Научная статья на тему 'О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ НОРМ ВЫРАБОТКИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ НОРМ ВЫРАБОТКИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE OUTPUT STANDARDS IN INDUSTRIAL TRAINING OF ADOLESCENTS IN RADIOTECHNICAL INDUSTRY

The authors studied the intensity of the workday and the hourly output of 16year old adolescents under industrial training and compared the findings with the shifts occurring in certain functions of the body. The relation of the length of latent periods in the motor reactions to the light and sound of various intensity and that of endurance to the static muscular strain of the right hand were investigated. The intensity of the workday of an adolescent in the investigated industry is suggested to be limited to 75% and the work output to 70—75% of the hourly standard output of an adult worker.

Текст научной работы на тему «О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ НОРМ ВЫРАБОТКИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 613.6 : 373.6] : 621.396

О ГИГИЕНИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ НОРМ ВЫРАБОТКИ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ В РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Канд. мед. наук Д. И. Каганович

ф

Новосибирский научно-исследовательский санитарный институт

В связи с широким привлечением подростков, занимающихся з •средних школах, профессионально-технических училищах и техникумах, к производительному труду актуальное значение имеет гигиеническое обоснование норм их выработки в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства с учетом возрастно-половых особенностей (С. М. Громбах, и др.).

В течение ряда последних лет мы занимаемся разработкой гигиенических вопросов производственного обучения подростков в радиотехнической промышленности. Для наблюдения было отобрано 10 (практически здоровых учеников 10-го класса в возрасте 16 лет, работавших сборщиками радиодеталей и контролерами на измерительных приборах. Сборка и контроль осуществляются в произвольном темпе вручную, отличаются .монотонностью, связаны со значительным напряжением органов зрения и внимания при статическом напряжении мышц туловища; в работе участвуют мелкие мышцы кисти; подросток выполняет свои обязанности сидя, в вынужденной позе. Рабочий день продолжается 7 часов, включая часовой обеденный перерыв после 4 часов труда.

Чтобы выявить воздействие на обследуемых различной плотности рабочего дня и различной производительности труда, мы изучали высшую нервную деятельность и выносливость подростков к статическому мышечному усилию в начале, середине и конце рабочего дня. Для исследования высшей нервной деятельности был выбран апробированный многими авторами метод изучения двигательных условных реакций на •свет и звук различной интенсивности (Н. Н. Преображенская и др.)-При каждом исследовании подросткам предъявлялось по 31 парной пробе раздражителей. Мы не только учитывали соотношение нормальных, уравнительных и парадоксальных реакций, но и определяли латентный период зрительно-моторной реакции с предъявлением дифференциро-

вочного раздражителя, который характеризует тип и устойчивость тормозных процессов. Ввиду значительного участия в производственной деятельности двигательного анализатора (нагрузка на мелкие мышцы кисти, статическое напряжение) изучена выносливость правой кисти к статическому мышечному усилию. При этом применен ртутный динамометр конструкции В. В. Розенблата; выносливость определяли на уровне половины максимальной силы испытуемых.

Хронометраж (55 дней наблюдений) показал, что учащиеся затрачивали на основные и подготовительные работы 70—83% рабочего дня, на вынужденные и регламентированные перерывы — 4—12% и на обеденный -перерыв — 15—18%..

У подростков, занятых в машиностроении, Л. В. Михайлова и Ц. Л. Усищева выявили снижение работоспособности, ухудшение высшей нервной деятельности и выносливости к статическому усилию при плотности рабочего дня, равной 80—85%; они указывают, что рабочий день школьниц 9—10-х классов следует считать высокий плотности,

когда они затрачивают на основные работы более 65% времени; у юношей более 80% времени.

Для выявления связи между плотностью рабочего дня и физиологическими сдвигами мы разделили подростков на 2 группы: одна из них

имела плотность рабочего дня от 72 до 78% (в среднем 76%), а другая— 78—83% (в среднем 80%); разница в плотности рабочего дня этих групп была достоверна (/ = 3,9; Я<0,001).

Функциональные сдвиги в связи с плотностью рабочего дня изучались в течение 8—12 дней исследований, проведено по 24—36 наблюдений в каждой группе. Данные представлены в табл. 1.

Таблица 1

Изменения количества нормальных реакций центральной нервной системы и выносливости к статическому мышечному усилию у подростков в течение рабочего

дня (средние данные)

Физиологичеэкий Время исследова- Группа с 76% плотностью рабочего дня Группа с 80% плотностью рабочего дня

по казател • 1 • .% ния (в часах) М * Р М г Р

Количество

нормальных реакций из 31 парной пробы Выносливость к 8 15 23,3 20,8 1,71 • >0,4 23.5 19.6 2,61 <0,02

статическому мышечному усилию (в сек.) 1 8 15 78,5 76,7 • , 0,262 >0,7 67,6 58,2 2,49 <0,05

Из таблицы видно, что с увеличением плотности рабочего дня на протяжении его ухудшаются показатели высшей нервной деятельности и выносливости к статическому мышечному усилию.

Если при средней плотности рабочего дня, равной 76%, изменения в течение его статистически еще недостоверны, то при 80% плотности рабочего дня уменьшение числа нормальных реакций и выносливости к статическому мышечному усилию статистически достоверно. Эти данные подтверждаются анализом длительности латентного периода и числа ошибок при предъявлении дифференцировочного раздражителя. Так, в 1-й группе число ошибочных реакций на дифференцировку почти не менялось в течение рабочего дня и составляло 4,2% (на 120 исследований; во 2-й группе число их увеличилось с 0,83% в начале рабочего дня

до 8,3% в конце его. Это позволяет предположить, что плотность рабочего дня подростков в возрасте 16 лет в изученной нами отрасли промышленности не должна превышать 70—75%; если она выше, то это приводит к неблагоприятным сдвигам функций организма.

Однако сама по себе плотность рабочего дня не может служить критерием для нормирования труда подростков, хотя она и позволяет наметить некоторые подходы к проблеме. Нормируя трудовую нагрузку» необходимо определить оптимальную производительность труда, при которой не наблюдалось бы неблагоприятных сдвигов со стороны важнейших органов и систем.

Сравнение почасовой (средние за день) производительности труда подростков и взрослых рабочих (19 дней исследования) показало, что 16-летние юноши выполняли от 50 до 100% нормы, т. е. отмечался довольно широкий диапазон колебаний. Некоторые подростки систематически выполняли почасовую норму взрослого рабочего на 80—90%. Для сопоставления почасовой производительности труда с физиологическими сдвигами в организме подростки были разделены на 2 группы: одна выполняла от 50 до 75% почасовой нормы взрослого рабочего,, а другая — 80—100%. Исследования проводились от 4 до 6 дней, всего было

24—36 наблюдений в каждой группе. Данные исследований представлены в табл. 2. Из этой таблицы видно, что при производительности труда, достигающей 75% почасовой нормы взрослого рабочего, ухудшения физиологических реакций подростков не было; при производительности же труда, равной 80—100% почасовой нормы взрослого рабочего, значительно снижалось число нормальных реакций и выносливость к статическому мышечному усилию.

Таблица 2

Изменение высшей нервной деятельности и выносливости к статическому мышечному усилию в сопоставлении с почасовой производительностью труда подростков

(средние данные)

Физиологический показатель Время исследования (в часах) Подростки, выполнявшие 50—75% почасовой нормы взрослого рабочего Подростки, выполнявшие 80—100% почасовой нормы взрослого рабочего

М t Р М t Р

Количество

нормаль- \

ных реак- •

ций из 31

парной 8 22,75 - - 22 - -

пробы . 15 21,50 0,4^4 >0,7 16,75 7,50 <0,001

Выносли-

вость к

статичес- •

кому мы-

шечному

усилию 8 43,25 - - 65,50 Л -

(в сек.) 15 44,75 0,290 >0,7 47,75 7,72 <0,001

Анализ индивидуальных данных латентного периода зрительно-моторной реакции с дифференцировкой показал, что у одного подростка, имевшего среднюю производительность труда, равную 70% почасовой нормы взрослого рабочего (5 дней исследования), три незначительных (недостоверных) изменениях этого периода от начала к концу работы (/ = 0,356) уменьшалось число ошибочных реакций. В некоторые дни наблюдалось повышение процессов возбуждения, статистически достоверное (Ж0,02—0,05); число ошибок не изменялось. Напротив, у подростка с производительностью труда, составлявшей от 82,7 до 101,4% почасовой нормы взрослого рабочего, при некотором изменении латентного периода число ошибочных реакций возросло с 0 до 10% в конце рабочего дня; наряду с этим снизилась выносливость к статическому мышечному усилию. Эти данные в совокупности с приведенными выше показывают, что в ряде случаев при фактически высокой производительности труда у подростков отмечаются неблагоприятные изменения ряда функций, следовательно, учитывать только плотность и производительность труда вне связи с физиологическими наблюдениями нельзя при нормировании труда. Это подтверждается и анализом индивидуальных показателей ряда »подростков.

На рис. 1 приведена динамика нормальных реакций центральной нервной системы и выносливости к статическому мышечному усилию у подростка П., который в один из дней имел производительность труда, равную 70% почасовой нормы взрослого рабочего. Из этого рисунка видно, что высшая нервная деятельность у испытуемого в течение рабочего дня почти не изменялась (отмечалось уменьшение числа нормальных реакций на 5%), а выносливость к статическому мышечному усилию увеличилась к концу работы на 22,9%. Это указывает на положитель-

яы-е сдвиги в работе двигательного анализатора и характеризует данную производительность труда как приемлемую. Изменения длительности латентных периодов реакций на звук и свет у того же подростка колебались в ту или другую сторону в пределах 10%, что говорит об адаптационном механизме этих колебаний (И. В. Рощин и соавторы).

8 часов 12 часов /5 часов Время исследования

Рис. 1. Число нормальных реак ций (Я) и выносливость к статическому мышечному усилию (В) в течение рабочего дня у подростка П. (утренние показания взяты за 100%).

% 110-

100

90 80 70

60 50

М-

10-О

3

8 часов 12 часов 15 часов время исследования

Рис. 2. Число нормальных реакций (И) и выносливость к статическому мышечному усилию (В) в течение рабочего дня у подростка Б. (утренние показания взяты

за 100%).

Аналогичные изменения физиологических реакций наблюдались и У других подростков, имевших производительность труда, близкую к приведенной. У подростка Б., который в один из дней достиг производительности труда, равной 100% почасовой нормы взрослого рабочего, характер изменений физиологических показателей резко отличался от ^предыдущего (рис. 2). В течение рабочего дня отмечалось значительное падение числа нормальных реакций центральной нервной системы и выносливости к статическому мышечному усилию. Латентный период моторных реакций удлинялся на 46% по сравнению с началом рабочего дня. Это указывает на неблагоприятные сдвиги функций организма подростка при подобной производительности труда. Близки к полученным данным и функциональные изменения у подростка при производительности труда, составлявшей 90% почасовой нормы взрослого рабочего.

Следовательно, производительность труда, превышающая 70—75% почасовой нормы взрослого рабочего в радиотехнической промышленности, вызывает неблагоприятные функциональные изменения в организме 16-летних подростков.

Выводы

1. Анализ физиологических данных позволил выявить неблагоприятные (статистически достоверные) сдвиги со стороны центральной нервной системы и выносливости к статическому мышечному усилию у подростков в возрасте 16 лет при плотности рабочего дня выше 76%; ниже этого показателя сдвиги были благоприятны.

2. При производительности труда, достигавшей 70—75% почасовой нормы взрослого рабочего, физиологические функции организма испытуемых серьезно не изменяются; сдвиги находятся в пределах приспособительных возможностей подростков. При производительности труда, превышавшей 80% почасовой нормы взрослого рабочего, у них наступает ухудшение исследованных функций.

3. На основании наших исследований можно рекомендовать снижение плотности рабочего дня в радиотехнической промышленности у подростков в возрасте 16 лет до 75%, а производительности труда — до 70—75% почасовой нормы взрослого рабочего.

4. Показатели плотности и производительности труда без учета сдвигов физиологических функций не могут служить критерием для нормирования нагрузки и режима труда «подростков.

ЛИТЕРАТУРА

Громбах С. М. Современные гигиенические задачи политехнического образования. М., 1964.—Михайлова Л. В., Усощева Ц. Л. Гигиена труда учащихся в машиностроении. М., 1963.—Преображенская Н. Н. В кн.: Гигиена детей и подростков. Л., 1958, стр. 22.—Розен блат В. В. Проблема утомления. М., 1961.— Рощин И. В., Ьфимов Н. А., Горшков С. И. В кн.: Исследования по гигиене труда и профпатологии в связи с воздействием физических факторов в производстве. М., 1964.

Поступила 3/11 1965 г.

ON HYGIENIC SUBSTANTIATION OF THE OUTPUT STANDARDS IN INDUSTRIAL

TRAINING OF ADOLESCENTS IN RADIOTECHNICAL INDUSTRY

D. /. Kaganovich

The authors studied the intensity of the workday and the hourly output of 16-year old adolescents under industrial training and compared the findings with the shifts occurring in certain functions of the body. The relation of the length of latent periods in the motor reactions to the light and sount of various intensity and that of endurance to the static muscular strain of the right hand were investigated. The intensity of the workday of an adolescent in the investigated industry is suggested to be limitted to 75% and the work output to 70—75% of the hourly standard output of an adult worker.

УДК 613.6 : 373.6] : 641.5 : 658.54

МАТЕРИАЛЫ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ

ОБУЧЕНИИ ПОДРОСТКОВ ПРОФЕССИИ ПОВАРА

Ал Я. Поляков

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

Расширение и совершенствование системы общественного питания связаны с необходимостью значительного увеличения числа квалифицированных поваров. Подготовка их осуществляется в специальных профессионально-технических училищах, школах кулинарного ученичества и методом индивидуально-бригадного ученичества.

Труд поваров, численность которых в нашей стране превышает 300 ООО1, в гигиеническом отношении недостаточно изучен. Отдельные работы (Я. А. Соколов и А. X. Петрачев; К. А. Харченко) отражают производственные условия работников народного питания лишь на первом этапе его организации, да и только взрослых. Между тем в столовых работает, овладевая производственными навыками, множество под-

1 Советская торговля Статистический сборник. М., изд. ЦСУ, 1964, стр. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.