Научная статья на тему 'Основные вехи 700-летних российскогрузинских государственно-церковных отношений на XVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (23 января 2007 г. )'

Основные вехи 700-летних российскогрузинских государственно-церковных отношений на XVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (23 января 2007 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные вехи 700-летних российскогрузинских государственно-церковных отношений на XVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (23 января 2007 г. )»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви 2007. Вып. 2 (23). С. 177-179

Основные вехи 700-летних российско-грузинских ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ отношений на XVII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ (23 января 2007 г.)

Одной из тем Ежегодной богословской конференции, обсуждаемой на протяжении трех лет, является многовековая история российско-грузинских государственно-церковных отношений. Постепенно развиваясь и укрепляясь на протяжении XI—XVII вв., эти отношения привели к образованию Грузинского экзархата в составе Русской Православной Церкви в начале XIX в. Опыт государственно-церковной жизни Грузинского экзархата, объединившего почти на 100 лет две православные Церкви, уникален и требует объективной исторической оценки русских и грузинских церковных историков.

В течение долгого времени взаимоотношения двух православных Церквей не имели адекватного, непредвзятого научного освещения, что сохранилось и поныне. Привлечение материалов российских и грузинских архивов и других сведений по данному вопросу, а также их исследование позволяют изложить историю отношений между церквами более взвешенно и беспристрастно.

При рассмотрении этапов жизни Грузинского экзархата и осмыслении ее столетнего пути вместе с Русской Церковью целесообразно привлечь материалы, связанные с историческим обзором Церкви Древней Иверской Земли1 и ее отношений с Российским государством. Доклад А. Н. Павлова (ПСТГУ, ГИМ) был посвящен посланию имеретинского2 царя Арчила к Московскому Патриарху Адриану, хранящемуся в Синодальном собрании отдела рукописей Государственного исторического музея. В послании, относящемся к 90-м годам XVII в., царь Арчил излагает обстоятельства тяжелого положения его царства в связи с непрекращающейся экспансией соседних мусульманских государств и просит Московского Патриарха ходатайство-

1 Иверия - древнее название Грузии.

2 Имеретия - западная часть Грузии.

вать об удовлетворении его просьбы - принять его владения в состав Российского государства.

Обстоятельствам разных сторон церковной жизни Древней Грузинской Церкви, просвещенной светом христианства в начале IV в. святой равноапостольной Ниной, посвящен ряд сообщений грузинских церковных историков. Епископ Цагерский и Лантехский Стефан (Калаиджишвили) рассказал о почитании Ацкурской иконы Бо-жией Матери в Древней Грузинской Церкви. Ее появление в Древней Грузии связывают с именем апостола Андрея Первозванного, по сведениям грузинских рукописей, проповедовавшего в этих краях Евангельскую истину еще в начале I в. По свидетельству этих рукописей, образ Ацкурской Божией Матери имеет нерукотворное происхождение, запечатлен отражением лика Пресвятой Богородицы и доставлен в Древнюю Грузию апостолом.

Дискуссии в современной грузинской историографии о датировке христианизации Древней Грузии (Картли) с привлечением византийских источников посвящен доклад З.Д. Абашидзе (ТбГУ им. И.А.Джавахишвили, Тбилисская национальная библиотека).

О событиях, изложенных в древнегрузинских надписях XI в. из храмов Лыхны в Абхазии, сообщалось в докладе Силогава В.И. (Институт рукописей им. К.С. Кекелидзе). Анонимный автор одной из надписей, выполненной древним грузинским шрифтом, переходным «мхедрули», прославляет грузинского царя Георгия II (1072—1089), отца царя Давида-Возобновителя (Строителя)

Выступление М.А. Рапава (Институт рукописей им. К.С. Кекелидзе) относительно догматических аспектов жизни Древней Грузинской Церкви, подготовлено по грузинским рукописям X-XI вв., в частности сочинениям преп. Никиты Стифата против армянского мо-нофизитства.

Л.О. Башалешвили (МГУ, ИСАА) коснулась вопросов богослужения в 'УШ-К вв., в частности она исследовала монастырский типик Тао-Кларджетского «пустынного града», остановившись на византийской преемственности в монашеских традициях. Отражению в русской литературе (в частности в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон») библейских сюжетов, сопряженных с историей грузинского народа, посвящено сообщение Багратион-Мухранели И.Л. (МГУ, ПСТГУ).

Выступление протоиерея Максима Чантурия (храм свт. вмч. Георгия в Грузинах) было посвящено первому правовому документу, известному в историографии под именем «Георгиевского трактата», который определил последующий совместный путь Грузинского царства и Российского государства. Для объективной и взвешенной

оценки этого документа, легшего в основу дальнейших российско-грузинских государственно-церковных отношений, необходимо, по мнению докладчика, привлечение как можно большего количества материалов российских и грузинских архивов.

Обстоятельства служения государственным интересам Российского государства представителей знатных грузинских фамилий (родов), начавших переселяться в Россию с XVI в., излагаются в сообщении И.С. Тихонова (ГА РФ) по архивным документам ГА РФ. Оно касается материалов к биографии князя Михаила Дмитриевича Цициа-нова (1765—1841) - тайного советника, сенатора, директора Комиссии строения Москвы. Деятельность этой Комиссии сыграла большую роль в работах по восстановлению архитектурных строений и сооружений Москвы после пожара 1812 г.

В докладах магистра богословия Н.Ю. Суховой и И.Е. Мельниковой (ПСТГУ) говорилось о становлении и развитии «грузиноведения» в Санкт-Петербургском университете и СПбДА в 1863—1917 гг., в частности об обсуждении вопроса, связанного с учреждением кафедры грузинской церковной истории при одной из высших духовных школ России, а также о методологии и основных проблемах, связанных с церковными исследованиями в этой области.

О начале иноческого пути схиигумении Фамари (Марджанишвили), подвизавшейся в Бодбийском монастыре святой равноапостольной Нины, трудам по восстановлению Бодбийской обители и миссионерской деятельности игумении Ювеналии (Ловинецкой) (1879— 1907 гг.) рассказала И. И. Ковалева (ПСТГУ).

В докладе монахини Елены (Хиловской) (ЦНЦ ПЭ, ПСТГУ) были освещены вопросы формирования свода русскоязычных библиографических указателей по истории российско-грузинских государственно-церковных отношений. Материалы исследования, выполненного при участии ПСТГУ, вошли в библиографию к XIII тому Православной энциклопедии, посвященному российско-грузинским государственно-церковным отношениям, поэтапно формировавшимся на протяжении многих веков.

По завершении работы секции обсуждения и дискуссии в рамках круглого стола был обсужден комплекс вопросов, связанных с публикациями проводимых исследований совместного российско-грузинского проекта: «Основные вехи 700-летних российско-грузинских государственно-церковных отношений».

Мельникова И.Е.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.