УДК 332.1:336 ББК 65.04 С 19
Т.В. Сапрыкина
Кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород. Тел.: (910)320-33-17, e-mail: saprykina@bsu.edu.ru.
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: ФАКТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье обосновываются направления формирования налоговой политики на уровне субъектов Российской Федерации; рассматривается налоговое регулирование и практика применения региональных налогов, их влияние на развитие экономики субъектов; приведен сравнительный анализ возможностей и фактического применения рычагов реализации налогового механизма на региональном уровне на примере субъектов Российской Федерации; приведены мероприятия для повышения доли налоговых поступлений в бюджеты субъектов России; предложены способы стимулирования деятельности предприятий по направлениям импортозамещения, направления реформация налогообложения недвижимости.
Ключевые слова: налоговая политика, региональные налоги, экономика
T.V. Saprykina
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Taxes and Taxation Department, Belgorod State National Research University, Belgorod. Ph.: (910)320-33-17, e-mail: saprykina@bsu.edu.ru.
REGIONAL TAX POLICY: FACTS AND PROSPECTS
Abstract. The paper substantiates the direction of tax policy at the level of subjects of the Russian Federation. It considers tax regulation and practice of regional taxes and their impact on economic development entities. The author presents a comparative analysis of the capability and use of leverage implementation of the tax mechanism at the regional level based on the Russian Federation. He examines the ways to increase the share of tax revenues to the budgets of Russia and suggests means to stimulate the activities of enterprises in areas of import substitution, the direction of the reformation of property taxation. Keywords: tax policy, regional taxes, the economy.
Одним из главных инструментов проведения экономической политики государства были и продолжают оставаться налоги. Региональные налоги — это часть налоговой системы Российской Федерации, они устанавливаются Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, поступают в региональный бюджет. От их полноты и своевременности поступления в бюджет зависит социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Посредством перераспределения финансовых ресурсов стимулируется развитие приоритетных
направлений экономики, осуществляется социальная поддержка определенных категорий населения.
Предоставленная возможность регионам самостоятельно устанавливать ставки и производить их дифференциацию по данным налогам, вводить льготы, регулировать порядок уплаты авансовых платежей играет значительную роль при формировании налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, становлении инвестиционной привлекательности региона и его экономического развития.
Таблица 1
Порядок установления элементов региональных налогов
Элемент налога Законодательный акт, регулирующий элементы
Транспортный налог Налог на имущество организаций Налоги на игорный бизнес
Налогоплательщики ст. 357 НК РФ ст. 373 НК РФ ст. 365 НК РФ
Объект налогообложения ст. 358 НК РФ ст. 374 НК РФ ст. 366 НК РФ
Налоговая база ст. 359 НК РФ ст. 375 НК РФ ст. 367 НК РФ
Ставки налога ст. 361 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 380 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 369 НК РФ, закон субъекта РФ
Льготы ст. 358 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 381 НК РФ, закон субъекта РФ —
Отчетный период закон субъекта РФ ст. 383 НК РФ ст. 370 НК РФ
Налоговый период ст. 360 НК РФ ст. 379 НК РФ ст. 368 НК РФ
Срок уплаты ст. 363 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 383 НК РФ, закон субъекта РФ ст. 371 НК РФ
Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации [1], на территории России в 2015 г. установлено три региональных налога:
— налог на имущество организаций,
— транспортный налог,
— налог на игорный бизнес.
Данные налоги и вся налоговая система России прошли этапы развития и становления. Можно выделить два основных этапа, основываясь на законодательном регулировании налогов:
— период с января 1992 г. по 2002— 2033 гг. — регулирование налогов осуществлялось отдельными законами;
— период с 2002—2003 гг. по настоящее время — регулирование налоговой системы осуществляется положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Основные элементы этих налогов установлены Налоговым кодексом, отдельные из них регулируются законодательными органами субъектов Российской Федерации. Законодательные органы каждого субъекта Российской Федерации имеют право принять закон, который определял бы отдельные элементы этого налога (налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, налоговые льготы и основания для их использования) в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий (ст. 12 НК РФ) [1].
Нормативно-правовое регулирование региональных налогов представлено в таблице 1.
Рассмотрим применение региональными властями возможностей регулирования отдельных элементов региональных налогов на примере Белгородской области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
Наибольший круг налогоплательщиков охватывает транспортный налог, это и юридические, и физические лица. Ставки, льготы и порядок уплаты устанавливаются законами данных субъектов «О транспортном налоге». Проанализируем размер транспортного налога и порядок применения ставок в данных субъектах по отдельным видам транспорта (таблица 2).
Анализируя данные таблицы 2, мы прослеживаем следующую тенденцию в установлении ставок транспортного налога: чем выше мощность транспортного средства, тем более высоки ставки установлены по ним законами субъектов России. Например, по автомобилям легковым с мощностью двигателя до 100 л.с. в Белгородской области и в г. Москва базовые ставки, установленные НК РФ, увеличены в 5—6 раз, в г. Санкт-Петербург — в 10 раз. По автомобилям легковым с мощностью двигателя свыше 250 л.с. ставка во всех трех субъектах увеличена в 10 раз и составила 150 л.с.
Таблица 2
Ставки и объект транспортного налога
Вид транспорта Белгородская область г. Москва г. Санкт-Петербург
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой л. с.)*
До 100 л. с. 15 12 24
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. 25 25 35 35
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. 50 45 50 50
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. 75 65 75 75
Свыше 250 л.с. 150 150 150
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой л. 65с.)
До 20 л. с. 5 7 10
Свыше 20 л. с. до 35 л. с. 10 15 20
Свыше 35 л. с. 12,5 50 50
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой л. с.)
До 200 л. с 50 15 — до 110 л.с. 26 — от 100 до 200 л.с. 50
Свыше 200 л. с. 100 55 60
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой л. с.)
До 100 л. с. 25 15 25
Свыше 100 л. с. до 150 л. с. 40 26 40
Свыше 150 л. с. до 200 л. с. 50 38 50
Свыше 200 л. с. до 250 л. с. 65 55 55
Свыше 250 л. с. 85 70 45—85**
* ставки зависят от года выпуска транспортного средства
** дифференциация налоговой базы по автомобилям легковым по г. Москва осуществляется с интервалом 25 л.с.
Отметим, что в целом законами субъектов России по многим объектам установлены максимальные ставки. Наибольший размер ставок установлен в г. Москва. При этом здесь введена дополнительная дифференциация в отношении легкового транспорта и автобусов. Так, по автомобилям легковым дифференциация налоговой базы по г. Москва осуществляется с интервалом 25 л.с., а в Белгородской области и г. Санкт-Петербурге — 50 л.с. В отношении автобусов установлено 3 группы налоговой базы, а не 2, как в других анализируемых субъектах.
Такая дифференциация ставок позволяет наиболее справедливо исчислять на-
лог в отношении самых распространенных и социально значимых видов транспорта.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать льготы по транспортному налогу. Так, в Белгородской области выделены две группы, освобождаемые от налогообложения, а также предусмотрены льготные ставки. Например, пенсионеры в Белгородской области освобождены от уплаты транспортного налога в отношении одного транспортного средства с мощностью двигателя до 100 л.с. или уплачивают налог по ставке 10 р. вместо 25 р. за автомобиль с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно.
В г. Москве и г. Санкт-Петербурге категории лиц, освобожденных от уплаты налога, уточнены в большей мере. Не уплачивают транспортный налог в отношении одного автомобиля, например, ветераны, герои России и СССР, один из родителей в многодетной семье, организации, оказывающие перевозки пассажиров городским пассажирским транспортом. При этом такая большая группа налогоплательщиков как лица пенсионного возраста, в г. Москве, согласно действующему закону, не является полностью охваченной и полного освобождения данных лиц в отношении хотя бы одного транспортного средства не указана. Однако освобождаются от налогообложения лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 л.с., — за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц.
В 2003 г. в исследуемых субъектах были приняты законы «О налоге на имущество организаций». Все они неоднократно редактировались в соответствии с изменениями, вносимыми в Налоговый кодекс.
В Белгородской области, г. Москве и г. Санкт-Петербурге данными законами установлена основная налоговая ставка — 2,2%. Это максимальная ставка по налогу на имущество организаций, допустимая в соответствии с Налоговым кодексом.
В соответствии с проводимой политикой региона и поставленными задачами субъектами России производится дифференциация ставок и установление льгот.
Проанализируем особенности исчисления налога на имущество, установленные в исследуемых регионах. Так, законодательно в Белгородской области предусмотрены пониженные ставки:
— 0% в отношении деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы, профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, религиозных объединений, памятников истории и культуры и т.д.;
— 1,1% для организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, — в отношении рабочего, племенного скота;
— 0,05% для организаций в отношении жилых домов, сто процентов жилых
помещений в которых предназначено для сдачи по договору аренды;
— от 0,1% до 0,8% в отношении организаций — участников целевых программ, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережение, «Модернизация и развитие машиностроительного комплекса Белгородской области на 2012—2016 годы», «Производство овощной продукции защищенного грунта и создание современных складских мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции, произведенной в Белгородской области, на 2010— 2014 годы» и т.п.
В г. Москва с 2014 г. введен особый порядок исчисления налога в отношении имущества, по которому налоговой базой является кадастровая стоимость объекта, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства.
Так, в отношении объектов недвижимости, по которым в качестве налоговой базы принимается кадастровая стоимость объекта, предусмотрены ежегодно повышающиеся ставки от 0,9% в 2014 г. до 2,0% в 2018 г. Это связано с тем, что величина налоговой базы в данном случае будет существенно превышать остаточную стоимость, постепенный рост ставок позволит организациям спланировать свои финансовые потоки с целью увеличения суммы налоговых платежей.
Законом г. Москвы «О налоге на имущество» предусмотрен и перечень льгот по уплате налога, в частности для организаций, использующих труд инвалидов, в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, жилищных кооперативов, религиозных организаций и т.д.
Законодательством г. Санкт-Петербург, как и в г. Москве, по объектам недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость объекта. При этом для данных объектов установлена отдельная ставка в размере 0,7%. В Белгородской области исчисление налоговой базы как кадастровой стоимости в настоящее время не предусмотрено.
В отношении налога на игорный бизнес сложилась следующая ситуация. Осуществление азартной деятельности на территории России разрешено только на территориях: республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область.
Осуществление игорной деятельности, не относящейся к азартной, возможно на территории всей России. Субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать только ставки налога. В том случае, если соответствующий закон не принят, то налог на игорный бизнес на территории данного субъекта исчисляется по минимальным ставкам, закрепленным в п. 2 ст. 369 НК РФ [2]. К таким регионам относится и Белгородская область, в которой закон «О налоге на игорный бизнес» был отменен с 2010 г.
На территорииг. Москвы и г. Санкт-Петербурга действуют законы «О налоге на игорный бизнес» от 21.12.2011 г. №69 и 03.07.2012 г. №395-66 соответственно. В обоих случаях законами предусмотрено исчисление налога на игорный бизнес по максимальным ставкам, допустимым в соответствии с НК РФ.
На территории всех исследуемых субъектов наибольшую роль из региональных налогов играет налог на имущество организаций и транспортный налог. Региональное законодательство принято и установлено в рамках положений Налогового кодекса и является обязательным для применения всеми налогоплательщиками на территории этих субъектов.
Налоговая система Российской Федерации находится в постоянном развитии. Отчасти это обусловлено меняющимися аспектами в экономике и политике, отчасти сложностями в реализации положений нормативно-законодательной базы в сфере налогообложения на практике. Стремление налогоплательщиков снизить свою налоговую нагрузку не редко приводит к уклонению от налогообложения, применению незаконных методов ее снижения. Налогообложение собственности, которое могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков [3].
В отношении региональных налогов практически ежегодно проводятся мероприятия по упорядочиванию их администрирования, исчисления и уплаты в соответствии со сложившейся практикой. В основу изменений закладываются как результаты судебной практики, так и стремление к приведению налогообложения в России к международным нормам.
В частности, осуществляется плановая подготовка законодательной базы для перехода к налогу на недвижимость: выводятся из-под налогообложения налогом на имущество организаций движимые объекты, а по недвижимым объектам частично вводится исчисление налога исходя из их кадастровой стоимости.
Однако стоит отметить, что остается нереализованным такой ресурс развития налоговой системы России, как получение инвестиционного налогового кредита. Возможности использованияналогово-го кредита затрагивают незначительный круг налогоплательщиков, а законы об инвестиционном налогом кредите приняты лишь в некоторых субъектах, поэтому в настоящее время его применение не оказывает существенного влияния на ведение налоговой политики [4].
В сложившихся условиях экономических и политических санкций, приостановления промышленного сотрудничества необходимо оказать поддержку организациям и предприятиям по направлениям импортозамещения. Самостоятельно восполнить снижение импорта в Россию предприятиям не под силу, поскольку, как правило, сырьевая база для производства это как раз и есть импортная составляющая отечественных товаров, поэтому целесообразно при проведении налоговой политики оказать им налоговую поддержку.
Одним из направлений поддержки в рамках налоговой политики может стать предоставление льгот либо вывод из-под налогообложения объектов недвижимости и земельных участков, которые используются для реализации программ импортоза-мещения. Данные мероприятия позволят снизить налоговую нагрузку и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на реинвестирование в развитие производства, конкурентоспособности товаров.
Изменения в системе налогообложения напрямую затрагивают финансовые ресур-
сы государства, а именно формирование налоговых доходов бюджетов всех уровней.
С целью планирования доходов и расходов государства утверждаются бюджеты на плановый период по всем уровням бюджетной системы. Государственной Думой России был принят закон от 02.12.2013 г. №349-Ф3 «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», согласно которому прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2015 г. составит 14 564,9 млрд р., а в 2016 г. — 15 905,7 млрд р.
В отношении доходов бюджета Белгородской области принят закон Белгородской области от 21.12.2012 г. № 164 «Об областном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов». Согласно данному закону, прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2014 г. утвержден в сумме 54830,0 млн р. и на 2015 г. в сумме 59076,4 млн р.
На основании основных направлений налоговой политики государства, региональные власти самостоятельно разрабатывают и принимают собственную политику развития. Так, в Белгородской области принят документ «Основные направления бюджетной и налоговой политики правительства Белгородской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Налоговая политика Белгородской области в 2015 г. и в плановом периоде 2016 г. и 2017 г. будет выстраиваться с учетом изменений федерального законодательства, создания стимулирующих условий по поддержке деловой активности в реальном секторе экономики, обеспечения сбалансированности бюджетной системы области.
В связи с этим основными направлениями налоговой политики являются:
— проведение мероприятий по обеспечению роста налоговой отдачи от хозяйствующих субъектов области и полноты учета объектов налогообложения;
— продолжение практики согласованных действий органов государственной власти области с федеральными органами государственной власти в части мониторинга соблюдения налогового законодательства, укрепления платежной дисциплины и сокращения задолженности по платежам в бюджет;
— совершенствование налогового администрирования, актуализация баз дан-
ных, сокращение недоимки по региональным и местным налогам.
На территории субъектов Российской Федерации действуют законы «О налоге на имущество организаций». 3аконом установлены дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества и региональные налоговые льготы организациям, реализующим социально-значимые проекты.
В отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи применяются ставки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации: в 2015 г. ставка — 1% , в 2016 г.— 1,3% , в 2017 г.— 1,6%, при общеустановленной — 2,2%.
В 2015 г. уже 29 регионов перешли на уплату налога на имущество организаций с торгово-офисных помещений исходя из кадастровой стоимости. Согласно постановлению Федеральной налоговой службы, в остальных регионах должны быть приняты соответствующие изменения в законе и нормативные документы не позднее 31 декабря 2020 г.
Например, в Белгородской области данные изменения запланированы с 2016 г. Именно с этого момента в отношении объектов торгового и офисного назначения планируется введение уплаты налога на имущество организаций в новых условиях от кадастровой стоимости по ставке не более 2 процентов. По указанным видам объектов с 2016 года налог на имущество будут уплачивать также организации, применяющие специальные налоговые режимы. Перечень объектов должен быть утвержден уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации [5].
Прогноз налога на имущество организаций на 2015 год и последующие периоды определяется исходя из его ожидаемого поступления в текущем году и ставок налога, а также расширения базы налога на прогнозируемые периоды с учетом предполагаемого ввода объектов основных средств на основании данных экономических служб и вышеуказанных изменений.
Транспортный налог прогнозируется в соответствии с законами субъектов России, например, Белгородской области — законом «О транспортном налоге» от 28.11.2002 г. №54 с внесенными в него
изменениями и дополнениями, которым и установлены ставки налога в зависимости от мощности двигателя.
Исходными данными для расчета транспортного налога служат сведения Управления ГИБДД по Белгородской области о количестве и мощности транспортных средств, зарегистрированных на территории области. Прогнозируемая сумма налога рассчитывается с учетом ежегодного увеличения количества транспортных средств и изменения их качественного состава на базе фактически сложившейся динамики.
В соответствии с федеральным законом от 23 июля 2013 г. №214-ФЗ к ставкам, установленным законом области, утверждены повышающие коэффициенты для исчисления транспортного налога на дорогостоящие машины в зависимости от года выпуска и стоимости автомобилей.
В 2014 г. налог по указанным автомобилям в виде авансовых платежей поступал от организаций, с 2015 г. в полной сумме будет поступать от организаций и физических лиц. Налог является источником дорожного фонда Белгородской области.
В соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» предполагается введение новой «Главы 30.1. Налог с продаж». Объектом налогообложения по данному налогу будут признаваться операции по реализации товаров на территории конкретного субъекта РФ физическим лицам по ставке до 3% от стоимости реализуемых товаров (работ, услуг). Также предусматривается необлагаемый льготный перечень социально значимых товаров (услуг), аналогично действовавшему в период взимания налога (до 1 января 2004 г.).
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, будут уплачивать указанный налог, начиная с 1 января 2016 г.
В декабре 2014 г. исходя из экономических реалий был пересмотрен план формирования доходов бюджета Белгородской области. Общий объём доходов бюджета на 2015 г. составит 50 589,5 млн р., Бюджет-2016 планируется по доходам 51 286,3 млн р. Доходы бюджета-2017 прогнозируются в размере 53 766,1 млн р. При этом бюджет Белгородской области запланирован с дефицитом.
Планируется, что основным источником бюджетных поступлений останутся налог на прибыль (29,5% от общего объёма налоговых и неналоговых доходов), налог на доходы физических лиц (29%), налог на имущество организаций (17,2%) и акцизы (9,6%).
«В текущем году областной бюджет не дополучит 3 млрд р. или 7% к тому, что планировалось. Это объясняется тем, что идёт снижение налога на прибыль по организациям горно-металлургического комплекса. Также не будут обеспечены в полном объёме поступления акцизов на алкогольную продукцию в связи с ухудшением ситуации на рынке, а также централизованных акцизов на нефтепродукты, также идёт выпадение части налога на имущество юридических лиц», — данное мнение озвучил начальник департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области В.Ф. Боровик [4].
Вместе с тем, он отметил, что благодаря комплексу принимаемых мер, другие налоговые и неналоговые платежи имеют положительную динамику. Так, за последние три года поступления налога на доходы физических лиц и налога на имущество увеличились на 35%, акцизов в полтора раза, местных налогов на 43%.
Применительно к рассматриваемому региону необходимо отметить, что в общей структуре доходов намечено сокращение доли налога на прибыль организаций за счет создания консолидированной группы налогоплательщиков организациями горно-металлургического комплекса. Эти потери в доходах планируется частично покрыть растущими суммами сбора налога на доходы физических лиц. Суммы налога на имущество и транспортного налога остаются примерно на одном уровне. Однако в денежном выражении планируется их рост.
В целях пополнения доходов региональных бюджетов рекомендуется принять закон «О ставках налога на игорный бизнес». Несмотря на то, что Белгородская область, как и многие другие регионы, не относится к зонам ведения азартных игр, поступления от налога на игорный бизнес, пусть и в небольших количествах, но есть. Их доля и абсолютное значение можно было бы увеличить за счет применения повышенных ставок. Например, находящиеся на территории Белгородской области букмекерские
процессинговые центры и пункты приема ставок уплачивали бы налог по ставкам 125 000 р. и 7 000 р. соответственно.
Так, согласно данным ФНС России, на территории Белгородской области зарегистрировано 65 пунктов приема ставок букмекерских контор. За 2013 г. ими было уплачено налога 3 704 тыс.р. При применении максимальных ставок аналогично г. Москвы и г. Санкт-Петербурга сумма налога составила бы 5 186 тыс. р. Таким образом, недополученная сумма доходов регионального бюджета составила 1482 тыс. р.
В настоящее время основной задачей в части увеличения доходной части бюджетов всех уровней лежит принцип социальной ответственности — не нагружать тех, кто добросовестно платит налоги, но найти и обеспечить справедливые платежи с тех, кто скрывает налоговую базу.
Ключевым подходом к формированию бюджета продолжает оставаться программно-целевой принцип, в основе главного финансового документа — 15 государственных областных программ, рассчитанных до 2020 г. Доля программных расходов в общем объёме бюджета — 86,2%.
При планировании доходов консолидированного бюджета области определены следующие резервы роста доходов:
— вывод из тени доходов убыточных организаций;
— недопущение минимизации налогов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими льготные режимы налогообложения;
— пресечение финансовых схем по сокрытию налогооблагаемой базы (фирмы-однодневки, взаимозависимые дочерние компании и физические лица и др.);
— получение дополнительных поступлений НДФЛ от сдачи в аренду недвижимости;
— легализация «теневой» заработной платы и повышение ее уровня;
— дополнительное привлечение граждан к декларированию доходов от продажи недвижимости, транспортных средств, акций;
— взыскание НДФЛ в судебном порядке с граждан, приобретающих дорогостоящее имущество при отсутствии доходов;
— выявление неучтенных объектов по имущественным налогам и постановка их на учет,
— взыскание недоимки и улучшение собираемости налогов.
За счет роста источников дохода планируется рост в абсолютном выражении расходов бюджетных средств по следующим направлением: образование, мероприятия по реализации социальной политики региона. Также запланировано увеличение заработной платы работников бюджетных учреждений: педагоги дошкольных образовательных учреждений и школ, дополнительного профессионального и среднего профессионального образования, врачи и медицинский персонал, социальные работники и работники сферы культуры. Средний темп роста заработной платы по региону составит порядка 6% в год. Порядка 85% в общем объеме расходов составляет финансирование 15 государственных программ.
Отметим, что планирование отдельных направлений развития регионального налогообложения частично основано на использовании зарубежного опыта. Например, за рубежом производственное оборудование не облагается налогом на имущество. В Российской Федерации мероприятия по выводу оборудования из-под налогообложения стали проводиться только с 2013 г., и то по вновь приобретенному движимому имуществу.
Для увеличения доходов бюджетов по региональными налогам можно предложить использовать опыт Канады в отношении налогообложения имущества, то есть, проводить налогообложение по дифференцированным ставкам в зависимости от сферы производства. Например, в Канаде установлены следующие ставки: в отношении ведущих отраслей промышленности установить ставку налога на имущество организаций от 0,5%, а в отношении производства алкогольной продукции — 140%.
Применение подобной дифференциации ставок в России позволит осуществлять налоговое регулирование деятельности в различных сферах производства, в большей мере осуществлять перераспределение доходов по отраслям и даст большую финансовую самостоятельность субъектам. Приток денежных средств от налогообложения имущества организаций позволит снизить налоговое бремя для физических лиц без значительного ущерба
для бюджета. Например, зарубежом налог на имущество физическими лицами не уплачивается либо уплачивается по минимальным ставкам. Однако, действует налог на дарение и наследство и ставка по нему составляет до 50%. Данная система стимулирует физических лиц к трудовой деятельности и легализации дохода.
В отношении транспортного налога необходимо сказать, что уже давно ведутся споры о его включении в состав акцизов. Данная процедура позволит, аналогично налогообложению в исследуемых странах, осуществлять уплату налога в зависимос-
ти от количества потребленного топлива. Однако, как финансовая система России, её устройство, порядок администрирования налогов и бюджетных платежей в настоящее время не смогут безболезненно быстрыми темпами перестроиться к таким переменам. Данное заключение было сделано Минфином России 2014 г.
Таким образом, доходы субъектов Российской Федерации продолжают формироваться в основном за счет налоговых поступлений, одной из весомых и стабильных составляющих которых являются поступления от региональных налогов.
Примечания:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон №146-ФЗ от 31.07.98 г.: [в ред. 29.12.14 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон №117-ФЗ от 05.08.00 г.: [в ред. 29.12.14 г.] // СПС КонсультантПлюс. М., 2014. Загл. с экрана.
3. Сапрыкина Т.В., Андреев Б.Е. Значение региональных налогов в современном развитии региональных бюджетов // Актуальные проблемы экономики в условиях реформирования современного общества: материалы II междунар. науч.-практ. конф.: под науч. ред. Е.В. Никулиной. Белгород, 2014. С. 287-290.
4. Тарасова В.Ф. Экономическое стимулирование процесса модернизации экономики России посредством налогообложения имущества хозяйствующих субъектов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2012. №32. С. 101-108.
5. Бюджет-2015 // Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области. URL: http://beldepfin.ru/?p=2857.
References:
1. Tax code of the Russian Federation (part first): The federal law №146-FZ of 31.07.98 [in an edition of 29.12.14] // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.
2. Tax code of the Russian Federation (part second): The federal law №117-FZ of 05.08.00 [in an edition of 29.12.14] // HLS ConsultantPlus. M., 2014. Title from the screen.
3. Saprykina T.V., Andreev B.E. Value of regional taxes in modern development of regional budgets // Actual problems of economy in the conditions of reforming of a modern society: Materials of International scientific-practical conference: under edition of E.V. Nikulinoj. Belgorod, 2014. Pp. 287-290.
4. Tarasova V.F. Provision of economic incentives of process of modernisation of economy of Russiaby means of the taxation of property of managing subjects // Scientific notes of the Russian Academy of business. 2012. №32. Pp. 101-108.
5. The budget-2015//Department of the finance and the budgetary policy of the Belgorod region. URL: http://beldepfin.ru/?p=2857.