gs4 управление образованием ^d
ГОРИНА Любовь Вячеславовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры методологии образования факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского
e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматривается понимание идеи индивидуализации дошкольного образования в контексте государственной образовательной политики. Раскрыта сущность индивидуализации образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Индивидуализация рассматривается как основная педагогическая стратегия дошкольного образования.
Ключевые слова: образовательная политика, государственные требования, стандарт, качество дошкольного образования, педагогическая стратегия, индивидуализация образования.
GORINA Lyubov Vyacheslavovna,
candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, associate Professor of education methodology Department faculty of psychological-pedagogical and special education Chernyshevsky of Saratov state University
THE MAIN MILESTONES OF THE STATE POLICY IN THE SPHERE OF PRESCHOOL EDUCATION
Annotation. The article considers the understanding of the idea of individualization of preschool education in the context of state educational policy. The essence of individualization of educational work with children of preschool age in accordance with the requirements of the Federal state standard of preschool education is revealed. Individualization is considered as the main pedagogical strategy of preschool education.
Key words: educational policy, state requirements, standard quality pre-school education, pedagogical strategy, individualization of education.
Введение. В последние 30 лет в педагогике детства происходят позитивные изменения, связанные с осознанием значительности образовательных ресурсов, заложенных в системе дошкольного образования. В нашей стране модернизация системы дошкольного образования в соответствии с базовыми принципами организации единого европейского образовательного пространства началась в 90-х годах XX столетия. Закономерным результатом этого процесса стала разработка группой ведущих экспертов под руководством директора Федерального института развития образования А.Г. Асмо-лова Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(далее - ФГОС ДО/стандарт), который вступил в силу в 2014 г.1
Основная часть. Путь к первым в истории нашей страны нормативно закрепленным стандартам дошкольного образования не был легким.
В конце XX в. отечественная система дошкольного образования переживает кризис, который проявляется в недовольстве педагогической общественностью неоправданным расширением объема базисного содержания дошкольного образования за счет введения предметных знаний
1 ФГОС ДО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14.11.2013 г, регистрационный № 30384).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
и видов деятельности, не являющихся принципиально важными для развития дошкольника. С одной стороны, накоплен значительный опыт и разработана теоретическая база обучения и воспитания детей дошкольного возраста, проведен ряд значительных психолого-педагогический исследований проблем дошкольного воспитания, с другой - детский сад всё больше и больше превращается в «маленькую школу» (как говорил ещё в 30-х годах прошлого века известный психолог Л.С. Выготский). Научная и педагогическая общественность поднимает вопрос о гуманизации, дифференциации, диверсификации дошкольного образования, децентрализации управления им (В.А. Петровский, А.Г. Асмолов, В.И. Слободчи-ков, В.Т. Кудрявцев и др.).
В 1989 г. вышла в свет Концепция дошкольного воспитания (под ред. В.В. Давыдова, В.А. Петровского), определившая ключевые позиции обновления детского сада. Концепция выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы с детьми. В её основу легли принципы приоритета общечеловеческих ценностей, ориентация на личность ребенка, развивающий характер образования, дифференциация и индивидуализация процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Реализовать данную модель в условиях единой типовой программы детского сада и устаревшей нормативной и правовой базы не представлялось возможным. На смену единой типовой программе воспитания и обучения в детском саду пришли вариативные программы развития ребенка («Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и др.). Эти и другие вариативные образовательные программы для детского сада были ориентированы на общемировую и национальную российскую культуру и должны были обеспечивать становление общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры дошкольника в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
К началу третьего тысячелетия кардинально изменились цели дошкольного образования. На первый план выдвигалось полноценное развитие ребенка соответственно его возрастным и индивидуальным возможностям, обеспечение равных стартовых возможностей для всех детей, сохранение их физического и психологического здоровья. Новые целевые акценты повлекли за собой ряд изменений, обусловивших новое понимание качества дошкольного образования. Произошел подъем инновационного движения, который характеризовался интенсивным поиском новых форм образовательной работы с разными категориями детей дошкольного возраста.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
В начале XXI в. укрепляется связь детского сада с семьей ребенка, что проявляется в адресной направленности педагогической поддержки, включении родителей в образовательный процесс, привлечении родителей к управлению дошкольным учреждением. Повышаются роль и уровень участия педагогических коллективов в выработке и реализации управленческих решений.
С момента становления и до недавнего времени дошкольное образование в России не имело юридически закрепленного статуса, что значительно затянуло процесс его стандартизации. Долгое время считалось, что для ступени дошкольного образования целесообразно построение государственных образовательных стандартов как государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения. Введение стандарта дошкольного образования стало возможным с изменением его статуса: согласно ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 г. дошкольное образование стало уровнем общего образования. В этой ситуации был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он был утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и вступил в силу с 1 января 2014 г.
Невозможно не обратить внимание на то, что текст ФГОС ДО в ключевых моментах повторяет (иногда буквально) положения аналитической записки «Стратегия построения государственных образовательных стандартов дошкольного образования», разработанной ещё в 1992 -1994-х гг. [3, с. 113-115].
В 1994 г. в соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об образовании» (1992 г.) в целях регуляции качества дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования было принято решение вынести на рассмотрение коллегии Министерства образования вопрос о разработке федеральных компонентов государственных требований (государственных образовательных стандартов) к дошкольному образованию (приказ Министерства образования РФ от 12.04.94 г. № 97). Этому предшествовало широкое обсуждение проблем отечественной системы дошкольного образования, в результате которого творческим коллективом, включающим представителей Института педагогических инноваций, Центра семьи и детства Института развития личности, Психологического института РАО и Института человека РАН, был выработан подход к построению государственных образовательных стандартов дошкольного образования с учетом лучших традиций практики российской системы дошколь-
ного образования, а также достижений психологической науки. Согласно этим подходам, образовательные программы рассматривались как средство реализации становления субъектной позиции ребенка; формирования целостной картины мира в дошкольном детстве; развития ценностных ориентаций, обеспечивающих базис личностной культуры дошкольника.
Основу проекта будущего стандарта составили требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Особо подчеркивалось, что в период дошкольного детства важно создать условия для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого рода и развития его индивидуальности, не требуя от него непременного усвоения знаний из разных сфер жизни в строго заданном объеме. В соответствии с разработанными требованиями, в основу стандарта легли такие дефиниции, как уровень и качество развития ребенка. Исходя из такого подхода, экспертиза деятельности дошкольного образовательного учреждения должна была представлять собой диагностику развития ребенка [3, с. 113 -115].
Данный подход к стандартам был применен еще в 1996 г. в документе «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольных образовательных учреждениях», который позиционировался в качестве переходной модели к введению стандарта дошкольного образования. Несмотря на свой «временный» статус, этот документ являлся основанием для оценки деятельности дошкольных учреждений более 10 лет. Подвижки в разработке данной проблемы произошли в 2007 г., когда в Закон «Об образовании» были внесены изменения и началась разработка федеральных государственных требований (далее -ФГТ), которые состояли из двух частей: к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования и к условиям ее реализации. В ФГТ был выдвинут ряд важных положений, регулирующих деятельность дошкольных учреждений: отход от дидактизма в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста; системно-деятельностный и культурологический подходы к проектированию образовательного процесса; организация специфических видов детской деятельности - игры, художественного творчества и др., как культурной практики; определение и характеристика интегра-тивных качеств личности, сформированных на этапе завершения дошкольного образования; требования к системе мониторинга и др. Однако в ФГТ был существенный недостаток: отсутство-
вали государственные требования к результатам. Это значительно затрудняло установление преемственности дошкольного и начального образования. При этом вопрос о результатах являлся предметом острых дискуссий, т.к. недоучет психологических изменений детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту порождал целый ряд социально-педагогических рисков.
Таким образом, в процессе стандартизации дошкольного образования был разработан ряд нормативных документов, имеющих значение стандарта, но введение ФГОС стало возможным только после того, как, согласно ст. 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», изменился статус дошкольного образования - оно стало первый уровнем общего образования. Главным достижением ФГОС ДО можно считать то, что его введение обеспечило признание на государственном уровне самоценности дошкольного детства. Изменение позиции ребенка в образовательном процессе на субъектную потребовало от педагогов переоценки профессиональных ценностей и переориентацию своей деятельности на учет социальной ситуации развития ребенка, решение задач его позитивной социализации и индивидуализации дошкольного образования [2, с. 18, 19].
В отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается ценность дошкольного детства как уникального периода развития человека. В.И. Слободчиков, опираясь на достижения отечественной психологии и на результаты широкомасштабных исследований The High/Scope Research Institute (США), отмечает существенное положительное влияние дошкольного периода на развитие личности, становление системы базовых компетенций, общих способностей, необходимых для успешности и благополучия человека в дальнейшей жизни [6, с. 88, 89].
В процессе внедрения требований стандарта в образовательную практику педагоги дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) столкнулись с рядом относительно новых понятий, одним из которых является «индивидуализация».
Педагогическое сопровождение индивидуального развития личности, казалось бы, не новая идея. В традиционных гуманистических педагогических теориях понятие «индивидуум» было ключевым и широко использовалось для обозначения уникальности человека. Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский рассматривали идею индивидуального подхода к каждому ученику в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
процессе групповой работы, предлагали опираться на индивидуальные и возрастные особенности ребенка. В традиционной философии образования проблема индивидуализации обучения трактовалась, в основном, в ключе типологизации индивидуальных особенностей детей, причем, как пишет В.И. Гинецинский, предполагалось, что дифференциация педагогических воздействий существует и развертывается как бы сама по себе [1, с. 49].
Своеобразный гуманистический ренессанс, который переживает наша образовательная практика с 90-х годов XX столетия, позволил по-новому рассмотреть результаты психологических исследований человеческой индивидуальности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.И. Гинецинский, И.А. Зимняя, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.) и определил основные педагогические идеи, лежащие в основе концепции ФГОС ДО.
Государственная политика в сфере дошкольного образования стала ответом на внешние вызовы, такие как информатизация, социокультурная интеграция и дифференциация образовательных систем. При этом за два года внедрения требований стандарта индивидуализация образовательной работы на основе свободного выбора самого ребенка не стала массовым явлением в нашей педагогической практике.
Индивидуализацию образования дошкольников мы можем рассматривать в нескольких направлениях:
- как разработку индивидуальных маршрутов и программа развития; как результат жизнедеятельности ребенка в виде сформированной на основе личностных смыслов, целостной картины мира;
- как формирование ключевых компетентно-стей в самостоятельной деятельности ребенка на основе свободного выбора источников информации, партнеров по взаимодействию, способов деятельности и т.п.;
- как перевода организуемого обучения в самоорганизуемое, в ходе которого свободно усвоенная информация присваивается ребенком и приобретает статус персонального знания [5, с. 13].
По мнению известного психолога Д.И. Фельдштейна, индивидуализация предполагает накопление индивидуального опыта, определенного для каждого этапа онтогенеза уровня «самости-самосознания» и приобретение возможностей его реализации как внесения творческого элемента в социальное [7, с. 81, 82]. Идущие от взрослого виды деятельности, моделирование реальности, культурные практики способствуют появлению и обогащению внутреннего плана действий;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019
игровой замысел словесно оформляется, становится осознанным, что способствует переходу от процессуальности детской деятельности к ее результативности.
Для детей дошкольного возраста характерно процессуальное непрагматичное отношение к реальности. Это требует от педагога поиска новых способов дифференцированного педагогического воздействия без форсирования инициативы ребенка, а в бережном постепенном направлении ее в разные сферы деятельности. В дошкольном детстве велика потребность в доброжелательном внимании и уважительном отношении со стороны взрослого, в сотрудничестве с ним, поэтому основной формой взаимодействия взрослого с детьми в образовательном процессе должна быть совместная партнерская деятельность [4, с. 20-25].
Заключение. Педагогические стратегии дошкольного образования направлены на повышение его качества и эффективности. Однако на практике мы часто наблюдаем противоречие между качеством и эффективностью, смещение целевых ориентиров в сторону обеспечения доступности. В настоящее время в соответствии с государственной образовательной политикой в сфере дошкольного образования наиболее острыми проблемами являются определение способов взаимодействия с родительской общественностью и с другими организациями, реализующими ФГОС ДО, и пересмотр основных подходов в системе подготовки и переподготовки педагогов дошкольного образования.
Список литературы:
[1] Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 46-49.
[2] Горина Л.В. Развитие дошкольного образования в России на рубеже XX - XXI веков // Научное обозрение: гуманитарные исследования. -2014. - № 9. - С. 17-23.
[3] Дошкольное образование в России: сб. действ. нормативно-правовых документов и науч.-метод. материалов. - М.: Изд-во АСТ, 1997.
- С. 110-115.
[4] Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 208 с.
[5] Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт. - М.: Обруч, 2011. - 240 с.
[6] Слободчиков В.И. Детский сад вчера, сегодня, завтра // Дошкольное воспитание. - 2005.
- № 8. - С. 88-94.
[7] Фельдштейн Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования).
- М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. - 336 с.
Spisok literatury:
[1] Ginecinskij V.!. Individual'nost' как р^т^ pedagogicheskoj antropologii // Pedagogika. - 1999.
- № 3. - S. 46-49.
[2] Gorina L.V. Razvitie doshkol'nogo оЬга-zovaniya V Rossii па rubezhe XX - XXI vekov // №и^пое obozrenie: gumanitamye issledovaniya. -2014. - № 9. - S. 17-23.
[3] Doshkol'noe obrazovanie V Rossii: sb. dejstv. normativno-pravovyh dokumentov i паис^-
metod. materialov. - M.: Izd-vo AST, 1997. - S. 110— 115.
[4] Korotkova N.A. Obrazovatel'nyj process v gruppah detej starshego doshkol'nogo vozrasta. - M.: Linka-Press, 2007. - 208 s.
[5] Svirskaya L.V. Individualizaciya obra-zovaniya: pravil'nyj start. - M.: Obruch, 2011. - 240 s.
[6] Slobodchikov V.I. Detskij sad vchera, segod-nya, zavtra // Doshkol'noe vospitanie. - 2005. - № 8. - S. 88-94.
[7] Fel'dshtejn D.I. Mir Detstva v sovremennom mire (problemy i zadachi issledovaniya). - M.: MPSU; Voronezh: MODEK, 2013. - 336 s.
V,
ЮРКОМ ПАНИ
www. law-books, ru
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-1лЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2019