Научная статья на тему 'Совершенствование процесса формирования и исполнения налоговых доходов бюджета на региональном уровне'

Совершенствование процесса формирования и исполнения налоговых доходов бюджета на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
931
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ФИНАНСОВАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / TAX REVENUES / THE REGIONAL BUDGET / TAX POLICY / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / FINANCIAL INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзаева Оксана Валерьевна

В статье рассматриваются проблемы формирования и исполнения налоговых доходов территориальных бюджетов, а также произведен анализ динамики и структуры налоговых поступлений регионального бюджета конкретного региона. В процессе исследования использовались методы системного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический метод, метод таблично-графического представления результатов исследования. В результате исследования автором определены основные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики территориальных бюджетов и выработаны предложения по повышению их финансовой самостоятельности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the process of formation and execution of tax revenues at the regional level

The article deals with the problem of the formation and execution of tax revenues of territorial budgets, as well as the analysis of the dynamics and structure of tax revenues of the regional budget of a particular region. The study used the methods of systematic, logical, comparative analysis, economic-statistical method, tabular and graphic presentation of the results of the study. The study author defines the main directions of improving the fiscal policy of territorial budgets and to proposals to improve their financial independence today.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса формирования и исполнения налоговых доходов бюджета на региональном уровне»

УДК 336.153.1

Совершенствование процесса формирования и исполнения налоговых доходов бюджета на региональном уровне

Мурзаева О.В. e-mail: ksanna09@rambler.ru

НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы формирования и исполнения налоговых доходов территориальных бюджетов, а также произведен анализ динамики и структуры налоговых поступлений регионального бюджета конкретного региона. В процессе исследования использовались методы системного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический метод, метод таблично-графического представления результатов исследования. В результате исследования автором определены основные направления совершенствования бюджетно-налоговой политики территориальных бюджетов и выработаны предложения по повышению их финансовой самостоятельности в современных условиях.

Ключевые слова: налоговые доходы, региональный бюджет, налоговая политика, межбюджетные отношения, финансовая самостоятельность.

Improving the process of formation and execution of tax revenues at the regional level

Murzaeva O.V.

e-mail: ksanna09@rambler.ru "Mordovian humanitarian institute", Saransk, Russian

Federation

Abstract: The article deals with the problem of the formation and execution of tax revenues of territorial budgets, as well as the analysis of the dynamics and structure of tax revenues of the regional budget of a particular region. The study used the methods of systematic, logical, comparative analysis, economic-statistical method, tabular and graphic presentation of the results of the study. The study author defines the main directions of improving the fiscal policy of territorial budgets and to proposals to improve their financial independence today.

Keywords: tax revenues, the regional budget, tax policy, intergovernmental relations, financial independence.

В последние годы роль региональных и местных бюджетов возрастает, увеличивается сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти по формированию и исполнению их бюджетов. Региональные и местные бюджеты - это составная часть финансовой системы Российской Федерации. В свою очередь, развитие любой территории определяется объемом ресурсов, главным образом финансовых, которыми она обладает. Территориальный бюджет в этой связи является индикатором самодостаточности и финансовой независимости региональных и местных органов власти [1, с. 37].

Главное место в доходах бюджетов занимают налоги. Они вместе с платежами налогового характера (страховые взносы и таможенные платежи) занимают 90 % всех доходов бюджетной системы РФ. Существующее в настоящий момент разграничение доходных источников между бюджетами бюджетной системы негативно сказывается на заинтересованности, а главное, способности субфедеральных властей и органов местного самоуправления влиять на

увеличение финансового и налогового потенциала региона и муниципалитета, создавать привлекательный инвестиционный климат подведомственной территории. При таком малом экономическом значении региональных и местных налогов субъекты Федерации и органы муниципального управления практически лишены статуса субъекта собственной налоговой политики, т.е. одного из наиболее действенных рычагов публичного управления в условиях современной рыночной экономики. Из-за небольшого количества и величины региональных и местных налогов возможности участия органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в формировании доходов бюджетов территорий невелики [2, с. 11].

Помимо значительной концентрации налоговых доходов в федеральном бюджете еще одной отличительной особенностью российских межбюджетных отношений является высокая степень централизации налоговых полномочий в определении налоговой базы, ставок и льгот [1, с. 38].

Такая ситуация типична для большинства территориальных бюджетов РФ. В этой связи целесообразно проанализировать структуру и динамику налоговых доходов бюджета конкретного региона, например, Республики Мордовия. Для данного региона характерна высокая доля безвозмездных поступлений, невозможность исполнить свои обязательства только за счет собственных налоговых доходов, что приводит к сильной финансовой несамостоятельности и зависимости от федерального центра (табл. 1).

Далее отметим, что в 2014 году налоговые органы РМ обеспечили поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в сумме 36 млрд. 4 млн. рублей. Из них в федеральный бюджет поступило 13 млрд. 219 млн. руб., в консолидированный бюджет РМ - 23 млрд. 181 млн. рублей [4]

Основная доля доходов, поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации, обеспечена поступлениями налога на прибыль организаций (24,6 % или 8 848,2 млн. рублей), акцизов по подакцизным

товарам (26,8 % или 9660,2 млн. рублей), налога на доходы физических лиц (21,6 % или 7 770,8 млн. рублей), НДС (15,1 % или 5 446,5 млн. рублей) и имущественных налогов (8 % или 2 886,1 млн. рублей).

Таблица 1. Структура доходов республиканского бюджета, тыс. руб.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Налоговые доходы 12618869,3 14335737,1 23180936,8

Доля в общей величине доходов, % 34,71 45,14 65,65

Неналоговые доходы 878224,2 1176565,7 411208,6

Доля в общей величине доходов, % 2,42 3,72 1,16

Безвозмездные поступления 22854187,9 16240424,5 11915821,7

Доля в общей величине доходов, % 62,87 51,14 33,56

Всего доходов 36351281,4 31752727,4 35507967,2

В структуре поступлений в федеральный бюджет основную долю занимают поступления НДС (52 % или 5 446,5 млн. рублей), акцизов (39,5 % или 4 135,9 млн. рублей) и налога на прибыль организаций (7,6 % или 793,7 млн. рублей). Наибольшую долю в структуре поступлений в консолидированный бюджет Республики Мордовия занимают: налог на прибыль организаций (31,5 % или 8 054,5 млн. рублей), налог на доходы физических лиц (30,4 % или 7 760,3 млн. рублей), акцизы (21,6 % или 5 524,3 млн. рублей) и имущественные налоги (11,3 % или 2 886,1 млн. рублей).

Отметим, что по сравнению с аналогичным периодом 2013 года поступления в федеральный бюджет выросли в 1,7 раза, в том числе по налогу на прибыль в 4 раза; рост поступлений НДС и акцизов составил в 1,9 и 1,4 раза, соответственно. Обеспечен рост поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Мордовия в 1,5 раза, в том числе в 1,7 раза выросли доходы республиканского бюджета, доходы

муниципальных бюджетов снизились на 13,7 % (по причине изменения с 2014 года нормативов распределения НДФЛ). Исполнение республиканского бюджета РМ по подгруппам налоговых доходов представлено в табл. 2., рис. 1.

Таблица 2. Налоговые доходы республиканского бюджета, тыс. руб.

Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Налоговые доходы, в том числе: 12618869,30 14335737,1 23180936,8

Налог на прибыль организации 2700868,40 2394831,50 8054484,7

Налог на доходы физических лиц 3906003,80 4420943,20 5432220,1

Акцизы 4031588,20 5259273,30 6620984,7

Единый налог,

взимаемый в связи с

применением 612757,80 643912,60 707174,2

упрощенной системы налогообложения

Налог на имущество организаций 919687,10 1115244,20 1834696,6

Транспортный налог 413689,10 467784,20 496 453,6

Налог на игорный бизнес 1250,30 1976,00 2103,5

Налоги, сборы и

регулярные платежи за пользование 32679,40 31308,20 32905,4

природными ресурсами

Задолженность и

перерасчеты по

отмененным налогам, 345,20 464,00

сборам и иным обязательным -21,9

платежам

Налог.» >»м.»*ы» > Тр„{портвый В1Лвг

Рис. 1. Структура налоговых доходов республиканского бюджета РМ в 2014 г., % [4]

Итак, важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней принадлежит налоговым поступлениям.

1) Наибольший удельный вес среди налоговых поступлений бюджета РМ в 2009-2014 гг. принадлежит таким федеральным налогам, как налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц и акцизы.

В рассматриваемом периоде средние величины их долей составляли 19,66 %, 32,28 % и 31,44 % соответственно. Налог на прибыль организаций имеет отрицательную тенденцию, сокращение темпа роста до 88,67%. По данным Минфина РМ, причиной этому послужило сокращение в Мордовии количества прибыльных предприятий и организаций. В то время как в 2014 г. согласно проекту исполнения регионального бюджета Республики Мордовия абсолютное значение данного показателя составило 8 054 484,7 тыс. руб., т.е. рост на 5659653,2 тыс. руб., что свидетельствует о росте прибыльных предприятий по итогам рассматриваемого года. И все это несмотря на негативную экономическую ситуацию в целом по стране и даже на мировом рынке.

При этом отмечена положительная динамика у налога на имущество организаций, темп роста в размере 121,26% в 2013 г.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами имели неоднозначную динамику.

2) Среди региональных налогов по объёму поступлений доминирующее положение занимает налог на имущество организаций. Для него характерно снижение объёмов в 20092011 гг. с 934107,90 тыс. руб. до 831734,00 тыс. руб. и увеличение в 2012-2013 гг. до 1115244, 20 тыс. руб. И, наконец, в 2014 г. до 1834696,6 тыс. руб. Однако, в абсолютном выражении по сравнению с 2009 г. величина налога на имущество организаций изменилась в 2013 г. лишь на 181136,3 тыс. руб. (или на 19,4%), а к 2014 г. уже на 96,4 % или почти в 2 раза.

Поступления по транспортному налогу возросли за анализируемый период на 59,47%. Это в большей степени обусловлено индексацией налоговых ставок и увеличением числа налогоплательщиков. При этом доля налога в общем объёме доходов бюджета не превышала 2,16 % в 2014 г.

Анализ налоговых поступлений доходной части республиканского бюджета показал, что эффективной реализации своих основных функций региональными бюджетами препятствует наличие ряда проблем в области их формирования и исполнения. Среди них - низкая самостоятельность их доходной базы и высокая зависимость от межбюджетных трансфертов.

По результатам исследования доходной части регионального бюджета РМ, можно отметить, что для неё характерны высокие доли налоговых и незначительная величина поступлений по неналоговым доходам. Наличие в структуре доходов бюджета большого удельного веса безвозмездных поступлений, свидетельствует о высокой зависимости анализируемого бюджета от межбюджетных трансфертов. Что не может в полной мере свидетельствовать о стабильности доходной части бюджета РМ. Дальнейший анализ исполнения бюджета РМ показал, что на протяжении

последних лет прослеживается его дефицитность (дефицит в 2014 г. - 4,8 млрд. руб.).

Для решения задачи мобилизации доходного потенциала региона и выявления резервов роста налоговых доходов региональных бюджетов необходимы меры, обеспечивающие дополнительные поступления: повышение инвестиционной привлекательности региона, борьба с недоимками по налогам и сборам, развитие малого бизнеса, снижение административных барьеров и расширение практики применения специальных налоговых режимов и т.д. Кроме того, необходимы мероприятия, позволяющие увеличить доходную базу: совершенствование системы оценки эффективности налоговых льгот и отмена тех из них, которые не соответствуют критериям эффективности; передача доходных, главным образом налоговых, источников с федерального уровня на уровень субъектов РФ с параллельной передачей соответствующих полномочий и другие.

Кроме того, основными мерами повышения финансовой (налоговой) независимости территориальных бюджетов РФ должны стать:

- расширение перечня региональных и местных налогов и закрепление за территориальными бюджетами дополнительных доходных источников;

- устранение чрезмерной централизации финансовых ресурсов федерального бюджета (передача права администрирования собственных доходов территориальных бюджетов);

- обеспечение прозрачности, прогнозируемости и ясности в порядке предоставления межбюджетных трансфертов.

Полагаем, расширение налоговых полномочий региональных властей позволит в большей мере учитывать социально-экономические, природно-климатические,

демографические и другие особенности при реализации территориальной налоговой политики, обеспечит дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и будет способствовать повышению роли налогов и эффективности бюджетной системы РФ на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.

Библиографический указатель:

1. Филичкина, Ю. Ю. Актуальные проблемы формирования и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации / Ю. Ю. Филичкина, К. А. Каючкина // Современные гуманитарные исследования. - 2014. - № 3 (58). - С. 37-41.

2. Чулков, А. С. Программный бюджет: проблемы и перспективы развития на региональном и местном уровнях / А. С. Чулков // Финансы и кредит. - 2014. - № 39 (615). - С. 11-20.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL : http://www.gks.ru/.

4. Официальный сайт Министерства финансов РМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL : http:// www. minfinrm.ru/.

Bibliograficheskij spisok:

1. Filichkina, Ju. Ju. Aktual'nye problemy formirovanija i ispolnenija bjudzhetov sub#ektov Rossijskoj Federacii / Ju. Ju. Filichkina, K. A. Kajuchkina // Sovremennye gumanitarnye issledovanija. - 2014. - № 3 (58). - S. 37-41.

2. Chulkov, A. S. Programmnyj bjudzhet: problemy i perspektivy razvitija na regional'nom i mestnom urovnjah / A. S. Chulkov // Finansy i kredit. - 2014. - № 39 (615). - S. 11-20.

3. Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL : http://www.gks.ru/.

4. Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RM [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL : http:// www.minfinrm.ru/.

Об авторе:

Мурзаева Оксана Валерьевна (ksanna09@rambler.ru) -Кандидат экономических наук, старший преподаватель, заведующий кафедрой налогов и налогообложения НОУ ВПО

«Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск, Республика Мордовия, Российская Федерация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.