Научная статья на тему 'Экономическая эффективность туристской деятельности на современном этапе управления туристскими предприятиями'

Экономическая эффективность туристской деятельности на современном этапе управления туристскими предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
Поделиться
Ключевые слова
іНТЕГРАЦіЯ / ТУРИСТСЬКИЙ ПОТЕНЦіАЛ / ГОТЕЛЬНЕ ГОСПОДАРСТВО / ТУРИСТИ / ЯКі ПРИБУЛИ / ЯКі ВИБУЛИ ТУРИСТИ / ТУРИСТСЬКИЙ БіЗНЕС / ИНТЕГРАЦИЯ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРИБЫВШИЕ ТУРИСТЫ / ВЫБЫВШИЕ ТУРИСТЫ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / INTEGRATION / TOURIST POTENTIAL / HOTEL INDUSTRY / ARRIVING TOURISTS / EXITED TOURISTS / TOURIST BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Годжаева Э. М.

У статті наголошується, що туристичний бізнес вважається одним з найприбутковіших у світі. Тому виникає найважливіша методологічна проблема управління виявлення центральних потенціалів, які об'єднують і синтезують всі інші потенціали, які використовуються в сфері туризму. Таким чином, туристському сектору приділяють в наш час все більше уваги, оскільки цей вид діяльності є стратегічним, знаходиться в сфері пріоритетного розвитку багатьох країн і територій.В статье отмечается, что туристический бизнес считается одним из самых прибыльных в мире. Поэтому возникает важнейшая методологическая проблема управления выявление центральных потенциалов, объединяющих и синтезирующих все остальные потенциалы, используемые в сфере туризма. Таким образом, туристскому сектору уделяют в наше время все больше внимания, так как этот вид деятельности является стратегическим, находится в сфере приоритетного развития многих стран и территорий.In the article, the author notes that the tourism business is considered one of the most profitable in the world. Therefore, the most important methodological problem of management arises the identification of central potentials that unite and synthesize all other potentials used in the field of tourism. Thus, in our time, the tourist sector is being given more and more attention, since this type of activity is strategic and is in the priority development area of many countries and territories.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Годжаева Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Экономическая эффективность туристской деятельности на современном этапе управления туристскими предприятиями»

УДК 338.48 doi: 10.12958/1817-3772-2019-1(55)-124-128

Э. М. Годжаева,

Азербайджанский Университет Туризма и Менеджмента,

Азербайджанская Республика, ORCID 0000-0001-8413-4812, e-mail: qocayeva-e@rambler.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Свойство интеграции заключается в объединении, расширении и углублении связующей цепочки, приводящей к образованию инновационного формирования, с целью удовлетворения динамически изменяющихся потребностей туристов. Например, взаимодействие гостиничного хозяйства с предприятиями досуга и развлечений, медицинского и другого профиля.

Туристская деятельность на современном этапе настолько разнопланова, что в процессе функционирования охватывает прямо или опосредованно до 50 отраслей хозяйства, в том числе транспорт, строительство, торговлю, общепит, аграрный сектор, ЖКХ, культуру, искусство, спорт и др. Туристскому сектору уделяют в наше время все больше внимания, так как этот вид деятельности является стратегическим, находится в сфере приоритетного развития многих стран и территорий [4, с. 106].

Туристический бизнес считается одним из самых прибыльных в мире. Однако Азербайджанская Республика, страна, имеющая огромный туристский потенциал, не в полной мере реализует его, и это приводит к тому, что уровень ее привлекательности для иностранных туристов остается невысоким. Данное обстоятельство приводит к недополучению значительных сумм прибыли от туристской деятельности. Важность выявления туристского потенциала ТРК и их взаимосвязи, а также степени влияния на эффективное развитие обусловлена тем, что на основе представленной информации возможна последующая разработка комплексности развития туризма на определенной территории, наиболее оптимально использующих туристский бизнес. Для оценивания ТРК следует конкретизировать компоненты, по которым эта оценка будет проводиться (см. рисунок).

Н Доходы по стране в целом □ Расходы по стране в целом Рисунок. Доходы и расходы предприятий гостиничного типа по стране, тыс. манат

Из рисунка видно, что доходы по стране в целом по туризму превышают расходы за рассматриваемый период с 2006 по 2016 г., что соответственно получаемой прибыли от туристской деятельности. За рассматриваемый период 2006-2016 гг. доходы были увеличены в 3,2 раза, тогда как расходы - в 4,1 раза [1].

Оценка туристского потенциала территориального аспекта предполагает расчет стоимостной оценки туристских ресурсов, используемых или планируемых к использованию в туристских целях. Сегодня многие регионы относятся к туристским ресурсам как к территориальным активам, обладающим некоторой стоимостью, требующим постоян-

ного обновления вследствие морального и физического износа, и, как следствие непрерывного поиска новых источников финансирования.

Вместе с тем инвестиции могут быть вложены исключительно в проект, обладающий стоимостной оценкой, сроками возмещения затрат и экономической целесообразностью. Туристские объекты по-

Как показывают данные табл. 1, за 20092016 гг. численность работающих по характерным отраслям для туризма была увеличена в 1,2 раза, что было благоприятно с учетом создания новых рабочих мест в данном секторе экономике. Девальвация 2014 г. спровоцировала уменьшение инвестиционных вложений, а именно инвестиционные вложения уменьшились в 2016 г. по сравнению с 2014 г. в 6,1 раза [1].

На основании интегрированной системы туризма предложены: интеграции, инновации и опережающего определения предпочтения.

каза привлекают многих инвесторов. Вот только инвестировать объекты, которые не имеют стоимостной оценки и затраты на развитие которых окупить невозможно, представляется нецелесообразным. В то же время бюджетных средств на поддержку туристских ресурсов недостаточно, а значит, коммерциализация здесь неизбежна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

Следовательно, для целей туризма могут использоваться не только ресурсы какого-либо одного региона (административно-территориальной единицы), но и смежных регионов, имеющих разный административный статус [4, с. 106]. Поэтому возникает важнейшая методологическая проблема управления - выявление центральных потенциалов, объединяющих и синтезирующих все остальные потенциалы, используемые в сфере туризма по экономическим районам.

Таблица 2

Размещение туристов на предприятиях гостиничного типа по районам за 2016 г., чел.

Экономические районы Итого По целям

С целью туризма В том числе С другими целями

развлекательный туризм деловой туризм лечебный туризм с целью других видов туризма

Итого 345 284 285012 198 671 69 647 5 482 11 212 60 272

г. Баку 221 195 177 318 134 882 32 919 3 117 6 400 43 877

Апшеронский экономический район 26 833 24 771 19 841 3 810 403 717 2 062

Гянджа - Казахский экономический район 25 222 21 134 12 044 7 672 430 988 4 088

Шеки - Закатальский экономический район 9 717 7 682 3 418 3 538 232 494 2 035

Губа - Хачмазский экономический район 9 027 7 770 2 568 4 236 360 606 1 257

Аранский экономический район 26 431 23 526 12 415 9 445 396 1 270 2 905

Верхнее - Карабахский экономический район 1587 883 663 3 36 704

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кяльбаджар - Лачинский экономический район 317 305 275 30 - - 13

Ширванский экономический район 3 989 3 467 1 160 2 002 122 183 522

Нахчиванский экономический район 13 310 11 945 8 796 2 829 161 159 1 365

Основные показатели по характерным отраслям для ту

Таблица

ризма

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Численность работающих по характерным отраслям для туризма, чел. 36 103 36 899 37 600 38 839 40 892 41 886 49 449 43 477

Созданная добавленная стоимость по характерным отраслям для туризма, млн ман. 2 080,20 2 404,20 2 437,3 2 594,7

Удельный вес ВВП по характерным отраслям для туризма, в % 3,6 4,1 4,5 4,3

Инвестиционные вложения по характерным отраслям для туризма, млн ман. 527,8 949,2 1407,80 1478,20 1 371,00 2 204,00 1 063,9 363

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что наиболее приемлемым является развлекательный туризм, который превалирует по отношению от других видов туризма по стране [1].

В целом 2016 г. оказался непростым для участников туристской отрасли. Снижение объемов продаж констатируют все участники рынка. По предварительным оценкам туризма Азербайджанской Республики въездной турпоток уменьшился на 50,7%,

В целях преломления ситуации разрабатываются и реализуются меры государственной поддержки отрасли в условиях кризиса: создается цикл телепередач, рекламирующих отдых в АР, выделяются на безвозмездной основе выставочные площади регионам.

Многие ученые - М. Козырев, Г. Карпова, И. Воронцова - увязывают стоимость туристских ресурсов с величиной рентных платежей и предпринимают попытки создания интеграционных оценочных показателей, учитывающих ряд факторов и определяющих туристский потенциал территории в стоимостном выражении. Интеграционные показатели, как правило, имеют количественную оценку и позволяют сделать существенный прорыв в понимании и повышении управляемости туристского потенциала территории. Однако их апробация на практике сегодня невозможна из-за отсутствия кадастровой оценки туристских ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка туристского потенциала территории на основе статистики при ресурсном подходе традиционно базируется на данных статистики, характеризующих масштабность территорий. Статистическими показателями считаются: площадь территории, численность населения; число водоемов, представителей флоры и фауны, объектов показа и др. Использование статистической оценки имеет ограниченный характер и предоставляет пользователю лишь количественные показатели туристского потенциала территории.

Оценка ТРК, предлагаемая Б. Осадиным предполагает разбиение географической карты на туристские зоны, для каждой из которых выделяются приоритетные типы и направления туризма. С по-

выездной - на 13,8%. Прогнозы в отношении частичного перераспределения выездного турпотока в пользу въездного туризма подтвердились: въездной турпоток АР на 45,4% больше, чем в предыдущем году [1]. Вместе с тем РТК большинства регионов существенно снизился сразу по двум причинам: сокращение въездного турпотока и введение новых туристских мощностей при снижении потребительского спроса.

мощью специальных экспертных методик и шкал Б. Осадиным определены параметры туристских зон, характеризующие их привлекательность, а также факторы, влияющие на уровень посещаемости данных зон туристами. В результате интегрирования всех параметров и опроса экспертов были получены усредненные показатели пригодности ТРК для разнообразности видов туризма. К сожалению, автором работы не указаны критерии выполненных оценок и другие составляющие используемой методики. Поэтому результаты оценок вызывают массу вопросов.

Таким образом, изложенные методики ресурсных оценок туристских потенциалов территорий имеют единую основу и отличаются преимущественно числом критериев и показателей, а также весовыми коэффициентами и приемами расчета интегрированных показателей оценки. Применение методов оценок туристских потенциалов территорий в рамках ресурсного подхода снижает долю субъективизма путем применения количественных характеристик и позволяет ранжировать регионы по степени привлекательности и пригодности для развития видов туризма.

Позиции регионов, установленные учеными по результатам оценок туристских потенциалов территорий, как правило, однозначному толкованию не подлежат.

Профессором В. Гуляевым определена структура и предложена системность оцениваний ТРК, состоящая из двух подсистем: показатели мощности объектов туристской инфраструктуры (дороги, связь и др.) и показатели мощности предприятий размещения, питания, транспортной индустрии,

Таблица 3

Количество прибывших и выбывших туристов __

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Количество прибывших и выбывших туристов, чел. 69923 83620 101431 91 961 92 305 61 965 53 999

В том числе:

Прибывшие 17641 18840 23440 10 605 10 657 2 009 8 949

Выбывшие 52282 64780 77991 81 356 81 648 59 956 45 050

Численность тур - дней прибывших и выбывших туристов, чел. - дней 458568 544778 674435 670 367 614 009 428 557 349 496

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том числе:

Прибывшие 111232 126975 135838 58 173 57 931 8 102 33 054

Выбывшие 347336 417803 538597 612 194 556 078 420 455 316 442

быта туристского сервиса. По его мнению, именно мощность объектов и субъектов туристской инфраструктуры обеспечивает доступность потребления туристских ресурсов.

В. Гуляевым предпринята попытка создания инструментария для расчета мощностей туристской инфраструктуры, но большинство инструментов имеют описательный характер и не имеют математического выражения. Кроме того, мощности туристской инфраструктуры рассматриваются и оцениваются обособленно. Единый интеграционный показатель и математическое моделирование оценивания ТРК в работе В. Гуляева не представлены, поэтому вычислить туристский потенциал в натуральных измерителях не представляется возможным.

Профессором М. Ефремовой также определены состав и структура и предложены оценки ТРК. В научной работе автора представлен математический инструментарий и установлены: пропускная способность музеев, размещения туристов и другие оценки туристского потенциала регионов. Отмечая несомненную значимость полученных исследователем результатов, необходимо назвать и "узкие" места рассматриваемой работы.

Вместе с тем абсолютное большинство оценок имеют локальный характер и отражают туристские возможности отдельно взятых регионов. Районирование туристских территорий страны выполнено по уровням развития туристской инфраструктуры. Для оценки ТРК использовались показатели обеспеченности регионов средствами размещения туристов, санаторно-курортными организациями, организациями отдыха, туристскими базами, объектами социальной, транспортной инфраструктуры. По результатам оценок субъекты поделены на три категории: регионы с высоким, средним и низким уровнем развития инфраструктуры туризма.

Аналогичный подход реализован И. Зориным и В. Квартальновым при дифференциации рекреационных регионов по степени привлекательности для развития отдельных видов туризма, а также от физического состояния материально-технической оснащенности регионов, в частности обеспечения средствами размещения, субъекты сгруппированы по трем категориям: развитые, среднеразвитые и слаборазвитые регионы.

Территориальный аспект видится следующим образом. Туризм рассматривается как целостная система, состоящая из организаций, объединенных общей целью, иногда располагающихся в разных регионах страны/мира, но выполняющих единую функцию, имеющих единую цель (предоставление специфического турпродукта) и желающих получить прибыль в результате достижения этой цели. Отношения между этими организациями позволяют региону в составе национального или международного туристского рынка достигать целей и задач, представленных в региональной политике, а также отслеживать взаимоотношения туристской системы с

другими региональными системами (политическими, правовыми, социальными и др.) и силу влияния туризма на экономику конкретного региона.

Следовательно, появляется возможность оценивать туристский регион с позиции основных участников туристского рынка: представителей туристских департаментов, организаторов отдыха (туристских организаций) и потребителей тупродукта (туристов). Именно эти оценки, по нашему мнению, позволят участникам туристского рынка принять адекватные решения в отношении производства, реализации, потребления регионального турподукта и получить желаемый эффект.

Учитывая это обстоятельство, С. Севастьянова отмечает, что правильнее всего было бы использовать «потенциал региона для развития туризма». Уточним - «потенциал регионов для развития туризма», понимая под потенциалом ресурс, используемый и в туристской деятельности. Рассмотрение же структуры потенциалов региона (регионов), позволяет формировать и развивать потенциал потребностей туристов. Здесь, очевидно, происходит интеграция ресурсов, используемых для развития туризма, образующая целостную межрегиональную систему туризма как крупный туристский потенциал.

Поэтому возникает важнейшая методологическая проблема управления - выявление центральных потенциалов, объединяющих и синтезирующих все остальные потенциалы, используемые в сфере туризма.

Рассмотренные выше классификации ресурсов являются обоснованными лишь при традиционно рекреационной направленности экономики региона и фактически позиционируют их состояние на какой-то момент времени, то есть не ориентированы на формирование, использование и развитие туристских ресурсов в соответствии с изменяющимися целями туристов.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Госкомстат Азербайджанской Республики. 2017. 2. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. Москва: Финансы и статистика, 2003. 3. Новиков В.С. Инновации в туризме. 3-е изд. Москва: «Академия», 2010. С. 207. 4. Овчаров А.О. Туристический комплекс России. Тенденции, риски, перспективы. Москва: Инфра-М, 2011. С. 106. 5. Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: учебник. Москва, 2003. 6. Травкина М. Ю. Регулируемый туризм и отдых в национальных парках. Москва: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2010. С. 69.

References

1. Goskomstat Azerbaydzhanskoy Respubliki [Gos-komstat of the Republic of Azerbaijan]. (2017).

2. Gulyayev V.G. (2003). Turizm: ekonomika i sotsial'noye razvitiye [Tourism: economy and social development]. Moscow, Finance and Statistics [in Russian].

3. Novikov V.S. (2010). Innovatsii v turizme [Innovation in tourism]. 3rd ed. Moscow, "Academy" [in Russian].

4. Ovcharov A.O. (2011). Turisticheskiy kompleks Rossii. Tendentsii, riski, perspektivy [Tourist complex of Russia. Trends, risks, prospects]. Moscow, Infra-M [in Russian].

5. Temnyy YU. V., Temnaya L. R. (2003). Ekonomika turizma [Tourism Economics]. Moscow [in Russian].

6. Travkina M. Yu. (2010). Reguliruyemyy turizm i otdykh v natsional'nykh parkakh [Regulated tourism and recreation in national parks]. Moscow, Wildlife Conservation Center Publishing House [in Russian].

Годжаева Е. М. EKOHOMi4Ha ефектившсть ту-ристсько'1 дiяльностi на сучасному еташ управлiння туристськими пщприемствами

У CTarri наголошуеться, що туристичний 6i3Hec вважаеться одним з найприбутковших у cbîtî. Тому виникае найважливша методологiчна проблема управ-лiння - виявлення центральних потенцiалiв, якi об'ед-нують i синтезують всi iншi потенцiали, якi використо-вуються в сферi туризму.

Таким чином, туристському сектору придiляють в наш час все б№ше уваги, оскiльки цей вид дгяльносп е стратегiчним, знаходиться в сферi прiоритетного розвитку багатьох кран i територiй.

Ключовi слова: штегращя, туристський потенцiал, готельне господарство, туристи, яш прибули, якi ви-були туристи, туристський бiзнес.

Годжаева Э. М. Экономическая эффективность туристской деятельности на современном этапе управления туристскими предприятиями

В статье отмечается, что туристический бизнес считается одним из самых прибыльных в мире. Поэтому возникает важнейшая методологическая проблема управления - выявление центральных потенциалов, объединяющих и синтезирующих все остальные потенциалы, используемые в сфере туризма.

Таким образом, туристскому сектору уделяют в наше время все больше внимания, так как этот вид деятельности является стратегическим, находится в сфере приоритетного развития многих стран и территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: интеграция, туристский потенциал, гостиничное хозяйство, прибывшие туристы, выбывшие туристы, туристский бизнес.

Gojaeva E. The economic efficiency of tourist activities at the present stage of management of tourist enterprises

In the article, the author notes that the tourism business is considered one of the most profitable in the world. Therefore, the most important methodological problem of management arises - the identification of central potentials that unite and synthesize all other potentials used in the field of tourism.

Thus, in our time, the tourist sector is being given more and more attention, since this type of activity is strategic and is in the priority development area of many countries and territories.

Keywords: integration, tourist potential, hotel industry, arriving tourists, exited tourists, tourist business.

Стаття надшшла до редакци 05.02.2019

Прийнято до друку 28.03.2019