Научная статья на тему 'Работа школы с семьёй подростка девиантного поведения'

Работа школы с семьёй подростка девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ПРИЕМЛЕМЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С СЕМЬЁЙ / ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С РОДИТЕЛЯМИ / РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна, Маркова Светлана Викторовна

В статье, которую мы предлагаем, речь идёт о работе с родителями педагогов-психологов специальной школы для подростков с девиантным поведением. На наш взгляд, опыт такой работы может быть полезен и учителям, и психологам, и социальным педагогам обычных общеобразовательных школ. Ведь все они в своей каждодневной практике имеют дело с категорией учеников, которых сегодня принято называть «трудными».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна, Маркова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Parent Club As A Form Of Work With Families Of The Deviant Teenagers

The value orientation of the modern Russian family and teenagers. A psychological portrait of a deviant teenager. The group psychological pedagogical classes for the families and parents of the deviant teenagers. The forming of the motivation of the parents to cooperate with school.

Текст научной работы на тему «Работа школы с семьёй подростка девиантного поведения»



Работа школы с семьёй подростка девиантного поведения

Екатерина Александровна Никитская,

педагог-психолог ГОУ СОШ № 2, ассистент кафедры социальной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук

Светлана Викторовна Маркова,

педагог-психолог ГОУ СОШ № 2, старший преподаватель кафедры клинической психологии Московского городского психолого-педагогического университета

В статье, которую мы предлагаем, речь идёт о работе с родителями педагогов-психологов специальной школы для подростков с деви-антным поведением. На наш взгляд, опыт такой работы может быть полезен и учителям, и психологам, и социальным педагогам обычных общеобразовательных школ. Ведь все они в своей каждодневной практике имеют дело с категорией учеников, которых сегодня принято называть ««трудными».

• социально приемлемые формы поведения

• психолого-педагогическая работа с семьёй • имплицитные концепции воспитания •психолого-педагогические занятия с родителями, родительский клуб

Изменившиеся за последние десятилетия условия жизни не могли не повлиять на ценностные ориентации современной российской семьи, а значит, и на подходы к воспитанию детей. Родители сегодня зачастую гораздо больше ориентированы на приобретение материальных благ, чем на нравственное воспитание детей. Об этом свидетельствуют и данные социологов: в начале 2000 годов только 7% семей считали нравственные ценности приоритетными в воспитании детей [1]. А исследования, проведённые относительно недавно ВЦИОМ, показали, что 55% молодых людей в возрасте 18 — 24 лет считают возможным переступать через этические нормы для того, чтобы добиться успеха в жизни, поскольку «многие моральные принципы устарели» [2].

Семья, как известно, — один из важнейших социальных институтов, который влияет как на привитие просоциальных ценностей, так и на формирование отклонений в поведении подростков. Поэтому специалисты психолого-педагогической сферы свою работу по развитию социально приемлемых форм поведения и отношений, а также профилактике и коррекции социальных отклонений стараются строить и проводить целостно и комплексно как с самим ребёнком, так и с его семьёй.

О

В каждой семье складывается определённая, далеко не всегда осознаваемая система воспитания. Эта система включает и понимание целей воспитания, и формулировку его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приёмов воспитания, учёт того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. В социально-педагогической науке такие неосознаваемые центральные ценностные ориентации в социальном поведении взрослых по отношению к подрастающим поколениям красиво называются «имплицитными концепциями воспитания» (автор теории А.В. Мудрик). По сути, они определяют содержание взаимодействия старших и подрастающих поколений, его стиль и средства, т.е. то, чего взрослые добиваются от детей, и то, каким образом они это делают.

Особо остро проблема взаимоотношений со старшими членами семьи стоит у учащихся специальных общеобразовательных школ. В нашем случае — это специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением, которое призвано обеспечить воспитанникам психологическую и социальную реабилитацию, включающую коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.

Такие школы, как правило, комплектуются из числа несовершеннолетних, состоящих на учёте милиции и комиссий по делам несовершеннолетних. Ребят из школ этого типа объединяют такие «признаки»: трудности в обучении, нарушения социального поведения, эмоционально-личностные нарушения различного характера, социально-педагогическая запущенность.

Одно из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности в специальной общеобразовательной школе № 2 для де-виантных подростков Центрального административной округа г. Москвы — работа с семьями воспитанников. По результатам проведённой диагностики был составлен примерный и, прямо скажем, неутешительный психологический портрет ученика нашей школы. Это подросток:

— с завышенной самооценкой;

— со сниженным нравственным контролем (поведение определяется его влечениями и желаниями);

— с ярко выраженными импульсивностью и готовностью к деви-антным действиям;

— со своеобразной иерархии ценностей (в этой иерархии самостоятельность, творчество и саморазвитие не занимают приоритетных позиций).

И самое главное: в представлении подростков сильно занижена ценность семьи.

Отметим, что к нам подростки поступают из массовых школ, в которых каждый из них, как правило, длительное время находился в по-

Е.А. Никитская, С.В. Маркова. Работа школы с семьёй подростка девиантного поведения

стоянной ситуации школьной неуспешности, имел статус «белой вороны» или «паршивой овцы». Поэтому у этих ребят уже сложился определённый стереотип восприятия окружающего мира и поведения, соответствующий полученным «ярлыкам». (Отметим, правда, что, попадая в коллектив детей со сходными психолого-педагогическими характеристиками и проблемами, такой ребёнок в большинстве случаев перестаёт чувствовать себя отверженным, психологически забитым и постоянно осуждаемым извне.)

В результате проведённого нами исследования удалось выявить особенности внутрисемейных отношений воспитанников, а именно: общая тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности в ситуациях семейного взаимодействия, враждебность отношений. Во многом это объясняется низким уровнем или отсутствием психолого-педагогической культуры родителей, что приводит к их педагогической несостоятельности. Но самое печальное — это нежелание что-либо менять в содержании и методах семейного воспитания.

Приведём данные мониторинга (проводился совместно со школьными социальными педагогами), который был направлен на выявление демографического статуса и уровня доходов семей, образовательного уровня родителей и семей по типу десоциализирующего влияния:

1. Демографический статус семей:

опека — 4%; полная семья — 24%; неполная семья — 72%.

2. Уровень доходов семей:

средний уровень доходов — 29%; низкий уровень доходов — 71%.

3. Образовательный уровень родителей:

среднее — 50%; среднее специальное — 39%; неполное среднее — 9%; высшее — 2%.

4. Классификация семей по типу десоциализирующего влияния:

педагогически несостоятельные — 70%; конфликтные — 7%; асоциальные — 10%; криминальные — 13%.

Специфический социальный состав семей, низкая мотивация к участию в жизни школы, низкая заинтересованность в решении проблем собственных детей поставили перед педагогами и психологами школы задачу найти оптимальную форму работы, способст-

вующую вовлечению родителей в учебно-воспитателное пространство школы. Для решения этой задачи в начале учебного года было проведено анкетирование, в котором приняли участие 59 человек (82%).

В качестве предпочитаемой формы работы большинство родителей выбрало групповые психолого-педагогические занятия по проблемам воспитания ребёнка (59%), остальные предпочли индивидуальные беседы с педагогом-психологом и совместные занятия родителей и детей.

Учитывая высказанные в анкетах пожелания, психологическая служба школы в качестве приоритетной выбрала такую форму работы, как групповые психолого-педагогические занятия, поскольку они охватывают одновременно большое количество участников со схожими проблемами. Групповые занятия в нашей школе проходят чаще всего в рамках заседаний родительского клуба — схожее по интересам объединение группы родителей относительно постоянное по составу.

Группа родителей формируется по принципу добровольности. На первичном собеседовании мы попытались убедить родителей в необходимости их активного участия в исправлении поведения ребёнка. Как показал наш опыт, этот этап наиболее трудный, поскольку многие родители считают бесполезными попытки изменить поведение ребёнка за счёт корректировки собственного стиля взаимодействия с ним. Кроме того, всем, и особенно родителям наших учеников, очень непросто вынести на групповое обсуждение свои проблемы. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, тем более не соглашаются на групповую работу. К сожалению, в нашем законодательстве нет механизмов воздействия на родителей, посредством которых стало бы возможным мотивировать их на коррекци-онную работу, но мы пытаемся это делать путём доверительных бесед, в том числе (а зачастую, прежде всего) в рамках заседаний родительского клуба, во время которых родители постепенно начинают осознавать, насколько им полезно такого рода взаимодействие.

Выстраивая работу с родителями, мы опираемся на принципы се-мейно-ориентированного подхода, в последние годы активно внедряющегося в социальной работе. Этот подход утверждает, что большинство родителей не имеют цели причинить своим детям вред. И если дать им возможность решить свои проблемы и развить свои способности в плане воспитания, они смогут научиться гораздо более продуктивно и психологически безопасно взаимодействовать со своими детьми и удовлетворять их базовые потребности в безопасности, любви и принятии (4).

Заседания клуба проводятся ежемесячно, и на них обсуждаются темы, которые были выбраны самими родителями в ходе их опроса в начале учебного года. Оказалось, что большинство родителей нуждаются в помощи с профессиональным самоопределением ребёнка

Е.А. Никитская, С.В. Маркова. Работа школы с семьёй подростка девиантного поведения

(29%), 20% испытывают потребность в психологической подготовке ребёнка к сдаче ЕГЭ, 17% сформулировали просьбу о помощи в решении конфликтов с ребёнком, 13,5% нуждаются в получении информации о самом ребёнке (о развитии его личности) и, наконец, профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) и обучению взаимодействию с подростком хотели бы уделить своё внимание 10% и 10% родителей соответственно.

Несмотря на то что подавляющее большинство родителей выразили намерение сотрудничать, в действительности его реализуют не все. За последнее время мы провели уже 8 заседаний, в которых принимали участие 10—13 человек. Таким образом сложился постоянный состав родительского клуба. Тематика каждого занятия выносилась на обсуждение и утверждалась участниками клуба. Были обсуждены темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Наказывая, подумай, зачем?», «Стили воспитания», «Способы разрешения конфликтов» и другие. Для первого занятия была выбрана тема, с одной стороны, наиболее общая, с другой — вполне нейтральная — «Психологические особенности подросткового возраста». Вместе с тем, эта тема оказалась весьма интересной для родителей наших ребят, которые в основной своей массе являются педагогически не вполне состоятельными и зачастую не умеют отличать нормальные для подросткового возраста реакции от тех, которые уже можно было бы назвать «сигналами» возможных проблем. Вообще, на первом занятии перед нами стояла цель знакомства родителей между собой и с педагогами-психологами, создание общего благоприятного эмоционального фона для снятия или, как минимум, снижения барьеров, мешающих многим родителям продуктивно сотрудничать со школой. И уже к середине первого занятия родители начали вести себя более непринуждённо, открыто и абсолютно все выражали готовность посещать и дальнейшие заседания родительского клуба. Первые несколько заседаний проходили в форме дискуссий, а не тренингов. Родителям достаточно сложно давалась обратная связь. Им трудно было делиться своими переживаниями, но уже на четвёртом занятии мы отметили качественно иной уровень взаимодействия: родители научились анализировать свои поступки, высказывать мнение, слушать остальных и стало заметно, что они начали получать удовлетворение от встреч в клубе. Конечно, нельзя не отметить и те трудности, с которыми столкнулись педагоги-психологи при проведении заседаний родительского клуба:

1. Проблема привлечения и удержания постоянного состава участников. Бывает очень непросто выбрать время занятий так, чтобы оно устраивало большинство участников. Кроме того, малейшие трудности в понимании материала или неверие в то, что что-то можно исправить, выставляли дополнительный барьер во взаимодействии и снижали интерес родителей к занятиям.

2. Проблема структурирования занятий, а также отвлечения внимания на посторонние темы.

О

3. Трудности, продиктованные невысоким образовательным уровнем родителей и установлением обратной связи. Оказалось нелёгким делом учитывать эти особенности при формулировании тем, заданий, вопросов, объяснении материала и т.п.

Несмотря на возникающие трудности, взаимодействие с родителями — это интересный и, безусловно, необходимый вид деятельности педагога и психолога, направленный на профилактику и коррекцию отклоняющегося от социальных норм поведения детей. Цель работы нашего родительского клуба — сохранение психологического здоровья детей и обеспечение согласованности действий родителей, психологов и педагогов посредством профилактики и коррекции дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания.

Опрос родителей и учеников, отзывы классных воспитателей и учителей, наблюдение психологов показывают, что работа родительского клуба достаточно успешна. Эта успешность заключается в заметных положительных изменениях родительского взаимодействия со своими детьми, снижении частоты и остроты конфликтных ситуаций, улучшении домашней атмосферы и постепенном налаживании детско-родительского диалога. В качестве ближайшей перспективы работы в этом направлении педагоги-психологи нашей школы видят привлечение большего количества родителей на заседания клуба, дальнейшую деятельность по формированию устойчивой мотивации родителей на сотрудничество со школой с привлечением других представителей педагогического коллектива школы, внешних организаций, расширение спектра методов и приёмов взаимодействия с родителями.

Литература

1. МаршакА.Л. Социология: учеб. пособие. М.,2002. С. 226.

2. Поздняев М. «Господа, мы звери» // Новые Известия, № 36, 1 марта 2007 г., С. 7.

3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1988.

4. Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз. «Социально-психологическая помощь детям группы риска: Практическое пособие: в 4 томах. Том 1. Концептуальные основы социальной работы с детьми. М., Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.