Научная статья на тему 'Договор на оказание туристских услуг как основание возникновения правоотношения'

Договор на оказание туристских услуг как основание возникновения правоотношения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3810
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОР / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ТУРИСТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звонкова Юлия Андреевна

В настоящей статье анализируются правоотношения, вытекающие из договора на оказание туристских услуг. Одним из распространенных договоров, заключаемых с потребителями услуг, является договор оказания услуг по туристическому обслуживанию. Несовершенство действующего законодательства в части гражданско-правового регулирования отношений в сфере туризма, в том числе в части использования понятийного аппарата, приводит к неопределенности в вопросах правоприменения в случаях споров между туристами и турфирмами, что предопределяет необходимость исследования вопросов о правовой природе данных обязательственных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Договор на оказание туристских услуг как основание возникновения правоотношения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДОГОВОР НА ОКАЗАНИЕ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ КАК ОСНОВАНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЯ

Звонкова Ю.А.

Звонкова Юлия Андреевна - студент, направление 40.04.01 - «магистр юриспруденции», Институт интегрированных форм обучения,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск

Аннотация: в настоящей статье анализируются правоотношения, вытекающие из договора на оказание туристских услуг. Одним из распространенных договоров, заключаемых с потребителями услуг, является договор оказания услуг по туристическому обслуживанию. Несовершенство действующего законодательства в части гражданско-правового регулирования отношений в сфере туризма, в том числе в части использования понятийного аппарата, приводит к неопределенности в вопросах правоприменения в случаях споров между туристами и турфирмами, что предопределяет необходимость исследования вопросов о правовой природе данных обязательственных правоотношений. Ключевые слова: договор, права потребителя, защита прав потребителей, туристическая компания, турист.

Согласно статье 779 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии со ст. 780 ГК РФ, поскольку иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Следовательно, по общему правилу в данном договоре, если стороны прямо не согласовали в нем обратное, не применяется принцип генерального подряда. Такой подход, как уже отмечалось ранее, связан с существованием неразрывной связи нематериальных услуг с личностью оказывающего их лица[1, с. 134]. Вместе с тем специальная норма, которая регулирует вопрос об участии в исполнении работы нескольких лиц (ст. 707 ГК РФ), в полной мере может распространяться на отношения сторон по договору возмездного оказания услуг. Так, если на стороне исполнителя выступают одновременно два или более лица, то при неделимости предмета обязательства они должны признаваться по отношению к заказчику солидарными должниками в отношении обязанности оказать ему соответствующую услугу и, соответственно, солидарными кредиторами в отношении права требовать принятия исполнения и его оплаты. Однако при делимости предмета обязательства, а также в других случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, каждое из этих лиц приобретает права и несет обязанности по отношению к заказчику лишь в пределах своей доли. Отношения между гражданами (туристами) и предпринимателями (туристическими организациями и индивидуальными предпринимателями) регулируются гражданским законодательством. Обязательственные отношения между указанными субъектами возникают на основе гражданско-правовых договоров.

Основным документом, подтверждающим наличие взаимных прав и обязанностей туристической организации и туриста, прежде всего, является договор на оказание туристских услуг (договор о реализации туристского продукта). Так как, одним из распространенных договоров, заключаемых с потребителями услуг, является договор оказания услуг по туристическому обслуживанию[2, с. 134].

Договор на туристическое обслуживание является также публичным. Публичный характер договора влечет некоторые особенности его регулирования. В частности, «публичный характер договора определяет его субъектный состав» [3, с. 144].

В соответствии с п. 1 ст. 426, п. 3 ст. 23 ГК РФ одной из сторон публичного договора выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Как указывается в научной литературе, формальный признак (участие только коммерческой организации) существенно сужает сферу применения этого договора и ограничивает права потребителей, Закон об основах туристской деятельности оперирует легальным определением туристской деятельности, которая осуществляется в туроператорской, турагентской и иной деятельности по организации путешествий, исходя из содержания Закона об основах туристской деятельности и Закона РФ «О защите прав потребителей», туроператорская деятельность осуществляется юридическим лицом, а турагентская -юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, согласно специальной норме (ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») [4] субъектный состав на стороне исполнителя в лице туроператора ограничен не за счет не включения в него некоммерческих организаций, поскольку применение термина «юридическое лицо» не исключает некоммерческую организацию в силу ст. 48, 50 ГК РФ, а за счет не включения в него индивидуальных предпринимателей.

Анализ Федерального закона № 132-ФЗ, позволяет отметить, что под договором о реализации туристского продукта следует понимать договор возмездного оказания комплекса услуг, связанных с перевозкой и размещением туриста, которые реализуются за общую цену, в которую также могут быть включены и иные, так называемые туристские услуги, например, услуги экскурсионного обслуживания. В правовой науке имеет место дискуссия по вопросу о правовой природе данного договора, предпосылкой которой, на наш взгляд, явилось несовершенство введенного законодателем понятийного аппарата, использование таких терминов, как «розничная купля-продажа туристского продукта» и «розничная цена туристского продукта», которые в большей степени свойственны для отношений, связанных с договором купли-продажи.

Одним из распространенных договоров, заключаемых с потребителями услуг, является договор оказания услуг по туристическому обслуживанию. Несовершенство действующего законодательства в части гражданско-правового регулирования отношений в сфере туризма, в том числе в части использования понятийного аппарата, приводит к неопределенности в вопросах правоприменения в случаях споров между туристами и турфирмами, что предопределяет необходимость исследования вопросов о правовой природе данных обязательственных правоотношений.

Правоотношения, связанные с оказанием услуг в сфере организации путешествий граждан, возникают на основании договора, поименованного в Федеральном законе об основах туристской деятельности как договор о реализации туристского продукта. Однако в специальной литературе встречаются также иные наименования данного договора. Так, например, данный договор упоминается как договор на оказание туристских услуг [5, с. 72], договор оказания услуг по туристическому обслуживанию [6, с. 128], договор о туристском обслуживании [7, с. 35].

Притом что Федеральным законом от 05.02.2007 N 12-ФЗ [8] термин «договор розничной купли-продажи туристского продукта» в ст. 6 ФЗ N 132-ФЗ был заменен на «договор о реализации туристского продукта», тем не менее, в практике договорных отношений до сих пор встречаются такие его наименования, как договор купли-продажи туристического тура и договор купли-продажи туристической путевки [9].

Анализ базового Закона об основах туристской деятельности позволяет отметить, что под договором о реализации туристского продукта следует понимать договор возмездного оказания комплекса услуг, связанных с перевозкой и размещением туриста, которые реализуются за общую цену, в которую также могут быть включены и иные, так называемые туристские услуги, например услуги экскурсионного обслуживания.

65

В правовой науке имеет место дискуссия по вопросу о правовой природе данного договора, предпосылкой которой, на наш взгляд, явилось несовершенство введенного законодателем понятийного аппарата, использование таких терминов, как "розничная купля-продажа туристского продукта" и "розничная цена туристского продукта", которые в большей степени свойственны для отношений, связанных с договором купли-продажи. В частности, исследователи, полагавшие, что в основе правоотношений между турфирмой и туристом купля-продажа права получения набора туристских услуг, считали, что в данном случае не применимы к отношениям сторон положения главы 39 ГК РФ [10, с. 128]. Однако данный вывод не подтверждается правоприменительной практикой.

Так, согласно Постановлению ФАС Северно-Кавказского округа, не принято судом мнение заявителя о том, что из норм Закона о туристской деятельности следует, что спорные договоры являются смешанными (содержат элементы договора купли-продажи), судом был отклонен довод жалобы о том, что суды ошибочно применили к отношениям сторон нормы главы 39 Кодекса [11].

Суды, разрешая споры между турфирмами и туристами, как правило, едины в вопросе о том, что договор о реализации туристского продукта является договором возмездного оказания услуг, и к отношениями сторон в данном случае применимы нормы как главы 39 ГК РФ, так и Закона РФ N 2300-1 в части защиты прав потребителей в сфере оказания услуг. Так, суды единогласны в том, что право потребителя отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору, установлено в статье 32 Закона N 2300-1. Данное право заказчика-потребителя закреплено и в части 1 статьи 782 ГК РФ - односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг, к которым в силу части 2 статьи 779 ГК РФ отнесены, в частности, и договоры по туристическому обслуживанию [12].

Как видно, в современных условиях развития правоприменительной практики не вызывает сомнения правовая природа договора о реализации туристского продукта, определяемая его предметом - оказанием услуг, т.е. совершением действий (деятельности) по удовлетворению потребностей физического лица, связанных с совершением путешествия. Данный вывод подтверждается также правовой наукой. В основе категории "туристский продукт" лежит понятие «туристская услуга», под которой понимаются действия или деятельность по удовлетворению потребностей туриста или экскурсанта, включая, но, не ограничиваясь, услуги по перевозке пассажиров и багажа, средств размещения, питания, экскурсионные, отвечающие целям туризма [13, с. 54]. Сказанное позволяет, без сомнения, определить место договора о реализации туристского продукта в системе договоров возмездного оказания услуг.

Сторонами данного договора являются заказчик туристского продукта и туроператор или турагент, действующий по поручению туроператора.

Туроператор и турагент выступают профессиональными участниками на рынке туристских услуг.

При этом туроператором может быть только юридическое лицо, которое должно отвечать требованиям базового Закона об основах туристской деятельности, указанным в ст. 4.1. Согласно указанной статье туроператор обязан иметь финансовое обеспечение в виде банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора, а в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма - также быть членом объединения туроператоров выездного туризма.

В отличие от туроператорской деятельности, связанной с формированием, продвижением и реализацией туристского продукта, турагентской деятельностью, т.е. деятельностью по продвижению и реализации туристского продукта, могут заниматься как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Турагентская деятельность как некая форма посредничества между туроператором и туристом [14, с. 202]. В сложившейся практике отношений, как правило, заключая договоры с туристами, турагенты действуют от собственного имени, реализуя туры большого

66

количества туроператоров, что нередко приводит к отсутствию единообразного подхода к определению как предмета договора о реализации туристского продукта, так и перечня его существенных условий в договорах с туристами.

Справедливо отмечает Л.Б. Ситдикова, что определению существенных условий договора уделяется значительное внимание в юридической литературе, однако однозначного понимания, как в теории, так и в правоприменительной практике до сих пор нет. Между тем эта проблема очень актуальна, поскольку от правильного решения вопроса о наличии или отсутствии в договоре существенных условий зависит признание его заключенным [15, с. 15].

По общему правилу в порядке ст. 432 ГК РФ одним из существенных условий договора является его предмет, ввиду отсутствия легальной дефиниции договора о реализации туристского продукта в практике заключения данных договоров встречаются различные формулировки его предмета. Так, в типовой форме договора туроператора ООО «ВАНД ИНТУР» предмет договора сформулирован как обязательство исполнителя реализовать заказчику туристский продукт (оказать комплекс туристских услуг) на условиях и в сроки, которые установлены договором, и обязательство заказчика принять и оплатить турпродукт, потребительские свойства которого указаны в приложении к договору [16].

Кроме предмета, законодательство в качестве существенных условий договора о реализации туристского продукта определяет достаточно широкий перечень условий, наличие которых обязательно в силу требований, установленных п. 1 ст. 422 и п. 1 ст. 432 ГК РФ, а их отсутствие влечет риск признания договора незаключенным.

Так, согласно абз. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ N 132-Ф3, а также абз. 2 пункта 13 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта (далее - Правила) [17], к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся сведения о туроператоре.

Туристский продукт формируется туроператором, сведения о котором должны в императивном порядке быть указаны в договоре о реализации туристского продукта. В порядке ч. 1 ст. 452 ГК РФ и абзаца 1 ст. 10 ФЗ N 132-ФЗ изменение сведений о туроператоре допустимо только по соглашению сторон в письменной форме. В судебной практике одностороннее изменение турагентом без согласия потребителя и оформления в письменной форме изменений к договору, касающихся сведений о туроператоре, признается нарушением существенных условий договора, влекущих его расторжение и взыскание денежных средств со стороны, допустившей нарушение (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 04.07.2012 по делу N 33-3735/2012).

В порядке абз. 5 ч. 2 ст. 10 ФЗ N 132-ФЗ, а также абз. 5 пункта 13 Правил к существенным условиям относятся сведения об общей цене туристского продукта в рублях. Не редки случаи включения в договоры условий, согласно которым в виду определенных причин, в частности: непредвиденного изменения стоимости услуг по перевозке, в том числе из-за увеличения стоимости топлива изменения курсов валют в сторону повышения на 3% и более ; введения новых или повышения действующих налогов, сборов и других обязательных платежей и других, турагент оставляет за собой право в одностороннем порядке увеличить стоимость туристского продукта.

В данном случае суды признают, что потребитель (турист) поставлен перед необходимостью заключать договор о реализации туристского продукта на условиях, которые ранее были ему неизвестны (изменившаяся цена туристского продукта), и приходят к выводу, что данное обстоятельство нарушает права потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, в связи с чем соответствующие условия договора признают не соответствующими нормам действующего законодательства [18].

Одним из существенных условий договора о реализации туристского продукта является информация о потребительских свойствах туристского продукта - о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания и т.д. (абз. 6 ч. 2 ст. 10 ФЗ N 132-ФЗ, абз. 6 п. 13 Правил).

В судебной практике не редки случаи удовлетворения требований потребителя ввиду неисполнения турагентом обязанности по надлежащему информированию истцов о потребительских свойствах тура, не включения соответствующих сведений в договор, что свидетельствует о нарушении прав туристов на получение информации об условиях размещения и пребывания в отеле.

Так, например, до туристов не была доведена информация о категории номеров, в которых они будут проживать, а также о том, что эти номера находятся в зданиях, расположенных в 1200 метрах от моря. Из объяснений истцов следовало, что приведенные обстоятельства имели для них существенное значение, так как реальные условия проживания были хуже тех, о которых в устной форме они были проинформированы турагентом. Учитывая приведенные обстоятельства решением Жуковского районного суда Калужской области от 26.12.2012 удовлетворен иск о расторжении договора на оказание туристских услуг, взыскании с турагента в пользу каждого из истцов компенсации морального вреда, сумм, уплаченных по договорам, и неустойки, что соответствует положениям статьи 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей». Судебная коллегия по гражданским делам Калужского областного суда оставила решение суда первой инстанции в силе[19].

Согласно Определению Пермского краевого суда от 17.07.2013 по делу N 33-6174 требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, поскольку существенное условие договора в виде информации об условиях проживания в конкретном отеле было изменено в одностороннем порядке без заблаговременного информирования об этом туриста в разумный срок. Туристский продукт, приобретенный истцом, не был ему предоставлен в том виде, на который он рассчитывал при заключении договора, а именно: истец с сыном были заселены не в тот отель, который был выбран сообразно личным предпочтениям и оплачен, кроме того, он не был своевременно извещен об изменении существенных условий договора.

Кроме вышеуказанных, к существенным условиям законодатель относит также следующие условия:

- о финансовом обеспечении туроператора;

- сведения о туристе

- права, обязанности и ответственность сторон

- условия изменения и расторжения договора

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору

- сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Договоры, заключаемые турагентами от своего имени, должны содержать дополнительные условия, отнесенные к существенным:

- сведения о турагенте;

- информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор

- информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором.

Анализ ФЗ N 132-ФЗ показывает достаточно широкий и не вполне обоснованный перечень существенных условий договора о реализации туристского продукта. По смыслу

68

ст. 432 ГК РФ по всем существенным условиям договора должно быть достигнуто соглашение сторон для исключения риска признания договора незаключенным. Совершенно справедливым представляется мнение Я.В. Вольвач о том, что к числу существенных условий следует относить только ряд условий, названных в статье 10 Закона. Так, автор предлагает к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относить: предмет договора, общую цену туристского продукта и информацию о потребительских свойствах туристского продукта. Указанные условия определяются в договоре путем волеизъявления потребителя услуг, поэтому, несомненно, должны оставаться в числе существенных. Однако полагаем, что этот перечень должен быть расширен вышеуказанными условиями о туроператоре на случай, если договор заключается по поручению туроператора турагентом. В современных условиях нестабильности в туризме, связанной с имевшими место случаями массового приостановления деятельности крупных туроператоров, рисками неплатежеспособности страховщиков, условие об исполнителе по договору о реализации туристского продукта в части оказания услуг, входящих в туристский продукт, имеет принципиально важное значение для потребителя, и порой решение о заключении договора определяется степенью доверия потребителя к туроператору, его деловой репутацией, длительностью его нахождения на данном рынке услуг, отзывами о качестве его услуг и другими факторами.

Кроме того, важное значение как для туриста, так и турагента и туроператора имеет порядок оплаты туристского продукта. Учитывая, что в сложившейся практике отношений, как правило, имеет место предоплата услуг и порой заблаговременная, а также что большой популярностью все чаще пользуются туристские продукты, оплачиваемые с рассрочкой платежа и в том числе за счет заемных средств, предоставляемых кредитными организациями, полагаем, что в числе существенных условий договора о реализации туристского продукта наряду с его ценой должен быть порядок ее оплаты. Иные условия, относимые законодателем к числу существенных, несомненно, должны присутствовать в императивном порядке в договоре с туристом, но их отсутствие не должно влечь признание договора незаключенным.

Список литературы

1. Брагинский М.И. Договорное право. Книга 1: Общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Изд.3-е, стер. М.: Статут, 2009. С. 134.

2. Соколова Н.А. Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование / Н.А. Соколова. М.: ВолтерсКлувер, 2010. С. 62.

3. Санникова Л.В. Услуги в системе гражданско-правовых отношений: дис. ... д-ра юрид. наук // Санникова Лариса Валерьевна. М., 2011. С. 144.

4. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. 03.12.1996. № 231.

5. Сирик Н.В. Существенные условия договора о реализации туристского продукта / Н.В. Сирик // Современное право, 2016. № 4. С. 72.

6. Вольвач Я.В. Туристические услуги как объект гражданских правоотношений / Я.В. Вольвач. М.: Инфра, 2015. С. 128.

7. Соколова Н.А. Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование: учеб. пособие / Н.А. Соколова. М.: ВолтерсКлувер, 2016. С. 39.

8. Федеральный закон от 05.02.2007 № 12-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс». Последнее обновление 26.01.18.

9. Апелляционное определение Челябинского областного суда [Электронный ресурс] от 22.07.2014 по делу N 117045/2014 // СПС «Консультант плюс». Последнее обновление 11.01.18.

10. Вольвач Я.В. Туристические услуги как объект гражданских правоотношений / Я.В. Вольвач. М.: Инфра, 2015. С. 128.

11. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.07.2012 [Электронный ресурс] по делу N А32-17444/2011 // СПС «Консультант плюс». Последнее обновление 11.01.18.

12. Постановление ФАС Уральского округа [Электронный ресурс] от 31.03.2009 N Ф09-1766/09-С1 по делу N А47-6684/2008АК-24 // СПС «Консультант плюс». Последнее обновление 11.01.2018.

13. Халудорова С.В. История развития и современное состояние возмездного оказания услуг / С.В. Халудорова // Ученые записки Российского государственного социального университета, 2014. № 3 (125). С. 54-57.

14. Семенихин В.В. Защита прав потребителей / В.В. Сеименихин // М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. С. 202.

15. Ситдикова Л.Б. Существенные условия договора возмездного оказания услуг: проблемы правового регулирования и судебной практики / Л.Б. Ситдикова / Л.Б. Ситдикова // Российский судья, 2013. № 11. С. 15-19.

16. Типовой договор о реализации туристского продукта ООО ВАНД ТРЕВЕЛ // ООО ВАНД ТРЕВЕЛ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vand.ru/index.php?page=88/ (дата обращения: 12.01.2019).

17. Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: Постановление Правительства РФ: от 18.07.2007 N 452 // Собрание законодательства РФ. 23.07.2007. № 30. 3942 с.

18. Апелляционное определение Московского городского суда [Электронный ресурс] от 20.01.2014 по делу N 33-1341 // СПС «Консультант плюс». Последнее обновление 11.01.18.

19. Определение Калужского областного суда [Электронный ресурс] от 04.04.2013 по делу N 33-786/2013 // СПС «Консультант плюс». Последнее обновление 11.01.18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.