Научная статья на тему 'Факторы формирования предпринимательства в туристической сфере России'

Факторы формирования предпринимательства в туристической сфере России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОН / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ / ENTREPRENEURSHIP / REGION / FACTORS OF TOURISTIC COMPLEX FORMATION / TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF THE TOURISTIC SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашов Евгений Геннадьевич

Выявляются и систематизируются группы факторов становления и развития российского туристического комплекса в современных условиях. Даны характеристика состояния, анализ тенденций развития и оценка динамики изменений в туристической отрасли Российской Федерации на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are revealed and systematized the factors of formation and development of the Russian touristic complex in the modern conditions. There are characterized the conditions, analysis of development tendencies and assessment of changes dynamics in the touristic sector of Russia at the modern stage.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования предпринимательства в туристической сфере России»

- механизм государственного регулирования, предусматривающий создание определенных общественных институтов и структур на различных уровнях;

- механизм контроля рабочей силы (правила, устанавливаемые внутри фирм, выступающих на внешних рынках (правила внутреннего трудового распорядка и пр.), являются элементами данного механизм; рынками трудовых ресурсов здесь управляет преимущественно не механизм цен, а «совокупность административных правил и процедур» в рамках института фирмы);

- механизм конкуренции проявляет себя на рынке трудовых ресурсов в форме института конкурентных преимуществ рабочей силы;

- механизм социального партнерства выступает как форма регулирования социальнотрудовых отношений и согласования экономических интересов наемных работников и работодателей;

- механизм социальных институтов, обеспечивающий сохранение семейных и местных трудовых традиций.

Только такая институциональная структура механизма рынка трудовых ресурсов обеспечивает четкость, предсказуемость и надежность функционирования субъектов рынка -участников трудовых трансакций. Для эффективного функционирования рынка трудовых ресурсов необходимо формировать соответствующие институциональные условия.

литература

1. Агабекян Р.Л., Авагян Г.Л. Современные теории занятости : учеб. пособие для студ. вузов. М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2001.

2. Борисова Л.Г., Солодова Г.С., Фадеева О.П. [и др]. Неформальный сектор: экономическое поведение детей и взрослых. Новосибирск : Изд-во Но-восиб. гос. ун-та, 2001.

3. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М., 1995.

4. Оганесян Л.О., Кучковская Н.В. Механизм функционирования рынка труда аграрной сферы в региональной экономике (теоретикометодологические аспекты) : моногр. Волгоград: ИПК ФГОУ ВПО Волгогр. ГСХА «Нива», 2009.

5. Сабирьянова К.З. Структурные изменения, адаптация работников и равновесие на локальных рынках труда. URL : http://www.socpol.ru/grantprog/ героЛз^Ыт!

6. Хоманс Дж. История социологии в Западной Европе и США. М., 1974.

7. Hart K. Informal urban income opportunities and employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. 1973. Vol. 11. N 1. P. 61-90.

Institutionalisation of labour market in the modern Russian economy

There are revealed the institutional conditions for labour market development, substantiated the imperatives of institutionalization process development in the labour sphere, structure of coordination of labour market institute subjects, suggested the mechanism of labour market development on the basis of economic interests’ agreement.

Key words: institutional conditions, institutes of coordination, labour market, contract relations, formal and informal relations, imperatives of labour market institutionalization.

е.г. кондрашов

(Волгоград)

факторы формирования предпринимательства в туристической сфере России

Выявляются и систематизируются группы факторов становления и развития российского туристического комплекса в современных условиях. Даны характеристика состояния, анализ тенденций развития и оценка динамики изменений в туристической отрасли Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: предпринимательство, регион, факторы формирования туристического комплекса, тенденции развития туристической сферы.

Современный этап становления национального туристического комплекса, его региональных подразделений требует постоянного изучения, поиска новых путей и средств решения все более возрастающих по масштабам и качеству задач в области организации и управления туристическим комплексом. Данные обстоятельства привлекают внимание исследователей и делают актуальным изучение этой сложной отрасли российской экономики.

© Кондрашов Е.Г., 2011

В Стратегии развития сферы туризма в России указано, что целью развития отрасли является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристического рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, повышения занятости и уровня доходов населения [6]. Достижение поставленной цели будет невозможно без анализа условий формирования туристического комплекса, повышения качества туристических услуг, а также эффективного управления развитием в сфере туризма.

Рассмотрим основные группы факторов, оказывающих влияние на функционирование индустрии туризма и некоторые тенденции развития российского туристического комплекса. Для формирования туристического комплекса, развития туризма на территории какого-либо региона необходимо наличие в этом регионе определенных условий и туристических ресурсов, в первую очередь рекреационных. Первую группу факторов, влияющих на развитие регионального туризма, условно можно разделить на статичные и динамичные. К статичным относится совокупность природно-географических факторов, которые имеют обязательное значение. Человек приспосабливает их к туристическим потребностям, делает более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы региона находят выражение в живописной природе, климате, рельефе местности, недрах земли. Культурно-исторические факторы - памятники архитектуры, истории и т.д. -тоже в значительной мере можно отнести к статичным. К динамичным относятся демографические, политические, социально-экономические и материально-технические факторы.

Вторая группа факторов, воздействующих на туризм, делится на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Эти факторы не связаны непосредственно с туризмом, но оказывают на него заметное косвенное влияние. Внешние факторы воздействуют на региональный туризм посредством демографических и социальных изменений и включают следующие показатели: возраст населения региона; увеличение числа работающих женщин и изменение дохода на каждую семью; рост числа одиноких людей; тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи; рост числа бездетных пар в составе населения региона; уменьшение иммиграционных ограничений; увеличение оплаченных командировок и более гибких графиков рабочего времени; более ранний выход на пенсию, увеличение осознания туристических возможностей [9].

Все перечисленные выше показатели в той или иной степени влияют на структуру свободного времени населения, которая создает объективные социально-демографические условия развития туризма. Например, оплаченные командировки, гибкие графики рабочего времени ведут к расширению каникулярных периодов, изменяют вид делового туризма, границы сезонности. Отсюда большая общая продолжительность туров, частая их периодичность [8].

Однако для России данная тенденция характерна лишь отчасти. В настоящее время в связи с кризисными явлениями в экономике, в результате того, что многие предприятия отправляют своих сотрудников в неоплачиваемый отпуск, проявляется рассогласование между структурой свободного времени и экономическими возможностями части населения. Складывается ситуация, при которой значительная часть населения, имеющая свободное время, не может воспользоваться туристическими услугами. В свою очередь, представители коммерческих структур, имеющие материальные возможности для проведения отдыха с использованием услуг туристических фирм, зачастую не могут позволить себе даже краткосрочный отпуск. В связи с этим задача определения бюджета свободного времени населения в значительной степени осложняется.

К числу внешних факторов, воздействующих на региональный туризм, относятся также экономические и финансовые условия: улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации, увеличение (снижение) персонального дохода: более высокая (низкая) туристическая активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов, возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия [7].

К социально-экономическим факторам, влияющим на увеличение масштабов регионального туризма, относится повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения - стремление людей познакомиться с историей, культурой, условиями жизни в различных странах [8].

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и правового регулирования; технологические изменения: развитие транспортной инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности путешествий. Последнее обстоятельство становится особенно актуальным в связи с государственными переворотами в Египте и странах Магриба. Эти национальные конфликты уже негативно сказы-

ваются на развитии туризма в большинстве стран Северной Африки.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической деятельности может иметь большие колебания. Туристические организации и учреждения принимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных спадов. Так, введение сезонной дифференциации цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные - для межсезонья и пониженные - для несезонного времени; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50%), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным колебаниям (конгрессный, деловой и т.д.).

Внутренние (эндогенные) факторы - это факторы, действующие непосредственно в сфере регионального туризма. К ним относятся материально-технические условия, имеющие важнейшее значение для развития туризма в регионе. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

К внутренним факторам относятся также следующие факторы туристического рынка:

- процессы спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродук-ты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма);

- возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристических сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристического развития в устоявшемся туристическом пространстве и т.д.);

- усиление координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальной интеграции, т.е. рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом, вертикальной интеграции через создание стратегических туристических союзов и т.д.);

- возрастание важности средств массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых турпродуктов;

- повышение значения кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессио-

нальной подготовки, улучшение организации труда и т.д.);

- усиление влияния частного туристического бизнеса (создание условий, при которых на рынке действует ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество малых предприятий, осуществляется эффективная реализация тур-продуктов на основе профессионального маркетинга, что порождает потребность в повышении квалификации персонала) [2].

Перечисленные выше факторы подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные). К экстенсивным факторам относятся рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих. Интенсивные факторы - повышение квалификации персонала, развитие профессиональноквалификационной структуры: техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации регионального туризма, рациональное использование имеющихся в регионе материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.

К сдерживающим факторам, отрицательно влияющим на развитие регионального туризма, относятся кризисы, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристических фирм, ужесточение туристических формальностей, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.

Негативные факторы оказывают сегодня сильнейшее влияние на развитие в России регионального туризма. При этом существенной особенностью является то, что кризисные явления возникли главным образом во внутреннем туризме, в то время как выездной туризм продолжает развиваться (см. рис.1).

Развитие туризма в Российской Федерации можно оценить по значениям показателя «коэффициент интенсивности туризма», который характеризует долю населения, ежегодно совершающего хотя бы одно туристическое путешествие, к общему числу жителей страны. По данным Федеральной службы государствен-

Тыс. поездок 12000

10000

8000

6000

4000

2000

0

9369

11314

9555

5640

Выезд

Въезд

2598 2380 3106 3152 2861

!___2433 2214___2295 —2400

---------I---------I---------I---------I----------I---------I---------I---------I---------I--------

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Выезд российских граждан за границу и въезд иностранных граждан в Россию с целью туризма в 2000 - 2009 гг. [4].

Рис.2. Динамика изменений интенсивности туризма в России в 2000 - 2009 гг. [5]

ной статистики и косвенным расчетам, можно проследить динамику интенсивности туризма за 2000 - 2009 гг. (рис. 2).

По рекомендациям Всемирной туристической организации (ЮНВТО) туризм в стране считается массовым, если в нем принимает участие более 50% населения страны. Средневзвешенный коэффициент интенсивности туризма в России за 2000 - 2009 гг., исходя из линии тренда, составляет 5,2%. Это свидетельствует о том, что только каждый двадцатый житель России совершает путешествия. В Европе, по экспертным оценкам, каждый четвертый человек совершает два туристических путешествия в год, а каждый девятый - три и более [1].

В условиях нарушения баланса между въездным и выездным туризмом из страны вывозится валюта, которая могла бы инвестироваться в развитие материально-технической базы внутреннего туризма. Кроме того, в условиях роста интенсивности труда, возрастающей потребности в длительном отдыхе и оздоровлении развитие туризма должно стать реальным инструментом оздоровления нации. Реализация данной функции туристического

комплекса возможна только в том случае, если туризм в стране приобретет массовый характер.

На развитие туристического комплекса России и ее регионов, как представляется, наиболее существенное влияние оказывают следующие факторы: степень развития национальной экономики в целом; государственная поддержка приоритетных направлений туризма и рекреации; платежеспособность населения; инвестиционная привлекательность данного комплекса; нормативно-правовая база туристическо-рекреационной деятельности; ценовая политика в области туризма и рекреации; качество предоставляемых туристическо-рекреационных услуг.

На данном этапе для отечественного туристического комплекса сдерживающими его развитие причинами являются несфор-мированный положительный туристическо-рекреационный имидж России на международном рынке туристическо-рекреационных услуг; отсутствие современной инфраструктуры туризма и отдыха; низкая степень интеграции отечественного туристического рынка в

международный рынок туристических услуг; небезопасность отдыха и туризма; недостаточное количество высококвалифицированных туристическо-рекреационных кадров и др. Все это требует срочных мер по преодолению факторов, оказывающих негативное влияние на развитие туризма в данный момент.

Организация развития туризма в стране должна основываться на преимущественном развитии видов и форм туризма, позволяющих максимально и комплексно использовать имеющиеся туристические ресурсы. В этой связи очевидна необходимость протекционистской политики в отношении национального туристического комплекса и его региональных составляющих. В качестве мер, упорядочивающих систему контроля за деятельностью туристическо-рекреационных фирм, необходимо усилить внимание Федеральной антимонопольной службы, Федеральной налоговой службы, Министерства внутренних дел РФ и

др. [3].

Кроме того, для развития туристических комплексов регионов России необходимо преодоление целого ряда факторов, накладывающих ограничения на их эффективное функционирование: моральный и физический износ туристической инфраструктуры и отсутствие эффективных механизмов стимулирования инвестиций в ее развитие; недостаточность экономических стимулов развития въездного и внутреннего туризма; отсутствие благоприятного инвестиционного климата и недооценка туристического потенциала с точки зрения инвестиционной привлекательности территорий; недостаток финансирования программ развития туристических комплексов регионов; отсутствие маркетинга территорий и недостаточность национального рекламного бюджета для продвижения региональных туристических продуктов на внутреннем и внешнем рынках и т.д.

Литература

1. Всемирная туристская организация (ЮНВ-ТО). URL : http://unwto.org/ru.

2. Курортно-оздоровительный туризм. URL : http://bibliofond.ru.

3. Макекадырова А.С. Развитие основных предпосылок формирования туристско-рекреационного комплекса России // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2007. № 11.

4. Статистика выезда из России и въезда в Россию, 2002 - 2009 гг. URL : http://profi.travel.ru/stats/ inout.html.

5. Степанова С.А. Факторы формирования и развития регионального туризма в современных условиях // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. Серия «Экономика». 2008. № 4.

6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. URL : http:// russiatourism.ru.

7. Туризм и гостиничное хозяйство. URL : http://www.oturbiznese.ru.

8. Факторы, влияющие на развитие туризма. URL : http://www.polina.in.

9. Факторы, влияющие на развитие туристического менеджмента. URL : http://allphotopai.com.

Factors of formation and tendencies of development of Russian touristic complex

There are revealed and systematized the factors offormation and development of the Russian touristic complex in the modern conditions.

There are characterized the conditions, analysis of development tendencies and assessment of changes dynamics in the touristic sector of Russia at the modern stage.

Key words: entrepreneurship, region, factors of touristic complex formation, tendencies of development of the touristic sphere.

л.о. оганесян, и.А. гущина

(Волгоград)

альтернативные принципы классификации трансакционных издержек

Анализируется сущность трансакционных издержек; рассматриваются альтернативные подходы их классификации; обосновываются принципы формирования (класса) трансакционных издержек (информации, взаимодействия, мотивации и адаптации).

Ключевые слова: трансакционные издержки, издержки информации, издержки взаимодействия, издержки мотивации, издержки адаптации.

В современной научной литературе категория «трансакционные издержки» не имеет однозначной трактовки, но, несмотря на раз-

© Оганесян Л.О., Гущина И.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.