Научная статья на тему 'Обязательство турфирмы предоставить туристу информацию о туристском продукте'

Обязательство турфирмы предоставить туристу информацию о туристском продукте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
822
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТ / ТУРАГЕНТ / ДОГОВОР О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА / НЕДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТУРИСТСКОМ ПРОДУКТЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузахметова Светлана Евгеньевна, Степанова Наталья Александровна

Основной целью научного исследования является анализ правового регулирования и проблемы правоприменительной практики по исполнению обязательств турфирм по предоставлению информации о туристском продукте. Предметом научного исследования являются нормы права, регламентирующие обязанность турфирмы предоставить туристу информацию о туристском продукте. Актуальность темы исследования в настоящее время обусловлена рядом факторов социально-экономического, правоприменительного, нормативно-правового и доктринального порядка. Несмотря на то, что законодательство содержит нормы о необходимости предоставления информации, проблема информирования туристов имеет место. Туристский продукт формируется туроператором, сведения о котором должны быть доведены до туриста не только на этапе заключения договора, но и в императивном порядке быть указаны в договоре о реализации туристского продукта. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания. Общенаучные диалектические методы познания включали принципы объективности, системности, историзма, индукции, дедукции и др. К частнонаучным методам познания относились: формально-юридический, описательный, лингвистический, формально-логический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие. Выводы: Авторы приходят к выводу, что законодательство подробно определяет перечень информации, которая в обязательном порядке должна предоставляться туристам как до, так и в момент заключения договора. Анализ судебной практики позволяет отметить, что суды удовлетворяют требования туристов по спорам, связанным с непредставлением информации или представлением недостоверной информации о туристском продукте путем возмещения убытков, уменьшения стоимости турпродукта и взыскания полной стоимости туристского продукта. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем в качестве основы для дальнейших разработок проблематики данного института права, а также могут быть применены в учебном процессе по дисциплинам «Гражданское право» и «Российское предпринимательское право», при подготовке учебников и учебных пособий по гражданскому праву и предпринимательскому праву. Кроме того, результат исследования может быть использован в качестве пособия для граждан и практикующего юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The obligation of travel agency to provide to the tourist information on a tourist product

Main objective of scientific research is the analysis of legal regulation and a problem of law-enforcement practice on performance of obligations of travel agencies on providing information on a tourist product. A subject of scientific research is the rules of law regulating an obligation of travel agency to provide to the tourist information on a tourist product. Relevance of a subject of research is caused by a number of factors of a social and economic, law-enforcement, standard and legal and doctrinal order now. In spite of the fact that the legislation contains norms on need of providing information, the problem of informing tourists takes place. The tourist product is formed by tour operator data about which have to be properly brought to the tourist not only at a stage of the conclusion of the contract, but also in an imperative order to be specified in the contract on realization of a tourist product. The methodological basis of research was made by general scientific and chastnonauchny methods of knowledge. General scientific dialectic methods of knowledge included the principles of objectivity, systemacity, historicism, induction, deduction, etc. Treated chastnonauchny methods of knowledge: legallistic, descriptive, linguistic, formal and logical, system and legal, comparative and legal and others. Conclusions: Authors come to a conclusion that the legislation in detail defines the list of information which without fail has to be provided to tourists both to, and at the time of the conclusion of the contract. The analysis of jurisprudence allows to note that courts meet requirements of tourists for the disputes connected with non-presentation of information or idea of unreliable information of a tourist product by indemnification, reduction of cost of a tourist's product and collecting an overall cost of a tourist product. Results of research can be used further as a basis for further development of a perspective of this institute of the right, and also "Civil law" and "The Russian enterprise law" can be applied in educational process on disciplines, by preparation of textbooks and manuals on civil law and the enterprise right. Besides, the result of research can be used as a grant for citizens and the practicing lawyer.

Текст научной работы на тему «Обязательство турфирмы предоставить туристу информацию о туристском продукте»

3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

3.1. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ТУРФИРМЫ ПРЕДОСТАВИТЬ ТУРИСТУ ИНФОРМАЦИЮ О ТУРИСТСКОМ ПРОДУКТЕ

Кузахметова Светлана Евгеньевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса. Email: [email protected] Степанова Наталья Александровна. Должность: старший преподаватель. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: кафедра гражданского права и процесса. E-mail: [email protected]

Аннотация: Основной целью научного исследования является анализ правового регулирования и проблемы правоприменительной практики по исполнению обязательств турфирм по предоставлению информации о туристском продукте. Предметом научного исследования являются нормы права, регламентирующие обязанность турфирмы предоставить туристу информацию о туристском продукте.

Актуальность темы исследования в настоящее время обусловлена рядом факторов социально-экономического, правоприменительного, нормативно-правового и доктринального порядка.

Несмотря на то, что законодательство содержит нормы о необходимости предоставления информации, проблема информирования туристов имеет место. Туристский продукт формируется туроператором, сведения о котором должны быть доведены до туриста не только на этапе заключения договора, но и в императивном порядке быть указаны в договоре о реализации туристского продукта.

Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы познания. Общенаучные диалектические методы познания включали принципы объективности, системности, историзма, индукции, дедукции и др. К частнонауч-ным методам познания относились: формально-юридический, описательный, лингвистический, формально-логический, системно-правовой, сравнительно-правовой и другие.

Выводы: Авторы приходят к выводу, что законодательство подробно определяет перечень информации, которая в обязательном порядке должна предоставляться туристам как до, так и в момент заключения договора. Анализ судебной практики позволяет отметить, что суды удовлетворяют требования туристов по спорам, связанным с непредставлением информации или представлением недостоверной информации о туристском продукте путем возмещения убытков, уменьшения стоимости турпродукта и взыскания полной стоимости туристского продукта.

Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем в качестве основы для дальнейших разработок проблематики данного института права, а также могут быть применены в учебном процессе по дисциплинам «Гражданское право» и «Российское предпринимательское право», при подготовке учебников и учебных пособий по гражданскому праву и предпринимательскому праву. Кроме того, результат исследования может быть использован в качестве пособия для граждан и практикующего юриста.

Ключевые слова: турист, турагент, договор о реализации туристского продукта, недостоверная информация о туристском продукте.

THE OBLIGATION OF TRAVEL AGENCY TO PROVIDE TO

THE TOURIST INFORMATION ON A TOURIST PRODUCT

Kuzakhmetova Svetlana Evgenyevna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Russian state social university. Department: civil law and process chair. Email: [email protected]

Stepanova Natalya Aleksandrovna. Position: senior lecturer. Place of employment: Russian state social university. Department: civil law and process chair. E-mail: [email protected]

Annotation: Main objective of scientific research is the analysis of legal regulation and a problem of law-enforcement practice on performance of obligations of travel agencies on providing information on a tourist product. A subject of scientific research is the rules of law regulating an obligation of travel agency to provide to the tourist information on a tourist product.

Relevance of a subject of research is caused by a number of factors of a social and economic, law-enforcement, standard and legal and doctrinal order now.

In spite of the fact that the legislation contains norms on need of providing information, the problem of informing tourists takes place. The tourist product is formed by tour operator data about which have to be properly brought to the tourist not only at a stage of the conclusion of the contract, but also in an imperative order to be specified in the contract on realization of a tourist product.

The methodological basis of research was made by general scientific and chastnonauchny methods of knowledge. General scientific dialectic methods of knowledge included the principles of objectivity, systemacity, historicism, induction, deduction, etc. Treated chastnonauchny methods of knowledge: legallistic, descriptive, linguistic, formal and logical, system and legal, comparative and legal and others.

Conclusions: Authors come to a conclusion that the legislation in detail defines the list of information which without fail has to be provided to tourists both to, and at the time of the conclusion of the contract. The analysis of jurisprudence allows to note that courts meet requirements of tourists for the disputes connected with non-presentation of information or idea of unreliable information of a tourist product by indemnification, reduction of

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ТУРФИРМЫ ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОДУКТЕ

Кузахметова С.Е. Степанова Н.А.

cost of a tourist's product and collecting an overall cost of a tourist product.

Results of research can be used further as a basis for further development of a perspective of this institute of the right, and also "Civil law" and "The Russian enterprise law" can be applied in educational process on disciplines, by preparation of textbooks and manuals on civil law and the enterprise right. Besides, the result of research can be used as a grant for citizens and the practicing lawyer. Keywords: the tourist, the travel agent, the contract on realization of a tourist product, unreliable information on a tourist product.

Обсуждение. Действующее законодательство обязывает турфирмы своевременно предоставлять потребителю услуг необходимую и достоверную информацию о туристском продукте с целью обеспечения возможности их правильного выбора. Несмотря на достаточно подробное законодательное регулирование порядка информирования туристов, по данным проверки, проведенной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из общего объема правонарушений в данной сфере 31% приходится на нарушение права потребителей (туристов) на информацию о туристском продукте [0]. Несмотря на то, что законодательство содержит нормы о необходимости предоставления информации, проблема информирования туристов имеет место. Недостатки в информационном обеспечении порождают около 90% всех конфликтов между турфирмой и туристом [00]. Прежде всего это касается основных характеристик предоставляемой информации - ее необходимости, полноты, достоверности, сроков предоставления, что в конечном счете определяет правильность выбора того или иного турпродукта [0, с. 28]. Нарушение права туриста на информацию и как следствие неудовлетворение услугой, либо отсутствие возможности ее потребления нередко порождают судебные споры и как следствие ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге.

Законодатель, закрепив в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» легальную дефиницию понятия «информация» как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [0]. В литературе приводится множество подходов к определению свойств информации, которые находятся за пределами ее легального определения. Однако исследование вопроса об информации в сфере реализации прав туристов позволяет отметить, что согласно действующему законодательству информация, доводимая до потребителя услуг, должна соответствовать таким критериям как достоверность и необходимость. Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений об услуге действительным. Правильность выбора услуги, определяется характеристикой ее свойств, особенностей, информация о которых является необходимой на этапе их выбора потребителем.

Один из механизмов реализации права потребителя на информацию об услуге закреплен в статье 12 Закона «О защите прав потребителей», предусмотревшей ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию об услуге. Согласно указанной статье, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необосно-

ванным уклонением от заключения договора, [0, с.82] а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы и возмещения других убытков. Согласно части 2 указанной статьи исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную законом, за недостатки услуги, возникшие вследствие отсутствия у него такой информации. При этом часть 4 данной статьи предусматривает, что при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, необходимо исходить из правовой презумпции отсутствия у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.

Законодатель определил современное понимание понятия туристский продукт через комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта [0, с. 64]. Согласно статье 6 ФЗ Об основах туристской деятельности [0] среди закрепленных прав туриста, указано право на информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды. С целью обеспечения права туриста на безопасное путешествие в статье 14 указанного федерального закона закреплено правило о необходимости предоставления достоверной информации туристу о необходимости получения визы и наличия необходимых документах для совершения путешествия; о возможных опасностях при путешествии; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия); о контактах дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, в стране (месте) временного пребывания; о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания; о порядке обращения в объединение туроператоров в сфере выездного туризма для получения экстренной помощи и других сведений, необходимых для совершения путешествия. Указанный перечень информации носит открытый характер и может быть дополнен сторонами в зависимости от характера путешествия.

Кроме вышеуказанных законодательно закрепленных предписаний о порядке информирования туриста, в Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта [0] также достаточно подробно перечислены сведения, являющиеся информацией о туристском продукте, которую исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю для обеспечения возможности правильного выбора туристского продукта. Сведения, указанные в разделе III Правил можно разделить на несколько категорий.

Во-первых, можно выделить сведения, относимые законодателем к категории существенных условий договора о реализации туристского продукта: о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта, об общей его цене, о туроператоре, о финансовом обеспечении туроператора и другие.

Туристский продукт формируется туроператором [0, с. 92], сведения о котором должны быть должным образом доведены до туриста не только на этапе заключения договора, но и в императивном порядке быть указаны в договоре о реализации туристского продукта. Кроме того, в порядке ч. 1 ст. 452 ГК РФ и абзацу 1 ст. 10 ФЗ №132 изменение сведений о туроператоре допустимо только по соглашению сторон в письменной форме [0]. В судебной практике одностороннее изменение турагентом без согласия потребителя и оформления в письменной форме изменений к договору, касающихся сведений о туроператоре, признается нарушением существенных условий договора, влекущих его расторжение и взыскание денежных средств со стороны, допустившей нарушение (апелляционное определение Саратовского областного суда от 04.07.2012 по делу № 33-3735/2012).

Под информацией о потребительских свойствах туристского продукта понимаются сведения о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

Суды удовлетворяют требования об уменьшении цены туристского продукта в случаях непредставления достоверной информации об условиях путешествия. Так, согласно решению Мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского района г. Ульяновска от 19.03.2009г. (дело №2-718/09) истец обратился в суд с иском о защите прав потребителей, мотивируя свои требования тем, что ему была предоставлена недостоверная информация относительно рейса в г. Таба -вместо обещанного прямого рейса, его доставили по маршруту Ульяновск-Хургада-Шарм-Эль-Шейх-Таба. Суд пришел к выводу о том, что истцу была предоставлена недостоверная информация о турпродукте, в связи, с чем признал обоснованными доводы об уменьшении покупной цены турпродукта и компенсации морального вреда.

Из Решения Калиниского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 15.03.2011г. (дело №2637-2011) следует, что менеджер турагентства по телефону ввел в заблуждение туристов о переносе времени вылета, по указанной причине туристы не смогли воспользоваться услугой. Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что турагент обязан был уточнить время вылета у туроператора, а также сообщить туристам об изменении срока вылета в письменном или ином предусмотренном договором виде. Указанный вывод суда подтверждается положениями Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденными постановлением Правительства РФ, в соответствии с которыми условия о дате и времени начала и окончания путешествия определяются по соглашению сторон (п. 13 Правил) В соответствии с п. 20 Правил изменение сроков совершения путешествия относится к существенным изменениям обстоятельств, при наличии которых каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора.

В ответе на запрос суда по данному делу Авиакомпания сообщила, что по чартерному рейсу, первоначальное плановое время вылета было изменено фрахтователем судна для соблюдения технологиче-

ского графика движения воздушных судов по программе заказчика. В связи с тем, что авиакомпания не состоит в договорных отношениях с турагентом, заключившим договор с туристом, сведениями о том, была ли доведена до последнего информация об изменении времени вылета, не располагает. Таким образом, суд сделал вывод о том, что ответственность за своевременность извещения клиентов о произошедших изменениях в программе поездки законом и положениями договора возложена на турагентство. Поскольку в ходе рассмотрения дела стороной ответчика не было представлено доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение взятых на себя обязательств, в частности, касающихся своевременного и надлежащего извещения клиентов об изменении времени вылета авиарейса, то суд в соответствии со ст. 68 ГПК РФ обосновал свои выводы объяснениями истцов.

Так, согласно апелляционному определению Мурманского областного суда от 14.01.2015 прибыв в аэропорт, истец узнал, что его рейс уже состоялся, в связи с чем, он был вынужден приобрести авиабилеты за свой счет. Требование удовлетворено в части сумм, поскольку необходимость приобретения истцом авиабилетов за свой счет возникла вследствие неправильно предоставленной туристам информации о потребительских свойствах туристического продукта, а именно о трансфере и времени вылета из аэропорта, что нарушило права истца как потребителя.

Так, в частности при возникшей спорной ситуации, связанной с непредоставлением полной информации об общей цене туристского продукта в мотивировочной части решения мировой судья судебного участка №111 САО г. Омска от 21.07.2011г. (дело №24017/2011) указал, что поскольку ненадлежащая информация о стоимости туристского продукта повлекла дополнительные расходы для истца, связанные с осуществлением доплаты за оказываемую услугу, включающие стоимость внутреннего авиаперелета Бангкок - Пхукет - Бангкок, штрафа за вынужденную замену туриста, поэтому суд счел их убытками, подлежащими возмещению в полном объеме.

К следующей категории сведений можно отнести информацию, связанную с реализацией прав туриста, касающихся правил въезда, выезда и пребывания в стране временного пребывания (о необходимости визы; о документах, необходимых для совершения путешествия; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно-эпидемиологических и иных правилах). По данной категории сведений также немало встречается в судебной практике спорных ситуаций. Так, в частности, не редки случаи разрешения споров, возникающих ввиду невозможности совершения путешествия туристом по вине турагента, непредоставившего необходимую информацию, связанную с правилами въезда в страну временного пребывания, например, о сроках действия заграничного паспорта для выезда в ту или иную страну временного пребывания. Решением Центрального районного суда г. Хабаровска (дело №2531/11) установлено, что ответчик при заключении договора не проинформировал истца о предусмотренных сроках действия заграничного паспорта для выезда в Таиланд, что привело к невозможности получения оплаченной услуги. В удовлетворение исковых требований, суд привел следующие доводы. Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации о туристском продукте, несет согласно п.1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» ответственность за недостатки туристского продукта,

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ТУРФИРМЫ ПРЕДОСТАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ О ПРОДУКТЕ

Кузахметова С.Е. Степанова Н.А.

выявленные после оказания услуг потребителю вследствие отсутствия у потребителя такой информации. Доводы истца о наличии существенного недостатка оказанной ответчиком услуги, подтверждены в процессе рассмотрения дела, следовательно, он вправе требовать от ответчика возврата цены услуги.

Решением Мирового судьи судебного участка № 9 Видновского района Московской области от 29 марта 2010 г. (дело № 2-103/9-10) требования о взыскании стоимости туристической путевки и компенсации морального вреда удовлетворены, поскольку судом установлено, что туроператор нарушил права потребителя. В ходе судебного разбирательства судом было установлено, что в соответствии со ст. 6 ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», а именно - при подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место временного пребывания), истец обратился к туроператору с вопросом о возможности беспрепятственного выезда на территорию Египта, имея статус гражданина Латвии, а так же о том что он имеет удостоверение лица без гражданства с видом на жительство на территории РФ, на что по электронной почте было получено подтверждение от туроператора, что данное обстоятельство не является препятствием для осуществления выезда и пребывание на территории Египта. Данный факт обращения к ответчику подтвержден свидетельскими показаниями. Положение ст. 9 ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», определяют ответственность туроператора перед туристом за действия (бездействия) совершенные от имени туроператора его турагентом в пределах своих обязанностей (полномочий). Исходя из данной правовой нормы представителем ответчика в Египте не было совершено каких-либо действий по урегулированию вопроса прохождения истцом пограничного контроля, поскольку по прибытию в РФ истец посетил посольство Египта в Москве, где ему в паспорте на странице с визой была выполнена заверительная надпись о возможности беспрепятственного проезда на территорию Египетского государства.

Однако следует отметить, что суды не привлекают турфирмы к гражданско-правовой ответственности при отсутствии их вины в ограничении возможностей туриста на выезд в страну временного пребывания. Так, например, решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 26.09.2011 (дело №2-2608/11) установлено, что несовершеннолетней дочери туристки было отказано в вылете в связи с тем, что на пограничный контроль предъявлен не действительный для пересечения государственной границы документ (справка, выданная властями Японии о рождении ребенка с приложением перевода на русский язык, сделанного сотрудниками консульства). Исходя из исследованных судом обстоятельств, документы для бронирования были предоставлены истцом до заключения договора в объеме, достаточном для бронирования тура, следовательно, турагент не мог предполагать, что при пересечении таможенного поста, туристом будут представлены не все документы, необходимые для пересечения государственной границы несовершеннолетним ребенком. Таким образом, доводы истца о наличии существенного недостатка услуги, оказанной турагентом либо туроператором, не подтверждены в процессе рассмотрения дела, соответственно осно-

ваний для удовлетворения исковых требований суд не установил.

Так, например, дело о возмещении убытков, взыскании неустойки, компенсации морального вреда было направлено на новое рассмотрение, так как суду надлежало исследовать причины отказа в выдаче визы на пребывание в иностранном государстве и установить, являлись ли причины отказа следствием непредоставления ответчиками истцу необходимой и достоверной информации о правилах въезда в данное государство или эти причины связаны с другими обстоятельствами (определение Верховного Суда РФ от 27.11.2012 № 11-КГ12-18).

К иным категориям сведений о туристском продукте, указанным в Правилах, можно отнести такие как: сведения, связанные с реализацией права туристов на свободный доступ к туристским ресурсам; сведения, связанные с реализацией права туристов на обеспечение личной безопасности; сведения о порядке обращения за экстренной помощью и иные.

Как видно действующее законодательство весьма подробно определяет перечень той информации, которая в обязательном порядке должна предоставляться туристам как до, так и в момент заключения договора. Анализ указанной и иной судебной практики позволяет отметить, что суды удовлетворяют требования туристов по спорам, связанным с непредставлением информации или представлением недостоверной информации о туристском продукте путем возмещения убытков, уменьшения покупной цены турпродукта, взыскания стоимости туристского продукта. При этом ненадлежащей информацией могут быть признаны недостоверные сведения о маршруте перелета, о месте вылета и порядке получения маршрут квитанции и иных необходимых документов. В судебной практике встречаются случаи удовлетворения требований туристов при наличии фактов не предоставления турфирмами информации о предусмотренных сроках действия загранпаспорта для выезда в страну предполагаемого временного пребывания. Во всех перечисленных случаях, суды удовлетворяют требования туристов, если материалами дела подтверждается вина турфирм в нарушении правовых норм о правах туриста (потребителя) на информацию о туристском продукте.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (Электронный ресурс) - http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.05.2015 г.)

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (Электронный ресурс) -http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.05.2015 г.)

3. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (Электронный ресурс) - http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.05.2015 г.)

4. Письмо Роспотребнадзора от 07.08.2009 №01/11347-9-32 «Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг» // Спра-

вочно-правовая система «Консультант Плюс» (Электронный ресурс) - http://www.consultant.ru/ (дата обращения 10.05.2015 г.)

5. Кузахметова С.Е. К вопросу о легальной дефиниции понятия «туристский продукт» // Актуальные проблемы российского законодательства. Сборник статей. Выпуск 8 / ред. коллегия Л.Б. Ситдикова, А.Л. Шилов-ская. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. -С. 62- 71.

6. Кузахметова С.Е. Обязательственные правоотношения по реализации туристского продукта// Обязательственные отношения в частном праве России: Монография. М.: ВАКО, РГСУ, 2015. С. 57-66.

7. Ситдикова Л.Б. Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации: автореф.: дис. ... док. юрид. наук. - Москва, 2009. 50с.

8. Ситдикова Л.Б., Муравская Е.А. Проблемы определения содержания круга существенных условий в договорах возмездного оказания информационных и консультационных услуг // Договор как средство правового регулирования отношений в сфере оказания услуг: проблемы теории и практики: монография. - М.: ВАКО, РГСУ, 2015. С. 220.

9. Степанова Н.А. Понятие, признаки и сущность представителя как формы посредничества// Актуальные проблемы российского законодательства. Сборник статей. Выпуск 9/ ред.коллегия С. Ю. Стародумо-ва, А. Л. Шиловская. - М.: ФЦОЗ, РГСУ, 2015. С. 160

10. Шендрикова А.И. Конфликт между турфирмой и потребителем: причины возникновения и способы разрешения // Туризм: право и экономика. 2003. N 3. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.