Научная статья на тему 'Формирование творческих способностей личности как одна из форм совершенствования высшего профессионального образования'

Формирование творческих способностей личности как одна из форм совершенствования высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческих способностей личности как одна из форм совершенствования высшего профессионального образования»

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И.Д. Черноусова И.В.Черноусов

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Заслуживает специального анализа вопрос о влиянии современной массовой культуры на образовательные системы и новые задачи, которые встают перед этой системой при компьютеризации образования, все более широком вхождении телевидения, системы «Интернета» и других достижений новейших информационных технологий в повседневную жизнь и влияют на формирование мировоззрения подрастающего поколения. Как подчеркивал Э.В. Ильенков, «ум недаром в русском языке происходит от одного корня со словами «умение», «умелец». Умный человек - это человек, умеющий думать, размышлять, самостоятельно судить о вещах, о людях, о событиях, о фактах. Именно судить - с точки зрения высших норм и критериев человеческой духовной культуры».

В связи с этим актуальным требованием модернизации содержания высшего профессионального образования является требование формирования творческих способностей личности, активное развитие креативной педагогики.

Понятие креативность охватывает совокупность мыслительных и личных способностей. При определении его свойств выделяют признаки: наблюдательность, чувствительность к новому, новым проблемам; панорамность мышления, «широту категоризации»; избирательность памяти, беглость мышления, его гибкость и оригинальность. К творческим способностям относятся способность предвидения, развитая фантазия, легкость генерирования идей, эрудиция.

Эти первичные признаки творческого мышления переплетаются, хотя и имеют свои специфику и единицы измерения (количество, скорость, качество, сравнение, отношение). Именно эти элементы творческого мышления являются предметом развития. Творческие способности личности связаны с регуляторными процессами. Психологи отмечают, что у творческих людей среди эмоций доминируют агрессия и радость, а вместе с ними оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного и юмор. Следующее качество, входящее в структуру творческой индивидуальности, -саморегуляция. Сюда же относится отмечаемое у творческих людей трудолюбие и упорство в достижении цели.

Ученые подчеркивают значение чувств удовлетворения от достижения целей. Есть тесная связь интеллектуальных, эмоциональных процессов мышления и практической деятельности. Эмоциональные процессы играют

роль регулятора активности. Связанные с интуицией, они служат катализатором поиска.

Развитие творческих способностей, преследуя цель обогащения профессиональной деятельности, обогащает собственно личностное развитие будущих специалистов, создавая поле для формирования возвышенных эмоций.

Структуру творческой культуры личности, по мнению Н.Б. Крыловой, можно представить так. Во-первых, это знания в области теории и практики творчества, задающие уровень творческого кругозора. Во-вторых, установки и методологические принципы. В-третьих, творческие навыки, связанные с творческим опытом (уровень творческой активности). В-четвертых, применяемые в деятельности нормы ее научной организации, эвристические приемы (нормативный уровень творческой деятельности). Пятым уровнем является эмоциональный (интуитивные процессы, творческий риск и азарт).

На основании этого вытекает одна из задач подготовки специалистов -придать указанным качествам характер способностей:

1) при проектировании замысла - видеть проблемы, «схватывать» предстоящую деятельность;

2) при осуществления замыслов - решать задачи эвристического характера, генерировать идеи, критически анализировать варианты решений и выбирать лучшие, системно строить свою деятельность;

3) на уровне регуляции и выполнения окончательного решения -способностей направлять решение задач по адекватному пути, доводя их до конечного результата, для чего нужны воля, работоспособность, интуиция, научные и эстетические критерии оценки деятельности (целесообразность, гуманность, гармония, красота, мера и др.). О формировании этого много говорили великие умы (Т. Эдисон, А. Эйнштейн, В.Г. Шухов, С.П. Королев, А.Н. Туполев и др.) [1, С. 72-74].

Сегодня в передовых вузах страны внедряются концепции развития творческих способностей студентов. На младших курсах студенты изучают психологию (темы: память, внимание, мышление, динамическое чтение), а на старших курсах - логику, психологию и принципы инженерного творчества. Завершается цикл работами, увязанными со специальными дисциплинами, изучаемыми студентами на выпускающих кафедрах. В курсовых проектах студенты ведут патентные исследования, проводят анализ предложенных технических решений, составляют формулы изобретения. Но, увы, работа такого рода еще не стала массовой.

Теория и практика образования предлагают палитру активных методов обучения. Это имитационные, ситуационные, деловые игры, практикумы по психологии творчества, обучение студентов навыкам неалгоритмических методов творчества (мозгового штурма, морфоанализа, фокальных объектов, синектики), а также алгоритмических (алгоритмов решения изобретательских задач, компьютерной поддержки решения изобретательских задач и т.д.) [2].

Большое внимание в имитационных и организационно-обучающих играх уделяется стимуляции коллективного творчества. Анализируя методы развития креативности, Н.Б. Ковалева показывает, что к важнейшим принципам их использования в системе образования с целью формирования творческой позиции личности можно отнести:

1) игровое моделирование целостной профессиональной деятельности;

2) создание творческих установок за счет использования игровой ситуации;

3) снятие коммуникативных барьеров за счет использования игровых приемов;

4) актуализацию личного жизненного опыта;

5) создание условий для рефлексии способов работы и установления отношений между ними;

6) направленное обучение основным рефлексивным действиям [3, С. 102].

Задачи фундаментализации высшего профессионального образования в

значительной мере решаются на основе его гуманитаризации.

Гуманитаризация образования, в первую очередь, означает освоение личностью в процессе профессионального образования гуманитарных наук. Гуманитарные науки - это широкий комплекс дисциплин, дающих гуманитарное знание.

Главнейшая цель гуманитарного знания - дать личности возможность ориентироваться в окружающем мире. Оно не есть упорядоченный свод некой информации, что нужно усвоить в готовом виде. Это - метод, посредством которого личность обретает способность самостоятельно выстраивать хаос событий и фактов в стройную систему понятий и образов, определяя место в социальном пространстве и свои ориентиры. Кроме того, оно выступает как ценностное отношение, в котором отражается восприятие и понимание личностью того, что есть мир для нее и что она для мира значит.

В настоящее время в России осуществляется обновление гуманитарного образования, важной составляющей которого является переориентация его на культурное развитие каждой отдельной личности, на удовлетворение духовных запросов и потребностей людей. В соответствии с модернизацией образования высшее образование в нашей стране нацелено на освоение мирового, в том числе и отечественного социально-гуманитарного знания.

Список использованной литературы

1. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста /Н.Б. Крылова. - М.: Высшая школа, 1990. - 141 с.

2. Семенов И. Н. Человекознание, техникознание и рефлетехнологии как социокультурные факторы развития творчества в образовании // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2012. № 2, - С. 245-260.

3. Ковалева Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США/ Н.Б. Ковалева. - М.: Просвещение, 1994. - 276 с.

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ-ПОЖАРНЫХ В ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВАХ (ОБЗОР ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ И СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ)

Е.А. Чумила, старший преподаватель Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь, г. Минск

Проведя анализ научно-методической литературы, включая патентный обзор отечественных и иностранных источников, определено, что при подготовке спасателей-пожарных в странах ближнего и дальнего зарубежья особое значение уделяется повышению уровня профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) и психологической готовности. При этом основная часть тренировочных занятий осуществляется с использованием различных тренажёрных комплексов, создающих обстановку, приближённую к условиям работы на пожаре или другой ЧС [1].

Так во многих штатах США для подготовки пожарных используют крытый тренировочный комплекс, который включает в себя лекционные залы, классы и три современных симулятора пожара: «дом в поле», «горящее здание» и «метро». Тренировочный комплекс учит пожарных США мыслить стратегически в экстренных ситуациях, создавая имитацию разных по своим параметрам пожаров. Главным плюсом данного комплекса является то, что он позволяет предусмотреть элементы внезапности и опасности. Однако, несмотря на ряд положительных моментов, использование комплекса не способствует развитию таких физических качеств как выносливость и сила [2].

Для подготовки спасателей-пожарных в условиях приближенных к боевой обстановке в пожарных подразделениях Украины используется полоса психологической подготовки (рис. 1). Полоса состоит из шести секций, на каждой из которых отрабатываются отдельные упражнения. Секция номер один предназначена для проведения аварийно-спасательных работ на повреждённых емкостях с взрывоопасной жидкостью. Вторая секция имитирует эвакуацию бочек с взрывоопасными химическими продуктами. Секция три служит для отработки навыков транспортировки баллонов. Четвёртая секция имитирует возгорание в резервуарном парке. На секции пять происходят аварийные работы с боеприпасами. А секция номер шесть представляет собой площадку для разгрузки взрывоопасных контейнеров. Таким образом, происходит приближение среды тренировок к боевой. Недостатком полосы является отсутствие возможности формирования навыков работы с аварийно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.