Научная статья на тему 'Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении'

Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1608
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ХАРАКТЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александровская Эльвира Михайловна

Задачи, которые стоят перед социальным педагогом в образовательном учреждении. Общие требования к методикам работы. Социальное сопровождение и организация комплексной социально-психологической помощи детям и подросткам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General types of activity for social teacher within educational institute

The tasks of social teacher in educational institution. General requirements for work methodic. Social accompaniment and organization complex social and psychology assistance for children and adults.

Текст научной работы на тему «Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении»

:34 Page

J

Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Эльвира Михайловна Александровская,

сотрудник Центра психолого-медико-социального сопровождения «Юго-Запад», психолог, кандидат психологических наук

• сопровождение детей в кризисных ситуациях • сотрудничество • проблемы межличностного характера

С усилением урбанизации и мобильности населения, возрастающей занятости родителей роль школы заметно расширилась. Возможно, пришло время признать, что плохое социальное окружение и отсутствие свободного пространства породили поколение ребятишек, социально обделённых, требующих поддержки.

Данные свидетельствуют, что дети из более низких социальных слоёв уже в начальной школе обнаруживают трудности в обучении и у них уже «на старте» имеется отставание. Это отставание увеличивается по мере прохождения начального образования. Они явно отстают в речевом развитии, их ближайшее окружение проявляет мало заботы и отличается низким интеллектуальным уровнем, что плачевно сказывается на результатах их учёбы.

К жизненно необходимым условиям развития человека относится взаимодействие между ребёнком и взрослым: усвоение нового не может происходить вне общения. Когда ребёнок растёт в семье, где хронические неудачи составляют неотъемлемую часть семейного быта, а также их социального окружения в целом, то низкий уровень образовательных достижений приводит к потере мотивации или даже к отрицанию образования. Не имея мотивации или ведя бессмысленную борьбу против учителей, ребёнок терпит неудачу за неудачей в учёбе, обрекая себя на бесперспективное будущее. Вызывает тревогу и то, что у родителей происходит ориентация на воспитание в государственных учреждениях, что существенно искажает характер отношений родителей и детей. Место личного познавательного общения начинают занимать узкопрагматические формы: обиход, режим и т.п.

Но в какой бы среде ребёнок не рос, он надеется добиться признания в школе и рас-

-G-

:34 Page

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

считывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма — самая серьёзная проблема начального образования. Если ребёнок то и дело терпит неудачи, то к 10-летнему возрасту от его уверенности в себе не остаётся и следа, мотивация пропадает, и ребёнок свыкается с неудачами. Теперь он убеждён, что не способен решать стоящие перед ним проблемы, возникает стойкое эмоциональное неблагополучие, отрицательные формы самоутверждения.

Этап приспособления к школе является специфическим для младшего школьного возраста и во многом определяет как динамику становления личности, так и общее психическое развитие.

Невозможность полноценно реализовать себя в сложившихся условиях становится причиной изменения поведения ребёнка, возникновение в классе неприятной атмосферы, из-за которой уроки проходят не столь эффективно, как планируются. Нарушения правил поведения на уроке и отрицательная реакция учителя на ребёнка приводят к формированию стойких защит и потере ребёнком интереса к обучению.

В данном случае речь идёт о социально-психологическом аспекте адаптации, которая служит, с одной стороны, довольно точным индикатором различных дефицитов и отклонений в развитии, сформировавшихся у ребёнка до школы, а с другой стороны, выступает в качестве условий, определяющих динамику дальнейшего психического развития и становления его личности в целом.

Очень многие учащиеся выходят из школы с горьким ощущением поражения, не овладев даже на среднем уровне теми основными навыками, которые требуются обществу, но ещё в меньшей степени они представляют собой людей, получивших удовлетворение от посещения школы.

Центральными темами для социального педагога являются межличностные проблемы, возникающие у детей и подростков, позиция которых уязвлена в социальном плане.

Дополнительное внимание должно уделяться проблеме прогулов школы, а также ученикам, которых из-за их поведения хотят отчислить из школы. Внимание социального педагога направлено, прежде всего, на совместный с подростком, родителями (законными представителями) и учителями поиск решения возникших проблем.

Методами социальной работы являются:

— выявление и скрининг ущемлённых в социальном плане групп детей внутри образовательного учреждения;

— социальное обследование;

— индивидуальная работа;

— работа в группах;

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

— принятие и сопровождение детей и подростков в кризисных и проблемных ситуациях;

— сопровождение при выборе формы обучения и профессии;

— работа в коллективе.

Применение этих методик требует от социального педагога следующих навыков:

— владение техниками коммуникации и ведения беседы;

— умение вести групповую работу;

— организаторские способности.

Всё это поддерживается постоянной самостоятельной учёбой, а также прохождением курсов повышения квалификации.

Знание российского законодательства является необходимым в работе социального педагога.

Область деятельности социального педагога — проблемы в поведении, воспитании и интеграции. В других областях социальный педагог выполняет дополняющие задачи. Важная часть этих задач заключается в том, чтобы при диагностике и работе с учеником учитывался его социальный контекст.

Социальный педагог компетентен в проблемах межличностного характера, в то время как внутриличностные проблемы относятся к сфере деятельности психолога.

Какие проблемы препятствуют социальному педагогу в выполнении данных задач?

Работа с ущемлёнными в социальном плане учениками часто является продолжительным и сложным процессом, требующим от социального работника — так же, как от других специалистов и учителей — подходящего (но не всегда достигаемого любыми способами) подхода. Деятельность социального педагога усложняют:

• Отсутствие углублённого понимания целей и задач социальной дисциплины, признанного всеми участниками образовательного процесса.

• Законодательство по защите детства делает оказание помощи возможным только на добровольной основе. Такая ситуация требует развития чётких критериев процесса оказания помощи.

• Прекращение сотрудничества с участвующими сторонами (родители, ученики, дирекция, учителя, службы по оказанию помощи), которые не выразили или выразили в незначительной степени готовность к нему.

• Недостаточное взаимодействие со службами по оказанию помощи, которые по просьбе школы (или нет) проводят мероприятия

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

в школе, не информируя при этом социального педагога; не располагают достаточными знаниями о системе образования.

• Преувеличение проблем в поведении, воспитании и интеграции в современном общественном контексте.

• Недостаточное участие школьного психолога в диагностике и сопровождении в этой области работы.

• Отсутствие дополнительных внешкольных служб по оказанию социальной помощи, направление в которые было бы целесообразным как для диагностики, так и для сопровождения.

• Недостаточно чёткая дефиниция полномочий социального педагога в отношении школ, которые (сознательно или несознательно) стимулируют возникновение проблем в поведении, воспитании и интеграции или которые уделяют слишком мало внимания проблемам, не связанным с успеваемостью.

• Чувство бессилия у педагогов и родителей, вызванное отсутствием представления и способов деятельности по решению проблем в поведении и воспитании. Это приводит к действиям наугад в отношении, например, необоснованных пропусков школы.

• Отсутствие связи с психологическими центрами в образовании.

• Недостаточное участие медицинского работника при социальных проблемах.

• Отсутствие единой и простой системы регистрации, необходимой для предотвращения различных проблем при сопровождении.

Какова идеальная рабочая ситуация?

Идеальная рабочая ситуация для социальной дисциплины, в частности, зависит от широты взглядов руководителей образовательных учреждений, а также от чёткого признания особенностей социальной работы внутри образовательных учреждений.

Качество выполнения профессиональной деятельности социального педагога требует постоянного обсуждения и модернизации методов работы.

Важными составляющими работы социального педагога являются: обмен опытом с коллегами, наличие методик с описанием функций и процедур по каждой теме, административная поддержка для слаженной работы и возможность беседовать со школьниками в располагающей к общению обстановке.

Успех в работе обеспечен в коллективе, где в одинаковом соотношении представлены психолого-педагогическая и социальная дисциплины. От дирекции образовательного учреждения ожидается мотивирующая и доверительная политика, признание важности со-

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

циальной дисциплины, возможность общения и одинаковое отношение ко всем дисциплинам.

Качественное выполнение задач требует хорошего сотрудничества и доверительных отношений со специалистами различных организаций (опека, психологические центры и т.п.). При этом признаётся, с одной стороны, профессионализм специалистов внешних организаций, а с другой стороны, независимость школы и учеников. Такое независимое сотрудничество стимулируется достижением чётких двусторонних договорённостей по вопросам и предложениям, выраженным в плане работы школы. Руководство образовательного учреждения должно поставить перед социальными педагогами задачу своевременного информирования внешних специалистов о наличии проблем.

Каким требованиям должны отвечать методики?

В методиках даётся описание основных направлений работы, с указанием задач и мероприятий, приоритетов, наиболее важных целевых групп, специальных методов. Методики уточняют, какие минимальные действия должны быть предприняты и что может быть дополнено. Задачи разъясняются путём анализа процесса, при котором в определённой последовательности указываются наиболее важные шаги и моменты обсуждения.

Анализируются потребности целевых групп, описываются формы деятельности, приводятся необходимые формуляры. Такие темы, как проблемы воспитания, прогулы школы, социальные навыки, стоят в центре работы социального педагога.

Помимо основной части предусматривается локальная часть, где должно быть представлено: разделение деятельности; специализация сотрудников; местные приоритеты; конкретные области сотрудничества со службами по оказанию помощи и контактными лицами; имеющиеся средства; специфичные задачи отдельных членов коллектива, отдельных команд, задачи при сотрудничестве с другими инстанциями.

Как строится работа с подростками

Приоритет в предъявлении проблем принадлежит подростку.

После того, как подросток избавляется от закомплексованности и накапливает небольшой положительный опыт, дальнейшая работа проводится, ориентируясь на его потребности и дальнейшие планы.

Осуществление защиты прав и интересов подростка.

В соответствии с этим принципом, при любых обстоятельствах подросток занимает центральное положение. Даже когда он нарушает

:34 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

общепринятые нормы, рассматриваются возможности смягчения наказания, имея в виду, что подросток в большей степени, чем взрослый, имеет право на ошибку.

Эти принципы реализуются с учётом конфиденциальности, неразглашения полученной информации.

Как правило, подростки, обладающие сложностями поведения, отличаются от своих «более успешных» сверстников недостаточно развитой рефлексией собственного поведения. Трудность выразить себя приводит к общению на уровне тела (драки, оплеухи). Отсутствие навыков конструктивного поведения у проблемных подростков подкрепляется позицией учителей, которые относят их в разряд хулиганов, считая, что от них всё равно уже ничего хорошего ждать невозможно. Таким образом, в системе общеобразовательной школы закрепляется изначально инфантильная позиция ребёнка — осознание себя игнорируется, обходится, так как вокруг можно слышать исключительно отрицательные высказывания в собственный адрес. Получая негативный опыт, подросток приобретает набор отрицательных привычек, негативных реакций и становится трудным. Привыкнув к грубости в семье, отвергаемый в школе, он сначала грубит своим родителям, потом переносит такое же отношение на учителей, сверстников. В дальнейшем эти поведенческие реакции утрачивают свой защитный характер, принимая форму клишированных стереотипов поведения, распространяющихся на обучение в целом, отношение к одноклассникам и учителям, а затем к социальному миру взрослых. Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути самореализации. Затруднения в удовлетворении своих социальных потребностей влекут за собой неуверенность в своей принадлежности к коллективу и обществу, растерянность при необходимости определить свою роль в среде общения.

Организация индивидуальной и групповой работы, где предусматривается психологическое просвещение и дискуссии на темы, интересующие подростков, позволяет им осознать себя, своё место в жизни, найти и сформулировать собственные цели и возможности их осуществления.

Социальное сопровождение и организация комплексной социально-психологической помощи детям и подросткам, попавшим в кризисные и проблемные ситуации, — одно из направлений работы социального педагога.

Основные проблемы:

1. Конфликты в школе — отсутствие взаимопонимания с учителями; отсутствие взаимопонимания с одноклассниками; прогулы, категорический отказ посещать школу; перевод из одного учебного заведения в другое; угроза отчисления из школы.

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

2. Семейные проблемы — конфликты с родителями и другими членами семьи; уходы из дома; психологическое, физическое насилие в семье.

Задачи, стоящие перед социальным педагогом:

• принятие, поддержка детей и подростков в кризисных и проблемных ситуациях;

• восстановление их социального статуса за счёт включения в новые социально значимые отношения и виды деятельности;

• оптимизация воспитательных мер со стороны педагогов, родителей;

• стимулирование позитивного поведения в школе, создание ситуации успеха, повышение уровня социальной устойчивости.

В процессе работы используются такие методы:

• сбор информации — интервью, анкетирование, наблюдение;

• анализ социальной ситуации школьника и его проблем;

• индивидуальное консультирование подростков и родителей;

• курирование семьи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• взаимодействие внутри класса (дискуссионная, просветительская деятельность);

• обучение детей и подростков необходимым навыкам взаимодействия, правилам поведения;

• взаимодействие со специалистами других организаций.

Работа с психологами, педагогами школ и родителями предполагает изменение установок по отношению к подростку, что даёт возможность увидеть его положительные стороны и уделить этому внимание.

Работа с подростками включает занятия по осознанию собственных возможностей, принятию себя, формулированию жизненных целей, а также ориентировку в социальных нормах и правилах, определяющих поведение человека в различных ситуациях.

Технология включает последовательное выполнение нескольких этапов.

1. Подготовительный этап

На этом этапе социальный педагог собирает предварительную информацию о подростке, его семье, его ситуации в школе. Для этого проводятся встречи с подростком, с педагогами, психологами школы, с родителями.

Полученная информация обсуждается на совещании со специалистами.

Используются следующие анкетные методы.

• Представление на подростка (заполняется педагогами школы). (Приложение1)

• Анкета для родителей.

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

• Анкета социального педагога (Приложение 2).

Установление контакта с подростком. Работа социального педагога начинается с установления контакта и налаживания доверительных отношений с подростком. На этом этапе снимается напряжение и неуверенность подростка.

Для этого в разговоре с подростком важно:

— сохранять нейтральную позицию, безоценочно принимая информацию от подростка;

— акцентировать внимание на интересах, идеях подростка, выражая к нему уважение.

Принимая обычаи, нормы и ценности подростка социальный педагог старается буквально прочувствовать его ситуацию, используя навыки активного слушания и способы поддержки.

В процессе беседы с подростком учитываются следующие факторы:

— общие впечатления о его положении в школе и семье;

— его увлечения, интересы, положительные черты его характера;

— отрицательные качества его личности, его реакции на постороннее влияние.

В случае конфликтной ситуации в школе в процессе беседы с подростком особое внимание уделяется таким вопросам:

• Конфликты, связанные с отсутствием взаимопонимания с педагогами (его жалобы на педагогов; его отношение к педагогам — отношения носят ситуативно-отрицательный характер / затяжной, конфликтный характер / не складываются); с кем из учителей /взрослых конфликты возникают чаще; кто из педагогов / взрослых поддерживает его в школе).

• Конфликты, связанные с отсутствием взаимопонимания с одноклассниками (его жалобы на одноклассников; стремление к сотрудничеству; стремление к лидерству в группе; как строятся его отношения с одноклассниками — авторитарно, с применением силы /держится обособленно / вступает в конфликты / отношения с большинством пока не складываются).

• Прогулы, категорический отказ посещать школу (как часто пропускает уроки; причины пропусков занятий, по мнению подростка; любимые / нелюбимые предметы; часто ли отвлекается на уроке, не слышит, что говорит учитель; быстро ли устаёт на уроках; трудно ли усваивать материал).

При анализе семейных отношений учитываются следующие факторы:

— роль матери в семье;

— эмоциональная связь между подростком и родителями.

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

При наличии семейных конфликтов в беседе с подростком внимание акцентируется на таких вопросах:

— его жалобы на родителей, других членов семьи;

— степень родительского авторитета, контроля (по мнению подростка);

— доверие к членам семьи (кому в семье он больше доверяет);

— как часто родители его хвалят, наказывают;

— обязанности дома, как он помогает родителям;

— как родители, другие члены семьи относятся к его друзьям, оценкам в школе, увлечениям;

— какие требования к нему предъявляют родители и насколько они, по его мнению, выполнимы;

— что, по его мнению, могло бы предотвратить конфликты. Уходы из дома:

— общие впечатления подростка о его положении в семье;

— что знает подросток о своих родителях, об их вкусах, работе, здоровье и т.д.;

— когда возникает желание уйти из дома и как часто это происходит;

— как долго он может не приходить домой;

— где он находится, где ночует, чем занимается во время уходов;

— сообщает ли он родителям, где находится (делает ли это сам или через друзей);

— хочет ли он, чтобы родители узнали, где он находится;

— что, по его мнению, делают родители, когда он не приходит ночевать;

— что говорят, делают родители, когда он возвращается домой. Психологическое, физическое насилие в семье:

— как чаще всего реагируют родители, если он не слушается;

— часто ли родители могут накричать; «разрядиться» на нём;

— как его наказывают при тяжёлых провинностях;

— по какой причине родители чаще всего раздражаются на него;

— всегда ли он понимает, что от него требуют родители.

Беседа с педагогами, психологами школы. Встречаясь с учителями и психологами школ, социальный педагог выясняет:

— связь семьи со школой;

— выполнение требований школы — посещаемость и успеваемость;

— жалобы на подростка (низкая успеваемость, неадекватное поведение, трудности в общении и т.д.);

— начало возникновения проблем в школе;

— причины сложившейся ситуации с точки зрения представителей школы (неуспешность в учёбе, трудности выполнения дисциплинарных требований, конфликтная ситуация, другое).

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

При необходимости социальный педагог, взаимодействует с комиссией по делам несовершеннолетних (КДН), отделом по делам несовершеннолетних (ОДН), районным отделом опеки и попечительства.

Встреча с родителями. Цели и задачи: выявление проблемы ребёнка, семьи, разработка индивидуальной коррекционной программы, информирование о существующих формах помощи, формирование навыков эффективного взаимодействия с ребёнком.

Первичная консультация с родителями:

— установление контакта;

— формулировка жалобы родителем;

— сбор анамнеза ребёнка — биографические данные, условия развития ребёнка, состояние дел в школе, стиль воспитания в семье, распределение семейных ролей;

— прояснение родительской позиции в отношении ребёнка;

— прояснение образа ребёнка в глазах родителя;

— позиционирование и ранжирование проблем;

— уточнение жалобы родителя, её соответствие или несоответствие объективной реальности, формулировка запроса.

В процессе первичной беседы с родителями социальный педагог знакомится, интенсивно слушает, показывает свою заинтересованность, мысленно формулирует утверждение о том, что происходит в их жизни, — каковы их взгляды, чувства, противоречия, реакции — упоминание каких событий соответствует тем или иным реакциям; предлагает сотрудничество в разрешении проблем.

Каждый член семьи высказывает свою точку зрения на проблему, формулируется запрос, ожидания от социального педагога.

В процессе первичного приёма консультант оказывает психологическую поддержку, устанавливает доверие и контакт, создаёт у семьи мотивацию к дальнейшей работе, информирует семью о возможных формах помощи и способах её получения.

В случае конфликтной ситуации в школе в процессе беседы с родителями особое внимание уделяется таким факторам:

— отношение родителей к сложившейся ситуации;

— причина конфликта, по мнению родителей;

— их претензии к педагогам, администрации школы;

— какие меры предпринимали родители для разрешения конфликта;

— кто из педагогов, администрации школы разделяет их позицию;

— что, по их мнению, препятствует разрешению ситуации;

— кто из педагогов, администрации школы провоцирует конфликт;

— насколько, по их мнению, необходимо вмешательство в ситуацию социального педагога, других специалистов.

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

При анализе семейных проблем учитываются:

— претензии родителей, других членов семьи к подростку;

— степень контроля, вмешательства родителей в жизнь подростка;

— распределение ответственности в семье;

— как часто родители хвалят подростка, наказывают;

— семейные обязанности подростка;

— что родители, другие члены семьи знают об увлечениях подростка, его друзьях, ситуации в школе;

— с кем из них подросток чаще делится своими переживаниями, проблемами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, выполнимы;

— что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликты. Уходы из дома:

— причины уходов, по мнению родителей;

— знают ли они, где подросток находится, где ночует, чем занимается во время уходов;

— что предпринимают родители, когда подросток не приходит ночевать;

— как они реагируют, когда подросток возвращается домой. Психологическое, физическое насилие в семье:

— как чаще реагируют родители, если подросток не слушается;

— часто ли родители могут накричать; «разрядиться» на подростке;

— по какой причине родители чаще раздражаются на подростка;

— всегда ли, по их мнению, подросток понимает, что от него требуют.

Оценка ситуации и имеющихся в распоряжении ресурсов, определение стратегии действий. Социальный педагог совместно с другими специалистами школы принимает предварительные решения о необходимости социально-психологической помощи в каждом конкретном случае, о форме работы, наиболее адекватной проблемам подростка и его семьи, о степени готовности подростка к работе, о необходимых действиях по созданию или изменению существующей мотивации.

Основная задача социального педагога на этом этапе — решить, необходимы ли:

— диагностическое обследование подростка;

— взаимодействие с другими специалистами;

— индивидуальная коррекционная работа психолога с подростком;

— групповая коррекционная работа с подростком;

— медицинское сопровождение коррекционной работы;

— включение в работу всей семьи, семейная консультация для родителей.

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

2. Диагностический этап

На этапе диагностики социальной ситуации подростка используются:

— Динамическое наблюдение за функционированием детей в школе с целью определения их уровня адаптации. Карта наблюдений Стотта заполняется социальным педагогом после посещений уроков и наблюдений за поведением подростка [12].

— Анкета интересов для подростков (Приложение 3).

— Метод незаконченных предложений [2].

— Метод социометрии [2].

— «Рисунок семьи» [6]. Тест «<Подростки о родителях» [3].

— Мотивационные предпочтения: «Три желания», «Золотая рыбка»; рисунок несуществующего животного, «Дом, дерево, человек» [6].

-Q-

Если требуется полное диагностическое обследование, социальный педагог направляет подростка к психологу, при необходимости медицинского сопровождения коррекционной работы — к врачу. При семейных проблемах родителям подростка предлагается «семейное консультирование».

После принятия предварительных решений социальный педагог оказывает помощь подростку и его родителям в обращении к нужному специалисту (вплоть до личного представления специалиста).

Литература

Для выполнения следующего этапа социальный педагог составляет с родителями договор, в котором прописаны виды работы и ответственность сторон.

Дальнейшие этапы деятельности социального педагога мы рассмотрим в следующем номере журнала.

1. Александровская Э.М. Программа сопровождения подростков в школе. М., 2000.

2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И. Психологическое сопровождение школьников. М., 2002.

3. Вассерман Л.И. и др. Тест «Подростки о родителях». М. 1994.

4. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н. и др. Социальная педагогика. М., 2000.

5. Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи... М., 1996.

6. Романова Е.С. Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992.

7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.

8. ФилоновЛ.Б. Технологии установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе реабилитации. М., 1994.

9. Флейк-Хобсон К., Брайн Е. Робинсон, Пэтси С. Мир входящему. М., 1992.

10. Хухлаева О., Кирилина Т., Фёдорова О. Счастливый подросток. М., 2000.

11. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальтте-рапии. СПб., 2003.

12. Шульга Т.И., В. Слот, Х. Спаниярд. Методика работы с детьми группы риска. М., 1999.

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Приложение 1

Особенности адаптации ребёнка к школе

Фамилия, имя ребёнка __ Дата рождения _

Школа класс

В этой анкете вы найдёте перечень утверждений, характеризующих различные стороны жизни вашего ученика: его поведение, трудности обучения, особенности взаимоотношений с учителями и сверстниками. Прочитайте каждое из них и подчеркните то, что, по вашему мнению, относится к этому ребёнку.

1. Сложности в обучении:

— учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;

— пассивен на уроке, быстро устаёт, истощается, даёт неправильные ответы;

— не включается в учебный процесс, большую часть времени занимается посторонними делами, преобладают игровые интересы;

— плохо запоминает учебный материал;

— имеет ограниченный (бедный) словарный запас;

— другие особенности __

— итоговые оценки по основным предметам: чтение (литература)_____русский язык____математика__

2. Трудности в усвоении норм поведения:

— очень вспыльчив, часто непослушен, спорит с учителем;

— мешает другим на уроке и на перемене, не слышит обращённую к нему речь, не меняет своего поведения, когда делают замечания;

— подозревается в пропаже денег, ценных предметов;

— безынициативен, замкнут, погружен в свои мысли, может не отвечать на вопросы учителя, отсутствует эмоциональная заинтересованность в окружении;

— другие трудности _

3. Особенности социальных контактов:

1) нарушены взаимоотношения с одноклассниками:

— мешает другим, подсмеивается над ними;

— обижает более слабых;

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

— выставляет себя, паясничает, играет роль «клоуна»;

— часто ссорится с одноклассниками, пристаёт ко всем, находится в плохих отношениях с некоторыми из них;

— не любим другими детьми, над ним часто подсмеиваются;

— дерется, использует опасные предметы в качестве орудия драки;

— замкнут, изолирован от других, предпочитает находиться один;

— другие нарушения _

2) нарушены взаимоотношения с педагогом:

— при общении с учителем теряется, смущается, отвечает тихим голосом, запинается;

— избегает контакта с учителем; не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным (часто сниженный фон настроения);

— проявляет негативизм по отношению к учителю, не выполняет его требований; отвечает дерзко, порой грубо;

— другие нарушения _

4. Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации ребёнка к школе.

1) Смена социального окружения: переход в новую школу, новый класс, второй год обучения, прибытие из другого города, из сельской местности.

2) Соматическая ослабленность:

— частые простуды;

— жалобы на боли в желудке, тошноту;

— головные боли;

— наличие хронических заболеваний (холецистит, пиэлонефрит, астма, нейродермит, туберкулёз).

3) Органические нарушения и физические дефекты:

— плохое зрение;

— слабый слух;

— недостатки в произношении отдельных звуков;

— плохая координация движений, неловкий;

— слишком маленький рост;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— чрезмерная полнота.

4) Педагогическая некомпетентность родителей:

— безнадзорность — родители игнорируют не только духовный мир ребёнка, но и не выполняют самых элементарных требований по уходу за ним (часто неряшливо одет, выглядит так, как будто очень плохо питается);

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

— жестокое обращение с ребёнком;

— повышенная опека — постоянный контроль за поведением ребёнка, чрезмерная защита от мнимых и истинных опасностей;

— преувеличенное представление родителей о хрупкости ребёнка, его болезненности;

— противоречивое воспитание (каждый член семьи предъявляет к ребёнку свои требования).

5. Отметьте две-три положительные черты личности ребёнка, на основе которых можно строить развивающую работу.

Учитель (классный руководитель)

Приложение 2

Анкета социального педагога

Фамилия, имя ребёнка ___________________________

Дата рождения _________________________________

Домашний адрес Телефон ______

Школа, класс

Перемена школы, повторение класса 1. Встреча с родителями

Члены семьи:

Фамилия, имя, отчество матери

возраст______профессия_______

кем работает ________________

время начала и конца рабочего дня_

Фамилия, имя, отчество отца_____

возраст______профессия_____

кем работает _______________

время начала и конца рабочего дня_

:34 ?age

J

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Какие другие члены семьи проживают вместе

Материальное положение семьи: высокое, достаточное, низкое, критичное.

По мнению родителей, в чём причина сложившейся ситуации_____

Родители о ребёнке: Сильные стороны ребёнка_ Слабые стороны ребёнка _

Психотравмирующие ситуации в жизни ребёнка (в каком возрасте): сильный испуг_________, смерть близких_______________,

попадание в больницу________________, разлука с близкими

_ развод родителей___________, что-то другое

Продолжительные психотравмирующие ситуации:

конфликты в семье; ревность по отношению к другому ребёнку, длительная разлука с семьёй, конфликт с учителем, что-то другое

^ Реакция ребёнка на травмирующий фактор________________________________^

Социальный опыт ребёнка в семье:

какие обязанности ребёнок выполняет в семье ______________

соблюдение режима дня ребёнком

кто и в какой степени помогает и контролирует выполнение домашних заданий _____________________________________

чем любит заниматься ребёнок в свободное время дома_________

во время каникул __

в течение отпуска родителей __

вне семьи:

сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой ___________________________________

с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _

постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд) другое _____________________________

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

содержание общения: посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле,скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы; другое__

курит (эпизодически, систематически);

употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие _

играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры). Каким образом родители участвуют в жизни ребёнка __

Направленность интересов:

К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия техникой, занятия спортом, общественно-политическая сфера, организаторская сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая).

В каких кружках (секциях) состоит, состоял__

Культурный кругозор:

— посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки__

— какую литературу предпочитает читать __

— регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.

Самооценка личности:

Уровень самооценки:

— адекватная (правильно оценивает свои положительные отрицательные качества, личные возможности и достижения);

— завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

— заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).

Восприятие критики:

— активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);

— пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

— безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

— негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

Индивидуальные особенности поведения:

1. Общителен и активен в общении, сам выбирает друзей — в дружбе пассивен, общается с теми, кто к нему обращается — мало общителен — избегает общения.

2. Застенчив и робок — не смущается со знакомыми — раскован и смел в любой обстановке.

3. Задирист, драчлив — первый не задирается, но может за себя постоять — избегает ссор — труслив.

4. Ласков — не любит выражать свои чувства — холодный, неласковый.

5. Болтливый — охотно разговаривает — молчаливый.

6. Чрезмерно подвижен, быстр — двигательная активность умеренная — мало подвижен; движения ловкие — движения неловкие.

7. Спокойный — легко волнуется — быстро раздражается — теряет контроль над поведением — «нервный».

8. Собранный, внимательный — рассеянный, невнимательный — внимателен только при интересном занятии.

9. Самолюбив, склонен к борьбе за первенство — самолюбие не выражено.

10. Имеет любимое занятие (какое именно)________________,

всем любит заниматься понемногу — самостоятельно не может найти себе занятия.

11. Находчив, догадлив — с трудом находит ответ.

12. Легко принимает решение сам, может его отстоять — склонен к сомнениям — охотно

принимает советы окружающих.

13. Обострённое чувство ответственности с оттенком тревожности — ответственен, добросовестен — недостаточно ответственен.

14. Доброжелателен, справедлив — завистлив, мстителен.

15. Память хорошая — память плохая, забывчив. В случае конфликтной ситуации в семье:

— причины возникновения конфликтной ситуации _

— степень контроля, вмешательства родителей в жизнь ребёнка

— как часто родителя хвалят ребёнка, наказывают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

— с кем из них ребёнок чаще делится своими переживаниями, проблемами _______________________________________

— какие требования у родителей к подростку и насколько они, по мнению родителей, выполнимы ______________________

— что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликты

Если подросток уходит из дома:

— причины уходов, по мнению родителей,

— где ночует подросток, чем занимается _

— что предпринимают родители, когда подросток не приходит ночевать _______________________________________

— как они реагируют, когда подросток возвращается домой Психологическое, физическое насилие в семье:

— как обычно реагируют родители, если подросток не слушается

— часто ли родители могут накричать, «разрядиться» на подростке

— по какой причине родители чаще раздражаются______________________—

— всегда ли, по их мнению, подросток понимает, что от него требуют ___________________________________________

В случае конфликтной ситуации в школе:

— причина конфликта, по мнению родителей

— как часто ребёнок пропускает уроки ____

— причина пропусков занятий __________

■ любимые \ нелюбимые предметы _

■ трудно ли ребёнку усваивать материал _

— кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков __________________________________________

— отношение родителей к сложившейся ситуации (их претензии к педагогам, администрации) _

— какие действия предпринимали родители для разрешения конфликта_______________________________________

— что, по их мнению, препятствует разрешению ситуации

:34 ?age

J

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

Тип семьи (выводы делаются на основании проведённой беседы):

• благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания, эмоциональная атмосфера семьи стабильно положительная);

• неблагополучная:

— педагогически некомпетентная (родители не владеют культурой воспитания; отсутствует единство требований, ребёнок безнадзо-рен, жестокое обращение, физические наказания, низкая осведомлённость об интересах, поведении ребёнка вне школы);

— нравственно-неблагополучная (родители ведут аморальный образ жизни — пьянствуют, не работают, содержат притон, имеют судимость, воспитанием детей не занимаются);

— конфликтная (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные конфликты, родители часто раздражены, жестоки, нетерпимы).

Характер взаимоотношений родителей с ребёнком:

— семейный диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребёнка);

— чрезмерная опека (удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждение от трудностей, забот, усилий);

— попустительство (уклонение от активного участия в воспитании ребёнка, пассивность, признание полной автономности ребёнка);

— сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости, горя и т.д.).

Характер взаимоотношений родителей со школой:

— направленность на сотрудничество;

— игнорирование требований школы;

— конфликтность с представителями школы. 2. Встреча с педагогом

Особенности адаптации ребёнка к школе:

— успеваемость учащегося по основным предметам: чтение (литература) _______русский язык________математика __

— отношение к учению: положительное, нейтральное, равнодушное, отрицательное

— интеллектуальные возможности учащегося: высокие, средние, низкие;

— мотивы учения: познавательный интерес к предметам, осознание необходимости учиться в школьном возрасте, стремление по-

:34 ?age

J

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

лучить высокую оценку, заслужить одобрение взрослых, стремление избежать наказания, стремление к самоутверждению в группе сверстников;

— к каким школьным дисциплинам проявляет интерес _________

Трудности, испытываемые ребёнком в школе, связаны с: усвоением школьной программы, освоением норм поведения, особенностями социальных контактов:

— как эмоционально ребёнок реагирует на испытываемые трудности __________________________________________

— как часто ребёнок пропускает уроки ___________________

— причина пропусков занятий ________________________

— любимые \ нелюбимые предметы _____________________

— кто из членов семьи контролирует выполнение домашних уроков _________________________________________

Положение в классном коллективе, отношение к другим:

• Позиция учащегося в коллективе: лидер (звезда), предпочитаемый, конфликтный, нейтральный, отвергаемый

• Круг общения (с кем чаще всего общается в школе) _

• Характер взаимного влияния. _

• Взаимоотношения с одноклассниками: деловые, ровные, дружеские, тёплые, конфликтные, ни с кем не общается.

• Манера, стиль общения с окружающими:

— авторитарный стиль (уверен в себе, стремится навязать своё мнение, наставляет, поучает, не умеет принимать советы других, с трудом признаёт свои ошибки);

— агрессивный (жёсткий, враждебный по отношению к окружающим, резкий, непримиримый, склонный во всём обвинять окружающих, агрессивность может доходить до асоциального поведения);

— критичный по отношению к окружающим людям (испытывает трудности в контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии, обидчивый);

— демонстративный (стремится быть над всеми, но одновременно в стороне, самовлюблённый, расчётливый, себялюбивый, любит перекладывать трудности на окружающих, хвастливый, самодовольный, заносчивый, ориентирован на себя, склонен к соперничеству);

— подчиняемый другим, зависимый от других (покорный, склонный уступать всем и во всём, слабовольный, пассивный, стремится най-

:34 ®аде

1 )

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

ти опору в ком-либо более сильном, неуверенный в себе, боязливый, беспомощный, не умеет проявлять сопротивление, считает, что другие всегда правы);

— дружелюбный (ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится «быть хорошим» для всех без учёта ситуации, склонен к сотрудничеству и кооперации, гибкий при решении конфликтных ситуаций).

Самооценка учащегося

Уровень самооценки:

— адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения);

— завышенная (не критичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);

— заниженная (не верит, что сам может справиться с трудными ситуациями).

Восприятие критики:

— активно-положительное (стремится исправить недостатки, учесть замечания и т.п.);

— пассивно-положительное (понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет);

— безразличное (не реагирует на критику, не меняет поведения);

— негативное (спорит, не согласен с замечаниями, поведения не меняет).

В случае конфликтной ситуации в школе: Начало возникновения проблем в школе _ Причина конфликта, по мнению педагога:

— плохая успеваемость;

— отрицательные поступки (проступки), их проявление (эпизодически, систематически), их характер — грубость, драки, прогулы, опоздания на уроки, нарушения дисциплины в классе, отказ от требований, поручений, отказ от выполнения учебных заданий в классе;

— правонарушения учащегося — воровство, вымогательство у младших и у слабых, избиение младших или слабых, попытка к насилию, проявление садистских наклонностей, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство);

— педагогическая некомпетентность родителей.

:34 ®аде

1 )

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Отношение педагога к сложившейся ситуации ___________

— какие действия предпринимал педагог для разрешения конфликта___________________________________________

— как ребёнок относится к педагогическим воздействиям: негативно, равнодушно, понимает и старается выполнить ________

— что, по мнению педагога, препятствует разрешению ситуации

— состоит ли подросток на учёте в ГППН, КДН, на внутришколь-ном учёте ______________________________________

— причина постановки на учёт _______________________

При взаимодействии с педагогами школ социальный педагог выясняет информацию следующего содержания:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• связь семьи со школой;

• наличие у ребёнка проблем в школе;

• причины сложившейся ситуации с точки зрения представителей школы;

• способы разрешения конфликтных ситуаций. 3. Встреча со школьником

Характеристика семейных отношений Кто глава семьи _

Самый близкий член семьи ___________________________

Семейная ситуация глазами ребёнка (его положение в семье)

Что знает подросток о своих родителях, об их вкусах, работе, заботах, здоровье ____________________________________

Конфликты с родителями и другими членами семьи:

— жалобы ребёнка на родителей, других членов семьи _

— как часто родители его хвалят, наказывают; по какому поводу

— как он помогает родителям, какие имеет обязанности _

— как родители, другие члены семьи относятся: к его друзьям _

— оценкам в школе _

:34 ®аде

1 )

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

— увлечениям ___________________________________

— какие требования предъявляют к нему родители и насколько они, по его мнению, выполнимы___________________________

— что, по его мнению, могло бы предотвратить конфликты ______

Уходы из дома:

— как долго он может не приходить домой

— где он находится, где ночует, чем занимается во время уходов

— сообщает ли он родителям, где находится (делает ли это сам или через друзей) ____________________________________

— хочет ли он, чтобы родители знали, где он находится _

— что, по его мнению, делают родители, когда он не приходит ночевать _______________________________________

— что говорят, делают родители, когда он возвращается домой

Психологическое, физическое насилие в семье:

как чаще реагируют родители, если он не слушается

_____________________________________________

— часто ли в родители могут накричать ___________________

— как его наказывают при тяжёлых провинностях ____________

по какой причине, родители чаще раздражаются на него

— всегда ли он понимает, что от него требуют родители Направленность интересов

• К каким видам деятельности проявляет интерес: физический труд, умственный труд, занятия техникой, занятия спортом, общественно-политическая сфера, организаторская сфера, художественная (артистическая, литературная, музыкальная, хореографическая)

• В каких кружках (секциях) состоит, состоял _______________

• Культурный кругозор:

— посещает ли и насколько часто театры, музеи, выставки

— какую литературу предпочитает читать __

— регулярность чтения: книг не читает, читает эпизодически, читает систематически.

:34 ®аде

1 )

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Социальный опыт ребёнка:

— сколько времени гуляет на улице в течение недели, часы вечернего прихода домой ________________________________

— с кем имеет дружеские связи вне класса, какое влияние они оказывают на учащегося _______________________________

— постоянное или предпочитаемое место «уличного» общения (клуб, двор, подъезд и т.д.);

— содержание общения — посещение кино, компьютерного клуба, катание на велосипеде, мотоцикле, скейте, роликовых коньках; прослушивание музыкальных записей, разговоры на разные темы; другое___________________________________________

— курит (эпизодически, систематически);

— употребляет спиртные напитки (эпизодически, систематически); какие _________________________________________

— играет в азартные игры (карты, нарды, компьютерные игры). В случае конфликтной ситуации в школе:

— начало возникновения проблем в школе _________________

— его отношения к педагогам (отношения носят ситуативный характер — конфликтный характер — не складываются);

— жалобы на педагогов _____________________________

— кто из педагогов \ взрослых поддерживает его в школе _

— с кем из учителей \ взрослых конфликты возникают чаще _

Отсутствие взаимопонимания с одноклассниками:

— жалобы на одноклассников _________________________

— как строятся его отношения с одноклассниками (стремится к сотрудничеству — стремится к лидерству в группе — поддерживает авторитет с применением силы — держится обособленно — вступает в конфликты — отношения с большинством пока не складываются).

Прогулы, категорический отказ посещать школу:

— как часто пропускает уроки _________________________

— причины пропусков занятий, по мнению подростка _

— любимые \ нелюбимые предметы;

:34 ^де

1 )

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

— часто ли отвлекается на уроке, не слышит, что говорит учитель

— быстро ли устаёт на уроках _________________________

— трудно ли усваивать материал______________________

Способы выхода из конфликта, по мнению ребёнка __

Сильные качества его личности ________________________

При взаимодействии с подростком социальный педагог понимает:

• его положение в школе и семье;

• его увлечения, интересы, положительные черты его характера;

• отрицательные качества его личности, его реакции на постороннее влияние.

Приложение 3

-о-

Определение сферы интересов подростка Фамилия, имя _ Возраст __

Школа класс

Как ты проводишь свободное время?

— смотришь телевизор — ходишь в гости

— разговариваешь по телефону — ходишь в кино

— гуляешь с друзьями — занимаешься спортом

— слушаешь музыку

— другое ___________________________________

Где ты с удовольствием бываешь?

— во дворе своего дома

— в гостях у друзей

— в школе

— другое_____________________

Куда бы ты хотел(а) сходить с друзьями?

в кино

на концертах на дискотеках

:34 ^де

1 )

Э.М. Александровская. Основные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении

Где в Москве ты хотел(а) бы побывать? _

В какой город тебе хотелось бы съездить? Что ты любишь читать?

— книги

— газеты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— журналы

— сказки

Твоя любимая книга\журнал\газета? _ Твой любимый писатель ____________

На какую тему тебе хотелось бы поговорить? Что ты любишь смотреть по телевизору?

— шоу — новости

— сериалы — спорт

— фильмы — передачи про животных

— игры — передачи про путешествия

— другое

Что ты никогда не смотришь по телевизору?______________________________—

Твоя любимая передача _____________________________

Передача, которую тебе хотелось бы посмотреть _ Какие фильмы ты любишь смотреть?

— приключения — комедии

— детективы — фильмы ужасов

— боевики — романтические, любовные Твой любимый актёр (актриса) _

Твой любимый персонаж фильма _______________________

Фильм, который тебе запомнился больше всего Фильм, который тебе хотелось бы посмотреть ___

Какую музыку ты слушаешь?

— классическую — рок

— рэп — панк-рок

— джаз — шансон

— популярную

— другую______________________

:34 ^де

1 )

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Какую радиостанцию ты слушаешь чаще всего? _____________

Твой любимый певец (певица) _

Твоя любимая музыкальная группа ______________________

На каких концертах ты бал(а)? _

На какой концерт тебе хотелось бы сходить? _

Какой вид спорта тебе нравится больше всего? ______________

Каким спортом ты занимаешься? ______________________

Каким видом спорта тебе хотелось бы заниматься? ___________

Какие кружки, секции, клубы ты посещаешь? __

В чём ты разбираешься лучше, чем другие? __

Что ты ещё никогда не делал(а), но хотел(а) бы научиться?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.