Научная статья на тему 'Развитие кластерной формы пространственной организации территории в сфере туризма'

Развитие кластерной формы пространственной организации территории в сфере туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ТЕРРИТОРИЯ / ТУРИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / CLUSTER / LAND / TOURISM / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швец Ирина Юрьевна, Czyż-gwiazda Ewa, Demczuk Marek

Экономика туристского рынка формируется и функционирует на основе интегрально-взаимо зависимости предприятий региона, деятельность которых напрямую или опосредованно связана с экономикой сферы туризма, а также на основе сохранения экологического баланса при родных ресурсов и исторических, конфессиональных объектов на рекреационных территорий.Результатом развития региональной экономики является создание, поддержание конкурентных преимуществ и достижение более высокого уровня конкурентоспособности всей сферы туризма. Профилизация региона должна быть направлена на создание высокоразвитого туристского центра международного уровня, что даст возможность долговременного экономического развития. Реальное содержание концепции туризма обозначится в ходе столкновения этих позитивных тенденций и негативных результатов и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, но, с другой стороны, во многом определит экономическую ситуацию в России. Различным типам туристической деятельности соответствуют соразмерные туристические пространства, представляющие собой часть социального пространства, объединяющего совокупность взаимосвязанных между собой природных и социально-экономических условий, используемых для туристической сферы. Размер и состав внутренней организации туристического пространства имеет иерархическую структуру. Проанализирована структура регионального туристического рынка и его субъекты. Рассмотрены основные подходы к формированию концепции управления туристическим комплексом в туристическом регионе. В статье рассмотрены подходы к пространственно-региональной кластеризации туристской сферы, базовые условия создания туристского кластера, принципы создания и управления туристского кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Швец Ирина Юрьевна, Czyż-gwiazda Ewa, Demczuk Marek

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE CLUSTER FORM OF SPATIAL ORGANIZATION FOR THE TERRITORY IN TOURISM

The economy of the tourist market is formed and functions on the basis of integrated-interdependence of enterprises in the region, the activities of which are directly or indirectly linked with the economy of tourism; the preservation of the ecological balance of natural resources and historical and religious sites to recreational areas. The objective and desired result of regional economic development is to create, maintain competitive advantage and achieve a higher level of competitiveness as a whole sphere of tourism. Profiling of the region should be aimed at creating a highly tourist center of international level that will enable the long-term economic development. The actual content of the concept of tourism identified in the course of the collision of these positive trends and negative results, and will largely depend on the overall situation in the country, but on the other hand, will largely determine the economic situation in Russia.Different types of tourism activities correspond to proportionate travel areasl, which are part of the social space combining a set of interconnected natural and socio-economic conditions that are used for the tourism industry. The size and composition of the internal organization of the tourist area has a hierarchical structure. The author analyses the structure of the regional tourism market and its actors as well as main approaches to the formation of the concept of governance tourist complex in the tourist region. The article is aimed at discussion on approaches to spatial and regional clustering of tourist areas, the basic conditions for the creation of tourist clusters, for the establishment and management of the tourism cluster.

Текст научной работы на тему «Развитие кластерной формы пространственной организации территории в сфере туризма»

УДК 681.3.07 DOI: 10.12737/6486

I РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРНОЙ ФОРМЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ I ТЕРРИТОРИИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Швец Ирина Юрьевна, профессор, доктор экономических наук, [email protected], Институт туризма и гостеприимства, филиал ФГБОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация,

Ewa Czyz-Gwiazda, PhD University of Economics in Katowice, Poland,

Marek Demczuk, PhD University of Economics in Katowice, Poland

Экономика туристского рынка формируется и функционирует на основе интегралъно-взаимо-зависимости предприятий региона, деятелъностъ которых напрямую или опосредованно связана с экономикой сферы туризма, а также на основе сохранения экологического баланса природных ресурсов и исторических, конфессионалъных объектов на рекреационных территорий.

Резулътатом развития регионалъной экономики является создание, поддержание конкурентных преимуществ и достижение более высокого уровня конкурентоспособности всей сферы туризма. Профилизация региона должна бытъ направлена на создание высокоразвитого туристского центра международного уровня, что даст возможностъ долговременного экономического развития. Реалъное содержание концепции туризма обозначится в ходе столкновения этих позитивных тенденций и негативныхрезулътатов и во многом будет зависетъ от общей ситуации в стране, но, с другой стороны, во многом определит экономическую ситуацию в России. Различным типам туристической деятелъности соответствуют соразмерные туристические пространства, представляющие собой частъ социалъного пространства, объединяющего сово-купностъ взаимосвязанных между собой природных и социалъно-экономических условий, исполъ-зуемых для туристической сферы. Размер и состав внутренней организации туристического пространства имеет иерархическую структуру. Проанализирована структура регионалъного туристического рынка и его субъекты. Рассмотрены основные подходы к формированию концепции управления туристическим комплексом в туристическом регионе.

В статъе рассмотрены подходы к пространственно-регионалъной кластеризации туристской сферы, базовые условия создания туристского кластера, принципы создания и управления туристского кластера.

Ключевые слова: кластер, территория, туризм, управление

Каждая страна и даже регион формируют для себя собственную концепцию развития туризма. Это связано с отличиями регионов мира по составу туристско-рекреационных ресурсов, уровню их привлекательности для жителей других стран и районов, качеству жизни местного населения, характеру экономических задач, решаемых в настоящее время обществом. Большую роль играет аспект экономической эффективности и целесообразности развития туризма, который в рыночной экономике определяется зачастую не прямой отдачей вложенных средств, а тем, чего мы лишаемся, не вкладывая эти средства в другую сферу. Но значение туриз-

ма в социально-экономическом развитии страны трудно переоценить. Ускорение темпа жизни, ухудшение экологической ситуации как природной, так и социальной среды приводят к синдрому «накопленной усталости», снижению иммунитета, повышению заболеваемости и смертности населения. И именно перед туристским бизнесом стоит не только создание экономически эффективной деятельности, но и решение социальной задачи ликвидации последствий этих негативных влияний, посредством организации условий для восстановления сил, здоровья, получения новых знаний, впечатлений. На сегодняшний день отсутствуют единые,

33

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

комплексные, теоретически обоснованные подходы к построению концепции формирования кластеров в туристских регионах в странах с формирующейся рыночной экономикой. Существующие же реалии социально-политической и экономической жизни страны требуют развития туристских регионов.

Анализ публикаций исследований. Весомый вклад в исследование устойчивого экономического развития территории в рыночных условиях на основе кластерного подхода сделали: В. Василенко, П. Гудзь, А.П. Дашкова, А. Нестеренко, Н. Пайрсы, М. Портер, А. Хобайбы. В работах М. Портера, А. Хо-байбы, Н. Пайрси [7; 12; 13] рассмотрены общие теоретические подходы существования, конкурентные преимущества кластерных систем в странах с устойчивой рыночной экономикой. П. Гудзь рассматривает механизм действия кластера как квазикорпорации, на основе которой строит модель управления регионом [2, с. 23—32]. В.Н. Василенко рассматривает развитие региональной экономики на основе объединения, гармонизации регионального экономического пространства [1]. В научных работах А. Дашкова, А. Нестеренко [3; 6] направления развития кластерной системы узко локализованы на отдельных региональных кластерах. Интересный подход к развитию региональной системы управления инновационным развитиям сферы туризма предложен в работах Ю.Ю. Швец [10; 11]. Научные достижения исследователей имеют большое теоретическое и практическое значение. Вместе с тем проблема устойчивого территориального развития в России туристских регионов требует дополнительных исследований.

Целью данной статьи является анализ пространственно-региональной кластеризации туристской сферы.

Различным типам туристской деятельности соответствуют соразмерные туристские пространства, представляющие собой часть социального пространства, объединяющего совокупность взаимосвязанных между собой природных и социально-экономических условий, ресурсов, факторов, используемых для рекреации. Размер и состав внутренней организации туристского пространства имеет иерархическую структуру.

Некоторые исследователи делят туристское пространство на организованное и неорганизованное [4; 5]. К организованному туристскому пространству относят пространство, имеющее организованную систему управления условий туристской деятельности, главной целью которой является повышение эффективности, обусловленное наличием характерных локальных пространств разного масштаба. К неорганизованному туристскому пространству относят пространство, в котором система условий для туристской деятельности регулируется человеком в целях удовлетворения его личных потребностей.

Объединение предприятий в границах населенного пункта формирует рекреационный пункт и определяет его специализацию [4, с. 48]. Территориальная специализация выполнения туристско-рекреационной функции базируется на имеющихся конкурентных преимуществах территории: наличие и типы рекреационных ресурсов, их сочетаемость; уровне развития рыночной, производственной инфраструктуры, уровне развития сопутствующих, дополнительных и поддерживающих видов деятельности. Перевес в структуре ресурсов культурноисторических создает основу формирования туристско -экскурсионной специализации

элемента территориальной структуры в территориальном разделении труда, а природно-рекреационных — туристско-рекреационной или курортной. В зависимости от специализации элементы территориальной структуры, концентрации туристской деятельности могут быть представлены пунктами, центрами, узлами, представленными как дискретными, так и ареальными формами (табл. 1) [4, с. 49].

Всемирная туристская организация определяет туристский регион как территорию, располагающую большой сетью специализированных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха, учебного процесса или оздоровления, которые продаются туристу или группе туристов производителем услуг [8]. Из этого определения вытекает, что туристский регион — это цель путешествия, туристский продукт и конкурентоспособный субъект. Стратегической целью региона как конкурентной единицы является обеспечение конкурентоспособности на длительный

34 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Развитие кластерной формы пространственной организации территории...

Территориальная структура туристского рынка

Таблица 1

Элементы территориальной специализации рынка потребителя Элементы территориальной специализации рынка производителя Форма элементов территориальной специализации

посредника продуцент туристско-экскурсионных услуг продуцент курортных услуг дискретные Предложение, специализация, сезонность, численность населения

Пункт Пункт Экскурсионный пункт дискретные Стандартное предложение, узкая специализация, сезонность, населен. пункт до 10 тыс. человек.

Центр Центр Туристско-экскурсионный центр дискретные Дифференцированное предложение, узкая специализация, сезонность, населенный пункт до 100 тыс. человек.

Узел Узел Туристско-рекреационный узел Курорт дискретные ареальные Дифференцированное и уникальное предложение, сглаженная сезонность, населенный пункт свыше 100 тыс. человек.

Курортная местность ареальные Узкая специализация, уникальное предложение, сглаженная сезонность, населенный пункт до 10 тыс. человек.

Курортный район ареальные Дифференцированное и уникальное предложение, сглаженная сезонность, населенный пункт до 100 тыс. человек.

Курортная зона Ареальные Дифференцированное и уникальное предложение, сглаженная сезонность, населенный пункт свыше 100 тыс. человек.

период. Конкурентоспособность регионального туристского рынка зависит от ряда факторов: социально-экономической системы, туристской политики, государственных интересов, интересов бизнеса, населения, состояния внешнего и внутреннего спроса, наличия и состояния ресурсов, экологической системы.

Индустрия туризма интегрирована в экономику региона посредством кооперационных отношений, социальной, рыночной, коммуникационно-технической инфраструктуры, на основе взаимодействия рыночных сил спроса и предложения, скорректированных государственной экономической политикой, и базируется на региональных ресурсах: природно-климатических, географических, экологических, культурно-исторических, инфраструктурных (трудовых, финансовых, информационных, технологических), организационно-экономических.

Особенностью туристской деятельности является то, что туристская услуга для конечного потребителя представляется как цепь услуг (размещения, питания, транспортных, медицинских, развлекательных и др.), что

предполагает большое количество участников рынка [9], и потребитель рассматривает ценность туруслуги с точки зрения ее комплексности, проецирует свои впечатления от потребленных услуг в целом на регион как единое целое. В связи с наличием большого количества субъектов туристского рынка и их разноуровневостью деятельность участников рынка часто бывает не согласованна, что приводит к снижению ценности туристского продукта для потребителя, а таким образом, снижает привлекательность региона, степень его конкурентоспособности, отказу потребителя совершать поездку в данный туристский регион.

Взаимосвязь влияния развития туризма в регионе на его конкурентоспособность представлена в Концепции устойчивого развития туризма, представленной всемирной туристской организацией [5]. В концепции рассматривается влияние туристского комплекса как функционально-территориальной системы на развитие региона по ряду направлений. Во-первых, прямое влияние: расходы туристов превращаются в доходы туристских по назначению субъек-

35

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

тов хозяйствования, что дает возможность развития воспроизводственных процессов как на уровне туристского предприятия, так и предприятий региона, включенных в кооперационные связи создания нового туристского продукта и его продажи. Второе влияние носит косвенный характер, которое можно представить как зависимость: в результате экономической деятельности туристских по назначению субъектов хозяйствования уплачиваются налоги, часть которых перечисляется в бюджет региона, направляемых на его развитие. Эти средства являются доходами предприятий, обеспечивающих туристскую деятельность, налоги с деятельности которых частично перечисляются в бюджет региона, что дает возможность развития расширенного воспроизводственного процесса на уровне региона, выраженного в мультипликационном эффекте. Третье влияние носит в большей степени социальный характер. Расширенный характер воспроизводственных процессов в туристском регионе приводит к созданию новых рабочих мест, которые выражаются ростом доходов домохозяйств, таким образом наблюдается тенденция к повышению качества жизни населения региона.

Расширенное определение региона как вертикальной (отраслевой) и горизонтальной (межотраслевой) интеграционных функционально-территориальных систем позволяет сформировать методическую базу изучения индустрии туризма. Предметом анализа является туристская система, в границах которой функционируют туристские предприятия, организации и учреждения разных форм собственности и хозяйствования, которые используют природные, лечебные, познавательные ресурсы и другие ресурсы с целью предоставления целевым потребителям рекреационных услуг и получения прибыли.

Интеграционные процессы между участниками туристского рынка наблюдаются как на горизонтальном, так и вертикальном уровнях. Горизонтальная интеграция формируется как сотрудничество между предприятиями, создающими и продвигающими турпродукт, формируя предложение турпродукта соответственно специализации локальных рынков предложения и потребностям разных уровней и сегментов рынка спроса. Связь между элементами рынков

спроса и предложения и внутри самого рынка предложения турпродукта формируется на основе рыночной и коммуникационнотехнической инфраструктуры (финансовой, маркетинговой, транспортной, связи, технической и др. видов).

Степень интенсивности горизонтальных интеграционных связей: воспроизводственных, распределительных, управленческих, обратных, прямых и др. напрямую зависит от наличия и структуры конкурентных преимуществ туристского региона, интенсивности спроса на турпродукт данного региона. На основе этого определяются масштабы деятельности регионального туристского рынка и специализация. Вертикальные связи предприятий, организаций туристского рынка с другими компонентами общественно-географического комплекса территории (материальным производством, непроизводственной сферой, общественными организациями, государственными структурами, местным населением) формируются на основе участия территориальном разделении труда и специализации.

Важную роль в формировании конкурентных преимуществ различных объектов могут сыграть кластерные системы. В связи с разнообразием структур и масштабов кластеров существует ряд подходов к их определению. Если в основу их типологии положить направленность преимущественных интеграционных связей: вертикальные, горизонтальные, географические, то выделяют: вертикальные производственные цепи, промышленные, инновационные, региональные кластеры. Для определения стратегии создания туристского кластера должна быть всесторонне проанализирована сущность национальной экономической системы, выявлены важнейшие хозяйственные связи и исследованы проблемы взаимовлияния сопряженных производств, влияния внутренних и внешних рынков на планируемый процесс повышения конкурентоспособности туристских предприятий, услуг.

Многообразие и многоаспектность экономических связей между предприятиями, экономические, финансовые и экологические проблемы, возникающие в туристской экономике, приводят к выявлению того факта, что отдельные предприятия и их руководители не могут противостоять возника-

36 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Развитие кластерной формы пространственной организации территории...

ющим проблемам и решать их в одиночку. С этим связана необходимость регулирования всего спектра экономических связей на основе законодательных принципов и норм национального и международного права с учетом неукоснительного соблюдения национально-государственных интересов.

Следующим важным аспектом выработки комплексной концепции создания кластеров в туристской сфере является разработка и принятие существующей модели управления конкурентоспособностью, исследования ее функционирования в процессе повышения уровня конкурентоспособности. Эта модель должна выявлять факторы конкурентоспособности при анализе влияния экзогенных переменных на эндогенные и исследовать процесс повышения уровня конкурентоспособности при различных параметрах. Это, в свою очередь, позволяет определить экономическую сущность процесса повышения уровня конкурентоспособности туристских предприятий, услуг.

Выработка комплексной концепции повышения конкурентоспособности туристских предприятий, объединенных в туристский кластер, опирается на то, что экономическая сущность этого процесса повышения состоит в совокупности следующих факторов:

— формирование конкурентных преимуществ на основе ценности;

— сохранение природно-климатических туристских ресурсов;

— развитие внутренних рынков со всевозрастающим качественным спросом;

— формирование конкурентных преимуществ на основе повышения производительности;

— создание производственной и социальной инфраструктуры, направленной на обслуживание пиковых потоков туристов;

— формирование конкурентных преимуществ на основе доступности информации;

— образование конкурентных преимуществ на основе доступности для всех участников кластера новых технологий;

— разработка принципов управления кластерной системой туристского региона. Концепция формирования кластера

в туристском регионе существенно зависит от адекватного определения экономических интересов страны. Анализ показал,

что в России имеются следующие категории экономических интересов: к рынкам сбыта; рынкам сырья; географической близости к рынкам; регионам с большим демографическим потенциалом и/или высоким платежеспособным спросом населения; поддержание определенных степеней свободы от мирового рынка туризма, что означает повышение конкурентоспособности национального туристского комплекса и обеспечение экономической безопасности страны.

Целью концепции создания туристского кластера должно быть повышение конкурентоспособности туристских предприятий и постепенный выход услуг отечественного туристского комплекса в группу лидеров на мировых рынках туризма, качественное повышение уровня экологии в регионе. Достижение этих целей должно основываться на создании условий для стабильного экономического развития экономики региона; полной занятости трудовых ресурсов региона, снижении социальной напряженности; воспроизводстве природных ресурсов, экологической безопасности; создании условий для самовоспроизводства факторов производства и создании конкурентных преимуществ на основе выделения приоритетных направлений в формировании условий для повышения производительности и доступности новых технологий; создании экономического, организационного и правового механизма.

В совокупности факторов, определяющих основные направления концепции формирования кластеров в туристских регионах, важную роль играет процесс смены лидеров на мировых рынках туризма и связанные с этим экономические противоречия. Руководство региона при повышении уровня конкурентоспособности туристского комплекса должно проводить целенаправленную политику для каждого фактора производства, причем основные параметры этих частных политик должны соответствовать национально -государственным интересам страны, быть согласованными со всеми тенденциями и перспективами развития мирового рынка туризма.

Объектом управления в региональных экономических системах являются экономические отношения, которые можно представить как систему отношений, формирующую одну из возможных моделей организа-

37

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

ции общественного производства на данной территории. Такие отношения возникают между множеством отдельных участников общественного производства, формируя тем самым различные их виды: от производственных до культурно-этнических. Очевидно, что создать полную модель таких отношений не представляется возможным, поэтому необходим выбор конечного их множества, позволяющий управлять определенными параметрами региона. Именно механизм управления организацией с его принципами, блоками функционирования, элементами и органами управления как раз и призван упорядочивать по возможности наиболее максимальное количество таких отношений в систему управления.

В такой системе управления субъектами являются не только органы управления, юридические, физические лица, общественные организации, занимающиеся любой деятельностью в рамках определенной территории, кластера, но и непосредственно сам экономический регион. Механизм управления организацией обеспечивает воспроизводство или изменения характеристик процесса экономических отношений между отдельными субъектами. Следовательно, механизм управления организацией кластера можно представить как некоторую систему, которая должна обеспечивать постоянное управляющее воздействие, направленное на обеспечение определенных результатов деятельности, то есть способствовать динамичному характеру воспроизводственных процессов на данной территории.

Концепция создания кластеров должна иметь методическую основу.

Принципы создания модели системы управления туристским кластером должны базироваться на основе системности. Использование системного подхода дает возможность принятия качественных управленческих решений. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее вход и выход системы, связь с внешней средой, обратную связь; 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязей между участниками кластера.

Регулирование системы управления туристским кластером обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной нор-

ме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружении.

Сущность управления туристским кластером нужно рассматривать как совокупность следующих процессов: организация управления, управление и информация. Организация управления туристским кластером должна формироваться в соответствии с выделенной целью и объектом управления. Поэтому эффективность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.

Система управления туристским кластером должна строиться по следующим группам принципов: базовые связи системы с внешней средой кластера, методология це-лепологания, функционирования и развития системы туристского кластера.

К базовым принципам следует отнести: первичность целого, несводи-

мость свойств системы к сумме свойств отдельных элементов, из которых она состоит; сложность структуры системы, способность к саморазвитию системы, вертикальная целостность системы, горизонтальная обособленность системы, иерархичность системы, взаимосвязанности процессов управления конкурентоспособностью.

Перечислим внешние принципы управления туристским кластером: взаимозависимость системы и внешней среды, степень самостоятельности системы, ее открытость, совместимость системы.

Принципы целеполагания системы управления туристским кластером включают: целенаправленность и наследственность системы, ориентацию управления подсистемы на нужды потребителя, приоритет качества и интересов системы более высокого уровня, надежность системы, ее оптимальность, неопределенность информационного обеспечения и мультипликативность системы.

Принцип функционирования и развития системы управления туристским кластером состоит в непрерывности функционирования и развития системы, альтернативности путей ее функционирования и развития, си-

38 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Развитие кластерной формы пространственной организации территории...

нергичности, инерционности и адаптивности системы, интеграции, организованности и возможности стандартизации системы, инновационном характере развития системы.

Соблюдение указанных принципов способствует тому, что усложнение объектов управления, их связи и взаимодействий с объектами внешней среды не оказываются факторами сдерживания, так как наличие в составе механизма управления соответствующих звеньев позволяет решать возникающие проблемы. Системный характер использования элементов производительных сил в кластере предполагает решение существующих проблем на основе использования отдельных составляющих механизма управления его организацией в составе целевых групп. Целевые группы должны создавать условия деятельности органов управления, обеспечивать устранение несоразмерностей в экономическом пространстве региона, решать региональные, локальные проблемы, поддерживать и создавать конкурентные преимущества как основу устойчивого развития.

В первую целевую группу включены вопросы выбора основных приоритетов развития территории с учетом условий рынка как внешнего, так и внутреннего, наличия конкурентных преимуществ территории, выбор основной специализации кластера.

Вторую целевую группу формируют законодательная база, с точки зрения инструктивной базы и системы государственных органов управления регулирующая дея-

тельность социально-экономического пространства кластера.

Третья целевая группа состоит из системы экономических, административных механизмов, инструментов, регулирующих деятельность кластера.

Создание и развитие системы управления, опирающейся на данные целевые группы, даст возможность планомерного развития кластера.

Выводы. Экономика туристского рынка формируется и функционирует на основе интегрально -взаимозависимости предприятий региона, деятельность которых напрямую или опосредованно связана с экономикой сферы туризма; сохранение экологического баланса природных ресурсов и исторических, конфессиональных объектов на рекреационных территориях.

Результатом развития региональной экономики является создание, поддержание конкурентных преимуществ и достижение более высокого уровня конкурентоспособности всей сферы туризма в целом. Профи-лизация региона должна быть направлена на создание высокоразвитого туристского центра международного уровня, что даст возможность долговременного экономического развития. Реальное содержание концепции туризма обозначится в ходе столкновения этих позитивных тенденций и негативных результатов и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, она во многом определит экономическую ситуацию в России.

Литература

1. Василенко В.Н. Архитектура регионального экономического пространства: Монография / НАН Украины. Ин-т экономико-правовых исследований. Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2006. 311 с.

2. Гудзь П.В. Економ1чш проблеми розвитку курортно-рекреацшних. Донецьк: 1ЕПД НАН Украши, ТОВ «Юго-Восток, Лтд», 2001. 270 с.

3. Дашкова А.П. Предпринимательство и бизнес. М.: Филин, 1996. 341 с.

4. Любимцева О.О. Ринок туристичних послуг (геопросторов1 аспекти). 3-е вид., перероб. та доп. К.: «Аль-терпрес», 2005. 436 с.

5. Мамутов В.К., Акмола А.И., Дементьева Т.Н. и др. Рекреация: социально-экономические и правовые аспекты / Академия наук Украины. Институт экономики промышленности. К.: Наукова думка, 1992. 141 с.

6. Нестеренко А.В. Влияние кластера на повышение производительности предприятий г. Бердянска. Харьков: ТОВ «Знания LTD» 2001. 48 с.

7. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 495 с.

8. Устойчивое развитие туризма. Пособие для специалистов по местному планированию. Мадрид: Всемирная туристская организация, 2003. Электронный ресурс: точка доступа www.world-tourizm.org/ruso (дата обращения: 09.09.2014).

9. Швец И.Ю. Региональное управление конкурентоспособностью туристических услуг: методология и практика. Симферополь: ЧП Предприятие Феникс, 2011. 364 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

10. Швец Ю.Ю. Формирование региональной системы управления инновационным развитием сферы туризма. Симферополь: ДАЙПИ, 2012. 339 с.

11. Швец Ю.Ю. Концептуальные подходы к управлению инновационной деятельность туристического региона // Вюник Нацюнального техшчного ушверситету «Харивський полгтехшчний шститут». Зб1рник наукових праць. Тематичний випуск: Техн1чний прогрес i ефективн1сть виробництва. Харк1в: НТУ «ХП1». 2011. № 7-1. С. 175-179.

12. HobibyA. Motives and Markets. Lexington, MA: Lexington Books, 1998. 261 с.

13. Piercy N. Market strategic Change. London: Harper Collins, 1991. 419 с.

DEVELOPMENT OF THE CLUSTER FORM OF SPATIAL ORGANIZATION FOR THE TERRITORY IN TOURISM

Shvets Irina Yurievna, Professor, PhD (Doctor of Sciences) in Economics, Head of the Department of Tourism and Economics, [email protected], Institute of Tourism and Hospitality, Subsidiary of Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation,

Ewa Czyz-Gwiazda, PhD, University of Economics in Katowice, Poland,

Marek Demczuk, PhD, University of Economics in Katowice, Poland

The economy of the tourist market is formed and functions on the basis of integrated-interdependence of enterprises in the region, the activities of which are directly or indirectly linked with the economy of tourism; the preservation of the ecological balance of natural resources and historical and religious sites to recreational areas. The objective and desired result of regional economic development is to create, maintain competitive advantage and achieve a higher level of competitiveness as a whole sphere of tourism. Profiling of the region should be aimed at creating a highly tourist center of international level that will enable the long-term economic development. The actual content of the concept of tourism identified in the course of the collision of these positive trends and negative results, and will largely depend on the overall situation in the country, but on the other hand, will largely determine the economic situation in Russia.

Different types of tourism activities correspond to proportionate travel areasl, which are part of the social space combining a set of interconnected natural and socio-economic conditions that are used for the tourism industry. The size and composition of the internal organization of the tourist area has a hierarchical structure.

The author analyses the structure of the regional tourism market and its actors as well as main approaches to the formation of the concept of governance tourist complex in the tourist region. The article is aimed at discussion on approaches to spatial and regional clustering of tourist areas, the basic conditions for the creation of tourist clusters, for the establishment and management of the tourism cluster.

Keywords: cluster, land, tourism, management

References

1. Vasilenko V.N. Arkhitektura regional’nogo ekonomicheskogo prostranstva [The architecture of regional economic space]: Monografiia / NAN Ukrainy. In-t ekonomiko-pravovykh issledovanii. Donetsk: OOO «Iugo-Vostok, Ltd», 2006. 311 p.

2. ¥udz’ P.V. Ekonomichni problemi rozvitku kurortno-rekreatsiinikh teritorii територш [Economic problems of resort-recreational areas development]. Do-nets’k: IEPD NAN Ukra'ini, TOV «Iugo-Vostok, Ltd», 2001. 270 p.

3. DashkovaA.P. Predprinimatel’stvo i biznes [Entrepreneurship and Business]. M.: Filin, 1996. 341 p.

40 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Развитие кластерной формы пространственной организации территории...

4. Liubimtseva O.O. Rinok turistichnikh poslug (geoprostorovi aspekti) [Tourist services market (geographical aspect)]. 3-° vid., pe-rerob. ta dop. K.: «Al’terpres», 2005. 436 p.

5. Mamutov V.K., Akmola A.I., Dement’eva T.N. i dr. Rekreatsiia: sotsial’no-ekonomicheskie i pravovye aspekty [Recreation: socio-economic and legal aspects] / Akademiia nauk Ukrainy. Institut ekonomi-ki promyshlennosti. K.: Naukova dumka, 1992. 141 p.

6. Nesterenko A.V. Vliianie klastera na povyshenie proizvoditel’nosti predpriiatii g. Berdianska [The influence of the cluster to increase the productivity of enterprises of Berdyansk]. Khar’kov: TOV «Znannia LTD» 2001. 48 p.

7. Porter M. Mezhdunarodnaia konkurentsiia [International competition]. M.: Mezhdunarodnye otnosheniia, 1993. 495 p.

8. Ustoichivoe razvitie turizma. Posobie dlia spetsialistov po mestnomu planirovaniiu [Sustainable tourism development. Manual for Local Planning]. Madrid: Vsemirnaia turistskaia organizatsiia, 2003. Elektronnyi resurs: tochka dostupa www.world-tourizm.org/ruso (data obrashcheniia: 09.09.2014).

9. Shvets I.Iu. Regional’noe upravlenie konkurentosposobnost’iu turisticheskikh uslug: metodologiia i praktika [Regional competitiveness management for tourist services: Methodology and Practice]. Simferopol’: CHP Predpriiatie Feniks, 2011. 364 p.

10. Shvets Iu.Iu. Formirovanie regional’noi sistemy upravleniia innovatsionnym razvitiem sfery turizma [Development of a regional system for innovation development in tourism]. Simferopol’: DAIPI, 2012. 339 p.

11. Shvets Iu.Iu. Kontseptual’nye podkhody k upravleniiu innovatsionnoi deiatel’nost’ turisticheskogo regiona [Conceptual approaches to management of innovation activities of a tourist region] // Visnik Natsional’nogo tekhnichnogo universitetu «Kharkivs’kii politekhnichnii institut». Zbirnik naukovikh prats’. Tematichnii vipusk: Tekhnichnii progres i efektivnist’ virobnitstva. Kharkiv: NTU «KHPI». 2011. № 7—1. PP. 175—179.

12. Hobiby A. Motives and Markets. Lexington, MA: Lexington Books, 1998. 261 p.

13. Percy N. Market strategic Change. London: Harper Collins, 1991. 419 p.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.