Научная статья на тему 'Налоговые доходы региона, их анализ на примере Чувашской Республики'

Налоговые доходы региона, их анализ на примере Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / REGIONAL BUDGET REVENUES / ВАЛОВЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS REGIONAL PRODUCT / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / NON-TAX REVENUES: TAX BURDEN / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / INCOME TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большова Лилия Алексеевна

Приведены приемы и методы анализа налоговых поступлений. Изучены динамика и структура налоговых поступлений, в том числе в разрезе видов деятельности. Определены факторы, влияющие на изменение налоговых доходов региональных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX REVENUES OF THE REGION, THEIR ANALYSIS: THE CASE OF THE CHUVASH REPUBLIC

The article describes the techniques and methods of analysis of tax revenues. Dynamics and structure of tax revenues in the context of types of activities are studied. The factors affecting the change in tax revenues of regional budgets are determined.

Текст научной работы на тему «Налоговые доходы региона, их анализ на примере Чувашской Республики»

15. Перонко И.А. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2001. 354 с.

16. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: учебник. М.: Приоритет, 2004. 480 с.

17. Хойзер К. Жертва и налог. От античности

до современности // Все начиналось с десятины: этот многоликий налоговый мир. М., 1992. 196 с.

18. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2003. 576 с.

19. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. М.: Статус, 2002. 553 с.

БЕЛОГОРСКАЯ Алла Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: ANchief@mail.ru

ДИМИТРИЕВА Ирина Валерьевна - главный государственный налоговый инспектор. Управление Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике. Россия. Чебоксары. E-mail: dimirval@gmail.com

BELOGORSKAYA, Alla Nikolaevna - Candidate of Economics, Associate Professor of Department of World Economics and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: ANchief@mail.ru

DIMITRIEVA, Irina Valeryevna - Chief State Tax Officer of the Department of the Federal Tax Service in the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: dimirval@gmail.com

УДК 336.22

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ РЕГИОНА, ИХ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Л.А. Большова

Приведены приемы и методы анализа налоговых поступлений. Изучены динамика и структура налоговых поступлений, в том числе в разрезе видов деятельности. Определены факторы, влияющие на изменение налоговых доходов региональных бюджетов.

Ключевые слова: доходы регионального бюджета; валовый региональный продукт; налоговые доходы; неналоговые доходы; налоговое бремя.

L.A. Bolshova. TAX REVENUES OF THE REGION, THEIR ANALYSIS: THE CASE OF THE CHUVASH REPUBLIC

The article describes the techniques and methods of analysis of tax revenues. Dynamics and structure of tax revenues in the context of types of activities are studied. The factors affecting the change in tax revenues of regional budgets are determined.

Keywords: regional budget revenues; gross regional product; income tax; non-tax revenues: tax burden.

Механизм регулирования налоговых доходов между бюджетами различных уровней в федеративном государстве в современных условиях вызывает большой научный интерес. Обеспечение финансовой самостоятельности региональных бюджетов главным образом достигается за счет налоговых доходов, распределение которых является основой эффективного функционирования бюджетной системы.

В настоящее время оперативный анализ структуры налоговых поступлений в бюдже-

ты разных уровней представляется особенно важной задачей любого прикладного исследования, поскольку каждый год, месяц, день в экономике происходят существенные перемены, как правило, структурного характера. Проведение такого анализа сегодня возможно, так как уже накоплен разнообразный полезный и, что существенно, широко обсуждаемый отечественный опыт хозяйствования внепланово-административной модели управления экономикой.

Экономика и управление

47

Количественные приемы и методы анализа структуры заключаются в их точном измерении и умелом сопоставлении, выявлении значимых пропорций, зависимостей и закономерностей экономической природы, оценке неравномерности распределения, например, регионов по величине налоговых поступлений или по их доле в региональном и национальном бюджетах. Большое внимание аналитики уделяют также способностям структуры меняться во времени, т.е. изучению структурных сдвигов, своевременному выявлению тенденций экономического развития и вариации учтенных факторов.

На основании накопленной нами статистической информации по Чувашской Республике можно сделать определенные выводы:

1. Доходы бюджета региона каждый год возрастают.

2. Коэффициент вариации налоговых доходов, несмотря на существенные различия, неуклонно снижается, так как увеличивается доля налогов с низкими ставками, что является свидетельством высокой степени колеблемости численных значений исследуемых признаков.

3. Налоговые доходы значительно превышают неналоговые.

Приняв за целое все доходы бюджета региона, определим, из каких источников преимущественно они были получены. Особый интерес представляет анализ динамики доли налоговых доходов в общей сумме поступлений, из которого следует, что с 2008 г. по 2012 г доля налоговых доходов существенно превышала долю неналоговых поступлений и составляла не менее 99 % всех доходов. Отметим, что данная тенденция характерна и для Российской Федерации в целом для налоговых доходов консолидированного бюджета страны и составила в 2008 г 78,2%, а в 2009 г - уже 83,23%. При этом, как правило, в общей сумме доходов консолидированного бюджета не учитывается сумма финансовой помощи бюджетам других уровней из федерального бюджета. Следует отметить, что за 2011 и 2012 гг. наблюдается сравнительно небольшое различие долей налоговых доходов. Это указывает на некоторую стабилизацию статей, формирующих доходы бюджета. Наиболее интересным представляется изучение самой большой группы доходов -налоговых поступлений.

Изучим динамику изменений налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2008-2012 гг. Так, по проведенному анализу темпа изменений налоговых поступлений наблюдается ежегодный рост, за исключением 2009 г., поскольку мировой кризис 2008-2009 гг. негативно сказался на дея-

тельности хозяйствующих субъектов. Совокупность показателей структуры является одним из самых эффективных аналитических инструментов, и их применение возможно в самых различных областях, в том числе и для анализа налоговых поступлений. При изучении структуры налоговых поступлений следует выделить два аспекта - изучение структурных особенностей на макроуровне (доходной части госбюджета, налоговых поступлений в бюджеты различных уровней) и на микроуровне (налоговых выплат предприятий и организаций).

Все показатели структуры по направлениям анализа можно объединить в три основные группы:

1. Относительные показатели структуры.

2. Показатели структурных сдвигов.

3. Показатели концентрации и централизации.

Расчет характеристик совокупности показателей структуры возможен только после завершения этапа группировки первичных данных на основании какого-либо существенного признака. Например, конечным результатом группировки государственных доходов и расходов является бюджет. Его доходная часть представляет собой группировку поступлений в бюджет по источникам поступления. Особенность такой структуры состоит в том, что группы сформированы путем объединения однородных статей, т. е. на основании качественного анализа, а не количественных критериев. При этом средний размер той или иной группы практически определен заранее, так как величина налоговых выплат закреплена законодательно. Поэтому структуру бюджета наиболее целесообразно изучать в следующих аспектах:

- в динамике;

- в соответствии с плановой структурой;

- при сравнении нескольких структур (например, доходов различных регионов).

Поскольку относительные показатели структуры рассчитываются путем соотнесения каждого значения в части совокупности со значением по всем наблюдениям в целом, то в числителе и знаменателе взаимно погашается влияние некоторых факторов, например, инфляции. Затем относительные показатели (удельные веса и доли) могут сравниваться друг с другом и с предыдущим периодом.

По данным исследования в структуре налоговых поступлений Чувашской Республики наибольший удельный вес занимает налог на доходы физических лиц - около 42% за весь период исследования, на 2-м месте находится налог на прибыль организаций, его доля составляет от 25 до 28% за 2008-2012 гг., на 3-м месте по струк-

турной позиции - налог на имущество, при этом наблюдается снижение его доли до 9,8% в 2012 г., а наибольшая величина отмечалась в 2009-2010 гг. - 11,6%, доля акцизов варьируется от 7,32 % в 2011 г. до 9,03% в 2010 г., в 2012 г. значение показателя составило 7,93%.

Относительные показатели структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики представлены в табл. 2. Если абсолютный прирост имеет знак «+» (означает рост удельного веса или доли), то приросты Дф.у.) из выражения показывают, на сколько процентных пунктов (п.п.) изменился удельный вес данной ]-й налоговой группы в совокупности налогов. Так как сумма частей целого всегда равна 1, то сумма абсолютных приростов всегда равна 0. Соответственно, роль одной из групп налогов, формирующих налоговые доходы, повышается только за счет снижения значимости другой группы. После построения этой группы показателей сравнение структур регионального бюджета за изучаемый период дополнится следующей релевантной для всего исследования информацией:

- непрерывно снижается удельный вес 1-й группы прямых налогов (налог на прибыль организаций): с 27,99 % в 2008 г. до 24,47% в 2012 г.;

- все эти годы удельный вес группы косвенных налогов на товары и услуги менялся то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. Это является следствием уменьшения стоимости имущества с учетом инфляции и непереоценкой имущества, т. е. основных средств;

- наметилось некоторое снижение удельного веса группы прочих налогов и сборов, что можно считать объективно позитивным изменением, так как рост этой группы означал бы, что пять основных групп не обеспечивают достаточного объема налоговых поступлений.

В среднем за пять лет, с 2008 г. по 2012 г., доля группы налогов на прибыль в налоговых доходах сократилась на 2,46%, последовательно убывая каждый год. При сравнении структур во времени данный показатель характеризует отрицательную тенденцию динамики структуры налоговых поступлений. Его применение возможно при характеристике пространственных особенностей структур, и в этом случае средний темп роста удельного веса будет характеризовать среднее изменение по совокупности. Абсолютные и относительные приросты удельного веса, а также средние относительные приросты позволяют рассматривать каждую отдельно взятую часть совокупности. Существуют также методы оценки

значимости изменения структуры в целом. В связи с тем, что структура совокупности представляет собой единое целое, а сумма долей ее частей равна (или 100%), изменения в одной из групп неизбежно ведут к изменениям в другой. Поэтому комплексная оценка всех групп обязательна.

Такую сводную характеристику позволяют получить обобщающие показатели структурных сдвигов, которые основаны на учете вариации приростов и темпов роста удельных весов рассматриваемых групп. Чем выше вариация этих показателей изменения налоговых поступлений, тем большие структурные сдвиги произошли за период.

Структурные сдвиги в составе налоговых поступлений связаны с неравномерностью изменения абсолютной величины суммы поступлений в бюджет от отдельных налогов.

Проанализируем показатели абсолютных структурных сдвигов, где в качестве варьирующего признака учитываются абсолютные приросты удельных весов групп сложившейся совокупности налогов. Среднее линейное отклонение к-й долей отчетного года от базисного года по модулю рассчитывается по формуле простой средней арифметической величины.

Линейное отклонение, приведенное в выражении, показывает, на сколько процентных пунктов в среднем отклоняются друг от друга удельные веса сравниваемых групповых структур. При отсутствии различий в сравниваемых структурах его величина равна 0; при двух группах максимальное значение может быть равно 1, или 100%. В остальных типах структур численного значения коэффициент верхней границы не имеет.

В соответствии с произведенными расчетами структуры налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики по отраслям экономики, сделаны выводы, что наибольшая доля налоговых поступлений приходится на обрабатывающие производства: от 28,25% в 2009 г. до 31,16% в 2012 г. На 2-м месте по налоговым поступлениям находится торговая деятельность, доля которой в 2010 г. составляет около 14,27%, что на 1,59 % выше показателя 2011 г. По строительной отрасли наблюдается тенденция роста доли налоговых платежей. Так, если в 2009 г. доля составляла 5,18 %, то к 2012 г. - уже 6,86 %.

По операциям с недвижимом имуществом, арендой и предоставлением услуг наблюдается положительная динамика: с 7,41% в 2008 г. к 2012 г. увеличилась до 9,56 %. В 2011-2012 гг. также возросла доля поступлений от финансо-

Динамика налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2008-2012 гг.

по данным УФНС России по Чувашской Республике

Наименование налогов Налоговые поступления, тыс. руб. Темп 1пч., %

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2009 г. к 2008 г. 2010 г. к 2009 г. 2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.

Налог на прибыль организаций 4786136 3029733 4316171 5005195 5257702 63,30 142,46 115,96 105,04

НДФЛ 7169270 6355870 6969775 7755557 9236770 88,65 109,66 111,27 119,10

Акцизы 1336567 1278558 1409000 1370285 1702969 95,66 110,20 97,25 124,28

Налог на имущество организаций 1904781 1639502 1958300 2058092 2105551 86,07 119,44 105,10 102,31

Налог на имущество физических лиц 76640 105461 99419 21530 93694 137,61 94,27 21,66 4,35 р.

Транспортный налог 205313 279113 349685 402108 460034 135,95 125,28 114,99 114,41

Налог на игорный бизнес 92725 49130 115 9 1163 52,98 0,23 7,83 129 р.

Земельный налог 366944 353415 528057 566475 681265 96,31 149,42 107,28 120,26

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 17052 9527 11128 16318 28677 55,87 116,80 146,64 175,74

Государственная пошлина 31188 47954 63149 68963 70159 153,76 131,69 109,21 101,73

Поступления задолженности и перерасчеты по отмененным налогам -16299 9585 5424 4903 3539 -58,81 56,59 90,39 72,18

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 619013 478356 574111 767171 1084617 77,28 120,02 133,63 141,38

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 495473 503153 563907 654893 743953 101,55 112,07 116,13 113,60

Единый сельскохозяйственный налог 14083 14472 22737 20069 17942 102,76 157,11 88,27 89,40

Налоговые доходы всего 17098886 14153829 16870978 18711568 21488035 82,78 119,20 110,91 114,84

Неналоговые доходы, администрируемые налоговым органом 20072 8224 7015 7491 6684 40,97 85,30 106,79 89,23

Итого поступлений 17118958 14162053 16877993 18719059 21494719 82,72 119,17 110,9 114,83

о

ЧО

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2008-2012 гг.

по данным УФНС России по Чувашской Республике

Наименование налогов Структура налоговых поступлений, % Абс. изм. (+/-)

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2009 г. от 2008 г. 2010 г. от 2009 г. 2011 г. от 2010 г. 2012 г. от 2011 г.

Налог на прибыль организаций 27,99 21,41 25,58 26,75 24,47 -6,59 4,18 1,17 -2,28

НДФЛ 41,93 44,91 41,31 41,45 42,99 2,98 -3,59 0,14 1,54

Акцизы 7,82 9,03 8,35 7,32 7,93 1,22 -0,68 -1,03 0,60

Налог на имущество организаций 11,14 11,58 11,61 11,00 9,80 0,44 0,02 -0,61 -1,20

Налог на имущество физических лиц 0,45 0,75 0,59 0,12 0,44 0,30 -0,16 -0,47 0,32

Транспортный налог 1,20 1,97 2,07 2,15 2,14 0,77 0,10 0,08 -0,01

Налог на игорный бизнес 0,54 0,35 0,00 0,00 0,01 -0,20 -0,35 0,00 0,01

Земельный налог 2,15 2,50 3,13 3,03 3,17 0,35 0,63 -0,10 0,14

Налоги и сборы за пользование природными ресурсами 0,10 0,07 0,07 0,09 0,13 -0,03 0,00 0,02 0,05

Государственная пошлина 0,18 0,34 0,37 0,37 0,33 0,16 0,04 -0,01 -0,04

Поступления задолженности и перерасчеты по отмененным налогам -0,10 0,07 0,03 0,03 0,02 0,16 -0,04 -0,01 -0,01

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 3,62 3,38 3,40 4,10 5,05 -0,24 0,02 0,70 0,95

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 2,90 3,55 3,34 3,50 3,46 0,66 -0,21 0,16 -0,04

Единый сельскохозяйственный налог 0,08 0,10 0,13 0,11 0,08 0,02 0,03 -0,03 -0,02

Налоговые доходы всего 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 - - - -

Экономика и управление

51

вой деятельности. Если в 2008 г. поступления налогов от этого вида деятельности составляли 4,99 %, то в 2012 г. их доля - 6,83%. Надо отметить, что несмотря на то, что Чувашская Республика является аграрной, доля налоговых поступлений от сельскохозяйственной отрасли незначительна и составляет лишь 1,31 % в 2012 г., при этом особых колебаний за исследуемый период не наблюдается.

Важным показателем, характеризующим экономическое развитие региона, является валовый региональный продукт (ВРП), или валовая добавленная стоимость. По результатам анализа в целом наблюдается рост этого показателя по всем отраслям экономики, за исключением сельского хозяйства, так как на показатели деятельности этой отрасли влияют различные факторы, в том числе природные условия. Так, по данным Чувашстата, в 2010 г в связи с засухой ВРП сократился на 11,42 % по сравнению с 2009 г. В 2009 г. сокращение ВРП связано с кризисными явлениями в экономике, которые также сказались на деятельности хозяйствующих субъектов Чувашской Республики. Вместе с тем необходимо отметить, что рост ВРП произошел и за счет инфляционных процессов в экономике страны в целом. Если в среднем инфляция составляет 7-8% в год, то темп изменения ВРП уменьшается на указанную величину.

Для оценки взаимосвязи ВРП с налогообложением составим табл. 3, в которой приведем сравнительную динамику структуры налоговых показателей и структуры ВРП по Чувашской Республике. Так, результаты анализа показали, что в целом структура налоговых поступлений соответствует структуре ВРП по Чувашской Республике, а сельскохозяйственная отрасль существенно отклоняется, т.е. в структуре налоговых поступлений сельское хозяйство занимает 1,31%, а в ВРП - 9,58% (по данным Чувашстата).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение льготных режимов налогообложения способствует сокращению налоговой нагрузки данной отрасли (табл. 4). На наш взгляд, более полное изучение показателей налогообложения можно получить с помощью расчета показателя налоговой нагрузки отрасли, которую рассчитаем как отношение налоговых поступлений к валовой добавленной стоимости по исследуемому региону. Для расчета приведем формулу:

Нн=НП/ВРП*100, где Нн - налоговая нагрузка, НП - налоговые поступления, ВРП - валовый региональный продукт.

Анализируя налоговую нагрузку (табл. 4) по отраслям экономики, мы выявили, что самая низкая налоговая нагрузка в сельскохозяйственной отрасли - 2,16% в 2008 г и к 2012 г. ее размер составил 1,36%. Самый высокий показатель налоговой нагрузки по использованным данным приходится на финансовую отрасль. Поясним, что финансовая отрасль практически не создает валовую добавленную стоимость в силу специфики деятельности, поэтому этот показатель в анализе налоговой нагрузки не учитываем. По добыче полезных ископаемых налоговая нагрузка до 2012 г варьировалась от 24,26% до 41,96%, в 2012 г. нагрузка значительно сократилась и составила 14,49%. Налоговая нагрузка образовательной деятельности в Чувашской Республике - 14-16%. В здравоохранении нагрузка по налогам составила 10%. Строительная отрасль с 2009 г. по 2012 г. осуществляет деятельность с налоговой нагрузкой в среднем 6,5%.

Торговая деятельность сопровождается налоговой нагрузкой в 10,19 % в 2012 г., при этом за исследуемый период наблюдается незначительное варьирование то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. Операции с недвижимым имуществом и государственное управление и обеспечение военной безопасности за исследуемый период прослеживаются с налоговой нагрузкой от 9 до 10%. В целом можно отметить, что по всем отраслям налоговая нагрузка варьируется от 1,24% в сельском хозяйстве до 41,6 % в отрасли по добыче полезных ископаемых. Средняя налоговая нагрузка по всем отраслям деятельности по Чувашской Республике составляет 10%. Однако надо отметить, что такая низкая налоговая нагрузка по всем отраслям деятельности получилась из-за того, что была рассчитана без учета страховых взносов во внебюджетные фонды и будет использоваться нами для налоговых прогнозов по консолидированному бюджету региона.

Формирование налоговых доходов бюджетов субъектов Федерации определено Бюджетным кодексом РФ. Для анализа показателей формирования налоговых доходов рассчитаны доли налогов, аккумулируемых регионами в разрезе деятельности. Исследования показали, что сельскохозяйственная отрасль и рыболовство, наряду с общим режимом налогообложения, применяют ЕСХН, и поэтому доля налогов, остающихся в бюджете Чувашской Республики, составляет около 90%. Торговая деятельность на 77% формирует доходы регионов. Здравоохранение, образование, уплачивая в основном налог на имущество и НДФЛ,

Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет Чувашской Республики в разрезе отраслей экономики за 2008-2012

по данным УФНС России по Чувашской Республике

ГГ.

(тыс. руб.)

Наименование отрасли Годы Темп изм., %

2008 2009 2010 2011 2012 2009 г. к 2008 г. 2010 г. к 2009 г. 2011 г. к 2010 г. 2012 г. к 2011 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 270201 266385 313544 260352 282244 98,59 117,70 83,04 108,41

Рыболовство, рыбоводство 3154 2309 2440 3337 3163 73,21 105,67 136,76 94,79

Добыча полезных ископаемых 57472 16960 37593 88125 42418 29,51 221,66 234,42 48,13

Обрабатывающие производства 5424002 3997892 4850199 5516676 6695567 73,71 121,32 113,74 121,37

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 794132 981184 1069412 1038326 854544 123,55 108,99 97,09 82,30

Строительство 1632503 732643 894011 1158013 1473465 44,88 122,03 129,53 127,24

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 2532878 1966952 2248203 2373969 3066910 77,66 114,30 105,59 129,19

Гостиницы, рестораны 121640 149386 163880 156266 189294 122,81 109,70 95,35 121,14

Транспорт и связь 1121662 1222561 1445594 1603699 1539651 109,00 118,24 110,94 96,01

Финансовая деятельность 853326 495057 1048025 1379932 1467073 58,01 211,70 131,67 106,31

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1267159 1171342 1472065 1794213 2054209 92,44 125,67 121,88 114,49

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 868981 887426 923574 987633 1185569 102,12 104,07 106,94 120,04

Образование 960970 1076602 1087218 1119949 1225020 112,03 100,99 103,01 109,38

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 747170 843196 890849 963001 1092684 112,85 105,65 108,10 113,47

Предоставление прочих коммунальных услуг 331538 338932 368969 355655 382443 102,23 108,86 96,39 107,53

Остальные виды экономической деятельности 17 18 11 43 35 105,88 61,11 390,91 81,40

Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД 179548 119231 123229 2700 6172 66,41 103,35 2,19 228,59

Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД -67467 -114247 -67838 -90321 -72426 169,34 59,38 133,14 80,19

Итого 17098886 14153829 16870978 18711568 21488035 82,78 119,20 110,91 114,84

о £

Чз о

0

3

I'

1

а; £

§

0

1 I

С)

&

и»

Налоговая нагрузка в разрезе отраслей экономики по уплате налогов в консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2008-2012 гг.

по данным УФНС России по Чувашской Республике

Наименование отрасли Налоговая нагрузка в разрезе отраслей экономики к добавленной стоимости (ВРП),% Абс. изм. налоговой нагрузки (+/-), %

2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2009 г. от 2008 г. 2010 г. от 2009 г. 2011г. от 2010 г. 2012 г. от 2011 г.

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,16 1,96 2,61 1,24 1,36 -0,20 0,64 -1,37 0,12

Рыболовство, рыбоводство 9,95 7,08 6,93 9,79 12,60 -2,87 -0,15 2,85 2,82

Добыча полезных ископаемых 33,38 24,26 29,35 41,96 14,49 -9,11 5,08 12,62 -27,48

Обрабатывающие производства 11,70 11,55 11,44 11,51 11,77 -0,15 -0,11 0,07 0,27

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,67 10,45 9,97 10,34 7,60 0,78 -0,48 0,37 2,73

Строительство 10,38 6,68 6,22 6,27 6,80 -3,70 -0,46 0,05 0,53

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств 11,50 9,94 10,04 9,33 10,19 -1,56 0,10 -0,72 0,86

Гостиницы, рестораны 8,95 11,32 8,69 7,60 8,63 2,37 2,63 -1,09 1,03

Транспорт и связь 8,61 12,30 11,34 11,17 10,89 3,68 0,96 -0,17 -0,27

Финансовая деятельность 397,45 51,69 133,30 183,38 177,70 -345,76 81,61 50,08 -5,68

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 10,80 9,57 10,71 10,07 9,06 -1,24 1,14 -0,63 -1,01

Государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение 10,21 9,34 9,58 9,14 8,35 -0,86 0,24 -0,44 -0,79

Образование 16,20 15,18 16,25 14,82 14,09 -1,02 1,07 -1,43 -0,73

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,33 10,17 11,30 10,48 10,61 -0,16 1,13 -0,82 0,13

Предоставление прочих коммунальных услуг 16,63 15,92 16,53 13,63 12,57 -0,71 0,61 -2,91 -1,05

Итого 10,96 10,11 10,66 9,98 9,93 -0,84 0,55 -0,68 -0,05

о

ил

54

Вестник Российского университета кооперации. 2014. №3(17)

оставляют в регионе 98% всех налогов. По обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды, строительству доля налоговых поступлений, формирующая бюджет субъекта, составляет 57%.

Список литературы

Сильвестрова Т.Я., Александрова Н.В., Бе-логорская А.Н. [и др.]. Налоговый менеджмент: учеб. изд. для студентов экон. специальностей / Чебоксары: ИП Суворов В.Г., 2013. 320 с.

БОЛЬШОВА Лилия Алексеевна — старший преподаватель кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: l.a.bolshova@rucoop.ru

BOLSHOVA, Lilia Alekseevna - Senior teacher of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: l.a.bolshova@rucoop.ru

УДК 346.1

ОЦЕНКА КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Е.Р. Борисова

Рассматриваются вопросы нововведений законодательства о контрактной системе государственных закупок, оценка эффективности реализации Федерального закона № 44-ФЗ, проблемы контрактной системы.

Ключевые слова: контрактная система, система государственных закупок.

E.R. Borisova. EVALUATION OF CONTRACT SYSTEM OF STATE PROCUREMENT

The article is devoted to the questions of the innovations of the law of contract system of state procurement, to the evaluation of efficiency of the implementation of the Federal law No. 44-Federal Law, to the issues of the contract system.

Keywords: the federal contract system; the system of state procurement.

С 1 января 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1]. Основными задачами Закона о контрактной системе являются: изменение принципов работы государственных и муниципальных закупок, перевод их на эффективные и открытые процедуры, усиление механизмов антикоррупционного контроля при расходовании бюджетных средств. Инструменты, заложенные в Законе о контрактной системе, позволяют закупать не только по наименьшей цене, но и с учетом рыночной конкуренции более качественные товары. При этом государственным и муници-

пальным заказчикам предоставляется широкий выбор способов определения поставщика (по сравнению с предыдущим в ФЗ-44 линейка способов расширена с четырех до одиннадцати).

В то же время нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки. Введенная персональная ответственность работников контрактных служб и контрактных управляющих нацелена именно на эффективность выполнения государственных и муниципальных контрактов.

Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, в соответствии с бюджетным законодательством введена обязанность формирования плана закупок (на трехлетний период), плана графика-закупок

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.