Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви. 2008. Вып. 11:3(28). С. 150-152
Из истории российско-грузинских
ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ И. Е. Мельникова
В рамках секции «История российско-грузинских государственно-церковных отношений» на XVIII Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ были сделаны и обсуждены сообщения, касающиеся отдельных богословских и церковно-исторических аспектов в жизни Грузинской Православной Церкви.
Следует отметить, что основные вопросы, рассмотренные в докладах, касались освещения проблем, созвучных традиции специализации «картвелология» («грузиноведение»), сложившейся в российской университетской и академической среде к концу XIX в.
Древнецерковным догматическим спорам и участию в них византийских и грузинских богословов были посвящены сообщения российских и грузинских ученых: кандидата богословия игумена Дионисия Шленова (ПСТГУ, МДА) и доктора филологических наук М. А. Рапава (Институт рукописей им. К. Кеке-лидзе). Сообщения излагали отдельные вопросы полемических сочинений, направленных против армянских монофизитов в древнегрузинской письменности (по грузинским рукописям XI в). Подчеркивалось, что указанная полемика нашла свое отражение в сочинениях двоякого вида: оригинальных трудах, представляющих самостоятельные сочинения, и в виде переводных полемических трудов.
Последствия принятия монофизитства Армянской Церковью и рецепции на это обстоятельство Древней Грузинской Церкви изложены в сообщении кандидата филологических наук Л. О. Башелеишвили, посвященном распаду грузиноармянского вероучительного единства в VI в. (ИСАА МГУ). Автором излагается история армяно-грузинского вероисповедального раскола на основании труда епископа Мосэ Цуртавели «Книга посланий» (VII в.), включающего свод писем, собранных епископу, и источника IX в., принадлежащего католикосу Арсену Са-парели (Сапарскому) «Отделение армян от грузин».
Обстоятельства из житий византийских святых, подвизавшихся на территории Древней Грузии, нашли отражение в сообщении епископа Цагерского и Лентехского Стефана (Калаиджишвили) (Грузинская Патриархия). В сообщении подробно была изложена дискуссия о факте перенесения мощей прп. Мак-
сима Исповедника, жизненный путь которого завершился в Западной Грузии, куда он был сослан за участие в монофелитских спорах.
Особенности богослужения в Древней Грузинской Церкви получили освещение в сообщении кандидата богословия П. Ю. Малкова, в котором нашло отражение богословие прп. Максима Исповедника в церковной службе его памяти (ПСТГУ).
Некоторые вопросы формирования церковных институтов и их канонических особенностей (в частности, образование Абхазского Католикосата) были рассмотрены в сообщениях доктора исторических наук В. И. Силогава (Институт рукописей им. К. Кекелидзе) и А. Н. Рыбакова (ИСАА, МГУ), подтверждением чему явились древнейшие письменные известия об Абхазских католикосах по колофонам Ахалцихского Четвероевангелия XI в., прозвучавшие в докладе грузинского ученого.
В рамках круглого стола, посвященного 225-летию заключения первого совместного российско-грузинского законодательного акта — «Георгиевского трактата» и некоторым персоналиям, наиболее усердно послужившим для развития этого сотрудничества, были заслушаны и обсуждены сообщения, повествующие об этапах семи вековых российско-грузинских государственно-церковных отношений.
Так обстоятельства посольства имеретинского1 царя Арчила в Москву во второй половине XVII в. были изложены в сообщении А. Н. Павлова (ПСТГУ, ГИМ). Особенный интерес вызвали прозвучавшие в докладе сведения, касающиеся отдельных бытовых подробностей церемониала принятия иностранных посольств при Московском царском дворе, по документам, обнаруженным в Российском Государственном архиве древних актов в фондах Посольского приказа.
Участию грузинских духовных лиц в посольствах в Москве в XVIII в. и их вкладу в переговоры, предшествующие заключению первого российско-грузинского законодательного акта — «Георгиевского трактата», были посвящены сообщения кандидата исторических наук З. Д. Абашидзе (ЦНЦ ПЭ) и кандидата технических наук И. Е. Мельниковой (ПСТГУ) и касались участия в его подготовке Католикоса-Патриарха Антония I и Тбилисского митрополита Афанасия (Амилахвари).
Отдельные персоналии, наиболее усердно послужившие для развития российско-грузинского сотрудничества были охарактеризованы в сообщении И. С. Тихонова (ГА РФ, Историко-патриотическое общество «Багратион») и И. В. Козловского (Об-во «Отечественная война 1812 г.»). В сообщениях излагались обстоятельства военного служения представителей семьи князя Петра Ивановича Багратиона в России во второй половине XVIII в., а также события из жизни князя в годы его пребывания в грузинской колонии в Кизляре.
Взаимодействию русской и грузинской литературы и искусства и их взаимопроникновению было посвящено сообщение кандидата филологических наук И. Л. Багратион-Мухранели, в частности вопросам восприятия Кавказа русской классической литературой (ББИ им. Андрея Первозванного, ПСТГУ).
1 Имеретия — западная часть Грузии.
Еще раз хочется отметить, что тематика сообщений секции включала проблемы специализации «картвелология» («грузиноведение»), для которой еще в начале XX в. были созданы предпосылки вхождения в систему духовного образования, прерванные в результате трагических событий в Русской истории и развитие которых может быть продолжено.
Осуществляемый в ПСТГУ (где органично сочетаются и богословские, и светские науки) совместный российско-грузинский проект по изучению российско-грузинских государственно-церковных отношений, в котором принимают участие представители университетской и академической науки наших стран, может послужить началу возрождения нового этапа научного направления «картвелологии» («грузиноведения»).