УДК 303.425.6:392.85-057.874(571.51)
Рублева Татьяна Юрьевна
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, psixolog@krasgma.ru, Красноярск
Гордиец Анастасия Викторовна
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, gordiezav@ya.ru, Красноярск
Галактионова Марина Юрьевна
Доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, myugal@mail.ru, Красноярск
уровень наркотизации учащихся средних общеобразовательных школ красноярского края (по результатам исследования)
Аннотация. Анонимно опрошены 1800 учащихся средних общеобразовательных школ на территории муниципальных образований Красноярског края с наиболее сложной наркообстановкой (гг. Ачинск, Канск, Красноярск, Минусинск, Норильск). Анкета разработана отделом межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН России по Красноярскому краю, включает 45 вопросов. Выявлены уровень информированности респондентов об основных видах наркотических и психоактивных веществ, досуговая деятельность молодежи, мероприятия по сохранению здоровья, опыт употребления наркотических веществ, а так же заблуждения молодежи о тяжелых последствиях употребления наркотиков и предлагаемые меры борьбы с наркоманией.
Ключевые слова: школьники, наркомания, социологический опрос.
Rubleva Tatyana Urevna
Candidate of medical sciences, assistant professor of the department of psychology and pedagogy of Kranoyarsk State Medical University, psixolog@krasgma.ru, Krasnoyarsk
Gordiets Anastasija Viktorovna
Candidate of medical sciences, assistant professor of the department of clinical pediatrics and propaedeutic of children's diseases of Kranoyarsk State Medical University, gordiezav@ya.ru, Krasnoyarsk
Galaktionova Marina Uryevna
Doctor of medical science, head of the department of clinical pediatrics and propaedeutic of children's diseases of Kranoyarsk State Medical University, myugal@mail.ru, Krasnoyarsk
results of the sociological survey on assessing the level of narcotization among the secondary schools students of the krasnoyarsk region
Abstract. 1800 students of secondary schools in the municipalities of Krasnoyarsk region with the most complex drug situation (in the cities of Achinsk, Kansk, Krasnoyarsk, Minusinsk, Norilsk) have been anonymously surveyed. The questionnaire is developed by the department of interagency cooperation in the field of prevention in Administration of the Federal Service on Drug Control in Russia in Krasnoyarsk region and includes 45 questions. The level of awareness of the respondents about the main types of narcotic and psychoactive substances, leisure activities of young people, activities to preserve health, the experience of drug use, as well as misconceptions of young people
_ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ_
about the dire consequences of drug use and the proposed measures of struggle against drug addiction have been identified.
Keywords: school children, drug addiction, sociological survey.
Злоупотребление психоактивными веществами - лишь часть крайне острой проблемы здоровья и социального благополучия подрастающего поколения. Согласно общероссийским статистическим данным рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел в 1997-2001 годы, когда в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления наркотических средств снизился на 3,5 года. С 2001 года данный показатель составляет -14 лет [1; 4; 5; 9].
Подростковый период - один из сложных периодов жизни индивида. Все подростки без исключения проходят трудный период становления, при этом трудности формирования поведенческих навыков и взаимоотношений характерны и для формально здоровых подростков в силу естественных для них морфорункциональных изменений организма [5]. Семья является основным социальным институтом социализации личности на ранней стадии её становления. Однако в переходный период общества многие семьи сталкиваются с материальными и социальными трудностями, что негативно сказывается на формировании благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения [2; 3; 6; 7; 8; 11; 12].
Склонность к употреблению алкоголя, к курению и наркотизации в настоящее время все чаще индуцируется микро и макроокружением, а так же средствами массовой информации и рекламой. Все это существует в виде алгоритма поведения, который может реализовываться при определенных обстоятельствах. Наибольшую роль в формировании мотивов начального употребления психоактивных веществ (ПАВ) подростками являются следующие моменты:
1. Мотив общности - стремление быть вместе с себе подобными, вести себя так, как поступают другие.
2. Подражание более старшим, более сильным, уважаемым и известным, лидерам.
3. Ориентировочно-исследовательский мотив: узнать «что это», любознательность, любопытство, желание попробовать все самому.
4. Потребность общения, поддержка контактов и отношений, желание быть принятым, стремление соответствовать ожиданиям других.
Из всего этого видно, насколько важно знать особенности подросткового возраста, чтобы предупредить изменения их поведения, в т.ч. употребление ПАВ [2; 9; 10; 11]. В соответствии с пунктом 8 Протокола заседания антинаркотической комиссии Красноярского края от 24.06.2009 года №2 силами УФСКН России по Красноярскому краю, Управлений образования, преподавательского состава общеобразовательных школ, ФБУ УФСКН России по Красноярскому краю, Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, с целью дополнительного изучения уровня наркотизации в подростковой среде на территории муниципальных образований с наиболее сложной наркообстановкой (гг. Ачинск, Канск, Красноярск, Минусинск, Норильск), проведено анкетирование среди учащихся средних общеобразовательных школ с последующим обобщением и анализом результатов [1; 9; 10].
Материалы и методы
В ходе исследования использовалась анкета-опросник для учащихся общеобразовательных школ, направленная отделом МВП и ОС УСФО 1 Департамента ФСКН России. Анкета включала 45 вопросов, отражающих отношение в семьях к здоровью подростков, к успеваемости в школе, организации досуга, занятиям физической культурой. Кроме того, выявлялись возраст первых проб, мотивы употребления наркотических и психотропных веществ, степень информированности о местах их приобретения и т.д.
Анкетный опрос проведен сотрудниками отдела МВП УФСКН России по Красноярскому краю. Анкетирование носило анонимный характер. Всего опрошено 1800 учащихся. В окончательной базе данных оставлена 1271 анкета, из которых 635
принадлежали мальчикам, 636 - девочкам. В обследовании участвовали подростки, учащиеся 10-11 классов средних общеобразовательных школ, проживающие в Ленинском, Железнодорожном, Октябрьском районах г. Красноярска и городов Ачинска, Канска, Минусинска, Норильска.
По половому признаку 38,2% респондентов составили юноши, 60,5% - девушки, 1,3% не дали ответа на вопрос. Возраст опрошенных на момент обследования находился в диапазоне от 15 до 19 лет. Средний возраст составил 16 лет. Для статистической обработки с помощью Microsoft Access была создана компьютерная база данных.
Результаты и обсуждения
Доминирующие виды досуговой деятельности учащихся школ: встречи с друзьями, занятия в спортивной школе, чтение. Структура досуга школьников представлена в таблице 1.
Большинство респондентов были удовлетворены своими отношениями с родителями, однако 28,8% отметили, что недовольны отношениями с родителями (каждая шестая девочка недовольна отношениями с матерью и каждая шестая отношениями с отцом). Среди мальчиков только один из десяти был недоволен отношениями с матерью и один из семи - отношениями с отцом. Чёткие правила и нормы поведения дома, а именно, «что можно делать и чего нельзя», устанавливали «всегда» и «часто» 29,3% родителей; правила поведения вне дома регламентиро-
вали 25,5% родителей. В большинстве семей опрошенных учащихся устанавливались доверительные отношения.
Родители знали, где и с кем бывали их дети в вечернее время «всегда» - 42,6%, «часто» 24,5%. В то же время 16,6% опрошенных «редко» или «никогда» не сообщали своим родителям, с кем они проводят время вечером (20,8% мальчиков, 12,4% девочек), и где они находятся в этот период 18,8% (25,2% мальчиков, 12,4% девочек). Результаты опроса показали, что подростки могли легко получить эмоциональную поддержку от матери или отца, причём 53,0% опрошенных получали её «почти всегда», 20,0% -«часто». «Редко» или «почти никогда» не получали такую поддержку лишь 14,2% учащихся.
Здоровье как главную ценность своей жизни назвали 83,6% респондента, однако следуют здоровому образу жизни 39,7% опрошенных. Информацию о здоровом образе жизни подростки получали из различных источников (Рисунок 1).
В учебных заведениях проводятся мероприятия по обучению здоровью и созданию условий для здорового образа жизни (Таблица 2), однако активно участвуют в этом по собственному желанию лишь 21,6% опрошенных.
Уровень потребления наркотиков и отношение населения к ним - один из важных показателей здоровья общества. Непременное условие проявления интереса к любому объекту - информация о нём.
Таблица 1 - Структура досуга
Наименование досуга %
Гулять с друзьями 62,8
Занимаюсь в спортивной школе 35,3
Читаю книги, газеты, журналы 29,1
Играю на компьютере дома 28,8
«Тусуюсь» в клубе, на дискотеке 26,5
Смотрю телевизор 21,5
Хожу на концерты, в театр, кино 19,2
Занимаюсь хозяйством и делами по дому 17,7
Занимаюсь в музыкальной школе 5,7
Занимаюсь в художественной школе 4,7
Играю на компьютере в интернет - кафе 4,6
Провожу время в одиночестве 1,5
Занимаюсь добровольной общественной 1,3
Примечание: сумма превышает 100%, т.к. респонденты выбирали несколько вариантов ответов.
интернет □
друзья 1
учителя 1
журналы 1
телевидение 1
родители
0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0%
Рисунок 1 - Источники получения информации о здоровом образе жизни
Таблица 2 - Мероприятия, проводимые в учебных заведениях по обучению здоровому образу жизни
Мероприятия %
Просвещение на классных часах 31,4
Обучение через разные предметы 28,5
Информация в стенгазетах и на плакатах 21,8
В форме лекций и бесед. Как правило, это монолог лектора 21,1
Проведение разных конкурсов, викторин, КВНов и т.д. 8,1
В школе я получаю противоречивую информацию о здоровье из разных источников 7,2
Иное 6,0
В форме занятий, в которых я принимаю активное участие и могу выражать своё мнение 5,4
Обучение в отдельном курсе 4,2
Примечание: сумма превышает 100%, т.к. респонденты выбирали несколько вариантов ответов.
Широкое информирование молодёжи о наркотических средствах происходит преимущественно через межличностную коммуникацию, в местах её скопления, называемых «тусовками». Достаточно указать тот факт, что в ходе мониторинга подростки и молодёжь, в том числе используя сленги, назвали более 30 наименований, которыми обозначаются известные им наркотические средства. Прежде всего, это различные препараты конопли и опийной группы. Многие знакомы даже с галлюциногенами и психостимуляторами. Абсолютное большинство обследованных учащихся школ (85,4%) информированы об основных видах наркотических средств и ПАВ. Данные опроса учащихся школ о тех или иных наркотических средствах и ПАВ имеют следующую структуру.
Информированы о: препаратах каннабиса (конопли): 47,0% - гашише; 20,5% - марихуане; препаратах опийной группы: 47,5% -героине; кокаине - 41,6%. Источниками таких сведений респонденты указывали:
средства массовой информации, телевидение, старших товарищей (Рисунок 2).
Около 3% респондентов отметили в анкетах, что «знают обо всех (или почти обо всех)). Вместе с тем, эти знания характеризовались неполнотой и односторонним характером (в основном были информированы об эйфоризирующем эффекте наркотиков). На вопрос: «Где чаще всего, по Вашему мнению, можно приобрести наркотик?» - 39,2% респондентов затруднились ответить, 33,0% считают, что у друзей, знакомых. Степень информированности о местах приобретения наркотиков отражена в таблицах 3, 4.
Информированность молодёжи о наркотических средствах - одна из предпосылок приобщения к их потреблению. Для измерения реальных масштабов приобщения использован показатель частоты потребления молодёжью наркотических средств. Этот показатель включает первую пробу, которая в итоге может оказаться единственной, но может иметь и продолжение (Таблица 5).
интернет иное родители журналы учителя друзья телевидение
0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%
Рисунок 2 - Источники получения информациио наркотиках
Таблица Л - Степень информированности о местах приобретения наркотиков
Место приобретения наркотика %
Зотрудняюсь ответить 39,2
У друзей, знакомых 33,0
У продавца 9,8
В аптеке 8,3
Изгоаовить самостоятельно 7,5
У медицинских работников 1,8
Примечание: сумма превышает 100%, т.к. респонденты выбирали несколько вариантов ответов.
Таблица 4 - Можно ли в Вашем учебном заведении приобрести наркотик?
%
Можно 12,4
Нельзя 30,0
Затрудняюсь ответить 43,0
Не доли отеат 14,6
Всого 100
Таблица 5 - Опыт употребления н аркотических веществ
Потребление наркотических средств %
Не было 60,8
Не дали ответа 21,1
Мне предлагали, но я отказался (лась) 14,5
Я пробовал (а) 3,6
Итого 100,0
Таким образом, опрос показал, что 3,6% от общего числа опрошенных имеют опыт употребления наркотических веществ. Подростки пробовали или потребляют, прежде всего, препараты конопли и опийной группы.
В проведенном исследовании предлагалось высказать своё мнение по следующим
вопросам: нЧерез какое время может возникнуть наркотическая зависимость?» (Таблица 6), «Сколько в среднем может прожить человек, регулярно употребляющий наркотики?» (Таблица 7), «Правильно ли делить норкотики на лёгкие и сильные?» (Таблица 8).
Следует отметить, что 8,7% респондентов, выбравших вариант иное, рнсшифрова-ли «смотря вакнй наркотик употреблять».
Таблица 6 - Возникновение наркотической зависимости от продолжительности употребления наркотика
Продолжительность употребления %
Достаточно попробовать 1-2 раза 52,8
Не дали ответа 16,4
Через 2-3 месяца регулярного уп9тре-бления 13,3
Если употреблять редко, то вообще не возникает 8,8
Иное 8,7
Итого 100,0
Таблица 7 - Продолжительность жизни при регулярном употреблении наркотиков
Продолжительность жизни %
До 15 лет 32,5
Не дали ответа 32,5
До 5 лет 29,6
Более 15 лет 20,3
Итого 100,0
Обращает на себя внимание, что 53,7% респондентов считают, что есть наркотики, не приносящие вреда либо подразделяют их на более опасные и менее опасные. Данные опроса свидетельствуют о серьёзных за-
блуждениях опрошенных, о незнании ими всех тяжёлых последствий употребления наркотиков, что не способствует формированию у них устойчивости к наркогенному давлению среды и представления о наркотизации как саморазрушающем поведении.
Таблица 8 - Деление наркотических веществ на лёгкие и сильные
Легкие и сильные наркотики %
Можно сказать, что есть наркотики 42,0
более опасные и менее опасные
Нет, все наркотики опасны в равной 39,0
степени
Да, существуют наркотические веще- 11,7
ства, не приносящие вреда
Не дали ответа 3,7
Иное 3,6
Итого 100,0
Вопрос анкеты: «Что Вы предпримите, если близкий Вам человек начнёт употреблять наркотики?» диагностировал позицию молодёжи по отношению к близким, употребляющим наркотики (Рисунок 3).
С нашей точки зрения, выявленная си-
туация характеризуется высоким уровнем терпимости к проблеме и не достаточной информированностью о губительных последствиях употребления наркотических веществ. Только 37,4% опрошенных выбрали достаточно активную позицию - обратиться к специалисту. В анкете необходимо было назвать мотивы, по которым молодые люди (знакомые или друзья) употребляют наркотические вещества. Из предложенных в анкете ответов, не смотря на ограничение, респонденты выбирали несколько вариантов. Большее количество опрошенных назвали главными причинами, по которым молодые люди употребляют наркотики - желание испытать новые ощущения и для того чтобы снять напряжение, расслабиться (Таблица 9).
В ходе анкетирования респондентам необходимо было высказать своё мнение по вопросу «употребление наркотиков - это признак...» (Рисунок 4).
Наиболее эффективными мерами в борьбе с наркоманией названо принудительное лечение наркоманов и ужесточение ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков (Таблица 10).
16,1%
37,4%
9,9%
□ нет ответа
□ ничего
□ уговаривать
□ к специалисту
36,6%
Рисунок 3 - Позиция по отношению к близкому, употребляющему наркотики
21,6%
2,3%
10,7%
□ самостоятельности
□ недостаточной информации
□ слабости
□ иное
65,4%
Рисунок 4 - Мнение по вопросу «употребление наркотиков - это признак.».
Таблица 9 - Мотивы употребления наркотиков
Мотив %
Захотелось испытать новые ощуще- 28,0
ния
Затрудняюсь ответить 20,0
Для того чтобы снять напряжение, 18,0
расслабиться
За компанию 14,6
Просто так, без причины, нечем за- 13,3
няться
Иное 6,5
Захотелось сделать что-нибудь за- 5,0
претное
Это престижно, модно 2,3
Для того чтобы повысить свою актив- 2,0
ность
Примечание: сумма превышает 100%, т.к. респонденты выбирали несколько вариантов ответов.
Таблица 10 - Необходимые меры для решения проблем наркомании
Меры %
Принудительное лечение наркоманов 45,5
Ужесточение ответственности за участие 28,3
в незаконном обороте наркотиков
Повысить доступность помощи психо- 20,3
логов, психотерапевтов
Повышение внимания со стороны роди- 20,3
телей
Обучение поведению в ситуации кон- 18,4
фликта, стресса
Рейды милиции по клубам, интернет 18,0
кафе, дискотекам
Встречи с наркологами и юристами 17,0
Повысить доступность дополнительного 16,9
образования по интересам
Обучение и помощь в адаптации к 15,8
сложным социально-экономическим
условиям
Легализация торговли лёгкими нарко- 15,8
тиками
Помощь в определении жизненных цен- 15,5
ностей и смыслов
Общегородские массовые мероприятия 14,1
против употребления наркотиков
Затрудняюсь ответить 8,6
Развитие навыков общения со сверстни- 8,5
ками, педагогами, родителями
Иное 2,4
Выводы
1. Абсолютное большинство обследованных учащихся школ информированы об ос-
новных видах наркотических средств и ПАВ. Вместе с тем, эти знания характеризовались неполнотой и односторонним характером (в основном были информированы об эйфо-ризирующем эффекте наркотиков).
2. Здоровье как главную ценность своей жизни назвали 83,6% респондента, однако следуют здоровому образу жизни 39,7% опрошенных.
3. В учебных заведениях проводятся мероприятия по обучению здоровью и созданию условий для здорового образа жизни, однако активно участвуют в этом по собственному желанию лишь 21,6% опрошенных.
4. Опыт употребления наркотических средств имели 3,6% респондентов, мальчики пробовали наркотики в 1,7 раза чаще, чем девочки. Подростки пробовали или потребляют, прежде всего, препараты конопли и опийной группы (88% от общего числа ПАВ). Как свидетельствуют результаты нашего исследования, пик первых проб среди подростков Красноярского края приходился на возраст 14 лет, независимо от пола, что соответствует общероссийскому показателю. Каждый третий респондент (34,5%) был свидетелям употребления наркотиков, и каждому третьему когда-либо предлагали попробовать наркотики.
5. К первой пробе наркотических средств все они были «простимулированы» друзьями, знакомыми и даже родственниками (45,4% впервые употребили наркотики в компании друзей, 23,3% - предложил друг или подруга старше по возрасту, 9,8% купили у друга, 4,9% дал старший брат или сестра).
6. Одной из главных причин, по которой подростки впервые употребляли наркотики является желание испытать новые ощущения (43,3%), причём среди мальчиков (25,5%) данный мотив гораздо выше, чем среди девочек (17,8%). Полученные нами результаты подтверждают тот факт, что мотивация пробы наркотиков часто инициируется влиянием ближайших друзей. Следует отметить, что у 22,2% есть друзья, которые употребляют наркотические вещества. На основании этой информации можно предположить, что вероятность приобщения к употреблению ПАВ имеет каждый пятый учащийся.
7. Обращает на себя внимание, что 53,7% респондентов считают, что есть наркотики,
не приносящие вреда либо подразделяют их на более опасные и менее опасные, что свидетельствует о серьёзных заблуждениях опрошенных, о незнании ими всех тяжёлых последствий употребления наркотиков, что не способствует формированию у них устойчивости к наркогенному давлению среды и представления о наркотизации как саморазрушающем поведении. Следует отметить, что каждый шестой подросток считает, что при необходимости достаточно легко сможет достать наркотики.
8. В результате опроса установлено, что каждый третий респондент когда-либо находились в автомобиле, которым управлял водитель в состоянии либо алкогольного, либо наркотического опьянения, причем мальчики гораздо чаще, чем девочки (каждый второй мальчик и каждая третья девочка). Выявленная ситуация характеризуется высоким уровнем терпимости к проблеме и не достаточной информированностью как о губительных последствиях употребления наркотических средств, так и последствиях езды в автомобиле, которым управляет водитель в состоянии опьянения.
9. Опрос показал, что досуг подростков достаточно разнообразен, однако у большинства ограничен пользованием Интернетом для развлечения и игрой в компьютерные игры. Только 25,7% школьников уделяли время другим своим увлечениям, таким как, чтение, игра на музыкальных инструментах, пение, рисование, литературное творчество и др. На отдельные виды домашних обязанностей мальчики и девочки тратили различное время, что особенно заметно в таких видах обязанностей, как мытьё посуды; уборка по дому; приготовление пищи, стирка.
10. Наиболее эффективными мерами в борьбе с наркоманией названо принудительное лечение наркоманов и ужесточение ответственности за участие в незаконном обороте наркотиков.
Таким образом, анализ результатов изучения уровня наркотизации в подростковой среде на территории Красноярского края свидетельствует о том, что проблема
распространения и употребления наркотических средств, психотропных веществ является актуальной. Меры, направленные на профилактику, пока не привели к коренному улучшению ситуации в сфере наркотизации подростков и молодежи.
Библиографический список
1. Кутумова О. Ю. Выявление потребителей психоактивных веществ среди учащихся учебных заведений: методическое пособие для школьных врачей и школьных инспекторов по делам несовершеннолетних. - Красноярск, тип. РУ ФСКН РФ по КК, 2007. - 14 с.
2. Кучма В. Р. Международный опыт профилактики болезней и укрепления здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал. - 2009. -№2. - С. 44-48.
3. Макеев Н. И. Особенности отношения подростков 15-17 лет к собственному здоровью // Российский педиатрический журнал. - 2009. -№5. - С. 45-48.
4. Митрофанова О. Е. Наркологическая заболеваемость детей в Московской области // Российский педиатрический журнал. - 2008. -№6. - С. 26- 30.
5. Пятницкая И. Н. Подростковая наркология. - М.: Медицина, 2002. - 256 с.
6. Рожавский Л. А. О заболеваемости детей Ленинградской области // Российский педиатрический журнал. - 2007. - №7. - С. 42-44.
7. Романова Т. А. Состояние здоровья детей Белгородской области // Российский педиатрический журнал. - 2007. - №7. - С. 40-42.
8. Садыков М. М. Основные тенденции состояния здоровья детского населения Казани / М.М. Садыков // Российский педиатрический журнал. - 2007. - №7. - С. 44-48.
9. Сборник нормативных документов, регулирующих антинаркотическую деятельность. -Красноярск, тип. У ФСКН РФ по КК, 2010. - 83 с.
10. Юрьев В. К. Анкетирование как метод оценки состояния здоровья детей // Российский педиатрический журнал. - 2008. - №1. - С. 57-60.
11. Яковлева Т. В. Законодательное обеспечение охраны здоровья детей в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. -2010. - №2. - С. 4-7.
12. Ярусова О. А. Состояние здоровья детей Красноярского края в 2009 году: информациоо-ное. - Красноярск, ККМИАЦ. - 2010. - 27 с.