О ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Черноусова И.Д., доцент, к.п.н.
ФГБОУ ВПО Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Актуальным требованием модернизации содержания высшего профессионального образования является требование формирования творческих способностей личности, активное развитие креативной педагогики.
Понятие креативность охватывает совокупность мыслительных и личных способностей. При определении его свойств выделяют признаки: наблюдательность, чувствительность к новому, новым проблемам; панорамность мышления, «широту категоризации»; избирательность памяти, беглость мышления, его гибкость и оригинальность. К творческим способностям относятся способность предвидения, развитая фантазия, легкость генерирования идей, эрудиция.
Эти первичные признаки творческого мышления переплетаются, хотя и имеют свои специфику и единицы измерения (количество, скорость, качество, сравнение, отношение). Именно эти элементы творческого мышления являются предметом развития. Творческие способности личности связаны с регуляторными процессами. Психологи отмечают, что у творческих людей среди эмоций доминируют агрессия и радость, а вместе с ними оптимизм, готовность приходить на помощь, чувство прекрасного и юмор. Следующее качество, входящее в структуру творческой индивидуальности, - саморегуляция. Сюда же относится отмечаемое у творческих людей трудолюбие и упорство в достижении цели.
Ученые подчеркивают значение чувств удовлетворения от достижения целей. Есть тесная связь интеллектуальных, эмоциональных процессов мышления и практической деятельности. Эмоциональные процессы играют роль регулятора активности. Связанные с интуицией, они служат катализатором поиска [1].
Развитие творческих способностей, преследуя цель обогащения профессиональной деятельности, обогащает собственно личностное развитие будущих специалистов, создавая поле для фомирования возвышенных эмоций.
Структуру творческой культуры личности, по мнению Н.Б. Крыловой, можно представить так: во-первых, это знания в области теории и практики творчества, задающие уровень творческого кругозора; во-вторых, установки и методологические принципы; в-третьих, творческие навыки, связанные с творческим опытом (уровень творческой активности); в-четвертых, применяемые в деятельности нормы ее научной организации, эвристические приемы (нормативный уровень творческой деятельности); пятым уровнем является эмоциональный (интуитивные процессы, творческий риск и азарт).
На основании этого вытекает одна из задач подготовки специалистов -придать указанным качествам характер способностей:
1) при проектировании замысла - видеть проблемы, «схватывать» предстоящую деятельность;
2) при осуществления замыслов - решать задачи эвристического характера, генерировать идеи, критически анализировать варианты решений и выбирать лучшие, системно строить свою деятельность;
3) на уровне регуляции и выполнения окончательного решения -способностей направлять решение задач по адекватному пути, доводя их до конечного результата, для чего нужны воля, работоспособность, интуиция, научные и эстетические критерии оценки деятельности (целесообразность, гуманность, гармония, красота, мера и др.). О формировании этого много говорили великие умы (Т. Эдисон, А. Эйнштейн, В.Г. Шухов, С.П. Королев, А.Н. Туполев и др.).
Теория и практика образования предлагают палитру активных методов обучения. Это имитационные, ситуационные, деловые игры, практикумы по психологии творчества, обучение студентов навыкам неалгоритмических методов творчества (мозгового штурма, морфоанализа, фокальных объектов, синектики), а также алгоритмических (алгоритмов решения изобретательских задач, компьютерной поддержки решения изобретательских задач и т.д.) [2].
Большое внимание в имитационных и организационно-обучающих играх уделяется стимуляции коллективного творчества. Анализируя методы развития креативности, Н.Б. Ковалева показывает, что к важнейшим принципам их использования в системе образования с целью формирования творческой позиции личности можно отнести: 1) игровое моделирование целостной профессиональной деятельности; 2) создание творческих установок за счет использования игровой ситуации; 3) снятие коммуникативных барьеров за счет использования игровых приемов; 4) актуализацию личного жизненного опыта; 6) создание условий для рефлексии способов работы и установления отношений между ними; 7) направленное обучение основным рефлексивным действиям [3].
Задачи фундаментализации высшего профессионального образования в значительной мере решаются на основе его гуманитаризации.
Список литературы
1. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 72.
2. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный метод формирования творческой позиции личности в процессе непрерывного образования //Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. Тверь, 1994.
3. Ковалева Н.Б. Принципы и методы развития креативности в теории и практике непрерывного образования в России и США. - М.: Высшая школа, 1994. - С. 102-107.