Научная статья на тему '«Жизнь дана на добрые дела»: тренинг для старших подростков'

«Жизнь дана на добрые дела»: тренинг для старших подростков Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1506
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ / ПСИХИЧЕСКОЕ НОВООБРАЗОВАНИЕ / СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сиденко Елена Александровна, Селюкова Маргарита Алексеевна

В данной статье авторы рассматривают некоторые проблемы, связанные с адаптацией старшего подростка в социальной среде и делятся опытом проведения тренинга со старшими подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Жизнь дана на добрые дела»: тренинг для старших подростков»

Кабинет практического психолога

Сиденко Елена Александровна

педагог - психолог старшего звена Центр образования № 641 имени Сергея Есенина Селюкова Маргарита Алексеевна

педагог - психолог среднего звена Центр образования № 641 имени Сергея Есенина

г. Москва

J ^

«жизнь ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»: ТРЕНИНГ ДЛЯ СТАРШИХ подростков

Л_____________________________________________________________________________________________г

Аннотация. В данной статье авторы рассматривают некоторые проблемы, связанные с адаптацией старшего подростка в социальной среде и делятся опытом проведения тренинга со старшими подростками.

Ключевые слова: старший подростковый возраст, чувство взрослости, психическое новообразование, сензитив-ный период, тренинг

Старший подростковый возраст ставит свои задачи перед формирующейся личностью подростка. Данный возраст - время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой появляются в младшем подростковом возрасте.

В возрасте 14-17 лет подростковый опыт уже недостаточен для взаимодействия с окружающим миром, а взрослый опыт еще осознанно не освоен. В связи с этим выделяются основные особенности старших подростков: повышенная, по сравнению с другими возрастами, значимость тесных эмоциональных контактов и интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Подросток активно ищет друзей, единомышленников, посвящает много времени доверительному и эмоциональному общению, в котором склонен к крайностям и быстрой смене симпатий. Сегодня он клянется, что Петя из соседнего подъезда - его друг на всю жизнь и понимает его, как никто другой (куда уж там вам, родители!), а завтра Петя объявлен врагом номер один, предателем и подлым лицемером. При этом причиной конфликта вполне может служить негативное высказывание Пети в адрес любимой музыкальной группы своего вчерашнего закадычного друга. Конфликты, разрывы и примирения, частая смена настроений и так называемое полярное (черно- белое) мышление очень характерны для старших подростков. «Я - не такой, как вы!» - заявляет старшеклассник дома, противопоставляя себя миру взрослых в целом и родителям в частности. Психологи называют этот возраст порой «крестовых походов». Подросток верит, что он - лучше, он не совершит тех ошибок, которые сплошь и рядом совершают взрослые, он может сделать мир лучше, потому что он честнее, искреннее, а зачастую и мудрее окружающих его взрослых людей. Подросток всем своим поведением как бы заявляет, что все знает лучше взрослых, и отныне будет жить «своей головой», а значит, в воспи-

тательных мероприятиях он не нуждается. Таково его мироощущение, и именно поэтому любое замечание, любой совет воспринимаются в штыки, не говоря уже о нотациях и нравоучениях. Такая позиция подростка, в свою очередь, приводит к попыткам усилить контроль со стороны его родителей, что вызывает новую бурю протеста и получается замкнутый круг. А ведь понимание проблем подростка и способность к диалогу особенно важны на этом этапе, потому что старший подростковый возраст является сензитивным (особо чувствительным) для формирования нравственных убеждений, ценностных категорий и отношения к миру в целом1.

Л. С. Выготский считает, что центральным и специфическим новообразованием является возникновение у подростка представления о том, что он уже не ребёнок (чувство взрослости). Внешняя сторона этого представления проявляется в стремлении быть и считаться взрослым. Подросток требует, чтобы к нему относились «как к равному»1 2.

Конфликт несовпадения внешних условий и внутреннего самоощущения подростка приводит к непониманию и охлаждению отношений. Родителям не всегда понятно, что это вдруг случилось с их ребенком, таким покладистым и бесконфликтным. Ведь с внешней стороны ситуации ничего не изменилось: ребенок учится в той же школе, живет в той же семье, никто его не обижал, и не было никакой непереносимой психологической травмы. Однако он требует иного к себе отношения, становится агрессивным, а заботу воспринимает как контроль и ограничение свободы. Отношения в семье внешне не изменились - по-прежнему к подростку относятся как к «маленькому», многое он не делает сам, многое - не разрешают родители. Да, подросток по-прежнему не самостоятелен, родители зарабатывают деньги, кормят, одевают, принимают важные решения -

1 Березин С.В., Лисецкий К.С. Особенности старшего подросткового возраста, М., 2006

2 Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4. Вопросы детской (возрастной) психологии. М., 1984.

32

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Кабинет практического психолога

до реальной взрослости подростку еще далеко. Но «чувство взрослости», буквально, не дает ему покоя, он - другой, он - новый, он - взрослый! Здесь хочется процитировать слова одного подростка из его разговора с психологом относительно проблем с родителями. «Их проблема в том»,- пояснил психологу мальчик,- «что они меня РАНЬШЕ знали». В этих словах заключен весь комплекс подростковых проблем. «Они», эта взрослая оппозиция, знали когда-то другого мальчика, маленького и послушного, а сейчас перед ними совершенно другой человек, хотя зовут его так же и он очень похож на того, прежнего. Вот поэтому, по мнению мальчика, родители и путаются, продолжая по привычке относиться к нему - новому как к тому «послушному сыночку».

Это «чувство взрослости» является новообразованием самосознания - стержневой особенностью личности, её структурным центром, поскольку выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к другим людям и к миру. Оно определяет особое направление и содержание его активности, систему его новых стремлений, переживаний и эмоциональных реакций.

Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Свободные, спокойные движения уступают место угловатости, резкости. Мальчик-подросток ходит чуть ссутулившись, опустив руки в карманы, говорит сквозь зубы. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье.

Все это делает область взаимоотношений подростков со взрослыми весьма конфликтной, сложной и вместе с тем по-прежнему значимой.

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой - сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

Поиски ответов на вопросы «кто я?», «что я?» и осознание своей особенности, несхожести с другими небезразличны для любого подростка, но нередко в условиях травмирующей ситуации внимание на этих вопросах заостряется, а поиски ответа сопровождаются эмоциональным напряжением, чувством растерянности, тревогой и нарушением поведения.

Понимание особенностей периода взросления позволяет педагогу работать значительно эффективнее.

Тренинг для старших подростков:

«Жизнь дана на добрые дела»

Цель: развитие умений, освоение способов эффективного общения

Ход тренинга:

Приветствие. Здравствуйте! Сегодня у нас заключительное занятие.

Упражнение «Олени»

Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу.

Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!» После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

Упражнение «Жизненные цели»

Инструкция: Разделите лист бумаги на шесть равных колонок. В первой колонке запишите все Ваши цели на сегодняшний день (конкретная дата). После того как первая колонка заполнена ведущий обращает внимание участников ко второй колонке. Теперь напишите Ваши цели на ближайшую неделю. После того как вторая колонка заполнена ведущий обращает внимание участников к третьей колонке. Теперь напишите Ваши цели на ближайший месяц. После того как третья колонка заполнена ведущий обращает внимание участников к четвертой колонке. Теперь напишите Ваши цели на ближайший год. После того как четвертая колонка заполнена ведущий обращает внимание участников к пятой колонке. Теперь напишите Ваши цели на ближайшие пять лет. После того как пятая колонка заполнена ведущий обращает внимание участников к последней колонке. Теперь напишите Ваши цели на всю жизнь. По окончании заполнения колонок ведущий дает обобщенную интерпретацию, указывает возможные варианты затруднения в выполнении упражнения и объясняет их причины.

Далее участникам предлагается соединить стрелками взаимосвязанные цели, на их взгляд. Возможно, чем больше таких стрелок получается, тем более простроен жизненный план. Выберите три наиболее важные цели. Рядом укажите средства и ресурсы. Из трех указанных, попытайтесь определить самую главную, значимую для Вас.

Обобщение: Что ты делаешь сейчас, чтобы достигнуть своей жизненной цели?

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

33

Кабинет практического психолога

Упражнение «Коллаж мечты» -техника работы с целями

Цель: чётче сформировать образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель. Такая работа создает опыт дифференциации собственных мотивов и чувств, опыт поиска подходящей формы для того, чтобы передать свое намерение.

Материалы: лист бумаги формата А3, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, с, музыкальные записи.

Задание: Возьмите журналы, которые можно резать. Выберите картинки или фрагменты изображений. С помощью ножниц можно вырезать фрагменты и составить новую композицию на листе по собственному замыслу. После составления композиции рассказать о своем произведении, объяснить выбор и связь отдельных элементов.

Тема коллажа:

Мои цели... Мои мечты... Мои поступки...

Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены, по меньшей мере, эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.

Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации - дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.

Вопросы для обсуждения:

• Расскажи о своей картине.

• Нравится ли тебе то, что получилось?

• Если что-то смущает, подумай, как это изменить?

• Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

• Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает меня к моей мечте?

• Теперь ты понимаешь, куда движешься?

Упражнение

«Вы еще не знаете обо мне, что я...»

Время проведения: 10 мин.

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга.

Участники по кругу, по очереди продолжают фразу «Вы еще не знаете обо мне, что я...»

Пример: Вы еще не знаете обо мне, что я мечтал петь в церковном хоре»

Упражнение «Чемодан в дорогу»

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает в общении. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все вы-

скажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение «Обнимашки»

материал: шерстяные нитки (цветные) Ведущий рассказывает легенду:

В одном городе жил добрый человек, он хотел подарить каждому хорошее настроение. Для этого он делал цветные сердечки и дарил их своим близким, а они улыбались в ответ. Каждый день он делал много цветных сердечек и раздаривал их друзьям и знакомым.

- Неужели тебе не лень тратить столько времени на эту ерунду? - спрашивали его.

- Это не ерунда! Каждое маленькое сердечко приносит людям большую радость! - отвечал человек.

- Брось, они радуются и улыбаются, потому, что давно любят и знают тебя, а вовсе не из-за твоих безделушек.

- Да, мы давно знакомы, но разве даже старому знакомому неприятно подарить что-то от души?

- Подари что-нибудь дорогое, такой подарок точно обрадует, а цветное сердечко - это пустяк.

Человек перестал делать сердечки и раздаривать своим знакомым. Но однажды. Когда на улице был сильный ливень, он увидел в окно грустного человека под зонтом. Это был совсем чужой печальный прохожий. И тогда человек выбежал на улицу под самый дождь и протянул прохожему цветное сердечко, и совсем незнакомый человек улыбнулся ему в ответ. Долго потом на мокрых улицах города человек с цветными сердечками дарил незнакомым людям хорошее настроение.

У каждого из вас есть цветные нитки, с их помощью давайте подарим друг другу радость. Ведущий берет из своей связки ниточку и завязывает в узелочек вокруг запястья своему помощнику, называя свое имя и желает что-нибудь хорошее. Помощник делает то же самое в ответ, после они обнимаются. Упражнение продолжается пока все участники не обнимутся.

Рефлексия.

Как вы себя чувствуете? Что дало вам это упражнение?

Как вы думаете, какая тема была сегодняшнего занятия?

Нам очень важна общая оценка курса. Что запомнилось особенно? От чего нужно отказаться? Какие пожелания следующим участникам тренинга вы бы сделали?

Литература

1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.-М., 1991

2. Выготский Л. С. Педология подростка.//Собр. соч в 6 т., т. 4-й.- М., 1984.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т- М., 1982.- Т 2.

4. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 1989.

5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- Л.-1983.

6. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М., Российское педагогическое агентство, 1996.

7. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь.- М.: Политиздат, 1990.- 494 с.

8. Сиденко Е.А. К вопросу об адаптации подростка // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 1.

9. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.

34

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.