Научная статья на тему 'Как уберечь ребёнка от наркотиков?'

Как уберечь ребёнка от наркотиков? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубовик Ирина Михайловна

Ответы психолога на вопросы педагогов школ, родителей, учащихся по проблеме профилактики наркомании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как уберечь ребёнка от наркотиков?»

Консультации

Консультант Ирина Михайловна Дубовик,

ведущий научный сотрудник ФГАУ «Федеральный институт развития образования», кандидат педагогических наук

Как уберечь ребёнка от наркотиков?

Одна ив острейших социальных патологий на сегодняшний день — проблема наркотивации подрастающего поколения. Нет ни одного региона в России, в котором бы не фиксировались случаи употребления подростками наркотических и психотропных веществ. Повсеместное распространение наркотиков происходит в социальных сетях, и в большинстве случаев в так навываемой «бесконтактной форме».

^ В образовательных учреждениях • проводится очень большая работа по профилактике употребления несовершеннолетними психоактивных веществ, особое внимание при этом уделяется профилактике наркомании. Как правило, такая работа в основном ведётся социальными педагогами. И я, и мои коллеги — оциальные педагоги, работающие в различных образовательных организациях, проводим много мероприятий, цель которых — информировать детей о пагубном влиянии наркотиков, формировать здоровый образ жизни. Но зачастую наша работа не имеет результата. При всей информированности о вреде подростки всё равно начинают употреблять психоактивные вещества!.. Почему же это происходит? Любовь Николаевна, социальный педагог

Любовь Николаевна, подростковый возраст относится к группе риска по проблеме употребления

психоактивных веществ, формирования аддиктивного (зависимого) поведения. На сегодняшний день встреча несовершеннолетнего с психоактивными веществами стала реальностью. Важнейшей задачей педагогов в профилактической работе по профилактике подростковой наркотизации и алкоголизации является обучение подростков необходимым навыкам: принятию решений в ситуации выбора, ответственности за своё здоровье, поведенческим стратегиям в стрессовых ситуациях и т.д. Не менее важна задача определения причин развития аддиктивного поведения подростков.

Можно выделить несколько групп причин:

• социальные причины (ошибки институтов воспитания (семьи и школы); безра-

ботица родителей и низкая экономическая обеспеченность семьи, низкий уровень культуры, межэтнические и межнациональные конфликты, криминализация общества, либерализация употребления наркотических и психотропных веществ в среде подростковых «кумиров» и в СМИ; отсутствие эффективных инициатив поддержки подростков, недостаток связи с учреждениями дополнительного образования и др.);

• психологические причины (несформированность личностных качеств, социальной позиции, мировоззрения, низкая самооценка, недостаток жизненного опыта, отсутствие навыков эффективного общения со сверстниками, боязнь быть ими отвергнутым, конформизм, потребность в экстремальном образе жизни,

неумение прогнозировать последствия своего поведения и т.д.);

• биологические причины (генетическая предрасположенность

к заболеваниям; нарушения в развитии, физические недостатки).

Как правило, употребление наркотических и психотропных веществ в подростковом возрасте обусловлено совокупностью различных обстоятельств, взаимодействием биологических, социально-психологических, психофизиологических и педагогических факторов риска.

^ Как родители подростка, не яв-

• ляющиеся специалистами, мо1ут определить, что ребёнок употребляет наркотики? Насколько правильными будут их выгаоды?

Николай, отец 16-летнего сына

Николай, определить, употребляет ли подросток наркотические вещества, достаточно сложно. Особенные затруднения родители ребёнка могут испытывать при попытке ответить на вопрос: «Сделал он это впервые или употребляет наркотики регулярно?». Более того, некоторые проявления могут возникать по причине, абсолютно не связанной с употреблением наркотиков. В данном случае важно быть предельно корректным, чтобы не унизить подростка беспочвенными подозрениями. Тем не менее, существуют показатели, на которые следует обратить внимание:

• физиологические показатели: бледность или покраснение кожных покровов; необычное

состояние зрачков и глаз ребёнка (расширенные или суженные зрачки, покрасневшие глаза), речевые изменения (смысл сказанного непонятен, речь может быть заторможенной или очень быстрой); нарушения координации движений, потеря аппетита, сплёвы-вание слюны и др.;

• поведенческие показатели: бессонница либо сонливость, уходы из дома, прогулы школьных занятий и значительное снижение успеваемости, кража денег и ценностей из дома, использование специфического сленга во время телефонных разговоров, безразличие к близким и окружающему, потеря интереса к привычной, ранее любимой деятельности, лживость и др.;

• фактические показатели: запах синтетических веществ

в комнате ребёнка или от его одежды, волос, тела; исколотые и воспалённые вены; наличие снотворного в больших количествах, атрибутов для изготовления наркотических средств (спиртовки, закопчённые ложки, фольга, жестяные банки и др.).

Каждый из перечисленных показателей, взятый в отдельности, не является свидетельством того, что подросток употребляет наркотические или психотропные вещества. Однако их совокупность должна насторожить близких ребёнка и инициировать срочное обращение к специалисту.

^ В средствах массовой инфор-

• мации всё чаще озвучиваются случаи подростковой токсикома-

нии. Неужели это явление настолько распространено? Разве не минула эпоха клея «Момент» и пакета с бензином на голове?

Анна Николаевна, родитель

Уважаемая Анна Николаевна! Вы правы, конечно. Сейчас далеко не 1990-е годы. Ведь именно тогда страну настигло неведомое явление токсикомании, которое можно отнести к одной из острейших социальных патологий. Сегодня, в период сравнительной стабильности и перспективных социальных преобразований, трудно представить эти позитивные изменения с проблемой употребления несовершеннолетним ингалянтов. Но тем не менее факт широкого распространения токсикомании подтверждён. Продолжается поиск новых, дешёвых, доступных средств, обеспечивающих желаемый галлюциногенный эффект. В наибольшей степени этой пагубной привычке подвержены дети и подростки из социально неблагополучных, конфликтных семей, из семей, в которых родители не могут в должной степени обеспечить внимание ребёнку, в которых исподволь рождается явление детской безнадзорности.

В семье моих близких друзей

возникла огромная проблема. Цаже не проблема, а беда. Как и многие родители, мои знакомые очень заняты на работе. Зачастую сын остаётся предоставлен самому себе. В какой-то момент родители заметили, что в комнате мальчика стоит неприятных запах газа. Разговоры с ним ничего не дали, причина запаха не была выяснена. Но через некоторое

КОНСУЛЬТАЦИИ

время отец мальчика буквально застал его с поличным. Сын сломал зажигалку, перелил сжиженный газ в целлофановый пакет и пытался его вдыхать. Что делать родителям? Предпринимать решительных действий они не хотят. Опасаются огласки, «клейма» на семье. Андрей Александрович

В одном из российских регионов жила семья: папа, мама и сын Коля. Период обучения в начальной школе мальчик провёл в православной гимназии, родители были очень заинтересованы в духовном воспитании ребёнка. Через некоторое время семья переехала в другой район города, и встал вопрос о переводе Коли в школу по месту нового жительства. Начало обучения в среднем звене, адаптация к новым условиям обучения и изменение круга общения — вот сложности, которые испытывал мальчик. Именно в этом учебном году, зимой во время каникул, он со своим одноклассником дома впервые попробовали вдыхать газ. Газ дети добывали из дешёвых цветных китайских зажигалок, которые беспрепятственно продаются. Вечером родители почувствовали запах в квартире. Произошёл суровый разговор с ребёнком, Коля сознался и обещал, что подобное больше не повторится. Закончился учебный год. Во время каникул мальчик никуда не поехал отдыхать, находился дома, гулял во дворе. Родители работали. Летом возобновились эксперименты с газом, случаи участились, стали регулярными. Родители были бессильны что-либо предпринять, а за помощью не обращались. В сентябре мальчик стал пропу-

скать уроки. Классный руководитель, вызвав родителей, предложила помощь школьного психолога в корректировании проблемы пропусков занятий. Родители наотрез отказались, заверили классного руководителя, что самостоятельно решат этот вопрос.

Ноябрьским вечером ребята были вдвоём, употребляли вместе. Стало плохо обоим. Но у друга началась рвота и состояние несколько улучшилось. Он увидел, что происходит с Колей, очень испугался и убежал. И ничего никому не сказал. Группа молодых людей проходила между пятиэтажками в сумерках. Они случайно увидели лежащего ребёнка. Он ещё подавал признаки жизни. Скорая помощь не успела приехать. Коля умер. Он учился в шестом классе.

Расскажите своим друзьям эту историю. Может быть, она явится стимулом для самых решительных, самых радикальных действий (поиск специалистов, способных помочь, изъятие из патогенной среды, вплоть до изменения места жительства) во имя спасения жизни ребёнка?

^ Мой одноклассник предложил мне и ребятам из моего класса прогулять уроки и покурить гашиш. Я отказался, а двое ребят пошли с ним. После уроков я возвращался домой и увидел такую картину: эти ребята шли по пустырю, вдруг один из них упал навзничь. Я подбежал к ним. Упавшего одноклассника пытались поднять, но его тело обмяк-

ло, он был без сознания. Лицо было белым, губы и глазницы чёрно-синие. Через некоторое время он пришёл в себя. Встал и пошёл. Мне долго не давал покоя этот случай. Мучила мысль о том, что мы медлили, ждали, но ничего не предпринимали. Мы просто очень испугались в этот момент... Мог ли он умереть? И что я должен был делать, к кому должен был обращаться за помощью? Антон,

учащийся 10-го класса

Антон, описанный Вами случай очень настораживает. Беспокоит прежде всего то, что ребята с лёгкостью поддались уговорам и согласились на употребление психоактивного вещества. По всей вероятности, у Вашего одноклассника, который потерял сознание, произошло значительное ослабление дыхания и сердечной деятельности. Подобные состояния требуют экстренной медицинской помощи. Поэтому растерянность окружающих людей крайне недопустима! Вызов по мобильной связи скорой помощи не представляет проблемы. Но в данном случае бездействие можно объяснить не только испугом. Ведь кроме Вас там присутствовали и те, кто курил, и тот, кто принёс гашиш и подговорил остальных. Может, испуг продиктован прежде всего нежеланием открыть посторонним криминальную историю с их непосредственным участием? А критическое состояние друга в данном случае для ребят не имело значения. Не правда ли?

^ Что должна предпринимать семья для профилактики подростковой наркомании?

Классный руководитель, учитель высшей квалификационной категории

Можно выделить несколько сфер, чтобы родители могли достичь значительного успеха в профилактике подростковых зависимостей:

• воспитательная сфера (выработайте единую воспитательную стратегию и единые требования (которые целесообразно корректировать по мере взросления ребёнка); помните, что жестокость по отношению к ребёнку, если он не выполняет требования, недопустима; формируйте у ребёнка идеалы жизнеутверждающий направленности: стремление помочь, сочувствие, мечтательность);

• коммуникативная сфера (ищите занятия, в которых может принимать участие вся семья; проявляйте интерес к настроению ребёнка; вселяйте уверенность, что мнение ребёнка очень важно для вас; уважайте его убеждения; проявляйте готовность беседовать с ребёнком, когда он в этом нуждается; ин-

тересуйтесь, куда уходит ребёнок, когда он вернётся домой, с кем он будет проводить время; поддерживайте мобильную связь с ним; проявляйте интерес к друзьям ребёнка, их увлечениям, способностями к учебной деятельности; приглашайте их в гости);

• бытовая сфера (направьте усилия на достижение большей комфортабельности жилья; проводите совместные генеральные и еженедельные уборки квартиры; создайте доброжелательную и уютную атмосферу для друзей ребёнка в доме);

• сфера учебной деятельности (стимулируйте учебную успешность ребёнка; интересуйтесь проблемами взаимоотношений ребёнка со сверстниками, учителями; контролируйте, не нарушаются ли права ребёнка

в школе; интересуйтесь его учебными успехами у учителей; предлагайте свою помощь в выполнении домашних заданий и в случае затруднений);

• сфера дополнительного образования (интересуйтесь по-

требностями ребёнка в дополнительном образовании; помогите ему сформировать предпочтения);

• эмоциональная сфера (не скрывайте своих чувств от ребёнка; порицайте плохой поступок, а не личностные качества; пусть ваши намерения и действия будут полны оптимизма и энтузиазма; научите ребёнка видеть маленькие радости в жизненных мелочах).

Выявление детей и подростков с риском употребления наркотических и психоактивных веществ — одна из центральных профилактических задач образовательных организаций. В основе превентивной деятельности должно быть стремление помочь ребёнку гармонизовать отношения в дисфункциональных семьях и образовательной организации, минимизировать межличностные конфликты в среде сверстников и референтной группе, укреплять самооценку личности. Эффективность профилактических действий во многом определяется наличием тесного сотрудничества семьи и школы. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.