Научная статья на тему 'Базовая физическая культура личности: определение понятия'

Базовая физическая культура личности: определение понятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3381
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / SOCIALIZATION IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE / BASIC PERSON'S CULTURE / BASIC PHYSICAL PERSON'S CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чермит К. Д., Цеева Н. А.

В статье предпринята попытка обобщить имеющиеся взгляды российских ученых на проблему понятийного определения базовой физической культуры. В ней раскрывается авторская точка зрения на понятия: социализация в области физической культуры, базовая культура личности, базовая физическая культура личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чермит К. Д., Цеева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PHYSICAL PERSON`S CULTURE: THE DEFINITION OF THE NOTION

An attempt to generalize Russian scientists` views concerning the problem of the conceptual definition of the basic physical culture is undertaken in the given article. The authors point of view related with some definite notions is being displayed there. These notions are: socialization in the field of physical culture, basic persons culture and basic physical persons culture.

Текст научной работы на тему «Базовая физическая культура личности: определение понятия»

БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор К.Д.Чермит Адыгейский государственный университет, г. Майкоп Н.А. Цеева

в статье предпринята попытка обобщить имеющиеся взгляды российских ученых на проблему понятийного определения базовой физической культуры. в ней раскрывается авторская точка зрения на понятия: социализация в области физической культуры, базовая культура личности, базовая физическая культура личности.

Ключевые слова: социализация в области физической культуры, базовая культура личности, базовая физическая культура личности.

При определении основы какого-нибудь явления принято использовать термины «база», «ядро», «фундамент». В культурологии, например, используют термин «ядерные образцы» (Психология. Словарь, 1990.). При этом образец - это объект любой природы, с которым человек (индивид, совокупность индивидов) сообразует какие-либо элементы своего сознания и (или) поведения. Образцы «лежат в основе» или «фундируют». Образцы, не фундируемые с другими образцами, но сами фундирующие их, называются ядерными. Ядерные образцы фундируют периферийные образцы. В своем большинстве являются элементарными, то есть неразложимыми шаблонами.

Роль и место базовой культуры личности исследуется разными науками, все они рассматривают направления базовой культуры в контексте целостного развития личности (Н.В. Смирнова, О.С. Газман, И.С. Кон, Е.Н. Шиянов, И.Б.Котова и др.)

О.С. Газман считает, что «базовая культура личности -это необходимый минимум способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможны как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности» (1989,1990).

Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова отмечают, что базовая культура личности представляет собой систему знаний и умений, включает культуру жизненного самоопределения и культуру труда; политическую и экономико-правовую, духовную и физическую культуру; культуру межнационального и межличностного общения (Е.Н. Шиянов, 1991; Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова, 1995).

Применительно к нашему исследованию, говоря о «базовости культуры», мы имеем в виду некий базовый минимум, «некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового, неантагонистического существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития» (под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой, 1989). Речь не идет о некоем равном количестве тех или иных личностных качеств, поскольку невозможно оценить уровень культуры людей, исходя из их умственных способностей и психофизических особенностей, скорее всего, можно говорить о «ядерных образцах», которые составляют стержень, основу культуры

личности. Совокупность «ядерных образцов» и является, на наш взгляд, базовой культурой личности.

Если под базовой культурой личности понимается «совокупность ценностных ориентаций и свойств личности, позволяющих ей развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой и приобретать социальную и профессиональную устойчивость» (Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова, 1995), то это означает наличие некоторого обязательного минимума ориентации, личностных свойств, знаний, навыков и умений в таких направлениях как культура деятельности, интеллектуальная культура, этическая культура, правовая культура, эмоциональная культура, физическая культура, культура здорового образа жизни, культура межнационального общения, информационная культура.

Для изучаемого нами вопроса здесь важно выделить два момента:

- в силу того что речь идет о свойствах личности, рассматриваться должна не физическая культура вообще, а физическая культура личности;

- вероятно, что при определении совокупности личностных свойств, знаний, навыков и др. следует выделять часть, которая является базовой.

Исходя из данных двух предпосылок, можно говорить о задаче физического воспитания по формированию базовой физической культуры личности. Следует определить, что под физической культурой личности понимается результат социализации в области физической культуры, многокомпонентное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем понимания ценностей физической культуры, образованностью и активной деятельностью в сфере физической культуры, позволяющей обеспечивать хорошее здоровье, высокий уровень физической подготовленности и работоспособности.

Понятие «базовая» в теории и методике физического воспитания не является новым явлением. Некоторые авторы данный термин связывают с физической культурой (И.И. Сулейманов, Н.Г. Еременко, 1987; В.П. Лукьяненко, 2002).

Другие соотносят ее с содержанием программ физического воспитания и распределением состава применяемых средств (С.И. Касымбекова //Интернет - рессурс http: Lib.sportdu.ru; В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2006; Г.Г. На-талов, 2005).

Третьи связывают ее с целевой установкой применения базовых упражнений (Ю.И. Букин // Интернет - ресурс http: festival.Iseptember.ru / 2005-2006).

Так, в частности, В.П. Лукьяненко (2002) пишет: «Базовая физическая культура — это основа общегосударственного стандарта образовательной подготовки в сфере физической культуры». Освоение базовых основ объективно необходимо и обязательно для каждого школьника, вне зависимости от того, чем бы он хотел заниматься в

будущем, какой он национальности, в каком регионе живет, каковы его индивидуальные особенности. «Базовая часть является обязательной». Не очень понятно, причем в этом случае национальная принадлежность, но в остальном мысль автора ясна. Государственная политика, выражающаяся через стандарт, требует усвоения базовых знаний, базовых умений, двигательных качеств и др. Исходя из этого, становится понятно, почему автор считает базовую часть важной в социальном и педагогическом плане. «В социальном плане освоение базовых основ позволяет удовлетворить конкретные исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурной образованности, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся». Не ясно в позиции В.Л. Лукьяненко только одно: в совокупности перечисляемые результаты определяют основу физической культуры личности, но почему этот факт игнорируется?

К исправлению данного упущения вплотную подходит Н.Н. Симонова (Н.Н. Симонова, 2003), отмечающая: «В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования».

Несмотря на некоторые расхождения в применении термина «базовый», на наш взгляд, все подходы верны. Именно совокупность этих подходов позволяет проследить цепочку появления базовости в теории физической культуры (рис.).

Состав базовых средств и базовых знаний представляет собой базовую физическую культуру. Однако базовая физическая культура представляет собой лишь составной компонент физической культуры, поэтому ее воздействие приводит не к формированию личностной физической культуры, а лишь к формированию базовых ее составляющих.

Здесь же следует отметить еще одно, уже устоявшееся, на наш взгляд, существенное заблуждение. Одним из важнейших условий осуществления процесса физического воспитания является дифференцирование состава средств, методов и задач в зависимости от возраста и половой принадлежности.

Естественные изменения, происходящие в организме, вызывают необходимость изменения состава средств, формируемых знаний, навыков и умений. Следовательно, содержание базовой физической культуры изменяется, вызывая изменения и базовой личностной культуры. Исходя из этого, считаем возможным применение термина «базовый» не только относительно школьников, но и студентов, взрослых и др. категорий населения.

При определении содержания и иерархии, составляющих базовой физической культуры личности, важными представляются позиции, выдвигаемые В.Н. Курысем и его учениками о значимости интеллектуального компонента: «Важнейшим директивным элементом концепции является формирование интеллектуального компонента физической культуры занимающихся как средства познания себя как биологического вида, непременного условия осознания жизненной важности занятий физическими упражнениями, овладения основами построения собственных технологий телесно-двигательного совершенствования. Ибо провозглашаемый в качестве главного фактора физического воспитания специально организованный процесс адаптации к физическим нагрузкам, основанный на закономерностях тренировки, в определенной степени нивелирует фактор образованности индивидуума в области физической куль-

туры, чем снижается его личная, интеллектуальная роль в процессе телесно-двигательного совершенствования. Идея самосовершенствования, безусловно, прогрессивна, но в органической связи с целенаправленным непрерывным организованным процессом образования в области физической культуры».

В приведенной цитате подтверждается социальная детерминированность и изменчивость базовой физической культуры личности, определяется целевая установка ее формирования и даются ориентиры содержательного наполнения процесса. В связи с ролью, отводимой представителями школы В.М. Курыся интеллектуальному компоненту физической культуры личности, надо отметить следующее. В работе одного из выдающихся ученых-философов в области педагогики С.И. Гессена (1995) оспаривается принадлежность теории физического воспитания к педагогике на основании недостаточной роли, которую играют в этом процессе знания. «Будучи отделом гигиены в широком смысле этого слова, физическое воспитание выходит за пределы образования как типового. Теория двигательного воспитания, поэтому не только не есть отдел педагогики, понимаемой как теория образования, но, напротив, она указывает границы этой последней» (с. 362).

«Физическое воспитание, поскольку оно не есть... нравственное, художественное и хозяйственное образование тела, но имеет свою самостоятельную задачу, а есть предмет не столько образования, сколько гигиены в широком смысле этого слова. Теория физического воспитания относится, таким образом, к группе медицинских дисциплин, составляя часть широкого понятия теории гигиены». Приведенные цитаты доказывают длительное существование оппозиции известной теории П.Ф. Лесгафта о физкультурном образовании. Оппозиция существует и в современной теории физического воспитания.

На наш взгляд, оба эти направления имеют право на существование. Однако следует признать, что эффективность стремления теории физической культуры стать педагогической наукой, в первую очередь, определяется отношением к ее знаниевому, интеллектуальному компоненту.

Резюмируя изложенное выше, полагаем целесообразным в теории физической культуры понимать:

- под социализацией в области физической культуры -процесс усвоения личностью знаний, навыков, умений, норм и правил поведения в процессе физического воспитания, общественных ценностей физической культуры, социальных ролей, исполняемых личностью в сфере физической культуры;

- под базовой культурой личности - результат социализации, определяемый в соответствии с наличием у человека обязательного минимума качеств, ценностей, способностей, навыков, умений,знаний,сформированностью норм и правил поведения, позволяющих развиваться в соответствии с требованиями общества;

- под базовой физической культурой личности - результат социализации в области физической культуры, многокомпонентное личностное образование, определяемое в соответствии с наличием у человека обязательного минимума знаний, норм и правил поведения в процессе физического воспитания, понимания ценностей физической культуры, самодетерминирующей двигательной активности, позволяющей соответствовать основным требованиям общества по показателям здоровья, уровня физической подготовленности, работоспособности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букин Ю.И. Реализация принципов гуманизации на основе личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий на уроках, во внеклассной работе // Интернет - ресурс Iseptember.ru / 2005-2006).

2. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление.- М., 1989.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов.- М., 1995.

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв.ред. и сост. П.В. Алексеев.- М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

5. Касымбекова С.И. Научно-методические основы современной системы физического воспитания в школах // Интернет - рес-сурс http:lib.sportdu.ru.

6. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967. - 383 с.

7. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Наука, 1988.- 311с.

8. Курысь В.Н. Всеобщее физкультурное образование - путь к здоровью нации // Вестник СГУ . - Ставрополь, 1998. - Вып. 16. -С. 140-146.

9. Курысь В.Н., Громов Ю.Б., Сляднева Л.Н. Теоретико-методические обоснования образовательной направленности физического воспитания школьников // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Мат. международ, научн. конф. - Майкоп: Изд-во АГУ, 1999. - С. 50-54.

10. Курысь В.Н., Сляднева Л.М. Взгляды на общее непрерывное образование в области физической культуры в пространстве педагогической антрополоргии / Теория и практика физической культуры. - 2004. - №12. С. - 14-18.

11. Лукьяненко В.П.Современное состояние и концепция развития общего среднего физкультурного образования в России. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 312 с.

12. Лукьяненко В.П. Теоретико - методологическое обоснование содержания общего среднего образования в области физической культуры: автореф... .дис. докт. пед. наук. - Майкоп. - 2002. - 73 с.

13. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся: 1-11 кл. - М. Просвещение, 2006. -128 с.

14. Психология: словарь. - М., 1990.

15. Симонова Н.Н. Физические упражнения и здоровье школьников / Мариинская гимназия. / Гимназия № 3, 2003. - С. 18-24.

16. Смирнова Н.В. Образовательный процесс как форма воспроизводства социальности. - Оренбург: Изд-во Оренбургского государственного ун-та, 2000.

17. Сулейманов И.И., Еременко Н.Г. Базовая физическая культура. Омск: Изд-во Омского гос. ин-та физ.культ, 1987.

18. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспектива. - М. - Ставрополь, 1991.

19. Шиянова Е.Н., Котова И.Б. Идеи гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону, 1995.

BASIC PHYSICAL PERSONS CULTURE: THE DEFINITION OF THE NOTION

K. Chermit, Doctor of Pedagogies, Doctor of Biology, Professor N. Tseeva, Adigei State University, Maikop

An attempt to generalize Russian scientists' views concerning the problem of the conceptual definition of the basic physical culture is undertaken in the given article. The author's point of view related with some definite notions is being displayed there.

These notions are: socialization in the field of physical culture, basic person's culture and basic physical person's culture.

Key words: socialization in the field of physical culture, basic person's culture, basic physical person's culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.