Научная статья на тему 'Понятие и содержание туристско-рекреационного комплекса в структуре региональной экономики'

Понятие и содержание туристско-рекреационного комплекса в структуре региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сидорова Наталья Анатольевна

The importance of Regional Tourism and Recreation Program, as well as pre-condition for its development, are broadly discussed in the article. The author analyzes last years activity in the industry that have led to a stronger development of touristic business in Chuvashia, Russian Federation, focusing on its structure and core indexes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сидорова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTION AND CONTENT OF TOURISM AND RECREATION COMPLEX IN THE STRUCTURE OF REGIONAL ECONOMY

The importance of Regional Tourism and Recreation Program, as well as pre-condition for its development, are broadly discussed in the article. The author analyzes last years activity in the industry that have led to a stronger development of touristic business in Chuvashia, Russian Federation, focusing on its structure and core indexes.

Текст научной работы на тему «Понятие и содержание туристско-рекреационного комплекса в структуре региональной экономики»

Эномика и управление

75

УДК 379.85:725.515

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА В СТРУКТУРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Н.А. Сидорова

В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ особое значение приобретает региональная экономика. Основу процесса регионализации реформ России составляет признание объективной первичности региональных условий и проблем перед отраслевыми, выявление специфических интересов государства и регионов, определение путей достижения согласия этих интересов. Это особенно важно в условиях такого государства, как Российская Федерация, с его значительными внутрирегиональными различиями, которые могут повлиять на проявление тех или иных принципов рыночной экономики и возможности обеспечения межрегионального взаимодействия при размещении производства и формировании региональных рынков. Поэтому возникает необходимость рассмотрения рыночных отношений в их региональных формах, формирования на их основе региональных рынков различного масштаба и ареала.

Структура экономики регионов России в условиях перехода к рыночным отношениям испытывает воздействия, характерные для большинства региональных производственных структур страны. На первом этапе экономических реформ наиболее сильным результатом макроэкономического воздействия стала деформация отраслевых структур регионов, вызванная существенными изменениями структуры конечного спроса. Особое значение в этих условиях приобретает реструктуризация экономики регионов, основной целью которой является снятие противоречия между требованиями рынка и устоявшимся пропорциями регионального воспроизводства. Одним из условий перехода к социально-ориентированной рыночной экономике является развитие непроизводственной сферы, как социально значимого субъекта экономических отношений. Поэтому для преодоления сложившихся структурных деформаций экономики региона и восстановления естественного режима мезовоспроиз-водственного процесса регионам следует осуществлять диверсификацию хозяйственной деятельности через развитие услуг.

Туристско-рекреационный комплекс (ТРК) является одним из важнейших блоков непроизводственной сферы жизнедеятельности общества - его социальной инфраструктуры. ТРК - это совокупность объектов, предметов, действий, целями которого являются отдых, лечение или спорт. Туризм и рекреация в регионах России, наряду с агропромышленным комплексом, относятся к отраслям хозяйственной специализации, туризм обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития регионов. Учитывая то, что реструктуризация экономики сопровождается разработкой маркетинговых стратегий, основанных на результатах исследований региональных рынков, сфера туристско-рекреационных услуг, особенно в ее рыночном секторе, остро нуждается в прогрессивных методах управления.

Период нестабильной экономической ситуации в стране обусловил не только существенные трансформации, но и уменьшение размеров и ухудшение использования туристско-рекреационного комплекса как страны в целом, так и регионов в частности. Многие организации комплекса прекратили деятельность, резко сократилось строительство новых объектов, значительно усилился износ материально-технической базы. Кроме проблемы поддержания имеющегося потенциала туристско-рекреационного комплекса в рабочем состоянии, перед большинством организаций стоит задача реконструкции объектов и повышения качества предоставляемых услуг до уровня мировых стандартов. В этой связи, важным является вопрос о необходимости научных разработок, позволяющих модернизировать региональные туристско-рекреационные комплексы, оживление которых благотворно скажется на экономике регионов, в том числе, Чувашской Республики, включая поступление денежных средств в федеральный и республиканский бюджеты.

Туризм в условиях рыночной экономики представляет собой относительно новое социальное явление в нашей стране, нуждающееся в специальных органах, которые осуществляли бы управление туристско-

76

Вестник Чебоксарского кооперативного института. 2009. № 1

рекреационным комплексом на целостной основе. Системность, многоаспектность, многогранность и многомерность структурной сущности туризма объективно подвела к необходимости рассматривать туризм как сложный межотраслевой социально-экономический комплекс, сфера деятельности которого лежит не в привычной вертикальной отраслевой плоскости, а охватывает некое горизонтальное пространство, включающее предприятия и организации разной отраслевой принадлежности. Национальный тури-стско-рекреационный комплекс (НТРК) - это совокупность взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики и представляющую синтез трех сфер. (см. схему 1). Единой функциональной задачей последних является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно растущих потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий в свободное время, при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.

Для наиболее полной характеристики НТРК было выделено четыре структурных разреза: функционально-отраслевой, организационно-управленческий, социально-экономический, территориально-производственный и сформирована система показателей (см. схему 2), представленная следующими подсистемами:

- целевые показатели развития НТРК;

- обосновывающие показатели экономического развития НТРК;

- обобщающие показатели экономического развития НТРК.

Внутри подсистем выделен ряд блоков, каждый из которых включает несколько групп показателей.

Впервые рекреационное районирование в России было осуществлено в 1973 г. И уточнено в 1980 г. Тогда вся территория страны по степени развитости была разделена на 4 зоны и 20 районов. Спустя 5 лет, большую детализацию в рекреационное районирование внес И. В. Зорин, разбив территорию страны на 5 зон и 31 район. Из-за изменения политической ситуации: в том числе распада Советского союза, возникновение зоны военного конфликта на Кавказе, существенное изменение социальных и экономических условий жизни населения было необходимо провести новые исследования в части рекреационных ресурсов. В результате в 1996 г. В Российской международной академии туризма была разработана новая схема рекреационного районирования в России. Согласно этой схеме

территория РФ условно была разделена на 4 рекреационные зоны: Центр России, Север и Европейский Юг России, Сибирь и Дальний Восток, Юг Сибири. Методологически характеристика рекреационных зон должна отражать следующие аспекты:

- географическое положение зоны и входящих в ее состав районов;

- действие основных факторов развития туризма на данной территории (рекреационные потребности местного населения, условия их удовлетворения, рекреационные ресурсы);

- характеристику рекреационного потенциала - природных рекреационных ресурсов (ландшафтов, биоклимата, гидроминеральных ресурсов), экологического состояния природной среды, историко-культурного потенциала (памятников культурного наследия и объектов социальной инфраструктуры), степень развития туристской инфраструктуры и материальной базы туризма; функциональную структуру туризма и доминирующие направления;

- проблемы и перспективы рекреационного освоения.

Проведенный обзор показал, что рекреационная деятельность в России находится в крайне неразвитом состоянии. Контраст составляет использование рекреационных ресурсов в США, которые также значительны по площади, имеют разные климатические зоны и обладают природным и историко-культурным разнообразием.

Рекреационный потенциал территорий РФ очень высок, но используется лишь в незначительной части. К проблеме развития рекреационных территорий необходим комплексный подход, разработка единых программ комплексного развития рекреационных ресурсов региона. Практически в каждом регионе страны имеются участки, обладающие ресурсами для развития рекреации.

Необходимо создавать рекреационные территории и активно использовать рекреационные ресурсы в тех регионах, где хорошо сохранены естественные экосистемы, земли, богатые культурным и историческим наследием, в сочетании с близко расположенными зонами с достаточной плотностью проживания населения. Рекреационные ресурсы должны быть доступны широкому кругу населения по материальным затратам для их использования и обеспечены транспортным сообщением.

Можно выделить следующие рекреационные критерии, позволяющие оценить возможность рекреационного использования

Структура национального туристско-рекреационного комплекса (НТРК)

Функционально-отраслевая структура

Территориально-производственная структура

Предприятия

я посредничества и

сц ш о организации

туризма:

- туроператоры - турагенты

я Л и

о

Транспортные предприятия обеспечивающие продвижение туриста от постоянного места жительства до туристского района и обратно:

- воздушный транспорт

- водный транспорт

- железнодорожный транспорт

- автомобильный транспорт

я Л и

о

Предприятия сферы

гостеприимства:

- размещения

- питания

- бытового обслуживания

- музеи и памятники культуры

- спортивные сооружения

3

Инфраструктура НТРК

система образования и подготовки кадров средства коммуникации отраслевые научные исследования сферы НТРК биржи, ярмарки, и прочие инструменты функционирования сферы туризма

£

о &

«

к и

о

н §

Л

-Ьки —

национальный

« §

Л

н я

к §

я §

« Я

К л н я К о к

и Л

региональный

муниципальный

Организационно-управленческая структура

Социально-экономическая структура

Национальная туристская администрация

Вспомогательные общественные организации

- общественные и социальные группы населения, занятые в различных отраслях и сферах НТРК

- типы предприятии и организаций сферы туризма

Органы управления туризма субъектов Федерации

Туроператоры, турагентства, гостиницы, прочие предприятия НТРК

Система показателей

Целевые показатели развитая НТРК Система показателей развитая НТРК Обосновывающие показатели развитая НТРК

Уровни потребления туристских услуг Вклад НТРК в валовый национальный доход Наличие туристских ресурсов Наличие трудовых ресурсов Наличие основного капитала Экономические нормы и нормативы потребления туристских услуг

Экологические показатели - ограничители

Обобщающие показатели развития НТРК

1 1

Показатели ресурсного обеспечения НТРК Показатели производства турпродукга Показатели доходов НТРК Показатели эффективности развития НТРК Показатели расхода НТРК

материально-техническими ресурсами

Основные фонды

Оборотные фонды

-гостиницы

- транспорта связь -дорожное

строительство

- Общественное питание

ресторанное хозяйство

трудовыми ресурсами

& е5

е ¡3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и э

с

а ^

природно-культурными ресурсами

¡1 8 £

& I"

§ е

о и

с й 3 ° и |

объем, структура и динамика туристских услуг

-гостиничное хозяйство

■ турфирмы

■ общественное питание

- зрелищные мероприятия

количество обслуживаемых туристов

■ по целям прибытия

- по видам транспорта

- по месяцам (учет

сезонности)

Выручка НТРК

Прибыль предприятий НТРК

Экономической

Эффективное использование

-инвестиции

- транспорта

- транспортных средств предприятий НТРК

Социальной

Текущие расходы

Авансированные расходы

■ уровень снижения заболеваемости

■количество обслуженных из числа социально незащищенных слоев населения

Эномика и управление

79

региона: природное своеобразие (уникальность) территории, определяющее эстетическую привлекательность; наличие историко-культурных памятников и достопримечательностей, своеобразие местной материальной культуры и народных традиций; наличие массового (и/или элитарного) потребителя рекреационных ресурсов, транспортная доступность; существующая рекреационная инфраструктура; необходимость предотвращения негативных последствий нерегулируемого рекреационного использования территории; отсутствие медико-географических и экологических ограничений.

Изменение социально-политической ситуации в России, развитие транспортных магистралей и услуг приведет к изменению ситуации перспектив развития рекреационных территорий.

В условиях переходного периода в России рынок рекреационных услуг развивался крайне нестабильно. Современная сеть рекреационных предприятий, составляющая санаторно-курортные учреждения, пансионаты, дома и базы отдыха, оздоровительные лагеря, детские санатории и т.д. в значительной степени нуждается в реконструкции, требует активной реанимации вопросы повышения загрузки рекреационных предприятий вне сезона, увеличения продолжительности летнего сезона и пр. Интенсивный отток квалифицированных кадров, естественное старение основных фондов, усиливаемое отсутствием финансирования на текущий ремонт зданий, покупку оборудования - указанные проблемы характерны для большинства предприятий рекреационной сферы.

Построенные большей частью в ХХ веке, рекреационные предприятия были рассчитаны на массовые заезды «представителей трудовых коллективов», для которых были предусмотрены общие столовые с общим меню, примерно одинаковые номера, один и тот же инвентарь, набор экскурсионных маршрутов. Однако, рассчитанные ранее коллективы рекреантов, такие предприятия сейчас не соответствуют индивидуальным желаниям потребителей и проблема «комфорта» - это не только проблема соответствия мировому уровню, но и проблема диверсификации мест курортного пользования, их приспособления к реальным потребностям населения.

Предпосылкой существования различных видов рекреационных услуг являются рекреационные потребности, наличие свободного времени и материальные возможности.

Исследование туристско-рекреацион-

ного комплекса в целом следует начинать с одновременного рассмотрения всех его составляющих:

- природные особенности региона;

- культурные особенности региона;

- специально созданные для (ТРК) в качестве его основных элементов объекты, структуры и т. д.;

- система транспортного обслуживания;

- система питания и гостиничного обслуживания;

- аннимационно-развлекательная сфера;

- система розничной торговли;

- услуги гидов и т. д.

Система предложения туристско-рекреа-ционного комплекса в основном состоит из объектов туризма как таковых (как первоначальных мотиваторов, тех, которые определяют данный регион, успех коммерческой деятельности на рынке туризма определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом).

При формировании туристского продукта следует учитывать различные методические подходы. Первым и наиболее разработанным в настоящее время является рекреационный подход, который включает:

- общие сведения об объекте (площадь, численность жителей, структура хозяйства, географическое положение);

- ландшафтные характеристики и при-родно-рекреационные ресурсы (реки, озера, возвышенности, гидроминеральные ресурсы);

- памятники исторического и культур -ного наследия (исторические достопримечательности, места исторических событий);

- инфраструктуру туризма (транспорт, связь, ресторанно-гостиничное хозяйство, лечебно-оздоровительные пункты, центры спортивного туризма);

- действующие туристские маршруты;

- предполагаемые новые маршруты;

- экономическую оценку основных видов туристских услуг.

Вторым методическим подходом к обоснованию туристского продукта является экономическая оценка потребительских свойств рекреационных ресурсов, историко-культурного наследия исследуемых объектов, состояния их материально-технической базы.

Соединение факторов спроса на услуги и предложения туристско-рекреационного продукта может способствовать не только удовлетворению потребностей населения с высоким уровнем дохода, но и успешному развитию массового потребления рекреационных услуг.

80

Вестник Чебоксарского кооперативного института. 2009. № 1

Литература

1. Джанджугазова ЕА Экономические аспекты развития туристско-рекреационного регионального комплекса // Вест. Моск. Ун-та. Сер. Экономика. - 2005. - № 3. - с. 66-76.

2. Дурович А. П. Продвижение туристского продукта на рынок / А.П. Дурович. М.: БГЭУ, 1999.

3. Лейзерович Е.Е. Экономические микрорайоны России (сетка и типология). М., 2004.

4. Лексин В. «Региональные столицы» в экономике и социальной жизни//Вопросы экономики. - 2006. - № 7. - с. 84-94.

5. Розанова Т.П. Автореф. на соиск. док. дисс. «Организационно-экономический механизма интенсивного развития туризма в РФ». - М., 1999, с. 50.

N.A. Sidorova. NOTION AND CONTENT OF TOURISM AND RECREATION COMPLEX IN THE STRUCTURE OF REGIONAL ECONOMY.

The importance of Regional Tourism and Recreation Program, as well as pre-condition for its development, are broadly discussed in the article. The author analyzes last years activity in the industry that have led to a stronger development of touristic business in Chuvashia, Russian Federation, focusing on its structure and core indexes.

СИДОРОВА Наталья Анатольевна, родилась в 1977 г., окончила Чебоксарский кооперативный институт (1998), соискатель Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации. Автор 12 работ.

УДК 336

ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

Е.Ю. Никонова

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обу-

словлено сочинением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяет два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не включают определенные различия между ними.

В связи с этим финансовая система Российской Федерации на современном этапе представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.