Научная статья на тему 'Событийный туризм как важнейший фактор развития туристского центра в Якутии'

Событийный туризм как важнейший фактор развития туристского центра в Якутии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3444
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / ФЕСТИВАЛЬ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОТИВЫ / ПУТЕШЕСТВИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Винокурова М.Н., Тарасов А.Е.

В статье рассматривается особенности событийного туризма как важнейшего фактора развития туристского потенциала Якутии, и одного из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области развития туристской индустрии в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Событийный туризм как важнейший фактор развития туристского центра в Якутии»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

6. Слепнёв М.А., Васильев В.Н. Диалектика спора. / М.А. Слепнёв, В.Н. Васильев. - Минск.:

Университетское, - 222 с.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. / Е.Н. Соловова. - М.: Астраль, 2009.- 238 с.

8. Стешов А.В. Как победить в споре. / А.В. Стешов. - Л. :Лениздат. 1991.- 187 с.

9.Толковый словарь русского языка / ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Астрель. Аст, 2010.-1021 с.

© Бочкарёва Т. В.2015 г.

УДК.37

М.Н.Винокурова , А.Е.Тарасов

Магистрант гр. М-СОТ-15, к.пед.н., доцент ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет

им. М.К. Аммосова, Россия, Якутск

СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО

ЦЕНТРА В ЯКУТИИ

Аннотация

В статье рассматривается особенности событийного туризма как важнейшего фактора развития туристского потенциала Якутии, и одного из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии в регионе.

Ключевые слова

Событийный туризм, фестиваль, туристский потенциал, мотивы, путешествия.

Событийный туризм - это вид туризма, объединяющий спортивный, культурный, бизнес туризм, так как цель поездки приурочена к конкретному событию или мероприятию.

Событийный, или ивент - туризм (от англ. еуей - событие, мероприятие) - довольно молодое и перспективное направление туристского бизнеса. Этот вид отдыха набирает обороты и становится всё более массовым. Традиционно цитируемый классик туристской литературы М.Б. Биржаков так определяет это понятие: «Событийный туризм - значимая часть культурного туризма, ориентированная на посещение дестинации в определённое время, связанное с каким-либо событием в жизни сообщества или общества, редко наблюдаемым природным явлением [7].

Актуальность данной темы определяется следующими обстоятельствами:

- развитие внутреннего и въездного туризма являются приоритетными видами развития туризма в Российской Федерации;

- Якутия - имея огромный туристский потенциал, является недостаточно развитым туристским центром, готовым предложить широкий спектр обслуживания туристов. И преддверие большого события 100-летия ЯАССР (2022), продвижение Якутии, как туристского центра становится наиболее актуально.

- У Якутии пять особо значимых проектов по событийному туризму: фестивали «Полюс Холода», «Зима начинается с Якутии», международные спортивные игры «Дети Азии», «Спартакиада по национальным видам спорта Игры Манчаары», национальный праздник «Ысыах».

Основная цель данной статьи заключается в определении роли событийного туризма, как важнейшего фактора развития туристского центра.

В виду многоплановости темы, в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть особенности событийного туризма;

- выявить возможные факторы, оказывающие влияние на развитие туристского центра;

- провести анализ современного состояния туризма в Якутии;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

- определить влияние событийных туров на развитие туризма;

- разработать проект событийного тура в Якутии и рекомендации по его продвижению.

Первая часть. Достопримечательные события как фактор развития туризма в регионе.

Целью данной части является обзор литературы для раскрытия основной темы. Для достижения этой цели ниже рассмотрены следующие вопросы:

Основные мотивы путешествий;

Событийный туризм;

Факторы развития туризма в регионе.

1. Основные мотивы путешествий

Туризм сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Он является мощным катализатором региональной экономики, отраслью с высокой скоростью оборота капитала, окупаемостью и рентабельностью инвестиций.

В современной научной литературе рассмотрено достаточно много подходов к определению туризма, которые определяют туризм, как особую форму передвижения людей по маршруту с целью посещения конкретного объекта или удовлетворения специального интереса и возвращению к месту постоянного жительства. Понимание мотивации людей, собирающихся в путешествие, является важным фактором для организации путешествий. Под мотивами туризма понимают все те психологические и физические потребности людей, заставляющие людей думать о месте назначения с туристской целью (о дестинации), которое может удовлетворить их туристские потребности и желания. Существует множество мотивов туризма, которые определяют разнообразные его формы. Мотивы туризма различаются в каждой конкретной дестинации по своей интенсивности, которая определяется отношением числа посетителей с определенной мотивацией к общему числу посещений туристами конкретной местности [5]. Основными видами мотивов туризма являются:

A) природно-климатические мотивы;

Б) культурные мотивы;

B) экономические мотивы;

Г) психологические мотивы.

Местные достопримечательности воздействуют на чувства человека и могут быть мотивом (целью) путешествия. Достопримечательностями местности могут быть страны или отдельные районы страны, а также географические регионы, города и т.д., другими словами, любая местность, привлекающая внимание туристов.

Достопримечательные события - выставки, спортивные мероприятия, международные конференции, карнавалы, фестивали, религиозные церемонии и пр. Туристы посещают эти места в связи с происходящими там событиями. Кроме того, существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо при формировании программ обслуживания.

Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.

Таким образом, туристские мотивы как существенный элемент спроса являются объектом целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объем, так и на формы спроса и выбора туристского продукта и услуг. Одни из этих влияний могут быть доминирующими, другие - побочными, однако все они обладают определенной возможностью усиливать свое воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта и естественно определяют цель путешествия [4].

2. Событийный туризм

На сегодняшний день существует множество видов туризма. Событийный туризм - направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Основная цель поездки приурочена, к какому либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, постепенно завоевывают все большую популярность.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Событийный туризм - это непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Главная особенность событийного туризма - множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма.

Целевая аудитория событийного туризма - это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар.

Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике события.

В событийном туризме выделяют несколько тематических видов:

- национальные фестивали и праздники;

- театрализованные шоу;

- фестивали кино и театра;

- гастрономические фестивали;

- фестивали и выставки цветов;

- модные показы;

- аукционы;

- фестивали музыки и музыкальные конкурсы;

- спортивные события

Участники событийных туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу - гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и к услугам гидов переводчиков. Особенность событийного туризма в том, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных [7].

3. Факторы развития туризма в регионе

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвергается влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент времени может быть различной по силе, так и продолжительности воздействия. Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

внешние (экзогенные);

внутренние (эндогенные).

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.

Природно-географические (горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. В целом же природно-географические и культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.

Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан. К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствуя притоку в страну валюты, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры и т.д. Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристскую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Основными направлениями туристской политики в России являются: -защита прав путешествующих;

-защита интересов производителей отечественного туристского продукта;

-всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма, который проявляется в форме: прямых инвестиций в формирование туристской инфраструктуры, научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на мировом туристском рынке, налоговых и таможенных льгот, стимулирующих приток инвестиций.

В соответствии с ролью туризма в возрождении экономического потенциала страны Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признаёт туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что главным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Анализ современного состояния туристского рынка показывает, что основными странами, поставляющими туристов в нашу страну являются: Германия, Финляндия, США, Великобритания, Италия, Франция,Япония и Китай [8].

В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры, в том числе формировании объектов туристского показа на основе развития исторических центров, количество иностранных туристов может значительно вырасти [7].

К внутренним факторам относятся также факторы туристского рынка: Процессы спроса, предложения и распространения

Возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.

Возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристских союзов и т.д.).

Возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов.

Возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально -квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т.д.).

Возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала).

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.

Таким образом, по первому разделу можно сделать выводы о том, что развитие событийного туризма играет важную роль в развитие всей туристской индустрии региона. Это объясняется следующим:

- определенные события в жизни и истории региона вполне могут являться первостепенным мотивом для осуществления путешествий

развитие событийного туризма в регионе является достаточно выгодным для всего региона. Преимущества его развития с экономической точки зрения заключаются в следующем: увеличение денежного потока развитие индустрии и инфраструктуры туризма рост валового национального продукта создание новых рабочих мест в регионе

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

реформирование структуры отдыха и развлечений, которая может быть использована как туристами, так и местным населением

увеличение налоговых сборов принимающего региона [11].

Часть вторая. Анализ влияния юбилейных мероприятий, приуроченных к празднованию 100 - летия ЯАССР и следующих проектов: фестивали «Полюс Холода», «Зима начинается с Якутии», международные спортивные игры «Дети Азии», «Спартакиада по национальным видам спорта «Игры Манчаары», национальный праздник «Ысыах» на развитие туризма в регионе.

Целью данной части является анализ воздействия событийного туризма на развитие туристского центра. Для достижения этой цели ниже рассмотрены следующие вопросы:

Анализ современного состояния туризма в регионе.

Анализ программы мероприятий по подготовке к празднованию юбилея города.

Анализ возможностей развития туров, приуроченных к празднованию 100 - летия ЯАССР и следующих проектов: фестивали «Полюс Холода», «Зима начинается с Якутии», международные спортивные игры «Дети Азии», «Спартакиада по национальным видам спорта Игры Манчаары», национальный праздник «Ысыах».

Значимость развития туризма для Якутии определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. Наличие в Якутии разнообразных туристских ресурсов создаёт условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.

Туризм является одной из важнейших межотраслевых сфер деятельности современной экономики, нацеленной на повышение уровня и качества жизни населения. При этом, в отличие от многих других отраслей экономики, туризм не приводит к истощению ресурсов. Отдых населения (или рекреация), используя практически те же ресурсы, что и туризм, является дополняющей сферой деятельности экономики. Поэтому и туризм, и отдых целесообразно рассматривать и развивать совместно в рамках туристской индустрии [1].

Основной проблемой, которую необходимо решать, является недостаточная социально-экономическая эффективность использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Якутии, а также недостаточная привлекательность, известность и качество комплексного туристского продукта региона.

Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Эффективность функционирования туристской индустрии существенно сдерживается отсутствием в системе государственной статистики определения конечных финансовых, социально-экономических и других результатов деятельности отрасли; недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма; отсутствием раздела «Туризм» в бюджетной классификации; отсутствием преференций для инвестиций в туристскую инфраструктуру. Отсутствие понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счёте приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию чёткого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией региона, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Якутии, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии.

Сегодня область стоит перед серьёзной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы.

Таким образом, обеспечение туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Отсутствие целенаправленной работы по повышению

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Якутии может иметь своим следствием невозможность достижения одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развития туристской индустрии, отставание по сравнению с темпами её развития в соседних регионах. В конечном счете, это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения региона. Ввиду вышеизложенного, можно сделать выводы, что для развития туризма в регионе необходимо максимально использовать весь имеющийся туристский потенциал, а учитывая грядущее 100-летие ЯАССР, этот вопрос как никогда может быть актуальным. Список использованной литературы

1. Александрова А.Ю. Экономика и территориальная организация международного туризма. - М., 1996.

2. Александрова А.Ю. Международный туризм. - М., 2001.

3. Александрова А.Ю. География туризма. - М.: КНОРУС. - 2008.- с.468.

4. Бакин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов-Дону: Феникс. - 2008. - 252 с.

5. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 2001.

6. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. - Ростов н/Д:Феникс,2003.

7. Долженко Г.П., Шмыткова А.В. Событийный туризм в Западной Европе и возможности его развития в России // Известия высших учебных заведений. Северо - Кавказский регион. Серия: общественные науки. - 2007.

8. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Соколова М.В. История туризма. - М.: Академия, 2004.

10. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. - М.: КНОРУС, 2005.

11. сайт ysia.ru УКАЗ Президента Российской Федерации В.В.Путина Москва, Кремль7 апреля 2014 года N 211

© Винокурова М.Н., Тарасов А.Е., 2015

УДК.37

М.Н.Винокурова, А.Е.Тарасов

магистрантка 1 курса гр. М-СОТ-151, к.пед.н. доцент2 ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный университет

им. М.К. Аммосова», Россия, Якутск

СОБЫТИЙНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА РЕГИОНА

Аннотация

В статье рассмотрено событийные мероприятия как важнейший фактор развития туристского рынка в Якутии. Так как такие мероприятия влияют на социально-экономическое развитие региона.

Ключевые слова

Событийные мероприятия, Международные спортивные игры «Дети Азии», фестиваль «Полюс Холода», фестиваль «Зима начинается с Якутии», национальный праздник «Ысыах Туймаады».

Туризм - это временные выезды с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране временного пребывания [3].

Событийный туризм - это вид туризма, поездки при котором приурочены к каким - либо событиям. События могут отличаться к сфере культуры, спорта, бизнеса и т.д. [2].

Событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. События встраиваются в существующий социально-культурный ландшафт и являются катализаторами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.