УДК 348
DOI: 10.24411/1995-042X-2019-10308
ЧЕРНЯКОВА Светлана Александровна
Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Сергиевом Посаде
(Сергиев Посад, Московская обл., РФ); кандидат юридических наук, доцент; e-mail: [email protected]
Отдельные аспекты правового регулирования туризма в России
В статье проанализировано современное состояние отдельных аспектов правового регулирования туристской деятельности, раскрыты основные понятия, элементы и особенности туризма в целом, определен его субъектный состав. Автором детально дана правовая характеристика понятия договора об оказании туристских услуг, определены его основные элементы; проанализировано содержание договора, основания его изменения и расторжения, а также разграничение ответственности туроператора и турагента перед туристом, определены некоторые коллизионные вопросы в рассматриваемой сфере и даны рекомендации по их устранению.
Ключевые слова:
услуги, туризм, турпродукт, туристская деятельность, договор возмездного оказания услуг
Туризм является неотъемлемой частью динамичной жизни современного человека, способной как восстановить его физические силы, так и удовлетворить интеллектуальные и духовные потребности. Вместе с тем, объединяя путешествия и сферу услуг, он формирует одну из наиболее перспективных и прибыльных отраслей экономики для развивающихся стран.
Непосредственно в Российской Федерации стратегическое развитие туризма направлено на повышение качества жизни людей путём повышения стандартов безопасности и жизнеобеспечения; развитие технологий и инновационной системы, а также здравоохранения, науки, культуры и целесообразное использование природно-ресурсного потенциала страны.
Основным фактором развития туризма выступает его надлежащее правовое регулирование, выражающееся в государственном контроле за соблюдением законности и выполнением всеми субъектами туристской
деятельности установленных юридических правил в данной сфере, а также в сфере защиты прав потребителей; в соблюдении интересов и прав хозяйствующих субъектов в сфере туризма.
Несмотря на длительную историю становления и развития, туризм как социально-экономическое и духовно-культурное явление не получил всеобще принятого, единого термина. В различных научных справочниках существует множество определений понятию «туризм», что позволяет многим учёным утверждать, что оно является одним из самых неопределённых.
Сегодня понятие «туризм» в Российской Федерации определено в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который устанавливает, что: «туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреа-
ционных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания»1.
Туризм обладает своими специфическими признаками, посредством которых его следует отличать от других видов путешествий, а именно: перемещение людей за пределы обычного места проживания; длительность пребывания от 24 часов до 6 месяцев; досуго-вые или деловые цели путешествия.
Помимо классического определения туризма Закон устанавливает его отдельные виды в зависимости от конкретных особенностей. Так, например, в зависимости от территориальных особенностей выделяют:
туризм внутренний, т.е. осуществляемый лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации в пределах её территории;
туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в другую страну;
туризм въездной, т.е. туризм в пределах территории Российской Федерации осуществляемый иностранными гражданами;
туризм международный - туризм выездной или въездной.
В зависимости от способа финансирования и организации различают:
туризм социальный, т.е. туризм, финансирование которого полностью или частично осуществляется за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, государственных социальных программ и средств работодателей;
туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно и за свой счёт.
Несмотря на то, что перечисленные определения не содержат прямого указания на то, что туризм является предпринимательской
1 Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №
деятельностью, упомянутый Федеральный закон признаёт данную сферу одной из приоритетных отраслей экономики, которая включает в себя совокупность:
а) туроператорской деятельности по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемой юридическим лицом;
б) турагентской деятельности по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;
в) иной деятельности по организации путешествий.
Исходя из этого, туристская деятельность направлена на создание, продвижение и реализацию материальных и нематериальных благ, постоянное получение прибыли, является самостоятельной и рискованной, а также должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке, что отвечает всем признакам предпринимательства.
Организация бизнеса в данной сфере имеет ряд специфических особенностей. Т.к. туризм напрямую зависит от внешних факторов, например, от экологических и транспортных катастроф, общественных и политических волнений в тех или иных странах, первым шагом на пути к успеху является грамотное формирование туроператором туристского продукта. Он включает в себя предоставление услуг по перевозке, размещению, питанию и предоставлению экскурсионного обслуживания, которые оказывают транспортные, экскурсионные фирмы, гостиницы и другие поставщики соответствующих услуг. Такая продукция является нематериальной, оценить и почувствовать можно лишь результат сервиса.
Неосязаемость турпродукта сопряжена с риском потребительского выбора. Заранее невозможно предугадать качество оказываемых услуг, поэтому покупатель лишь косвенно посредством рекламы, фирменного знака и
132-Ф3 (ред. от 4 июня 2018 г.) // Российская газета.
1996. № 231.
общественного мнения может оценить их потребительские свойства. Данная особенность также не даёт возможность накопления и хранения турпродукта, что усиливает и предпринимательский риск. Так, например, по тем или иным причина нереализованный туристский продукт ведет к убыткам. Для уменьшения потери дохода часто применяется гибкая система цен, льготы с учетом сезонности и при предварительном бронировании тура.
Реализация турпродукта обусловлена заключением в письменной форме договора купли-продажи конкретного тура, согласно которому одна сторона (туроператор, турагент) за определенную плату обязуется предоставить другой стороне (покупателю) заказной комплекс туристских услуг в определённом договором месте.
Учитывая все особенности туристской деятельности, её цели и задачи, без сомнения можно сказать, что она является предпринимательской. Удовлетворение физических, культурных и духовных потребностей туристов напрямую связано с грамотным построением бизнеса в данной сфере, а в дальнейшем - с его правильным функционированием. В рамках реализации конституционного права граждан на отдых, государство в свою очередь содействует развитию туристской индустрии, создавая благоприятные условия для её развития.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристской деятельностью признается туроператорская и ту-рагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий1. Данное определение не раскрывает основное понятие, а лишь ограничивает его составляющие: туроператорская, турагентская и иная деятельность.
Говоря о субъектах, прежде всего, следует выделить две их основные группы:
а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере туризма (туроператоры и турагенты);
б) иные субъекты, оказывающие организационное содействие туроператорам и ту-рагентам. Е.Л. Писаревский в своих трудах приводит отдельную классификацию таких субъектов в зависимости от вида оказываемых ими услуг: а) лица, осуществляющие туристско-экс-курсионную деятельность; б) лица, имеющие на основании права собственности, аренды и ином праве соответствующие объекты туристской индустрии; в) экскурсоводы, гиды, переводчики; г) операторы туристско-информаци-онных систем; д) физкультурно-спортивные объединения; е) лица, осуществляющие выста-вочно-ярмарочную деятельность; ж) организации игорного бизнеса [2; с.71].
Безусловно, нельзя назвать данное деление неверным, однако в свою очередь мы считаем, что все названные субъекты имеют отношение к иным лицам, способствующим организации туристской деятельности. Закон же выделяет в качестве основных субъектов туроператоров, турагентов, иных лиц, оказывающих содействие в организации путешествий. Туристов он не относит к основным субъектам, однако они являются неотъемлемыми участниками возникающих правоотношений. Именно реализация права человека на отдых является «двигателем» туристской индустрии.
Рассматривая правовое положение названных субъектов, следует сказать, что их создание осуществляется в общем порядке, предусмотренном ГК РФ, а также законами о конкретном виде деятельности и Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2.
Туроператор - это юридическое лицо, которое на основании лицензии занимается разработкой туристских продуктов, организует маршрут и иные комплектующие состав-
2 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федеральный
закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2018 г.) // Российская газета. 2001. № 153-154.
ляющие туров, обеспечивает их продвижение и устанавливает на них цену, продаёт туры ту-рагентам для выпуска и реализации в целях получения прибыли.
Наиболее распространённой и простой организационно-правовой формой осуществления туроператорской деятельности является общество с ограниченной ответственностью. Анализ статистических данных Единого федерального реестра туроператоров, показывает, что даже известные и крупные туроператоры, например, такие как Coral Travel, Интурист, Анекс Тур и др. существуют в форме общества с ограниченной ответственностью. К признакам таковых можно отнести: деление уставного капитала на доли; участники общества не несут ответственность по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им долей; наличие обособленного имущества на праве собственности, праве пользования или другом праве, необходимом для осуществления туристской деятельности; государственная регистрация и осуществление деятельности на основании лицензии; наличие определенных прав и обязанностей, возложенных на туроператора законом, а также определённых им самостоятельно.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператорская деятельность осуществляется при соблюдении следующих условий: 1) наличие у юридического лица договора (договоров) страхования гражданской ответственности и (или) банковской гарантии (гарантий). Данная мера, по мнению законодателя, призвана обеспечить защиту прав и законных интересов сторон при нарушении или неисполнении условий договора; 2) туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма, обязаны быть членами объединения туроператоров в сфере выездного туризма, а также иметь фонд персональной ответственности; 3) должностное лицо туроператора должно соответствовать определённым требованиям: отсутствие
неснятой или непогашенной судимости за умышленное преступление; отсутствие факта совершения им более трёх раз в течение одного года правонарушений в сфере туристской деятельности; отсутствие у такого лица дисквалификации; 4) наличие сведений о туроператоре, а также о видах осуществляемой деятельности в Едином федеральном реестре туроператоров. В противном случае существование такого лица считается незаконным.
При ликвидации туроператора и невозможности исполнения им своих обязательств, он должен прекратить заключение новых договоров и обеспечить прекращение реализации своих турпродуктов туроператорами. Далее необходимо направить информацию о прекращении деятельности в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и в организацию, предоставляющую туроператору финансовое обеспечение ответственности, а также разместить соответствующие данные на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом ликвидация туроператора не освобождает его от обязанности обеспечить туристам, заключившим договор ранее, оказание услуг, входящих в туристский продукт.
Турагент (турагентство) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который приобретает туры у туроператора, выпускает путёвки и реализует их непосредственно туристам. Данный субъект не владеет средствами по обеспечению набора услуг, включенных в турпродукт, он лишь выступает посредником между турагентом и туристом посредством продвижения и реализации тура.
Турагент предоставляет услуги по реализации туристского продукта на основании договора с туроператором, сформировавшим турпродукт, а также иные туристические услуги по продвижению туристского продукта посредством рекламы, выставок, ярмарок, каталогов и т.д.; бронированию туристского продукта или отдельной туристской услуги и их реализации; доставлению туристских документов, билетов на транспорт, билетов на
мероприятия; консультированию и оказанию иных услуг, перечень которых может включать в себя отдельные запросы туристов или заказчиков, не входящие в сформированный тур-продукт.
Деятельность турагентов должна осуществляться в соответствии с Национальным стандартом ГОСТ Р 54600-2011 Туристские услуги. Услуги турагентств3.
Иные субъекты туристской индустрии играют также немало важную роль. Они оказывают содействие туроператорам и турагентам в осуществлении их деятельности. К таковым можно отнести, например, страховые и транспортные компании, банки и т.д. Однако некоторые авторы специальной литературы считают, что их приравнивание к субъектам туристской деятельности является нецелесообразным, т. к. цели и задачи создания таковых не связаны напрямую с туризмом.
Турист - это физическое лицо, посещающее страну или место временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях, не связанных с поиском работы, получением заработка и сменой места жительства. Время такого пребывания должно длиться от 24 часов до 6 месяцев подряд.
Турист является самой слабой стороной данных правоотношений. Из вышесказанного явствует, что законодатель старается предусмотреть всевозможные гарантии, способствующие защите прав туристов в той или иной спорной ситуации. Также в данных целях ст. 6 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» закрепляет их основные права при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит1. Турист имеет право на:
1) необходимую и достоверную информацию о правилах въезда и пребывания в стране или месте временного пребывания, об
3 ГОСТ Р 54600-2011. Туристские услуги. Услуги турагентств. Общие требования. Введ. 2013-01-01. М.: Стандартинформ, 2012.
обычаях местного населения, о туристских объектах, находящихся под особой охраной, о состоянии окружающей среды;
2) свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам, учитывая принятые в стране или месте временного пребывания ограничительные меры;
3) обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранность своего имущества;
4) беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
5) обеспечение экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
6) возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации турпродукта туроператором или турагентом;
7) беспрепятственный доступ к средствам связи;
8) получение копии свидетельства о внесении в реестр сведений о туроператоре;
9) информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия, не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора.
В стране или месте временного пребывания турист обязан соблюдать законы, уважать социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования соответствующей страны или места пребывания; сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры; соблюдать правила въезда в страну или место пребывания и выезда из неё; соблюдать правила личной безопасности.
Таким образом, осуществление туристской деятельности характеризуется сложным субъективным составом и подготовкой турпродукта. Каждый элемент данных правоотношений имеет особое значение и место, отсутствие
какого-либо одного из них нарушает нормальное функционирование системы туризма в целом.
Туристский продукт - это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену, по договору о реализации тур-продукта.
Необходимо отличать оказание отдельной туристской услуги от туристского продукта. Услуга может быть одновременно приобретена и оказана непосредственно в месте её производства, а туристский продукт может быть приобретён в любом месте, но потреблён лишь в месте производства услуг. Иными словами, приобретая путёвки, турист не приобретает одновременно услуги, он приобретает гарантию их оказания, хотя уже произвёл оплату. Фактически туристские услуги являются составной частью турпродукта, который, принимает форму товара со всеми присущими ему признаками:
а) потребительская стоимость;
б) способность удовлетворять потребности потребителей;
в) целостность и завершённость турпродукта;
г) обоснованность - набор предоставляемых услуг должен соответствовать целям путешествия;
д) достоверность информации о турпро-дукте;
е) эффективность, которая выражается в достижении наибольшего эффекта для туриста при минимизации его расходов;
ж) гибкость турпродукта, т. е. возможность замены услуг в целях ориентации на разных потребителей.
Туристский продукт включает в себя три составляющих: тур, дополнительные турист-ско-экскурсионные услуги, товары.
Тур является первичной и главной единицей турпродукта. Он реализуется туристу в виде предоставления единого комплекса услуг по размещению и перевозке, осуществляемого на определённом маршруте в определённый срок.
Туристский пакет - это обязательная часть тура, которая представляет собой основной комплекс услуг, предоставляемых потребителю. Он в свою очередь также включает определённые элементы:
а) туристский центр - это страна или место временного пребывания с учётом рекреационных возможностей, т.е. природных, культурно-исторических, демографических и др.;
б) услуги по размещению, т.е. предоставление отеля и питания в стране или месте временного пребывания;
в) транспорт, т.е. средство передвижения, с помощью которого турист добирается до туристского центра;
г) предоставление трансфера, т.е. доставление туриста от места прибытия (аэропорта, ж/д вокзала и т.д.) до места размещения и обратно.
Дополнительные туристско-экскурсион-ные услуги - это услуги, не предусмотренные турпакетом и не включённые в его стоимость. В свободном порядке они могут быть выбраны туристом, например, прокат автомобиля, обмен валюты, хранение вещей, дополнительные развлечения, пользование мини-баром и т.д.
Товары представляют собой специфическую материальную часть турпродукта - открытки, карты, планы, сувениры, продукция, которая является дефицитной или очень дорогой в месте постоянного проживания туриста.
Реализация турпродукта осуществляется на основании заключённого договора между туроператором (турагентом) и туристом (иным заказчиком), типовая форма которого утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор заключается в письменном виде, в том числе в виде электронного документа.
Как уже говорилось ранее, одной из особенностей тура является его приобретение в одном месте, а потребление в другом. В связи с этим, например, принимающей стране при оказании услуг необходимо подтверждение их бронирования и оплаты, которое обычно
представлено в форме ваучера (приложение 2). Для работников консульств и посольств ваучер является подтверждением факта, что выдавшая его сторона берёт на себя ответственность за временное пребывание лица на территории другого государства.
Заказчиком турпродукта в течение 20 дней с момента окончания действия договора могут быть предъявлены претензии в связи с его ненадлежащим качеством. Рассмотрение такой претензии должно осуществляться в течение 10 дней с момента её получения.
Реализация турпродукта потребителю осуществляется на основании договора об оказании туристских услуг. Такие правоотношения могут возникнуть, во-первых, на основании договора о реализации турпродукта, заключаемого туроператором от своего имени. Во-вторых, при заключении соглашения с турагентом, который действует на основании агентского или договора поручения, а также комиссионного или дистрибьютерского договора с туроператором, сформировавшим турпродукт. И, в-третьих, договор о реализации турпродукта может заключаться в пользу третьего лица.
Законодатель не даёт конкретного определения рассматриваемому договору, однако во всех случаях договорные отношения между туристом и турагентом (туроператором) складываются как отношения заказчика и исполнителя, и регулируются нормами гражданского законодательства о возмездном оказании услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по индивидуальному заданию заказчика оказать услуги, совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги4.
Особенностью договора об оказании туристских услуг является то, что его правовое регулирование осуществляется посредством нескольких источников: Гражданского кодекса
4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (ред.
от 01.01.2019 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301. [ч.1 ст.779].
Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1996 г. № 132 - ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»1, а также Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»5.
Предметом данного договора выступает комплексное предоставление потребителю набора туристских услуг по бронированию тура, перемещению, проживанию, питанию и т.д.
|—I V Ч/ <м>
По своей правовой природе данный договор является:
а) консенсуальным, т.к. он считается заключенным с момента согласования и юридического оформления всех существенных условий, а момент его исполнения произойдет в будущем;
б) возмездным;
в) двусторонне-обязывающим;
г) публичным, т.к. туристская фирма обязана вступать в договорные отношения с любым, обратившимся к ней физическим или юридическим лицом. Предложение туристского продукта неопределенному кругу лиц, опубликованное в виде рекламы, буклетов, справочников, иными установленными способами и содержащее все существенные условия соглашения о реализации турпродукта, признаётся публичной офертой. Отказ от заключения договора возможен лишь в случае невозможности предоставления туристской услуги;
д) договор присоединения (в случае, если формирование тура и дальнейшая его реализация туристу осуществляется на условиях, разработанных туроператором).
Законодатель определяет перечень существенных условий рассматриваемого договора: 1) полное и сокращенное наименования, адрес (в том числе почтовый), реестровый номер туроператора; 2) сведения о туристе (ином заказчике) и его полномочиях; 3) общая цена турпродукта в рублях; 4) информация о потребительских свойствах тура, т.е. сведения о
5 О защите прав потребителей: закон РФ от 7.02.1992 г.
№ 2300-1 (ред. от 29.07.2018 г.) // Российская газета.
2008. № 8.
маршруте, условиях перевозки, в том числе в стране (месте) временного пребывания, условиях размещения и питания, о наличии гида и т.д.; 5) права, обязанности и ответственность сторон; 6) условия изменения и расторжения договора; 7) сведения о заключении в пользу туриста добровольного страхования (или его отсутствии) на случай оказания экстренной медицинской помощи в стране (месте) временного пребывания; 8) размер финансового обеспечения ответственности туроператора, включая необходимые реквизиты договора страхования ответственности туроператора; 9) информация о порядке и сроках предъявления претензий к туроператору в случае нарушения им условий договора; 10) информация о порядке и сроках предъявления туристом требований о возмещении реального ущерба по договору страхования ответственности туроператора; 11) условия выдачи туристу (иному заказчику) перевозочного документа до пункта назначения и обратно, а также документа, подтверждающего бронирование и получение места в гостинице (ином месте размещения) -ваучера.
Стоит отметить, что перечисленные существенные условия являются также обязательными при заключении договора с турагентом, однако ст. 10.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»1 предусматривает специальные положения для такого договора: полное и сокращенное наименования, адрес турагента; информация о том, что исполнителем по договору является туроператор (в том числе способы связи с ним) или турагент; порядок передачи денежных средств, полученных турагентом от туриста, туроператору, если иной порядок оплаты не установлен договором; обязательство турагента по уведомлению туроператора о заключении договора о реализации тур-продукта; обязательство турагента по согласованию с туроператором условий путешествия и потребительских свойств турпродукта на основании запроса заказчика; порядок и сроки предоставления претензий к турагенту при
нарушении им условий договора. Иные условия, а также срок оказания туристских услуг (начало, окончание и период путешествия) определяются по соглашению сторон. Не допускается включение в договор условий, ущемляющих права потребителя.
Форма данного соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и является исключительно письменной, в том числе в виде электронного документа. Несоблюдение формы влечет недействительность договора.
Соглашение в форме электронного документа, считается заключённым с момента оплаты туристом турпродукта. Данные действия также будут свидетельствовать о том, что он согласен со всеми предложенными условиями договора. Далее на этих основаниях формируется электронная путёвка, которая оформляется по строго определённым стандартам и размещается в единой одноимённой системе, а также учитывается в реестре туроператора. Она содержит в себе все данные о туристе (туристах) и информацию о путешествии. При использовании такой путёвки заказчик вправе потребовать, а исполнитель обязан выдать заверенную выписку из единой информационной системы электронных путёвок.
Закон даёт возможность туристу заключить в письменной или электронной форме предварительный договор об оказании туристских услуг. При определении в нём всех существенных условий основного договора, турагент (туроператор) в определённый соглашением срок будет обязан заключить с потребителем основной договор на ранее согласованных условиях.
Одним из неотъемлемых пунктов любого договора является его содержание, т.е. права и обязанности сторон.
Глава III Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» устанавливает определенные права и обязанности для туриста при подготовке и во время совершения путешествия, а также включая транзит.
В дополнение к вышесказанному следует отнести возможность туриста отказаться от любых дополнительных услуг, предоставляемых за плату. В случае, если такие услуги уже оплачены, то он может потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
В связи с тем, что турист является потребителем, он имеет право в соответствии Законом РФ «О защите прав потребителя»5 на предоставление доброкачественной, безопасной услуги, необходимой достоверной информации о ней, составление сметы.
На равнее с правами турист несёт определенные обязанности. Как правило, при заключении стандартного договора присоединения об оказании туристских услуг, заказчик обязан: 1) своевременно предоставить исполнителю пакет необходимых документов для оформления путешествия, а также точную достоверную информацию о своём адресе и номере телефона для оперативной связи; 2) произвести оплату тура в определённый срок с момента подписания договора; 3) соблюдать правила выезда и въезда из / в Российскую Федерацию / страну (место) временного пребывания; 4) довести до сведения исполнителя об обстоятельствах, препятствующих возможности использования приобретенных туристских услуг, например, в связи с болезнью, запретом на въезд в определенные страны, получением определенного разрешения и т.д.; 5) соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Иные обязанности могут устанавливаться каждой турфирмой по-разному в контексте договора присоединения, а в отношении индивидуального заказа - все права и обязанности туриста определяются сторонами совместно.
Турагент или туроператор, являясь исполнителем по договору об оказании туристских услуг, также имеет ряд определенных прав и обязанностей.
Во-первых, исполнитель имеет право на полную и своевременную выплату всех сумм по заключенному с туристом договору. Во-вторых, на изменение цены тура после
заключения договора о его реализации. Это возможно лишь при существенном изменении обстоятельств, например, при изменении курса валюты или увеличении транспортных тарифов.
В-третьих, турфирма имеет право расторгнуть договор с заказчиком без возмещения ему убытков в связи с возникновением обстоятельств, препятствующих предоставлению туристских услуг.
Добросовестное исполнение туроператором (турагентом) своих обязательств имеет большое значение, т. к. в противном случае это приводит к определённым конфликтам между сторонами, которые часто разрешаются в судебном порядке.
В первую очередь, как до заключения договора об оказании туристских слуг, так и после исполнитель обязан предоставить заказчику полную и достоверную информацию о турпро-дукте, тем самым способствуя выбору необходимых услуг и пониманию их содержания.
Далее к обязанностям как туроператора, так и турагента, относится подбор, бронирование и приобретение тура, соответствующего заявке заказчика. Турагент обязан уведомить туроператора о заключении договора реализации турпродукта и передать ему денежные средства, полученные от туриста, если договором не предусмотрен иной порядок оплаты.
Предоставляемая исполнителем услуга должна быть безопасной для жизни и здоровья заказчика. Здесь понятие «безопасность» можно рассматривать в двух смыслах: во-первых, личная безопасность туристов, включая сохранность их имущества. В данном случае территория отеля, например, должна быть оснащена определённым охранным оборудованием, а также соответствующим персоналом. Сохранность имущества может быть обеспечена посредством предоставления ячеек хранения или личного сейфа в гостиничном номере. Во-вторых, безопасность туризма в целом, т.е. защищённость от всевозможных природных катаклизмов, террористических актов, эпидемий и т.д. При реализации турпродукта
турагент (туроператор) обязан уведомить туриста о всех обстоятельствах, способных угрожать его безопасности. Также туроператоры, турагенты и иные организации, осуществляющие экскурсии по маршрутам, предоставляющим особую опасность для жизни и здоровья граждан, обязаны пользоваться услугами инструкторов-проводников.
Ст. 17 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет, что одной из форм обеспечения безопасности туризма является страхование. Договор о реализации турпродукта должен содержать информацию о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования, который предусматривает обязанность страховщика осуществить оплату (возместить расходы) медицинской помощи в неотложных формах1. Турагент (туроператор) обязан разъяснить клиенту, что в случае отказа от заключения такого договора, расходы на оказание медицинской помощи он будет нести самостоятельно.
После заключения договора и подтверждения бронирования всех услуг, включенных в турпродукт, исполнитель обязан не позднее 24 часов до начала путешествия предоставить заказчику все необходимые документы для совершения путешествия (туристические ваучеры, проездные документы, страховые полисы и т.д.).
По договору об оказании туристских услуг исполнитель несёт ответственность перед заказчиком за неисполнение (ненадлежащее исполнение) всех согласованных условий.
Постановление Правительства от 18 июля 2007 года №452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского про-дукта»6 устанавливает минимальный перечень обстоятельств, в связи с которыми туроператор и турагент несут ответственность перед туристом: 1) за ненадлежащую информацию о туристском продукте и исполнителе, в том числе
6 Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: Постановление Правительства
за причинение в связи с этим вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя; 2) за реализацию туристского продукта, содержащего в себе недостатки, в том числе нарушающие требования качества и безопасности; 3) за нарушение сроков оказания услуг и иных условий договора; 4) за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами.
Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о турпродукте, несёт ответственность согласно п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» за недостатки, выявленные после оказания услуг. При неоказании или ненадлежащем оказании услуг по договору о реализации тур-продукта, заключенному турагентом, ответственность перед заказчиком будет нести туроператор, независимо от того, кем оказывались или должны были оказываться эти услуги. Потребитель вправе предъявить претензию о качестве турпродукта туроператору в течение 20 дней с момента окончания договора.
Турагент в свою очередь не несёт ответственность за последствия ненадлежащего формирования турпродукта, однако на стадии заключения договора и ранее отвечает перед туристом, прежде всего, в части своевременного и достоверного предоставления информации о туристских услугах, а также за предоставление турагентом дополнительных услуг, не входящих в турпродукт.
В случае нарушения турфирмой сроков, предусмотренных договором, потребитель вправе отказаться от его исполнения.
Далее в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор несёт ответственность за действия (бездействия) третьих лиц, оказывающих услуги по договору о реализации турпродукта, если нормативно-
от 18.07.2007 г. №452 (ред. от 30.11.2018 г.) // Российская газета. 2007. № 159.
правовыми актами не установлена персональная ответственность такого лица.
Законодатель предусматривает возможность каждой из сторон изменить или расторгнуть договор об оказании туристских услуг в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых они исходили при заключении соглашения. К таковым относятся: существенное ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам.
Турист вправе в любой момент после приобретения тура отказаться от поездки без уважительных на то причин, однако, в этом случае на него будут наложены определенные штрафные санкции, взимаемые в процентном соотношении от уплаченной суммы. Обычно подобные условия устанавливаются фирмой -исполнителем индивидуально в предварительном или основном договоре и могут предусматривать следующее: а) при отказе от тура более чем за месяц до совершения путешествия штрафные санкции составляют от 0 до 15% его стоимости; б) при отказе в срок от 25 до 15 суток - 30% стоимости; в) от 15 до 10 суток - турист теряет более 50%; г) при отказе от 10 до 4 суток до поездки - 90%; д) отмена поездки менее чем за 4 суток влечёт полную потерю уплаченной суммы.
Каждая из сторон вправе требовать изменения условий договора или его расторжения в судебном порядке до начала путешествия в случае, если в стране (месте) временного пребывания возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью или имуществу туриста. В связи с этим при расторжении договора турфирма обязана вернуть заказчику денежную сумму равную общей цене турпродукта. Как показывает судебная практика, расторжение договора по данному основанию является весьма спорным моментом, поскольку запрет въезда в ту или иную страну должен соответствовать установленным требованиям, а
именно должен быть опубликован официальными компетентными органами в официальных источниках СМИ. Так, 14 июня 2018 года Иванина Елена Николаевна обратилась в суд города Красноярск с иском о защите прав потребителей к ООО Туристическая фирма «Енисей - Тур» и ООО «Енисей Трэвел», выступающему туроператором. Истица мотивировала свои требования тем, что 29 августа 2017 года она заключила с указанной турфирмой договор реализации турпродукта, согласно которому ею был приобретён тур на двоих человек, по маршруту «Красноярск - Вьетнам» с размещением в отеле 4* продолжительностью с 6 ноября 2017 года по 18 ноября 2017 года. Стоимость услуг составила 114 000 руб. свои обязанности по оплате стоимость тура Иванина Е.Н. выполнила полностью. Однако с 4 по 5 ноября 2017 года во Вьетнаме в месте предполагаемого отдыха разразился тайфун «Дамри», которым были разрушены тысячи домов, курортные места были затоплены и остались без света, погибли люди. Сложившаяся обстановка явно указывала на угрозу жизни и здоровью отдыхающих, в связи с чем 6 ноября 2017 года истицей на электронную почту турфирмы была направлена письменная претензия об аннуляции тура. 8 ноября 2017 года ответчиком претензия была получена и направлена встречная о расторжении договора и возврате туристу уплаченных денежных средств в размере 38 928,50 руб., в выплате остальной суммы отказано. С учётом изложенного истица настаивала на том, что отказ турфирмы является безосновательным и нарушает её права как потребителя. В исковых требованиях Иванина Е.Н. просила суд взыскать в свою пользу с ООО Туристическая фирма «Енисей - Тур» невыплаченные денежные средства в размере 75 071, 50 руб., неустойку за неудовлетворение требований потребителя за период с 20 ноября 2017 года по 20 декабря 2017 года в размере 75 071, 50 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 37 500 руб.
Суд, изучив все материалы дела, пришёл
к тому, что ссылка истицы на расторжение договора в связи с обстоятельствами, угрожающими жизни и здоровью, является несостоятельной в силу следующего. Порядок информирования туроператоров и иных субъектов туристической сферы утвержден Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 27 июня 2012 г. №666 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, ту-рагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания». Согласно данному документу предусмотрено два способа информирования субъектов туристической индустрии: при обращении туроператора, турагента или туриста лично, либо посредством сети «Интернет»; путём размещения информации на стендах в помещениях Росту-ризма или на официальном сайте в сети «Интернет». Информирование об угрозе жизни и здоровью туриста происходит только при поступлении соответствующего решения от компетентного органа.
В данном случае сообщения в СМИ, на которые ссылается истица, не являются решением компетентного органа.
Суд в свою очередь направил запрос в Федеральное агентство по туризму с целью подтверждения информации об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания. По состоянию на запрашиваемую дату с 4 по 7 ноября 2017 года информация от компетентных органов исполнительной власти (МИД России, МЧС России, МВД России, ФСБ России, Роспотребнадзора, Росгидромета) об угрозе безопасности жизни и здоровью туристов во Вьетнаме и запрете на выезд российских граждан во Вьетнам в Ростуризм не поступала.
Таким образом, судом было установлено, что в период планируемого оказания туристских услуг, отсутствовали официальные сообщения относительно запрета выезда во Вьетнам или существующей угрозе жизни и
здоровью российских туристов, в связи с чем отсутствует возможность возврата туристу уплаченных по договору денежных средств в полном объеме. Суд решил отказать Иваниной Елене Николаевне в удовлетворении её исковых требований.
Законодательство в перечисленных сферах развито достаточно широко, имея своим первоисточником соответствующие Федеральные законы и Конституцию Российской Федерации. Туристская индустрия также имеет правовое регулирование, однако, составляющие его источники нередко вступают в конфликт друг с другом, создавая правовые коллизии, решение которых, на наш взгляд, несправедливо игнорируется законодательными органами.
Проанализировав Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», можно назвать его достаточно неоднозначным, начиная со статьи 1 «Основные понятия»1, которая недостаточным образом раскрывает те или иные термины, или вовсе не раскрывает их. Такой подход, на наш взгляд, уже является залогом спорного понимания элементов туристской сферы. Например, закон даёт следующее определение понятию «турпродукт»: «Туристский продукт -это комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену, независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг, по договору о реализации туристского продукта». На практике турист может самостоятельно добраться до страны (места) временного пребывания, а у туроператора (турагента) заказать только проживание в отеле. Понимая закон буквально, можно сделать вывод о том, что набор услуг, включающих только размещение, не будет являться турпродуктом, в то же время законодатель и вовсе не даёт определения сложившейся на примере ситуации.
Существенные противоречия возникают между названным Федеральным законом и Гражданским кодексом Российской Федерации, которые, в частности, касаются
разграничения ответственности туроператора и турагента перед туристом. Закон говорит о том, что турагент несёт ответственность только за предоставление достоверной информации о поездке, заключение договора о реализации турпродукта и последующего предоставления необходимой документации, а также за предоставление своих дополнительных услуг. Туроператор в свою очередь несет полную ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание услуг, входящих в турпродукт, при заключении договора турагентом. В данном случае Федеральный закон и вовсе не говорит о том, во всех ли случаях туроператор будет брать на себя такую ответственность. ГК РФ в свою очередь устанавливает, что если данные субъекты взаимодействует по агентскому договору, и турагент действует от своего имени, то в соответствии с ч. 1 ст. 1005 ГК РФ: «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счёт принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки». Таким образом, возникает вопрос, на кого возлагать ту самую ответственность?
Правовые коллизии в сфере туризма не ограничиваются вышеназванными. Разреше-
ния возникающих разногласий можно было бы добиться путём введения в Гражданский кодекс Российской Федерации отдельной главы, посвященной регулированию туристской деятельности. Таким образом, вышестоящий закон в правовой иерархии мог бы определять основные начала туризма, а специальный -конкретизировать их.
На данный момент, к сожалению, изменений в законе с целью сокращения противоречий в сфере туризма не планируется. Возможно, в связи с тем, что подобные правовые коллизии на практике встречаются достаточно редко. Например, любой турагент при заключении договора с туроператором тщательно предусматривает свои риски и ответственность, что зачастую исключает противоречия между двумя правовыми источниками. Также анализ судебной практики показывает, что споров по поводу противоречий в законодательстве не возникало. Суды в свою очередь руководствуются в большей мере Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Обобщая всё вышесказанное, можно сказать о том, что законодатель пока не обеспокоен введением каких-либо реформ в сфере туризма.
Список источников:
1. Писаревский Е.Л. Правовое обеспечение туризма / колл. авт.; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.
Svetlana A. CHERNYAKOVA S. Yu. Witte Moscow University (branch)
(Sergiev Posad, Moscow region, Russia); PhD in Law, Associate Professor; e-mail: [email protected]
CERTAIN ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION TOURISM IN RUSSIA
The article analyzes the current state of certain aspects of the legal regulation of tourism activities, reveals the basic concepts, elements and features of tourism in general, defines its subject. The author gives a detailed description of the legal concept of the contract for the provision of tourist services, identifies its main elements; analyzes the content of the contract, the reasons for its change and termination, as well as the division of responsibilities of the tour operator and travel agent to the tourist, identified some conflict issues in the area under consideration and makes recommendations for their elimination.
References
1. Pisarevskij, E. L. (2014). Pravovoe obespechenie turizma [Legal Support of Tourism]: A textbook. Moscow: Federal Agency for Tourism. (In Russ.).
Keywords:
services, tourism, tourist product, tourist activities, paid service agreement
Чернякова С.А. Отдельные аспекты правового регулирования туризма в России // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13. Вып. 3. С. 87100. DOI: 10.24411/1995-042X^019-10308.
Chernyakova, S. A. (2019). Certain aspects of the legal regulation tourism in Russia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 13(3), 87-100. doi: 10.24411/1995-042X-2019-10308. (In Russ).