Научная статья на тему 'Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма'

Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
991
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ / СТАТИСТИКА / КЛАССИФИКАТОР УСЛУГ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдатов П. И., Виноградова М. В.

Туризм является многоплановым социально-экономическим явлением, затрагивающим целый ряд смежных отраслей и сфер деятельности. К числу услуг, оказываемых в сфере туризма, относятся дополнительные и сопутствующие услуги, без развития которых невозможно качественное обслуживание туристов. Проблема регулирования развития этих услуг затруднительна в силу отсутствия единого классификатора и статистики оказания услуг туристам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Universal Approaches to the Classification of Paid Services in Tourism

Tourism is a complex socio-economic phenomenon with a number of related industries and functions. The services in the tourism sector include complementary services, which improve the service quality for tourists. The complementary services management requires the development of a unified classification and statistics.

Текст научной работы на тему «Общие подходы к определению платных услуг, оказываемых в сфере туризма»

После официального открытия гостиница работает как один из участников гостиничного рынка региона. Все вопросы налаживания и усовершенствования технологических про-

цессов и оснащения гостиницы после официального открытия носят рабочий характер и на качественный уровень размещения и сервиса влияют в «рабочем порядке».

Литература

1. Кобьелл К. Искренний сервис. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

2. ОррА.Д. Управление проектами. Руководство по ключевым процессам, моделям и методам. М.: Баланс Бизнес Букс, 2006.

3. Хепелл М. Пятизвездочный сервис. Как произвести на ваших клиентов волшебное впечатление, благодаря которому вас запомнят и захотят обратиться вновь. М.: Баланс Бизнес Букс, 2007.

4. Гостиничный комплекс Москвы. М., 2007.

5. Collins D. New hotel. Conran Octopus. 2007.

6. Непомнящих К.Б. Start-up как заключительный этап инвестиционной фазы строительства объекта и первый шаг на пути коммерциализации проекта // www.luxhotel.ru

УДК 338.48

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

М.В. Виноградова, кандидат экономических наук, доцент,

П.И. Солдатов, преподаватель,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

Tourism is a complex socio-economic phenomenon with a number of related industries and functions. The services in the tourism sector include complementary services, which improve the service quality for tourists. The complementary services management requires the development of a unified classification and statistics.

Туризм является многоплановым социально-экономическим явлением, затрагивающим целый ряд смежных отраслей и сфер деятельности. К числу услуг, оказываемых в сфере туризма, относятся дополнительные и сопутствующие услуги, без развития которых невозможно качественное обслуживание туристов. Проблема регулирования развития этих услуг затруднительна в силу отсутствия единого классификатора и статистики оказания услуг туристам.

Ключевые слова: туризм, дополнительные услуги, сопутствующие услуги, статистика, классификатор услуг, туристский рынок, туристская индустрия.

Туристская деятельность в развитых странах является важным источником доходов государства. Кроме того, туризм является одним из факторов развития других отраслей и сфер деятельности. Во многих государствах туризм развивается как система, которая дает доход не только от прямой деятельности, но и от развития производства ряда товаров и многочисленных платных услуг, впрямую не связанных с туризмом.

В России туристский бизнес развивается с преимущественной ориентацией на выезд. Большинство действующих российских турфирм занимается направлением соотечественников за рубеж, и лишь небольшая их часть работает на привлечение гостей в Россию. Между тем, развитие въездного туризма могло бы дать импульс для развития целого ряда предприятий и организаций в регионах, обладающих туристскими ресурсами, и, как следствие, создания дополнительных рабочих мест. Однако для устойчивого привлечения туристов даже в самые уникальные и интересные регионы необходима туристская индустрия и инфраструктура, способная предоставить туристу необходимый и понятный ему уровень и стандарт обслуживания, обеспечить безопасность самому туристу и его имуществу, гармоничное удовлетворение туристского интереса и потребностей. В настоящее время нет единого подхода к определению дополнительных и сопутствующих услуг, оказываемых туристам, и это не дает возможности направленного развития региональной инфраструктуры ориентированной на въездной туризм.

Развитие статистического учета туристской деятельности невозможно без обеспечения системного подхода к осуществлению классификации услуг, оказываемых туристам, т.е. без создания классификатора этих услуг. Этой проблемой озабочено и руководство туристической отраслью России. В настоящее время Ростуризм совместно с Росстатом вырабатывает предложения по Оценке экономической роли туризма, но эта задача осложняется том, что в общероссийском классификаторе видов экономической Деятельности (ОКВЭД) не выделена специальная группа видов деятельности собирательной отрасли «туризм». В ходе рассмотрения второй проблемы было отмечено, что внутренние потоки в целом по России и в субъектах РФ тоже оцениваются лишь экс-пертно и считаются разными методами. Для

преодоления этой ситуации был разработан и направлен в субъекты РФ порядок определения внутреннего туристского потока, утвержденный приказом Ростуризма. В мае 2008 г. в Ростуризме состоялась встреча с директором статистического отдела ООН Полом Чунгом. Все это говорит о важности перечисленных задач и необходимости их решения в первую очередь На научном уровне.

Классификация видов туризма обширна и содержит по разным источникам до десяти классификационных признаков. Для целей нашего исследования необходимо остановиться на всех видах туризма, осуществляемого в нашей стране, т:е. на въездном и внутреннем туризме. С точки зрения отражения финансовых результатов в бюджете страны эти два вида туризма относятся к активному туризму. Активный туризм служит фактором ввоза денег в нашу страну или в определенный регион (при внутреннем туризме).

Несмотря на существенные различия, международный и внутренний типы туризма тесно связаны между собой. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструктуры, расширению спектра дополнительных и сопутствующих услуг, подготовке специалистов и, тем самым, оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства.

В научной литературе туризм рассматривается как системное образование и представляет собой организованную совокупность отдельных элементов (субъектов, объектов и средств туризма, различных видов деятельности субъектов туризма и т.д.), находящихся в определенных связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Туристская система полиструктурна и функционирует благодаря взаимодействию своих элементов (структур) как между собой, так и с внешней (окружающей) средой. Система туризма Российской Федерации находится в постоянном развитии и движении, а также во взаимосвязи с другими системами — сферами жизнедеятельности (экологической, культурной, политикоправовой и др.). Из всего многообразия элементов системы туризма: для целей нашего исследования мы рассмотрим те виды предпринимательской (экономической) деятель-

ности по оказанию услуг (продаже товаров, выполнению работ) туристам, а также связанные с ними виды деятельности, способствующие повышению образовательного и культурного уровня туристов, предпринимателей, населения туристских территорий (районов), поддержанию нормальной жизни и деятельности организма человека (улучшение эмоционального состояния, восстановление и укрепление здоровья), развитию экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения туристских территорий (районов) и др., а также деятельность органов власти по социальному регулированию свободных передвижений путешественников, в т.ч. по публичной организации предпринимательской (экономической) деятельности по оказанию услуг туристам. Обе эти составляющие относятся к экономической подсистеме туризма, т.е. к туристскому рынку. Закон о туристской деятельности, упоминая в своей преамбуле о едином туристском рынке, не раскрывает его содержания в дальнейшем. Тем не менее, можно предположить, что туристский рынок представляет собой сферу свободного обращения услуг, товаров, работ, финансовых средств и информации в рамках системы туризма.

По нашему мнению, нельзя отождествлять понятия туристский рынок и туристская индустрия. Туристская индустрия — совокупность предприятий, учреждений и организаций материального производства и непроизводственной сферы, обеспечивающих производство, распределение, обмен и потребление туристского продукта, освоение и использование туристских ресурсов, и создание материально-технической базы туризма. Основными составляющими индустрии туризма являются туристские ресурсы и предприятия (организации, учреждения, частные лица и т.д.), предлагающие услуги в сфере туризма. Туристская индустрия включает в себя следующие категории специализированных предприятий, организаций и учреждений:

• предприятия, предоставляющие услуги по размещению:

— гостиницы, мотели, кемпинги;

— пансионаты, частные квартиры и дома;

— туристкие базы, дома отдыха, приюты;

— другие средства размещения;

• предприятия питания:

— рестораны, столовые;

— кафе, бары и др.;

— другие;

• фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием:

— автопредприятия;

— авиационные предприятия;

— железнодорожные ведомства;

— предприятия морского и речного транспорта;

• туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта:

— туроператоры;

— турагентства;

— турагенты;

— предприятия по реализации путевок;

• рекламно-информационные туристские учреждения:

— рекламные агентства;

— информационные средства;

• экскурсионные бюро;

• производственные туристские предприятия:

— фабрики по производству туристкой и гостиничной мебели;

— предприятия по производству туристского снаряжения;

— фабрики туристских сувениров ;

• предприятия торговли:

— магазины по реализации туристского снаряжения;

— магазины по реализации туристских сувениров;

— пункты проката автомобилей и других транспортных средств и т.д.

• учреждения самодеятельного туризма:

— туристские клубы;

— альпинистские клубы и другие узкоспециализированные клубы;

• органы управления туризмом:

— комитеты и департаменты туризма;

— общественные туристские организации и объединения;

• образовательные учреждения туристского направления:

— учреждения высшего и среднего профессионального образования;

— институты повышения квалификации и переподготовки;

— другие образовательные учреждения;

• научные и проектные учреждения:

— научно-исследовательские туристские институты и лаборатории

— институты по проектированию туристских предприятий и т.д.

Ряд исследователей относят к туристской индустрии предприятия сферы досуга в туризме; клубы (в том числе ночные), залы игровых автоматов, аттракционные предприятия (аттракционы, Диснейлэнды, аквапарки и им подобные). На наш взгляд данные досуговые организации скорее относятся к туристскому рынку.

Туристский рынок является межотраслевым явлением. Он включает в себя различные: виды деятельности и отрасли экономики Российской Федерации. Целостность туристского рынка определяется его направленностью на конкретные субъекты туризма — туристов и их объединения. Таким образом, организация сферы услуг, предлагающая свои услуги населению, проживающему на данной территории, одновременно обеспечивает услугами туристов, временно находящихся в этом регионе. К сожалению, региональные и муниципальные власти нередко не понимают своих задач в этой области и, способствуя организации для постоянного населения производства комплекса необходимых товаров и услуг, не задумываются о нуждах туристов. Например, в Московской области приняты индикативные показатели развития бытового обслуживания по муниципальным образованиям. Расчет этих показателей осуществлялся учеными РГУТиС. Однако в постановке задачи не присутствовала необходимость обеспечения бытовыми услугами туристов, прибывающих на данные территории.

По мере расширения и усложнения процессов организации туризма все новые отрасли и предприятия национальной экономики вовлекаются в туристский рынок. Обслуживанием туристов занимаются предприятия торговли, банки, страховые компании, учреждения культуры, лечебные и Медицинские учреждения, организации связи, предприятия по производству товаров народного потребления, общественный пассажирский транспорт и т.д.

Есть и еще один аспект данной проблемы. Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих: 1) капитала; 2)технологии;3)кадров;4)туристскихресурсов.

Это означает, что, недостаточно имея капитал, купить технологию, нанять кадровую команду и заниматься туризмом. Необходимо выбрать место, где имеются туристско-рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфиче-

ских особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Данные ресурсы используются в оздоровительных, туристских, спортивных и познавательных целях. В настоящее время недостаточно используются возможности создания туристских ресурсов на базе Других отраслей и сфер деятельности. Однако за рубежом такая практика широко применяется (например, распространены экскурсионные туры на предприятия, производящие алкоголь или на другие брендовые (знаковые) Для данной территории или страны компании).

В научной литературе принято разделять туристские ресурсы на две группы:

1) природные; 2) инфраструктурные.

При этом под инфраструктурными туристскими ресурсами принято понимать коммуникации, средства связи, коммунальную инфраструктуру, просветительные учреждений, памятники культуры, искусства и др.

По нашему мнению, необходимо с одной стороны расширить данную классификацию следующим образом: включить природные, рекреационные, культурно-досуговые, паломнические, исторические и познавательные, с другой стороны, исключить из нее инфраструктуру. Последние четыре группы в предложенной нами классификации формируются, как правило, в организациях и учреждениях, не связанных с туризмом, но имеющих потенциал использования в туристских целях. Инфраструктура не относится к туристским ресурсам, а является обязательным условием осуществления туристической деятельности на данной территории.

В контексте заявленной темы важным моментом является определение понятий «туристский продукт» и «туристская услуга». В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а тур — как «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия». В соответствии с приказом

Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60-н туристский продукт — это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

В научных работах по теории туризма выделяются следующие стадии прохождения туристского продукта: формирование, производство, реализация, потребление.

Заключительное звено экономической системы туризма — это потребление туристского продукта. В этом процессе имеются свои особенности.

В материальном производстве результат производства (товар) движется от места производства к месту потребления. В отличие от товарных и финансовых рынков для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в место производства туристского продукта. Эта особенность туристского потребления вызывает производный эффект — необходимость индустриальной базы в местах потребления турпродукта (транспортных услуг, жилья, пищеблоков, системы гостеприимства), создания необходимых условий для лечения, развлечений, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т.п.

Другой особенностью потребления туристского продукта является ограниченность во времени срока пребывания туриста на месте, сезонность, что в свою очередь рождает трудность в организации предоставления всего спектра услуг, которые необходимы или могут понадобиться туристам.

Таким образом, все услуги, оказываемые туристам, можно условно разделить на основные, Дополнительные и сопутствующие.

Основные услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой и включают в себя:

• услуги по размещению туристов (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах и т.п. );

• услуги по перемещению туристов до страны (места) назначения, перемещения по стране различны мивидамипассажирскоготранспорта.

Дополнительные услуги предоставляются турфирмами по желанию клиента и могут быть включены в Договор на туристское обслужива-

ние и путевку (например, определенные экскурсии) или предоставляться на основании дополнительного договора:

К дополнительным относятся следующие услуги:

• экскурсионные;

• услуги по обеспечению туристов питанием;

• визовые;

• уСлуги гидов-переводчиков;

• посреднические услуги по страхованию жизни и здоровья туристов, багажа

• услуги по бронированию номеров в средствах размещения;

• услуги по бронированию авиа-билетов;

• услуги по бронированию железнодорожных билетов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• уСлуги по аренде автомобилей

• услуги сопровождения (взрослых и/или детей — по желанию туриста)

• прочие услуги, предоставляемые ПО ДОГОВОРУ возмездного оказания услуг, заключаемого между туристом и турфирмой

Сопутствующие услуги — услуги, связанные с процессом предоставления туристских услуг и приобретаемые туристом самостоятельно в местах, находящихся за пределами его обычной среды.

К сопутствующим относятся следующие услуги:

• бытовые:;

• услуги пассажирского транспорта;

• услуги связи;

• жилищно-коммунальные;

• услуги учреждений культуры;

• услуги физической культуры и спорта;

• медицинские, санаторно-оздоровитель-ные услуги, ветеринарные;

• услуги правового характера;

• услуги банков;

• услуги в системе образования;

• уСлуги торговли, услуги рынков;

• прочие услуги, приобретаемые туристами самостоятельно в местах, находящихся за пределами его обычной среды

Таким образом, наличие в рамках туристского рынка комплекса дополнительных и сопутствующих услуг требует дополнительной проработки этого вопроса, в частности, необходима детальная классификация этих услуг и выработка методических и научно-практических мер по стимулированию их развития.

Литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЭ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»,.

3. Вахмистрова С.И., Вахмистров В.П., Вахмистрова И. С. Правовое обеспечение туризма. М.: Изд-во Михайлова, 2005.

4. Биржаков М. Б., Никифоров В.И., Никифорова В. И., Биржакова М.Б. Большой Глоссарий терминов международного туризма. Изд. дом «Герда», 2002.

5. Драгныш Е. Ю. Европейский гостиничный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 2003.

6. Индустрия туризма: Правовые акты. Туристская деятельность М.: Финансы и статистика, 2005.

7. Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. Серия «Экономика». М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Кириллов В.П. Актуальные проблемы правового обеспечения туризма в России/ Научно-практический журнал «Современные проблемы сервиса и туризма». 2008. № 2.

9. www.businessrest.ru

УДК 378

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭКОТУРИЗМЕ

А.М. Макарский, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой естествознания и географии, декан факультета естествознания, географии и туризма,

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина

The author describes the role of the action-based approach in the shaping of the ecological culture for the ecotourism. The successful structuring of the ecological culture emphasizes ecotourism as a significant part of the ecological education system; that is, active socialization based on teamwork activity with a focus on environmental and social issues. Action-based approach is the foundation for ecotourism that offers diverse social experience.

Статья посвящена деятельностному подходу к формированию экологической культуры в экологическом туризме. Формирование экологической культуры будет более успешным, если в системе экологического образования и воспитания важным компонентом станет экологический туризм, где в условиях совместной деятельности будет происходить активная социальная адаптация личности к окружающей природной и социальной среде. Деятельностный подход, лежащий в основе экотуризма, позволяет приобретать разнообразный социальный опыт.

Ключевые слова: экологический туризм, экологическая культура, деятельность, социальный опыт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.