Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения устойчивого развития регионального туризма и пути их решения'

Проблемы обеспечения устойчивого развития регионального туризма и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1827
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ТУРИЗМОМ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ТУРИСТСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ОБЪЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / TOURISM / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MANAGEMENT OF TOURISM / REGIONAL TOURIST ADMINISTRATION / OBJECTIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шимин Николай Андреевич

В современных условиях туризм в рамках экономики различных регионов России начинает играть все более заметную роль. Однако далеко не все регионы способны обеспечить долговременное устойчивое развитие туризма на своей территории. Одной из основных причин возникновения проблем в развитии регионального туризма является, на наш взгляд, несовершенство региональной системы управления туризмом. В данной статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся влияния туризма на региональную экономику, а также предложен ряд мер по совершенствованию системы управления туризмом на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern conditions tourism within the limits of economy of various regions of Russia starts to play more and more appreciable role. However not all regions are capable to provide a long-term sustainable development of tourism on their territory. One of principal causes of occurrence of problems in development of regional tourism is, in our opinion, imperfection of a regional control system of tourism. In given article the basic questions, concerning influences of tourism on regional economy are considered, and also a number of measures on perfection of a control system by tourism at regional level are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения устойчивого развития регионального туризма и пути их решения»

Шимин Н.А. Проблемы обеспечения устойчивого развития регионального туризма и

пути их решения Дата: 01/11/2010 Номер: (24) УЭкС, 4/2010

Аннотация: В современных условиях туризм в рамках экономики различных регионов России начинает играть все более заметную роль. Однако далеко не все регионы способны обеспечить долговременное устойчивое развитие туризма на своей территории. Одной из основных причин возникновения проблем в развитии регионального туризма является, на наш взгляд, несовершенство региональной системы управления туризмом. В данной статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся влияния туризма на региональную экономику, а также предложен ряд мер по совершенствованию системы управления туризмом на региональном уровне.

Annotation: In modern conditions tourism within the limits of economy of various regions of Russia starts to play more and more appreciable role. However not all regions are capable to provide a long-term sustainable development of tourism on their territory. One of principal causes of occurrence of problems in development of regional tourism is, in our opinion, imperfection of a regional control system of tourism. In given article the basic questions, concerning influences of tourism on regional economy are considered, and also a number of measures on perfection of a control system by tourism at regional level are offered.

Ключевые слова: туризм, устойчивое развитие, управление туризмом, региональная туристская администрация, объектное управление.

Keywords: tourism, a sustainable development, management of tourism, regional tourist administration, objective management.

Шимин Николай Андреевич аспирант

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела

[email protected]

Выходные данные статьи: Шимин H.A. Проблемы обеспечения устойчивого развития регионального туризма и пути их решения // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2010. - № 4 (24). - № гос. рег. статьи 0421000034/0128. -Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.

В настоящее время туризм оказывает серьезное влияние на экономику многих регионов России. Значительная роль туризма в хозяйственных процессах на региональном уровне связана с самим характером туристкой деятельности, которая включает в себя множество элементов. К числу основных составляющих (элементов) туризма как большой экономической системы можно отнести производство туристских услуг, формирование, реализацию и потребление туристского продукта. Потребление туристского продукта совершается конечными потребителями (туристами), а его производство, формирование и

реализация осуществляются в рамках туристской индустрии - межотраслевого комплекса организаций по производству товаров и услуг для туризма, в состав которого входят следующие хозяйствующие субъекты [2]:

• организации-производители туристских услуг (санатории, лечебницы, базы отдыха, здравницы и др.);

• организации-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

• организации-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

• специализированные организации, предоставляющие услуги по размещению (отели, мотели, пансионаты, гостиницы и др.);

• специализированные предприятия общественного питания (рестораны, бары, кафе, столовые и т.д.);

• специализированные транспортные предприятия (авиационные, автомобильные, железнодорожные, предприятия морского и речного транспорта и др.);

• организации сферы досуга (киноконцертные залы, развлекательные центры и т.п.);

• рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т.д.);

• торговые организации, специализирующиеся на туристских товарах.

Влияние туризма на региональное развитие непосредственно происходит через рост производства туристического продукта, привлечение личных сбережений туристов (в случае с иностранными туристами - в валюте), создание активного регионального потребительского рынка и рост инвестиционной привлекательности местной туристической индустрии [5].

Рост производства и продаж туристического продукта приводит к созданию новых объектов туристической индустрии (прежде всего отелей, предприятий общественного питания, досуга и развлечений), модернизации и повышению эффективности производства существующих объектов туристической инфраструктуры и супраструктуры (транспортных узлов, коммунальных служб, медицины и здравоохранения). Увеличение количества предприятий местной туристской индустрии требует увеличения количества занятых в сфере туризма людей, поскольку повышение качества предоставляемых туристических услуг невозможно без привлечения все большего числа квалифицированных работников. Рост числа туристских прибытий, как и повышение прибыльности туристского бизнеса в регионе делают экономически выгодными не только мероприятия по улучшению состояния широко известных туристских ресурсов, но и деятельность, ориентированную на поиск и популяризацию альтернативных объектов показа, что и увеличивает пропускную способность туристских ресурсов региона, и отвечает интересам местного населения одновременно.

Обязательным следствием развития туризма в регионе является привлечение сбережений прибывающих туристов, вызванное необходимостью совершения ими расходов во время отдыха. Во время туристской поездки человек тратит гораздо больше денег, чем в повседневной жизни и склонен к демонстративному потреблению, поэтому туризм способен обеспечить местный рынок дополнительными валютными средствами, улучшить платежный баланс региона. Воздействие туризма на экономику региона, связанное с ростом количества привлекаемых в нее сбережений приезжающих туристов, определяется силой туристского мультипликатора, то есть коэффициента, отражающего доходы региона в зависимости от расходов туристов. Для повышения мультипликативного эффекта туризма в регионе требуются следующие условия:

• рост уровня развития туристской инфраструктуры;

• поддержание состояния туристских ресурсов;

• развитый рынок и экономика региона;

• наличие импортозамещающих товаров (предметы первой необходимости, продовольствие, туристские товары и т.д.);

• политика местных властей, ориентированная на стимулирование расходов туристов во время поездки [5].

Рост популярности туристского региона, повышение привлекательности туристских ресурсов и уровня качества регионального турпродукта превращают туристскую инфраструктуру региона в весьма привлекательный объект для инвестирования. Рост инвестиций (в том числе и иностранных) в региональную туристскую индустрию посредством создания новых предприятий и покупки уже существующего бизнеса ведет не только к повышению ее рентабельности и уровня качества производимых туристских услуг, но и к популяризации туристского региона в регионе или стране инвестора. Туризм также приводит к резкой активизации потребительского спроса в регионе за счет увеличения количества платежеспособных потребителей. Вызванный притоком туристов подъем потребительского рынка стимулирует производство предприятий туристской индустрии, привлекает новых участников на рынок, создает условия для появления и развития ранее нерентабельных видов коммерческой деятельности (например, производство и продажа сувениров).

Таким образом, можно утверждать, что развитие туризма вызывает рост благосостояния населения региона путем:

• увеличения количества предприятий туристской индустрии и общего повышения рентабельности их работы;

• увеличения занятости населения и доходности работы в туризме;

• улучшения условий жизни за счет растущей заботы о туристских ресурсах (а, следовательно, и об экологии, безопасности туристов и местных жителей) и социальной инфраструктуре;

• повышения социальной защищенности местного населения за счет повышения бюджетной самодостаточности региона [5].

Помимо отмеченных положительных сторон влияния туризма на региональное развитие, следует выделить также и возможные отрицательные последствия развития туризма в регионе:

• изменение традиционной для региона экономической системы (вытеснение прежних занятий местного населения туризмом, переход большей части местного населения к новой, незнакомой туристской деятельности, разрушение сложившихся в регионе экономических связей);

• изменение экономических условий жизни местного населения (рост безработицы, инфляция, рост цен на товары и услуги);

• формирование «уязвимой» экономической системы региона в обозримом будущем («сезонность» туристских потоков, формирование зависимости региона исключительно от туризма).

Усиление положительного и минимизация отрицательного влияния туризма на экономику региона возможно при обеспечении его устойчивого развития, то есть при создании условий, обеспечивающих улучшение характеристик системы регионального туризма при достижении динамически изменяющихся целей в границах допустимых

пределов роста (или ограничений). Важную роль в обеспечении устойчивого развития туризма на региональном уровне играют различные факторы, которые можно разделить на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, отдельно выделив фактор времени - сезонность (рис. 1).

Факторы, влияющие на устойчивое развитие туризма в регионе

' 1

Г V туристы ч + [ *1 ^ 1 + т

Внешние ( ЭКЗОГенНЫе) факторы: природно-климатические и географические; территориальная среда, эколосичесхие; культурно-исторические; экономические и финансовые; социальные; демографические, пол ити ко * п ра вов ы о „ технико-технологические, в том числе адаптация общества

к научно-техническому прогрессу (НТП); мировые,

я том числе глобализационные процессы;

ДР-

Фзхтор времени (сезонность)

Внутренние ( эндогенные) факторы: материально-технические (развитие средств размещения, транспорт, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговпи и т.д.); информированность потребителей и изменение их предпочтений; координация деятельности а сфере туризма и процессы интеграции;

обеспечение сферы туризма кадрами;

развитие частного туристского бизнеса; развитие средств массовой информации;

ЛР

Рис. 1. Классификация факторов, влияющих на устойчивое развитие туризма в регионе

[4]

Внешние (экзогенные) факторы природной и антропогенной среды фактически формируют условия устойчивого развития туризма в регионе. Среди них в первую очередь необходимо отметить территорию, оказывающую сильное, многоплановое и противоречивое влияние на развитие регионального туризма [1]. Природноклиматические, географические и культурно-исторические факторы оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма, определяют туристский потенциал и аттрактивность (привлекательность) региона. Экологический фактор определяет, насколько турист будет удовлетворен путешествием через ощущение комфортности, атмосферы гостеприимства, безопасности и благотворного оздоровляющего воздействия. Влияние экономических и финансовых факторов на развитие туризма в регионе обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики региона существует тесная взаимосвязь. От экономического положения региона зависит уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма. Среди социальных факторов, влияющих на развитие туризма в регионе,

необходимо отметить увеличение свободного времени у населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности отпусков), что в сочетании с ростом уровня жизни означает приток новых потенциальных туристов, повышение уровня их образования, культуры, эстетических потребностей. Постоянное влияние на развитие туризма в регионе оказывают также демографические (численность населения, половозрастная структура, семейное положение, урбанизация, квалифицированность кадров, гостеприимство местного населения и др.) и политико-правовые (политическая обстановка в регионе, смягчение административного контроля в сфере туризма, унификация налоговой и денежной политики) факторы. Кроме того, следует также отметить влияние на устойчивое развитие туризма в регионе технико-технологических факторов, связанных с научно-техническим прогрессом, которые открывают новые возможности для совершенствования и производства новых видов туристских услуг (повышение скорости и комфортабельности транспортных средств, безопасности перевозок, постоянное внедрение информационных технологий и т.д.) [1].

Внутренние факторы, воздействующие на устойчивое развитие туризма в регионе, формируются и действуют непосредственно в самой сфере туризма. К ним относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д., а также:

• спрос, предложение и распространение турпродукта;

• углубление сегментации рынка;

• усиление роли координации туристской деятельности и ограничение процессов монополизации;

• совершенствование средств и методов массовой информации и связей с общественностью в продвижении, рекламе и реализации разрабатываемых туристских продуктов;

• повышение профессионального уровня кадров в туризме [4].

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие туризма в регионе, занимает фактор сезонности. Под сезонностью понимается свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. Сглаживание фактора сезонности в туризме, например за счет диверсификации туристских услуг, дает большой экономический эффект, позволяя увеличить сроки эксплуатации материально-технической базы, повысить степень использования труда персонала в течение года и доходность предприятий сферы туризма [5].

Анализ, оценка, прогнозирование и учет влияния вышеперечисленных факторов на устойчивое развитие туризма в регионе должны осуществляться в рамках региональной системы управления туризмом. Однако в настоящее время в России механизм управления региональным туризмом является, на наш взгляд, недостаточно эффективным. Современная система управления туризмом в регионах, при которой руководство и координацию туристской деятельности осуществляют комитеты (департаменты, отделы) по туризму в составе местных администраций, в полной мере не способна обеспечить устойчивое развитие регионального туризма. Особенно это касается тех регионов, где туризм не является основой местной экономической системы. Как было отмечено ранее, развитие туризма на региональном уровне носит комплексный, многоаспектный характер, поэтому и управление туристской деятельностью в регионе должно осуществляться по целому ряду различных направлений. К ним относятся:

• поддержание в надлежащем состоянии существующих и создание новых объектов региональной туристской инфраструктуры;

• оценка туристского потенциала региона и разработка предложений по его повышению;

• координация и контроль деятельности региональных туристских организаций;

• сбор, анализ и обработка туристской информации и статистики;

• маркетинговая деятельность по продвижению региона на российском и мировом рынках;

• консультационная, методическая, экспертная деятельность и т.д.

Очевидно, что в рамках существующей региональной системы управления туризмом осуществить развитие всех перечисленных направлений невозможно в силу целого ряда ограничений: финансовых, кадровых, информационных и других. Различия между экономическими, природно-географическими, социально-демографическими,

политическими и другими региональными условиями диктуют необходимость гибкого подхода к построению региональной системы управления туризмом с учетом всех местных особенностей. Наиболее перспективным направлением совершенствования существующей системы управления туризмом на региональном уровне нам видится создание региональных туристских администраций (РТА) в дополнение или замещение существующих органов управления. Примерная схема подобной управленческой структуры представлена на рисунке 2.

Региональная туристская администрация (РТА) должна будет обеспечивать выполнение следующих функций:

• разработка методологических аспектов и организационно-методических основ управления сферой туризма в регионе с широким привлечением всех заинтересованных сторон;

• координация комплексного исследования проблем развития регионального туризма и принятие концептуальных решений по развитию туризма в регионе;

• разработка принципов и обоснование целей устойчивого развития туризма в регионе;

• исследование тенденций функционирования туристской отрасли в регионе, учет и анализ изменений внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие регионального туризма;

• мониторинг регионального туристского рынка, изучение возможностей и потребностей потенциальных туристов;

• анализ существующей региональной туристской инфраструктуры и выявление возможных направлений ее расширения и совершенствования и т.д.

I. Региональные органы власти (законодательные, судебные и исполнительные), занимающиеся вопросами туризма

I

2. Заинтересованные стороны

3. Региональная туристская администрация (РТА)

Органы местного самоуправления в сфере туризма

5, Экспертно-аналитическии отдел по туризму

б Научно-методический центр

развитии туризма 7, Маркетинговый центр 8 Центр информации и логистики 9. Отдел антикризисных ситуаций

10. Отдел поддержки развития малого и среднего турбизнеса

11. Консультационный отдел

12. Координационный совет по развитию туризма

Рис. 2. Примерная структура региональной туристской администрации (РТА)

Для выполнения обозначенных функций в структуре РТА выделяется несколько взаимосвязанных блоков (центров, отделов), каждый из которых занимается выявлением и решением разного рода проблем в обеспечении устойчивого развития регионального туризма. Экспертно-аналитический отдел по туризму занимается исследованием общесистемных актуальных проблем устойчивого развития туризма на региональном уровне. В тесной взаимосвязи с ним работает научно-методический центр развития туризма, включающий правоведов, экономистов, экологов, социологов и других специалистов. Этот центр занимается поиском и формированием механизмов разрешения возникающих проблем, обобщением имеющегося российского и зарубежного опыта. Маркетинговый центр на основе сегментирования рынка туристских услуг, позиционирования различных видов регионального турпродукта, мониторинга

возможностей и потребностей туристов занимается планированием и осуществлением продвижения и стимулирования сбыта регионального туристского продукта на

внутреннем и международном туристском рынках, а также осуществляет

профессиональное управление брендом региона как центра безопасного развития туризма. Центр информации и логистики накапливает и распространяет туристскую информацию, поддерживает банк данных регионального туризма, распределяет потоки туристов с целью эффективного использования туристских ресурсов, обеспечивает технологическую и информационную поддержку программ, осуществляемых маркетинговым центром. Отдел антикризисных ситуаций определяет и изучает изменения и тенденции в структуре и процессах внешней и внутренней среды развития туризма в регионе, производит анализ и выделение факторов, способствующих или препятствующих достижению целей. Помощь малому бизнесу в составе РТА

осуществляет отдел поддержки малого и среднего бизнеса, а консультационносправочную работу с туристами и местным населением проводит консультационный отдел.

Также в структуру РТА входит координационный совет по развитию туризма, который обеспечивает взаимодействие РТА со всеми заинтересованными в развитии регионального туризма сторонами (коммерческими и финансовыми организациями, органами местного самоуправления и региональными органами власти, средствами массовой информации, общественными организациями и т.д.). Помимо координационной работы на региональном уровне, совет по развитию туризма осуществляет связь РТА с федеральными органами управления туризмом, что позволяет им оперативно получать картину основных региональных туристских проблем и оказывать необходимую поддержку (финансовую, информационную, кадровую и т.д.). Кроме этого, осуществляется и обратный процесс: координационный совет по развитию туризма предоставляет всю полученную информацию другим структурным элементам РТА, осуществляя, таким образом, постоянное взаимодействие РТА и федеральных органов управления туризмом.

В зависимости от специфики тех или иных местных факторов и условий, структура РТА в каждом конкретном регионе может быть изменена или дополнена и другими элементами. В целом, совместная работа структурных подразделений РТА предполагает разработку и внедрение долгосрочной концепции устойчивого развития туризма в регионе, формулирование и реализацию стратегических и тактических целей управления региональным туризмом. Подобная концепция должна, по нашему мнению, основываться на применении объектного подхода в разработке программы развития туризма в регионе. Объектный подход предполагает рассмотрение в качестве объекта управления всего туристского региона, включающего в себя следующие звенья: основные фонды (земля, здания и сооружения - памятники истории, природы, культуры и объекты туристкой инфраструктуры), оборотные фонды (полезные ископаемые, сельскохозяйственные, животные и рыбные ресурсы региона), персонал (сотрудники туристских фирм), технологии, туристский рынок (туристические фирмы, потребители, посредники, конкуренты) и финансы (капитальные вложения, инвестиции, прибыль, налоги, отчисления, заработная плата). Таким образом, в программу развития туризма на региональном уровне при объектном подходе закладываются следующие элементы [3]:

• Общие положения (площадь региона, перечень объектов туристского показа, объем и номенклатура туристских услуг, планируемая прибыль и сроки программы);

• Основная часть программы (анализ основных и оборотных фондов региона, состава населения, существующей туристской инфраструктуры и туристских предложений, туристского рынка региона и направлений финансирования - из бюджетных и внебюджетных источников);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Социальное развитие сферы туризма (анализ условий работы и отдыха работников сферы туризма и предложения по их улучшению);

• Автоматизированный банк данных по развитию туризма в регионе (база данных по основным элементам управления региональным туризмом и база нормативносправочной информации по туризму).

Таким образом, применение объектного подхода при составлении программы долгосрочного развития туризма в регионе позволяет максимально учесть воздействие внутренних и внешних факторов, провести анализ существующей ситуации и разработать последовательность действий и мероприятий по поддержке и управлению региональным туризмом. В то же время совершенствование системы управления туризмом на региональном уровне на основе создания РТА и осуществления ее структурными элементами предложенных функций обеспечит устойчивое развитие регионального туризма с помощью согласования стратегических и тактических интересов всех

заинтересованных сторон и рационального использования местных туристских ресурсов и инфраструктуры.

Библиографический список:

1. Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник. / В.Г.Гуляев, И.А.Селиванов. - М.: Советский спорт, 2008. - 280 с.

2. Здоров А.Б. Экономика туризма: учебник. / А.Б.Здоров. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 272 с.

3. Кучеров А.П. Объектное управление: новационный и инновационный менеджмент в туризме. / А.П. Кучеров. - М.: Издательство «Спутник +», 2009. - 208 с.

4. Севастьянова С.А. Региональное планирование туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие. / С.А.Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2007. - 256 с.

5. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. / А.Д.Чудновский, М.А.Жукова. - М.: КНОРУС, 2007. - 416 с.

№ гос. per. статьи 0421000034/0128

Это статья Журнал ВАК :: Управление экономическими системами: электронный научный

журнал http ://uecs.mcnip.ru

URL этой статьи: http://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.