидетельствует о взвешенной экономической и налоговой политике в Белгородской области. Однако при рассмотрении величины недоимки в 2014 году отмечено, что 47,7% от общей величины относится к транспортному налогу, а 22,9% - к налогу на имущество организаций. Следовательно есть потенциал увеличения значения коэффициента региональной налоговой независимости.
4. Заключение
Разработана методика количественной оценки значения налоговых платежей в формировании доходов бюджетов. Проведена апробация при анализе значимости налоговых платежей в формировании доходов бюджета Белгородской области. Анализ налоговых доходов предполагает выполнение исследований в два этапа.
На первом этапе рассмотрены абсолютные показателей формирования доходов регионального бюджета. Отмечено снижение поступлений по налогу на прибыль организаций. Установлены факторы, влияющие на эту тенденцию. Отмечено, что большое значение имеют региональные налоги, так как посредством их исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации имеют возможность не только формировать доходы бюджета, но и регулировать развитие экономики и социальной сферы своих территорий. Считается целесообразным в каждом регионе сформировать перечень приоритетных направлений развития экономики с учетом специфики экономических, социальных и территориальных особенностей региона.
На втором этапе проведен анализ при использовании системы количественных коэффициентов, характеризующих значение налоговых платежей в формировании доходов бюджета Белгородской области.
Введено понятие «упущенные налоговые платежи». На основании рассчитанных коэффициентов сделаны выводы о значимости налогов в формировании доходов регионального бюджета и оценка налоговой политики региона.
Литературы
1. Основные направления налоговой политики на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (одобрены Правительством РФ 01.07.2014)
2. Тарасова В.Ф., Сапрыкина Т.В. Прямые и косвенные налоги и их влияние на формирование доходной части бюджетной системы Российской Федерации // Инновации и инвестиции. - 2015. - №>3. - С. 31-34/
3. Тарасова В.Ф., Сапрыкина Т.В. Гармонизация отношений налогоплательщиков и налоговых органов в Российской Федерации // Научный результат. Серия: Экономические исследования - 2014. - Том 1. -№ 2(2). - С. 93 - 100.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №№ 1662-р)
5. TarasovaV.F., DedusenkoM.L., S apry kinaT. V., AulovY.L. Methodological Tools of Assessment of the Taxable Capacity of Territories // International Business Management -2015. Vol. 9 (6). P. 1173-1176