Научная статья на тему 'Основные условия, факторы формирования и развития туристского региона'

Основные условия, факторы формирования и развития туристского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
7237
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные условия, факторы формирования и развития туристского региона»

Основным на данной диаграмме является блок 4, который может быть представлен как совокупность процессов (рис. 3).

С точки зрения работы с документами наиболее интересен блок А41 - «Подготовить пакет документов». Он подвергается дальнейшей декомпозиции на составляющие процессы (рис. 4).

Некоторые блоки на диаграммах подвергаются дальнейшей детализации, которая осуществляется до тех пор, пока IDEFO-модель не будет способна дать ответ практически на любой вопрос, связанный с организацией курсов ТСЖ.

Разработанная IDEFO-модель может быть использована при внедрении систем автоматизации деловых процессов (технология workflow). Внедрение таких систем требует детального описания так называемых бизнес-процессов работы с документами, поскольку значительная часть функций систем ориентирована на построение маршрутных карт движения документов, и четкое представление о маршрутах может быть сформировано именно посредством разработки этих моделей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 352 с.

Ю.А. Пшеничных

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ,

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЕГИОНА

В последнее время туризм становится все более важной отраслью экономики многих стран. Постоянно расширяется география туризма и его разновидности. Для того чтобы туризм начал развиваться в каком-либо регионе, необходимо прежде всего наличие в этом регионе туристских ресурсов. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование видов туристского бизнеса.

Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, которые можно использовать для создания туристского продукта. Условно туристские ресурсы можно подразделить на две группы:

• природные (природно-рекреационные);

• инфраструктурные (рекреационно-познавательные).

Развитие туристского бизнеса требует наличия обоих групп. Даже при высоких аттрактивных свойствах природных ресурсов без наличия коммуникаций, средств связи, коммунальной инфраструктуры, памятников культуры, искусства и др. туристский бизнес для широкого круга потребителей невозможен. Однако все же основным условием развития туристского бизнеса является наличие природных ресурсов.

В силу своей специфики туризм занимает важнейшее место в группе отраслей народного хозяйства, имеющих выраженную ориентацию на использование природных ресурсов. Если продукция других отраслей национальной экономики транспортируется к потребителю, то результатом деятельности туристской отрасли являются целевые перемещения потребителей (туристов) к местам сосредоточения туристских ресурсов, т.е. потребление туристских ресурсов происходит в месте их размещения. При этом, в отличие от других отраслей, в туристской отрасли не происходит изъятие, переработка и глобальные изменения качественных и количественных характеристик туристских ресурсов. Туристская деятельность сопровождается значительным потреблением туристских ресурсов, поэтому туризм наиболее заинтересован в их сохранности, регулировании потребления и их воспроизводстве. Поэтому концепция устойчивого развития туризма ООН - ВТО, глобальный

этический кодекс туризма, Хартия туризма, а также рекомендации международных туристских конвенций и деклараций предполагают бережное и разумное природопользование, а также сохранение и приумножение туристских ресурсов.

В современных условиях трудно переоценить значение развития туризма для экономики регионов. Среди факторов, влияющих на развитие той или иной сферы экономики обычно выделяют следующие факторы производства: землю, труд, капитал, предпринимательство и информатику. Эти факторы тесно увязаны и в туристской деятельности. Специфика туристской сферы состоит лишь в том, что на первое место в ней выдвигаются земельные (природные) ресурсы. Земля как фактор производства для отдельных видов туризма является определяющим фактором, она одновременно является и предметом труда, и средством труда, и средством дохода. Наличие высококвалифицированных кадров является также немаловажным фактором развития туристской сферы. В последние годы опережающими темпами развиваются информационные технологии и, конечно, дефицитным для всех категорий предприятий остается фактор капитальных ресурсов. Расширение туристской деятельности, обустройство новых рекреационных территорий, строительство курортных комплексов требуют больших капитальных вложений.

В силу этого основные факторы, влияющие на развитие регионального туризма, можно классифицировать следующим образом. По степени изменчивости их можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-географических факторов. Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Первоначальной основой развития регионального туризма являются природные и географические условия. Не случайно туризм на ранней стадии получил развитие в регионах с благоприятным климатом и целебными источниками. Эти регионы и в наши дни являются лидерами в мировом туризме, несмотря на развитие таких видов туризма, как экологический, нуждающийся в девственной природе (которая сохранилась либо в местах с неблагоприятным климатом, либо в труднодоступных местах), авантюрный туризм, использующий в качестве ресурсов территории с экстремальными условиями.

Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже в значительной мере можно отнести к статичным. С ростом уровня образования и познавательной потребности населения историко-культурные ресурсы приобретают все большее значение.

К динамичным относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную оценку, значение, меняющиеся во времени и пространстве. Степень развития регионального туризма определяется в значительной мере оснащенностью территории материальными возможностями для проживания туристов, торгово-ресторанной сетью и прочим, т.е. всем тем, что принято включать в понятие туристской инфраструктуры и уровня сервиса, емкости территории для приема туристов, экологического состояния территории, уровня общеэкономического развития, обеспеченности трудовыми ресурсами, материальными средствами и финансовыми возможностями региона, принимающего туристов.

Кроме вышеуказанного деления, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Эти факторы не связаны непосредственно с туризмом.

Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на региональный туризм посредством демографических и социальных изменений. К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся также экономические и финансовые факторы: улучшение (ухудшение) экономической и финансовой си-

туации, увеличение (снижение) личного дохода: более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, воздействующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материальнотехнические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка:

1. Процессы спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма).

2. Возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.).

3. Возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т.д.).

4. Возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов.

5. Возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т.д.).

6. Возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).

Перечисленные выше факторы можно подразделить также на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).

К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.

Интенсивные факторы - повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры: техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации регионального туризма, рациональное использование имеющихся в регионе материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам, отрицательно влияющим на развитие регионального туризма, относятся: кризисы, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Негативные факторы оказывают сильнейшее влияние на развитие регионального туризма и в настоящее время. Причем существенной особенностью ситуации является то, что кризисные явления возникли главным образом во внутреннем туризме, в то время как туризм выездной продолжает развиваться. В условиях нарушения баланса между этими видами туризма из страны вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие материально-технической базы внутреннего туризма. Необходимы срочные меры по преодолению факторов, оказывающих негативное влияние на развитие туризма в данный момент.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристской деятельности может иметь большие колебания. Туристские организации и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные для межсезонья и пониженные для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой и т.д.).

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристские ресурсы. Высокий потенциал развития туризма, который характеризуется объемом и разнообразием таких ресурсов, как природные условия, особенности географического положения, историческое наследие, уровень развития материально-технической базы туризма, насыщенность достопримечательностями, их взаимосочетанием и положением по отношению к основным зонам и центрам туризма, степень привлекательности для основной части туристов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы.- М.: Финансы и статистика, 2001 .272 с.

2. Менеджмент туризма: основы менеджмента.- М.: Финансы и статистика, 2002.- 350 с.

3. Менеджмент туризма: экономика туризма.- М.: Финансы и статистика, 2001.- 312 с.

4. Егоренков Л.И. Экология туризма и сервиса: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 208 с.

5. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 304 с.

С.А. Саак

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Одной из проблем, стоящих перед финансовыми органами муниципального образования, является планирование расходов бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство. В настоящее время в муниципальных образованиях отсутствует воз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.