Научная статья на тему 'Аспекты развития государственно-частного партнерства в туризме российской Федерации в условиях санкций'

Аспекты развития государственно-частного партнерства в туризме российской Федерации в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURIST INDUSTRY / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURIST INFRASTRUCTURE / СФЕРА ТУРИЗМА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / REGIONAL TOURISM / SPHERE OF TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедова Н.И.

Современные условия развития требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики, где значимым фактором воздействия является государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества и, в том числе, сферы туризма на федеральном и региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN TOURISM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SANCTIONS

Current conditions require that the government and business to step up activities aimed at improving the functioning of the economy, where a significant impact is the state support in the development of public-private partnership (PPP) for the majority of spheres of society and, in particular, the tourism industry at the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «Аспекты развития государственно-частного партнерства в туризме российской Федерации в условиях санкций»

УДК 330.1 ББК 65.43

Магомедова Н. И.- к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит-2» Дагестанского государственного университета народного хозяйства Magomedova N.I.- Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of «Finance and Credit-2» Dagestan State Institute of National Economy»

АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ТУРИЗМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

ASPECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN TOURISM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE SANCTIONS

Современные условия развития требуют от государства и бизнеса активизировать деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования экономики, где значимым фактором воздействия является государственная поддержка в рамках развития государственно-частного партнерства (ГЧП) для большинства сфер жизнедеятельности общества и, в том числе, сферы туризма на федеральном и региональном уровнях.

Ключевые слова: санкции, государственно-частное партнёрство, туристская индустрия, туристская инфраструктура, сфера туризма, региональный туризм.

Current conditions require that the government and business to step up activities aimed at improving the functioning of the economy, where a significant impact is the state support in the development of public-private partnership (PPP) for the majority of spheres of society and, in particular, the tourism industry at the federal and regional levels.

Keywords: sanctions, public-private partnerships, tourist industry, tourist infrastructure, sphere of tourism, regional tourism.

На сегодняшний день сложившиеся экономические и политические разногласия оказывают сильное влияние на мировую экономику и приводят к ее нестабильности. Санкции США, стран Евросоюза и ряда других стран, установленные в 2014 г. против России, и продовольственное эмбарго, введенное Россией в ответ - это весьма значительная конфронтация РФ и стран Запада в новейшей истории. Так, первый комплекс санкций, введенных в марте 2014 г. со стороны США, ЕС, Австралии, Канады и Новой Зеландии предусматривал заморозку активов и лимит виз для некоторых граждан России, включенных в специальный перечень (т.н. «список ЕС» и «список США»). Введение антироссийских санкций, значительно изменило состояние различных сфер жизни населения России. К примеру, существенно санкции повлияли на промышленный сектор страны, то есть многие российские компании столкнулись с трудностями в работе из-за отсутствия доступа к современным иностранным технологиям, видам сырья и источникам финансовых инвестиций [4].

Сложная ситуация сложилась и в банковской сфере. По данным Центрального банка, валютные резервы страны сократились с начала года до $459,9 миллиардов против $509,6 в начале года [8]. В нефтегазовой сфере, введение санкций привело к падению цен на нефть, что негативно сказывается на курсе рубля. Вышесказанное свидетельствует о том, что данные отрасли экономики России оказались

под давлением санкций, что привело к спаду в их развитии. Последующее распространение санкций повлекло за собой сворачивание проектов, разрабатываемых вместе с российскими госорганами и бизнес-структурами в самых разнообразных областях: военно-технические разработки, космическая отрасль, банковский сектор и т. п.

Не обошли санкции и туриндустрию. Уменьшились туристские потоки из РФ в Европу, возросла опасность осуществления совокупных инвестиционных проектов в сфере гостеприимства, усугубилась репутация России как страны, благоприятствующей въездному туризму. Развитию туризма в условиях экономических санкций препятствуют еще и такие негативные явления, как девальвация российской валюты и крах ведущих игроков туристской отрасли.

Однако, несмотря на множество проблем в туристической сфере, российский туризм развивался и вносил достаточно большой вклад в ВВП. Рост внутреннего турпотока в России в 2013 году составил 6-8 %, въездного - 10 %, а выездного - 15 %. Подводя итоги можно сказать, что на сегодняшний день, несмотря на сложную экономическую ситуацию в России и в мире в целом, некоторые отечественные отрасли получили серьезный толчок к своему развитию. В ряду таких отраслей и находиться сфера туризма, а именно получивший дальнейшее развитие внутренний туризм, который в последнее время набирает все большие обороты. Введенные санкции привели к изменению структуры и направлений туристических потоков. Если раньше, до введения санкций, основные потоки туристов устремлялись за границу России, при этом процент внутреннего туризма был незначительным, то сегодня, по мнению многих аналитиков, введенные санкции значительно улучшили и расширили развитие сферы туризма внутри России.

Как показал опыт, быстрому развитию туризма внутри страны способствуют, с одной стороны, сложившаяся политическая и экономическая ситуации в России, а с другой, в первую очередь, рост курса иностранных валют. То есть, гражданам РФ отдыхать заграницей дорого, а иностранным гражданам отдыхать в России дешевле. С третьей стороны очевидный прирост потоков внутреннего туризма происходит по причине приемлемой для туристов установленной ценовой политики, как с точки зрения размещения, так и с точки зрения стоимости и качества транспортных и иных услуг.

В сегодняшних условиях, когда Россия продолжает существовать и развивать экономику в условиях санкционных запретов со стороны США и Евросоюза, и ответных ограничительных мер со стороны России, можно выделить несколько сценариев дальнейшего развития российской экономики. Первый, альтернативный сценарий, то есть не разработка собственных мощностей и собственного производства, а переориентация на иных партнеров, например с Востока или Латинской Америке, именно такой путь и выбирает Россия. Похоже, что для стимулирования развития собственного производства весь мир должен объявить эмбарго РФ.

Второй вариант развития событий может содержать более радикальные меры, например, импортозамещения. Рациональным инструментом импортозамещения может стать развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в реальном секторе экономик, в области производства продуктов с высокой добавленной стоимостью. Причем речь идет не о «простом вливании денежных средств» российским предприятиям, а адресная помощь приоритетным отраслям экономики с хорошо спланированными или уже существующими проектами, где требуется совершенствование механизмов и инструментов

финансирования. На этапе зарождения проекты ГЧП охватывают лишь ряд ключевых отраслей (здравоохранение, транспорт, водоснабжение и др.) ([3], для дальнейшего развития этой сферы требуется расширять зоны применения данной формы взаимодействия бизнеса и власти. Необходимо провести качественные изменения, перейти на качественно новый уровень развития, новую ступень освоения данного механизма. Требуется определить целеориентированный подход к планированию и развитию определенной области ГЧП.

Понятие государственно-частного партнерства в нашей стране появилось относительно недавно, тогда как в Европе данный механизм известен с середины 16 века, когда совместными усилиями государства и предпринимательства был построен канал у города Салон-де-Прованс [1, с. 463].

Существует множество определений и разновидностей проявления государственно-частного партнерства (ГЧП), однако можно отметить обязательные признаки, которые являются ключевыми в данном определении. Во-первых, характер взаимодействия сторон должен быть долгосрочным; во-вторых, соинвестирование проекта должно проводиться с обеих сторон; в-третьих, обязательно разделение рисков между сторонами; в-четвертых, объектом инвестирования являются имущественные объекты или социально-значимые услуги; в-пятых, частная сторона участвует не только в создании продукта, но и в процессе эксплуатации ([5, с. 3]. При выполнении указанных условий проект можно отнести с государственно-частному партнерству.

Государственно-частное партнерство изначально приносит бесспорные выгоды для экономики, такие как: интенсивное развитие инфраструктуры, рост качества производимой продукции, повышение качества строительства и эксплуатации, более широкий доступ к рынкам частного капитала, снижение бюджетной нагрузки и высвобождение дополнительных ресурсов. Выгода должна быть очевидной и для государства, сокращение издержек по содержанию социальной инфраструктуры, снижение бюджетных рисков, доступ к источникам капитала. Реализованным проект можно считать при условии получения положительного эффекта у бизнеса, такого как, защищенность инвестиций, гарантированная рентабельность и относительная автономность в принятии решений.

До 2014 года в РФ наблюдалось активное развитие ГЧП в формах соглашения о разделе продукции или концессионных соглашениях. Данный вариант является разумным, так как после распада СССР передача абсолютно всех объектов государственной собственности частным лицам невозможна, но и содержание или реконструкция некоторых объектов является непосильной» ношей» для государства, ГЧП в форме концессионных соглашений упрощает существование бизнеса и снимает излишнюю нагрузку с государства.

Лидирующими отраслями по количеству реализованых инфраструктурных проектов в 2013 году в регионах УрФО стали ЖКХ (19 проектов), образование (19 проектов), транспорт (19 проектов), здравоохранение (12 проектов) и энергетика (15 проектов), всего 98 [6].

Однако всего 16 проектов можно отнести к области ГЧП в оригинальном понимании. По прогнозам многих специалистов на первое место по развитию ГЧП проектов выйдет социальная инфраструктура, в частности ЖКХ и энергетика, проекты строительства и реконструкцию.

Что касается отрасли туризма, то в современных условиях развития экономики, идёт жёсткая конкурентная борьба за туристические потоки, за то, чтобы привлечь зарубежных гостей и при

этом сделать так, чтобы собственные граждане предпочитали отдыхать в своей стране. Долгое время Россия значительно уступала и пока еще уступает в конкурентной борьбе многим зарубежным странам, прежде всего, из - за недостаточно развитой туристической инфраструктуры и невысокого качества услуг, сервиса. Ситуация сегодня постепенно, медленно, но всё - таки меняется. Так, количество путешествующих по России в 2014 году выросло почти на 30% и достигло 41,5 миллиона человек. Кроме того, на 16% увеличился и въездной туризм.[9]

Несмотря на позитивные сдвиги по стране в целом и по ее регионам в области развития туризма, среди первоочередных задач остается дальнейшее расширение современной туристической инфраструктуры. В том числе для этого нужно использовать возможности федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в России (2011-2018 гг.)». Необходимо подчеркнуть, что реализация данной программы основана на условиях государственно-частного партнёрства.

Значимость использования механизма ГЧП в развитии туристской отрасли объясняется обременительностью этой отрасли для государства. Большая часть прибыли (около 90%) достается частному сектору, при этом расходы государства на поддержание туристской инфраструктуры значительны и не покрываются его доходами. Частный сектор также вынужден вкладывать заработанные деньги в сохранение и развитие бизнеса, однако в целом у него образуется некоторый излишек, который он готов инвестировать. Недостаток денежных средств у государства, с одной стороны, и их избыток у бизнес-сообщества - с другой, подводит к необходимости государственно-частного партнерства.

Так, органы власти начинают активнее использовать рыночные механизмы, стимулировать частный сектор, субсидировать программы подготовки кадров, активно участвовать в совместных проектах на принципах государственно-частного партнерства, увеличивать налоговую базу и т.д. Для малого и среднего бизнеса выгоды также очевидны: появляются новые фирмы, усиливается конкуренция, появляются новации, которые может использовать бизнес для снижения издержек (табл. 1). [8]

Таблица 1.

Выгоды государственно-частного партнерства для участников кластера

туристско-рекреационных услуг

Органы власти Малый и средний бизнес Социальная сфера

Эффективное управление социально-экономическими процессами в данной сфере, повышение интереса к проектам со стороны инвесторов, увеличение налоговой базы, повышение отчислений в бюджеты всех уровней; формирование имиджа кластера, повышение его конкурентоспособности. Снижение издержек; повышение уровня квалификации работников, новые возможности для более успешного выхода на международные рынки. Увеличение занятости населения; повышение благосостояния населения, повышение качества предоставляемых туристских и курортно-рекреационных услуг; активизации инновационной деятельности по всем направлениям.

Таким образом, наличие и успешность партнерства становится одним из факторов, влияющих на развитие туризма и конкурентоспособность отрасли.

В мировой практике накоплено огромное количество примеров и форм сотрудничества государства и бизнеса для развития туризма. ГЧП в этих странах используется как метод эффективного хозяйствования. Но имеет свои особенности в странах с различным уровнем развития экономики (Франция - проект Эйфелевая башня, США - Долина Напа, Мексика - курорт Канкун, ЮАР - кластер в Кейличе, Россия - «Ясная поляна»).

Если обратиться к мировому опыту развития ГЧП, то к инструментам ГЧП в сфере туризма можно определить следующие: устранение законодательных и процедурных препятствий, подготовка инвестиционных площадок, а также создание координирующих (управляющих) организаций, концессии разных видов или передача объектов в долгосрочное пользование на льготных условиях (лизинг, управление объектом...), создание специальных территорий для развития туризма с особым режимом - ОЭЗ, строительство транспортной и инженерной инфраструктуры, проведение природоохранных и восстановительных работ за счет государства, государственные льготы, субсидии, гарантии и пр. для частных инвесторов (льготы по налогам и кредитам, льготы по условиям аренды и покупки земли и госсобственности, льготы по коммунальным платежам, государственные гарантии и поручительства, субсидии на строительство), совместное финансирование инициатив по повышению конкурентоспособности и маркетингу туристических направлений. Указанные инструменты применимы в различных областях - начиная от маркетинга туристского направления и заканчивая крупными инфраструктурными проектами.

Многие экономисты и ученые в области изучения развития туризма в России отмечают, что для позиционирования регионов как конкурентоспособного для привлечения и обслуживания огромного потока туристов огромное значение имеет активная реклама возможностей для отдыха и путешествий по России. Одним из эффективных инструментов продвижения туристских продуктов являются маркетинговые технологии. Здесь формой эффективного государственно-частного партнерства в туризме являются национальные туристические организации (НТО).

Принципами работы и статус таких организаций следующие:

- Являются правительственными учреждениями и имеют высокий статус в структуре государственных органов власти;

- Находятся в 100% государственной собственности, при этом финансируются в том числе из частных средств;

- НТО аккумулируют средства государства и частного сектора и перераспределяют их на широкий спектр инициатив и проектов с целью повышения конкурентоспособности национального турпродукта;

- Фокус деятельности (и основная часть бюджета) - на маркетинге и продвижении национального туристского продукта.

Данные организации имеют значительные бюджеты на продвижение, сети зарубежных представительств и финансируются, в том числе, за счет негосударственных средств. НТО успешно используют различные механизмы и схемы привлечения частного средств, в основном, по принципу «программа за программу» или «кампания за кампанию». В Канаде на уровне регионов действуют офисы инвестиций и развития, которые привлекают средства от частного сектора (через брокеров) на совместные программы продвижения особенно в межсезонье. Во Франции финансирование осуществляется через членские взносы от участников Atout France (Агентство туристического

развития): региональные органы власти - 34%; промышленные ассоциации и реальный сектор - 40%; туристический бизнес - 26%. В ЮАР действует специальный доверительный счет (Tourism marketing South Africa), пополняемый сборами, выплачиваемыми добровольно членами Совета по туризму; средства используются для международного маркетинга. В остальных странах финансирование осуществляется в основном по специальным партнерским программам или привлекается под специальные рекламные акции, например: НТО обеспечивают информационное поле для туристов (колл-центр, сайт, туристические офисы информации, печатная продукция и т.д.), при этом партнеры платят за размещение.

С помощью НТО создаются яркие туристические бренды городов и государств, тематические рекламные кампании, позволяющие новым направлениям успешно конкурировать на мировом рынке.

В России механизм ГЧП в туристической отрасли пока слабо представлен (см. схему 1)._

Инструмент/формы ГЧП Мир* Россия

Устранение законодательных и процедурных ограничений • е

Качественная подготовка инвестиционных площадок • о

Создание координирующих (управляющих) организаций • о

Улучшение транспортной и инженерной инфраструктуры инвестиционных площадок за государственный счет О ®

Концессионное соглашение е

Выделение привлекательных территорий - ОЭЗ ф

Программные государственные инвестиции е «

Льготы по налогам, кредитам, субсидии, гарантии и поручительства • е

Создание национальных (региональных) туристических организаций • О

Совместное финансирование проектов в области маркетинга • о

Актуальность такой организации в России объясняется ее функциональной особенностью с учетом проблем развития въездного и внутреннего туризма. Согласно итоговому отчету АТОР (Ассоциация туроператоров России) за 2016 г. среди проблем выделяются такие, как недостаточное продвижение, имидж РФ в зарубежных СМИ, сложная внешнеполитическая обстановка, нехватка квалифицированного обслуживающего персонала, гидов, переводчиков и т.п. как на уровне страны, так и на уровне регионов. [10] Вышеназванные проблемы в итоге

носят негативный характер последствий, поскольку обращают желание российского населения вновь предпочитать отдых за границей, о чем свидетельствует статистика запросов за 2016 год. К примеру, в конце 2016 года российские пользователи Яндекса совершили 4 160 615 запросов на туры, это на 54,3% больше, чем годом ранее[11]. Видится необходимость создания таких организаций в региональном разрезе с точки зрения особенности механизма - привлечения частных инвестиций в целях развития государственно-частного партнерства.

На уровне отдельно взятого региона требуется комплексная и сбалансированная система мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленная на создание условий для развития качественно нового уровня туристического потенциала и обеспечивающая формирование устойчивых конкурентных преимуществ территорий, включая стабильную диверсифицированную занятость населения. При этом под туристским потенциалом какого-либо объекта (территории) авторы статьи понимают совокупность приуроченных к данному объекту (территории) природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.

Список литературы:

1.Akintoye A., Hardcastle C.; Beck M., Chinyio E.; Asenova D., Construction Management and Economics, Volume 21, Issue 5, 2013. 470

2.Авджы Э. Развитие внутреннего туризма России в условиях экономических санкций // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 568-573.

3.Белицкая А. Публичное имущество как объект государственно-частного партнерства. М.: Право и экономика, 2013. 243 с.

4.Белоусова Р. Н. Влияние экономических санкций на состояние экономической безопасности РФ // Молодой ученый. - 2015. - № 20. - С. 215-220.

5.Варнавский В.Г., Клименко А.В., Королев В.А. Государственно-частное партнерство. Теория и практика. Учебное пособие [сайт]. URL: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/12135/ogl.shtml#t24 (дата обращения 13.05.2016 г.)

6.Государственно-частное партнерство в России 2013 г. Торгово-промышленная палата РФ [сайт]. URL: https :// www.pppcenter.ru (дата обращения 13.05.2016 г.).

7.Розничная торговля, услуги населению, туризм // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/ # (дата обращения: 4.04.2016)

8. Формирование и функционирование региональной модели туристских кластеров РД. Магомедова Н.И. УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2015. №1. С. 72-79.

9.http://putin24.info/vladimir-putin-provyol-v-yalte-zasedanie-prezidiuma-gosudarstvennogo-soveta-posvyaschyonnoe-razvitiy.html]

10.http://www.atorus.ru/ratings/ator_analitics/article/3436.html

11.http://www.atorus.ru/ratings/analitic_mrch.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.