Научная статья на тему 'Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении'

Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александровская Эльвира Михайловна

В предыдущем номере (Социальная педагогика. 2014. № 1) мы рассмотрели задачи, которые стоят перед социальным педагогом в образовательном учреждении, общие требования к методикам работы, организацию социального сопровождения и комплексной социально-психологической помощи детям и подросткам. Работа с подростками включает занятия по осознанию собственных возможностей, принятию себя, формулированию жизненных целей, а также ориентировки в социальных нормах и правилах, определяющих поведение человека в различных ситуациях. Технология включает несколько этапов, два из которых подготовительный и диагностический также были освещены автором на страницах журнала. В предлагаемой статье речь пойдёт об основном этапе деятельности социального педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении»

:10 Page

J

-Q-

В предыдущем номере (Социальная педагогика. 2014. № 1) мы рассмотрели задачи, которые стоят перед социальным педагогом в образовательном учреждении, общие требования к методикам работы, организацию социального сопровождения и комплексной социально-психологической помощи детям и подросткам. Работа с подростками включает занятия по осознанию собственных возможностей, принятию себя, формулированию жизненных целей, а также ориентировки в социальных нормах и правилах, определяющих поведение человека в различных ситуациях. Технология включает несколько этапов, два из которых — подготовительный и диагностический — также были освещены автором на страницах журнала. В предлагаемой статье речь пойдёт об основном этапе деятельности социального педагога.

• сопровождение детей в кризисных ситуациях • сотрудничество • проблемы межличностного характера

Основной этап

Индивидуальная работа

На этом этапе социальный педагог проводит встречи следующего содержания:

1. Коррекционные занятия с подростком.

2. Встречи с родителями, сопровождающие коррекционную работу с подростком.

3. Встречи с педагогами школы.

Коррекционные занятия с подростком проводятся по «Программе сопровождения подростков в школе» (1).

Цель занятий: обучение подростка необходимым коммуникативным навыкам, развитие рефлексии для прояснения представлений подростка о себе, об окружающих, о его жизненных целях.

Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Эльвира Михайловна Александровская,

сотрудник Центра психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Запад», психолог, кандидат психологических наук

:10 Page

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

1. Что с тобой происходит?

На начальном этапе коррекционной работы существенной частью оказания помощи подростку является определение целей и приоритетов работы.

Привлекая подростка к постановке целей и определению приоритетов работы, социальный педагог повышает мотивацию и уверенность подростка в себе.

При постановке целей следует:

• Обсуждать и формулировать конечные цели — на основе этого впоследствии можно будет судить о том, есть ли прогресс в работе. Подросток таким образом начинает понимать, над чем он работает, что повышает шансы на успех.

• Различать цели на короткое и на длительное время — стараться ставить реальные цели, которые можно достичь за достаточно короткое время. Перемежать цели, которые могут дать быстрые результаты, с целями, для достижения которых подростку надо потрудиться.

• Согласовывать цели с тем, что является важным для подростка. При установлении приоритетов важны следующие моменты:

— степень трудности (от лёгкого к трудному);

— эффективность (способствует ли достижение целей увеличению компетентности подростка);

— важность (насколько подростка беспокоят определённые проблемы);

— реализуемы ли цели, за какой срок (соответствуют ли они силам, внутренним ресурсам подростка).

2. Что ты из себя представляешь?

Подростки часто испытывают трудности с реальным видением себя и им сложно выполнять упражнения, связанные с прямой оценкой своих качеств, чувств, способностей. В этом блоке занятий в процессе бесед можно использовать рисование как диалог, если подростку трудно выразить свои мысли и представление о себе словами. В языке изображения можно выразить свои мысли без усилий, это способствует осознанию, даёт заряд энергии.

Подростка можно попросить нарисовать «территорию» своего внутреннего мира в виде карты, острова, страны, города, и вместе с ним исследовать эту территорию. Это упражнение даст дополнительную информацию для диагностики состояния подростка в данный момент, поможет обозначить его ресурсы и проблемные зоны.

3. Ты и другие люди

Подростку предлагается заполнить «Круг заботы».

Выделяются люди, к которым подросток чаще всего обращается за помощью. Обсуждаются ситуации из прошлого жизненного опыта

:10 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

подростка, когда он обращался за помощью к близким людям. Ему предлагается вспомнить, что он получает от того или иного близкого человека.

Домашнее задание: «<Ласковое имя»

Подростку предлагается вспомнить и написать, какими ласковыми именами его называют близкие люди, знакомые, друзья. Кто и в каких случаях это делает чаще, включён ли этот человек в «Круг заботы»? Какие чувства он испытывает, когда к нему ласково обращаются? Какое обращение нравится больше всего? Почему?

Подростку также предлагается вспомнить и записать, какими ласковыми именами он называет своих близких и друзей. Что он при этом испытывает? Как на это реагируют люди?

После того как подросток накапливает небольшой положительный опыт, работу следует проводить, ориентируясь на его актуальные проблемы и дальнейшие планы.

4. Ты и взрослые

Этот блок занятий наиболее актуален при конфликтных отношениях в семье, а также при конфликтных отношениях с педагогами.

Когда подросток становится взрослым.

В начале занятия подросток заполняет таблицу:

РЕБЁНОК ПОДРОСТОК ВЗРОСЛЫЙ

Сначала подростку предлагается заполнить колонки «ребёнок» и «взрослый», т.е. определить, что отличает ребёнка от взрослого, что характерно для ребёнка и взрослого.

Далее заполняется средняя колонка и делается вывод о том, что многие черты ребёнка и взрослого характерны для подростка и что подросток находится на переходном этапе — от детства к взрослости.

Затем вводится понятие «подростковая инициация», обсуждаются ритуалы инициации, которые проводились в древних племенах.

Далее делается акцент на то, что в современной жизни стать взрослым непросто, потому что период взросления слишком растянут по времени и подростковые инициации сопутствуют человеку долгие годы: получение паспорта — получение аттестата — получение диплома — получение профессии — бракосочетание и т.д.

:10 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Сферы ответственности подростка и родителей /педагогов

Подростку предлагается вспомнить или представить основные противоречия, проблемы, которые он встречает со стороны родителей.

Если возникают проблемы, кто виноват?

Что нужно делать, если какие-то действия взрослых вам не нравятся?

Вывод: понять их логику (Пирамида А. Маслоу).

Подростка просят объяснить следующие ситуации с позиции взрослого:

«Родители требуют, чтобы в 9 вечера ты был дома». «Учитель требует, чтобы ты выполнял домашнюю работу». «Родители требуют, чтобы ты убирался в своей комнате». «Директор требует, чтобы ты не прогуливал». «Родители требуют, чтобы ты мыл посуду в выходные». «Учитель требует, чтобы ты вовремя приходил на урок».

После обсуждения вышеуказанных ситуаций подростку предлагается составить таблицу:

0

ПОДРОСТОК ВЗРОСЛЫЙ

«ты должен...» «мог бы, но.»

0

Определяется, как часто и в какой мере родители нарушают права подростка.

Вывод: контроль родителей — это, прежде всего, беспокойство за жизнь своего ребёнка, страх потерять доверительные отношения, и соответственно процесс отделения от семьи — длительное, порой болезненное движение к соглашению двух сторон.

Затем обсуждается тема «Кто отвечает за твою жизнь сейчас?».

Подростку предлагается ответить на вопросы:

— За что я несу ответственность сейчас?

— За что я вскоре смогу нести ответственность?

— За что несут ответственность родители, педагоги?

5. Ты и твои друзья

Твоё место в отношениях. Давление группы.

Этот блок занятий актуален при конфликтных отношениях с одноклассниками, при уходах подростка из школы под влиянием компании друзей.

:10 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

Конфликты

Сначала конфликтная ситуация обсуждается с подростком в общих чертах. Необходимо определить саму природу конфликта, и пока неважно, что это не полностью отражает суть проблемы. Затем выявляются главные участники конфликта. В этот список подросток может ввести отдельные лица или целые группы.

После этого обсуждаются основные опасения подростка, связанные с этой ситуацией, а также какие поступки, установки, желания, потребности привели к конфликту.

При обсуждении конфликтов следует исходить из реальной ситуации и состояния подростка. Если ситуация вызывает сильные эмоциональные переживания у подростка, можно использовать рисунок или метод незаконченных историй.

Подростку можно предложить нарисовать картину, отражающую ситуацию или его желание. При помощи такого рисунка подросток передаст значительный объём информации, требующий при речевой передаче большого количества слов.

Можно предложить подростку вспомнить значимую для него конфликтную ситуацию, выбрать два фломастера (карандаша), обозначающих его и его оппонента (противника, соперника). Взять лист и поставить на нём цифру 1. В рабочую руку взять фломастер (карандаш), обозначающий его, в нерабочую — фломастер (карандаш), обозначающий его оппонента, и изобразить конфликтную ситуацию с помощью линий, не отрывая фломастеров (карандашей) от бумаги. А на втором листе изобразить ту же конфликтную ситуацию, поменяв фломастеры (карандаши) в левой и правой руке местами. Таким образом, на втором рисунке рабочая рука рисует линии поведения оппонента в конфликте, а нерабочая рука — линии его собственного поведения.

После этого можно поразмышлять с подростком о том, что он видит на рисунках, и попробовать составить рассказ от лица каждой линии, а затем от лица какого-либо элемента: петли, закорючки, точки и др. О чём говорят получившиеся образы? Какой символический смысл они несут? Что нового сообщили линии о конфликтной ситуации и способах её разрешения?

При дальнейшем анализе конфликтной ситуации можно обсудить с подростком следующие вопросы:

— Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствием для его разрешения? Если да, то какие:

• раздражение,

• недоверие,

• страх.

— Каковы скрытые причины конфликта?

:10 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

— Вызван ли конфликт непониманием?

— Вызван ли конфликт тем обстоятельством, что кто-то не берёт на себя ответственность за какие-то действия?

Групповая работа

Оказать помощь подросткам, направленную на построение шкалы ценностей, укрепление социальных связей, профилактику кризисных состояний, можно посредством организации групповой работы, в которой предусматриваются психологическое просвещение и дискуссии на темы, интересующие подростков. В конце проработки каждой темы детям раздаются «Материалы для информирования».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые темы групповой работы.

1. «Моя школа». Социальные роли. Правила и законы

(Учащиеся 6-7-х классов)

Цель занятия: профилактика нарушений поведения в школе. План занятия:

• установление контакта;

• мотивация школьников на принятие участия в дискуссии;

• постановка проблемы;

• социальная роль и социальная группа;

• законы и правила;

• контроль полученных знаний.

Первые три пункта предваряют любую групповую дискуссию. Последний пункт выполняется или в виде заключительной анкеты, или в процессе высказываний на предложенную тему.

Мозговой штурм. Обсуждение высказываний подростков:

— Зачем вы ходите в школу?

— Что вас радует в школе?

— Что такое социальная роль (роль школьника)?

— Что такое социальная группа?

— Что в школе зависит от вас?

— Школьные правила.

— Какие бывают правила (писаные и неписаные)?

— Где существуют правила писаные? (В транспорте, школе, общественном месте и т.п.)

— Где существуют правила неписаные? (В семье, гостях, компании.)

Обсуждение высказываний, отреагирование эмоций во время дискуссии.

Осмысление полученных знаний. Подросткам предлагается закончить фразу: «Правила нужны людям для того, чтобы..»

:10 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Это занятие помогает подросткам обсудить возможные последствия деструктивного поведения.

2. Права и обязанности подростков в нашем обществе. Уголовная и административная ответственность подростков

(Учащиеся 7-9-х классов)

Цель занятия: знакомство подростков с законодательством в области правонарушений.

Мозговой штурм. Обсуждение высказываний подростков. План занятия:

— За что привлекают подростков к уголовной ответственности?

— Основные виды преступлений — причинение вреда здоровью; кража, вымогательство, повреждение имущества, вандализм.

— Отягчающие обстоятельства:

• групповое преступление;

• преступление с применением оружия (что считается оружием при совершении преступления).

— За что подростков может задержать милиция:

• как вести себя в милиции;

• на что имеет право подросток во время допроса;

• при каких обстоятельствах подросток может не подписывать протокол;

• конфискация имущества.

— Различия между административной и уголовной ответственностью:

• за что ставят на учёт в КДН;

• как в КДН разбирают правонарушения подростков;

• какие виды наказаний может назначить комиссия.

3. Психоактивные вещества. Проблема зависимости

(Учащиеся 9-х классов)

Цель занятия: профилактика употребления ПАВ.

Мозговой штурм. Обсуждение высказываний подростков на предложенную тему.

План занятия:

— Что такое ПАВ (алкоголь, наркотики, табак)?

— Зачем люди употребляют ПАВ?

— Почему многие этого не делают?

— Мифы о ПАВ.

— Какие психоактивные вещества опасны, вызывают зависимость.

:10 ?age

J

3.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

— Стадии зависимости:

• что люди думают, когда в первый раз пробуют наркотик,

• особенности поведения при употреблении наркотических веществ,

• как можно прекратить употребление наркотиков.

— Чем можно заменить ПАВ?

— Отреагирование эмоций.

4. «Конфликты и их разрешение»

Цель занятия: профилактика деструктивного поведения учеников класса.

Мозговой штурм. Обсуждение причин возникающих конфликтов между учениками и учителями.

План занятия:

— Постановка проблемы: виды конфликтов, содержание и эмоции.

— Обсуждение возможных вариантов решения проблемы.

— Поддержка конструктивных решений проблемы, предложенных в процессе дискуссии.

Этап повторной диагностики

Повторное проведение диагностики для фиксации произошедших изменений (используются методы, выбранные на диагностическом этапе).

Смысл данного этапа заключается в отслеживании эффективности проведённой работы, особенно изменений тех аспектов личности подростка, акцент на которые делался в ходе взаимодействия с ним (осознание себя, рефлексия, личностные особенности).

Результаты 2-го диагностического среза сравниваются с результатами 1-го и обсуждаются со специалистами школы.

Итоговый этап: консультативно-методическая работа

Данный этап предполагает проведение методической и консультативной помощи родителям и педагогам.

Консультативная работа проводится параллельно с диагностикой и основным этапом, а также по их завершении. Программа предусматривает консультирование трёх категорий лиц: 1) подростков; 2) родителей подростков, включённых в работу; 3) педагогов, работающих в школе.

Консультирование представителей указанных категорий идёт по их запросу.

Тематика подростковых запросов: личные трудности, семейные отношения, профессиональное самоопределение.

:10 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Беседы с родителями, сопровождающие работу с подростком

В процессе бесед социальный педагог переключает внимание родителей на повышение требований к себе, обсуждает отдельные неблагоприятные обстоятельства, сопутствующие ситуации. Социальный педагог разрабатывает план действия в отношении семьи, при необходимости направляет родителей на семейное консультирование.

Возможны три основных варианта активной работы1 с родителями:

1. Организация сотрудничества — совместное принятие решений по изменению ситуации и распределение ответственности за их выполнение, что возможно при условии осознания родителями своих проблем, желании и готовности действовать, представлении о желаемом результате. Позиция социального педагога — помогающая, поддерживающая.

2. Курирование семьи — информационно-психологическая поддержка, контроль состояния. Позиция социального педагога — наблюдающая.

3. Интервенция — организация воздействия на ситуацию при отсутствии готовности к сотрудничеству со стороны семьи в случае опасности для жизни и здоровья ребёнка. Позиция социального педагога — контролирующая.

В процессе беседы с родителями обсуждается выполнение ранее принятых решений, закрепление позитивных эффектов, изменений в подростке.

Беседы с педагогами школы, сопровождающие работу с подростком

Обсуждение выявленных проблем подростка и родителей.

Совместное обсуждение причин трудностей подростка и возможностей создания щадящих условий обучения.

Поиск индивидуального подхода к решению проблем подростка.

Методическая работа включает следующие шаги:

1. Подготовка и проведение родительского собрания. Социальный педагог информируют родителей о проведённой работе, о выявленных особенностях функционирования класса и специфике общения с ним. Родители также получают информацию о других специалистах.

2. Подготовка и проведение педагогического совета. Социальный педагог передаёт информацию

1 В ходе активной деятельности эти об изменениях в классе, обсуждаются особенно- варианты могут перетекать друг в сти возраста на конкретных поступках подрост- друга — семья может пойти на сотруд-ков, совместно вырабатываются рекомендации ничество или в какой-то момент по организации щадящих условий обучения в дан- отгазагкя от него и т.д.

:10 ?age

J

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

ном классе. Возможно также обсуждение мероприятий, способствующих улучшению психологического климата. Выделяются дети, которые особенно нуждаются в психолого-педагогической поддержке. Особое внимание может быть уделено отношению педагогов к трудным детям.

3. Обсуждение результатов проведённой работы заканчивается выделением функций педагогического и психологического сопровождения проблемных подростков, планированием последующей работы.

Длительность работы. Программа может проводиться как в течение одного года, так и больше, в зависимости от изменений, происходящих с детьми, и запроса администрации или родителей.

Эффективность программы обеспечивается следующими принципами работы социального педагога:

1. Индивидуальный подход, учёт своеобразия прошлого опыта подростка.

В соответствии с этим принципом работа с подростком начинается с изучения обстоятельств его жизни, его социального окружения.

2. Положительное отношение к подростку.

Следуя этому принципу, прежде всего, снимается напряжение и неуверенность подростка в отношениях с окружающими посредством привлечения внимания к положительному опыту. Подросток должен быть уверен в безопасности общения с социальным педагогом. Социальный педагог не даёт категорических оценок поступков подростка, учитывая тот факт, что все его поступки продиктованы, прежде всего, стремлением выжить в сложившейся для него ситуации.

3. Использование повторной диагностики.

Результаты повторной диагностики позволяют анализировать процесс развития школьника, изменение его поведения, характера взаимоотношений в классе.

4. Изменение позиции учителя и родителей по отношению к подростку.

Заинтересованность классного руководителя в проводимой работе, его отклик на предложения социального педагога, участие в совместных консультациях с родителями резко повышают эффективность программы.

Взаимодействие специалистов. Для реализации данной программы необходимо активное сотрудничество между социальными педагогами, психологами, учителями школ, администрацией, что достигается путём совместного проведения встреч, семинаров, педагогических советов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.