РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ как форма работы с семьями проблемных подростков
Екатерина Александровна Никитская,
педагог-психолог специальной общеобразовательной школы № 2, ассистент кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук
Светлана Викторовна Маркова,
педагог-психолог специальной общеобразовательной школы № 2, старший преподаватель кафедры клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета
В статье, которую мы предлагаем, речь идёт о работе педагогов-психологов с родителями учеников специальной школы для подростков с девиантным поведением. На наш взгляд, опыт такой работы может быть полезен и учителям, и психологам, и социальным педагогам обычных общеобразовательных школ. Ведь в своей каждодневной практике они имеют дело с категорией учеников, которых сегодня принято называть «трудными».
• приемлемые формы поведения • проблемные подростки • девиантное поведение • психолого-педагогическая работа • имплицитные концепции воспитания • психолого-педагогические занятия с родителями
• родительский клуб
Изменившиеся за последние десятилетия условия жизни повлияли на ценностные ориентации современной российской семьи, а значит, и на подходы к воспитанию детей. Родители сегодня зачастую гораздо больше ориентированы на приобретение материальных благ, чем на нравственное воспитание детей. Об этом свидетельствуют и данные социологов: в начале 2000 годов только 7% семей считали нравственные ценности приоритетными в воспитании детей1.
А исследования, проведённые относительно недавно ВЦИОМ, показали,
1 Маршак А.Л. Социология: учеб. пособие. М., 2002. С. 226.
что 55% молодых людей в возрасте 18—24 лет считают возможным переступать через этические нормы для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку «многие моральные принципы устарели»2.
Семья, как известно, — один из важнейших социальных институтов, который влияет как на привитие просоциальных ценностей, так и на формирование отклонений в поведении подростков. Поэтому работа по развитию социально приемлемых форм поведения и отношений,
2 Поздняев М. «Господа, мы звери» //
Новые Известия, № 36, 1 марта 2007 г. С. 7.
а также профилактике и коррекции социальных отклонений должна строиться не только с самим ребёнком, но и с его семьёй.
В каждой семье есть определённая, далеко не всегда осознаваемая система воспитания. Эта система включает и понимание целей воспитания, и формулировку его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания. В социально-педагогической науке такие неосознаваемые ценностные ориентации в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям красиво называются «имплицитными концепциями воспитания» (А.В. Муд-рик). По сути, они определяют содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль и средства, т.е. то, чего взрослые добиваются от детей, и то, каким образом они это делают.
Особенно остро проблема взаимоотношений со старшими членами семьи стоит у учащихся специальных школ. В нашем случае — это учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, которое призвано обеспечить воспитанникам психологическую и социальную реабилитацию, включающую коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
Такие школы, как правило, комплектуются из числа несовершеннолетних, состоящих на учёте милиции и комиссий по делам несовершеннолетних. Ребят из школ этого типа объединяют трудности в обучении, нарушения социального поведения, эмоционально-личностные нарушения различного характера, социальнопедагогическая запущенность.
Одно из приоритетных направлений психоло-го-педагогической деятельности в специальной общеобразовательной школе — работа с семьями воспитанников. По результатам проведённой диагностики, составлен примерный и, прямо скажем, неутешительный психологический портрет ученика специальной школы.
Это подросток:
• с завышенной самооценкой;
• со сниженным нравственным контролем (поведение определяется его влечениями
и желаниями);
• с ярко выраженными импульсивностью и готовностью к девиантным действиям;
• со своеобразной иерархией ценностей (в этой иерархии самостоятельность, творчество и саморазвитие не занимают приоритетных позиций). И самое главное:
в представлении подростков сильно занижена ценность семьи.
Отметим, что к нам подростки поступают из массовых школ, в которых каждый из них, как правило, длительное время находился в постоянной ситуации неуспешнос-ти, имел статус «белой вороны» или «паршивой овцы». Поэтому у этих ребят уже сложился стереотип восприятия окружающего мира и поведения, соответствующий полученным «ярлыкам».
Семьи этих детей также имеют типичные особенности. Это повышенная тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности в ситуациях семейного взаимодействия, враждебность отношений.
Во многом это объясняется низким уровнем или отсутствием психолого-педагогиче ской культуры родителей, что приводит к их педагогической несостоятельности.
Но самое печальное — это нежелание что-либо менять в содержании и методах семейного воспитания.
Данные мониторинга социального статуса и уровня доходов семей, образовательного уровня родителей по типу десоциализирующего влияния (на примере школы № 2 ЦАО г. Москвы):
1. Демографический статус семей:
• опека — 4%;
• полная семья — 24%;
• неполная семья — 72%.
2. Уровень доходов семей:
• средний уровень доходов — 29%;
• низкий уровень доходов ---- 71%.
.ЖОЛА И БОСПИТАНИЕ
3. Образовательный уровень родителей:
• среднее образование — 50%;
• среднее специальное — 39%;
• неполное среднее — 9%;
• высшее — 2%.
4. Классификация семей по типу десоциализирующего влияния:
• педагогически-несостоятельные — 70%;
• конфликтные — 7%;
• асоциальные — 10%;
• криминальные — 13%.
Специфический социальный состав семей, низкая мотивация к участию в жизни школы, низкая заинтересованность в решении проблем собственных детей поставили перед педагогами и психологами школы задачу найти способы вовлечения родителей в учебно-воспита-телное пространство школы.
Для решения этой задачи в начале учебного года мы провели опрос родителей.
В качестве предпочитаемой формы работы большинство из них выбрало групповые занятия по проблемам воспитания.
Такие занятия, поскольку они охватывают одновременно большее количество участников со схожими проблемами проводятся в форме заседаний родительского клуба. Группа родителей формируется по принципу добровольности. На первичном собеседовании мы попытались убедить родителей в необходимости их активного участия в исправлении поведения ребёнка. Как показал наш опыт, этот этап наиболее трудный, поскольку многие родители считают бесполезными попытки изменить поведение ребёнка за счёт корректировки собственного стиля взаимодействия с ним. Кроме того, всем, и особенно родителям наших учеников, очень непросто вынести на групповое обсуждение свои проблемы. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, тем более не соглашаются на групповую работу. К сожалению, в нашем законодательстве нет механизмов воздействия на родителей, посредством которых стало бы возможным мотивировать их на коррекционную работу. Но мы делаем это путём доверительных бесед, в том числе в рамках родительского клуба. Постепенно родители начинают осо-
знавать, насколько им полезно такого рода взаимодействие.
Выстраивая работу с родителями, мы опираемся на принципы семейно-ориентированного подхода, в последние годы активно внедряемого в социальную работу. Согласно этому подходу большинство родителей не имеют цели причинить своим детям вред. И если дать им возможность решить проблемы и развить способности к воспитанию, они смогут научиться гораздо более продуктивно и психологически безопасно взаимодействовать с детьми и удовлетворять их базовые потребности в безопасности, любви и принятии3.
Заседания клуба проводятся ежемесячно. На них обсуждаются темы, выбранные непосредственно родителями в ходе их опроса в начале учебного года. Оказалось, что большинство родителей нуждаются в помощи с профессиональным самоопределением ребёнка (29%),
20% испытывают потребность в психологической подготовке ребёнка к сдаче ЕГЭ, 17% сформулировали просьбу о помощи в решении конфликтов с ребёнком, 13,5% нуждаются в получении информации о самом ребёнке (о развитии его личности) и, наконец, профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) и обучению взаимодействию с подростком хотели бы уделить своё внимание 10% и 10% родителей соответственно.
Несмотря на то что подавляющее большинство родителей выразили намерение сотрудничать, в действительности его реализуют не все. За последнее время мы провели восемь заседаний, в которых принимали участие 10—13 человек. Таким образом сложился постоянный
3 Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. «Социально-психологическая помощь детям группы риска: Практическое пособие: В 4 томах. Том 1. Концептуальные основы социальной работы с детьми. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. 2008.
состав родительского клуба. Тематика каждого занятия выносилась на обсуждение и утверждалась участниками клуба. Были обсуждены темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Наказывая, подумай, зачем?», «Стили воспитания», «Способы разрешения конфликтов» и другие. Для первого занятия была выбрана тема, с одной стороны, наиболее общая, с другой — вполне нейтральная — «Психологические особенности подросткового возраста». Вместе с тем, эта тема оказалась весьма интересной для родителей наших ребят, которые в основной своей массе являются педагогически не вполне состоятельными и зачастую не умеют отличать нормальные для подросткового возраста реакции от тех, которые можно назвать «сигналами» возможных проблем.
На первом занятии перед нами стояла цель знакомства родителей с педагогами-психолога-ми, создание общего благоприятного эмоционального фона для снятия или, как минимум, снижения барьеров, мешающих многим родителям продуктивно сотрудничать со школой.
К середине первого занятия родители изменили поведение, вели себя более непринуждённо, открыто, выражали готовность посещать заседания родительского клуба в дальнейшем. Первые несколько заседаний проходили в форме дискуссий, а не тренингов. Родителям достаточно сложно давалась обратная связь. Им трудно было делиться переживаниями, но уже на четвёртом занятии отметили качественно иной уровень взаимодействия: родители научились анализировать поступки, высказывать мнение, слушать остальных, и стало заметно, что они начали получать результат от работы клуба. Конечно, нельзя не отметить и те трудности, с которыми столкнулись педагоги-психологи при проведении заседаний родительского клуба.
1. Проблема привлечения и удержания постоянного состава участников. Бывает очень непросто выбрать время занятий так, чтобы оно устраивало большинство участников. Кроме того, малейшие трудности в понимании материала или неверие в то, что
что-то можно исправить, выставляли дополнительный барьер во взаимодействии и снижали интерес родителей к занятиям.
2. Проблема структурирования занятий, а также отвлечение внимания на посторонние темы.
3. Трудности, продиктованные невысоким образовательным уровнем родителей и установлением обратной связи. Оказалось нелёгким делом учитывать эти особенности при формулировании тем, заданий, вопросов, объяснении материала и т.п.
Несмотря на возникающие трудности, взаимодействие с родителями — это интересный и, безусловно, необходимый вид деятельности педагога и психолога, направленный на профилактику и коррекцию отклоняющегося от социальных норм поведения детей. Цель работы нашего родительского клуба — сохранение психологического здоровья детей и обеспечение согласованности действий родителей, психологов и педагогов посредством профилактики и коррекции дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания.
Опрос родителей и учеников, отзывы классных воспитателей и учителей, наблюдение психологов показывают, что работа родительского клуба достаточно успешна. Эта успешность заключается в заметных положительных изменениях родительского взаимодействия со своими детьми, снижении частоты и остроты конфликтных ситуаций, улучшении домашней атмосферы и постепенном налаживании детско-родительского диалога. В качестве ближайшей перспективы работы в этом направлении педагоги-психологи нашей школы видят привлечение большего количества родителей на заседания клуба, дальнейшую деятельность по формированию устойчивой мотивации родителей на сотрудничество с привлечением других представителей педагогического коллектива школы, внешних организаций, расширение спектра методов и приёмов взаимодействия с родителями. НО