Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ'

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PROBLEMS OF ADOLESCENT INDUSTRIAL HYGIENE IN AGRICULTURE

The paper deals with the main hygienic problems of the adolescent labour in agriculture. The author points to the necessity of elaborating hygienic standards in accordance with the adolescents’ age, the type of work done, the working regimen and the prevailing working conditions. Scientific research work must be increased in the field of adolescent industrial hygiene in agriculture.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

с. 15. — Коломийцева М. Г., Неймарк И. И. Зоб и его профилактика. М.. 1963. — Скоропостижная А. С. Вопр. питания, 1957, № 1, с. 59. — У р а з а е в Н. М. В кн.: Сборник научных работ Казанск. мед. ии-та. Казань, 1957, и. 1, с. 65. — Воза р Л. Вопр. питания, 1962, № 3, с. 22.

Поступила 15/IX 1964 г.

THE CONTENT OF CERTAIN MICROELEMENTS IN THE FOOD RATION OF THE POPULATION IN CERTAIN TOWNS OF USSR

R. D. Gabovich

By means of anemissionary spectral analysis the content of certain microelements was investigated in the food products of the daily ration of the population in 12 towns of the Ukrainian, Byelorussian, Moldavian and Kazakh SSR. Consequently, it was found that at an average the microelement's ratio in the food approached the optimum, except for manganese, whose content in the diet exceeded the body's physiological requirement. On the whole the investigation proved that on condition of rational variability of the food stuffs, the daily ration of the population in the 12 investigated towns (from various regions of the country) met the physiological requirements of man in the microelements; as an exception, the diet of one of the towns of Zakarpatya contained a comparably small amount of molymdenum (0.14 mg). The content of microelements in a food ration, made of the same kinds of food products but collected in various years, varied considerably.

УДК 613.6:613.956]:63

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА ПОДРОСТКОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ1

Проф. С. М. Громбах

Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, .Москва

По данным всесоюзной переписи населения 1959 г., юноши до 19 лет включительно составляли 11,9% всех лиц, занятых в сельском хозяйстве 2. В абсолютных цифрах это означало 4,6 млн. человек. С тех пор число подростков, принимающих участие в сельскохозяйственном труде, еще более возросло.

Организм подростков весьма чувствителен к ряду внешних воздействий. По сравнению со взрослыми они выполняют одну и ту же работу менее экономно, с более значительными функциональными сдвигами и утомляются больше (И. Н. Яковлева). По окончании работы следы возбуждения сохраняются у них продолжительное время, восстановительный период резко удлиняется (К- М. Смирнов).

На эти возрастные особенности их наслаивается еще и меньшая, чем у взрослых, частота соприкосновения с производственными факторами, а следовательно, меньшая адаптация и тренировка. В результате организм подростка подготовлен к труду слабее. Это выдвигает необходимость, во-первых, беречь организм подростка, ограничивая нагрузки и применяя лишь те воздействия, которые соответствуют степени его морфофизиологической зрелости, во-вторых, способствовать оптимальному развитию организма подростка. Нелишне заметить, что формирующая, развивающая функция принадлежит труду, что вне деятельности, вне труда нет развития. Поэтому по отношению к подросткам следует говорить не только о физиологически допустимой, но и о физио-

1 Доложено на сессии отделения гигиены, микробиологии и эпидемиологии АМН СССР в Саратове в июне 1965 г.

2 Итоги всесоюзной переписи населения СССР (сводный том). Госиздат ЦСУ СССР. М„ 1962, табл. 39, стр. 117.

логически необходимой интенсивности труда, минимально достаточной для их гармонического развития.

Одновременно решая задачи охраны растущего организма и его развития, нельзя забывать, что подростки от 15 до 18 лет неоднородны, что существуют морфологические и физиологические различия между двумя возрастными группами— 15—16-летними и 17—18-летними. И эти различия при двухлетнем интервале в данном возрастном периоде вполне ощутимы.

Все это в полной мере относится и к сельскохозяйственному труду подростков. Правда, сельскохозяйственный труд, сочетающий физическую нагрузку с пребыванием на свежем воздухе, по сравнению с работой на промышленном предприятии обладает большими оздоровительными возможностями. Но он реализует эти возможности лишь при соблюдении гигиенических норм и требований, исходящих как из особенностей самого труда, так и из особенностей людей, занимающихся им, в данном случае подростков.

Гигиена труда подростков в сельском хозяйстве, как и во всех отраслях экономики, направлена на гигиеническое нормирование видов, объема и режима труда, а также тех внешних условий, в которых он протекает. Что касается видов сельскохозяйственного труда, то в большинстве своем они допустимы для подростков. Список сельскохозяйственных профессий, запрещенных для лиц, не достигших 18 лет, включает: водителей хлопкоуборочных машин, трактористов-машинистов, комбайнеров, прицепщиков на сельскохозяйственных машинах, рабочих на жатках-лобогрейках и прицепных копнителях, кузнецов, рабочих по уходу за жеребцами и быками-производителями, ветсанитаров, рабочих на плантациях опийного мака, червокормилыциков, а также рабочих, занятых применением ядохимикатов.

Это не значит, однако, что остальные профессии не содержат известных профессиональных вредностей. Известно, например, что труд доярки, связанный с многочисленными сжатиями пальцев, нередко приводит к заболеванию миальгией и тендовагинитами. Можно указать на профессию птичниц: специфические заболевания рук у них также довольно распространены.

По данным Института гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения Грузинской ССР, легкая на первый взгляд работа по сбору чайного листа требует физических усилий, характеризуется вынужденным полусогнутым положением тела, напряжением внимания и зрения. Сборщицы передвигаются между рядами кустов, собирая чайный лист в подвешенную к поясу корзину, вес которой постепенно достигает 8—-10 кг.

Перенапряжение отдельных мышечных групп при подъеме тяжестей у рабочих животноводческих ферм (загрузка, вывоз навоза, раздача кормов и т. п.) ведет к повышению внутрибрюшного давления и застойным явлениям в органах брюшной полости. Все это говорит о необходимости очень внимательного отношения к гигиене труда подростков.

Особое внимание должны привлечь профессии механизаторов, связанные со значительным воздействием вибрации. Рост механизации сельского хозяйства властно требует расширения подготовки молодых механизаторов, и подростки сами охотно овладевают этой специальностью. Но то, что мы знаем о вредном действии на молодой организм, заставляет возражать против допуска подростков к соприкосновению с ней.

Вождение трактора сопряжено, кроме того, со значительным шумом, воздействием пыли, высокой температурой в кабине, повышенной концентрацией окиси углерода и с возможностью травм. Поэтому неблагоприятные последствия раннего допуска к такой работе очевидны.

Отмечено, что среди трактористов чаще болеют лица моложе 20 лет; наиболее распространены среди них травмы, заболевания дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта (М. Секирова). Особенно нежелательно использование в качестве водителей тракторов девушек.

Недавно разрешено допускать к работе на тракторах подростков обоего пола с 17 лет, хотя для этого нет никаких научных данных. По материалам, посвященным этому вопросу, пока что единственным (Н. В. Рахальская), у юношей 17 лет после 3 часов работы на комбайне СК-3 снижалась острота слуха на 46%, причем за последующие 20 мин. она не восстанавливалась (восстановление наступало к следующему дню), мышечная сила нарастала, но выносливость к статическому усилию существенно уменьшалась, латентный период моторной реакции удлинялся. Как ни странно, автор делает вывод о допустимости работы на комбайне 17-летних подростков в течение 3 часов. Такой вывод, сделанный без изучения длительного воздействия данного труда на подростков, кажется нам необоснованным.

Необходимо расширить работы в этой области с таким расчетом, чтобы можно было четко отдифференцировать влияние на подростков 3- и 6-часовой работы; изучить воздействие ее на 17-, 18- и 20-летних людей, а также отдельно на юношей и девушек; выявить зависимость этого влияния от марки машины и т. д. Это позволит с достаточной научной убедительностью разрешить вопрос о допустимости работы на комбайне и тракторе подростков различного пола и возраста. Разумеется, что этот вопрос желательно решить дифференцированно для сельскохозяйственных машин различных марок. Малогабаритные машины и машины, генерирующие относительно небольшую вибрацию, по-видимому, более пригодны для подростков при некотором усовершенствовании кабины, сиденья и т. д. Изучение этого вопроса не терпит отлагательства.

Актуальна проблема нормирования объема и режима труда большинства других сельскохозяйственных профессий. Объем труда подлежит нормированию в двух направлениях: первое из них — продолжительность труда и второе — выработка. Что касается продолжительности работы, то она определена советским законодательством: рабочий день подростков до 16 лет равен 4 часам, а с 16 до 18 лет — 6 часам. Между тем ряд исследований показал, что у многих подростков неблагоприятные функциональные сдвиги отмечаются уже после 4 часов работы. В результате некоторые исследователи склоняются к тому, чтобы рекомендовать для учащихся 8—9-х классов при производственной практике длительность сельскохозяйственного труда не больше 4 часов в день, а для учащихся 10-го класса — 6-часовой рабочий день, но не более 4 часов подряд, подразделяя работу на 2 этапа: 4 часа утром и 2 часа вечером, с тем чтобы не работать в часы максимальной инсоляции.

Многократными исследованиями по физиологии и гигиене труда подростков в разных отраслях производства установлено, что на протяжении рабочего дня подросткам должны быть предоставлены кратковременные перерывы для отдыха. Суммарная длительность этих перерывов должна составлять, по данным разных авторов (3. X. Горкин с сотрудниками; Л. В. Михайлова и Ц. Л. Усищева; Р. Г. Сапожникова и Н. М. Попова), 10—15% рабочего времени для подростков 14—16 лет и 6—11% рабочего времени для подростков 16—18 лет. По данным Московского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана и Института школьной гигиены и физического воспитания АПН РСФСР, наиболее благоприятные показатели функционального состояния организма выявляются у подростков в возрасте 14—15 лет, если плотность их рабочего времени составляет 65%, а у подростков 16—17 лет при плотности работы, достигающей 75—80% (М. В. Антропова и соавторы).

Не случайно многие авторы, учитывая прочно установившийся у учащихся-подростков школьный стереотип, рекомендуют устанавливать регламентированные 10-минутные перерывы после каждых 45—50 мин. работы. Подобного рода рекомендации нашли свое отражение в «Инструктивных указаниях по санитарному надзору за режимом дня и труда учащихся ученических производственных бригад», изданных Министерством здравоохранения СССР (1963). Следует, однако, добавить, что длительность перерывов должна варьировать в зависимости от характера труда и увеличиваться при трудных и тяжелых работах.

На сельскохозяйственных работах, которые считаются работами большой трудоемкости (к ним отнесено, например, окапывание деревьев, энергетическая «стоимость» которого равна 5,5 ккал/мин), оптимальная плотность рабочего времени у юношей 16—17 лет составляет всего 70%, а у девушек — только 60%- Более частые и более длительные перерывы должны предоставляться в тех случаях, когда трудность работы связана не столько с высокими энерготратами, сколько с длительным статическим напряжением, направленным на сохранение постоянной, зачастую неудобной, рабочей позы (например, при прополке).

Чаще и дольше должны быть перерывы у подростков при работе в условиях интенсивной инсоляции и высокой температуры воздуха. Наши данные показали, что эти факторы оказывают более сильное воздействие на организм, чем длительность работы: кратковременный труд учащихся старших классов в поле при температуре воздуха выше 25° приводил к неблагоприятным сдвигам в организме чаще, чем та же работа в течение более длительного времени, но при температуре, не превышавшей 22—25°.

С нормированием рабочего времени тесно связано и нормирование выработки, производительность труда. Естественно, что в связи с меньшей силой, а главное меньшей выносливостью подростков нормы их выработки должны быть уменьшены по сравнению с выработкой взрослых. Первоначально вопрос этот решался механически: норма выработки подростков устанавливалась меньше нормы взрослых во столько раз, во сколько раз рабочий день подростка короче рабочего дня взрослых, т. е. составляла 75% дневной нормы взрослого. Такой метод неправилен. Во-первых, он исходит из порочного принципа уравнения почасовой нормы подростков и взрослых, а при таком уравнении абсолютно не учитывается не только меньшая работоспособность подростков на единицу времени, но и более резкое падение этой работоспособности на протяжении рабочего дня. Во-вторых, на практике это нередко приводило к тому, что почасовая норма для подростков оказывалась не только равной, но и даже выше, чем для взрослых.

Неправильно и повсеместно одинаковое нормирование в абсолютных величинах — гектарах обработанной земли, в центнерах собранного урожая, литрах надоенного молока; подобное нормирование не учитывает конкретных условий, определяющих физиологически возможную выработку подростков.

Правильнее нормировать почасовую выработку подростков в процентах или долях от почасовой выработки взрослых. Положением об ученической производственной бригаде РСФСР (1961) установлено в качестве почасовой нормы для учащихся 7—8-х классов 60% почасовой нормы взрослых, а для учащихся 9—11-х классов — 75% ее.

Принцип постепенного повышения норм справедлив. В нем находят отражение возрастание функциональных возможностей подростка в связи с возрастом, возрастание этих возможностей в связи с овладением трудовыми навыками и, наконец, постепенное увеличение нарузки как основной принцип физиологии и гигиены труда. Но сама величина поправочных коэффициентов должна быть еще установлена на основании тщательных физиологических исследований.

Существуют данные, свидетельствующие о необходимости дифференцированного нормирования разных форм сельскохозяйственного груда. Так, по наблюдениям Института физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР и Московского института гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, при работах, определяемых как «работы малой и средней трудоемкости», производительность труда учащихся 9—10-х классов соответствует 70—80% почасовой выработки взрослых, а при «работах большой трудоемкости» почасовая выработка составляет всего 60—65%. По материалам Украинского института коммунальной гигиены, производительность труда учащихся 9—11-х классов колеблется в пределах 40—75% почасовой нормы взрослых.'

По-видимому, задача гигиенистов заключается в том, чтобы разработать группировку сельскохозяйственных работ, основанную на степени напряжения, требуемого от организма подростков, и установить для каждой из этих групп норму выработки для подростков в процентах к нормам взрослых. Такая группировка должна учитывать не только характер труда самого по себе, но и те условия, в которых он протекает.

Разумеется, что для юношей и девушек необходимы различные нормы, которые исходили бы из увеличивающегося с возрастом различия трудовых возможностей тех и других. По Т. Хеттингеру, возможность физического напряжения девушек 15—16 лет по сравнению с их сверстниками-юношами равняется 80%, а 17—18 лет — 77%. По И. Г. Беляеву, мышечная сила правой руки у девушки 15 лет составляет 92,5% мышечной силы той же руки у юноши, а в 17 лет — 80%.

Неодинаковые трудовые возможности юношей и девушек сказываются тем сильнее, чем тяжелее работа. Так, если, по приведенным выше данным, почасовая производительность труда при выполнении так называемых трудоемких работ составляет для юношей 60—65% выработки взрослых, то для девушек — только 25%.

Бесспорно, что подростки могут допускаться к сельскохозяйственному труду только на основании их предварительного тщательного медицинского осмотра. В настоящее время утвержден перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям и специальностям сельского хозяйства, по которым осуществляется подготовка новых квалифицированных кадров

Перечень медицинских противопоказаний, несомненно, будет в дальнейшем уточняться и исправляться, но и в том виде, в каком он издан, это полезный документ в руках врача для борьбы за сохранение и укрепление молодого поколения, работающего в сельском хозяйстве.

К счастью, лица, подпадающие под действие этого перечня, т. е. имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, представляют собой меньшинство, а в большинстве своем подростки — здоровые люди. Поэтому главная задача — это охрана здоровья таких подростков, т. е. гигиена их труда.

Отбор тех видов труда и соблюдения тех норм его интенсивности и длительности, которые соответствуют физиологическим возможностям и потребностям молодых людей в зависимости от возраста и пола,— залог того, что участие подростков в сельскохозяйственном производстве не только будет способствовать решению важной народнохозяйственной задачи, но и позволит осуществить функцию, формирующую, укрепляющую и гармонически развивающую организм девушки и юноши. К сожалению, мы еще очень мало знаем о том, какое влияние оказывают на подростков различные виды сельскохозяйственного труда, и очень

1 Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям и специальностям сельского хозяйства. Сборник № 9. Изд-во «Высшая школа», 1964.

мало делаем, чтобы знать об этом больше. Масштабы научных исследований по гигиене труда подростков в сельском хозяйстве совершенно не соответствуют числу подростков, вовлеченных в этот труд, и интенсивности воздействующих на них факторов.

Соответствующая работа должна быть расширена. Роль гигиены труда подростков в формировании здоровья на протяжении всей последующей жизни диктует необходимость участия в этой работе не только специалистов по гигиене труда подростков, но и институтов и кафедр гигиены труда общего профиля.

ЛИТЕРАТУРА

Антропова М. В., Михайлова Л. В. и др. В кн.: Гигиена трудового и политехнического обучения в восьмилетней и средней школе. М., 1963, с. 163. — Беляев И. Г. Учен, записки Пермск. пед. ин-та, 1959, в. 24, с. 45. — Горкин 3. X., А л ь б и ц-к а я Е. Ф., Карминский М. С. и др. Труды 13-го Всесоюзн. съезда гигиенистов, эпидемиологов, микробиологов и инфекционистов. М., 1959, т. 1, с. 526. — Михайлова Л. В., Уснщева Ц. Л. Гигиена труда учащихся в машиностроении. М., 1963.— Рахальская Н. В. В кн.: Материалы 5-й конференции Таллипск. научно-исслед. ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены. Таллин, 1964, с. 141. — Сапожников а Р. Г., Попова H. М. В кн.: Вопросы охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1963, с. 19. — Смирнов К- М. Гиг. и сан., 1961, № 2, с. 34. — Яковлева И. Н. В кн.: Вопросы охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1963, с. 209.

Поступила 16/Х 1965 г.

BASIC PROBLEMS OF ADOLESCENT INDUSTRIAL HYGIENE IN AGRICULTURE

S. M. Grombakh

The paper deals with the main hygienic problems of the adolescent labour in agriculture. The author points to the necessity of elaborating hygienic standards in accordance with the adolescents' age, the type of work done, the working regimen and the prevailing working conditions. Scientific research work must be increased in the field of adolescent industrial hygiene in agriculture.

УДК 613/614(092 Эрнсман):371.7

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Ф. Ф. ЭРИСМАНА В ОБЛАСТИ ШКОЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ

Р. С. Гартштейн

Ивановский педагогический институт

В развитии общественной гигиенической мысли в России второй половины XIX века огромная роль принадлежит Ф. Ф. Эрисману. Деятельность его как гигиениста многогранна и широко известна. Особенно велики заслуги Ф. Ф. Эрисмана в области школьной гигиены. С его именем связано оформление ее в самостоятельную дисциплину, теоретическое разрешение основных школьно-гигиенических проблем на научной основе, а также организация соответствующих экспериментальных исследований.

Впервые в России Ф. Ф. Эрисман показал, что физическое развитие и состояние здоровья детей находятся в прямой зависимости от условий жизни. Особенно его внимание привлекали неблагоприятные условия в школах того времени и отрицательное влияние их на здоровье учащихся. Следствием этого явилось проведение ряда объективных обследова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.