Научная статья на тему 'Педагогические условия развития базовой культуры студентов в педагогическом вузе'

Педагогические условия развития базовой культуры студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА / BASIC CULTURE / СТРУКТУРА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ / STRUCTURE OF THE BASIC CULTURE / ФУНКЦИИ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ / FUNCTIONS OF THE BASIC CULTURE / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкалова О. Г.

В статье проведен анализ сущности, структуры и функций базовой культуры личности; обоснованы необходимость и педагогические условия ее развития у студентов педагогического вуза. Особое внимание уделено методологическим подходам, способствующим развитию базовой культуры будущих учителей, приоритетным из которых признан компетентностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions of the basic culture of the students in the pedagogical university

The article analyses the essence, structure and functions the basic culture of individual, and justified the need for pedagogical conditions for its development in students of pedagogical universities. Particular attention is given to methodological approaches that contribute the development of basic culture of the future teachers, the priority of it is competence approach.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия развития базовой культуры студентов в педагогическом вузе»

так важен взгляд на философию образования как единого комплекса научных знаний, обеспечивающих понимание человека, его нравственности и мировоззрения, вписанных в контекст картины мира. Поэтому фундаментом современной философии образования должны стать антропология и онтология в лице синтеза западного экзистенциализма и отечественного космизма, позволяющих сделать современное образование местом осознания человека и его бытия, отраженных в картине мира.

Литература

1. Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке. СПб.: Астерион. -2003. - 592 с.

2. Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд Томск: Изд-во ТГУ - 1999. - 154 с.

3. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии., 1986. - №3. -101-116 с.

4. Философский энциклопедический словарь // Ред. коллегия: С.С. Аверинцев, Э.А. Раб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. Москва: Советская энциклопедия. - 1989. - 815 с.

5. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Мысль.- 1993.- 466 с. Профессиональное образование

Брыкалова О.Г.

Педагогические условия развития базовой культуры студентов в педагогическом вузе

Современная социально-культурная ситуация, сложившаяся в российском обществе под влиянием глобального кризиса, характеризуется остротой политических, социально-экономических и духовно-нравственных проблем, сменой общественных идеалов, деформацией системы ценностных ориентаций личности.

Исходя из существующих реалий, общество предъявляет более высокие требования к институциональному образованию и, в частности, к педагогическому. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается, что именно педагогическое образование является метаобразованием по отношению к образовательной сфере в целом, что только учитель может обеспечить качественно новый уровень массовых знаний и массового воспитания, необходимый для достижения прогресса в экономике, культуре, науке, производстве, но при условии, что учитель будет уметь работать с процессами развития человека, социума, собственной личности и деятельности [6].

Сегодня стало очевидным, что обществу нужен не столько учитель-предметник, сколько «человек культуры», способный воспитать человека культуры.

14

От педагога требуется не только «знать и уметь», но быть личностью, проявляя себя в познании и объяснении явлений действительности, в этических нормах и при оценке собственных поступков, в практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, в правовых нормах, эстетических оценках, в разрешении собственных жизненных проблем и др. Учитель, отвечающий таким требованиям, - это, прежде всего, носитель базовой культуры, обусловливающей как его личностное, так и профессиональное развитие.

Следует отметить, что научно-педагогическая рефлексия культурной сущности человека наиболее продуктивно начала осуществляться в 90-е годы ХХ века (Е. В. Бондаревская, О.С. Газман, С.В. Кульневич, Н.Б. Крылова, Н.К. Сергеев, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова. и др.). Поиск культурных оснований личности как возможности запуска механизмов ее саморазвития нашел отражение в понятии «базовая культура» (О. С. Газман), которая определялась ученым как необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности [5]. В других трактовках базовая культура есть совокупность различных видов опыта: когнитивного, практического, опыта творческой деятельности, опыта отношений [8]; мир «самости» и мир «социумности», обусловливающий уровень развития общей культуры личности [11]; некая целостность с оптимальным наличием свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих развиваться в гармонии с общественной культурой [7] и др.

Структурная неоднородность, заложенная в представленных трактовках, является свидетельством непрерывных поисков учеными содержательного наполнения базовой культуры личности.

Результатом теоретико - методологического анализа научно-педагогической литературы стало авторское определение исследуемого феномена. В нашем понимании, базовая культура личности - это целостное личностное образование в структуре общей культуры личности, представленное познавательно-мировоззренческим, духовно-нравственным, эмоционально-волевым, социально-гражданским и созидательно-творческим компонентами, в содержании которых интегрируются гуманитарный опыт и другие характеристики личности, необходимые для установления гармонии с собой и обществом и дальнейшего присвоения объективированного опыта человечества.

Представляется, что развитию базовой культуры как системного образования способствуют ее функции: гносеологическая, гуманистическая, нормативная, персоналистическая и созидательная. Гносеологическая функция базовой культуры обеспечивает целостность адекватного восприятия и осмысления личностью себя и мира, а также собственного развития и становления в культуре; гуманистическая функция утверждает приоритет общечеловеческих ценностей как основы освоения окружающей действительности, поиска своего места в мире; персоналистическая функция позволяет личности делать «вклады» в Другого, проявляя себя не только в межиндивидном, но и в метаиндивидном пространстве

(теория А.В. Петровского); нормативная функция связана с освоением требований и норм, необходимых человеку в жизнедеятельности; созидательная функция характеризует стремление личности к самосовершенствованию и творческой самореализации.

Проведенный анализ сущности, структуры и функций базовой культуры позволил утвердиться в необходимости ее развития у студентов педагогического вуза, что в свою очередь потребовало обоснования и создания в образовательном процессе соответствующих педагогических условий. Следует отметить, что в научной литературе педагогические условия рассматриваются как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных форм образования для достижения педагогических целей. Исходя из этого, представляется, что развитию базовой культуры студентов будут способствовать педагогические условия, связанные:

1) с формированием образовательной среды в педагогическом вузе согласно требованиям компетентностного подхода как приоритетного, находящегося в гармоничном сочетании со знаниевым, аксиологическим, культурологическим, синергетическим и интегративным подходами;

2) акцентированным развитием базовой культуры студентов на основе выявления в содержании преподаваемых дисциплин общего проблемного «поля», каковым является человек и его культура (базовая культура), и включения в учебный план курсов по выбору с соответствующей тематикой;

3) применением интерактивных, гуманитарных технологий, вводящих студентов в ситуацию сотрудничества, взаимодействия, ценностно - смыслового диалога; создающих ситуации - события, актуализирующих личностные переживания, формирующие готовность действовать в ситуациях неопределенности, способствующие осознанию базовой культуры профессионально значимой.

Раскроем содержательное наполнение каждого из обозначенных условий.

Определив приоритетным в развитии базовой культуры личности компетентностный подход, мы провели анализ его взаимосвязи с другими подходами: знаниевым, культурологическим, синергетическим, интегративным, аксиологическим. Было установлено, что обозначенные методологические основания современного педагогического образования не являются антогонистами и находятся в интегративном единстве. В частности, данный тезис подтверждается соотнесением знаниевого и компетентностного подходов, каждый из которых содержит признаки и элементы другого. Как отмечает В.И. Байденко, «знаниевая модель», с одной стороны, содержит в себе элементы компетентностной модели, с другой - является основой ее дееспособности, включает в образовательную деятельность формирование операциональной составляющей освоения образовательных программ. В то же время компетентностный подход отражает такой вид содержания образования, который не сводится только к знаниям, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения функций, социальных ролей, компетенций, относящихся ко многим социальным сферам [1].

Востребованность такого взгляда на результат деятельности высшей школы сегодня не подлежит сомнению, так как все большую обеспокоенность вызывает несформированность положительной мотивации к учению, деформированность ценностно-смысловых представлений о процессе и результате образования.

Наряду с интеграцией компетентностного и знаниевого подхода особую значимость приобретает их интегрирование с культурологическим подходом Ученые считают, что избрание культурологической позиции во взглядах на развитие личности означает возможность:

- анализировать ее структурные составляющие через призму существующих культурных норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей;

- формировать человека, способного жить в мировой культуре, принимая ее общечеловеческие ценности и сочетая их с национальными.

Следует отметить, что культурологический подход к развитию базовой культуры студентов педагогического вуза - будущих учителей имеет ряд особенностей:

- во-первых, сама педагогическая деятельность является неотъемлемой частью, феноменом культуры, поэтому ее развитие может быть обеспечено только в социально - культурно - исторических рамках;

- во-вторых, учитель не только субъект культурного саморазвития, но и транслятор культурных образцов, что возможно лишь при условии сформированности у него личностно - творческого отношения к окружающему миру, позволяющего воспроизводить усвоенные образцы культуры и создавать новые формы.

Анализ научных источников показал, что содержание образования на основе культурологического подхода представляется как педагогически адаптированный социальный опыт (человеческая культура в аспекте социального опыта), что задает механизм формирования содержания и выстраивания учебного процесса, направленного на приобретение студентами опыта различных видов деятельности и отношений. Как видим, имеет место совпадение основных идей компетентностного и культурологического подходов. Различия же их, на наш взгляд, заключаются в том, что в культурологическом подходе результатом образования является приобщение к культуре, рассматриваемой через элементы социального опыта. В компетентностном походе - приобретение личностного опыта деятельности, содержание которого также черпается из опыта человечества. При этом освоение определенного аспекта содержания культуры осуществляется через призму индивидуальности и субъектности личности.

На основе интеграции знаниевого, культурологического и компетентностного подходов на протяжении всей жизни человек может развивать имеющиеся у него компетентности и приобретать новые, обеспечивающие ему культурное развитие. «Компетентность - это элемент и составная часть культуры, это свойство личности (личностное пространство шире профессионального), это высокие мотивации к профессиональной и социальной деятельности, а также способность и готовность осуществлять эту деятельность»,- подчеркивает А. А. Вербицкий [4].

Анализ сущности компетентностного подхода показал, что он соотносится с «открытым» обществом. В этой связи возрастает значимость синергетического подхода,

поскольку он задает «открытую» образовательную систему, на необходимость построения которой указывают Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. выделяя следующиехарактерные признаки: нелинейность образования, его незавершенность и открытость, неустойчивость и нестабильность; относительная предсказуемость результатов образования (зависимость от случайностей, стихийных и хаотических, неуправляемых и слабоуправляемых процессов развития личности). Согласно синергетическому подходу образование не дает готовые знания, оно предлагает многообразие их вариантов, обращаясь к природной потребности человека делать свой выбор. При этом, учитель и учащиеся - субъекты педагогического взаимодействия, они открыты для постоянного обновления новыми смыслами - знаний, отношений, пониманий [2].

Как видим, синергетический подход выводит образование не только на смысловой, но и на деятельностный уровень, являющийся ведущей характеристикой компетентностного подхода.

Усилению гуманитарной составляющей институционального образования способствует также интегративный подход, основанием которого выступает теория М.М. Бахтина о взаимосвязи и взаимозависимости различных областей культуры /науки/, границы между которыми не абсолютны, а потому наиболее продуктивная и напряженная жизнь культуры проходит на границе отдельных областей ее, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике. Перенос данной теории в образовательный процесс вуза способствует развитию многомерной творческой личности, целостно воспринимающей мир, обладающей интегральным стилем профессионального мышления, способной активно действовать в профессиональной и социальной сферах.

Аксиологический подход актуализирует культурно-гуманистические функции образования, утверждает значимость гуманитарного знания, в качестве предметности для которого существует универсальное обращение человека к миру: к природе, социуму, к самому себе. Оно не тождественно гуманитарным предметам и противоречит логике «готового знания», возникающего не как потребность субъектов в образовательной активности, а лишь как набор транслируемых сведений (в этом смысле готовое знание знанием не является) [9].

Гуманитарное знание, проявляясь в содержании преподаваемых дисциплин в качестве общего проблемного «поля», каковым является человек и его культура, позволяет акцентировано развивать базовую культуру студентов уже на начальных этапах обучения.

Специфика гуманитарных образовательных технологий, с которыми мы также связываем возможность развития базовой культуры будущего учителя заключается в том, что они:

- обеспечивают формирование социально значимых качеств, необходимых любому человеку независимо от уровня получаемого образования, профиля или характера профессиональной подготовки;

- выступают средством подготовки к выполнению социальных ролей и функций в современном обществе;

- обеспечивают возможность проявить свою индивидуальность и позицию, оценить жизненное значение получаемых знаний и умений;

- актуализируют и обогащают духовные ценности и духовный опыт;

- служат средством актуализации и развития ценностно-смысловой сферы субъектов, согласования образовательных, профессиональных и жизненных ценностей, стремления и готовности к самопознанию;

- способствуют формированию гуманитарной образовательной среды [10]. Представляется, что реализация обозначенных педагогических условий

позволит обогатить образовательный процесс «ситуациями творчества, переживания», «постижения смысла» и «проживания» его в мыслях, намерениях, поступках, отношениях и других «смысловых единицах жизни» [3]; побудит каждого учащегося занять в нем активную позицию, что отвечает требованиям компетентностного подхода и содержанию базовой культуры личности.

Литература

1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. № 11. -17-24 с.

2. Бондаревская Е.В., С.В. Кульневич. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах. Ростов-на-Дону.: ТЦ Учитель. - 1999. - 560 с.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та.- 2000. - 83-84 с.

4. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - 2006.- № 11. - 39-46 с.

5. Газман О.С. Базовая культура личности О.С. Газман / Теоретические и исторические проблемы. М.: Изд. АПН СССР. - 1989. - 150 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020 года. http: // www. smolin. ru / odv / eference - ource / .- 2008. - 03. htm.

7. Кульневич С.В. Педагогика личности. Воронеж. - 1997. - 184 с.

8. Сластенин В. А., Исаев И.Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Академия - 1997. - 512 с.

9. Лекторский В. А. О гуманизации и гуманитаризации образования // На пороге ХХ1 века: Образование и культура / Под ред. И.В. Бестужева-Лады. М. - 1996.

- 25-28 с.

10. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / кол.авторов; под. ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС. - 2010. - 432 с.

11. Шиянов Е.Н., Бобрышов С.В. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности / Психология и педагогика развития личности. - М.: Илекса.

- 2002. - 46-75 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.