Научная статья на тему 'Основные требования к уровню современного профессионального образования'

Основные требования к уровню современного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1064
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные требования к уровню современного профессионального образования»

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Д. Черноусова, доцент, к.филос.н., И.В. Черноусов, доцент, к.филос.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Характерной особенностью компетентностной модели высшего профессионального образования является признание его социальной значимости, т.е. значимости, выходящей далеко за пределы узкопрофессиональной деятельности: образование не должно учить «работать», чтобы жить, а должно снабдить выпускника вуза эффективными инструментами жизненной адаптации в быстроизменяющихся экономических, социальных условиях, сформировать у него ценностные установки, поддерживающие любые ролевые функции, значимые для общества и жизнедеятельности человека. Поэтому основной целью высшего профессионального образования, основанного на компетентностном подходе, должно стать формирование личности, раскрытие ее задатков и способностей, сущностных сил и призвания. Обеспечивающих эффективную деятельность во всех сферах общественной жизни. В условиях компетентностного подхода главным критерием качества образования является социальная успешность личности [2, с. 199].

Критерии социальной успешности личности многообразны: они связаны с уровнем ее социальной адаптации, характером социального взаимодействия и коммуникации, социальной мобильностью и т.д. Социальная успешность личности базируется, прежде всего, на социальной компетентности. Социальная компетентность означает социальную зрелость человека, высший уровень адаптации личности, позволяющий ей эффективно выполнять сои социальные роли, моделировать свою деятельность в обществе в определенных профессионально-хозяйственных и духовно-нравственных ориентирах и неуклонно следовать выработанной стратегии. По нашему мнению, социальная компетентность личности - это интегральное социальное качество личности, включающее в свой состав субъективную способность к самодерминации, самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству, базирующуюся на этом ценностном понимании действительность, конкретном категориальном знании как руководству к действию, умению осуществлять социальные технологии во всех сферах жизнедеятельности.

Важную роль в этой успешности играют достижения выпускника вуза в профессиональной сфере. Поэтому компетентностный подход предполагает необходимость обеспечение профессиональной компетентности, высокого профессионализма выпускника вуза как соответствия знаний, умений и навыков, а также всей ценностной системы человека, уровню общественных ожиданий от данной профессии, качеству социальной и профессиональной среды. Профессиональная компетентность характеризует личностные и социальные возможности человека, его способность выбирать оптимальные и соответствующие конкретной ситуации способы деятельности; она основывается

на высокой квалификации, мастерстве личности, а также определяется целым рядом коммуникативных и других способностей личности к взаимодействию.

Одной их наиболее важных характеристик профессиональной компетентности является его нравственная императивность. Качественные изменения в развитии человечества в XXI веке, связанные с многократным усилением воздействия человека на окружающий мир в ходе профессиональной деятельности, приводят к многочисленным экологическим проблемам, изменяют саму среду существования человека. В этих условиях содержательный смысл профессионализма выходит за рамки чисто технических умений и навыков работника. В содержание понятия «профессионализм» привносятся нравственные начала. Профессионально компетентный человек должен не только обладать суммой профессиональных знаний, умений и навыков, не только соответствовать требованиям сферы своей профессиональной деятельности, но и предвидеть ее последствия, нести за них личную ответственность. Это предполагает формирование развитого нравственного сознания, включающего в себя наряду с общеморальными установками, профессиональные ценности - чувство профессионального долга, профессиональную совесть, профессиональную честь, профессиональное достоинство. Наличие этих нравственных качеств обеспечивает нравственную надежность личности. От того, насколько слиты в человеке чисто профессиональные и нравственные начала, насколько они едины и согласованы, зависит успех его деятельности, цельность личности специалиста, мера его творческого самовыражения в избранной профессии [1, с. 14, 15].

Формирование социальной и профессиональной компетентности требует существенной модернизации самого учебно-воспитательного процесса. Принципиальные изменения должны произойти в отношениях «преподаватель-студент». Суть этих изменений связана с внедрением активных, проблемных технологий. Однако главная роль принадлежит изменению содержательной стороны образовательного процесса. По нашему мнению, компетентностный подход может быть реализован только на основе фундаментализации высшего профессионального образования. Специфика возникающих общечеловеческих проблем, а также особенности современного этапа российской истории требуют заострения внимания на гуманитаризации процесса образования [2, с. 200, 201].

Результатом гуманитаризации процесса образования должно стать гармоничное сочетание в нем общеобразовательных знаний, специальных знаний и духовных компонентов (нравственных, эстетических и социальных ценностей). Социальные и гуманитарные науки воспитывают в человеке способность к широкому, но в то же время глубокому, «сущностному» видению профессиональных проблем. Только широко мыслящий человек, оценивающий собственную деятельность, как с позиции профессиональной целесообразности, так и с точки зрения общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты, может стать настоящим профессионалом. Гуманитаризация образования, в первую очередь, означает освоение личностью в процессе профессионального образования гуманитарных наук. Гуманитарные науки - это широкий комплекс дисциплин, дающих гуманитарное знание.

Главнейшая цель гуманитарного знания - дать личности возможность

ориентироваться в окружающем мире. Оно не есть упорядоченный свод некой информации, что нужно усвоить в готовом виде. Это - метод, посредством которого личность обретает способность самостоятельно выстраивать хаос событий и фактов в стройную систему понятий и образов, определяя место в социальном пространстве и свои ориентиры. Кроме того, оно выступает как ценностное отношение, в котором отражается восприятие и понимание личностью того, что есть мир для нее и что она для мира значит.

Гуманистическая функция гуманитарного знания проявляет себя в сложном и противоречивом для личности процессе социальной интеграции и индивидуализации. Найти своё место в социокультурной реальности и не потерять свою сущность помогает то бесконечное множество смыслов и экзистенций, которое содержится в гуманитарной культуре. Идеальные смыслы и ценности, сохраняющиеся в формах надличностной реальности, интериоризируются личностью и реализуются в деятельности, воплощаются в её продуктах, объективируются, индивидуализируя и гуманизируя личностное и общее пространство жизнедеятельности. Духовное потребление выступает одновременно и как духовное воспроизводство тех общественных отношений, в которых воплощена культурная преемственность поколений. Этот процесс обусловливают ценностно-ориентационная, нормоориентирующая,

индивидуализирующая функции гуманитарной культуры.

Ценностно-ориентационная функция задаёт аксиологическое пространство человеческого существования; предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от отражения к пониманию; выражается в построении таких концепций, как «Я - будущее», «Я - идеальное», «Мы - должное», «Мы -идеальное», создаёт продуктивный инновационный климат.

Нормоориентирующая - провоцирует способность не только определять собственную социокультурную среду и её расширение, но принимать во внимание широкий и многообразный социальный, культурный, природный контекст. Выражаться это может, в частности, в формулировании целевых установок образования через негативные дефиниции, очерчивающие границы недопустимого, но внутри допустимого оставляя свободу выбора и траектории движения к созданию позитивной модели мира и себя в нем. Концентрируясь вокруг христианского стержня нравственности («Не убий!», «Не прелюбодействуй!» и т.д.), эта функция гуманитарной культуры имеет актуальное наполнение в виде сегодняшних экологических, антимилитаристских детерминант. Процессы социализации и индивидуализации могут быть не только встречными, но и расходящимися, нормоориентирующая гуманитарная функция создает предпосылки для гармонии индивидуального и общественного, при условии, что и Человек и Общество (Государство) имеют в себе сформированное образованием гуманитарное видение проблем.

Индивидуализирующая - вытекает из сущностных характеристик гуманитарной культуры, где человеческая индивидуальность обнаруживает себя «микрокосмосом» внутри культуры. Гуманитарные принципы познания: диалогичность, неокончательность, многокритериальность нивелируют гносеологические установки естествознания по отношению к миру и человеку,

стимулируют свободное развитие индивидуальности.

Безусловно, дальнейшее развитие образовательного процесса без наполнения его духовным содержанием, более высоким, чем утилитарно-прагматическая выгода от получения соответствующей специальности, губительно и опасно для будущего, особенно на фоне обострения экологических, антропологических, демографических, межнациональных, энергетических проблем. Духовность должна помочь преодолению отчуждения знания, и его безличностности. Она придаст новый смысл знанию, будет способность пониманию общекультурного, целостного смысла получаемых знаний.

С этим связана следующая задача, встающая перед обществом: найти оптимальные пути гуманитаризации знания. При этом речь должна идти не только и не столько об увеличение числа отдельных гуманитарных дисциплин в структуре учебного курса, что методически важно, но методологически недостаточно. Речь должна идти, во-первых, о коренном изменении организации процесса - таким образом, чтобы, сделав ядром образовательной системы целостного человека и подчинив все остальные изучаемые дисциплины задаче познания человека, в конечном счете, иметь представление не только о «человеке знающем», но и о «человеке чувствующем», «человеке верующем», «человеке умеющем» и т.д. Без знания человека невозможно понимание истоков, сути, природы не только экологического или демографического кризисов, но и всей «антропологической катастрофы».

В настоящее время в России осуществляется обновление гуманитарного образования, важной составляющей которого является переориентация его на культурное развитие каждой отдельной личности, на удовлетворение духовных запросов и потребностей людей. В соответствии с модернизацией образования высшее образование в нашей стране нацелено на освоение мирового, в том числе и отечественного социально-гуманитарного знания.

Гуманитарная составляющая социально-гуманитарного знания представлена циклом мировоззренческих дисциплин, направленных на изучение истории и теории человека как особого духовного существа, на воспитание личности. Изучение в ходе вузовской профессиональной подготовки наряду со специальными дисциплинами истории, культурологии, религиоведения, разнообразных философских наук - истории и теории философии, этики, эстетики, антропологии, логики и т.д. - призваны способствовать интеллектуальному, нравственному и эстетическому развитию личности будущих профессионалов. «В потенциале, в наработках именно этих наук присутствует реальное многообразие основополагающих взглядов, идей, представлений о человеке, его развитии, легитимности и конституционности...» [3, с. 72-73].

Философские знания входят в состав методологического обеспечения не только научных исследований, но и многих видов профессиональной деятельности, они необходимы для теоретических построений и прикладных исследований, поскольку являются неотъемлемой составляющей фундаментального образования. Социально-компетентный человек должен быть духовно развитой личностью.

Список использованной литературы

1. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. - М., Высшая школа, 2008. - 142 с.

2. Модернизация образовательной культуры общества в условиях современного социокультурного кризиса: коллективная монография / Под общ. ред. А.А. Радугина; Воронеж: ВГАСУ, 2008. - 234 с.

3. Рыбаков Н.С. Развитие личности в образовательном процессе. Общие проблемы гуманитарной подготовки // Развитие личности в системе непрерывного гуманитарного образования. Екатеринбург, 2010. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.