Научная статья на тему 'Проблема формирования общекультурных ценностей у будущих специалистов ГПС МЧС России'

Проблема формирования общекультурных ценностей у будущих специалистов ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования общекультурных ценностей у будущих специалистов ГПС МЧС России»

каждого человека свой путь к универсальному развитию и успешной самореализации.

Список использованной литературы

1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2000. - № 2, 3.

2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 68 с.

3. Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. // Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - С.102-104.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГПС МЧС РОССИИ

И.Д. Черноусова, доцент, к.филос.н.

И.В. Черноусов, доцент, к.филос.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Сегодня в России создана система непрерывного образования, в которой важнейшим направлением становится расширение фундаментальной составляющей высшего образования не только в качестве основы для целостного восприятия мира, но и как непременного условия для последующего пожизненного образования. Значительную роль в фундаментализации образования играет усиление методологической подготовки студентов, формирование методологической культуры выпускников вузов. Этот процесс предполагает более строгий подход к отбору материала, анализу его содержания и выделения его основных инвариантов, более широкой отсылкой к справочной и другой вспомогательной литературе [5, С. 8].

Особое значение для процесса образования имеет его информатизация. Как отмечают специалисты, информатизация образования должна способствовать расширению мира личности, развитию тех потенциальных возможностей, которые в ней заложены. Образовательная система дополняется новым чрезвычайно важным компонентом - системой Интернет, - которая оказывается между преподавателем и студентом. Это открывает широкие возможности не только для студентов, но и для преподавателей, поскольку преподаватели получают новые средства для развития личности обучаемого,

сопоставления различных образовательных программ, с тем, чтобы выбрать наиболее оптимальную из них. Не менее методически интересна предоставляемая преподавателю возможность создать необходимую обучающую среду, способствующую активизации студентов. Наконец, информатизация образования позволяет подключить к обучению новейшим дисциплинам всех желающих независимо от географического положения и возраста, если они имеют соответствующую информационную технологию. Тем самым информатизация - это не только один из путей генерализации знания и образования, но можно сказать, главное, магистральное направление развития интеллектуальной и технологической деятельности человека [4, С. 635].

Вместе с тем развитие информационных технологий не самоцель, а средство развития личности. Информатизация образования должна быть тесно связана с фундаментализацией, гуманизацией и экологизацией образования. Информатизация образования, не вписанная в определенную систему социально ориентированных гуманистических ценностей, может стать, и в определенной мере уже становится объектом борьбы различных социокультурных традиций, средством манипулирования личностью и достижения узкогрупповых целей.

В связи с этим заслуживает специального анализа вопрос о влиянии современной массовой культуры на образовательные системы и новые задачи, которые встают перед этой системой при компьютеризации образования, все более широком вхождении телевидения, системы «Интернета» и других достижений новейших информационных технологий в повседневную жизнь и влияют на формирование мировоззрения подрастающего поколения. В связи с этим актуальным требованием модернизации содержания высшего профессионального образования является требование формирования творческих способностей личности, активное развитие креативной педагогики. Понятие креативность охватывает совокупность мыслительных и личных способностей. При определении его свойств выделяют признаки: наблюдательность, чувствительность к новому, новым проблемам; панорамность мышления, «широту категоризации»; избирательность памяти, беглость мышления, его гибкость и оригинальность. К творческим способностям относятся способность предвидения, развитая фантазия, легкость генерирования идей, эрудиция [3, С. 133].

Эти первичные признаки творческого мышления переплетаются, хотя и имеют свои специфику и единицы измерения (количество, скорость, качество, сравнение, отношение). Именно эти элементы творческого мышления являются предметом развития. Творческие способности личности связаны с регуляторными процессами. Психологи отмечают, что у творческих людей среди эмоций доминируют агрессия и радость, а вместе с ними оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство

прекрасного и юмор. Следующее качество, входящее в структуру творческой индивидуальности, - саморегуляция. Сюда же относится отмечаемое у творческих людей трудолюбие и упорство в достижении цели.

Ученые подчеркивают значение чувств удовлетворения от достижения целей. Есть тесная связь интеллектуальных, эмоциональных процессов мышления и практической деятельности. Эмоциональные процессы играют роль регулятора активности. Связанные с интуицией, они служат катализатором поиска. Развитие творческих способностей, преследуя цель обогащения профессиональной деятельности, обогащает собственно личностное развитие будущих специалистов, создавая поле для фомирования возвышенных эмоций [1, С. 105].

Структуру творческой культуры личности, по мнению Н.Б. Крыловой, можно представить так. Во-первых, это знания в области теории и практики творчества, задающие уровень творческого кругозора. Во-вторых, установки и методологические принципы. В-третьих, творческие навыки, связанные с творческим опытом (уровень творческой активности). В-четвертых, применяемые в деятельности нормы ее научной организации, эвристические приемы (нормативный уровень творческой деятельности). Пятым уровнем является эмоциональный (интуитивные процессы, творческий риск и азарт) [2].

На основании этого вытекает одна из задач подготовки специалистов - придать указанным качествам характер способностей:

1) при проектировании замысла - видеть проблемы, «схватывать» предстоящую деятельность;

2) при осуществления замыслов - решать задачи эвристического характера, генерировать идеи, критически анализировать варианты решений и выбирать лучшие, системно строить свою деятельность;

3) на уровне регуляции и выполнения окончательного решения -способностей направлять решение задач по адекватному пути, доводя их до конечного результата, для чего нужны воля, работоспособность, интуиция, научные и эстетические критерии оценки деятельности (целесообразность, гуманность, гармония, красота, мера и др.). О формировании этого много говорили великие умы (Т. Эдисон, А. Эйнштейн, В.Г. Шухов, С.П. Королев, А.Н. Туполев и др.).

Сегодня в передовых вузах страны внедряются концепции развития творческих способностей студентов. На младших курсах студенты изучают психологию (темы: память, внимание, мышление, динамическое чтение), а на старших курсах - логику, психологию и принципы инженерного творчества. Завершается цикл работами, увязанными со специальными дисциплинами, изучаемыми студентами на выпускающих кафедрах. В курсовых проектах студенты ведут патентные исследования,

проводят анализ предложенных технических решений, составляют формулы изобретения. Но, увы, работа такого рода еще не стала массовой.

Теория и практика образования предлагают палитру активных методов обучения. Это имитационные, ситуационные, деловые игры, практикумы по психологии творчества, обучение студентов навыкам неалгоритмических методов творчества (мозгового штурма, морфоанализа, фокальных объектов, синектики), а также алгоритмических (алгоритмов решения изобретательских задач, компьютерной поддержки решения изобретательских задач и т.д.) [4].

Большое внимание в имитационных и организационно-обучающих играх уделяется стимуляции коллективного творчества. Анализируя методы развития креативности, Н.Б. Ковалева показывает, что к важнейшим принципам их использования в системе образования с целью формирования творческой позиции личности можно отнести: 1) игровое моделирование целостной профессиональной деятельности; 2) создание творческих установок за счет использования игровой ситуации; 3) снятие коммуникативных барьеров за счет использования игровых приемов; 4) актуализацию личного жизненного опыта; 6) создание условий для рефлексии способов работы и установления отношений между ними; 7) направленное обучение основным рефлексивным действия [1].

Главнейшая цель гуманитарного знания - дать личности возможность ориентироваться в окружающем мире. Оно не есть упорядоченный свод некой информации, что нужно усвоить в готовом виде. Это - метод, посредством которого личность обретает способность самостоятельно выстраивать хаос событий и фактов в стройную систему понятий и образов, определяя место в социальном пространстве и свои ориентиры. Кроме того, оно выступает как ценностное отношение, в котором отражается восприятие и понимание личностью того, что есть мир для нее и что она для мира значит. По нашему мнению, опыт человечества и концентрация душевной энергии, отраженные в гуманитарном, создают условия для сохранения подлинности личности и её эволюции.

Гуманистическая функция образования проявляет себя в сложном и противоречивом для личности процессе социальной интеграции и индивидуализации. Найти своё место в социокультурной реальности и не потерять свою сущность помогает то бесконечное множество смыслов и экзистенций, которое содержится в гуманитарной культуре.

Ценностно-ориентационная функция задаёт аксиологическое пространство человеческого существования; предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от отражения к пониманию; выражается в построении таких концепций, как «Я - будущее», «Я -идеальное», «Мы - должное», «Мы - идеальное», создаёт продуктивный инновационный климат.

Нормоориентирующая - провоцирует способность не только определять собственную социокультурную среду и её расширение, но принимать во внимание широкий и многообразный социальный, культурный, природный контекст. Выражаться это может, в частности, в формулировании целевых установок образования через негативные дефиниции, очерчивающие границы недопустимого, но внутри допустимого оставляя свободу выбора и траектории движения к созданию позитивной модели мира и себя в нем.

Мы убеждены в том, что дальнейшее развитие образовательного процесса без наполнения его духовным содержанием, более высоким, чем утилитарно-прагматическая выгода от получения соответствующей специальности, губительно и опасно для будущего, особенно на фоне обострения экологических, антропологических, демографических, межнациональных, энергетических проблем. Духовность должна помочь преодолению отчуждения знания, и его безличностности. Она придаст новый смысл знанию, будет способность пониманию общекультурного, целостного смысла получаемых знаний. Социально-компетентный человек должен быть духовно развитой личностью.

Список использованной литературы

1. Ковалева Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США // Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США / Под ред. М.В. Кларина, И.Н. Семенова. - М.: ИТПиМИО РАО, 1994. - С. 89-110

2. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность. - М.: «Индрик», 2007. - С. 254-260.

3. Семенов И.Н. Исследование рефлексивности духовного самоопределения личности студентов - будущих профессионалов // В кн.: Перспективные направления психологической науки / Отв. ред.: А.К. Болотова; науч. ред.: В.П. Зинченко, А.Н. Поддьяков, В.Д. Шадриков. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. - С. 133-142.

4. Семенов И.Н., Костюков Н.Н. Теоретические проблемы формирования знаниевых компетенций в инновационном профессиональном образовании // В кн.: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Выпуск 5, Ч. 2. - М.: ИНИОН РАН, 2010. - С. 634639.

5. Чистохвалов В.Н. Современная образовательная политика России / В.Н. Чистохвалов. - М.: РУДН, 2008. - 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.