ложены непосредственно в самой организации.
Резервы роста эффективности использования основных средств связаны с мобилизацией как экстенсивных факторов - увеличение времени полезного использования машин, так и интенсивных факторов - повышение производительности оборудования в единицу времени.
Интенсивный путь использования основных средств изучаемой организации включает в себя техническое перевооружение, повышение темпов обновления основных средств. Быстрое техническое переоснащение Аликов-ского райпо особенно важно, так как в организации имеет место значительный износ основных средств.
Улучшение экстенсивного использования основных средств Аликовского райпо предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующего оборудования в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года) и, с другой стороны, увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося в райпо и на его производственных участках.
Улучшение использования основных средств и производственных мощностей Али-ковского райпо зависит в значительной степени от квалификации кадров, особенно от ма-
стерства рабочих, обслуживающих машины, механизмы, агрегаты и другие виды производственного и торгового оборудования. Также необходимо предусмотреть развитие системы материального стимулирования труда работников, способствующих повышению производительности труда и эффективности использования основных средств.
Таким образом, используя результаты анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности, можно определить потребности в основных средствах, оценить эффективность их структуры и использования.
Список литературы
1. Бариленко В.И., Кузнецов С.И., Плотников Л.К. [и др.]. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2012. 416 с.
2. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Мн.: ООО «Новое знание», 2012. 452 с.
3. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. М.: Дело и Сервис, 2013.283 с.
4. Мельник М.В., Герасимова Е.Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. М.: Форум; ИНФРА-М, 2012. 192 с.
5. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. 4-е изд. М.: КноРус, 2014. 320 с.
НИКАНДРОВА Роза Степановна - кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: roza_c@bk.ru
NIKANDROVA, Roza Stepanovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting, the Analysis and Audit. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: roza_c@bk.ru
УДК 336.1.07
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНАХ (на материалах УФНС России по Чувашской Республике) Т.Я. Сильвестрова, С.Ю. Гурова
Рассматриваются вопросы повышения устойчивости и эффективности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации, особенности насыщения налоговыми доходами бюджета, направления повышения результативности контрольной работы налоговых органов в дотационном регионе.
Ключевые слова: дотационные регионы; налоговый контроль; структура формирования доходов Чувашской Республики.
T.Ya. Silvestrova, S.Yu. Gurova. TO THE QUESTION ABOUT FUNCTIONING OF THE FEDERAL TAX SERVICE IN SUBSIDIZED REGIONS (according to the data from the Department of the Federal Tax Service of the Russian Federation in the Chuvash Republic)
This article reveals the questions of improving stability and efficiency of formation of budgets of subjects of the Russian Federation, feature of saturation are considered by the tax income of the budget, the direction of increase of productivity of examination of tax authorities in the subsidized region.
Keywords: subsidized regions; tax control; the structure of income generation of the Chuvash Republic.
Повышение устойчивости и эффективности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации остается одной из приоритетных задач государства.
Управление Федеральной налоговой службы России по Чувашской Республике является главным администрирующим органом в части налоговых поступлений в бюджет Чувашской Республики. УФНС России по Чувашской Республике функционирует в достаточно сложных условиях, так как регион является дотационным. Это определяет особенности выполнения функций, возложенных налоговым законодательством на подобные структурные подразделения Федеральной налоговой службы Российской Федерации. В аналогичных условиях выполняют свои обязанности федеральные налоговые службы 79 из 83 субъектов Российской Федерации (по данным 2013 г). Для того чтобы четко представлять особенности их деятельности, предлагаем результаты аргументированной оценки основных показателей деятельности Управления Федеральной налоговой службы России по Чувашкой Республике на материалах 2012-2013 гг., тем более что экономическое состояние региона в 2014 г. практически не изменялось.
Итак, данные о поступлениях доходов в бюджетную систему Чувашской Республики формируются в отчете о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской
Федерации (Отчет 1-НМ). Здесь рассматриваются налоговые и неналоговые доходы, администрируемые налоговыми органами. Структура формирования доходов бюджетной системы Чувашской Республики в 2012-2013 гг. представлена в табл. 1.
Как показывают данные табл. 1, основным источником формирования доходов бюджета Чувашской Республики являются налоговые доходы, доля которых в общем объеме поступлений - около 99,9%. В свою очередь, неналоговые доходы составили всего 0,1%. В 2013 г. в республике в бюджеты всех уровней мобилизовано 34635,2 тыс. руб., администрируемых налоговыми органами, в 2012 г. - 32626,1 тыс. руб., что на 2009,1 тыс. руб., или на 6,2 %, больше, чем в прошлом году. В территориальный бюджет поступило 23440,5 тыс. руб. - это 67,7% общего объема поступлений в бюджет, что на 9,1 %, или на 1945,8 тыс. руб., больше, чем за 2012 г
Таким образом, доминирующее положение в структуре доходов бюджета Чувашской Республики занимают налоговые доходы, которые формируются от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Налоговые поступления в Чувашской Республике распределяются по трем бюд-
Таблица 1
Показатели структуры доходов бюджетной системы Чувашской Республики за 2012-2013 гг. по данным УФНС России по Чувашской Республике
(тыс. руб.)
Показатели За 201 сумма 2 г. уд. вес, % За 20] сумма L3 г. уд. вес, % Абсолютное изменение, (+/-) Темп изменения, %
А 1 2 3 4 5 6
Всего доходов, в том числе: 32626,1 100,0 34635,2 100,0 2009,1 106,2
Налоговые доходы 32607,4 99,9 34616,8 99,9 2009,4 106,2
Неналоговые доходы 18,7 0,1 18,4 0,1 0,3 97,9
жетам: в федеральный, республиканский и местный бюджеты. Проведенный нами анализ поступлений отдельных видов налогов в федеральный бюджет (табл. 2) показал, что основную долю формирования федерального бюджета составляет налог на добавленную стоимость, так как он в 100% объеме зачисляется в федеральный бюджет. Интересно, что зачисление суммы НДС в 2013 г. снизилось на 47,9 тыс. руб. Помимо НДС, значимую долю в формировании федерального
бюджета занимают налог на прибыль организаций и акцизы на алкогольную продукцию. Доля остальных налогов в общем объеме федерального бюджета незначительна, и в среднем для каждого налога составляет менее процента.
Небезынтересна сложившаяся в 2012-2013 гг. тенденция формирования республиканского бюджета Чувашской Республики. Проведем анализ поступлений отдельных видов налогов в республиканский бюджет (табл. 3).
Поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2012-2013 гг. по данным УФНС России по Чувашской Республике
Таблица 2
(тыс. руб.)
Показатели За 2012 г. За 2013 г. Абс. изм., Темп
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, % (+/-) изм., %
А 1 2 3 4 5 6
Всего поступлений, в том числе: 11119,3 100,00 11182,8 100,00 63,5 100,57
Налог на прибыль 365,1 3,28 425,0 3,80 59,9 116,40
НДС 9884,0 88,89 9836,1 87,96 47,9 99,52
Госпошлина 64,8 0,58 79,5 0,71 14,7 122,59
Акцизы на спирт и
алкогольную продук- 703,2 6,32 724,2 6,48 21 102,99
цию
Налог на добычу полезных ископаемых 0,072 0,0006 0,065 0,0006 0,007 90,28
Водный налог 3,6 0,03 3,3 0,03 0,3 91,55
Прочие 98,6 0,89 114,8 1,03 16,2 116,40
Таблица 3
Поступления налоговых доходов в республиканский бюджет Чувашской Республики за 2012-2013 гг.
по данным УФНС России по Чувашской Республике
(тыс. руб.)
Показатели За 2012 г. За 2013 г. Абс. изм., (+/-) Темп изм., %
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
А 1 2 3 4 5 6
Всего поступлений, в том числе: 16224,8 100,00 17733,4 100,00 1508,6 109,30
Налог на прибыль 5257,7 32,41 5234,4 29,52 23,3 99,56
НДФЛ 5605,3 34,55 6096,5 34,38 491,2 108,76
Акцизы на алкогольную продукцию 467,8 2,88 479,3 2,70 11,5 102,46
Акцизы на пиво 1235,1 7,61 1265,2 7,13 30,1 102,43
Налог на имущество организаций 2105,6 12,98 2904,0 16,38 798,4 137,92
Транспортный налог 460,0 2,84 540,9 3,05 80,9 117,58
Единый налог в связи с применением УСН 1084,6 6,68 1209,1 6,82 124,5 111,48
ЕСХН 5,5 0,03 0,2 0,00 5,3 4,40
Налог на игорный бизнес 1,2 0,01 2 0,01 0,8 167,93
Прочие 2,0 0,01 1,8 0,01 0,2 89,68
В республиканский бюджет Чувашской Рес публики зачисляется более 50% всех налоговых поступлений региона. Так, в 2013 г. общее количество налоговых поступлений в республиканский бюджет увеличилось на 9,3%, чему способствовало увеличение таких сумм налоговых поступлений, как НДФЛ, налог на имущество организаций и единый налог, связанный с применением упрощенной системы налогообложения. Значительно снизилось поступление единого сельскохозяйственного налога, однако это не повлияло на увеличение суммы общих налоговых поступлений. Наибольшую долю в республиканском бюджете занимают налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций.
Управление ФНС России по Чувашской Рес публике контролирует поступления в местные бюджеты муниципальных образований Чувашской Республики (табл. 4).
В местном бюджете основную долю налогового дохода формирует налог на доходы физических лиц, в среднем за оба года его доля составляет 70%. Прослеживается тенденция увеличения налоговых поступлений на 8,3 %, чему способствовало значительное увеличение сумм поступлений НДФЛ и земельного налога. Необходимо отметить резкое увеличение суммы ЕСХН (почти в 2 раза).
В целом, поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней за 2013 г обеспечены налогом на добавленную стоимость - на
Таблица 4
Поступления налоговых доходов в местные бюджеты Чувашской Республики за 2012-2013 гг. по данным УФНС России по Чувашской Республике
(тыс. руб.)
Показатели За 2012 г. За 2013 г. Абс. изм., (+/-) Темп изм., %
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
А 1 2 3 4 5 6
Всего поступлений, в том числе: 5263,2 100,00 5700,6 100,00 437,4 108,31
НДФЛ 3631,5 69,00 4038,3 70,84 406,8 111,20
НДПИ Госпошлина 28,6 70,2 0,54 1,33 28,9 78,8 0,51 1,38 0,3 8,6 101,19 112,37
Налог на имущество физических лиц 93,7 1,78 106,1 1,86 12,4 113,25
Земельный налог 681,3 12,94 731,9 12,84 50,6 107,43
ЕНВД 744,0 14,12 681,5 11,96 62,4 91,61
ЕСХН 12,5 0,24 21,1 0,37 8,6 169,01
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы 0 0,00 12,8 0,22 12,8 -
Прочие 1,7 0,03 1,2 0,02 0,5 71,88
28,7%, налогом на доходы физических лиц - 29,3%, налогом на прибыль - на 16,3 %, налогами на имущество - 12,4%, акцизами - на 7,2%, прочими налогами и сборами - на 6,1%, что наглядно демонстрирует рис. 1.
Прочие налоги и сборы 6,1
Акцизы 7,2
НДС 28,7
НДФЛ 29,3
12,4
16,3
Налог на прибыль
Налог на имущество организаций
Рис. 1. Структура поступивших налогов и сборов в бюджеты всех уровней Чувашской Республики за 2013 г.
Налог на имущество организаций 14,5
Рис. 2. Структура поступивших налогов и сборов в бюджеты всех уровней Чувашской Республики за 2012 г.
По сравнению с 2012 г в 2013 г изменилась структура поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней Чувашской Республики: увеличилась доля налога на доходы физических лиц на 1 п.п., налогов на имущество - на 2,1 п.п., снизилась доля налога на добавленную стоимость - на 1 п.п., налога на прибыль - на 0,9 п.п., акциза - на 0,2 п.п. и прочих налогов и сборов - на 1 % (рис. 2).
Управление ФНС России по Чувашской Республике реализует контроль за соблюдением налогового законодательства и полноты взимания налогов и сборов посредством камеральных и выездных налоговых проверок. По данным проверок Управление формирует отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (Отчет 2-НК) и публикует его на официальном сайте ФНС России.
300000 280000 260000 240000 220000 200000
□292 143 ■277 966
за 2012г. за 2013г.
Рис. 3. Количество проведенных камеральных проверок за 2012-2013 гг.
Исходя из отчета, за 2013 г. проведено 277966 камеральных проверок налогоплательщиков, из них 20045 - выявившие нарушения. Несмотря на то, что в 2013 г. количество проведения камеральных проверок сократилось, количество выявленных нарушений увеличилось на 126 единиц по сравнению с 2012 г. Налоговые органы сократили число проверяемых налогоплательщиков, зарекомендовавших себя в качестве законопослушных и добросовестных, и усилили
контроль за недобросовестными налогоплательщиками (рис. 3). По сравнению с 2012 г. в 2013 г. увеличилось доначисление пеней на 2,3 тыс. руб., или на 52,6%, и снизилось доначисление налогов на 22,6 тыс. руб., или на 7,1%, и штрафных санкций на 4,6 тыс. руб., или на 13,2% (табл. 5).
В 2013 г. УФНС по Чувашской Республике было проведено 516 выездных налоговых проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, а это на 287 проверок, или на 35,7%, меньше, чем в 2012 г., в связи с сокращением недобросовестных налогоплательщиков (рис. 4).
1000 800 600 400 200 0
□ 803
□ 516
за 2012г.
за 2013г.
Рис. 4. Количество проведенных выездных налоговых проверок за 2012-2013 гг.
Результаты контрольной работы по выездным налоговым проверкам свидетельствуют о том, что в 2013 г по сравнению с 2012 г. в регионе значительно сократились нарушения законодательства о налогах и сборах. Что касается самих нарушений, то по сравнению с 2012 г. в 2013 г. увеличилось доначисление налогов на 118,0 тыс. руб., или на 10,9%, и снизилось доначисление пеней на 46,7 тыс. руб., или на 18,4%, и штрафных санкций на 33,8 тыс. руб., или на 21,5% (табл. 6).
Налоговыми органами республики проводилась работа с налогоплательщиками по
Таблица 5
Дополнительно начисленные платежи при выявлении нарушений в ходе проведения камеральных проверок за 2012-2013 гг. по данным УФНС РФ по Чувашской Республике
(тыс. руб.)
Показатели За 2012 г. За 2013 г. Абс. изм., (+/-) Темп изм., %
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
А 1 2 3 4 5 6
Дополнительно
начислено плате- 357,2 100,0 332,5 100,0 24,7 93,1
жей всего, из них:
налоги 318,9 89,3 296,3 89,1 22,6 92,9
пени 4,5 1,3 6,8 2,1 2,3 152,6
штрафные санкции 33,8 9,4 29,4 8,8 4,6 86,8
урегулированию вопросов задолженности (табл. 7). Здесь Управление формирует отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации (4-НМ) и также публикует его на сайте ФНС России.
Данные табл. 7 позволяют наблюдать положительный эффект снижения задолженности перед бюджетом, хоть и не на значительную долю. В целом, по состоянию на 1 января 2014 г. задолженность в бюджеты всех уровней по налоговым платежам составила 2537,5 тыс. руб. С начала года задолженность по налогам уменьшилась на 13,2 тыс. руб., или на 0,5%. Недоимка в сумме задолженности, возможной к взысканию, составила 1357,4 тыс. руб., что на 12,0% больше, чем в 2012 г. Также произошло снижение урегулированной задолженности с 1306,2 до 1140,5 тыс. руб. Задолженность по уплате пеней в 2013 г. составила 652,8 тыс. руб., что на 44,7 тыс. руб. больше, чем в 2012 г. Задолженность налоговых санкций в бюджетную систему в 2013 г. составила 199,6 тыс. руб., она была незначительно выше, чем в 2012 г. - на 1,9 тыс. руб.
В целом, по задолженности перед бюджетом в регионе наблюдается ее снижение, что является положительной тенденцией в 2013 г.
Однако в разрезе задолженностей наблюдается то спад, то увеличение сумм задолженности, что заставляет налоговые органы ужесточить контроль за должниками перед республиканским бюджетом.
Выполнить плановые показатели насыщения налоговыми доходами бюджета в дотационном регионе очень проблематично. Однако проведенный анализ свидетельствует о достаточно компетентной работе Управления ФНС России по Чувашской Республике. Думается, что для поддержания эффективной работы налоговых служб в подобных регионах следует:
- во-первых, совершенствовать методики оценки эффективности деятельности налоговых органов;
- во-вторых, дать возможность субъектам Российской Федерации самим устанавливать в своих регионах налоги и сборы, не противоречащие Конституции и Гражданскому кодексу Российской Федерации;
- в-третьих, сотрудничать с налогоплательщиками дистанционно и адресно;
- в-четвертых, увеличить налоговые санкции за нарушение налогового законодательства;
- в-пятых, в сфере унификации учета и регистрации населения следует поставить
Таблица 6
Показатели дополнительного начисления платежей при выявлении нарушений в ходе проведения выездных налоговых проверок за 2012-2013 гг. по данным УФНС по Чувашской Республике
(тыс. руб.)
Показатели За 2012 г. За 2013 г. Абс. изм., (+/-) Темп изм., %
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
А 1 2 3 4 5 6
Дополнительно начислено платежей всего, из них: 1495,9 100,0 1533,4 100,0 37,5 102,5
налоги 1084,3 72,5 1202,3 78,4 118,0 110,9
пени 254,4 17,0 207,6 13,5 46,7 81,6
штрафные санкции 157,2 10,5 123,4 8,1 33,8 78,5
Таблица 7
Результаты контрольной работы по задолженности по налогам и сборам, пеням, налоговым санкциям за 2012-2013 гг. по данным УФНС по Чувашской Республике
(тыс. руб.)
Показатели За 2012 г. За 2013 г. Абс. изм., (+/-) Темп изм., %
сумма уд. вес, % сумма уд. вес, %
А 1 2 3 4 5 6
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего, из нее возможно к взысканию: 2550,7 100,0 2537,5 100,0 13,2 99,5
Недоимка 1211,7 47,5 1357,4 53,5 145,7 112,0
Урегулированная задолженность 1306,2 51,2 1140,5 44,9 165,7 87,3
задачу о переводе всех граждан на единый фискальный (он же и социальный) номер, который ведется налоговыми органами и должен заменить все виды государственного учета населения (по линии медицинского и пенсионного обеспечения, органов внутренних дел (рождений, изменений семейного статуса, полиции и т.д.), межгосударственной миграции и т.д.);
- в-шестых, необходимо решить вопрос об объединении всей работы по налогам в едином ведомстве (аналогично как Федеральное казначейство ведает всеми расходами бюджетной системы).
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М.: ОМЕГА-Л, 2013.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая, 2014.
3. Александрова Н.В., Сильвестрова Т.Я. Налоговая политика государства: монография. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2014. 164 с.
4. Основные направления налоговой политики РФ на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. (одобрено Правительством Российской Федерации) // СПС КонсультантПлюс.
5. Официальный сайт УФНС России по Чувашской Республике. URL: www.N21.nalog.ru.
6. Сильвестрова Т.Я., Белогорская А.Н., Улы-бина Л.В. [и др.]. Налоговый менеджмент: учеб. изд. для студентов экон. специальностей. Чебоксары: ИП Суворов В.Г., 2013. 320 с.
СИЛЬВЕСТРОВА Тамара Яковлевна - доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: tsilvestrova@ rucoop. ru
ГУРОВА Славяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: slav_gur@mail.ru
SILVESTROVA, Tamara Yakovlevna - Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: tsilvestrova@rucoop.ru
GUROVA, Slavyana Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, the Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: slav_gur@mail.ru
УДК 336.225.2
МЕСТО И РОЛЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Т.Я. Сильвестрова, С.Ю. Гурова, Т.Е. Шипеева
Проанализированы показатели налоговых проверок за 2008-2012 гг., проведенных налоговыми органами по Приволжскому федеральному округу, в частности по Чувашской Республике.
Ключевые слова: налоговая система; налоговый контроль; налоговые органы РФ; налоговые проверки.
T.Ya. Silvestrova, S.Yu. Gurova, T.E. Shipeeva. THE PLACE AND ROLE OF TAX CONTROL IN THE ACTIVITY OF TAX AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
The performance of tax audits for 2008-2012, conducted by the tax authorities in the Volga Federal district, in particular, in the Chuvash Republic is analysed in the article.
Keywords: the tax system; tax control; tax authorities; tax audit.
Среди существующих проблем в сфере функционирования современной налоговой системы вопросы построения эффективной системы налогового контроля являются особен-
но актуальными. Именно налоговый контроль обеспечивает своевременное и полное поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации.