:34 Page
J
Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Эльвира Михайловна Александровская,
сотрудник Центра психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Запад», психолог, кандидат психологических наук
• сопровождение детей в кризисных ситуациях • сотрудничество • проблемы межличностного характера
С усилением урбанизации и мобильности населения, возрастающей занятости родителей роль школы заметно расширилась. Возможно, пришло время признать, что плохое социальное окружение и отсутствие свободного пространства породили поколение ребятишек, социально обделённых, требующих поддержки.
Данные свидетельствуют, что дети из более низких социальных слоёв уже в начальной школе обнаруживают трудности в обучении и у них уже «на старте» имеется отставание. Это отставание увеличивается по мере прохождения начального образования. Они явно отстают в речевом развитии, их ближайшее окружение проявляет мало заботы и отличается низким интеллектуальным уровнем, что плачевно сказывается на результатах их учёбы.
К жизненно необходимым условиям развития человека относится взаимодействие между ребёнком и взрослым: усвоение нового не может происходить вне общения. Когда ребёнок растёт в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а также их социального окружения в целом, то низкий уровень образовательных достижений приводит к потере мотивации или даже к отрицанию образования. Не имея мотивации или ведя бессмысленную борьбу против учителей, ребёнок терпит неудачу за неудачей в учёбе, обрекая себя на бесперспективное будущее. Вызывает тревогу и то, что у родителей происходит ориентация на воспитание в государственных учреждениях, что существенно искажает характер отношений родителей и детей. Место личного познавательного общения начинают занимать узкопрагматические формы: обиход, режим и т.п.
Но в какой бы среде ребёнок не рос, он надеется добиться признания в школе и рас-
-G-
:34 Page
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
считывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма — самая серьёзная проблема начального образования. Если ребёнок то и дело терпит неудачи, то к 10-летнему возрасту от его уверенности в себе не остаётся и следа, мотивация пропадает, и ребёнок свыкается с неудачами. Теперь он убеждён, что не способен решать стоящие перед ним проблемы, возникает стойкое эмоциональное неблагополучие, отрицательные формы самоутверждения.
Этап приспособления к школе является специфическим для младшего школьного возраста и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее психическое развитие.
Невозможность полноценно реализовать себя в сложившихся условиях становится причиной изменения поведения ребёнка, возникновение в классе неприятной атмосферы, из-за которой уроки проходят не столь эффективно, как планируются. Нарушения правил поведения на уроке и отрицательная реакция учителя на ребёнка приводят к формированию стойких защит и потере ребёнком интереса к обучению.
В данном случае речь идёт о социально-психологическом аспекте адаптации, которая служит, с одной стороны, довольно точным индикатором различных дефицитов и отклонений в развитии, сформировавшихся у ребёнка до школы, а с другой стороны, выступает в качестве условий, определяющих динамику дальнейшего психического развития и становления его личности в целом.
Очень многие учащиеся выходят из школы с горьким ощущением поражения, не овладев даже на среднем уровне теми основными навыками, которые требуются обществу, но ещё в меньшей степени они представляют собой людей, получивших удовлетворение от посещения школы.
Центральными темами для социального педагога являются межличностные проблемы, возникающие у детей и подростков, позиция которых уязвлена в социальном плане.
Дополнительное внимание должно уделяться проблеме прогулов школы, а также ученикам, которых из-за их поведения хотят отчислить из школы. Внимание социального педагога направлено, прежде всего, на совместный с подростком, родителями (законными представителями) и учителями поиск решения возникших проблем.
Методами социальной работы являются:
— выявление и скрининг ущемлённых в социальном плане групп детей внутри образовательного учреждения;
— социальное обследование;
— индивидуальная работа;
— работа в группах;
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
— принятие и сопровождение детей и подростков в кризисных и проблемных ситуациях;
— сопровождение при выборе формы обучения и профессии;
— работа в коллективе.
Применение этих методик требует от социального педагога следующих навыков:
— владение техниками коммуникации и ведения беседы;
— умение вести групповую работу;
— организаторские способности.
Всё это поддерживается постоянной самостоятельной учёбой, а также прохождением курсов повышения квалификации.
Знание российского законодательства является необходимым в работе социального педагога.
Область деятельности социального педагога — проблемы в поведении, воспитании и интеграции. В других областях социальный педагог выполняет дополняющие задачи. Важная часть этих задач заключается в том, чтобы при диагностике и работе с учеником учитывался его социальный контекст.
Социальный педагог компетентен в проблемах межличностного характера, в то время как внутриличностные проблемы относятся к сфере деятельности психолога.
Какие проблемы препятствуют социальному педагогу в выполнении данных задач?
Работа с ущемлёнными в социальном плане учениками часто является продолжительным и сложным процессом, требующим от социального работника — так же, как от других специалистов и учителей — подходящего (но не всегда достигаемого любыми способами) подхода. Деятельность социального педагога усложняют:
• Отсутствие углублённого понимания целей и задач социальной дисциплины, признанного всеми участниками образовательного процесса.
• Законодательство по защите детства делает оказание помощи возможным только на добровольной основе. Такая ситуация требует развития чётких критериев процесса оказания помощи.
• Прекращение сотрудничества с участвующими сторонами (родители, ученики, дирекция, учителя, службы по оказанию помощи), которые не выразили или выразили в незначительной степени готовность к нему.
• Недостаточное взаимодействие со службами по оказанию помощи, которые по просьбе школы (или нет) проводят мероприятия
:34 ?age
J
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
в школе, не информируя при этом социального педагога; не располагают достаточными знаниями о системе образования.
• Преувеличение проблем в поведении, воспитании и интеграции в современном общественном контексте.
• Недостаточное участие школьного психолога в диагностике и сопровождении в этой области работы.
• Отсутствие дополнительных внешкольных служб по оказанию социальной помощи, направление в которые было бы целесообразным как для диагностики, так и для сопровождения.
• Недостаточно чёткая дефиниция полномочий социального педагога в отношении школ, которые (сознательно или несознательно) стимулируют возникновение проблем в поведении, воспитании и интеграции или которые уделяют слишком мало внимания проблемам, не связанным с успеваемостью.
• Чувство бессилия у педагогов и родителей, вызванное отсутствием представления и способов деятельности по решению проблем в поведении и воспитании. Это приводит к действиям наугад в отношении, например, необоснованных пропусков школы.
• Отсутствие связи с психологическими центрами в образовании.
• Недостаточное участие медицинского работника при социальных проблемах.
• Отсутствие единой и простой системы регистрации, необходимой для предотвращения различных проблем при сопровождении.
Какова идеальная рабочая ситуация?
Идеальная рабочая ситуация для социальной дисциплины, в частности, зависит от широты взглядов руководителей образовательных учреждений, а также от чёткого признания особенностей социальной работы внутри образовательных учреждений.
Качество выполнения профессиональной деятельности социального педагога требует постоянного обсуждения и модернизации методов работы.
Важными составляющими работы социального педагога являются: обмен опытом с коллегами, наличие методик с описанием функций и процедур по каждой теме, административная поддержка для слаженной работы и возможность беседовать со школьниками в располагающей к общению обстановке.
Успех в работе обеспечен в коллективе, где в одинаковом соотношении представлены психолого-педагогическая и социальная дисциплины. От дирекции образовательного учреждения ожидается мотивирующая и доверительная политика, признание важности со-
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
циальной дисциплины, возможность общения и одинаковое отношение ко всем дисциплинам.
Качественное выполнение задач требует хорошего сотрудничества и доверительных отношений со специалистами различных организаций (опека, психологические центры и т.п.). При этом признаётся, с одной стороны, профессионализм специалистов внешних организаций, а с другой стороны, независимость школы и учеников. Такое независимое сотрудничество стимулируется достижением чётких двусторонних договорённостей по вопросам и предложениям, выраженным в плане работы школы. Руководство образовательного учреждения должно поставить перед социальными педагогами задачу своевременного информирования внешних специалистов о наличии проблем.
Каким требованиям должны отвечать методики?
В методиках даётся описание основных направлений работы, с указанием задач и мероприятий, приоритетов, наиболее важных целевых групп, специальных методов. Методики уточняют, какие минимальные действия должны быть предприняты и что может быть дополнено. Задачи разъясняются путём анализа процесса, при котором в определённой последовательности указываются наиболее важные шаги и моменты обсуждения.
Анализируются потребности целевых групп, описываются формы деятельности, приводятся необходимые формуляры. Такие темы, как проблемы воспитания, прогулы школы, социальные навыки, стоят в центре работы социального педагога.
Помимо основной части предусматривается локальная часть, где должно быть представлено: разделение деятельности; специализация сотрудников; местные приоритеты; конкретные области сотрудничества со службами по оказанию помощи и контактными лицами; имеющиеся средства; специфичные задачи отдельных членов коллектива, отдельных команд, задачи при сотрудничестве с другими инстанциями.
Как строится работа с подростками
Приоритет в предъявлении проблем принадлежит подростку.
После того, как подросток избавляется от закомплексованности и накапливает небольшой положительный опыт, дальнейшая работа проводится, ориентируясь на его потребности и дальнейшие планы.
Осуществление защиты прав и интересов подростка.
В соответствии с этим принципом, при любых обстоятельствах подросток занимает центральное положение. Даже когда он нарушает
:34 ?age
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
общепринятые нормы, рассматриваются возможности смягчения наказания, имея в виду, что подросток в большей степени, чем взрослый, имеет право на ошибку.
Эти принципы реализуются с учётом конфиденциальности, неразглашения полученной информации.
Как правило, подростки, обладающие сложностями поведения, отличаются от своих «более успешных» сверстников недостаточно развитой рефлексией собственного поведения. Трудность выразить себя приводит к общению на уровне тела (драки, оплеухи). Отсутствие навыков конструктивного поведения у проблемных подростков подкрепляется позицией учителей, которые относят их в разряд хулиганов, считая, что от них всё равно уже ничего хорошего ждать невозможно. Таким образом, в системе общеобразовательной школы закрепляется изначально инфантильная позиция ребёнка — осознание себя игнорируется, обходится, так как вокруг можно слышать исключительно отрицательные высказывания в собственный адрес. Получая негативный опыт, подросток приобретает набор отрицательных привычек, негативных реакций и становится трудным. Привыкнув к грубости в семье, отвергаемый в школе, он сначала грубит своим родителям, потом переносит такое же отношение на учителей, сверстников. В дальнейшем эти поведенческие реакции утрачивают свой защитный характер, принимая форму клишированных стереотипов поведения, распространяющихся на обучение в целом, отношение к одноклассникам и учителям, а затем к социальному миру взрослых. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути самореализации. Затруднения в удовлетворении своих социальных потребностей влекут за собой неуверенность в своей принадлежности к коллективу и обществу, растерянность при необходимости определить свою роль в среде общения.
Организация индивидуальной и групповой работы, где предусматривается психологическое просвещение и дискуссии на темы, интересующие подростков, позволяет им осознать себя, своё место в жизни, найти и сформулировать собственные цели и возможности их осуществления.
Социальное сопровождение и организация комплексной социально-психологической помощи детям и подросткам, попавшим в кризисные и проблемные ситуации, — одно из направлений работы социального педагога.
Основные проблемы:
1. Конфликты в школе — отсутствие взаимопонимания с учителями; отсутствие взаимопонимания с одноклассниками; прогулы, категорический отказ посещать школу; перевод из одного учебного заведения в другое; угроза отчисления из школы.
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
2. Семейные проблемы — конфликты с родителями и другими членами семьи; уходы из дома; психологическое, физическое насилие в семье.
Задачи, стоящие перед социальным педагогом:
• принятие, поддержка детей и подростков в кризисных и проблемных ситуациях;
• восстановление их социального статуса за счёт включения в новые социально значимые отношения и виды деятельности;
• оптимизация воспитательных мер со стороны педагогов, родителей;
• стимулирование позитивного поведения в школе, создание ситуации успеха, повышение уровня социальной устойчивости.
В процессе работы используются такие методы:
• сбор информации — интервью, анкетирование, наблюдение;
• анализ социальной ситуации школьника и его проблем;
• индивидуальное консультирование подростков и родителей;
• курирование семьи;
• взаимодействие внутри класса (дискуссионная, просветительская деятельность);
• обучение детей и подростков необходимым навыкам взаимодействия, правилам поведения;
• взаимодействие со специалистами других организаций.
Работа с психологами, педагогами школ и родителями предполагает изменение установок по отношению к подростку, что даёт возможность увидеть его положительные стороны и уделить этому внимание.
Работа с подростками включает занятия по осознанию собственных возможностей, принятию себя, формулированию жизненных целей, а также ориентировку в социальных нормах и правилах, определяющих поведение человека в различных ситуациях.
Технология включает последовательное выполнение нескольких этапов.
1. Подготовительный этап
На этом этапе социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, его ситуации в школе. Для этого проводятся встречи с подростком, с педагогами, психологами школы, с родителями.
Полученная информация обсуждается на совещании со специалистами.
Используются следующие анкетные методы.
• Представление на подростка (заполняется педагогами школы). (Приложение1)
• Анкета для родителей.
:34 ?age
J
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
• Анкета социального педагога (Приложение 2).
Установление контакта с подростком. Работа социального педагога начинается с установления контакта и налаживания доверительных отношений с подростком. На этом этапе снимается напряжение и неуверенность подростка.
Для этого в разговоре с подростком важно:
— сохранять нейтральную позицию, безоценочно принимая информацию от подростка;
— акцентировать внимание на интересах, идеях подростка, выражая к нему уважение.
Принимая обычаи, нормы и ценности подростка социальный педагог старается буквально прочувствовать его ситуацию, используя навыки активного слушания и способы поддержки.
В процессе беседы с подростком учитываются следующие факторы:
— общие впечатления о его положении в школе и семье;
— его увлечения, интересы, положительные черты его характера;
— отрицательные качества его личности, его реакции на постороннее влияние.
В случае конфликтной ситуации в школе в процессе беседы с подростком особое внимание уделяется таким вопросам:
• Конфликты, связанные с отсутствием взаимопонимания с педагогами (его жалобы на педагогов; его отношение к педагогам — отношения носят ситуативно-отрицательный характер / затяжной, конфликтный характер / не складываются); с кем из учителей /взрослых конфликты возникают чаще; кто из педагогов / взрослых поддерживает его в школе).
• Конфликты, связанные с отсутствием взаимопонимания с одноклассниками (его жалобы на одноклассников; стремление к сотрудничеству; стремление к лидерству в группе; как строятся его отношения с одноклассниками — авторитарно, с применением силы /держится обособленно / вступает в конфликты / отношения с большинством пока не складываются).
• Прогулы, категорический отказ посещать школу (как часто пропускает уроки; причины пропусков занятий, по мнению подростка; любимые / нелюбимые предметы; часто ли отвлекается на уроке, не слышит, что говорит учитель; быстро ли устаёт на уроках; трудно ли усваивать материал).
При анализе семейных отношений учитываются следующие факторы:
— роль матери в семье;
— эмоциональная связь между подростком и родителями.
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
При наличии семейных конфликтов в беседе с подростком внимание акцентируется на таких вопросах:
— его жалобы на родителей, других членов семьи;
— степень родительского авторитета, контроля (по мнению подростка);
— доверие к членам семьи (кому в семье он больше доверяет);
— как часто родители его хвалят, наказывают;
— обязанности дома, как он помогает родителям;
— как родители, другие члены семьи относятся к его друзьям, оценкам в школе, увлечениям;
— какие требования к нему предъявляют родители и насколько они, по его мнению, выполнимы;
— что, по его мнению, могло бы предотвратить конфликты. Уходы из дома:
— общие впечатления подростка о его положении в семье;
— что знает подросток о своих родителях, об их вкусах, работе, здоровье и т.д.;
— когда возникает желание уйти из дома и как часто это происходит;
— как долго он может не приходить домой;
— где он находится, где ночует, чем занимается во время уходов;
— сообщает ли он родителям, где находится (делает ли это сам или через друзей);
— хочет ли он, чтобы родители узнали, где он находится;
— что, по его мнению, делают родители, когда он не приходит ночевать;
— что говорят, делают родители, когда он возвращается домой. Психологическое, физическое насилие в семье:
— как чаще всего реагируют родители, если он не слушается;
— часто ли родители могут накричать; «разрядиться» на нём;
— как его наказывают при тяжёлых провинностях;
— по какой причине родители чаще всего раздражаются на него;
— всегда ли он понимает, что от него требуют родители.
Беседа с педагогами, психологами школы. Встречаясь с учителями и психологами школ, социальный педагог выясняет:
— связь семьи со школой;
— выполнение требований школы — посещаемость и успеваемость;
— жалобы на подростка (низкая успеваемость, неадекватное поведение, трудности в общении и т.д.);
— начало возникновения проблем в школе;
— причины сложившейся ситуации с точки зрения представителей школы (неуспешность в учёбе, трудности выполнения дисциплинарных требований, конфликтная ситуация, другое).
:34 ?age
J
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
При необходимости социальный педагог, взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних (КДН), отделом по делам несовершеннолетних (ОДН), районным отделом опеки и попечительства.
Встреча с родителями. Цели и задачи: выявление проблемы ребёнка, семьи, разработка индивидуальной коррекционной программы, информирование о существующих формах помощи, формирование навыков эффективного взаимодействия с ребёнком.
Первичная консультация с родителями:
— установление контакта;
— формулировка жалобы родителем;
— сбор анамнеза ребёнка — биографические данные, условия развития ребёнка, состояние дел в школе, стиль воспитания в семье, распределение семейных ролей;
— прояснение родительской позиции в отношении ребёнка;
— прояснение образа ребёнка в глазах родителя;
— позиционирование и ранжирование проблем;
— уточнение жалобы родителя, её соответствие или несоответствие объективной реальности, формулировка запроса.
В процессе первичной беседы с родителями социальный педагог знакомится, интенсивно слушает, показывает свою заинтересованность, мысленно формулирует утверждение о том, что происходит в их жизни, — каковы их взгляды, чувства, противоречия, реакции — упоминание каких событий соответствует тем или иным реакциям; предлагает сотрудничество в разрешении проблем.
Каждый член семьи высказывает свою точку зрения на проблему, формулируется запрос, ожидания от социального педагога.
В процессе первичного приёма консультант оказывает психологическую поддержку, устанавливает доверие и контакт, создаёт у семьи мотивацию к дальнейшей работе, информирует семью о возможных формах помощи и способах её получения.
В случае конфликтной ситуации в школе в процессе беседы с родителями особое внимание уделяется таким факторам:
— отношение родителей к сложившейся ситуации;
— причина конфликта, по мнению родителей;
— их претензии к педагогам, администрации школы;
— какие меры предпринимали родители для разрешения конфликта;
— кто из педагогов, администрации школы разделяет их позицию;
— что, по их мнению, препятствует разрешению ситуации;
— кто из педагогов, администрации школы провоцирует конфликт;
— насколько, по их мнению, необходимо вмешательство в ситуацию социального педагога, других специалистов.
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
При анализе семейных проблем учитываются:
— претензии родителей, других членов семьи к подростку;
— степень контроля, вмешательства родителей в жизнь подростка;
— распределение ответственности в семье;
— как часто родители хвалят подростка, наказывают;
— семейные обязанности подростка;
— что родители, другие члены семьи знают об увлечениях подростка, его друзьях, ситуации в школе;
— с кем из них подросток чаще делится своими переживаниями, проблемами;
— какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, выполнимы;
— что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликты. Уходы из дома:
— причины уходов, по мнению родителей;
— знают ли они, где подросток находится, где ночует, чем занимается во время уходов;
— что предпринимают родители, когда подросток не приходит ночевать;
— как они реагируют, когда подросток возвращается домой. Психологическое, физическое насилие в семье:
— как чаще реагируют родители, если подросток не слушается;
— часто ли родители могут накричать; «разрядиться» на подростке;
— по какой причине родители чаще раздражаются на подростка;
— всегда ли, по их мнению, подросток понимает, что от него требуют.
Оценка ситуации и имеющихся в распоряжении ресурсов, определение стратегии действий. Социальный педагог совместно с другими специалистами школы принимает предварительные решения о необходимости социально-психологической помощи в каждом конкретном случае, о форме работы, наиболее адекватной проблемам подростка и его семьи, о степени готовности подростка к работе, о необходимых действиях по созданию или изменению существующей мотивации.
Основная задача социального педагога на этом этапе — решить, необходимы ли:
— диагностическое обследование подростка;
— взаимодействие с другими специалистами;
— индивидуальная коррекционная работа психолога с подростком;
— групповая коррекционная работа с подростком;
— медицинское сопровождение коррекционной работы;
— включение в работу всей семьи, семейная консультация для родителей.
:34 ?age
J
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
2. Диагностический этап
На этапе диагностики социальной ситуации подростка используются:
— Динамическое наблюдение за функционированием детей в школе с целью определения их уровня адаптации. Карта наблюдений Стотта заполняется социальным педагогом после посещений уроков и наблюдений за поведением подростка [12].
— Анкета интересов для подростков (Приложение 3).
— Метод незаконченных предложений [2].
— Метод социометрии [2].
— «Рисунок семьи» [6]. Тест «<Подростки о родителях» [3].
— Мотивационные предпочтения: «Три желания», «Золотая рыбка»; рисунок несуществующего животного, «Дом, дерево, человек» [6].
-Q-
Если требуется полное диагностическое обследование, социальный педагог направляет подростка к психологу, при необходимости медицинского сопровождения коррекционной работы — к врачу. При семейных проблемах родителям подростка предлагается «семейное консультирование».
После принятия предварительных решений социальный педагог оказывает помощь подростку и его родителям в обращении к нужному специалисту (вплоть до личного представления специалиста).
Литература
Для выполнения следующего этапа социальный педагог составляет с родителями договор, в котором прописаны виды работы и ответственность сторон.
Дальнейшие этапы деятельности социального педагога мы рассмотрим в следующем номере журнала.
1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000.
2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение школьников. М., 2002.
3. Вассерман Л.И. и др. Тест «Подростки о родителях». М. 1994.
4. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. и др. Социальная педагогика. М., 2000.
5. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи... М., 1996.
6. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.
7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.
8. ФилоновЛ.Б. Технологии установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе реабилитации. М., 1994.
9. Флейк-Хобсон К., Брайн Е. Робинсон, Пэтси С. Мир входящему. М., 1992.
10. Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. М., 2000.
11. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальтте-рапии. СПб., 2003.
12. Шульга Т.И., В. Слот, Х. Спаниярд. Методика работы с детьми группы риска. М., 1999.
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Приложение 1
Особенности адаптации ребёнка к школе
Фамилия, имя ребёнка __ Дата рождения _
Школа класс
В этой анкете вы найдёте перечень утверждений, характеризующих различные стороны жизни вашего ученика: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками. Прочитайте каждое из них и подчеркните то, что, по вашему мнению, относится к этому ребёнку.
1. Сложности в обучении:
— учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
— пассивен на уроке, быстро устаёт, истощается, даёт неправильные ответы;
— не включается в учебный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы;
— плохо запоминает учебный материал;
— имеет ограниченный (бедный) словарный запас;
— другие особенности __
— итоговые оценки по основным предметам: чтение (литература)_____русский язык____математика__
2. Трудности в усвоении норм поведения:
— очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с учителем;
— мешает другим на уроке и на перемене, не слышит обращённую к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания;
— подозревается в пропаже денег, ценных предметов;
— безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружении;
— другие трудности _
3. Особенности социальных контактов:
1) нарушены взаимоотношения с одноклассниками:
— мешает другим, подсмеивается над ними;
— обижает более слабых;
:34 ?age
J
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
— выставляет себя, паясничает, играет роль «клоуна»;
— часто ссорится с одноклассниками, пристаёт ко всем, находится в плохих отношениях с некоторыми из них;
— не любим другими детьми, над ним часто подсмеиваются;
— дерется, использует опасные предметы в качестве орудия драки;
— замкнут, изолирован от других, предпочитает находиться один;
— другие нарушения _
2) нарушены взаимоотношения с педагогом:
— при общении с учителем теряется, смущается, отвечает тихим голосом, запинается;
— избегает контакта с учителем; не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным (часто сниженный фон настроения);
— проявляет негативизм по отношению к учителю, не выполняет его требований; отвечает дерзко, порой грубо;
— другие нарушения _
4. Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ребёнка к школе.
1) Смена социального окружения: переход в новую школу, новый класс, второй год обучения, прибытие из другого города, из сельской местности.
2) Соматическая ослабленность:
— частые простуды;
— жалобы на боли в желудке, тошноту;
— головные боли;
— наличие хронических заболеваний (холецистит, пиэлонефрит, астма, нейродермит, туберкулёз).
3) Органические нарушения и физические дефекты:
— плохое зрение;
— слабый слух;
— недостатки в произношении отдельных звуков;
— плохая координация движений, неловкий;
— слишком маленький рост;
— чрезмерная полнота.
4) Педагогическая некомпетентность родителей:
— безнадзорность — родители игнорируют не только духовный мир ребёнка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (часто неряшливо одет, выглядит так, как будто очень плохо питается);
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
— жестокое обращение с ребёнком;
— повышенная опека — постоянный контроль за поведением ребёнка, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей;
— преувеличенное представление родителей о хрупкости ребёнка, его болезненности;
— противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребёнку свои требования).
5. Отметьте две-три положительные черты личности ребёнка, на основе которых можно строить развивающую работу.
Учитель (классный руководитель)
Приложение 2
Анкета социального педагога
Фамилия, имя ребёнка ___________________________
Дата рождения _________________________________
Домашний адрес Телефон ______
Школа, класс
Перемена школы, повторение класса 1. Встреча с родителями
Члены семьи:
Фамилия, имя, отчество матери
возраст______профессия_______
кем работает ________________
время начала и конца рабочего дня_
Фамилия, имя, отчество отца_____
возраст______профессия_____
кем работает _______________
время начала и конца рабочего дня_
:34 ?age
J
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Какие другие члены семьи проживают вместе
Материальное положение семьи: высокое, достаточное, низкое, критичное.
По мнению родителей, в чём причина сложившейся ситуации_____
Родители о ребёнке: Сильные стороны ребёнка_ Слабые стороны ребёнка _
Психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка (в каком возрасте): сильный испуг_________, смерть близких_______________,
попадание в больницу________________, разлука с близкими
_ развод родителей___________, что-то другое
Продолжительные психотравмирующие ситуации:
конфликты в семье; ревность по отношению к другому ребёнку, длительная разлука с семьёй, конфликт с учителем, что-то другое
^ Реакция ребёнка на травмирующий фактор________________________________^
Социальный опыт ребёнка в семье:
какие обязанности ребёнок выполняет в семье ______________
соблюдение режима дня ребёнком
кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашних заданий _____________________________________
чем любит заниматься ребёнок в свободное время дома_________
во время каникул __
в течение отпуска родителей __
вне семьи:
сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой ___________________________________
с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _
постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд) другое _____________________________
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле,скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы; другое__
курит (эпизодически, систематически);
употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие _
играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры). Каким образом родители участвуют в жизни ребёнка __
Направленность интересов:
К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия техникой, занятия спортом, общественно-политическая сфера, организаторская сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая).
В каких кружках (секциях) состоит, состоял__
Культурный кругозор:
— посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки__
— какую литературу предпочитает читать __
— регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.
Самооценка личности:
Уровень самооценки:
— адекватная (правильно оценивает свои положительные отрицательные качества, личные возможности и достижения);
— завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
— заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).
Восприятие критики:
— активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);
— пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
— безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
— негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
:34 ?age
J
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
Индивидуальные особенности поведения:
1. Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей — в дружбе пассивен, общается с теми, кто к нему обращается — мало общителен — избегает общения.
2. Застенчив и робок — не смущается со знакомыми — раскован и смел в любой обстановке.
3. Задирист, драчлив — первый не задирается, но может за себя постоять — избегает ссор — труслив.
4. Ласков — не любит выражать свои чувства — холодный, неласковый.
5. Болтливый — охотно разговаривает — молчаливый.
6. Чрезмерно подвижен, быстр — двигательная активность умеренная — мало подвижен; движения ловкие — движения неловкие.
7. Спокойный — легко волнуется — быстро раздражается — теряет контроль над поведением — «нервный».
8. Собранный, внимательный — рассеянный, невнимательный — внимателен только при интересном занятии.
9. Самолюбив, склонен к борьбе за первенство — самолюбие не выражено.
10. Имеет любимое занятие (какое именно)________________,
всем любит заниматься понемногу — самостоятельно не может найти себе занятия.
11. Находчив, догадлив — с трудом находит ответ.
12. Легко принимает решение сам, может его отстоять — склонен к сомнениям — охотно
принимает советы окружающих.
13. Обострённое чувство ответственности с оттенком тревожности — ответственен, добросовестен — недостаточно ответственен.
14. Доброжелателен, справедлив — завистлив, мстителен.
15. Память хорошая — память плохая, забывчив. В случае конфликтной ситуации в семье:
— причины возникновения конфликтной ситуации _
— степень контроля, вмешательства родителей в жизнь ребёнка
— как часто родителя хвалят ребёнка, наказывают
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
— с кем из них ребёнок чаще делится своими переживаниями, проблемами _______________________________________
— какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, выполнимы ______________________
— что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликты
Если подросток уходит из дома:
— причины уходов, по мнению родителей,
— где ночует подросток, чем занимается _
— что предпринимают родители, когда подросток не приходит ночевать _______________________________________
— как они реагируют, когда подросток возвращается домой Психологическое, физическое насилие в семье:
— как обычно реагируют родители, если подросток не слушается
— часто ли родители могут накричать, «разрядиться» на подростке
— по какой причине родители чаще раздражаются______________________—
— всегда ли, по их мнению, подросток понимает, что от него требуют ___________________________________________
В случае конфликтной ситуации в школе:
— причина конфликта, по мнению родителей
— как часто ребёнок пропускает уроки ____
— причина пропусков занятий __________
■ любимые \ нелюбимые предметы _
■ трудно ли ребёнку усваивать материал _
— кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков __________________________________________
— отношение родителей к сложившейся ситуации (их претензии к педагогам, администрации) _
— какие действия предпринимали родители для разрешения конфликта_______________________________________
— что, по их мнению, препятствует разрешению ситуации
:34 ?age
J
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
Тип семьи (выводы делаются на основании проведённой беседы):
• благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи стабильно положительная);
• неблагополучная:
— педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания; отсутствует единство требований, ребёнок безнадзо-рен, жестокое обращение, физические наказания, низкая осведомлённость об интересах, поведении ребёнка вне школы);
— нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни — пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);
— конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители часто раздражены, жестоки, нетерпимы).
Характер взаимоотношений родителей с ребёнком:
— семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка);
— чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
— попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребёнка);
— сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.).
Характер взаимоотношений родителей со школой:
— направленность на сотрудничество;
— игнорирование требований школы;
— конфликтность с представителями школы. 2. Встреча с педагогом
Особенности адаптации ребёнка к школе:
— успеваемость учащегося по основным предметам: чтение (литература) _______русский язык________математика __
— отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное
— интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие;
— мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление по-
:34 ?age
J
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
лучить высокую оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников;
— к каким школьным дисциплинам проявляет интерес _________
Трудности, испытываемые ребёнком в школе, связаны с: усвоением школьной программы, освоением норм поведения, особенностями социальных контактов:
— как эмоционально ребёнок реагирует на испытываемые трудности __________________________________________
— как часто ребёнок пропускает уроки ___________________
— причина пропусков занятий ________________________
— любимые \ нелюбимые предметы _____________________
— кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков _________________________________________
Положение в классном коллективе, отношение к другим:
• Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, конфликтный, нейтральный, отвергаемый
• Круг общения (с кем чаще всего общается в школе) _
• Характер взаимного влияния. _
• Взаимоотношения с одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, тёплые, конфликтные, ни с кем не общается.
• Манера, стиль общения с окружающими:
— авторитарный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, наставляет, поучает, не умеет принимать советы других, с трудом признаёт свои ошибки);
— агрессивный (жёсткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий, непримиримый, склонный во всём обвинять окружающих, агрессивность может доходить до асоциального поведения);
— критичный по отношению к окружающим людям (испытывает трудности в контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии, обидчивый);
— демонстративный (стремится быть над всеми, но одновременно в стороне, самовлюблённый, расчётливый, себялюбивый, любит перекладывать трудности на окружающих, хвастливый, самодовольный, заносчивый, ориентирован на себя, склонен к соперничеству);
— подчиняемый другим, зависимый от других (покорный, склонный уступать всем и во всём, слабовольный, пассивный, стремится най-
:34 ®аде
1 )
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
ти опору в ком-либо более сильном, неуверенный в себе, боязливый, беспомощный, не умеет проявлять сопротивление, считает, что другие всегда правы);
— дружелюбный (ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится «быть хорошим» для всех без учёта ситуации, склонен к сотрудничеству и кооперации, гибкий при решении конфликтных ситуаций).
Самооценка учащегося
Уровень самооценки:
— адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);
— завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
— заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).
Восприятие критики:
— активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);
— пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);
— безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);
— негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).
В случае конфликтной ситуации в школе: Начало возникновения проблем в школе _ Причина конфликта, по мнению педагога:
— плохая успеваемость;
— отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), их характер — грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, отказ от выполнения учебных заданий в классе;
— правонарушения учащегося — воровство, вымогательство у младших и у слабых, избиение младших или слабых, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство);
— педагогическая некомпетентность родителей.
:34 ®аде
1 )
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Отношение педагога к сложившейся ситуации ___________
— какие действия предпринимал педагог для разрешения конфликта___________________________________________
— как ребёнок относится к педагогическим воздействиям: негативно, равнодушно, понимает и старается выполнить ________
— что, по мнению педагога, препятствует разрешению ситуации
— состоит ли подросток на учёте в ГППН, КДН, на внутришколь-ном учёте ______________________________________
— причина постановки на учёт _______________________
При взаимодействии с педагогами школ социальный педагог выясняет информацию следующего содержания:
• связь семьи со школой;
• наличие у ребёнка проблем в школе;
• причины сложившейся ситуации с точки зрения представителей школы;
• способы разрешения конфликтных ситуаций. 3. Встреча со школьником
Характеристика семейных отношений Кто глава семьи _
Самый близкий член семьи ___________________________
Семейная ситуация глазами ребёнка (его положение в семье)
Что знает подросток о своих родителях, об их вкусах, работе, заботах, здоровье ____________________________________
Конфликты с родителями и другими членами семьи:
— жалобы ребёнка на родителей, других членов семьи _
— как часто родители его хвалят, наказывают; по какому поводу
— как он помогает родителям, какие имеет обязанности _
— как родители, другие члены семьи относятся: к его друзьям _
— оценкам в школе _
:34 ®аде
1 )
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
— увлечениям ___________________________________
— какие требования предъявляют к нему родители и насколько они, по его мнению, выполнимы___________________________
— что, по его мнению, могло бы предотвратить конфликты ______
Уходы из дома:
— как долго он может не приходить домой
— где он находится, где ночует, чем занимается во время уходов
— сообщает ли он родителям, где находится (делает ли это сам или через друзей) ____________________________________
— хочет ли он, чтобы родители знали, где он находится _
— что, по его мнению, делают родители, когда он не приходит ночевать _______________________________________
— что говорят, делают родители, когда он возвращается домой
Психологическое, физическое насилие в семье:
как чаще реагируют родители, если он не слушается
_____________________________________________
— часто ли в родители могут накричать ___________________
— как его наказывают при тяжёлых провинностях ____________
по какой причине, родители чаще раздражаются на него
— всегда ли он понимает, что от него требуют родители Направленность интересов
• К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия техникой, занятия спортом, общественно-политическая сфера, организаторская сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая)
• В каких кружках (секциях) состоит, состоял _______________
• Культурный кругозор:
— посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки
— какую литературу предпочитает читать __
— регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.
:34 ®аде
1 )
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Социальный опыт ребёнка:
— сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой ________________________________
— с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _______________________________
— постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и т.д.);
— содержание общения — посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле, скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы; другое___________________________________________
— курит (эпизодически, систематически);
— употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие _________________________________________
— играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры). В случае конфликтной ситуации в школе:
— начало возникновения проблем в школе _________________
— его отношения к педагогам (отношения носят ситуативный характер — конфликтный характер — не складываются);
— жалобы на педагогов _____________________________
— кто из педагогов \ взрослых поддерживает его в школе _
— с кем из учителей \ взрослых конфликты возникают чаще _
Отсутствие взаимопонимания с одноклассниками:
— жалобы на одноклассников _________________________
— как строятся его отношения с одноклассниками (стремится к сотрудничеству — стремится к лидерству в группе — поддерживает авторитет с применением силы — держится обособленно — вступает в конфликты — отношения с большинством пока не складываются).
Прогулы, категорический отказ посещать школу:
— как часто пропускает уроки _________________________
— причины пропусков занятий, по мнению подростка _
— любимые \ нелюбимые предметы;
:34 ^де
1 )
Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А
— часто ли отвлекается на уроке, не слышит, что говорит учитель
— быстро ли устаёт на уроках _________________________
— трудно ли усваивать материал______________________
Способы выхода из конфликта, по мнению ребёнка __
Сильные качества его личности ________________________
При взаимодействии с подростком социальный педагог понимает:
• его положение в школе и семье;
• его увлечения, интересы, положительные черты его характера;
• отрицательные качества его личности, его реакции на постороннее влияние.
Приложение 3
-о-
Определение сферы интересов подростка Фамилия, имя _ Возраст __
Школа класс
Как ты проводишь свободное время?
— смотришь телевизор — ходишь в гости
— разговариваешь по телефону — ходишь в кино
— гуляешь с друзьями — занимаешься спортом
— слушаешь музыку
— другое ___________________________________
Где ты с удовольствием бываешь?
— во дворе своего дома
— в гостях у друзей
— в школе
— другое_____________________
Куда бы ты хотел(а) сходить с друзьями?
в кино
на концертах на дискотеках
:34 ^де
1 )
Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Где в Москве ты хотел(а) бы побывать? _
В какой город тебе хотелось бы съездить? Что ты любишь читать?
— книги
— газеты
— журналы
— сказки
Твоя любимая книга\журнал\газета? _ Твой любимый писатель ____________
На какую тему тебе хотелось бы поговорить? Что ты любишь смотреть по телевизору?
— шоу — новости
— сериалы — спорт
— фильмы — передачи про животных
— игры — передачи про путешествия
— другое
Что ты никогда не смотришь по телевизору?______________________________—
Твоя любимая передача _____________________________
Передача, которую тебе хотелось бы посмотреть _ Какие фильмы ты любишь смотреть?
— приключения — комедии
— детективы — фильмы ужасов
— боевики — романтические, любовные Твой любимый актёр (актриса) _
Твой любимый персонаж фильма _______________________
Фильм, который тебе запомнился больше всего Фильм, который тебе хотелось бы посмотреть ___
Какую музыку ты слушаешь?
— классическую — рок
— рэп — панк-рок
— джаз — шансон
— популярную
— другую______________________
:34 ^де
1 )
ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Какую радиостанцию ты слушаешь чаще всего? _____________
Твой любимый певец (певица) _
Твоя любимая музыкальная группа ______________________
На каких концертах ты бал(а)? _
На какой концерт тебе хотелось бы сходить? _
Какой вид спорта тебе нравится больше всего? ______________
Каким спортом ты занимаешься? ______________________
Каким видом спорта тебе хотелось бы заниматься? ___________
Какие кружки, секции, клубы ты посещаешь? __
В чём ты разбираешься лучше, чем другие? __
Что ты ещё никогда не делал(а), но хотел(а) бы научиться?