Научная статья на тему 'Факторы формирования налоговых доходов региона'

Факторы формирования налоговых доходов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГОВЫЙ РАЗРЫВ / TAX REVENUES / TAX POLICY / TAX AUTHORITIES / REGIONAL BUDGET / TAX SYSTEM / TAX GAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белогорская Алла Николаевна, Сорокина Елена Владимировна, Тетерина Наталия Алексеевна

Статья посвящена оценке факторов, влияющих на налоговые поступления в бюджет Чувашской Республики, и формированию налоговых доходов бюджетов разных уровней как многофакторного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белогорская Алла Николаевна, Сорокина Елена Владимировна, Тетерина Наталия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL TAX REVENUE FORMING FACTORS

The article is devoted to the evaluation of factors affecting tax revenue in the budget of the Chuvash Republic and the formation of tax revenues in budgets of different levels as a multifactorial process

Текст научной работы на тему «Факторы формирования налоговых доходов региона»

УДК 336.2

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНА

А.Н. Белогорская, Е.В. Сорокина, Н.А. Тетерина

Статья посвящена оценке факторов, влияющих на налоговые поступления в бюджет Чувашской Республики, и формированию налоговых доходов бюджетов разных уровней как многофакторного процесса.

Ключевые слова: налоговые доходы; налоговая политика; налоговый контроль; региональный бюджет; налоговая система; налоговый разрыв.

A.N. Belogorskaya, E.V. Sorokina, N.A. Teterina. REGIONAL TAX REVENUE FORMING FACTORS

The article is devoted to the evaluation of factors affecting tax revenue in the budget of the Chuvash Republic and the formation of tax revenues in budgets of different levels as a multifactorial process.

Keywords: tax revenues; tax policy; tax authorities; regional budget; tax system; tax gap.

Связь бюджета и налогов имеет неразрывный и двусторонний характер, так как налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных частей. Однако на протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных бюджетов. Особенно проблема увеличения налоговых доходов бюджетов территорий осложнилась в последнее время в связи с обострившимися кризисными явлениями в экономике, поэтому перед налоговыми органами поставлена задача обеспечения дополнительных доходов бюджетной системы страны. В связи с этим каждый регион должен поставить перед собой цель ежеквартального прироста поступлений в бюджеты разных уровней по налогам и преимущественного стимулирования абсолютного прироста сумм поступлений по налоговым проверкам.

По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников пополнения казны: они, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств.

В связи с этим в табл. 1 определим долю налоговых доходов в консолидированном бюджете Российской Федерации за 2013-2015 гг. на основании данных Федерального казначейства.

Данные табл. 1 свидетельствуют, что на протяжении всего анализируемого периода доля налоговых доходов в консолидированном бюджете Российской Федерации в среднем составляет 64,3 %. Так, за период с 2013 по 2015 г в консолидированный бюджет поступило налоговых доходов на 2485,3 млрд руб. больше.

Основным источником доходов современного государства являются налоговые поступления, которые являются обязательными денежными платежами в бюджет, производимыми в определенных размерах, носящими индивидуальный, безвозвратный и безвозмездный характер. Важным моментом является вопрос о том, что оказывает влияние на налоговые поступления в бюджеты разных уровней в РФ. Это зависит от множества факторов.

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - «существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении» [7, с. 475]. Формирование налоговых доходов бюджетов разных уровней является многофакторным

Таблица 1

Доля налоговых доходов в консолидированном бюджете Российской Федерации за 2013-2015 гг.

Показатели Годы Абсолютное изменение, (+; - )

2013 2014 2015 2014 г. к 2013 г. 2015 г. к 2014 г.

Всего доходов, млрд руб., из них: 20940,4 23144 22732,6 2203,6 -411,4

налоговые доходы 13030,4 14413,7 15515,7 1383,3 1102

Удельный вес налоговых доходов в консолидированном бюджете РФ, % 62,2 62,3 68,3 0,1 6

процессом. Эти факторы можно разделить на внешние и внутренние, положительные и отрицательные. Факторы, способные оказать положительное воздействие на увеличение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, относятся к возможностям налоговой политики, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в табл. 2 представлены факторы, влияющие на налоговые поступления в бюджеты разных уровней в РФ. Такое деление весьма условно. Отдельный фактор сложно уложить в строгие границы: взаимовлияние каждого из них обусловлено средой (экономической, политической, социальной и т.д.).

К факторам, которые в большей степени определяют размеры налоговых доходов государства, можно отнести: показатель валового регионального продукта, являющийся основным макроэкономическим показателем и отражающим общее экономическое состояние региона в целом; уровень инфляции; инвестиционный климат, сложившийся в регионе; систему налогового администрирования; налоговую культуру.

Значимость налоговых поступлений в формировании финансовых ресурсов государства определяет роль анализа налоговых поступлений.

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что в 2015 г. в Чувашской Республике в бюджеты всех уровней мобилизовано 36160,8 млн руб.

платежей, администрируемых налоговыми органами, или 102,4 % к 2014 г. В целом в динамике наблюдается рост налоговых поступлений. Так, за период с 2013 по 2015 г. в бюджеты всех уровней мобилизовано налоговых платежей на 1525,6 млн руб. больше.

В федеральный бюджет собрано 12087,5 млн руб., что на 4,4 % больше, чем за 2014 г. При этом доля поступлений в федеральный бюджет в общем объеме поступлений в бюджеты всех уровней по сравнению с 2014 г. увеличилась с 32,8 % до 33,4 % на 0,6 процентных пункта. За анализируемый период наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в федеральный бюджет государства занимает НДС, в среднем 29,4 % от общего объема налоговых платежей.

Поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики составили 19152,2 млн руб., или на 2,4 % больше, чем за 2014 г. Удельный вес поступлений в общем объеме поступлений в бюджеты всех уровней по сравнению с 2014 г. увеличился на 0,1 процентный пункт и составил 53,0 %. В структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2013-2015 гг. наибольший удельный вес занимает НДФЛ, в среднем 19,9% от общего объема налоговых поступлений.

Поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2015 г. обеспечены НДФЛ на 20,5 %, налогом на прибыль организаций - на 15,0 %, налогом на имущество орга-

Таблица 2

Факторы, влияющие на налоговые поступления в бюджеты разных уровней в Российской Федерации

Группа факторов Состав группы

Экономические Налоговая политика

Уровень развития экономики

Уровень деловой активности

Отраслевая структура экономики

Инвестиционный климат

Уровень занятости населения

Уровень инфляции

Объем и товарная структура внешнеэкономической деятельности

Налогового администрирования Эффективность налогового контроля (отношение количества проверок, выявивших недоимки, к общему количеству проверок; средняя сумма доначислений по налогам и сборам)

Уровень профессиональной подготовки работников налоговых органов (наличие специального образования, повышение квалификации)

Уровень методического обеспечения администрирования

Правовые Налоговое законодательство (определяет механизм исчисления налогов и сборов)

Бюджетное законодательство (регулирует распределение налоговых отчислений по уровням бюджетной системы)

Социальные Уровень социальной ответственности налогоплательщика

Налоговая культура

Таблица 3

Структура налоговых поступлений, мобилизованных на территории Чувашской Республики по уровням бюджетной системы государства за 2013-2015 гг.

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г.

сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, %

Всего налоговых поступлений, в т.ч: 34635,2 100,0 35315,2 100,0 36160,8 100,0

в федеральный бюджет, из них: 11194,7 32,3 11575,7 32,8 12087,5 33,4

налог на прибыль организаций 425 1,2 469,2 1,3 584,1 1,6

налог на добавленную стоимость 9 950,50 28,7 10487,6 29,7 10763,7 29,8

акцизы на спирт и алк. продукцию 724,2 2,1 513 1,5 617,6 1,7

прочие налоги 95,00 0,3 105,9 0,3 122,1 0,3

в республиканский бюджет, из них: 17733,4 51,2 18699,3 52,9 19152,2 53,0

налог на прибыль организаций 5234,4 15,1 4953,5 14,0 5429,8 15,0

налог на доходы физических лиц 6096,5 17,6 7606 21,5 7402 20,5

налог на имущество организаций 2904 8,4 2765,9 7,8 2549,2 7,0

прочие налоги 3498,5 10,1 3373,9 9,6 3771,2 10,4

в местные бюджеты, из них: 5707,1 16,5 5040,2 14,3 4921,1 13,6

налог на доходы физических лиц 4038,3 11,7 3247,4 9,2 3217,1 8,9

налог на имущество физических лиц 106,1 0,3 118,2 0,3 123,6 0,3

земельный налог 731,9 2,1 720,5 2,0 551,5 1,5

единый налог на вмененный доход 681,5 2,0 719,1 2,0 745,5 2,1

прочие налоги 149,3 0,4 235 0,7 283,4 0,8

низаций - 7,0 % и остальными налогами и сборами - на 10,4 % от общего объема налоговых поступлений.

Поступления в местные бюджеты в 2015 г. составили 4921,1 млн руб., что на 786 млн руб. меньше по сравнению с налоговыми поступлениями в 2013 г. Это связано с уменьшением налоговых поступлений по налогу на доходы физических лиц на 821,2 млн руб. и по земельному налогу на 180,4 млн руб.

Доля поступлений в местные бюджеты в общем объеме поступлений в бюджеты всех уровней по сравнению с 2013 г. сократилась с 16,5 % до 13,6 % на 2,9 процентных пункта. За анализируемый период наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений в местные бюджеты занимает НДФЛ, в среднем 9,9 % от общего объема налоговых поступлений.

Структура налоговых поступлений, мо-

билизованных на территории Чувашской Республики в 2013-2015 гг. по уровням бюджетной системы государства, представлена на рисунке.

В целом, исходя из рисунка, можно сделать вывод о том, что в консолидированный бюджет Чувашской Республики поступает около 67 % общей суммы налоговых поступлений, что позволяет сформировать достаточный налоговый потенциал для развития экономики региона.

Поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2015 г. составили 19152,2 млн руб., или на 2,4 % больше, чем за 2014 г. Их удельный вес в общем объеме поступлений в бюджеты всех уровней по сравнению с 2014 г. увеличился на 0,1 процентный пункт и составил 53 %. В структуре налоговых поступлений в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2013-2015 гг. наи-

Налоговые поступления по уровням бюджетной системы за 2013-2015 гг, %

100% 80% 60% 40% 20% 0%

□ Федеральный бюджет ■ Республиканский бюджет

□ Местный бюджет

2013 2014 2015

Структура налоговых поступлений в Чувашской Республике по уровням бюджетной системы государства

больший удельный вес занимает НДФЛ, в среднем 19,9 % от общего объема налоговых поступлений.

Анализ факторов, влияющих на налоговые поступления в региональный бюджет, может осуществляться разными методами, в том числе с использованием регрессионных моделей, которые позволяют учесть влияние одного или нескольких признаков-факторов, представленных, например, показателями комплексного социально-экономического развития территории [7].

В нашем случае в качестве результативного фактора будут выступать налоговые поступления, мобилизованные на территории Чувашской Республики (у), в качестве факторов, оказывающих влияние, - инвестиции в основной капитал (х1), валовой региональный продукт (х2), фонд оплаты труда (х3), сальдированный финансовый результат деятельности организаций (х4), оборот розничной торговли (х5), объем платных услуг населению (х6).

Обоснуем с экономической точки зрения выбор факторов, оказывающих влияние на результирующую переменную, отобранных для проведения исследования:

1. Численность экономически активного населения и среднедушевые денежные доходы населения, которые образуют фонд начисленной заработной платы, влияют на объем поступлений по налогу на доходы физических лиц.

2. Инвестиции в основной капитал представляют собой совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов. При прочих равных условиях рост инвестиций в субъекте федерации влечет рост налоговых поступлений.

3. Оборот розничной торговли - выручка от продажи товаров населению для личного потребления или использования в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического лица без открытия

счета, посредством платежных карт. Данный фактор включает в себя НДС и аналогичные обязательные платежи.

4. Объем платных услуг населению отражает общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказанную ему (или членам его семьи) услугу или организацией, где он работает. Данный фактор влияет на НДС и иные обязательные платежи.

В качестве источников информации взяты основные социально-экономические показатели Чувашской Республики за 2010-2014 гг. [4]. Исходные данные получены также из публикаций Федеральной службы государственной статистики, характеризующих социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации [6]. Исходя из данных табл. 4 и используя пакет анализа EXCEL (программа «Корреляция»), составляем корреляционную матрицу.

Рассмотрев корреляционную матрицу, заключаем, что факторы х5 и х6 дублируют друг друга г(х5, х6)=0,997. В анализ целесообразно включить фактор х6, а не х5, так как его связь с результативным признаком у сильнее, чем у фактора х5. Дублируют друг друга факторы х6 и х2, поэтому целесообразно включить фактор х а не х так как его связь с результативным признаком у сильнее, чем у фактора х2. Дублируют друг друга факторы х6 и х3, целесообразно включить х3. В анализ не включаем фактор х так как данный фактор имеет отрицательную корреляцию с результативным признаком у.

Таким образом, в анализ включаем факторы х1 и х3.

Получим уравнение линейной регрессии: y = 9840,97 + 0,018х1 + 0,100х3.

С помощью пакета анализа EXCEL рассчитываем коэффициенты эластичности по переменным х1 и х3 и получаем, что при увеличении инвестиций в основной капитал на 1 % объем налоговых поступлений увеличится в среднем на 0,03 %, при увеличении фонда оплаты труда начисленной заработной платы на 1 % объем

Таблица 4

Корреляционный анализ социально-экономических показателей Чувашской Республики за 2014-2015 гг.

У х1 х2 х3 х4 х5 х6

у 1 - - - - - -

х1 0,732039379 1 - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х2 0,964736108 0,859659239 1 - - - -

х3 0,987998808 0,722689076 0,9728526 1 - - -

х4 -0,40371144 0,292669426 -0,209576 -0,429240698 1 - -

х5 0,980952172 0,719384577 0,9710181 0,99688259 -0,426744848 1 -

х6 0,983103628 0,694752254 0,9586794 0,994685454 -0,467456986 0,997223438 1

Таблица 5

Динамика дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы налоговых органов Чувашской Республики за 2013-2015 гг.

Годы Дополнительно начислено платежей по результатам контрольной работы

всего, млн руб. из них:

налоги пени штрафные санкции

сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, % сумма, млн руб. уд. вес, %

2013 1865,8 1498,6 80,31 214,5 11,52 152,8 8,17

2014 1895,4 1500,6 79,17 232,4 12,26 162,4 8,57

2015 1903,3 1555,1 81,71 210,4 11,05 137,8 7,24

налоговых поступлений увеличится в среднем на 0,63 %.

Рассмотрим такой фактор, определяющий размер налоговых поступлений доходов бюджета, как налоговый контроль.

Анализ дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы налоговых органов Чувашской Республики за 2013-2015 гг. (табл. 5) показал, что по результатам 2014 г. начислено дополнительных платежей в размере 1895,4 млн руб., что составляет 101,6 % от суммы 2013 г. За 2015 г. по результатам контрольной работы доначислено платежей с учетом налоговых санкций и пени в сумме 1903,3 млн руб., что составляет 100,4 % от уровня прошлого года. По сравнению с 2014 г. доначисления увеличились на 7,9 млн руб. Удельный вес налогов в общей сумме доначисленных платежей в 2015 г. увеличился на 2,5 % и составил 81,71 %. Доля начисленных пени в 2015 г. снизилась на 1,21 % и составила 11,05 %. Удельный вес предъявленных налоговых санкций за анализируемый период сохраняется на уровне 7-8 %. Данный

Динамика налоговых льгот, установленных в общем объеме налоговых поступлений в

анализ свидетельствует о невыполнении налогоплательщиками своих обязанностей по правильному исчислению и своевременной уплате налоговых платежей в бюджет.

Оценивая налоговую систему региона, в табл. 6 рассмотрим ситуацию с выпадающими доходами бюджета региона от предоставления налоговых льгот, установленных законодательством Чувашской Республики.

Из общей суммы налоговых льгот за 2015 г., предоставленных в соответствии с законодательством Чувашской Республики, льготы по налогу на прибыль организаций составили 19,1 млн руб., по налогу на имущество организаций - 572,1 млн руб., по транспортному налогу - 48 млн руб., по налогу, взимаемому в связи с применением УСН - 96 млн руб. В динамике наблюдается рост общей суммы налоговых льгот. В соответствии со ст. 9 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 г. № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации»

Таблица 6

законодательством Чувашской Республики республиканский бюджет за 2013-2015 гг.

Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Абсолютное изменение, (+; -)

2014 г. к 2013 г. 2015 г. к 2014 г.

Предоставленные налоговые льготы всего, млн руб. из них: 1573,6 1459,6 1623,7 -114 164,1

федеральным законодательством 420 628,7 691,1 208,7 62,4

законодательством Чувашской Республики 657,1 667,5 735,2 10,4 67,7

нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления 496,5 163,4 197,4 -333,1 34

Налоговые поступления в республиканский бюджет Чувашской Республики, млн руб. 17733,4 18699,3 19152,2 965,9 452,9

Удельный вес налоговых льгот, установленных региональным законодательством от общего объема налоговых поступлений в республиканском бюджете, % 3,7 3,6 3,8 -0,1 0,2

Таблица 7

Динамика выполнения бюджетных назначений по сбору налогов в бюджетную систему государства налоговыми органами Чувашской Республики за 2013-2015 гг.

Показатели Годы Федеральный бюджет Республиканский бюджет Местный бюджет Всего

Бюджетные назначения, млн руб. 2013 10567,3 18523,2 4954,2 34044,7

2014 11021,4 18614,5 4945,9 34581,8

2015 10749,6 18928,4 4852,6 34530,6

Фактическое поступление налоговых платежей, млн руб. 2013 11194,7 17733,4 5707,1 34635,2

2014 11575,7 18699,3 5040,1 35315,1

2015 12087,5 19152,2 4921,1 36160,8

Налоговый разрыв 2013 +627,4 +789,8 +752,9 +590,5

2014 +554,3 +84,8 +94,2 +733,3

2015 +1337,9 +223,8 +68,5 +1630,2

удельный вес выпадающих доходов бюджета региона от предоставления налоговых льгот не должен превышать 5 %.

В связи с увеличением выпадающих налогов из республиканского бюджета Чувашской Республики за 2013-2015 гг. рекомендовано разработать в регионе методику оценки эффективности налоговых льгот, определить перечень неэффективных налоговых льгот и график их поэтапного сокращения.

Кроме того, в табл. 7 рассчитаем налоговый разрыв, под которым понимается разница между предполагаемой суммой налогов, которая могла бы поступить в бюджетную систему при условии полного и своевременного исполнения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, и суммой фактически поступивших налогов.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что фактические поступления налогов за анализируемый период превышают суммы бюджетных назначений. Это говорит о стабильном формировании доходов бюджетов и увеличении платежей, администрируемых налоговыми органами Чувашской Республики. В табл. 8 проведем расчет факторов, оказавших влияние на прирост налоговых поступлений в 2015 г. в Чувашской Республике.

Расчеты показывают, что в 2015 г. на рост поступлений в бюджеты всех уровней повлияли такие факторы, как инфляция и валовой региональный продукт. За счет фактора инфляции прирост налоговых поступлений составил 494,4 млн руб., за счет фактора ВРП прирост составил 423,8 млн руб. Однако негативным моментом является снижение налого-

Показатели 2014 г. 2015 г. Абсолютное изменение, (+;-)

Поступило налоговых доходов в бюджеты всех уровней, млн руб. 35315,2 36160,8 845,6

Фактор: инфляция (декабрь к декабрю), % X 101,4 X

Прирост налоговых доходов за счет инфляции, млн руб. X X 494,4

Фактор: ВРП, % X 101,2 X

Прирост за счет ВРП, млн руб. X X 423,8

Прочие факторы: Снижение налоговых доходов за счет уменьшения взысканных платежей по налоговым проверкам X X -72,6

Справочно:

Доначислено налоговых платежей по результатам контрольной работы налоговых органов, млн руб. 1895,4 1903,3 7,9

Поступило налоговых платежей по результатам контрольной работы налоговых органов, млн руб. 1337,1 1286,7 -50,4

Поступило (взыскано) из доначисленных сумм по результатам КНП, млн руб. 277 242,3 -34,7

Поступило (взыскано) из доначисленных сумм по результатам ВНП, млн руб. 1060,1 1044,4 -15,7

Таблица 8

Факторы, оказавшие влияние на прирост (снижение) налоговых доходов в Чувашской Республике в 2015 г.

Таблица 9

Прогноз налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 2016 г. в Чувашской Республике

Годы Налоговые поступления, мобилизованные на территории Чувашской Республики (млн руб.), Y t t*t Y*t

2009 24567,8 -3 9 -73703

2010 26876,5 -2 4 -53753

2011 27713,4 -1 1 -27713

2012 32626,1 0 0 0

2013 34635,2 1 1 34635,2

2014 35315,2 2 4 70630,4

2015 36160,8 3 9 108482

Итого 217895 0 28 58578,2

Прогноз 39496,17 X X X

вых доходов за счет уменьшения взысканных платежей по налоговым проверкам на 72,6 млн руб.

Налоговая политика Чувашской Республики на среднесрочную перспективу ориентирована на повышение доходного потенциала и обеспечение роста собственных доходов республиканского бюджета Чувашской Республики, а именно:

1) обеспечение перехода к налогообложению объектов недвижимости исходя из кадастровой стоимости путем установления особенностей определения налоговой базы;

2) совершенствование патентной системы налогообложения, направленное на актуализацию размера потенциально возможного к получению дохода и расширение в соответствии с законодательством видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

3) создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности, создания новых и модернизации действующих производств и реализации инновационных проектов на территории Чувашской Республики.

Так как налоговая политика Чувашской Республики на среднесрочную перспективу ориентирована на повышение доходного потенциала и обеспечение роста собственных доходов республиканского бюджета, то появляется необходимость прогнозирования налоговых поступлений на 2016 г. (табл. 9).

Для определения тренда налоговых поступлений построим уравнение прямой у( = a0 + a1t,

где a0 и aj находим a0 =

X y

и a =

X*

X t2

Получаем: a0=31127,86, a=2092,08,

yt = 31127,86 + 2092,08t.

Прогноз налоговых поступлений на 2016 г. составил:

yt = 31127,86 + 2092,08 х 4=39496,17 (млн руб.)

Таким образом, объем налоговых поступлений на 2016 г прогнозируется на уровне 39496,17 млн руб. В среднем около 52 % налоговых платежей должно поступить в республиканский бюджет Чувашской Республики, что будет составлять 20538,01 млн руб.

Список литературы

1. О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации: закон Чувашской Республики от 23.07.2001 г. № 38.

2. Аристова С.И., Димитриева И.В., Бело-горская А.Н. Инструменты налогового регулирования социально-экономического развития региона // Экономические науки. 2014. №7 (116). С.103-108.

3. Базилевич О.И., Дадашев А.З. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для вузов. М.: Вузовский учебник, 2014.

4. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике. URL: http:// www.chuvash.gks.ru.

5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www. gks.ru.

7. Рыскаль Н.В. Эконометрическое моделирование влияния социально-экономических факторов на объем налоговых поступлений в бюджет РФ // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 475-478.

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ТетеринаН.А., Белогорская А.Н. Актуаль- зирования // Вестник Российского университета ные вопросы налогового планирования и прогно- кооперации. 2015. № 3 (21). С. 77-85.

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

СОРОКИНА Елена Владимировна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

ТЕТЕРИНА Наталия Алексеевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

SOROKINA, Elena Vladimirovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

TETERINA, Natalia A^eevna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].

УДК 336.14(430.344)

ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ВНУТРЕННИЙ ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ КАК ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ САМОДОСТАТОЧНОСТИ РЕГИОНА

М.В. Гаврилова, В.В. Михайлов

В статье рассматривается вопрос необходимости совершенствования внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в рамках достижения финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности субъектов РФ, включая формирование нормативно-правового поля, а также реализации административных и экономических мер, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов. Отдельное внимание уделено особенностям обеспечения качества управления финансами муниципальных образований на региональном уровне.

Ключевые слова: бюджетная самодостаточность; регион; финансовый контроль; финансовый аудит; региональный бюджет; качество управления финансами.

M.V. Gavrilova, V.V. Mikhaylov. INTERNAL FINANCIAL CONTROL AND INTERNAL FINANCIAL AUDIT AS A FACTOR OF PROVIDING BUDGETARY SELF-SUFFICIENCY OF A REGION

The article discusses the need to improve internal financial control and internal audit within the framework of achievement financial security and budgetary self-sufficiency of the territorial entities of the Russian Federation, including the establishment of regulatory and legal base, the implementation of administrative and economic measures to help improve the efficiency of budget spending. Special attention is given to the peculiarities of providing the quality of financial management in municipalities at a regional level.

Keywords: fiscal self-sufficiency; region; financial control; financial audit; regional budget; quality of financial management.

Достижение финансовой обеспеченности и бюджетной самодостаточности регионов является одной из наиболее актуальных, обсуждаемых и дискуссионных проблем в современной экономической науке. В условиях острого бюджетного дефицита поиск способов и инструментов достижения запланированных показателей исполнения бюджета и их мониторинга,

обеспечения эффективного государственного финансового контроля, снижения рисков неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств является вдвойне актуальным.

На федеральном уровне происходит активное совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию внутренне-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.