УДК 338.48
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО
С. К. ВОЛКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Б-таИ: атЫеПе2@гатЫег. ги Волгоградский государственный технический университет
В статье анализируются перспективы развития регионального рынка туристских услуг после вступления России во Всемирную торговую организацию. Сделан вывод о том, что конкуренция на региональном туристском рынке будет неизменно расти. Предлагается механизм обеспечения конкурентоспособности региональных предпринимательских структур, работающих в сфере туризма.
Ключевые слова: региональный туристский рынок, туристский маркетинг, малый и средний бизнес, туристское предприятие, сфера услуг.
Современный рынок туристских услуг характеризуется высокой степенью конкуренции. Ситуация на туристском рынке близка к совершенной конкуренции, в том смысле, что на рынке представлено огромное количество свободных в выборе покупателей (туристов), свободных в принятии решений продавцов (турагенств) и отсутствуют жесткие барьеры для их вступления в туристскую сферу деятельности. Однако рынку туристских услуг присущи также характеристики и свойства монополистической конкуренции: туристские предприятия устанавливают цены на свои товары и услуги в широком диапазоне, так как их предложения могут отличаться друг от друга качественными и количественными показателями. Турфирмам приходится дифференцировать предложения для разных сегментов рынка.
Рынок туристских товаров и услуг РФ характеризуется как развивающийся. По данным Все-
мирной туристской организации, ежегодный рост российского туристского рынка составляет 4,4 %. Общий объем туристического рынка России, по разным оценкам, в 2010 г. составил 10-11 млрд долл. Россия постепенно интегрируется в мировое туристское пространство, хотя ее доля в структуре мирового рынка туристских услуг до сих пор остается незначительна и составляет всего 4 % [10]. Более глубокой интеграции российского рынка туристских товаров и услуг в структуру мирового рынка будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Вступление России в ВТО означает усиление конкуренции на внутреннем рынке туристских услуг. Облегчение доступа на внутренний рынок иностранным туристским агентам означает новые вызовы для российских участников рынка. Речь идет именно об облегчении доступа на рынок туристских товаров и услуг, а не о полном его открытии для иностранных партнеров.
Изучение возможных последствий вступления России в ВТО для регионального рынка туристских услуг, а также выработку конкретных рекомендаций для минимизации негативных последствий от интеграции в мировое туристское сообщество рассмотрим на примере туристского рынка Волгоградской области, которая является крупнейшим регионом Южного федерального округа. Регион обладает большим туристским потенциалом в силу своего уникального географического положения,
природных условий и исторического наследия. Самым крупным городом области является город-герой Волгоград. Но, несмотря на значительную культурно-историческую значимость города, его туристские потоки характеризуются как крайне малые и слабо развивающиеся. Туризм в городе играет второстепенную роль, несмотря на то, что Волгоград (бывший Сталинград) известен далеко за пределами России как историческое место мирового масштаба. на территории города и области находятся культурно-исторические памятники государственного масштаба. К примеру, монумент «Родина-мать зовет!» вошел в список семи чудес России. кроме того, Волгоградская область располагает колоссальными природными ресурсами. на ее территории расположено семь особо охраняемых природных парков, общая площадь которых составляет свыше 600 тыс. га. Данные природно-рекреаци-онные ресурсы могут и должны быть использованы для развития индустрии туризма в регионе [3].
Внутренний поток туристов в Волгоградскую область, по данным регионального государственного агентства по развитию туризма, в последнее время увеличивался в среднем на 4,5-5 % в год. В качестве туристов в 2011 г. в нем побывало более 500 тыс. чел. (в 2006 г. область посетили 400 тыс. чел., в 2007 г. - 420 тыс., в 2008 г. - 448 тыс., в 2009 г. -470 тыс., в 2010 - около 481 тыс. чел.) [1].
Индустрия гостеприимства Волгограда и Волгоградской области развита довольно слабо. В настоящее время на территории области действуют 65 гостиниц, включая ведомственные, общей вместимостью 5 200 чел., 16 санаториев вместимостью 2 130 чел.; 217 турбаз вместимостью 5 500 чел. Среднегодовая загрузка объектов размещения не превышает 60 %. В то же время сервис на местах оставляет желать лучшего. Большинство гостиниц, баз отдыха и других объектов размещения не соответствует мировым стандартам по уровню сервиса. Только около 20 % турбаз, работающих на территории области, соответствуют необходимому уровню гигиены и комфортности и способны функционировать круглогодично. Поэтому въездной туризм в Волгоградской области имеет ярко выраженный сезонный характер (май - сентябрь).
По данным на 2010 г. в Волгограде насчитывалось 43 гостиницы с совокупным номерным фондом на 3 000 мест. Из них 1 700 номеров предоставляются гостиницами категории 1-2 звезды (29 объектов). кроме того, в городе функционирует 14 гостиниц
категории 3 звезды на 1 300 номеров (см. таблицу). Ряд гостиниц не смогли пройти государственную сертификацию на получение категории 4 звезды, так как пока не соответствуют заявленному уровню классности [2]. Таким образом, гостиничное предложение города характеризуется дефицитом в сегменте категорий 4 и 5 звезд. Учитывая тот факт, что большинство граждан, посещающих Волгоград, приезжают с деловыми целями, представляется целесообразным и перспективным строительство гостиниц именно в данном сегменте гостиничного рынка.
По экспертным оценкам, на 1 тыс. чел. населения любого города должно быть в наличии минимум 6 гостиничных мест. Таким образом, в миллионном городе должно находиться не менее 6 000 мест. Обеспеченность населения и гостей Волгоградской области гостиничным фондом составляет 3 места на 1 000 чел. очевидно, что в структуре гостиничного предложения существует дефицит номерного фонда, что естественным образом сказывается на динамике туристского потока как в городе, так и в регионе в целом.
Средняя стоимость проживания в Волгограде в гостинице категории 1-2 звезды составляет 1 950 руб. В сегменте 3 звезды этот показатель равен 3 150 руб. Для сравнения: в г. Краснодаре средняя стоимость проживания в гостиницах той же классности в сутки составляет 2 150 и 3 983 руб. соответственно. Средняя стоимость проживания в гостиницах г. Ростова-на-Дону в сутки составляет 2 074 руб. для категории 1-2 звезды и 4 127 руб. для категории 3 звезды [2]. Таким образом, Волгоград характеризуется наименьшими ценами на услуги по размещению туристов среди крупных городов Южного федерального округа.
Основной пик загрузки гостиничных объектов приходится на период с марта по ноябрь, что связано в первую очередь с выставочным сезоном на территории региона. Средняя продолжительность
Структура гостиничного рынка г. Волгограда
Категория гостиницы Количество объектов Количество мест
Гостиницы 1 звезда 9 700
Гостиницы 2 звезды 20 1 000
Гостиницы 3 звезды 14 1 300
Гостиницы 4 звезды - -
Гостиницы 5 звезд - -
Итого... 43 3 000
Источник: составлено по данным [6].
пребывания в гостиницах Волгограда и области составляет 2,5 сут. [2].
Рынок гостиничных услуг Волгограда характеризуется как рынок с четко обозначившимися чертами олигополистической конкуренции. Рынок представлен довольно малым количеством продавцов услуг (гостиниц), но вход в данную сферу новых производителей гостиничных услуг сильно ограничен. На рынке действуют только внутренние игроки. На территории города и региона нет ни одного коллективного средства размещения из мировой гостиничной сети. Все это негативным образом сказывается на уровне конкуренции и, как следствие, на качестве предоставляемых услуг и уровне цен.
Таким образом, рынок гостиничных услуг г. Волгограда на данном этапе своего формирования далек от насыщения и имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. Необходимо не только строительство новых объектов размещения, но и значительная модернизация уже существующего номерного фонда гостиниц.
Сравнивая слабые стороны туристской сферы и возможности, имеющиеся на рынке туристических услуг Волгоградской области, можно сделать определенный вывод. Существующая система управления, законодательная база, маркетинговая система продвижения регионального турпродукта, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура туристической отрасли не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Волгоградской области. При существующем положении дел региону сложно рассчитывать на активное развитие туризма.
Каким образом может повлиять вступление России в ВТО на региональный рынок туристских услуг? После ратификации Протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению от 22.08.2012 об учреждении Всемирной торговой организации наша страна официально стала 156-м членом этой организации. Россия в качестве государства - члена ВТО принимает на себя все обязательства по данному соглашению об учреждении этой организации. Переходный период для либерализации доступа на рынок составляет 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам - 5-7 лет. Взятые Россией обязательства распространяются не только на рынок товаров, но и на рынок услуг. В то же время туристская сфера меньше всего подпадает под регулирование нормами ВТО,
вследствие чего менее других отраслей должна почувствовать на себе негативные последствия вступления Российской Федерации в ВТО. Более того, многие специалисты высказывают мнение, что этот шаг положительно скажется на развитии туристского рынка России.
Так, заместитель руководителя Ростуризма Е. Писаревский уверен, что присоединение России к ВТО не опасно для российского турбизнеса, уже встроенного в мировой туристский рынок, и положительно скажется на его развитии. По его словам, турбизнес давно работает в условиях открытого и свободного рынка. Свидетельство тому - многочисленные сделки слияния и поглощения между крупными зарубежными холдингами и российскими туроператорами. К тому же некоторые российские компании сами являются собственниками транснациональных туристических корпораций. Например, бизнесмену А. Мордашову принадлежит доля в 20,45 % в европейском туристическом холдинге ТШ [4].
Аналогичного мнения придерживается директор департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ М. Ю. Мед-ведков: «Признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, государство намерено содействовать ее развитию, осуществлять поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений. В соответствии с нашими будущими обязательствами, Россия сохранит за собой возможность предоставлять финансовую помощь, направленную на цели развития туризма в областях, связанных с культурой и национальной самобытностью» [7].
В целях контроля иностранных инвестиций в российских обязательствах по доступу на отечественный рынок туристических услуг, в рамках Всемирной торговой организации зафиксировано требование учреждения иностранными организациями юридического лица в Российской Федерации.
В области туроператорской деятельности гарантией надежности российских партнеров должно стать требование подтверждения не менее 5-летнего опыта работы в стране происхождения инвестора.
При условии перенасыщения иностранного капитала на российском рынке туроператорских услуг Россия оставляет за собой возможность временно ввести ограничение на долю иностранного участия в уставном капитале (голосующих акциях) совместного предприятия на уровне 49 % [7].
Вместе с тем ожидается усиление конкурентной борьбы на всех рынках туристской индустрии (рынках гостиничных услуг, перевозок, общественного питания и др.). На российский региональный туристский рынок направятся иностранные агенты, ценовая политика и уровень сервиса которых значительно выше отечественных участников рынка. Значительные изменения предвидятся на рынке пассажирских авиаперевозок. Приход иностранных авиакомпаний значительно пошатнет позиции отечественных авиаперевозчиков. Предвидится также понижение стоимости перелетов для российских туристов, что должно положительным образом сказаться на динамике туристских перемещений. Справедливости ради надо отметить, что это будет дополнительно стимулировать выездной туризм.
Основные проблемы, все же видится, связаны с необходимостью значительного упрощения доступа для иностранных организаторов на российский туристский рынок. Крупные иностранные операторы, такие, например, как немецкий концерн Touristic Union International (TUI), пойдут на российский рынок, в том числе региональный, в целях возмещения своих убытков, представляя на нем более качественные и менее дорогие туристские услуги по всем основным туристским направлениям. В этой связи российские туроператоры, ориентированные прежде всего на выездной туризм, будут вынуждены, не выдержав конкуренции, уйти с рынка или превратиться в их младших партнеров или агентов [5]. Уход с рынка мелких и средних туристических операторов положительно скажется на условиях обслуживания туристов, которые в значительной мере будут защищены от риска предоставления некачественных услуг. На российском рынке туроператорских услуг намечается тенденция укрупнения. На рынке останутся исключительно крупные игроки, обладающие значительными материально-техническими ресурсами.
После прихода иностранных туристских агентов на отечественных рынок туристских услуг они вынуждены будут инвестировать значительные средства в развитие туристской инфраструктуры России. Именно это должно послужить стимулом для привлечения дополнительного числа туристов в Россию, а не слабо выразительные попытки продвижения национального туристского продукта.
Таким образом, можно сделать очевидный вывод о том, что в значительной мере от вступления России в ВТО выигрывает потребитель туристских
услуг, который получает более дешевое и более качественное обслуживание.
Все отмеченные тенденции характерны и для туристского рынка Волгоградской области. Безусловно, туристский поток в регион будет расти в преддверии организации и проведения чемпионата мира по футболу в 2018 г. Ожидается увеличение не только количества болельщиков, но и бизнес-туристов, которые будут участвовать в инвестиционных проектах реконструкции социально-инженерной инфраструктуры Волгоградской области. По прогнозам к 2018 г. туристский поток в регион может увеличиться вдвое и достигнуть 1 000 000 чел. В этой связи членство России в ВТО будет способствовать проникновению международных игроков туристской сферы на региональный рынок.
Смогут ли региональные организаторы туризма справиться с возросшей конкуренцией - остается пока не ясно. Очевидно то, что большинство мелких и средних предприятий, работающих в сфере туризма, будут вынуждены уйти с рынка, не выдержав ценовой конкуренции. Ни для кого не секрет, что туристская сфера деятельности на Западе пользуется серьезной государственной поддержкой, чего нельзя сказать об отечественной индустрии туризма, которая, несмотря на декларируемую важность для национальной экономики, по-прежнему остается второстепенной и финансируется по остаточному принципу. Отсюда и вытекает разница в цене туристских услуг. В этой связи региональный малый и средний бизнес в сфере туризма находится в зоне повышенного риска. Что же делать представителям бизнес-сообщества для минимизации предпринимательских рисков в контексте членства России в ВТО?
В рамках данного исследования предлагается следующий механизм обеспечения конкурентоспособности региональных предпринимательских структур, работающих в сфере туризма.
1. Активизация работы отраслевых ассоциаций. В силу того, что интересы туристской сферы в рамках ВТО имеет право отстаивать исключительно государство, важную роль будет играть процесс коммуникации между предприятиями туристской сферы и федеральной властью. Международный опыт показывает, что наиболее эффективным способом взаимодействия между бизнес-сообществом и государством выступают отраслевые ассоциации. на сегодняшний день на российском рынке туристских услуг нет единого представителя интересов
туристского бизнеса в России. Существуют отраслевые ассоциации, которые представляют интересы отдельных сегментов туристского рынка: ассоциация туроператоров России (АТОР), федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО), Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и др. Однако все перечисленные ассоциации представляют исключительно интересы входящих в их состав предприятий, но не всей туристской отрасли России. В этой связи видится целесообразным создание единой ассоциации предприятий туристской сферы России, которая бы объединила всех организаторов туристского рынка страны и координировала их деятельность как на внутреннем, так и на международном уровне.
2. Усиление роли маркетингового инструментария в хозяйственно-экономической деятельности региональных фирм туристской сферы. Особое внимание стоит уделить такому маркетинговому инструменту, как программы лояльности потребителей. Программа лояльности - маркетинговый инструмент, помогающий оптимизации взаимоотношений фирм с клиентами. Целью применения программ лояльности является не только привлечение новых клиентов (хотя это тоже является немаловажным фактором), но и установление долгосрочных взаимоотношений с уже имеющимися покупателями. В основе любой такой программы лежит принцип поощрения клиента с применением индивидуального подхода к удовлетворению нужд и потребностей потребителей [9]. Лояльность подразумевает взаимодействие, т. е. долгосрочные отношения потребителя (туриста) и компании. В самом общем виде лояльность ассоциируется с совершением повторной покупки и с решением о регулярном потреблении того или иного товара. Формирование лояльного потребителя должно стать мощным инструментом в конкурентной борьбе с новыми игроками регионального туристского рынка.
3. Развитие информационных технологий. Система информационных технологий, используемая в туризме, состоит из компьютерной системы резервирования, системы проведения телеконференций, видеосистем, компьютеров, информационных систем управления, электронных информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, телефонных сетей, подвижных средств сообщения [8].
Региональным туристским предприятиям необходимо наращивать свое присутствие в сети Интернет. необходимо развивать электронную
коммерцию на региональных бизнес-площадках. Электронная коммерция позволит региональным туристским компаниям более эффективно и гибко осуществлять внутренние бизнес-операции, оперативно взаимодействовать с туристскими контрагентами - авиаперевозчиками, автобусными компаниями, ресторанами, гостиницами - и быстрее реагировать на запросы и ожидания потребителей. Активное использование интернет-технологий в процессе обслуживания туристов поможет не только снизить транзакционные издержки туристским предприятиям, но и будет способствовать повышению их конкурентоспособности на международном рынке туристских товаров и услуг.
Таким образом, можно сделать очевидный вывод о том, что региональный рынок туристских услуг не понесет существенных потерь после вступления России в ВТО. Очевидно, что туристская сфера деятельности понесет определенные потери, в том смысле, что с рынка уйдут мелкие неконкурентоспособные туристские фирмы. Для восполнения возможных потерь мелким и средним туристским фирмам необходимо консолидировать свои усилия в плане защиты и отстаивания своих экономических интересов как на федеральном уровне, так и на международном рынке туристических услуг. А усиливающаяся конкуренция на региональном туристском рынке должна положительно отразиться на интересах потребителей, которые получат более качественный и более дешевый туристский продукт.
Список литературы
1. Волков С. К. Особенности маркетингового продвижения Волгоградской области как туристского направления // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 46.
2. Волков С. К. Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг г. Волгограда // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 24.
3. Волков С. К. Туристская индустрия Волгоградской области: анализ преимуществ и слабых сторон // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 34.
4. Вступление Российской Федерации в ВТО положительно скажется на развитии туристского рынка. URL: http://mfd. ru/news/view/?id=1664870.
5. ВТО и туристический бизнес в России. URL: http://www. djoen. ru/notebook/vto-i-turisticheskij-biznes-v-rossii. html.
6. Детско-юношеский и молодежный туризм -важнейшая составляющая патриотического воспитания молодого поколения Волгоградской области: материалы круглого стола от 18.06.2010. Волгоград, 2010.
7. Как отразится вступление России в ВТО на туристской сфере? Какие выгоды для регионального турбизнеса сулит членство в ВТО и какие недостатки? URL: http://www. rgwto. com/faq. asp?id=52411&topic_id=2969&full_mode=1.
8. Мацебера С. А. Информационные технологии в туризме / Информационные технологии в управлении туристической и курортно-рекреацион-ной экономикой: сб. докладов на III научно-практической конференции. Бердянск: АУИТ «АРИУ», 2007.
9. Сфера услуг. Маркетинг: учеб. пособие / под ред. Т. Д. Бурменко. М. : КНоРУС, 2007.
10. Tourism highlights, 2012 edition. Madrid: UNWTO, 2012.