Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент развития индустрии туризма в российской федерации'

Государственно-частное партнерство как инструмент развития индустрии туризма в российской федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2449
413
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / ЭКОТУРИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Акимова О.Е., Волков С.К.

В статье проанализирован мировой опыт применения механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в туризме, выявлены проблемы его развития в российской туристской отрасли. Предложен комплекс мероприятий для эффективного использования инструмента ГЧП в сфере туризма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент развития индустрии туризма в российской федерации»

ТУРИСТШ-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 338.48

государственно-частное партнерство как инструмент развития

индустрии туризма в российской федерации

о. е. акимова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: akimovann25@mail. ru

с. К. ВОЛКОВ, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры мировой экономики и экономической теории E-mail: ambiente2@rambler. ru Волгоградский государственный технический университет

В статье проанализирован мировой опыт применения механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) в туризме, выявлены проблемы его развития в российской туристской отрасли. Предложен комплекс мероприятий для эффективного использования инструмента ГЧП в сфере туризма в России.

Ключевые слова: туристские ресурсы, туристский рынок, экотуризм, государственно-частное партнерство.

На современном этапе развития мировой экономической системы индустрия туризма является одной из самых высокодоходных и быстрорастущих отраслей в мировой экономике. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), денежные поступления от мировой индустрии туризма в 2009 г. составили 852 млрд долл. (611 млрд евро) [10]. На долю туризма приходится около 10 % ми-

рового валового продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых потребительских расходов. Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Средние темпы роста туризма, по данным Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), составляют 7-9 % в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом [2].

Россия - страна, обладающая большим туристским потенциалом. Обширные территории, богатая история, наличие огромного количества культурно-исторических мест, - все это делает страну уникальной по сравнению с конкурентами. На территории России находится огромное количество культурных и природных достопримечательностей. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2 368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров,

67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба [8]. «В список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО включено 23 объекта культуры и природы из разных регионов России» [6]. Однако, несмотря на такой колоссальный туристский потенциал, Россия является «страной-донором», т. е. активным поставщиком туристов в зарубежные страны. Доля России в структуре мирового рынка туристских услуг незначительна и составляет всего один процент.

В российской индустрии туризма и гостеприимства существует огромное количество проблем, которые являются основными сдерживающими факторами в развитии внутреннего и въездного туризма на территорию РФ. По мнению специалистов, занимающихся проблемами развития индустрии туризма в РФ, основными факторами, сдерживающими развитие въездного и внутреннего туризма, являются:

• образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

• действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не способствующий росту въездного туризма;

• недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2-3 «звезды») с современным уровнем комфорта, несоответствие соотношения «цена - качество» в гостиницах и других средствах размещения;

• недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, что связано с низким уровнем бюджетного финансирования;

• невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров.

В современной российской индустрии туризма сложилась и активно развивается тенденция оттока российских туристов на отдых за границу. Сегодня выездной туризм доминирует над внутренним и тем более над въездным. Так, согласно статистическим данным Ростуризма, количество поездок россиян за рубеж в 2009 г. составило 34 276 264 чел., в то время как общее число поездок иностранных граждан в Россию составило 21 338 650 чел. Таким образом,

выездной туризм в 1,5 раза превосходит въездной, что весьма негативно сказывается на развитии всей индустрии туризма в России [1].

Для изменения сложившейся ситуации с учетом мирового опыта необходимо активное государственное участие в процессе развития индустрии туризма РФ. По мнению авторов, государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере туризма позволит привлечь дополнительные инвестиции в развитие и модернизацию отрасли, что естественным образом скажется на уровне развития индустрии туризма. ГЧП может и должно стать фактором развития внутреннего и въездного туризма в РФ.

Мировой опыт применения механизма государственно-частного партнерства в различных отраслях народного хозяйства свидетельствует о высокой степени эффективности данного инструмента социально-экономического развития. Необходимость государственного участия в развитии индустрии туризма обусловлена высоким уровнем издержек и долгим сроком окупаемости при строительстве и реконструкции туристской инфраструктуры. Кроме того, коммерческие туристские предприятия не заинтересованы в разработке и реализации национальной туристской рекламы.

Основной целью государственно-частного партнерства является развитие инфраструктуры в интересах общества путем объединения ресурсов и опыта каждой из сторон, реализация общественно значимых проектов с наименьшими затратами и рисками. Государственно-частное партнерство рассматривается как качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций. Проекты государственно-частного партнерства - это особый вид сотрудничества государства и предпринимательского сектора с целью реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

В мировой практике государственно-частного партнерства в сфере туризма накоплено огромное количество примеров сотрудничества государства и предпринимательских структур. Условно это сотрудничество можно разделить на три основных направления:

1) сотрудничество в области реализации комплексных проектов, связанных с необходимостью значительных вложений в инженерную инфраструктуру и коммуникаций (схемы договоров концессий, лизинга или прямого государственного финансирования инфраструктурной части проекта);

2) сотрудничество в области создания объектов туристической и развлекательной инфраструктуры (использование различных инструментов стимулирования частного сектора: льготы, налоги, кредиты и т. д.);

3) сотрудничество в сфере маркетинга и продвижения национального туристского продукта (создание Национальных туристских администраций) (см. таблицу).

Наиболее наглядным примером эффективного государственно-частного партнерства в сфере туризма является пример Турции. Современная Турция является одним из мировых лидеров туристского рынка в сегменте курортно-пляжного туризма. Согласно статистическим данным, в 2009г. страну посетили 25,5 млн международных туристов. Доходы от индустрии туризма за тот же период составили 21,3 млн долл. [10]. Успех Турции как развитого туристского центра заключается в грамотной государственной политике в области туризма. Активная государственная политика в сфере развития туризма и гостеприимства позволила

в достаточно короткие временные рамки создать конкурентоспособный национальный туристский продукт.

Результатом эффективного государственного вмешательства в индустрию туризма стало устранение законодательных препятствий для активного участия предпринимательского сектора. В период реализации государственных программ по развитию туризма, турецким правительством были приняты законопроекты, определяющие законодательную базу для различных форм концессий в строительстве скоростных трасс, мостов, туннелей, аэропортов, объектов электроэнергетики и др. В результате государственно-частного партнерства были образованы 9 особых экономических зон, наиболее благоприятных для развития туризма.

В качестве экономических инструментов, стимулирующих активное участие предпринимательских структур, турецким правительством были разработаны налоговые и другие льготы для туристских девелоперов. К основным видам экономических преференций можно отнести:

Примеры государственно-частного партнерства в сфере туризма в различных странах

Страна Наименование ГЧП Характеристика

ЮАР Создание объектов туристской инфраструктуры в национальных парках на условиях концессии Национальный парк Крюгера входит в число 14 крупнейших национальных парков мира. В национальном парке обитают 250 000 животных 147 видов, 500 разновидностей птиц, 50 видов рыб, 150 видов земноводных и рептилий. В инфраструктуру парка входят: многочисленные кемпинги, лоджы, аэропорт, госпиталь, автодороги, пункт проката автомобилей, магазины, рестораны, этнокомплексы, гольф, спа-отели, спорт-центры и т. д. При поддержке SAN Parks - государственного агентства ЮАР по охране окружающей среды - удалось увеличить ежегодный поток туристов в ЮАР на б %, сделать национальный парк «визитной карточкой» и главным конкурентным преимуществом ЮАР как туристского направления

Франция Диснейлэнд Благодаря ГЧП был построен Диснейлэнд в Париже - яркий пример развития развлекательного туризма и, как следствие, экономического роста всей восточной части парижского пригорода. Диснейлэнд Резорт Париж находится в 32 км от Парижа, в городе Валь Д'Эроп (Val d'Europe), является копией Диснейлэнда в США. В 1989 г было подписано многостороннее 30-летнее соглашение французским правительством, компанией Euro Disney (УК) и местными властями (5 муниципалитетов и 1 региональный орган власти). Правительство Франции профинансировало строительство инфраструктуры парка на 400 млн долл., построило станцию трансъевропейского железнодорожного экспресса у входа в парк, продало Walt Disney 1,9 тыс. га земли по цене сельхозугодий, предоставило Walt Disney долгосрочный займ на 770 млн долл. по льготным ставкам. Компания Walt Disney спроектировала и построила парк, проинвести-ровала 100 млн долл. из собственных средств, привлекла банковские кредиты на сумму 1 млрд долл. по льготным ставкам

Тунис Стимулирование туризма Создано Агентство туристической недвижимости, занимающееся разработкой привлекательных условий для частных инвесторов и их привлечением. Разработан и реализован план изменения законодательства и повышения уровня безопасности. Введение налоговых и других льгот для девелоперов. В период 1987-2007 гг. более 230 млн долл. было вложено из государственного бюджета в строительство набережных, обустройство пляжей и парков и др.

Источник: составлено по данным [3].

- льготные условия аренды земли на 49 лет;

- льготные тарифы на газ, воду, электроэнергию;

- льготные ставки по кредитам;

- отмена НДС на 5 лет, отмена таможенных пошлин.

В результате эффективного ГЧП в сфере туризма было осуществлено комплексное развитие курорта Белека (электрификация, водоснабжение, дороги, телекоммуникации, отели). Кроме того, были осуществлены проекты по сдаче в эксплуатацию 6 терминалов в международных аэропортах г. Стамбул, г. Анкара, г. Анталья. Объем государственных инвестиций составил порядка 1 млрд долл.

Активное государственно-частное сотрудничество осуществляется также в сфере продвижения турецкого туристского продукта. Правительство Турции в лице Национальной туристской ассоциации проводит масштабную рекламную кампанию, выделяя огромные средства для продвижения национального туристского продукта. В 2002 г. с марта по декабрь на рекламу и продвижение национального турецкого турпродукта было выделено 7 млн долл. Кроме того, на поддержку туроператоров, имеющих собственные чартерные программы на турецком направлении, было направлено 1,2 млн долл. [4].

Именно благодаря комплексной политике государства в сфере туризма, а также благодаря эффективному использованию инструмента государственно-частного партнерства Турции удалось стать абсолютным лидером на туристском рынке Средиземноморья.

В России ГЧП в туристской отрасли пока не особо распространено и носит преимущественно точечный характер. Например, в Волгоградской области планируется реализация проектов ГЧП по нескольким направлениям. Первое направление -создание сети кемпингов в излучине Дона и вдоль Волги. Предполагается размещение на территории кемпингов в комфортабельных срубах и наличие полной инфраструктуры современного кемпинга. Второе направление - создание на озере Эльтон на базе одноименного санатория лечебно-оздоровительного комплекса европейского уровня. Соляная грязь (рапа) озера Эльтон, раскинувшегося в 6 км от санаторного городка, обладает лечебными свойствами. Наукой установлено, что она содержит всю таблицу Менделеева и по наличию минеральных веществ на один грамм превосходит самое целебное в мире Мертвое море. Третье направление - созда-

ние экодеревни на базе действующего в Ленинском районе Волгоградской области крестьянского хозяйства. Планируется строительство на территории 139 га домиков-срубов со всеми удобствами на 4-8 чел. и русской бани. Туристам предоставляется возможность ловить рыбу, собирать грибы, заниматься конным спортом. Они также смогут принять участие в ведении домашнего хозяйства - выращивании овощей, покосе травы, разведении кроликов, уходе за домашним скотом или птицей. Питаться гости экодеревни будут только экологически чистыми продуктами, производимыми в крестьянском хозяйстве [7]. Проекты ГЧП планируются и в других регионах страны: в Карелии, на Алтае, в Бурятии, в Калининградской, Ленинградской и Псковской областях, в Чувашской Республике. Большие возможности для развития ГЧП в сфере экотуризма имеются в Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Смоленской областях.

Следует отметить, что институт государственно-частного партнерства в России находится на начальной стадии своего становления и развития. Существуют объективные барьеры для эффективного сотрудничества государства и бизнеса. Профессор И. А. Морозова выделяет следующие факторы, сдерживающие эффективное развитие ГЧП в России:

• отсутствие четкого понимания сущности данного процесса и недостаточная законодательная база. До сих пор не сложилось единого определения, а соответственно, и понимания сути государственно-частного партнерства;

• политико-правовой аспект сотрудничества государства и бизнеса. Правовое понятие ГЧП отсутствует на федеральном уровне, хотя широко применяется в различных нормативных актах, в частности в Бюджетном кодексе РФ и ряде федеральных целевых программ [5]. Как уже отмечалось выше, в России ГЧП в

сфере туризма не получило широкого применения. Инвесторы не стремятся вкладывать средства в инфраструктуру туризма, поскольку сроки окупаемости весьма велики (9-12 лет), высока стоимость земли. Отечественные инвесторы стремятся инвестировать в краткосрочные проекты, в то время как туристические проекты в большей мере не являются таковыми. Поэтому для того чтобы привлечь «длинные» деньги, необходимы льготы со стороны государства: к примеру, в Израиле государство возвращает 30 % вложенных средств в виде налоговых

льгот, во Франции предоставляются субсидии на реконструкцию гостиничных комплексов, в Египте предоставляются налоговые льготы для новых гостиниц. Степень участия российского государства в инфраструктурных туристских проектах минимальна. Можно говорить лишь об отдельных случаях взаимодействия государства и бизнеса в сфере развития индустрии туризма.

Одним из примеров ГЧП в сфере туризма является опыт взаимодействия государственных и предпринимательских структур в г. Соль-Илецке (Оренбургская область) по созданию туристско-рекреаци-онного комплекса. Город Соль-Илецк - небольшой городок (26,4 тыс. чел.) на юге Оренбургской области, на границе с Казахстаном. Специалисты отмечают здесь высокий потенциал для устойчивого развития индустрии туризма. Среди основных конкурентных преимуществ города выделяются:

• уникальные лечебные ресурсы (соленые озера

и мягкий климат);

• сформированный туристический поток;

• наличие инвесторов;

• активная позиция муниципальной администрации.

Однако существует ряд инфраструктурных ограничений, которые не позволяют использовать туристский потенциал в полной мере: во время высокого туристского сезона (за счет чего население города практически удваивается) город испытывает затруднения с водоснабжением, водоотведением, очисткой стоков и т. д. Существующие инженерные сети в значительной степени изношены и не справляются с возрастающими нагрузками.

В результате государственно-частного партнерства были осуществлены следующие мероприятия, направленные на развитие туристской инфраструктуры города:

- под развитие туристско-рекреационного направления в дополнение к существующим объектам администрацией города определена территория в черте города (200 га), расположенная в непосредственной близости (порядка 1-2 км) от имеющейся курортной зоны отдыха;

- подготовлен и принят генеральный план, в черту города включены дополнительные земельные участки, проводится работа с инвесторами;

- разрабатываются концепция комплексного развития территории, ТЭО и др. документы с целью подготовки заявки в Инвестиционный Фонд РФ для привлечения государственного финансирования [3].

Для преодоления сложившейся ситуации и для эффективного использования инструмента государственно-частного партнерства предлагается реализовать следующий комплекс мероприятий:

- создание законодательной базы регулирования ГЧП в сфере туризма;

- разработка долгосрочных целевых федеральных программ по развитию индустрии туризма, с четко прописанным механизмом ГЧП;

- обеспечение целевого финансирования и господдержки наиболее приоритетных и перспективных предпринимательских проектов в индустрии туризма;

- поддержка охраны памятников природы, культуры и истории в рамках федеральных целевых программ;

- разработка и проведение масштабной национальной рекламной кампании, направленной на формирование позитивного туристского образа РФ;

- привлечение инвестиций в туристскую отрасль;

- развитие туристкой инфраструктуры.

Эффективное сотрудничество государства и

предпринимательских структур позволит снизить издержки строительства туристской инфраструктуры, повысить инвестиционную привлекательность страны, долю иностранных инвестиций в развитие туристской инфраструктуры, сформировать образ России как страны, привлекательной для развития внутреннего и въездного туризма, увеличить туристские потоки. При правильном симбиозе господдержки и туристского бизнеса Российская Федерация может рассчитывать на положительную динамику роста туристских потоков, что в свою очередь может дать толчок к развитию других отраслей народного хозяйства и экономики страны в целом.

Список литературы

1. Волков С. К. Особенности развития туризма в Волгоградской области // Современная экономика: проблемы и решения. Воронеж. 2010. № 8. С.55-56.

2. Волков С. К. Туристская индустрия Шотландии: отличительные признаки и особенности развития // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. № 13 (73).

3. Лозовский М. Возможности государственно-частного партнерства в туризме. URL: http:// www. mitt. ru/downloads/pdf/conference /2010/rrc/8/ Lozovsky_StrategyPartners. pdf.

4. Маркетинг в индустрии туризма: монография / под ред. Е. Г. Попковой. М.: КноРус, 2010.

5. Морозова И. А. Мировой опыт государственно-частного партнерства и особенности формирования данного механизма в России // Современная экономика: проблемы и решения. Воронеж. 2010. № 8.

6. Остроумов О. В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.

7. Свиридова И. Рекреационные перспективы Волгоградской области // Туризм: право и экономика. 2006. № 5.

8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года. М.: Федеральное агентство по туризму, 2008.

9. Шаховская Л. С. Мотивация предпринимательского труда и предпринимательской деятельности / Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы: ежегодник. Вып. 11. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. C. 377-389.

10. Tourism highlights, 2010 edition. Madrid: UNWTO, 2010. P. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.