Научная статья на тему 'Базовая культура личности в педагогическом осмыслении'

Базовая культура личности в педагогическом осмыслении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9519
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СУЩНОСТЬ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брыкалова Ольга Григорьевна

Проблема развития базовой культуры личности в современных условиях является весьма актуальной. В этой связи представляется значимым выявить сущность и структуру данного педагогического феномена на основе анализа культурологических концепций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Базовая культура личности в педагогическом осмыслении»

РАЗДЕЛ IV

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ личности

УДК 37.082:159.923

Брыкалова Ольга Григорьевна

Старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Ставропольского государственного педагогического института, dastasya@mail.ru, Ставрополь

БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ОСМЫСЛЕНИИ

Biykalova Olga Grigoryevna

Senior lecturer in choral conducting at the Stavropol State Pedagogical Institute, dastasya@ mail.ru, Stavropol

THE BASIC CULTURE OF PERSONALITY IN PEDAGOGICAL

UNDERSTANDING

В статье проведен анализ педагогических концепций, раскрывающих сущность и структуру базовой культуры личности. Предложена авторская трактовка рассматриваемого феномена с целью его развития у студентов вуза на основе компетентностного подхода.

Keywords: culture, basic culture, cultural studies approach, structure of basic culture, the essence of the basic culture, cultural concept, author’s treatment.

Проблема развития культуры личности актуализируется в социально-гу-манитарном знании в 80-90-е гг XX в. Объектом научной рефлексии философов, социологов, психологов, педагогов становится понятие «культура», которое, как отмечает М. С. Каган, «одни теоретики пытаются ... обрисовать в плоскости технологической, другие - в плоскости аксиологической, третьи - в эвристической, четвертые - в аспекте семиотики, пятые - в русле информационно-кибернетическом, шестые сводят ее к способу самоутверждения и развития человека» [1, с. 76].

В. Е. Давидович [2], Ю. А. Жданов [2], М. С. Каган [1], Э. С. Марка-рян [3] и другие подчеркивают деятельностную природу культуры. Ученые обосновывают, что освоение личностью культуры предполагает освоение способов практической деятельности, что в свою очередь происходит только через присвоение культуры.

По мнению О. Долженко, культура -• это труд, напряжение, усилие самого человека. Культура не сама по себе определяет развитие самого человека. Это - «приглашаемая сила». Человек может находиться в культуре и оставаться вне ее. Это медленно и путем невероятных усилий создаваемый человечеством функциональный орган, назначение которого проникновение внутрь самого себя [4, с. 227].

Анализ научных источников позволяет сделать вывод, что в каком бы контексте ни рассматривалась культура, она всегда указывает на процессы улучшения, преобразования, «возделывания». Культура, реализуя свою че-

ловекотворческую функцию, всегда соотносится с человеком, является продуктом его труда и в то же время фактором развития личности.

Используя междисциплинарные исследования культуры, педагогической наукой в 90-е годы XX в. разрабатываются культурологические концепции личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская [5], А. П. Валицкая [6], Н. Б. Крылова [7], В. А. Сластенин [8], Е. Н. Шиянов [8] и др.).

Так, Е. В. Бондаревская в качестве глобальной цели современного образования рассматривает человека культуры, представляющего собой тип личности, ядром которого являются субъектные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Она отмечает, что, несмотря на схематичность представленного образа человека культуры, в нем отражены его природные особенности, социальные свойства, свойства как субъекта культуры. При этом развитие и природных, и социальных начал представляется в контексте культурных свойств, имеющих общечеловеческую ценность [5].

С позиции культурологического подхода выстраивает свою концепцию

А. П. Валицкая, представляя в центре образовательного процесса личность созидательного типа, способную к культуротворчеству, строительству собственной жизни, среды обитания и общения, понимающую и оценивающую явления современной культурной практики в ее нравственных, религиозных, эстетических, политико-экономических, правовых, художественных и иных формопроявлениях [6].

Должное внимание в педагогической теории уделяется проблеме развития общей культуры личности (И. А. Зимняя [9], Н. А. Морозова [10] и др.).

Так, согласно И. А. Зимней, общая культура человека есть способ его социальной жизнедеятельности, социального бытия, выявляющий всю совокупность присвоенных им знаний, ценностей, традиций в процессе и результате их распредмечивания и последующего опредмечивания и проявляющийся во всех сферах его поведения. В структуре общей культуры И. А. Зимняя выделяет ее внутренний пласт, представленный культурой отношений, культурой интеллектуальной деятельности и культурой саморегуляции. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешний контур общей культуры личности, в реализации которого выделяются особенности внутреннего [9].

Ряд ученых определяют общую культуру как совокупность нравственной, психологической, эстетической, правовой, экономической и других культур.

В 90-е годы XX в. в педагогическую науку вошло понятие «гуманитарная культура (В. А. Сластенин [11], Е. Н. Шиянов [12], Н. Г. Сикорская [13] как реализация стремления педагогов выделить те личностные образования, которые бы способствовали интериоризации ценностей общечеловеческой культуры и их реализации в практической жизнедеятельности.

Значимый этап в осознании культурной сущности человека связан с появлением концепции О. С. Газмана. Основным понятием концепции являет-

ся понятие «базовая культура» личности, которую О. С. Газман определяет как «необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности» [14, с. 5].

Говоря о базовости, как о некотором необходимом и обязательном минимуме для всех, О. С. Газман подчеркивает, что речь идет не о равном количестве тех или иных качеств и личностных достижений. Базовый минимум представляет собой «некоторые внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового неантагонистического существования человека и окружающей его среды, условия их гармонического развития. Он включает в себя комплекс характеристик, знаний, качеств, привычек, способов достижения задуманного, ценностных ориентаций, творческих успехов, которые ей позволяют жить в гармонии с общечеловеческой, национальной культурой, развивать и общество, и индивидуальное своеобразие своей личности» [14, с. 5-6]. В качестве основных компонентов культуры личности ученым выделяются демократическая и правовая культура, культура труда и потребления, семейных отношений, общения и самоопределения

Следует отметить, что включение в структуру базовой культуры личности обозначенных составляющих обусловлено принятием педагогической наукой качественно новых методологических подходов, ориентированных на личность, ее ценности, потребности и интересы.

Проблема развития базовой культуры личности нашла отражение в работах других исследователей. Так, в учебном пособии «Педагогика» под ред.

В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова [8] развитие базовой культуры личности представлено в качестве цели современного целостного педагогического процесса. Авторы подчеркивают, что значимость реализации такой цели в любой образовательной системе очевидна, поскольку даже самые инициативные и волевые люди, обладающие профессиональными знаниями, умениями и навыками, мало что смогут сделать в условиях низкого культурного уровня общества и каждого его члена. В этой связи в качестве необходимых структурных компонентов базовой культуры рассматриваются мировоззренческая, правовая, нравственная, экологическая, эстетическая, физическая культуры, культуры труда и гражданственности.

Дальнейшее развитие проблема развития базовой культуры получила в региональной концепции, разработанной учеными Северо-Кавказского социального института под редакцией Е. Н. Шиянова, С. В. Бобрышова [15]. Культура личности, согласно концепции, опирается в своем значении на сущностные характеристики культуры, которая в самом общем значении трактуется как мир материальных и духовных ценностей, взятых в его отношении к человеку. Но важно отметить, что культура рассматривается не просто как совокупность результатов человеческой деятельности, а как про-

цесс ее созидания, как мера развития человека в каждом из его «жизненных миров». Среди «жизненных миров» ученые выделяют мир внутренний и мир внешний.

Внутренний мир - это мир самости личности, составляющий ее индивидуалистический потенциал: психофизиологический, психофизический, психоэмоциональный, когнитивный и другие.

Внешний мир - мир социумности личности, производным которого является ее социальный потенциал.

Согласно Е. Н. Шиянову, С. В. Бобрышову, культура самости включает в себя:

- интеллектуальную культуру как основу развития когнитивной сферы личности;

- эмоционально-чувственную культуру, характеризующуюся развитостью эмоционально-чувственной сферы личности, способностью к чувственному восприятию окружающей действительности, эмоционально окрашенным отношением к миру, себе; умением контролировать и адекватно проявлять чувства и эмоции, уравновешенность поведения;

- физическую культуру, в основе которой установка на содержание, сохранение и развитие своего физического потенциала. Культура предусматривает научные знания о человеке, организме, потребность в самопознании и самосовершенствовании;

- психорегулятивную культуру, характеризующуюся развитостью' психики личности, устойчивостью к деструктивным воздействиям, мобильностью и конструктивной адаптивностью, способностью настраивать свой организм на оптимальный режим работы в соответствии с конкретными ситуациями жизнедеятельности;

- творческую культуру, заключающую в себе осуществление самостоятельного выбора объекта мышления, выход за пределы задания, преобразование его, использование нестандартных способов деятельности; потребность в индивидуальном самовыражении.

Культура социумности выделена авторами на основе основных сфер жизни общества и человека в его взаимодействии с обществом. Такими сферами признаны: политика, право, нравственность, эстетика, экономика, экология и семья.

Так, в основе нравственной культуры личности, к примеру, рассматривается нравственное самосознание, в основе которого лежит отношение личности к общечеловеческим ценностям, их сопряжение со своими индивидуальными интересами, устремлениями и потребностями, а также личный опыт нравственного поведения;

- в основе эстетической культуры - эмоционально-чувственная восприимчивость к окружающей действительности и произведениям искусства, потребность в овладении эстетической культурой общества и проявлении творческой активности, выражающейся в художественно-эстетической деятельности;

- в основе культуры жизненного самоопределения - осознание субъектом идеалов, целей, планов; личных и физических свойств, возможностей, склонностей, дарований и требований, а также готовность вести относительно автономную жизнедеятельность в системе общественных отношений.

Авторы концепции утверждают, что гармония самости и социумности в личности дает возможность заложить фундамент культуры личности. Данный фундамент есть базовая культура личности - тот минимум свойств, качеств, других важнейших характеристик личности, позволяющих ей стать подлинным носителем и ретранслятором культуры. При этом гармония трактуется как характеристика личности, отражающая всесторонность и целостность ее представлений о своем «Я», развивающемся и реализующемся во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром.

Е. Н. Шиянов в учебном пособии «Педагогика: общая теория образования» отмечает, что «базовая культура личности по своей сущности выражает ее ценностные ориентации,... она есть прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия. Под базовой культурой личности следует понимать оптимальную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и практической деятельности» [16, с. 335].

Ученым в структуре базовой культуры личности выделяются такие виды опыта как: когнитивный, практический, опыт творческой деятельности, опыт отношений.

Когнитивный опыт личности как компонент базовой культуры, по мнению Е. Н. Шиянова, включает в себя систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование научной картины мира, вооружает их диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности /с. 335/.

Пракгический опыт сводится к овладению умениями и навыками по осуществлению деятельности. Практический компонент представлен системой общих интеллектуальных и практических умений и навыков, являющихся основой конкретных видов деятельности и обеспечивает способность к сохранению кулыуры. К этим видам деятельности относятся познавательная, трудовая, художественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие.

Опыт творческой деятельности призван обеспечить готовность к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности. Опыт отношений личности рассматривается как система мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность не в знаниях, а в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям [16, с. 338].

Автор указывает на наличие интегративной взаимосвязи и взаимообусловленности всех компонентов базовой культуры личности.

Как видим, ученые стремятся рассматривать культуру личности (общую, гуманитарную, базовую) как интегративное образование, в структуре кото-

рой имеют место компоненты, отражающие изоморфность культуры личности и общечеловеческой культуры в единстве культуры самости и культуры социумности.

Следует отметить, что мысль о необходимости формирования единой культуры личности имела место еще в дореволюционных работах С. И. Гессена, который писал, что «человека нельзя делить на части, а затем вновь составлять из кусочков. Ибо подобно тому, как бессмысленно давать художнику патент на право быть глупым (на том основании, что художественная деятельность есть будто сфера одного только чувства), точно также нелепо мыслить ученого как бесчувственную и безвольную машину» [17, с. 233].

Согласно Е. В. Бондаревской, целостный человек культуры, - это не набор свойств, функций, не сумма добродетелей, эталонов культурности, а человек, способный максимально реализовать свои индивидуальные способности, свои интеллектуальные и нравственные возможности в каком либо одном срезе личности [5].

Проведенный анализ научных источников позволяет обосновать авторское видение сущности и структуры базовой культуры личности.

В нашем понимании, базовая культура личности - это интегративное образование, содержанием которого выступает гуманитарный опыт личности, структурно представленный познавательно-мировоззренческим, духовно-нравственным, социально-гражданским, эмоционально-волевым, созидательно-преобразовательным компонентами, что позволяет личности выстраивать свою жизнедеятельность в гармонии с собой и миром.

Компоненты базовой культуры личности заключают в себе:

- опыт познания, осмысления и понимания (интеграции) мира (и себя) - познавательно-мировоззренческий компонент;

- опыт поиска смысла жизни, ценностного самоопределения, духовного планирования, нравственного поступка - духовно-нравственный компонент;

- опыт проявления гражданской позиции, взаимодействия с людьми, деятельность на благо обществу, умение отстаивать и реализовывать свои права, брать на себя обязанность и ответственность - социально-гражданский компонент;

- опыт переживаний, вызванных различными жизненными событиями, преодоление кризисов, жизненных трудностей - эмоционально-волевой компонент;

- опыт умения созидательно преобразовывать знания, природу, другого, самого себя - созидательно-преобразовательный компонент.

Понимание базовой культуры личности, изложенное выше, не противоречит проанализированным педагогическим концепциям. Рассмотрение же ее содержания как гуманитарного опыта человека лишь усиливает наличие интегративной связи внешней и внутренней культуры (культуры самости и культуры социумности) личности, что заложено уже в понятии «гуманитарный»: имеющий отношение к человечеству, общественному бы-

тию и сознанию [18], а также позволяет развести понятия «базовая культура личности» и «общая культура личности».

Категория «опыт» в словарных статьях есть основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности, единство знаний, умений и навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия [18].

Представляется, что в одних и тех же фрагментах своей жизни человек осваивает и обогащает разные виды гуманитарного опыта одновременно, происходит их конвергенция, результатом которой является базовая культура личности как целостное образование.

Природа базовой культуры процессуальна. Истинно культурную окраску приобретают те знания, ценности, способы деятельности, которые исследуются самим человеком, осмысливаются, глубоко переживаются, по отношению к которым вырабатывается собственная позиция.

Проведенный анализ сущности и структуры базовой культуры личности позволяет сделать вывод о том, что данный педагогический феномен в силу выраженной гуманитарности является основанием как общей, так и профессиональной культуры. В этой связи развитие базовой культуры личности правомерно рассматривать в качестве цели современного педагогического процесса во всех образовательных системах.

Библиографический список

1. Бондаревская, Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах [Текст]/Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов-на-Дону.: ТЦ Учитель, 1999. - 560 с.

2. Балицкая, А. П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса [Текст]/ А. П. Валицкая //Педагогика - 1998. - №4. - С. 12-18.

3. Газман, О. С. Базовая культура личности [Текст]/ О. С. Газман // Теоретические и исторические проблемы. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - 150 с.

4. Гессен, С. И. Основы педагогики / С. И. Гессен. - М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.

5. Давидович, В. Е. Сущность культуры [Текст]/В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. -Ростов-на Дону: Изд-во Ростовского университета, 1979. - 263 с.

6. Долженко, О. В. Очерки по философии образования [Текст]/ О. В. Долженко. -М.: Промо-Медиа, 1995. - 239 с.

7. Зимняя, И. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта [Текст]/ И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кравченко, Н. А. Морозова. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.

8. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека [Текст]/ И. А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 4 мая. http // www.eidos.ru/journal/2006/0504htm.

9. Каган, М. С. Основы теории художественной культуры [Текст]/ М. С. Каган. -СПб: Лань, 2001. - 288 с.

10. Крылова, Н. Б. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. [Текст]/Н. Б. Крылова//Базовая культура личности: теоретические и исторические проблемы. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - 150 с.

11. Маркарян, Э. С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук [Текст]/ Э. С. Маркарян. - М.: Наука, 1972. - 30 с.

12.Сикорская, Н. Г. Развитие гуманитарной культуры будущего учителя как основания его профессионализма [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук./ Н. Г. Сикорская. - М, 1996. - 18 с.

13.Сластешш, В. А. Гуманитарная культура специалиста [Текст]/ В. А. Слас-тенин // Магистр.- 1991- . № 1. - С. 16-25.

14. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 1997. - 512 с.

15. Советский энциклопедический словарь [Текст]/ Под ред. А. М. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1988. - 1600 с.

16. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы [Текст]/Е. Н. Шиянов. - Москва-Ставрополь.: СГПИ, 1991. -205 с.

17. Шиянов, Е. Н. Педагогика: общая теория образования [Текст]: учебное пособие / Е. Н. Шиянов. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2007. - 636 с.

18. Шиянов, Е. Н. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности [Текст]/ Е. Н. Шиянов, С. В. Бобрышов // Психология и педагогика развития личности. - М.: Илекса, 2002. - С. 46-75.

УДК 373.6

Тимощенко Андрей Павлович

Заместитель директора по УВР «Профессиональноеучилище № 96», соискатель Магнитогорского государственного университета, кафедра педагогики, Пт oandrey@mail.ru, Златоуст

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Timoshchenko Audrey Pavlovich

Deputy director on teaching and educational work «Professional school № 96», the competitor of Magnitogorsk state university, timoandrey@mail.ru, Zlatoust

ORGANISATION OF CULTURAL-EDUCATIONAL FIELD OF TECHNICAL SCHOOL STUDENTS AS A PEDAGOGICAL

PROBLEM

Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет новые социальные роли.

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.