УДК 631.117
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
© 2008 Алиев М.А., Хасбулатов А.Х. Дагестанский государственный педагогический университет
В статье на основе анализа совокупности факторов, влияющих на развитие туристских услуг, выделены факторы, сдерживающие прогресс туризма; приведена система мер, реализация которых ведет к повышению эффективности формирования туристских услуг в регионе; предложена система экономических показателей для определения влияния объективных условий на развитие туризма в Республике Дагестан по группам муниципальных образований с учетом структуры населения, климатических, географических, дорожных и других факторов.
In the article on the base of the analysis of the whole complex offactors, influencing the development of the tourist services, the factors, restraining the development of the tourism have been marked out; the system of measures, realization of which leads to increasing efficiency of the development of the tourist services in the region has been adduced; the system of the economic factors for determination of the influence of objective factors on the development of the tourism in the Republic of Dagestan among groups of the municipal formations taking into account the population structures, climatic, geographical, road and other factors has been offered.
Ключевые слова: экономический анализ, республика Дагестан, туристские услуги, туризм, экономические показатели, структура населения.
Keywords: economic analysis, the Republic of Daghestan, tourist services, tourism, economic factors, population structure.
В российской экономике развитию индустрии сервиса и услуг традиционно уделяется меньше внимания, финансовых средств и материальных ресурсов, чем это делается государством для производственной сферы. Кроме объективных причин этому способствуют бюрократия, сопротивление изменениям, неприятие руководством предприятий и регионов нововведений, недостаточность организационно-управленческого, финансового и маркетингового опыта, а также первоначального капитала [2]. Сложившиеся в отрасли административные отношения, организационные формы, методы и технологии управления, механически перенесенные из прошлого и отражающие ресурсную или инвестиционную направленность развития, не позволяют успешно решать задачи
комплексного развития регионов и туристско-рекреационной сферы.
В соответствии с методикой определения эффективности затрат в непроизводственную сферу продуктивность рекреационного обслуживания выводится из положительных социальных результатов, состоящих в воспроизводстве рабочей силы за счет восстановления и усиления физиологического и творческого потенциала работников.
Количественно-социальные результаты функционирования туристско-
рекреационного комплекса могут быть выражены в снижении уровня заболеваемости, повышении производительности труда отдохнувших на курортах людей. Исследования, проведенные отделом рекреационной физиологии Всероссийской
научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям, показали, что активный отдых способствует снижению уровня сердечно-сосудистых заболеваний почти наполовину. Болезни органов дыхания уменьшаются почти на 40%, болезни нервов и костно-мышечной системы - на 30%. Было также установлено, что в первый месяц после активного отдыха производительность труда возрастает на 15-25%
[3].
С другой стороны, одной из основных особенностей развития регионов является обусловленность его каким-то преобладающим видом ресурса, опре-
деляющим их (ресурсов) специализацию. Например, территории с комфортными природными условиями специализируются на удовлетворении рекреационных потребностей населения страны (Сочи, Южный берег Крыма, Черноморское побережье Кавказа, Алтай, Дагестан и др.).
В этих условиях особую актуальность приобретает проблема их анализа и влияния на развитие туристских услуг в регионах. Например, отдельные моменты, сдерживающие формирование туристских услуг в Республике Дагестан, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы, сдерживающие развитие туризма в Республике Дагестан (значение фактора указывается цифрой по мере убывания:
1- наиболее значимые, 2-7 - менее значимые)1
, 1 1
, , 5 5
, , , 4 4
( , - , .) 5 4
- 2 3
( ' , , ..) 4 3
, , - 2 5
( ) 7 7
, - 7 7
. - 2 2
1 1
,1999
Обобщая приведенные в таблице факторы конкретного региона, можно сделать вывод, что на развитие туристских услуг оказывают влияние не только сдерживающие, но и статичные и динамичные, внешние и внутренние, экстенсивные и интенсивные причины [1].
К статичным относится совокупность природно-географических факторов. Они
имеют непреходящее, неизменное значение. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят свое выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные пещеры и т.д.). Культурно-
исторические факторы - памятники архитектуры, истории и т.д. - тоже в значительной мере можно отнести к статичным факторам. Динамичные включают в себя демографические, социально-
экономические, материально-тех-нические и политические. Они могут иметь различные оценки значения, меняющиеся во времени и в пространстве. Кроме того, факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние (экзогенные) оказывают влияние на туризм посредством демографических и социальных изменений. Это -возраст населения; увеличение числа неработающих женщин и изменение дохода на каждую семью; рост пропорции одиноких людей; тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи; рост числа бездетных пар в составе населения; уменьшение иммиграционных ограничений; увеличение оплачиваемых командировок и более гибких графиков рабочего времени; более ранний выход на пенсию; увеличение осознания туристских возможностей. Практически все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма.
В число внешних факторов, воздействующих на развитие туризма, входят экономические и финансовые:
- улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;
- увеличение (снижение) персонального дохода;
- более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов;
- возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств по покрытию расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам, определяющим на рост туризма, относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бы-
том, историей, культурой, условиями жизни различных стран.
Кроме того, внешние факторы включают трансформацию политического и правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий.
Внутренние факторы, действующие непосредственно на сферу туризма, -это, прежде всего, материальнотехнические, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
К внутренним факторам относятся также явления туристского рынка:
- динамика процессов спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма);
- усиление роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов; увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.);
- возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и мелким бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);
- повышение роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;
- возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т.д.);
- усиление роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий-агентов, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что, в свою очередь, порождает потребность в повышении квалификации персонала).
По степени влияния на развитие туристских услуг перечисленные выше факторы, в свою очередь, можно подразделить на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).
К экстенсивным факторам мы причисляем:
- рост численности работников;
- увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов;
- строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.
Интенсивные факторы:
- повышение квалификации работников;
- развитие профессионально-
квалификационной структуры;
- техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов НТП, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма;
- рациональное использование
имеющихся материальных ресурсов, объектов, маршрутов и т.д.
К сдерживающим факторам, влияющим на развитие туризма негативно, принадлежат: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, не-
выполнение турфирмами своих обязательств и т.д.
Проведенный нами анализ факторов показывает, что для повышения эффективности функционирования и развития туристских услуг в Республике Дагестан необходимо:
- устранить ярко выраженный сезонный характер туристской деятельности и обеспечить круглогодичное функционирование соответствующих объектов;
- исключить ведомственный подход к освоению и использованию рекреационных ресурсов путем создания единого республиканского органа управления территориально-рекреационной системой;
- решить экологические проблемы, имеющие место в настоящем и могущие возникнуть в перспективе по мере рекреационного освоения территории;
- гарантировать развитие сети предприятий производственного и непроизводственного обеспечения рекреационного хозяйства;
- решить вопрос о собственности земельных территорий, богатых рекреационными ресурсами;
- создать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров территориально-рекреационного комплекса;
- разработать и внедрить единую информационно-коммуникационную систему управления территориальнорекреационным комплексом.
Все это позволяет нам отметить, что состояние туризма в республике, с одной стороны, расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской сферы, неразвитостью туристской инфраструктуры; с другой - характеризуется высокими темпами строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительным увеличением выездов россиян в зарубежные поездки, ростом числа туристских организаций.
Предпринимаются меры по созданию условий, обеспечивающих возрождение
туризма на качественно новом уровне на основе реализации целевой программы «Развитие туризма в Республике Дагестан на 2005-2010 годы».
Для определения эффективности реализации этой программы нами предлага-
ется следующая система показателей, рассчитываемых по семи группам муниципальных образований Республики Дагестан (табл. 2) и учитывающих влияние объективных факторов на развитие туризма:
Таблица 2
Перечень групп муниципальных районов (городских округов)
Республики Дагестан с учетом объективных факторов, влияющих на развитие туристских услуг
'
I - , , , , , 2,1394
II - , , , , , 2,0614
III - , , , , 1,7702
IV - , , , , - 1,4602
V - , , , , 1,2629
VI - , , 1
VII - , , , , , - 1,0644
1) уровень обеспеченности рынка туристских услуг в регионе:
а) количество полезных площадей учреждений, организаций по предоставлению туристско-рекреационных услуг на одного туриста (рекреанта);
б) стоимость материально-технической базы туристских услуг на одного туриста (рекреанта);
2) занятость в системе туристско-рекреационных услуг: количество туристов на 10 тыс. чел. коренного населения;
3) интеллектуально-профессиональный структурный индекс: на 1 тыс. туристов (рекреантов) сколько приходится человек обслуживающего персонала с высшим и средним специальным образованием в области туристско-рекреационной деятельности;
4) коэффициент поляризации: на 1 тыс. чел. коренного населения сколько приходится тысяч туристов (рекреан-тов);
5) пространственная плотность сети туристско-рекреационных учреждений: площадь территории региона, приходящаяся на одно учреждение туристско-рекреационных услуг;
6) транспортная доступность объектов туристско-рекреационной системы: среднее расстояние от областных, республиканских центров до отдельных турбаз, пансионатов, санаториев и т.д.;
7) экономическая база развития туристско-рекреационной сферы: объем
среднедушевого производства ВРП на территории;
8) социальная база развития туристско-рекреационной сферы: объем среднедушевого дохода населения на территории.
Практические расчеты по этим показателям в разрезе групп муниципальных образований и отдельных видов туристских услуг позволят, с одной стороны, анализировать деятельность органов местного самоуправления в районах (городах) по развитию услуг туризма; с дру-
гой - выявить общие тенденции и направления развития среды туризма в Республике Дагестан.
Примечания
1. Алиев М.А., Джалалова Т.Ш. Экономическая сущность рекреационных услуг в условиях рыночной экономики // Сборник научных трудов «Проблемы теории и практики экономики народнохозяйственного комплекса региона». - Махачкала: ГОУ ВПО ДГТУ, 2004. - С. 28-35. 2. Иващенко
А.П. Экономический анализ деятельности туристско-экскурсионных организаций. Учебное пособие. - М., 1985. - С. 36. 3. Квартальнов В.А. Современные концепции социального туризма. -М.: Наука, 1993. - С. 78-82.