Научная статья на тему 'Основные угрозы экономической безопасности и направления воздействия оперативно-разыскной деятельности на экономическую динамику'

Основные угрозы экономической безопасности и направления воздействия оперативно-разыскной деятельности на экономическую динамику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / ЗАЩИТА ЭКОНОМИЧЕСКОГОРОСТА / INVESTIGATIVE OPERATIONS / OPERATIONAL SUPPORT / ENSURING SECURITY OF ECONOMIC GROWTH / ECONOMIC REFORM / THREAT TO ECONOMIC GROWTH / PROTECTION OF ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Введенский А.Ю.

Первостепенное значение в системе обеспечения защиты экономического роста имеет выявление возможных угроз и выработка специальных мер по их предотвращению. В этой ситуации на помощь должна прийти оперативно-разыскная деятельность, которая способна отслеживать такие процессы и осуществлять оперативное сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Введенский А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN THREATS TO ECONOMIC SECURITY AND THE AREAS OF INVESTIGATIVE OPERATIONS'' IMPACT ON ECONOMIC DYNAMICS

In the system for ensuring the protection of economic growth, of primary importance is the identification of possible threats and the development of special measures to prevent them. In this situation, investigative operations have to play their vital role in monitoring such processes and providing operational support.

Текст научной работы на тему «Основные угрозы экономической безопасности и направления воздействия оперативно-разыскной деятельности на экономическую динамику»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 6, с. 83-88

83

УДК 343.1

основные угрозы экономической безопасности

и направления воздействия оперативно-разыскной деятельности на экономическую динамику

© 2017 г. А.Ю. Введенский

Российский государственный университет правосудия, Н. Новгород

vvedensky .an@yandex.ru

Поступила в редакцию 01.11.2017

Первостепенное значение в системе обеспечения защиты экономического роста имеет выявление возможных угроз и выработка специальных мер по их предотвращению. В этой ситуации на помощь должна прийти оперативно-разыскная деятельность, которая способна отслеживать такие процессы и осуществлять оперативное сопровождение.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативное сопровождение, обеспечение безопасности экономического роста, реформирование экономики, угроза экономического роста, защита экономического роста.

Сегодня Россия столкнулась с необходимостью реформирования экономики, с постепенным выводом ее из экономического кризиса, с применением специальных мер по совершенствованию ее отраслей. Экономическое развитие, как показывает история, находится в динамике изменений. В этих условиях национальная экономика подвержена натиску со стороны различных сил, в том числе и со стороны криминала. Здесь нельзя забывать о ее защите, так как обязательно появятся лица, готовые «поживиться» за счет государства и общества.

Для сохранения социально-экономической стабильности, защиты государственных интересов и населения от реальных и потенциальных угроз у государства возникает приоритетная задача - обеспечение безопасности экономического роста. Основной целью экономического роста страны является увеличение объемов производства благ и услуг, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни. Именно он способствует увеличению материального благосостояния населения.

В современных условиях обострилась потребность в защите вновь создаваемой национальной экономики, где особая роль отводится государству. Для этого государство должно определиться с направлениями и задачами по обеспечению безопасности экономического роста. Усилия государства должны быть направлены на разработку стратегии обеспечения экономической безопасности роста экономики, где особое значение приобретает поиск механизмов, способных эффективно нейтрализовать и предотвратить возникновение экономической нестабильности, неблагоприятных внешних и внутренних факторов, угрожающих национальной экономике [1].

Мы уже отмечали, что обеспечение экономического роста должно поддерживаться всеми структурами государственных органов, в том числе и правоохранительной системой, где особая роль отводится органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность [2]. Возможности оперативно-разыскной деятельности должны быть направлены на противодействие криминалу в экономике и коррупции, которая выступает как «спутник» экономической преступности. Оперативно-разыскная деятельность может способствовать экономическому росту, воздействуя по различным направлениям с учетом различных угроз экономической безопасности.

Выявление возможных угроз экономического роста и выработка специальных мер по их предотвращению или минимизации негативных последствий имеют первостепенное значение в системе обеспечения экономической безопасности страны. В этой связи оперативно-разыскная деятельность должна быть направлена на выявление внутренних и внешних угроз и обеспечение экономической безопасности, в том числе и экономического роста. Для их понимания необходимо определить, что относится к внутренним и внешним угрозам экономической безопасности.

В современных условиях к внутренним угрозам необходимо отнести:

- во-первых, в научно-технической сфере - это разрушение научно-технического потенциала, уменьшение научно-технических разработок, сокращение потенциала фундаментальной науки, неопределенность государственной научно -технологической политики, отток научных кадров за границу или в другую сферу деятельности;

- во-вторых, в экономической сфере - это сокращение объемов производства в ведущих

отраслях, разрыв хозяйственных связей, монополизация экономики, криминализация общества, наличие структурных диспропорций, большой внутренний долг, высокий уровень изношенности основных фондов, энергетический кризис, низкий уровень производительности труда и инвестиционной деятельности;

- в-третьих, высокий уровень инфляции и безработицы, рост «теневой экономики», низкий платежеспособный спрос населения, ценовые диспропорции между промышленностью и сельским хозяйством, угроза потери продовольственной независимости страны, массовое уклонение от уплаты налогов;

- в-четвертых, в социальной сфере - это углубление дифференциации доходов, бедность, ухудшение структуры питания, снижение доступности образования и медицинских услуг, ухудшение качества жизни, снижение рождаемости, рост смертности, неконтролируемые миграционные процессы.

К внешним угрозам экономической безопасности можно отнести:

- во-первых, экономическую зависимость от импорта, нерациональную структуру экспорта -чрезмерный вывоз сырьевых ресурсов;

- во-вторых, потерю позиций на внешних рынках, рост внешней задолженности, нерациональное использование иностранных кредитов;

- в-третьих, неконтролируемый отток валютных ресурсов за границу и размещение их в зарубежных банках.

По мнению специалистов в области экономической безопасности, наибольшую опасность для нашей страны представляют внутренние угрозы, а сохранение их длительное время без проведения эффективной экономической политики делает страну более уязвимой перед внешними угрозами [3]. Это связано: во-первых, с тем, что внутренние угрозы экономическому и особенно финансовому положению государства мешают ему поддерживать свой статус на мировой политической арене; во-вторых, экономическая слабость государства превращает всю нацию в заложницу международных финансовых организаций, поскольку бюджетные ресурсы страны не позволяют ему эффективно функционировать, выполнять социальные обязательства; в-третьих, неспособность отечественных товаропроизводителей удовлетворять внутренний спрос ведет к усилению зависимости экономики от импорта, конъюнктуры внешнего рынка в части продовольствия, машин и оборудования, международных кредитов; в-четвертых, государство лишается возможности проводить активную внешнюю политику, защищать интересы отечественных товаропроизводителей,

содействовать экспорту конкурентоспособной продукции, завоевывать новые товарные рынки, влиять на политику международных финансовых организаций [3].

Отдельные отрасли экономики в настоящее время находятся в депрессивном состоянии и испытывают необходимость привлечения дополнительных инвестиционных средств. Динамика инвестиций определяет темпы роста внутреннего валового продукта и продукции базовых отраслей экономики [4]. Инвестиции для экономики, а особенно для экономического роста, играют важную роль, кроме этого не менее важную роль играют другие условия, а именно их объем и эффективность использования. Денежные средства, выделенные на инвестиции, представляют для криминала наибольший интерес с целью их присвоения и хищения.

Таким условием является банковское кредитование как наиболее эффективная форма кредитования отраслей экономики. Однако такая форма может сокращаться по причине высокого уровня рисков. Уровень кредитных рисков в российской банковской системе остается одним из самых высоких в мире. По данным специалистов, с 2009 года по 2013 год общий объем кредитования юридических лиц и предпринимателей по видам экономической деятельности составил 118 340 936 млн рублей [5]. Сегодня просроченная задолженность по кредитованию, по прогнозам экспертов, достигает кризисных показателей. За пять лет общая сумма задолженностей по кредитованию юридических лиц и предпринимателей достигла 67 324 774 млн рублей [5], что составило 56.9%. Такое положение дел является недопустимым для экономики.

Аналогичная ситуация по кредитованию физических лиц: по прогнозам экспертов, просроченная задолженность достигает уровня кризисного 2008 года. Это можно просмотреть на примере 2014 года. Так, задолженность в первом полугодии составила 13.3%, что является своеобразным рекордом, а к концу года этот показатель увеличился и составил 17.7% [6].

Проведенный анализ показал, что доля кредитования как юридических, так и физических лиц из года в год повышается в среднем на 67%. Увеличение объема банковских кредитов предприятия является наиболее эффективной формой инвестирования. В дальнейшем национальной экономике следует сохранять устойчивую динамику инвестиционной политики в реальный сектор экономики. По данным Центрального банка Российской Федерации, инвестиции в основной капитал в ближайшие годы увеличатся на 25% внутреннего валового продукта [7].

Изложенное наводит нас на мысль, что к среде повышенного риска можно отнести незащищенность инвесторов, отсутствие информации о деятельности того или иного предприятия. Последствия низкого объема инвестиций можно расценивать как сдерживающий фактор для экономического роста. Это не просто фактор сдерживающий рост, а одна из угроз, которая дестабилизирует экономическую систему.

Другой угрозой следует считать инвестиционные расходы в российской экономике. По данным Росстата, в последние годы государственные инвестиции росли намного быстрее частных, так, например, в 2000 году доля инвестиций составила 21.1%, в 2005 году - 22.7%, в 2010-2011 годах - 26.4-26.7%. Большая часть инвестирования была направлена на госкомпании, госбанки и институты развития [8].

Без инвестирования большинство отраслей российской экономики не смогут работать продуктивно и конкурентоспособно. В современных условиях остро стоит вопрос о нерациональном использовании инвестированных средств. Причина в том, что предприятия той или иной отрасли тратят огромные инвестиционные средства на закупку товаров или услуг для собственных нужд. Большинство таких закупок, особенно нового оборудования, осуществляются по завышенным ценам и имеют определенный криминальный оттенок.

Следует отметить, что речь здесь может идти не только о закупке новой техники и оборудования, но и о бывших в употреблении. Закупка морально устаревшей техники и оборудования впоследствии приводит к увеличению затрат на ее ремонт. Такая ситуация рассматривается как угроза структуре и качеству. Дело в том, что продукция, сделанная на старом оборудовании, все больше удаляет производителя от стандартов конкурентоспособности на мировых рынках.

В результате такое положение дел способствует отставанию отечественных отраслей экономики, а отсталая отрасль не способна к развитию интенсивного и сбалансированного экономического роста, ведущего к макроэкономической стабилизации и к деловому климату.

В последнее время экспертами отмечено увеличение оттока капитала из России. По итогам 2012 года отток капитала из Российской Федерации составил 54.6 млрд долларов США, в 2013 году происходит увеличение этого показателя до 62.7 млрд долларов, а в 2014 году он составил 125 млрд долларов США [9].

Отток капитала представляет собой направление денежных средств одной страны в другую в виде инвестиций или ссуд для покупки фи-

нансовых активов. В специальной литературе этот процесс называют «бегство капитала», которое рассматривается как стихийный, не регулированный государством вывоз капитала юридическими и физическими лицами за рубеж в целях более надежного и выгодного их вложения, а также для того, чтобы избежать экспроприации, высокого налогообложения и потерь от инфляции [10].

Такие процессы неизбежны в современной экономике. Их причина в том, что при вложении во внутренние активы получаемая прибыль может быть меньше, чем иностранные вложения. Основной опасностью при вывозе капитала является то, что уменьшается налогооблагаемая база страны, в результате бюджет недополучает определенные денежные суммы.

Отток капитала в форме занижения экспортных цен и завышения импортных цен вычислить только на основании показателей платежного баланса практически невозможно. Оставлять без внимания такие процессы в современных условиях непозволительно, так как отток капитала является явной угрозой для нашей экономики. В этой ситуации на помощь должна прийти оперативно-разыскная деятельность, которая способна отслеживать такие процессы и осуществлять оперативное сопровождение.

При оттоке капитала за рубеж, при осуществлении оперативного сопровождения оперативные подразделения способны выявлять криминальный оттенок таких процессов. Практика показывает, что вывезенный капитал через какое-то время может возвратиться обратно. Такие манипуляции с капиталом могут быть связаны с отмыванием денежных средств, полученных как незаконно, так и преступным путем.

Финансовые операции, имеющие криминальный оттенок, не должны оставаться без внимания органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Именно эти органы должны препятствовать экономической преступной деятельности и пресекать ее. Особое внимание названные органы обязаны обращать на финансовые операции, которые связаны с отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, на неуплату налогов с различными криминальными схемами и хищением денежных средств.

Органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, должны обращать внимание еще на одну угрозу экономического роста, а именно на «откаты». В настоящее время откаты встречаются во всех отраслях современной национальной экономики. Такое явление становится

обыденным и даже нормой, что несет явную угрозу экономическим процессам.

Откатом является любое вознаграждение для служащего коммерческой организации или административного органа за принятие выгодного решения в рамках его должностных полномочий в пользу стороннего лица. Такие действия распространены не только в коммерческой сфере, но и в государственном секторе.

Наиболее криминальной считается сфера бюджетных закупок и контрактов, несмотря на тендеры и системы электронных торгов. Немаловажную роль играет коррупционная составляющая. Государственные и муниципальные чиновники только и ждут момента, чтобы обогатиться за счет государства. Такие действия являются прямым хищением денежных средств при государственных закупках. Примеров подобных злоупотреблений можно привести много, наиболее яркие из них связаны с закупкой льготных лекарств ФОМСом и компьютерной техники Пенсионным фондом. Криминалу есть где поживиться, так как общий объем размещенного государственного и муниципального заказов в стране составляет более 4 трлн рублей ежегодно.

Огромные денежные суммы оседают в карманах недобросовестных чиновников и криминальных структур. Сумма откатов, по мнению специалистов, составляет 150 млрд рублей в год. «Эти деньги влияют разлагающе на всю систему государственного аппарата» [11]. Откаты варьируют от 10% и выше, в отдельных случаях могут доходить до 50%, особенно при закупке импортного медицинского оборудования. Принято считать, что большая часть коммерческих сделок в стране совершается по откатным схемам.

Реформирование экономики не может обойтись без внедрения новых информационных технологий, которые оказывают влияние как на все сферы деятельности отдельного предприятия, так и на экономику в целом. Под воздействием этих процессов находятся экономические структуры, рынки товаров, услуг, финансовой и рабочей силы. Это способствует формированию рынка информационных технологий, или «интернет-рынка», который в настоящее время находится в зарождении. Это направление в современных условиях является наиболее перспективным в экономике.

Торговля через Интернет позволяет корпоративным клиентам эффективно взаимодействовать друг с другом. Многие крупные предприятия имеют качественные линии связи, осуществляют платежи в основном через банки. В межкорпоративном секторе создаются торговые площадки, которые, по мнению экспертов,

имеют меньший риск по сравнению с потребительским сектором. По оценкам аналитиков, 80% оборотов всей онлайн-торговли будет формироваться в межкорпоративном секторе и только 20% - в потребительском.

Торговля через Интернет развивается не так интенсивно, но вполне успешно. Это можно проследить по темпу роста создания виртуальных магазинов и выхода компаний в интернет-среду. Торможение в развитии происходит по следующим причинам: новое направление в экономике, слабая организация и управление сервиса, проблемы в оплате и безопасности электронных платежей, слабо развита система доставки и индивидуализация доменного имени.

В этой связи следует обратить внимание на вопросы, связанные с безопасностью финансовых сделок и передаваемой конфиденциальной информацией, так как возрастает возможность совершения мошеннических действий со стороны криминальных структур при развитии этого бизнеса и проведении платежей. Аналитики отмечают, что доля интернет-пользователей, пострадавших от виртуального мошенничества, с каждым годом увеличивается [12].

Итак, рассматривая экономическую безопасность, необходимо все усилия направить на защиту экономического роста. Особое внимание следует обратить на инвестиции, государственные закупки, инновации и на информационные технологии. Именно на эти элементы экономического роста направлено распространение угроз со стороны криминальных структур. Отсутствие преград для распространения угроз делает уязвимой экономику, что приведет к сокращению возможности ее развития, выживания и сопротивляемости, она становится более неустойчивой к различным экономическим нагрузкам.

Подводя итог сказанному, отметим, что фактором, подрывающим экономическую безопасность, бесспорно, является экономическая преступность, которая имеет свои негативные тенденции, что способствует сдерживанию экономического роста и тормозит развитие всей экономики страны. К таким негативным тенденциям можно отнести: во-первых, увеличение преступлений в той или иной сфере экономики; во-вторых, сращивание бизнеса с государственными чиновниками; в-третьих, повышение уровня профессионализма и организованности лиц, совершающих преступления в экономической сфере; в-четвертых, высокую степень латентно-сти; в-пятых, исчисление причиненного ущерба от преступлений в сфере экономики в огромных денежных выражениях; в-шестых, продолжение сращивания современной российской преступ-

ности в сфере экономики с преступностью зарубежных государств.

Характеризуя сегодняшнее состояние экономической безопасности, следует иметь в виду, что современная экономическая преступность отрицательно влияет на экономический рост, а значит, и на всю экономику страны в целом. При более детальном изучении просматривается внедрение и развитие в экономике негативных тенденций: во-первых, в экономических отношениях используется криминальный оттенок; во-вторых, лоббируются интересы криминальных структур и лиц, имеющих своих коррумпированных представителей в государственно-властных структурах; в-третьих, осуществляются разделение, передел отраслей и производств экономики на сферы преступного влияния; в-четвертых, разрушаются или уничтожаются предприятия; в-пятых, создаются нелегальные властные параллельные структуры, осуществляющие торг за ресурсы, цены и квоты поставок; в-шестых, появляются теневые кланы, имеющие крупные капиталы, которые, внедряя свою «политику», мешают развитию более мелких экономических структур.

Таким образом, предпринятый анализ различных угроз экономической безопасности дает основания для того, чтобы выявить конкретные направления воздействия оперативно-разыскной деятельности на экономическую динамику. К таким направлениям воздействия следует отнести: воздействие на субъекты экономических отношений; воздействие на экономические отношения; снижение коррупционной нагрузки социально-экономических отношений; стимулирующее воздействие на международные экономические отношения.

Список литературы

1. Смоленский М.Б. К вопросу об определениях экономической и национальной безопасности и их нормативном закреплении // Оперативник (сыщик). 2014. № 4. С. 58-59.

2. Введенский А.Ю. Защита экономического роста залог успеха развития экономики // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 2. С. 167-169.

3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2002. № 2. С. 19.

4. Сафрончук М.В. Экономическая безопасность и инвестиции как фактор роста переходной экономики России // Вопросы статистики. 2011. № 11. С. 50-55.

5. Учет данных по государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru/statistics/UDstat. aspx.

6. URL: http://newdaynews.ru/finance.

7. Такая задача поставлена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным на форуме «Россия зовет» 2 октября 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news/34209481 /forum - rossiya-zovet-k/.

8. Увеличить приток инвестиций в экономику Российской Федерации до 25% от ВВП возможно или нет // Экспертный сайт Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. URL: opec. Ru.

9. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news.

10. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Бегство капитала // Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2007. С. 25.

11. Артемьев И. Откаты при госзакупках -150 миллиардов рублей в год [Электронный ресурс]. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press (5 млрд долл. США) = 150 млрд руб. в год.

12. URL: http://studyspace.ru/internet-tehnologii.

MAIN THREATS TO ECONOMIC SECURITY AND THE AREAS OF INVESTIGATIVE OPERATIONS' IMPACT ON ECONOMIC DYNAMICS

A.Yu. Vvedensky

In the system for ensuring the protection of economic growth, of primary importance is the identification of possible threats and the development of special measures to prevent them. In this situation, investigative operations have to play their vital role in monitoring such processes and providing operational support.

Keywords: investigative operations, operational support, ensuring security of economic growth, economic reform, threat to economic growth, protection of economic growth.

References

1. Smolensky M.B. K voprosu ob opredeleniyah ehkonomicheskoj i nacional'noj bezopasnosti i ih norma-tivnom zakreplenii // Operativnik (syshchik). 2014. № 4. S. 58-59.

2. Vvedenskij A.Yu. Zashchita ehkonomicheskogo rosta zalog uspekha razvitiya ehkonomiki // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. 2017. № 2. S. 167-169.

3. Senchagov V.K. Ehkonomicheskaya bezopasnost' kak osnova obespecheniya nacional'noj bezopasnosti Rossii // Ehkonomicheskaya bezopasnost' Rossii: politicheskie orientiry, zakonodatel'nye prioritety, prak-

йка оЪе8ресЬетуа: Уе81п1к Nizhegorodskoj akademii МУБ Rossii. 2002. № 2. 8. 19.

4. 8а£шпсЬик М.У. Ehkonomicheskaya bezopasnost' i investicii kak faktor rosta perekhodnoj ehkonomiki Rossii // Voprosy statistiki. 2011. № 11. 8. 50-55.

5. Uchet dannyh po gosudarstvennoj korporacii «Bank razvitiya i vneshneehkonomicheskoj deyatel'nosti (Уneshehkonombank)» [Ehlektronnyj resurs]. URL: www.cbr.ru/statistics/UDstat.aspx.

6. URL: http://newdaynews.ru/finance.

7. Takaya zadacha postavlena Prezidentom Ros-sijskoj Federacii У.У. Putinym na forume «Rossiya

zovet» 2 oktyabrya 2014 goda [Ehlektronnyj resurs]. URL: http:

//www.vedomosti.ru/finance/news/34209481/forum-ros siya-zovet-k:/.

8. Uvelichit' pritok investicij v ehkonomiku Ros-sijskoj Federacii do 25% ot УУР vozmozhno Ш net // Ehkspertnyj sajt Vysshej shkoly ehkonomiki [Ehlek-tronnyj resurs]. URL: opec.Ru.

9. URL: http://www.vedomosti.ru/finance/news.

10. Rajzberg В.А., Lozovskij L.Sh., 8tarodubceva E.B. Begstvo kapitala // Sovremennyj ehkonomicheskij slovar'. 5-e izd., pererab. i dop. М.: Шта-М, 2007.

8. 25.

11. Artem'ev I. Otkaty pri goszakupkah -150 milliardov rublej v god [EhIektronnyj resurs]. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-in-press (5 шы doll. 88НА) = 150 щЫ rub. v god.

12. URL: http //studyspace.ru/internet-tehnologii.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.